Научная статья на тему 'Российское банковское законодательство: история и современность'

Российское банковское законодательство: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК / JOINT-STOCK BANK / ГОСУДАРСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT / ЗАКОН / LAW / ИМПЕРИЯ / EMPIRE / НАДЗОР / КАПИТАЛ / CAPITAL / ИНТЕРЕС / INTEREST / КРЕДИТ / CREDIT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КОММЕРЦИЯ / COMMERCE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LIABILITY / OVERSIGHT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гогин А.А., Гогина Г.Н.

В предлагаемой работе анализируются некоторые аспекты, характеризующие развитие и становление российского банковского законодательства, увидевшего свет во второй половине XIX века. В отечественной правовой, исторической и экономической науке те десятилетия принято называть эпохой «Великих реформ», ибо после отмены крепостного права в нашей стране стали активно развиваться капиталистические экономические отношения. Они объективно нуждались в наличии кардинально новых законов, отвечающих интересам различных слоев общества во всех жизненно важных сферах. Во многом, вопреки собственным устремлениям, правительству Российской империи пришлось идти навстречу социальным запросам и требованиям. К сожалению, далеко не все общественные ожидания оправдались должным образом. Ряд начинаний остались незавершенными или носили половинчатый характер. Этому способствовало: сопротивление дворян-крепостников, считавшихся фундаментальным оплотом императорской власти; крайний бюрократизм государственного аппарата; отсутствие в стране основных политических свобод; жесткая реакция цензуры на любые факты инакомыслия; ярко выраженное социальное и национальное неравенство. В качестве ответа на свои ошибки и заблуждения власть получила террористические акты со стороны представителей радикальных кругов; создание подпольных групп и антиправительственных партий. В конечном итоге через незначительный в историческом измерении временной период последовал крах Российской империи. Авторы также рассматривают практическую сторону применения нормативных положений. В целом по своей сущности директивные банковские правила носили позитивный характер. Они отвечали интересам широкого круга российских подданных, как в масштабах страны, так и в границах губерний и уездов. Одновременно в статье проводится определенная параллель между дореволюционным и ныне действующим публичным банковским законодательством. Это объясняется тем, что некоторые правила выдержали испытание временем и проверку на прочность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BANKING LAW: HISTORY AND MODERNITY

THE PAPER ANALYSES SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND ESTABLISHMENT OF THE RUSSIAN BANKING LEGISLATION, PUBLISHED IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY. IN THE DOMESTIC LEGAL, HISTORICAL AND ECONOMIC SCIENCE THE DECADE IS CALLED THE EPOCH OF "GREAT REFORMS", BECAUSE AFTER THE ABOLITION OF SERFDOM IN OUR COUNTRY BEGAN TO ACTIVELY DEVELOP CAPITALIST ECONOMIC RELATIONS. THEY OBJECTIVELY NEEDED IN THE PRESENCE OF RADICAL NEW LAWS THAT MEET THE INTERESTS OF VARIOUS STRATA OF SOCIETY IN ALL VITAL AREAS. IN MANY WAYS, CONTRARY TO THEIR OWN ASPIRATIONS, THE GOVERNOR STVU THE RUSSIAN EMPIRE HAD TO GO TO MEET SOCIAL NEEDS AND REQUIREMENTS. UNFORTUNATELY, NOT ALL PUBLIC EXPECTATIONS WERE MET PROPERLY. A NUMBER OF UNDERTAKINGS REMAINED UNFINISHED OR WERE, HALF-BAR CHARACTER. THIS WAS FACILITATED BY: THE RESISTANCE OF THE NOBLES-THE FEUDAL, WHICH WAS CONSIDERED A FUNDAMENTAL BULWARK OF IMPERIAL POWER; THE EXTREME BUREAUCRACY OF THE STATE APPARATUS; THE COUNTRY'S LACK OF BASIC POLITICAL FREEDOMS; THE HARSH REACTION OF CENSORSHIP ON ANY FACTS OF DISSENT; THE PRONOUNCED SOCIAL AND NATIONAL INEQUALITY. IN RESPONSE TO THEIR ERRORS AND MISCONCEPTIONS GOT THE POWER TER-RACISTISCHE ACTS ON THE PART OF THE REPRESENTATIVES OF THE RADICAL CIRCLES;-THE BUILDING OF THE UNDERGROUND GROUPS AND ANTI-GOVERNMENT PARTIES. IN THE END, USING A MINOR IN THE HISTORICAL DIMENSION TIME PERIOD WAS FOLLOWED BY THE COLLAPSE OF THE RUSSIAN EMPIRE. THE AUTHORS ALSO CONSIDER THE PRACTICAL SIDE OF APPLICATION OF REGULATIONS. IN GENERAL, IN ESSENCE POLICY BANKS-CAL RULES HAVE BEEN POSITIVE. THEY ARE IN THE INTERESTS OF THE BROAD CIRCLE OF RUSSIAN CITIZENS IN THE COUNTRY AND IN BRINK-ZACH PROVINCES AND COUNTIES. AT THE SAME TIME, THE ARTICLE IS A CERTAIN PARALLEL BETWEEN PRE-REVOLUTIONARY AND THE CURRENT PUBLIC BANKS IN SKIM LEGISLATION. THIS IS BECAUSE SOME RULES HAVE STOOD THE TEST OF TIME AND THE TEST OF STRENGTH.

