НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ
Д. В. ПОЖАРСКИИ,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве.
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право.
УДК 340.130.53:94(47)
D. V. POZHARSKIY,
Doctor of Law, Associate Professor,
Professor at the Department
of State Law Disciplines
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
Scientific specialty:
12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.
Scientific specialty: 12.00.02 — Constitutional Law; Constitutional Lawsuit; Municipal Law.
Российское государство и полиция в системе конституционных ценностей
The Russian State and the Police in a System of the Constitutional Values
Проблема: тенденции, перспективы и проблемы развития российского общества обусловливают необходимость исследования функционально-ценностных свойств государства - сложнейшего феномена и социально-политического института. 25-летний юбилей Конституции Российской Федерации - подходящий повод для очередного разговора о государстве, сохранение которого вполне можно считать одной из главных заслуг Основного закона. Исследование ценностно-смысловых оснований государства неразрывно связано с познанием его природы и сущности, обоснованием его исторической необходимости, социального назначения, пределов функционирования и легитимности на современном этапе.
Цель: в статье обосновывается тезис о том, что государство является фундаментальной конституционно-правовой ценностью, которая проявляется главным образом в его функциях, в том числе в созидании и охране общества и его ценностной системы (безопасность, права и свободы человека, конституционный строй, жизнь и здоровье, иные блага). Автор
Problem: the trends, prospects and problems of development of Russian society necessitate the study of the functional and value properties of the state - a complex phenomenon and social political institution. The 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation is a suitable occasion for another conversation about the state, preservation of which can be considered one of the main merits of the Basic law. The study of the value and semantic foundations of the state is inextricably linked with the knowledge of its nature and essence, justification of its historical necessity, social purpose, limits of functioning and legitimacy at the present stage.
Purpose: the article substantiates the thesis that the state is a fundamental constitutional and legal value, which is manifested mainly in its functions, including creation and protection of society and its value system (security, the human rights and freedoms, constitutional order, life and health, other benefits). The author also substantiates the value content of the police, without which the functioning of the modern state is unthinkable. As an inte-
8
также обосновывает ценностное содержание полиции, без которой функционирование современного государства немыслимо. Как неотъемлемая институциональная и функциональная часть Российского государства полиция является, пожалуй, единственным институтом власти, который учрежден ради базовых, конституционно закрепленных ценностей и защищает их в самых разнообразных формах.
Методы: свои суждения автор выстраивает на основе диалектико-материалистического, функционального и ценностного подхода, формально-юридического анализа конституционно-правовых положений и иных юридических норм, закрепляющих основы государства и полиции. Некоторые рассуждения метафизичны.
Выводы:
1) государство является базовой общесоциальной ценностью. В системе конституционных ценностей государство занимает особое место, созидая, интегрируя и обеспечивая (охраняя и защищая) устойчивость и целостность системы, частью которой оно является;
2) механизм адаптации и саморазвития, заложенный в конституционную конструкцию, обеспечил сохранение государства в единстве институциональных и функциональных свойств, обладающего имманентной и практически монопольной способностью обеспечивать базовые интересы общества и личности, связанные с безопасностью, правами и свободами;
3) ценностно-целевая составляющая отечественной полиции на современном этапе состоит в охране и защите базовых, конституционно закрепленных ценностей (жизнь и здоровье, права и свободы человека, общественный порядок, безопасность, собственность). Полиция - уникальный компонент государственного механизма, поскольку иные институты не имеют своим предназначением защиту такого объема конституционных ценностей. Защищая указанные ценности, полиция сама наполняется ценностным содержанием, что с точки зрения диалектики вполне закономерно.
Государство, деятельность, общество, ценность, Конституция, права и свободы человека, иерархия, функции государства, полиция, социальная оценка.
gral institutional and functional part of the Russian state, the police are perhaps the only institution of power that is established for sake of basic, constitutionally enshrined the values and protects them in the most variety forms.
Methods: the author builds his judgments on the basis of dialectical materialistic, functional and value approach, formal legal analysis of the constitutional and legal provisions and the other legal norms that consolidate the foundations of the state and police. Some reasoning is metaphysical.
