Научная статья на тему 'Российское добровольчество: тенденции и характеристики'

Российское добровольчество: тенденции и характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДИНАМИКА / VOLUNTEERING / CIVIC PARTICIPATION / VOLUNTEERING DEVELOPMENT / LEGAL FRAMEWORK / TRENDS / CHARACTERISTICS / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косыгина Ксения Евгеньевна

В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях возрастает внимание к добровольчеству. Руководством страны поставлены задачи создания эффективных инструментов для использования трудовых ресурсов добровольцев в целях повышения качества жизни населения и претворения в жизнь социальной политики государства на федеральном и региональном уровне. Цель настоящей статьи изучение современного состояния добровольчества в России, выявление проблемных моментов, препятствующих его развитию, поскольку привлечение добровольцев к решению общественно значимых задач не представляется возможным без учета текущего положения этого движения в российских реалиях. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению данного сложного социального феномена. Сделан вывод о междисциплинарности и комплексности добровольчества. Основное содержание статьи разделено на две части. В первой части изучена российская нормативная база в области добровольчества и благотворительности. Выявлено, что в целом государством созданы правовые условия для развития волонтерства на федеральном уровне, однако в регионах этот процесс находится в начальной стадии. Во второй части проведен анализ данных выборочного обследования рабочей силы. Установлено, что уровень включенности граждан в добровольческую деятельность растет. Выявлены зависимости участия в добровольческой деятельности от гендерной принадлежности, возраста, типа населенного пункта. Обоснована необходимость создания организационной модели деятельности добровольческого движения, изучения причин выявленных тенденций и сравнения полученных данных с опытом зарубежных стран, сопоставления темпов развития волонтерства в российских регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN VOLUNTEERING: TRENDS AND CHARACTERISTICS

Currently, in constantly changing socio-economic conditions, attention to volunteering is increasing. The country's leaders set the task of creating effective tools for the use of volunteer labor resources in order to improve the quality of the population’s life and implement the social policy of the state at the federal and regional levels. The purpose of this article is to study the current state of volunteering in Russia and to identify problematic issues that hinder its development, since the involvement of volunteers in solving socially important problems is not possible without taking into account the current position of this movement in Russian realities. Using formal-logical research methods, we consider theoretical and methodological approaches to the study of this complex social phenomenon and draw the conclusion about the interdisciplinarity and complexity of volunteerism. The main content of the article is divided into two blocks. In the first block, we studied the Russian regulatory framework in the field of volunteering and charity. It was revealed that, in general, the state created legal conditions for the development of volunteering at the federal level, but in Russia’s regions this process is at its initial stage. In the second block, we analyzed the data from a sample survey of the labor force. It has been established that the level of inclusion of citizens in voluntary activities is growing. The dependence of participation in volunteering on gender, age, type of locality has been revealed. In conclusion, we justify the necessity of creating an organizational model for volunteer activities. The study also determined the vision of the future prospects of research on this topic, in particular, in terms of studying the causes of the identified trends and comparing the data obtained with the experience of foreign countries, comparing the pace of development of volunteering in the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Российское добровольчество: тенденции и характеристики»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 4 (56), с. 165-174 1 65

УДК 316.354.4

РОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ТЕНДЕНЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ © 2019 г. К.Е. Косыгина

Косыгина Ксения Евгеньевна, аспирант Вологодского научного центра Российской академии наук [email protected]

Статья пнотупила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 22.10.2019

В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях возрастает внимание к добровольчеству. Руководством страны поставлены задачи создания эффективных инструментов для использования трудовых ресурсов добровольцев в целях повышения качества жизни населения и претворения в жизнь социальной политики государства на федеральном и региональном уровне. Цель настоящей статьи - изучение современного состояния добровольчества в России, выявление проблемных моментов, препятствующих его развитию, поскольку привлечение добровольцев к решению общественно значимых задач не представляется возможным без учета текущего положения этого движения в российских реалиях. Рассмотрены теоретико -методологические подходы к изучению данного сложного социального феномена. Сделан вывод о междис-циплинарности и комплексности добровольчества. Основное содержание статьи разделено на две части. В первой части изучена российская нормативная база в области добровольчества и благотворительности. Выявлено, что в целом государством созданы правовые условия для развития волонтерства на федеральном уровне, однако в регионах этот процесс находится в начальной стадии. Во второй части проведен анализ данных выборочного обследования рабочей силы. Установлено, что уровень включенности граждан в добровольческую деятельность растет. Выявлены зависимости участия в добровольческой деятельности от гендер-ной принадлежности, возраста, типа населенного пункта. Обоснована необходимость создания организационной модели деятельности добровольческого движения, изучения причин выявленных тенденций и сравнения полученных данных с опытом зарубежных стран, сопоставления темпов развития волонтерства в российских регионах.

