А.В. Мещеряков
РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В КРЫМУ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье анализируются некоторые итоги переходного периода воссоединения Крыма с Российской Федерацией на примере решения вопросов гражданства для жителей полуострова. Исследуются нормативно-правовые основы признания за жителями Крыма и г. Севастополя российского гражданства, а также возникшие в ходе этого процесса трудности организационного и нормативного характера.
Ключевые слова: Российская Федерация, Крым, Севастополь, Конституция, уполномоченный по правам человека, конституционализация, конституционный строй, гражданство, правовой статус личности.
A.V. Mesheryakov
RUSSIAN CITIZENSHIP AND THE CONSTITUTIONALIZATION OF THE STATUS OF THE INDIVIDUAL IN THE СRIMEA: REALITIES, PROBLEMS AND PROSPECTS
The article analyses some results of the transition period of reunification of the Crimea with the Russian Federation on the example of the citizenship issues for residents of the Peninsula. Examines the legal framework of recognition for the residents of Crimea and Sevastopol to the Russian citizenship that emerged in this process, difficulties of organizational and normative nature.
Keywords: Russian Federation, Crimea, Sevastopol, the Constitution, the Commissioner for human rights, constitutionalization, constitutional order, citizenship, legal status of the person.
Прошло 3 года с того момента, когда на Общекрымском референдуме абсолютное большинство жителей полуострова проголосовало за воссоединение с Россией. С этого времени Крым стал центром многих геополитических процессов, повлиявших на мировой порядок. Это эпохальное событие, по мнению В.Т. Кабышева, послужило и началом нового этапа в истории России, для которого «характерны принципиально иные отношения во всех сферах конституционного строя, во внутренней и внешней политике Российской Федерации, ее политической системе, идеологии и правосознании, как властвующей элиты, так и подавляющей части российского общества»1.
Возвращение Крыма в состав России было настолько стремительным, что о трудностях, которые могут возникнуть при интеграции Крыма в политическое, правовое и экономическое пространство Российской Федерации, в тот момент вряд ли кто серьезно задумывался. Ведь самая главная проблема для подавляющего большинства жителей полуострова была решена 16 марта 2014 г., когда Крым воссоединился с Россией.
Крымчане были твердо убеждены, что теперь не осталось ни одной проблемы, которую они не смогли бы решить общими усилиями с Россией. Вместе с тем население Крыма подсознательно готовило себя к трудностям переходного периода, надеясь на их временный характер. Жители полуострова с пониманием
© Мещеряков Александр Викторович, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права (филиал СКФУ в г. Пятигорске); e-mail: [email protected]
и терпением переносят все трудности переходного периода, не испытывая при этом ни малейших разочарований в своем историческом выборе на Общекрымском референдуме 16 марта 2014 г. И совершенно прав Б. Федосимов, когда замечает, что «это основополагающий вывод, которым нужно руководствоваться при характеристике особенностей и рисков, определяющих процесс интеграции Республики Крым в российское государственное пространство. Все они не идут ни в какое сравнение с гарантиями личной безопасности каждого крымчанина, которые твердо и последовательно обеспечивает Российская Федерация. Особенно на фоне трагических событий на Юго-Востоке Украины»2.
Однако уповать на эйфорию от самого факта возвращения Крыма в родную гавань не следует. Вслед за ней, как свидетельствует история, неизбежно приходит понимание реальности. И поэтому крайне важно, чтобы эта реальность не обманула ожиданий жителей Крыма, а определенные беспокойства на этот счет имеются. Нельзя не замечать факторы как объективного, так и субъективного характера, негативно влияющие на успешность интеграционных процессов и, в частности, конституционализацию статуса жителей новых российских регионов.
Как отмечалось на заседании «круглого стола» на тему «Политическая реальность Крыма: будущее, тенденции, риски, возможности», проведенного по инициативе ассоциации политологов Крыма «Крымский экспертный клуб», буквально через месяц после принятия Крыма и г. Севастополя в состав России, решение всех крымских проблем сейчас зависит только от скорейшей интеграции Крыма в политическое, экономическое и законодательное поле России. К числу основных рисков, стоящих на пути успешной интеграции, крымское экспертное сообщество относит, прежде всего, факторы, связанные с тем, что российское и й украинское сообщества со времен раздела СССР развивались по разным схемам а социального устройства государства. Россия во многом использовала в качестве ™ базовых программ именно советские стандарты, естественно, с учетом современ-? ных реалий. Украина, в составе которой до недавнего времени находился Крым, I обращалась к опыту западных демократий3.
| В.Т. Кабышев, придерживаясь по сути такой же оценки ситуации, замечает:
>§ «23 года Крым жил в другой конституционно-правовой системе власти и соот-й ветственно иных конституционных ценностях, отличных от российских». Крыму | и Севастополю, подчеркивает он, «крайне необходимо осваивать российский ® конституционализм во всех его проявлениях. Это особенно актуально в миро-§ воззренческом, социально-психологическом плане»4.