Summary:
1) the state is a basic social value. In a system of constitutional values, the state occupies a special place, creating, integrating and ensuring (guarding and protecting) stability and integrity of a system of which it is a part;
2) mechanism of adaptation and self-development, laid down in the constitutional structure, ensured preservation of the state in the unity of the institutional and functional properties, which has an inherent and almost monopoly ability to provide the basic interests of society and a person related to security, rights and freedoms;
3) value target component of the national police at the present stage is to protect and defend the basic, constitutionally enshrined values (life and health, the human rights and freedoms, public order, security, property). The police is a unique component of the state machinery, as the other institutions are not designed to protect such a volume of constitutional values. Protecting these values, the police itself are filled with value content, which from the point of view of dialectics is quite natural.
State, activity, society, value, Constitution, human rights and freedoms, hierarchy, functions of the state, police, social assessment.
12 декабря 2018 г. Основному закону Российского государства — Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее — Конституция) исполнилось 25 лет. Почти столько же в научном сообществе обсуждаются правовые ценности и императивы, образующие основу дальнейшего поступательного развития российского общества, отказавшегося от со-
циалистического, общенародного государства и выбравшего демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
За четверть века в этой области российскими учеными-юристами (С. А. Авакьян, Н. С. Бондарь, В. Н. Бутылин, Н. В. Витрук, В. Д. Зорькин, Е. И. Козлова, Н. А. Михалева, Т. Я. Хабриева,
В. Е. Чиркин, С. М. Шахрай, Б. С. Эбзеев и другие) накоплен внушительный по объему, диапазону и содержанию материал [17, с. 159—171], не замечать этого просто нескромно.
Данное обстоятельство существенно затрудняет формирование оригинального теоретического построения в области конституционно -правовой аксиологии, тем более в небольшом объеме научной статьи. Тем не менее «внутренняя душевная сопричастность» к проблематике государства позволяет нам в форме обобщений и кратких тезисов на основе диалектического, ценностного и функционального подходов обозначить ряд позиций.
Ценность — это смыслообразующее начало, задающее направленность и мотивированность человеческой деятельности. Иначе говоря, ценности — это то, что люди ценят [8, с. 67; 12, с. 222; 21, с. 261].
Содержатся ли в Конституции ценности и представляют ли они собой систему? Жизнь, здоровье, свобода, собственность, безопасность и другие блага возведены в статус основных прав и свобод только потому, что ценны, если не бесценны. Думается, что и по поводу системности ответ должен быть утвердительным, поскольку любая система предполагает наличие элементов и связей между ними, включая отношения иерархического порядка [14, с. 8]. С точки зрения формально-юридической или нормативно закрепленной иерархии и приоритетов в действующей Конституции акценты расставлены — высшей ценностью объявлен человек и его права. Данное иерархическое положение на уровне функциональных связей развивается в ст. 18 Основного закона. В частности, постулируется то, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом и государственная власть, в единстве ее форм и ветвей, и местное самоуправление, и правосудие в свою очередь также выступают конституционными ценностями. Получается, что права человека по отношению к ним выступают системообразующим центром. Спорить с этим довольно сложно, особенно с позиций нормативизма.
Тем не менее, наряду с правами человека, причем нисколько не умаляя их, высокие конкурирующие, а иногда и превосходящие позиции занимают иные ценности, прежде всего государство, конституционный строй, безопасность, правопорядок, гражданский мир и согласие, добро и справедливость, иногда именуемые ценностями общего блага [9, с. 12] и выступающие необходимым условием обеспечения прав человека.
Представляя собой важнейший социальный институт, составляющий основу человеческого общества и способствующий достижению всеобщего блага, государство, несомненно, является ценностью. У Г. Гегеля оно приобретает теологическую ценность и ассоциируется с шествием Бога на земле, хотя гораздо раньше Т. Гоббс сравнил государство с Левиафаном — библейским чудовищем. Казалось бы, этот монстр должен вселять страх и ужас. Однако Т. Гоббс использует такое сравнение вовсе не для устрашения. Для Т. Гоббса Левиафан — гарант безопасности и составляющей ее основу собственности.