Ключевые олнва: добровольчество, волонтерство, гражданское участие, развитие добровольчества, правовое поле, тенденции, характеристики, динамика.

Введение

Значимость гражданских инициатив в российском обществе постепенно возрастает. В одних случаях через инициативу люди пытаются решить свои проблемы, в других - причиной инициативы становится гражданский протест. Добровольчество (волонтерство) - важнейшая форма гражданского социального участия, которая заключается в мобилизации общественной активности, направленной на решение значимых социальных задач [1]. Характеризуется неравнодушием людей к чужим проблемам, стремлением воплотить в жизнь идеалы, помочь незащищенным социальным группам.

На сплоченность сообщества оказывают отрицательное влияние разделения по признакам партийности, имущественного и социального положения. В этом отношении добровольческие движения вносят свой позитивный вклад в преодоление классового и социального разделения людей. При этом статусные атрибуты уходят на второй план, если человек в своих жизненных установках ставит общественные интересы выше личных.

Поведение человека как добровольца находится в прямой зависимости от окружающей действительности. В нашу жизнь вошла рыночная экономика, а с ней - конкурентная борьба, монополизация, нажива одних и обнищание других, теневой бизнес, нетрудовые доходы, проблема занятости, коррупция, игнорирование социальных и этических критериев. Общенародной солидарности противостоят частные интересы [2]. Общество раскалывается на противоборствующие части и разбегается по отдельным квартирам.

Что может нивелировать негативные последствия рыночной экономики?

Решение проблем можно искать в том числе и в добровольчестве. Власть это осознает. Государство создает условия и новую нормативную базу, позволяющую переосмыслить методы достижения ответственной жизненной позиции через массовое развитие благотворительности и добровольчества.

В Послании Федеральному собранию Российской Федерации в 2016 г. президент В.В. Путин призвал «снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю по-

мощь социально ориентированным некоммерческим организациям». Он убежден, что «воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован» [3]. Прошлый 2018 г. был объявлен Годом добровольца, начавшись с принятия закона, который обязывает все уровни власти оказывать этой активной части населения всестороннее содействие [4].

Итоги Года добровольца и планы дальнейшего развития этого движения обсуждались на заседании Государственного совета 27 декабря 2018 г. Участники Совета определили основные векторы развития: совершенствование взаимодействия региональных, местных органов власти и добровольцев, более активное использование ресурсов волонтерского движения в социальной сфере (здравоохранении, образовании, культуре, социальной защите и др.) [5].

Вместе с тем в экономически развитых странах волонтерство стало важным экономическим ресурсом. По данным Канадского центра филантропии, канадцы посвящают в среднем 191 час в год работе в качестве добровольцев. Это время эквивалентно 578 тыс. рабочих мест с полной занятостью. В США число добровольцев достигло 56-62% у женщин, посвящающих в среднем 3-4 часа в неделю этому роду деятельности, и 49% у мужчин, занимающихся добровольчеством 3-6 часов в неделю [6]. Вклад волонтеров в ВВП некоторых стран составляет от 2.7% (Норвегия) до 0.1% (Кыргызстан). В среднем по группе 16 стран - 0.9% [7]. В России статистическая база волонтерства находится в стадии формирования, и оценить ресурсы этого труда можно лишь приблизительно в краткосрочной динамике.

Целью настоящего исследования является изучение современного состояния добровольчества в России, выявление проблемных моментов, препятствующих развитию, поскольку привлечение добровольцев к решению общественно значимых задач не представляется возможным без учета текущего положения этого движения в российских реалиях.

Теоретико-методологические подходы

Зарубежная и отечественная научная литература содержит ряд теоретических подходов к изучению волонтерства. М.В. Певная, систематизируя дисциплинарные и методологические основы исследования данного феномена, выделяет тринадцать подходов: философский, экономический, правовой, педагогический, психо-

логический, исторический, социологический, системный, социокультурный, аксиологический, институциональный, деятельностный, общностный [8]. Многообразие представленных подходов позволяет говорить о том, что волон-терство - это явление комплексное и междисциплинарное. Использовать какую-либо одну концепцию для изучения тенденций развития добровольчества было бы ошибочным.

Так, на первом этапе настоящего исследования, рассматривая законодательную базу, регулирующую вопросы добровольчества, будем применять правовой подход, который используется Р.Н. Жаворонковым [9], Э.М. Хаджаровой [10], Е.А. Исаевой [11]. На втором этапе, при анализе данных статистики обратимся к системному [8], социологическому [12], институциональному [13], экономическому [14, 15] и деятельностному (трудовому) подходам.

Исследуя волонтерство, необходимо установить границы рассматриваемого феномена.