Текст научной работы на тему «Российское банковское законодательство: история и современность»

УДК: 340

ББК: 67.0

Гогин А.А., Гогина Г.Н.

РОССИЙСКОЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

Gogin A.A., Gogina G.N.

RUSSIAN BANKING LAW: HISTORY AND MODERNITY

Ключевые слова: акционерный банк, государство, закон, империя, правительство, надзор, капитал, интерес, кредит, деятельность, коммерция, ответственность.

Keywords: joint-stock Bank, government, law, Empire, government, oversight, capital, interest, credit, activity, Commerce, liability.

Аннотация: в предлагаемой работе анализируются некоторые аспекты, характеризующие развитие и становление российского банковского законодательства, увидевшего свет во второй половине XIX века. В отечественной правовой, исторической и экономической науке те десятилетия принято называть эпохой «Великих реформ», ибо после отмены крепостного права в нашей стране стали активно развиваться капиталистические экономические отношения. Они объективно нуждались в наличии кардинально новых законов, отвечающих интересам различных слоев общества во всех жизненно важных сферах. Во многом, вопреки собственным устремлениям, правительству Российской империи пришлось идти навстречу социальным запросам и требованиям.

К сожалению, далеко не все общественные ожидания оправдались должным образом. Ряд начинаний остались незавершенными или носили половинчатый характер. Этому способствовало: сопротивление дворян-крепостников, считавшихся фундаментальным оплотом императорской власти; крайний бюрократизм государственного аппарата; отсутствие в стране основных политических свобод; жесткая реакция цензуры на любые факты инакомыслия; ярко выраженное социальное и национальное неравенство.

В качестве ответа на свои ошибки и заблуждения власть получила террористические акты со стороны представителей радикальных кругов; создание подпольных групп и ант и-правительственных партий. В конечном итоге через незначительный в историческом измерении временной период последовал крах Российской империи.

Авторы также рассматривают практическую сторону применения нормативных положений. В целом по своей сущности директивные банковские правила носили позитивный характер. Они отвечали интересам широкого круга российских подданных, как в масштабах страны, так и в границах губерний и уездов. Одновременно в статье проводится определенная параллель между дореволюционным и ныне действующим публичным банковским законодательством. Это объясняется тем, что некоторые правила выдержали испытание временем и проверку на прочность.

Abstract: the paper analyses some aspects of the development and establishment of the Russian banking legislation, published in the second half of the XIX century. In the domestic legal, historical and economic science the decade is called the epoch of "Great reforms", because after the abolition of serfdom in our country began to actively develop capitalist economic relations. They objectively needed in the presence of radical new laws that meet the interests of various strata of society in all vital areas. In many ways, contrary to their own aspirations, the Governor stvu the Russian Empire had to go to meet social needs and requirements.

Unfortunately, not all public expectations were met properly. A number of undertakings remained unfinished or were, half-bar character. This was facilitated by: the resistance of the nobles-the feudal, which was considered a fundamental bulwark of Imperial power; the extreme bureaucracy of the state apparatus; the country's lack of basic political freedoms; the harsh reaction of

censorship on any facts of dissent; the pronounced social and national inequality.

In response to their errors and misconceptions got the power Ter-racistische acts on the part of the representatives of the radical circles;-the building of the underground groups and anti-government parties. In the end, using a minor in the historical dimension time period was followed by the collapse of the Russian Empire.

The authors also consider the practical side of application of regulations. In General, in essence policy banks-cal rules have been positive. They are in the interests of the broad circle of Russian citizens in the country and in brink-Zach provinces and counties. At the same time, the article is a certain parallel between pre-revolutionary and the current public banks in skim legislation. This is because some rules have stood the test of time and the test of strength.