В системе конституционных ценностей государство занимает особое место, культивируя, интегрируя и обеспечивая (охраняя и защищая) устойчивость и целостность этой системы. Вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что в большинстве конституций мира нормативная часть начинается с положений (норм) о государстве. Российская Конституция не является исключением, именно в первой статье мы видим основные параметры и целевые ориентиры государства. ^
И свой главный приоритет — права и сво- ы боды человека Российское государство в це- ^ лом последовательно обеспечивает. Свиде- ^ тельством тому может служить положительная За динамика в сфере обеспечения прав и свобод ^ человека. Так, результаты социологических ^ опросов, отраженные в докладе Уполномо- ^ ченного по правам человека в Российской < Федерации за 2017 г., показывают, что из об- ^ щего числа опрошенных граждан большинство (41 %) указали, что права человека в России соблюдаются, и только 39 % респондентов отрицательно ответили на этот вопрос. В 2016 г., напротив, большинство опрошенных — 46 % оценивали ситуацию с правами человека скептически, тогда как 39 % разделяли мнение о соблюдении прав человека в России [7].
Правовое сознание граждан России во многом инерционно и является патерналистским. Россияне признают приоритет государства по сравнению с правами и свободами и допускают правомочность ограничений прав и свобод, если это необходимо для обеспечения государственных интересов [19, с. 21]. И это отнюдь не повод для ценностного противопоставления государства и личности, государства и общества, общества и личности, поскольку триада «государство — общество — личность» диалекти- 4» чески неразрывна, каждый компонент взаим- 9 но дополняет друг друга. В связи с этим следует настороженно отнестись к призывам «отрезать теорию конституционных ценностей от государственной пуповины» [6].
10
Если общественная жизнь западного типа (и правовая жизнь в частности) характеризуется приоритетом личностного, индивидуального начала и частной собственности над общественным (публичным) интересом, то господство коллективного начала в российской общественной правовой жизни является общепризнанным фактом. В сознании оно закрепилось как идея соборности, освящающая возвышенное идейное и практическое единение людей. Фактическая малозначительность индивидуального компенсируется всемерным возвышением общего как чего-то такого, что качественно отлично, более существенно и самостоятельно по отношению к человеку и единственно достойно поддержания, защиты и оправдания [2, с. 20—21].
В условиях развития российской правовой и политической системы (как с точки зрения истории, так и в плане социальных ожиданий) это свойство проявляется особенно. «Русские отнюдь не чужды идее государственности, — пишет В. Н. Синюков, — как это прокламировала еще норманнская теория. Однако их государственность не основывается на принципе "договора" людей во имя общих дел и целей, для реализации которых граждане отказываются от части своего "естественного" суверенитета, а представляет собой самостоятельную и независимую от человека сущность, через которую воплощается высший смысл бытия» [18, с. 346].
Справедливости ради следует отметить, что в общественно-политической мысли государство не всегда оценивалось исключительно как всеобщее благо. «Необходимость государства, — писал Г. Еллинек, — может быть доказываема только путем тщательного изучения существующего мира и тех людей, для которых оно предназначено. В ней невозможно убедить тех, кто принципиально отвергает мир и историческую эволюцию, т. е., например, крайних фанатиков анархизма и тех нигилистов, которые стремятся лишь к разрушению, а не к созиданию и отказываются от всякого обсуждения того, что они замышляют. Их также трудно убедить в ценности государства, как решившегося на самоубийство — в ценности жизни» [10, с. 228].
«Государство — зло», «государство — антиценность» как выражение и отношение (оценка) оказалось очень живучим, с ним люди связывали и связывают действие власти. Дисфунк-циональность государства, т. е. его способность к саморазрушению и причинению вреда обществу и личности неизбежно порождает отчужденность, нередко кажущуюся единственным спасением [20, с. 11], ив конечном итоге приводит к его обесцениванию. Достаточно вспомнить учения анархистов М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, П. Л. Лаврова или Левиафана — библейского чудовища.
Теоретики и практики коммунистической идеологии рассматривали государство в качестве аппарата подавления в классовых обществах (рабовладельческом, феодальном и капиталистическом) и только на этапе социалистического строительства весьма осторожно наделяли «государство-орудие», находящееся в руках пролетариата, ценностным смыслом и содержанием. Однако даже социалистическое общенародное государство как историческая максима развитого социалистического общества, по мере исчезновения классовых противоречий, считалось выполнившим свою историческую миссию и должно было отмереть за ненадобностью. Однако идеи Ф. Энгельса не материализовались, государство никуда не пропало. Напротив, за прошедшее столетие число государств увеличилось почти в четыре раза [20, с. 8], государство по-прежнему существует и функционирует.