В работах американских ученых Л. Саламо-на и коллег волонтерство определяется «как комплекс мероприятий, реализованный в свобод-н ое время вид работы без всякой денежной компенсации» [16]. Российский социолог О.И. Холи-на трактует данное понятие следующим образом: «добровольчество - это способ выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать другим и находить самим себе поддержку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу» [17]. И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон характеризуют «добровольчество как разновидность филантропических практик, бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность на благо других людей или общества» [18].

Понятие «доброволец» зафиксировано в российских правовых источниках и в методологии официальной статистики. Согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», добровольцы - это «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг» [4]. Предусматривается, что добровольцы могут осуществлять свою деятельность как индивидуально, так и в составе организаций.

В соответствии с методологией формирования системы показателей трудовой деятельности при определении волонтерства необходимо руководствоваться определенными характеристиками:

- время работы волонтера должно составлять не менее одного часа;

- отсутствие вознаграждения в денежной или натуральной форме (исключением может быть

незначительная денежная поддержка компенсационного характера либо в натуральной форме: питание, транспорт и символические подарки);

- волонтерство - работа, выполняемая без гражданских, юридических или административных обязательств и без принуждения;

- производство «в интересах других лиц» относится к работе, выполняемой: посредством или в интересах организаций, в том числе посредством или в интересах групп самопомощи, взаимопомощи или общинных групп, членом которых является волонтер; в интересах домашних хозяйств (кроме домашнего хозяйства самого волонтера или членов его семьи).

Необходимо отметить, что из числа добровольцев исключаются занятые общественными работами или работами в местах лишения свободы, на военной или гражданской службе, также занятые неоплачиваемой работой в рамках образовательных программ, профессионально-технической подготовкой и трудом в течение рабочего времени по найму [19].

Важнейшей предпосылкой развития добровольчества является наличие сильной и устойчивой мотивации субъектов к осуществлению данной деятельности. Д. Баркер выделяет три основных мотивационных фактора, которые объясняют, почему люди становятся добровольцами: альтруизм, инструментализм и обязательства. В частности, альтруистические мотивы включают в себя: солидарность малоимущих; сострадание нуждающимся; отождествление себя со страдающими людьми; возможность дарить надежду несчастным. Инструментальными мотивами являются: получение нового опыта и навыков; загрузка свободного времени; общение, установление контактов и личное удовлетворение. Мотивы обязательства: моральный, религиозный долг; помощь местному сообществу; ощущаемая обязанность добиться перемен [20].

Логика настоящего исследования основывается на комплексном подходе, который позволяет более широко подойти к рассмотрению основных тенденций формирования данного явления и показать его значимость для социально-экономического развития страны.

Результаты и обсуждение

Тенденции развития российского добровольчества предлагается рассмотреть в двух аспектах: правовые основы и измерение добровольчества с использованием данных выборочного обследования рабочей силы и официальной статистической методологии формирования системы показателей трудовой деятельности.

Рнооийокая ннрмативнн-правнвая база вн-лннтеротва

Формирование благоприятного правового поля для развития добровольчества является важной предпосылкой активизации его потенциала как «ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев» [21].

Смена экономической формации в России привела к необходимости законодательного закрепления добровольного участия граждан на принципах безвозмездного труда на общее благо. Вместо преобладания идеологической составляющей добровольчества в советское время, которая характеризовалась участием граждан главным образом в субботниках под руководством коммунистической партии, потребовалось иное организационное оформление этого процесса. Новые правовые основы в области добровольчества стали создаваться в 1995 г. с принятием закона «Об общественных объединениях». Закон предусматривает право граждан на добровольное объединение для защиты своих интересов и решения социально значимых задач. Спустя три месяца выходит новый закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который развивает общие принципы создания специализированных организаций для осуществления ими благотворительной деятельности, создающей организационные основы объединения граждан для добровольческого труда.

Акцентирование внимания в законах на преобладающей роли добровольческих организаций не отражало необходимости участия граждан в иных формах безвозмездной деятельности в общих интересах. Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., принятой в 2008 г., определено, что в качестве приоритетного направления следует рассматривать развитие практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан, а не только организаций. Конкретные формы поддержки определены Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества РФ, утвержденной Правительством РФ 30 июля 2009 г. Документом введены налоговые стимулы, корпоративная социальная отчетность, расширен перечень организационно-правовых форм благотворительных организаций, определена имущественная поддержка, установлены направления поддержки в формировании целе-

вых капиталов некоммерческих организаций, а также оговорены ключевые аспекты создания системы устойчивого взаимодействия власти, граждан, общественных организаций и бизнеса.