£ Сказанное свидетельствует о том, что исследование процесса конституцио-
| нализации Республики Крым и города федерального значения Севастополя ё продолжает иметь исключительное значение, как для научно-теоретического § познания, так и практической интеграции новых субъектов Федерации в по-
ш
£ литическое, экономическое и законодательное пространство России. <3 Подтверждением этому может служить недавно вышедшая монография
1 «Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование», нага писанная видными российскими учеными-конституционалистами профессорами Саратовской государственной юридической академии В.Т. Кабышевым и Т.В. За-метиной5. Публикация этой работы — знаковое событие не только для российского юридического сообщества, но и политологов, ученых-международников, экономистов, социологов, государственных деятелей и депутатского корпуса. Она будет весьма интересна и полезна молодому поколению россиян, т.к. в 64 ней доступным языком изложены события, касающиеся непростого процесса
конституционно-правового воссоединения исконно русских земель в единое целое, показано его историческое значение.
В предыдущей публикации мы попытались проанализировать задачи и первые итоги процесса признания российского гражданства за жителями полуострова на ее начальном этапе. В результате нами был сделан вывод: несмотря на проблемы и трудности нормативно-правового и организационно- технического характера начального этапа формально-юридического признания за жителями новых субъектов Федерации российского гражданства, более чем 20-летняя мечта абсолютного большинства жителей Крыма и Севастополя вновь стать неотъемлемой частью России и обрести ее гражданство, воплотилась в реальность6.
Однако ситуация с фактическим признанием российского гражданства за населением Крымского полуострова оказалась не столь однозначной. Правоприменительная практика в Крыму и Севастополе по установлению российской гражданской принадлежности выявила ряд нестыковок и противоречий в нормативно-правовой базе, которой должны были руководствоваться соответствующие региональные органы федеральных ведомств при оформлении российского гражданства и выдачи паспортов гражданина Российской Федерации жителям этих регионов. Как отмечалось в докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Крым за 2014 год, на начальном этапе периода воссоединения с Россией «Республика Крым переживает нелегкое бремя «переходного периода», время, отведенное для интеграции нашего региона, с устоявшейся системой права и государственного управления в систему государственных институтов Российской Федерации. Этот процесс характеризуется внутренней противоречивостью, неравномерностью, чередованием фаз поступательного раз-
го
вития, зачастую сопряжен с коллизиями в вопросах применения законов. Это т
н
приводит к тому, что обычный человек теряется в многообразии новых правил С
жизни, не похожих на те, к которым он привык»7. а
т
Поэтому, несмотря на столь впечатляющие результаты, достигнутые в этом § направлении за весьма короткий период времени и серьезные усилия, пред- ГГ принятые федеральными и региональными органами государственной власти, 1
одной из основных проблем переходного периода для жителей Крыма стало от- с
т
сутствие возможности беспрепятственного получения паспортов граждан Рос- н
сийской Федерации. Причина: очередь в УФМС по Республике Крым для сдачи I
документов, получения справок о гражданстве, получения готовых паспортов, |
которая доходила до 2000 чел. и более по записи. Все это способствует нарастанию е
напряженности в Крымском регионе, отметил в своем докладе Уполномоченный §
I
по правам человека в Республике Крым. |
Трудности в получении российского паспорта жителями Крыма и г. Севасто- | поля состояли не только в острой нехватке штатных сотрудников миграционных и органов в новых российских субъектах и беспрецедентной загруженности имев- ¡° шихся, но и правовой неопределенности в подтверждении факта постоянного про- 5 живания в Крыму на день проведения референдума. Последнее обстоятельство, 00 как показала правоприменительная и судебная практика, послужило главным 7 камнем преткновения в процессе получения российского паспорта.
По информации некоторых крымских СМИ на апрель 2016 г. около 3 тыс. се-вастопольцев не могут получить российское гражданство даже после признания судом постоянного их проживания в городе на 16 марта 2014 г. Региональные органы ФМС, как отмечается в публикациях, считают, что они — граждане Украины, переехавшие на полуостров после Крымского референдума. Заявители 65
же, напротив, уверяют, что живут в городе давно и имеют право на российский паспорт8. Несмотря на имеющиеся трудности формального свойства в получении российского паспорта, ситуация в этом направлении в целом выглядит весьма достойно.