В России государство также никуда не исчезло, и во многом это заслуга Конституции. Заложенный в ее конструкцию механизм регенерации и саморазвития позволил сохранить государство в качестве созидательной и охранительной системы и ценности. Именно сохранить, поскольку не так давно, в начале 90-х гг. XX в., оно действительно могло превратиться в «ночного сторожа». Под видом оптимизации государственных функций государство интенсивно сокращало объем своего воздействия на социум, освобождало стратегически важные сферы от своего присутствия, заметно сокращалась доля государственной собственности, объем внешнего долга подрывал финансовую самостоятельность. Более того, претензии на суверенизацию в ряде субъектов поставили под угрозу существование государства в качестве территориально-политической целостности.
Тем не менее государство устояло и сохранилось в своих главных, сущностных номинациях как организация власти и как функционирующая система, обладающая имманентной и монопольной способностью обеспечивать базовые интересы общества и личности, связанные с безопасностью, правами и свободами. Более того, Российское государство последовательно возвращает себе роль главного субъекта организации социально-политической жизни, «производящего, — как отмечает С. А. Мельков, — новые смыслы и формулирующего центральную ценностную систему» [16, с. 95].
Проблематика государства, в том числе проблема его укрепления или ослабления, находится в центре внимания зарубежной науки. В одной из своих работ американский ученый Ф. Фукуяма справедливо отметил, что построение сильного государства — одна из важнейших проблем мирового сообщества, так как сла-
бость и разрушение государств служит источником серьезных глобальных проблем. Строительству государства, по крайней мере такому же важному, как и ослабление роли государства, не уделялось должного внимания. В результате во многих странах либеральные реформы не оправдали своих ожиданий, в некоторых из них состояние экономики стало еще хуже, чем до реформирования [22, с. 3, 7].
В условиях глобальных вызовов и общемировой турбулентности государственная активность непрерывно увеличивается и воспроизводится в нормах права. Например, Н. С. Бондарь называет усиление государственно-правового влияния на отношения власти, свободы собственности цивилизационной закономерностью современных конституций [3, с. 17]. В современных условиях Конституция нормативно обеспечивает легальность и легитимность возрождения дееспособности Российского государства, реализации его ценностного потенциала в форме выполняемых им функций. И это вполне закономерно, поскольку право в любом диапазоне иерархии своих форм прямо или косвенно опирается на государство, ищет и находит в нем своего гаранта, а государство при этом приобретает искомую легитимность.
Это означает, что в контексте функционального подхода, с учетом тенденции увеличения объема управленческого и охранительного воздействия государства на общественные отношения, можно говорить о возрастании ценностного содержания государства.
Ценностные свойства государства главным образом проявляются в его социальном восприятии, точнее в восприятии того, что именно делает государство по отношению к личности и обществу. Другими словами, аксиология государства непосредственно связана с его функциями в сфере формирования, охраны и защиты базовых интересов и ценностей общества. Ценностный потенциал государства раскрывается в деятельности каждого его института, в том числе полиции.
Отвечая на возможные вопросы: «Почему именно полиция?» или «Является ли полиция конституционной ценностью?», воспроизведем уже высказанную неоднократно мысль о том, что полиция не только «стара как государство» (Ф. Энгельс), но и является самым дифференцированным и ближайшим к народу инструментом государственной власти. Ее социальная оценка зачастую служит основой оценки государства в целом [5, с. 29—31]. Полиция относится к тем институтам, концептуальное обоснование которых дает сущностную характеристику любой политической модели. Полиция — важнейшая институция государства, и Г. Гегель
не случайно включил ее в структуру гражданского общества.
Своего функционального апогея полиция достигает в условиях полицейского государства, сыгравшего в истории народов огромную роль. В полицейском государстве полиция приобретает выходящее за рамки привычных представлений ценностное содержание. Если правовое государство своей главной задачей ставит охрану свободы, то полицейское государство «замахивается» на более грандиозную цель — обеспечить достойную жизнь своих обывателей. Полиция и полицейское государство близки не только этимологически, в России они были синонимами вплоть до Октябрьской социалистической революции 1917 г. [15, с. 242—243, 252, 288]. Не случайно полиция с горькой иронией характеризовалась как «складочное место для всякого рода задач, имеющих целью уврачевание разнообразнейших внутренних зол» [ 1, с. 146].