Практика организации крупных международных и всероссийских мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры в Сочи 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г., ежегодные шествия Бессмертного полка, показала высокую эффективность использования добровольного труда. Значима работа добровольцев и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Например, волонтеры помогали при наводнениях в Краснодарском крае в 2012 г., Хабаровском крае в 2013 г., Кировской области в 2016 г., принимали активное участие в тушении лесных и торфяных пожаров в Иркутской области в 2015 г. С учетом этого положительного опыта была утверждена новая Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчеству в РФ до 2025 г. Необходимо отметить, что документ сопровождается планом мероприятий по реализации Концепции и планом популяризации добровольчества, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и благотворительности. Еще одной особенностью современного этапа совершенствования правового поля волонтерства является концентрация внимания на региональном уровне, в частности, активно внедряется Стандарт поддержки волонтерства в регионах, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) (табл. 1). Согласно отчету АСИ, на июнь 2019 г. Стандарт ввели только на 68%. Полностью внедрили данный документ 8% регионов. Это Архангельская, Костромская, Тюменская, Ульяновская области, Красноярский и Хабаровский края и Ямало-Ненецкий автономный округ. В 21 регионе добровольчество является предметом регулирования законов о благотворительной деятельности, а в 16 субъектах действуют отдельные нормативно-правовые акты, основным предметом которых является развитие добровольчества [29].

На современном этапе в России созданы общие правовые основы добровольческой деятельности. Однако остаются неурегулированными некоторые аспекты. В частности, рассогласованность государственной поддержки добровольчества между различными уровнями власти. Отсутствуют стандарты услуг, оказываемых волонтерами, и особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки.

Анализ состояния добровольческого движения (на основе анализа выборочных исследований Росстата)

Рассматривая тренды развития добровольческой деятельности, важно обратиться к официальной статистике. Для измерения используются данные о трудовой деятельности, занятости и недоиспользованной рабочей силе. Наблюдение ведется с 2016 г. по рекомендации 19-й Международной конференции статистиков труда, проходившей в октябре 2013 г. [30]. Росстатом фиксируется распределение населения, работающего в качестве волонтеров: по половозрастным группам, месту проживания, статусу участия в рабочей силе, по видам работ, типам экономических единиц и продолжительности отработанного времени. Отметим, что исследование, в котором применялись перечисленные выше параметры, проводилось и Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ [31].

Оценку участия россиян в волонтерском труде предлагаем осуществлять в двух измерениях. Во-первых, в расчете на 1000 жителей с целью определения уровня добровольческой активности граждан в целом. Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру населения, вовлеченного в данную деятельность.

Анализ показывает, что добровольцами в России являются 10 чел. на 1000 жителей. В динамике с 2016 г. по 2018 г. фиксируется незначительное увеличение числа добровольцев. Вместе с тем наблюдаются различия по возрастным группам. Самые неактивные возрастные группы - это лица 30-39, 60 и старше лет. По уровню участия в трудовой деятельности волонтеров выделяется молодежь в возрасте 15-19 лет: 18 чел. в 2016 г. и 22 чел. в 2018 г. (на 1000 жителей) (табл. 2). Из мотивов включенности молодежи в данную деятельность исследователи выделяют: благодарность окружающих, стремление быть полезным и интерес к общению с разными людьми [32]. Государственная финансовая, информационная, организационная поддержка направлена на развитие добровольческих студенческих объединений по линии Минобрнауки России (за 2016-2017 гг. выделено 236 млн руб.) и Федерального агентства по делам молодежи (в 2018 г. -210 млн руб.) [33]. Однако среди волонтерского движения молодое поколение уступает лидирующие позиции когорте 50-59 лет (участие варьируется от 19% до 21%). Что касается участия женщин и мужчин, то удельный вес женщин, которые работали в качестве волонтеров, превышает долю волонтеров среди мужчин в 2 раза. В зависимости от типа населенного

Таблица 1

Основные документы и нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и регулирование добровольчества в Российской Федерации_

Документ Содержание

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Закрепляет право граждан на добровольное объединение для защиты своих интересов и решения социально значимых задач

Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями на 28.12.2016 г.) Устанавливает организационные основы государственной поддержки молодежных и детских объединений, закрепляет их права в подготовке докладов президенту и правительству РФ, на законодательную инициативу по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи, право на участие в подготовке и обсуждении проектов государственных программ

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Определяет цели благотворительной деятельности, общие принципы создания специализированных организаций

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Устанавливает, что одним из направлений деятельности некоммерческих организаций может являться организация добровольного труда

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 Определяет в числе приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций

Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества РФ, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 г. №1054^ Определяет цели, приоритетные направления, задачи, формы поддержки благотворительной деятельности и добровольчества в РФ

Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Устанавливает возможность поддержки государством социально ориентированных некоммерческих организаций, содействующих добровольческой деятельности

Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» Вносит изменения в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: наименование закона теперь следующее - «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Закрепляет основные понятия «добровольческая деятельность», «доброволец», «организаторы добровольческой деятельности», «добровольческая организация». Приравнивает «волонтерство» и «добровольчество»

Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, одобрена Распоряжением Правительства РФ от 27.12. 2018 г. № 2950-р Определяет основные направления развития волонтерства в целях обеспечения системного подхода к мерам поддержки добровольческих инициатив. Предполагает принятие планов ее реализации

Стандарт поддержки волонтерства в регионах, разработанный Агентством стратегических инициатив по поручению Президента РФ, 2018 год Стандарт направлен на преодоление барьеров по 5 направлениям: организационно-правовое обеспечение, информационно-методологическая поддержка, инфраструктура, стимулирование, финансовая поддержка

Составлено автором по правовым источникам [4, 21-28].

пункта уровень участия населения в расчете на 1000 жителей различается незначительно. Прежде всего, это связано с тем, что большая часть населения сосредоточена в городах, а не в сельской местности. Вместе с тем распределение работников-волонтеров показывает, что городское население преобладает над сельским в соотношении 70% против 30% в 2018 г. (табл. 2). В то же время наблюдается тенденция перемещения волонтерской активности в сельские территории. Предположительно, причиной служит деятельность Фонда президентских грантов. В числе приоритетов Фонда - поддержка проектов из малых городов и сел России. В 2017 г. было

поддержано 729 проектов, направленных на развитие добровольчества, на сумму 1 481 млн руб. В 2018 г. по итогам первого конкурса на предоставление грантов было поддержано 280 проектов на сумму 566 млн руб.

В целом, можно сказать, что на участие в волонтерской деятельности оказывают влияние: возраст, пол и тип населенного пункта. Обращает на себя внимание, что показатели активности добровольцев отличаются в расчете на 1000 жителей и в структуре тех групп, которые уже трудятся на добровольном поприще.

Распределение волонтеров по статусу участия в составе рабочей силы показывает, что

Распределение населения, работающего в качестве волонтеров, по возрастным группам,

Таблица 2

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Группа/год на 1000 в % от числа на 1000 в % от числа на 1000 в % от числа

населения волонтеров населения волонтеров населения волонтеров

Всего: из них 9.8 100 10.0 100 10.7 100

Возраст

15-19 17.5 8.2 18.2 8.3 22.3 10.0

20-29 13.1 19.3 12.0 16.1 12.2 14.8

30-39 11.4 18.6 11.6 18.8 12.0 19.0

40-49 14.1 17.2 12.5 16.7 13.1 17.1

50-59 14.3 21.4 13.6 19.5 14.3 19.1

60 и старше 7.3 15.3 10.0 20.6 9.8 20.0

Пол

Женщины 11.6 64 12.3 66 14.5 65

Мужчины 7.7 36 7.4 34 6.8 35

Территория

Город 9.9 75.2 9.9 73.4 9.8 70.1

Село 9.4 24.8 10.4 26.6 12.6 29.9

Составлено и рассчитано по данным [34].

Таблица 3

Структура волонтеров по статусу участия в составе рабочей силы 2016-2018 гг.,

Группа/год 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рабочая сила из них: 69.2 66.4 65.7

Занятые 65.1 62.8 61.7

Безработные 4.1 3.6 4.0

Лица, не входящие в состав рабочей силы 30.8 33.5 34.3

Составлено и рассчитано по данным [34].

преимущественно добровольцами выступают лица из числа экономически активного населения и занятые в экономике. Вместе с тем динамика рассматриваемого показателя свидетельствует, что постепенно доля тех, кто не входит в состав рабочей силы, но являются добровольцами, увеличивается: изменение 2018 г. к 2016 г. составило 4.5 п.п. (табл. 3).

Данный тренд следует расценивать как положительный в силу того, что учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, те люди, которые не способны в силу разных обстоятельств осуществлять трудовую деятельность, приобщаются к добровольному труду. Это помогает преодолевать аномию и неравенство в обществе, пройти социальную адаптацию этим уязвимым группам населения, обеспечить рост их социальной и гражданской компетентности.

Основным направлением деятельности добровольцев является выполнение социальных работ: предоставление помощи пожилым людям, детям, инвалидам или жертвам катастроф, приготовление и подача пищи, перевозка людей. В 2018 г. подобной деятельностью занималось 34% волонтеров, что меньше, чем в 2016 г., на 5 п.п. Значимое место в структуре по видам

выполняемых работ занимает благоустройство и очистка территории (16-24%) и оказание помощи животным (7%). Отмечается низкий рейтинг участия в таких видах, как сельскохозяйственные работы, поиск пропавших детей, экологические проекты (по 1%) (табл. 4).