Методологической основой публикации являются диалектический метод, сравнительный анализ, исторический и аксиологический подходы, позволяющие рассмотреть определенные аспекты становления и развития отечественной банковской системы. Кроме того, обращение к прошлому дает возможность осмыслить некоторые стороны современного публичного банковского законодательства в его несомненной, преемственной связи с правовыми установлениями минувшей эпохи. Раскроем основное содержание публикации.

Крымская война или как ее называли в Европе - Восточная кампания (1853-1856 гг.) -завершилась для Российской империи весьма плачевно. В противостоянии с коалицией враждебных государств, объединявших Великобританию, Францию, Турцию и Пьемонт (королевство северной Италии и Сардинии), наша страна впервые за многие годы потерпела сокрушительное поражение. Кроме того, война открыла перед российским обществом многочисленные неурядицы, воочию продемонстрировавшие отсталость государства во всех областях социальной жизни. Она жестко и нелицеприятно показала реальное состояние дел в армии, флоте и в отечественной экономике.

Одновременно за период боевых действий в полное расстройство пришла российская финансовая система, ибо страна понесла расходы на содержание вооруженных сил в размере 800 млн рублей. По тем временам это являлось астрономической суммой. Правительство вынужденно прибегло к резкому выпуску необеспеченных кредитных билетов.

Однако такой подход к решению крайне сложной финансовой проблемы лишь способствовал двукратному обесце-

ниванию национальной валюты и росту цен на все товары и услуги. Отметим, что только в 1870 г. в результате принятия различных направлений экономии Российская империя сумела выйти на бездефицитный государственный бюджет.

После войны императору Александру II, новым политическим лидерам и государственным деятелям, которые вместе с ним входили в управление страной, потребовалось безотлагательно приступить к решению многочисленных насущных вопросов, имевших кардинальное значение.

«Великие реформы» середины XIX столетия начались с преобразования финансовой сферы, поскольку без устойчивых финансов и эффективной системы кредита любое успешное реформирование государственных институтов представляется невозможным», - пишет Н.Е. Гулящих [14, с. 119122]. «Радикальная реформа банковского дела, начало которой положило образование в 1860 году Государственного банка, вскоре вызвало к жизни акционерные коммерческие банки с широкой сетью отделений и агентств, впоследствии ставшими центральным звеном кредитной системы империи», -также полагает Ю.А. Грузицкий [13, с. 6672].

Действительно, многие специалисты, исследующие указанные вопросы, вполне обоснованно ведут соответствующий отсчет эволюционных начинаний с вышеназванного года. Тогда, в соответствии с высочайшим указом императора Александра II, данным 31 мая 1860 г. Правительствующему Сенату, ранее существовавший Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк России, подчинявшийся Министерству финансов. Самодержец также утвердил устав новой струк-

туры, в последующем сыгравшей, несмотря на многие издержки и недоработки, значительную роль в развитии финансовых, экономических и предпринимательских отношений в нашей стране [6].

В свою очередь, вопреки некоторым мнениям, мы убеждены, что одной из главных предпосылок начала перестройки являлась крайняя необходимость в развитии отечественной сети современных путей сообщений. Фактически именно с постановки означенной цели начинали свою реформаторскую деятельность император Александр II и его единомышленники. Напомним, насколько острой являлась данная проблема. В 1853 г. общая протяженность железнодорожных линий в огромном российском государстве насчитывала всего лишь 979 верст (одна верста - 1,067 км). Это составляло 1,5% от всей мировой железнодорожной сети.

Необходимо согласиться с аргументированными выводами военных специалистов о том, что, помимо значительного спектра объективных и субъективных причин самого разного плана, полное отсутствие ведущих на юг железных дорог и невозможность ускоренной переброски войск, боеприпасов, продовольствия и иного военного снаряжения на фронт из северных и центральных регионов России в значительной степени обусловили поражение в Крымской войне.

Поэтому 25 января 1857 г. император Александр II подписал именной Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки их первой сети длиной 4000 тыс. верст. Они должны были в короткий срок связать поволжские и центрально-черноземные зернопроизводя-щие регионы с портами Балтийского и Черного морей, с Москвой и Санкт-Петербургом, а также с другими городами страны.

В рескрипте государя констатировалось: «...железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения еще за десять лет, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для Империи и сделались потребностью народною, желанием общим, настоятельным. В сем глубоком убеждении Мы вслед за первым прекращением военных действий повелели озаботиться о сред-

ствах к лучшему удовлетворению этой неотложной потребности. Внимательное обсуждение указало, что для удобства и скорости лучше обратиться, по примеру всех других стран, предпочтительно к промышленности частной, как отечественной, так и иностранной, - к последней в том внимании, чтобы воспользоваться значительною опытностью, приобретенной при устройстве многих тысяч верст железных дорог на Западе Европы» [22, с. 219].