Аксиологический подход к изучению полиции на современном этапе (разумеется, во взаимодействии с иными концептами) позволяет сформировать целостное предметно-смысловое поле для оптимизации созидательного и охранительного потенциала полиции, обеспечения его соответствия социальным ожиданиям [11, с. 5].
Целевая составляющая полиции на современном этапе развития российской государственности заключается в охране и защите базовых, конституционно закрепленных ценностей (жизнь и здоровье, права и свободы человека, общественный порядок, безопасность, собственность). Несмотря на отсутствие в тексте Основного закона упоминания о полиции, последняя в контексте ее функционального содержания и с точки зрения фактической конституции (реальных общественных отношений), несомненно, представляет ценность. Полиция — уникальный компонент государственного механизма, поскольку иные институты не имеют своим прямым назначением защиту такого объема конституционных ценностей. Вполне очевидно, что защищая их, полиция сама наполняется ценностным содержанием, что с точки зрения диалектики вполне закономерно.
При этом существует прямая и обратная связь между ценностью и эффективностью деятельности полиции по реализации возложенных на нее задач (назначение). Чем надежнее полиция защищает граждан, тем выше показатели ее социальной оценки, тем выше уровень доверия и социальной поддержки полиции (ст. 9 Федерального закона «О полиции»). В свою очередь престиж полиции и показатели ее эффективности на каждом историческом этапе зависе-
12
ли от отношения к ней общества, его поддержки в охране общественного порядка. В современных условиях вопросы взаимодействия полиции с обществом, формирование ее положительного образа в массовом сознании являются одним из приоритетов в деятельности органов внутренних дел [4, с. 111; 13, с. 5].
С точки зрения целей и задач, а также принципов, методов и технологий их реализации в системе публично-властных институтов вряд ли найдется аналогичная организация. На современном этапе развития полиция представляет собой единство трех главных свойств — институт, функция и ценность, в связи с чем (в конкретных научно-исследовательских целях и при определенных условиях) может выступать элементом предмета теоретико-правовой и конституционно-правовой науки.
В заключение необходимо отметить, что 2018 г. стал юбилейным не только для действующей, но и для первой российской конституции — Конституции РСФСР — первой в истории социалистической конституции, а потому ори-
Список литературы:
1. Аврутин Ю. Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб., 2003.
2. Балаянц М. С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: авто-реф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
3. Бондарь Н. С. Конституция России в современную эпоху глобальных перемен: от политических иллюзий к юридическому реализму. М., 2018.
4. Борисов А. В. Полиция и милиция России в общественном мнении (начало XVIII века — октябрь 1917 г.): историко-социологическое исследование. М., 2010.
5. Бутылин В. Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
6. Денисов С. А. Мнимые конституционные ценности // Конституционное и муниципальное право.2018.№ 10.
7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017 (дата обращения: 28.01.2019).
8. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2008. № 6.
9. Зорькин В. Д. Право против хаоса. М., 2018.
10. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.
11. Капитонов С. А. Правообеспечительный потенциал милиции (вопросы теории, методо-
гинальной и «несписанной», принятой 10 июля 1918 г., а также для Конституции РСФСР, принятой 12 апреля 1978 г. Из пяти отечественных конституций действующий Основной закон занимает второе место. Первое место, как известно, принадлежит так называемой сталинской конституции, просуществовавшей 41 год. В общемировом масштабе это также приличный период, поскольку из 300 конституций, принятых в разных государствах с 1789 по 2005 гг., большинство не дотягивает до «совершеннолетия». Средний срок их существования составляет 13— 17 лет [23, с. 18].
Все вышеперечисленное свидетельствует об относительной устойчивости отечественной правовой и политической систем и служит основанием для признания легитимности и дееспособности государственно-правовых институтов, оптимизма в дальнейшем укреплении и развитии российской правовой и политической систем, важную роль в охране и защите которых выполняла и будет выполнять полиция.