Следующим показателем, характеризующим уровень развития добровольчества, является количество рабочих часов в месяц, затраченных на волонтерскую деятельность. Так, в среднем один волонтер трудится от 8 до 9 часов в месяц. Наблюдается тенденция снижения отработанных часов при увеличении численности волонтеров в стране (рис.). На наш взгляд, это является негативным аспектом, так как рост числа волонтеров может сопровождаться увеличением их участия в разовых (краткосрочных) акциях, между тем страдает систематическая работа. Несмотря на принимаемые меры, пассивность отдельных групп населения растет, особенно выделяются когорты активного трудоспособного возраста. Люди стали меньше уделять внимания добровольческому труду, так как вынуждены в условиях экономических трудностей заниматься извлечением доходов от дополнительной занятости. Следует отметить, что сель-

Таблица 4

Структура волонтерства по видам выполняемых работ в 2016-2018^ гг., % _

Вид работ/год 2016 г. 2017 г. 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего в том числе по видам работ: 100 100 100

Социальные работы (предоставление любой неоплачиваемой помощи лицам за пределами собственного домохозяйства, пожилым людям, детям, инвалидам или жертвам катастроф, приготовление и подача пищи, перевозка людей и др.) 39.1 35.3 33.7

Благоустройство и очистка территории населенного пункта (уборка мусора, работа по улучшению водоснабжения, парков или дорог, озеленение территории) 16.4 23.1 24.2

Оказание помощи животным 7.4 6.3 6.4

Участие в работе общественных органов школ и других образовательных учреждений, общественных, религиозных и других некоммерческих организаций, клубов, союзов 5.4 4.5 6.4

Предоставление любой бесплатной медицинской помощи или юридической консультации, проведение неоплачиваемого занятия, тренировки, консультирование 5.2 6.1 6.3

Сбор средств на благотворительность или другой социальный проект 7.2 9.0 6.2

Организация спортивных, культурных и других мероприятий 5.6 5.2 5.3

Помощь местной школе 3.7 3.2 4.3

Строительные, ремонтные работы, реставрационные работы 3.6 2.5 2.4

Экологические проекты (расчистка лесов, полей и рек, посадка деревьев) 0.9 1.1 1.1

Поиск пропавших людей 0.8 0.6 0.8

Сельскохозяйственные работы (работа на фермах и в полях) 0.8 1.0 0.6

Другое 3.9 2.1 2.3

Составлено и рассчитано по данным [34].

1С.9

9,4

, —-

а,9 3,6 ■——---------

2С16г. 2С17 г. 2С13г.

^^В среднем на одного волонтера часов ■ Га род А Сел а

Рис. Количество рабочих часов в месяц, затраченных на волонтерскую деятельность в 2016-2018 гг. Составлено по данным [34]

ское население тратит больше времени на выполнение добровольной работы, чем городское. Этому способствует сохранение общинного уклада жизнедеятельности в малых населенных пунктах.

Добровольчество как вид гражданского участия может осуществляться в формальной и неформальной форме. Вертикально направленная формализованная деятельность осуществляется в рамках конкретных организаций и объединений, а горизонтально неформальная деятельность реализуется индивидуально или в составе групп [35, с. 161]. Данные показывают, что удельный вес индивидуального волонтер-ства составил в общей сложности 80%, включая

1% тех, кто действовал в группах самопомощи, взаимопомощи, других неформальных объединениях. Формальное добровольчество варьируется в пределах 19%. Из организаций наибольшая доля приходится на государственные и муниципальные структуры (13-14%). В составе общественных организаций участвуют в добровольчестве только 5%. Положительной или отрицательной динамики по значениям рассматриваемого показателя с 2016 г. по 2018 г. не наблюдается (табл. 5).

Дальнейшее развитие добровольческой деятельности должно учитывать преобладающую долю волонтерства вне организаций. Чтобы успешно использовать этот трудовой ресурс на

Таблица 5

Структура волонтерской деятельности по типам экономических единиц _в 2016-2018 гг., %_

Экономическая единица/год 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Посредством или в интересах организаций из них: 19.8 19.1 21.0

Общественные и религиозные организации, другие некоммерческие организации 5.2 5.0 5.4

Государственные, муниципальные структуры 13.3 13.0 14.5

Группы самопомощи, взаимопомощи, другие неформальные объединения 1.3 1.1 1.1

По собственной инициативе (в интересах домашних хозяйств) 78.9 79.8 77.9

Другие 1.3 1.1 1.1

Составлено и рассчитано по данным [34].

благо общества, необходимо внедрять организационные модели, которые бы позволили определить приоритетные направления работы, исходя из местных условий, объединять в команды для достижения синергетического эффекта, решать вопросы материально-технического обеспечения.

Удовлетворение вышеперечисленных потребностей возможно двумя способами.