Впервые в России стал воплощаться в жизнь грандиозный проект, в котором на концессионных началах активно участвовали не только российские предприниматели и финансисты, но и иностранные капиталисты. Например, Великобританию представлял банкир Ф. Беринг; Германию - Берлинский банкирский дом «Мендельсон и Ко», Францию - директор компании западных железных дорог А. Турнейсен и пр. Здесь проявили свои незаурядные организационные таланты и глубокие технические знания отечественные военные инженеры Н.О. Крафт, А.Д. Готман, П.П. Мельников. В настоящее время, как знак признательности потомков, последнему из них, занимавшему пост главноуправляющего путями сообщения Российской империи, в Москве на площади трех вокзалов сооружен памятник.

Следует подчеркнуть, что «темпы строительства впечатляли, и уже в 1876 г. протяженность дорог составляла 17658 верст. Скорость прокладки достигалась не только за счет дешевого ручного труда, но вследствие нестандартных инженерных решений, внедрения элементов специализации и поточного метода производства работ» [12, с. 25].

В целом, вторая половина XIX века отличалась быстрым развитием капиталистических отношений по ведущим направлениям российской экономики. В известной степени этому способствовало выдвижение на политическую, хозяйственную, военную и общественную сцену многих инициативных, одаренных деятелей, готовых без сомнений и оглядки брать на себя ответственность за состояние порученных им дел.

По нашему мнению, только вслед за этим на повестку дня окончательно вышел безотлагательный вопрос об отмене крепо-

стного права, ибо наша страна оставалась единственной в Европе, где в сфере земельных и иных социальных отношений сохранялся столь одиозный пережиток феодализма. 19 февраля 1861 г. увидел свет императорский «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» [8].

Детализация условий, направленных на реализацию Манифеста, нашла закрепление в других одновременно принятых нормативных актах. Например, в п. 2 ст. 23 документа под названием «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» особо подчеркивалось, что указанным лицам предоставлялось право «открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения» [9].

Позитивным моментом явилось то, что с 1862 г. впервые в газетах стал публиковаться государственный бюджет, содержащий соответствующие сведения о составе и суммах государственных доходов и расходов. Такая открытость давала возможность не только специалистам, но и всем заинтересованным лицам в стране знакомиться с фактическим положением отечественных финансов.

Так или иначе, но властные инициативы послужили определенным толчком к образованию не только в столице, но и на периферии акционерных банков и их отделений. Характерно, что многие из них создавались на сугубо низовом уровне, в уездах и небольших провинциальных городах. К сожалению, на начальном этапе становление сферы банковских услуг отличалось существенной неоднородностью и крайне серьезными недостатками. Назовем некоторые из них:

- во-первых, одной из причин, предопределивших развитие негативных процессов, являлось отсутствие качественного законодательства, регулирующего банковский сектор российской экономики тех лет;

- во-вторых, денежно-кредитная система шестидесятых годов XIX века сразу стала ориентироваться на импортные и спекулятивные операции. Они были рассчитаны на быстрое извлечение прибыли, но не

предполагали выделение серьезных финансовых ресурсов для осуществления истинной промышленной революции в нашей стране;

- в-третьих, в силу небольшого опыта российское имперское правительство еще не было готово принять на вооружение уже имевшуюся западную историческую практику, показывавшую, что полная самостоятельность банковской системы никогда и нигде не была перспективным фактором в эволюции кредитования.

Поэтому вынужденно финансирование отечественной тяжелой промышленности и других индустриальных направлений в значительной степени проводилось не только тогда, но и на протяжении последующих десятилетий за счет иностранных займов. Забегая вперед, отметим, что зарубежный капитал внедрялся в нашу экономику в основном через петербургские коммерческие банки. К 1913 г. внешний долг Российской империи по разным оценкам составлял 5,4 млрд руб. За годы Первой мировой войны он возрос еще на 7,2 млрд руб. В силу указанной зависимости и под давлением других политических обстоятельств высшее отечественное военное руководство было вынуждено по требованию союзников проводить в их интересах крайне невыгодные фронтовые операции. Пример: поражение 2-й русской армии под командованием генерала А.В. Самсонова в Восточной Пруссии в августе 1914 г.