References:
1. Avrutin Yu. E. Policiya i miliciya v mekhanizme obespecheniya gosudarstvennoj vlasti v Rossii: teoriya, istoriya, perspektivy. SPb., 2003.
2. Balayanc M. S. Fundamental'nye pravovye cen-nosti sovremennogo obshchestva: avtoref. ... dis. kand. yurid. nauk. M., 2007.
3. Bondar' N. S. Konstituciya Rossii v sovremen-nuyu ehpohu global'nyh peremen: ot politi-cheskih illyuzij k yuridicheskomu realizmu. M., 2018.
4. Borisov A. V. Policiya i miliciya Rossii v ob-shchestvennom mnenii (nachalo XVII veka — oktyabr' 1917 g.): istoriko-sociologicheskoe issle-dovanie. M., 2010.
5. Butylin V. N. Miliciya v gosudarstvenno-pravo -vom mekhanizme ohrany konstitucionnyh prav i svobod grazhdan: avtoref. dis. ... d-ra yurid. Nauk. M., 2001.
6. Denisov S. A. Mnimye konstitucionnye cennos-ti // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2018. № 10.
7. Doklad Upolnomochennogo po pravam chelove-ka v Rossijskoj Federacii za 2017 god. URL: http: //ombudsmanrf.org/content/doclad2017 (data obrashcheniya: 28.01.2019).
8. Zinchenko V. P. Cennosti v strukture sozna-niya // Voprosy filosofii. 2008. № 6.
9. Zor'kin V. D. Pravo protiv haosa. M., 2018.
10. Ellinek G. Obshchee uchenie o gosudarstve. SPb., 2004.
11. Kapitonov S. A. Pravoobespechitel'nyj potencial milicii (voprosy teorii, metodologii i orga-
логии и организации): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2003.
12. Карпичев В. С. Организация и самоорганизация социальных систем: словарь. М., 2009.
13. Киричёк Е. В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015.
14. Клочко Е. И. Конституционные ценности в доктрине конституционного права и практике конституционной юстиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.
15. Корнев А. В. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа. М., 2014.
16. Мельков С.А. Какие ценности предстоит защищать России // Власть. 2015. № 2.
17. Михалева Н.А. Становление и развитие отечественной науки конституционного права // История юридических наук в России / под ред. О. Е. Кутафина. М., 2009.
18. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010.
19. Смоленский М. Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4.
20. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013.
21. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1988.
22. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006.
23. Шахрай С. М. Неизвестная Конституция. Constitutio incognita. М., 2013.
nizacii): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Tyumen', 2003.
12. Karpichev V. S. Organizaciya i samoorganizaci-ya social'nyh sistem: slovar'. M., 2009.
13. Kirichyok E. V. Organizacionno-pravovoj me-khanizm obespecheniya konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyah vzaimodejstviya policii s institutami grazhdan-skogo obshchestva v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2015.
14. Klochko E. I. Konstitucionnye cennosti v dok-trine konstitucionnogo prava i praktike kon-stitucionnoj yusticii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2018.
15. Kornev A. V. Gosudarstvo i pravo v kontekste konservativnoj i liberal'noj ideologii: opyt retro-spektivnogo analiza. M., 2014.
16. Mel'kov S.A. Kakie cennosti predstoit za-shchishchat' Rossii // Vlast'. 2015. № 2.
17. Mihaleva N. A. Stanovlenie i razvitie otechest-vennoj nauki konstitucionnogo prava // Is-toriya yuridicheskih nauk v Rossii / pod red. O. E. Kutafina. M., 2009.
18. Sinyukov V.N. Rossijskaya pravovaya sistema. Vvedenie v obshchuyu teoriyu. M., 2010. ^
19. Smolensky M. B. Pravovaya kul'tura i ideya gosu- w darstvennosti // Gosudarstvo i pravo. 2009. № 4. g
20. Tihomirov Yu. A. Gosudarstvo. M., 2013. ^
21. Tugarinov V. P. Izbrannye filosofskie trudy. L., 5 1988. 3
22. Fukuyama F. Sil'noe gosudarstvo: Upravlenie ^ i mirovoj poryadok v XXI veke. M., 2006. ^
23. Shahraj S. M. Neizvestnaya Konstituciya. Con- < stitutio incognita. M., 2013. ^
13