Первый - с помощью некоммерческих организаций. Согласно российскому законодательству, такие организации могут выступать в качестве организатора добровольческой деятельности [4]. Они имеют право привлекать на постоянной или временной основе волонтеров и осуществлять руководство их работой. Однако при такой организационной модели некоммерческие организации сталкиваются с определенными барьерами гражданского участия. Подчеркнем, что в предыдущих наших исследованиях эти барьеры были определены на основе мониторинга социального самочувствия населения. Выявлено, что восприятие гражданами деятельности некоммерческих организаций находится на невысоком уровне. Причина в низкой информированности граждан о проектах, мероприятиях некоммерческих организаций и, как следствие, в сохраняющемся недоверии [36, с. 36].

Второй - без образования специализированных благотворительных и добровольческих организаций с правами юридического лица, а путем расширения полномочий действующих ресурсных центров для некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Ресурсные центры уже сегодня предоставляют широкий спектр услуг отдельным гражданам и инициативным группам: консультирование, информационное сопровождение, организационная и имущественная поддержка, предоставление помещений и оборудования по модели работы коворкинг-центров и другие. Привлечение ресурсных центров позволяет активизировать добровольческое движение с наименьшими за-

тратами, при этом вовлекая участников в сотрудничество с действующими некоммерческими организациями, которые нуждаются в добровольческом труде.

Заключение

Результаты исследования текущего состояния российского добровольчества позволили сделать следующие основные выводы.

1. Волонтерство - это явление комплексное и междисциплинарное, поэтому для осмысления этого сложного социального феномена необходимо руководствоваться несколькими теоретико-методологическими подходами: правовым, институциональным, системным, социологическим, экономическим и деятельност-ным.

2. На федеральном уровне создана широкая нормативно-правовая база в области добровольчества, которая переносит вектор правового регулирования в регионы и муниципалитеты. С этой точки зрения, региональное звено государственного управления занимает центральное место в вопросе регулирования процессов развития добровольческого движения в стране.

3. Проведенный анализ данных выборочного обследования рабочей силы в рамках официальной статистической методологии формирования индикаторов трудовой деятельности показал положительную динамику в развитии добровольчества в России в части увеличения количества работников-волонтеров за период с 2016 г. по 2018 г. Выявлены зависимость участия в добровольческой деятельности от ген-дерной принадлежности, возраста, типа населенного пункта. Так, волонтерами являются преимущественно женщины. Наиболее активно трудится молодежь в возрасте 15-19 лет. Наименее - пенсионеры и люди активного трудоспособного возраста. Установлено, что постепенно волонтерская активность перемещается в сельскую местность. Вместе с тем негатив-

ным трендом является снижение количества отработанного одним волонтером времени. Более подробное изучение причин выявленных тенденций и сравнение полученных данных с опытом зарубежных стран, сопоставление развития волонтерства в российских регионах могут стать следующими этапами исследования.

4. Приоритетным направлением является содействие развитию системы добровольчества через создание организационной модели деятельности добровольческого движения, формирование единой информационной базы данных добровольческих организаций и добровольческих акций, так как только организованное добровольчество может обеспечить расширение масштабов добровольческой деятельности и повышение ее результативности.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке направлений, программ развития добровольчества, а также социальными учреждениями и некоммерческими организациями при реализации проектов и мероприятий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект 19-011-00724 А «Барьеры гражданского участия и механизмы их преодоления на региональном уровне».

Список литературы

1. Никовская Л.И., Скалабан И.А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Политические исследования.

2017. № 6. С. 43-60.

2. Ильин В.А., Морев М.В., Поварова А.И. Социальное государство в России: проблемы и перспективы: Монография. Вологда: ВолНЦ РАН,

2018. 229 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. URL: http://www.krem lin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 21.06.2019).

4. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». URL: https://base.garant. ru/71871620/ (дата обращения: 20.06.2019).

5. Заседание Государственного совета. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59528 (дата обращения: 21.06.2019).

6. Воронова Е.А. Добровольчество как форма благотворительности в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2011. № 1. С. 330-342.

7. Salamon L., Sokolowski W., Haddock M., Tice H. The state of global civil society and volunteering: Latest findings from implementation of the UN. 2013. URL: http://ccss.jhu.edu/wp-content/uploads/downloads/2013/ 04/JHU_Global-Civil-Society-Volunteering_FINAL_3. 2013.pdf (дата обращения: 22.06.2019).

8. Певная М.В. Дисциплинарные и методологические подходы к исследованию волонтерства // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 2 (113). С. 174-180.

9. Жаворонков Р.Н. Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 184 с.

10. Хаджарова Э.М. Правовые основы волонтерской (добровольческой) деятельности в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2016. Т. 6. № 11. С. 140-151.

11. Исаева Е.А. Огосударствление института добровольчества в России: анализ законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» // Власть. 2013. №10. C. 148-150.

12. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: масштабы, потенциал и факторы развития // Петербургская социология сегодня. 2015. № 6. С. 300-332.

13. Кузьминчук А.А. Модели институционального регулирования социальной общности волонтеров // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 55-63.

14. Зинатулин А.М., Карасева Л.А. Экономико-теоретический подход к организации добровольческого движения // Экономический журнал. 2011. Т. 23. № 3. С. 110-115.

15. Clary E.G., Snyder M. The motivations to volunteer: Theoretical and practical considerations // Current Directions in Psychological Science. 1999. Vol. 8. No. 5. P. 156-159.

16. Salamon L., Sokolowski S., Haddock M. Measuring the economic value of volunteer work globally: concepts, estimates, and a roadmap to the future // Annals of Public and Cooperative Economics. 2011. Vol. 82. № 3. Р. 217-360.

17. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.

18. Потенциал и пути развития филантропии в России / Под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. дом Гос. ун-та ВШЭ, 2010. 419 с.

19. Официальная статистическая методология формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-й Международной конференцией статистиков труда (утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 декабря 2015 г. № 680). URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/712223 98/ (дата обращения: 22.06.2019).

20. Barker D.G. Values and volunteering // Volunteering in Europe, Voluntary Action Research, second series. 1993. № 2.

21. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации». URL: http:// base.garant.ru/6726429/ (дата обращения: 22.06.2019).

22. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и дет-

ских общественных объединений» (с изменениями на 28.12.2016 г.). URL: base.garant.ru/103544/ (дата обращения: 23.06.2019).

23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 22.06.2019).

24. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». URL: www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 23.06.2019).

25. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 21.06.2019).

26. Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». URL: base.garant.ru/12174777/ (дата обращения: 23.06.2019).

27. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/

28. Стандарт поддержки волонтерства в регионах, разработанный Агентством стратегических инициатив по поручению Президента РФ, 2018 г. URL: http://libsakh.ru/fileadmin/user_upload/Standart_metodr ekomendacii.pdf (дата обращения: 23.06.2019).

29. Информационная справка о внедрении Стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регио-

нах (по состоянию на 24 июня 2019). URL: https://asi.ru/news/106724/ (дата обращения: 23.06.2019).

30. Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы. URL: https ://www. ilo. org/wcmsp5/groups/public/dgreports/stat/ documents/normativeinstrument/wcms_235603 .pdf (дата обращения: 23.06.2019).

31. Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности: методические подходы и проблемы реализации / Под ред. И.В. Мерсияновой. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 202 с.

32. Ермилова А.В., Исакова И.А., Игнатьева В.И. Региональное проблемное поле волонтерства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. 2 (50). С. 88-97.

33. Доклад о развитии добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. URL: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/4436 (дата обращения: 30.06.2019)

34. Обследование рабочей силы // Сайт Федеральной службы государственной статистики России. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11400 97038766 (дата обращения: 01.07.2019).

35. Скалабан И.А., Спенсер С.Б. Стратегии общественного участия лидеров формальных и неформальных объединений // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17). С. 158-170.

36. Уханова Ю.В., Косыгина К.Е. Некоммерческий сектор в оценках населения региона: социально-демографический аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 29-38.

RUSSIAN VOLUNTEERING: TRENDS AND CHARACTERISTICS K.E. Kosygina

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences

Currently, in constantly changing socio-economic conditions, attention to volunteering is increasing. The country's leaders set the task of creating effective tools for the use of volunteer labor resources in order to improve the quality of the population's life and implement the social policy of the state at the federal and regional levels. The purpose of this article is to study the current state of volunteering in Russia and to identify problematic issues that hinder its development, since the involvement of volunteers in solving socially important problems is not possible without taking into account the current position of this movement in Russian realities. Using formal-logical research methods, we consider theoretical and methodological approaches to the study of this complex social phenomenon and draw the conclusion about the interdisciplinarity and complexity of volunteerism. The main content of the article is divided into two blocks. In the first block, we studied the Russian regulatory framework in the field of volunteering and charity. It was revealed that, in general, the state created legal conditions for the development of volunteering at the federal level, but in Russia's regions this process is at its initial stage. In the second block, we analyzed the data from a sample survey of the labor force. It has been established that the level of inclusion of citizens in voluntary activities is growing. The dependence of participation in volunteering on gender, age, type of locality has been revealed. In conclusion, we justify the necessity of creating an organizational model for volunteer activities. The study also determined the vision of the future prospects of research on this topic, in particular, in terms of studying the causes of the identified trends and comparing the data obtained with the experience of foreign countries, comparing the pace of development of volunteering in the Russian regions.

Keywords: volunteering, civic participation, volunteering development, legal framework, trends, characteristics, dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.