Итоги переходного периода в отношении процесса приобретения российского гражданства жителями Крыма продемонстрированы в докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Крым за 2014 г. В нем, в частности, было отмечено, что обретение российского гражданства жителями Крыма относится к наиболее важным событиям, состоявшимся в этом году. По информации Управления Федеральной миграционной службе по Республике Крым за период с марта 2014 г. было выдано 1 560 162 паспорта граждан Российской Федерации. Принято 26 541 документов на проведение проверки определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации. Из них принято положительных решений — 13 849, из которых 7701 — по решению судов, которыми были установлены факты проживания граждан на территории Республики Крым на период проведения референдума 16 марта 2014 г.9
С учетом этих данных уже в докладе Уполномоченного по правам человека в Крыму за 2015 г., т.е. года, прошедшего после официального окончания переходного периода, сотрудники миграционной службы документировали паспортами гражданина Российской Федерации 135 747 лиц (1 581 309 граждан было документировано в 2014 г. — на 91,4% меньше), хотя, как отмечает далее докладчик, наиболее распространенными обращениями к Уполномоченному в общей структуре в 2015 г. (всего 4192 обращения) являлись обращения, связанные с миграционными отношениями, в частности с вопросами получения гражданства Российской Федерации (930 обращений)10.
Институт российского гражданства как один из основных элементов конституционного строя Российской Федерации играет особую роль в процессе интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя и в экономическое, и социально-политическое, и правовое пространство Российского государства и общества. Без населения и в первую очередь той части, которая признана гражданами государства, объективно нельзя рассчитывать на успешность и динамику запланированных реформ и интеграционных процессов, о чем свидетельствует тот факт, что «институт гражданства есть срез конституционного строя на личностном уровне. Поскольку целью и ценностью конституционного строя является личность, постольку состояние института гражданства служит показателем состояния конституционного строя. Гражданство — неотъемлемый элемент конституционного строя, исходный политико-правовой институт взаимоотношений личности и государства»11. Именно от того абсолютного большинства населения Крымского полуострова, обретшего в результате исторического воссоединения с Россией конституционный статус российских граждан и влившегося в многомиллионный многонациональный народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Конституция РФ), во многом зависят успешность и динамика продвижения интеграционных процессов.
Гуманизм конституционного строя должен проявляться и в подходе к признанию российского гражданства за жителями Крыма. Вместе с тем это ни в коей мере не должно умалять правовой и политической ценности этого важнейшего права человека либо ослаблять обязательность и неукоснительность соблюдения соответствующих законодательных норм Российской Федерации, регламентирующих этот процесс.
Е.В. Комбарова • Деятельность органов управления свободной экономической зоной
1 Кабышев В.Т. Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5(106). С. 12.
2 URL: http://www.ludidela.ru/articles/1082337/ (дата обращения: 12.09.2016).
3 URL: http://c-pravda.ru/newspapers/2014/04/19/integraciya-kryma-v-rossiyuriski-i-perspektivy (дата обращения: 14.09.2016).
4 Кабышев В.Т. Указ. раб. С. 14.
5 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016.
6 См.: Мещеряков А.В. Российское гражданство жителям Крыма и Севастополя: некоторые итоги переходного периода // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5(106). С. 36-41.
7 Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2014 году. URL: http://ombudsman.rk.gov.ru/rus/index.htm/ news/292664.htm (дата обращения: 15.09.2016).
8 URL: http://primechaniya.ru/home/news/12080/grazhdanstvo_rf_v_sevastopole // (дата обращения: 14.09.2016).
9 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2014 году.
10 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2015 году. URL: http://ombudsman.rk.gov.ru/rus/index.htm/ news/292664.htm (дата обращения: 17.09.2016).
11 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России (Проблемы методологии, теории, практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 35.
Е.В. Комбарова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
е —
Статья посвящена органам управления свободной экономической зоной на территориях и
республики Крым и города федерального значения Севастополя, их полномочиям. Исследу- С
ются вопросы взаимодействия и координации деятельности органов управления свободной а
экономической зоной с органами государственной власти. о
Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Крым, Севастополь, органы S
управления, свободная экономическая зона. г
0
а
E.V. Kombarova С
—i
THE PRINCIPLE OF THE SEPARATION OF POWERS 1
IN THE CONSTITUTIONAL MECHANISM f
OF GOVERNANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION 4
X
The article is devoted to the management bodies of free economic zone in the territories of
the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol, their powers. The issues arising of |
interaction and coordination of activity of bodies of management of a free economic zone with е
the state authorities. ff
Keywords: the Russian Federation, the Republic of Crimea, Sevastopol, management body, •
free economic zone. 2
)
2
1
Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации — политически 7 свершившийся факт. Интеграция Крыма в российское социально-экономическое пространство требует специального анализа и осмысления. Необходимо подчер-
© Комбарова Елена Валерьевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]