Специалисты рассматривают десятилетие с 1862 г. по 1872 г., как период наиболее интенсивного развития банковского дела в Российской империи. За те годы возникли 33 акционерных банка и 11 акционерных земельных банков. Кроме того, в стране функционировали 222 городских общественных банка, как правило, обслуживающих интересы органов местного самоуправления, купечества и представителей иных сословий уездных центров. Вместе с тем, такое количество кредитных учреждений привело к их явной и экономически необоснованной реальной надобности.

«С коммерческой точки зрения наиболее эффективна спекуляция денежными ресурсами. Далее по эффективности идет кредитование внешнеторговых операций, затем

операций по внутренней торговле. Когда доходит очередь до инвестиций в промышленность или сельское хозяйство, то у коммерческих банков не остается на это средств», - подчеркивает А.И. Амосов [10, с. 86-95]. «В финансовой сфере в это время преобладали биржевой ажиотаж и спекуляция. Акционерные банки занимались не столько кредитованием торговли и промышленности, сколько операциями по реализации выпусков акций различных компаний», - также полагают Н.В. Фадейкина и И.Н. Демчук [21, с. 108-118].

Естественно, что превышение предложений финансовых услуг над имевшимися потребностями, а также спекулятивный характер деятельности прямым и непосредственным образом способствовали краху самих банков. В некоторой степени ситуация в отечественной банковской сфере пореформенной России сопоставима с 90-ми годами XX века.

Так, на 1 января 1998 г. количество коммерческих банков в нашей стране составляло 1675 субъектов. Однако уже на 1 января 2017 г. число означенных структур сократилось до 623. Кроме того, в течение последующих 11 месяцев указанного года разрешительные документы на осуществление соответствующих операций утратили еще 43 банка. Причины отзыва лицензий практически типичны для всех: несоблюдение требований законов, необоснованное снижение уровня уставного и резервного капитала, сомнительные финансовые операции, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем и пр. «Это со всей очевидностью свидетельствует об особой актуальности строжайшего соблюдения всего комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность этих организаций, начиная с их создания», - констатирует С.Э. Жилинский [15, с. 620].

Однако в начале семидесятых годов XIX века в России явно обозначились первые признаки экономического кризиса, охватившего в ту пору все развитые государства, как Старого, так и Нового света. Прежде всего, он затронул легкую промышленность. В частности, в нашей стране резко упали рыночные цены на пряжу и хлопко-

вые текстильные изделия, что повлекло за собой сокращение их производства и рост безработицы. В свою очередь, в связи с удорожанием денег, в финансовой среде развернулась активная борьба за привлечение клиентуры. К примеру, процентные ставки в некоторых банках увеличивались с 12% до 17% годовых. Вносились и другие внешне привлекательные предложения, направленные на приобретение вкладчиками ценных бумаг определенных компаний, связанных с руководством коммерческих банков.

На этом фоне углубление негативных явлений в банковской сфере заставили российские имперские власти выступить с радикальными законодательными инициативами. Поэтому в силу требований Закона от 31 мая 1872 г. «По вопросу о порядке учреждения частных кредитных установлений» Государственный Совет империи ввел для означенных финансовых структур обязательные правила по их организации и условиям деятельности [2].

Отныне оплаченный уставный капитал коммерческого банка должен был составлять не менее 500 тыс. руб., а минимальная номинальная стоимость одной акции определялась в 250 руб. Неоспоримым требованием, направленным на защиту интересов вкладчиков и кредиторов, являлось формирование банком резервного капитала в объеме не менее 50% от уставного капитала. При этом его средства требовалось размещать в таком высоколиквидном финансовом инструментарии, как государственные ценные бумаги, гарантированные правительством Российской империи. Основной причиной для принудительной ликвидации банка выступала его необоснованно рискованная деятельность, при которой сумма убытков достигала уровня резервного капитала и более 25% уставного капитала. В.И. Таран ков отмечает, что именно с данного момента «в Российской империи впервые были зарегистрированы в законодательном порядке общие правила создания и работы акционерных коммерческих банков, регулирования их деятельности со стороны государства» [20, с. 337].

Между тем достаточно быстро выявились слабые элементы принятого норматив-

но-правового акта. Этому способствовало произошедшее в 1875 г. банкротство Московского коммерческого ссудного банка. Указанное событие, в результате которого разорились тысячи вкладчиков, приобрело широкий общественный резонанс. Последовало возбуждение уголовного дела, шумный судебный процесс и многочисленные комментарии в прессе.

Например, в ходе расследования было установлено, что одним из негативных факторов, повлекших возникновение кризисной ситуации, явилось внутреннее состояние дел в кредитной организации. Так, из 87 акционеров-учредителей означенного банка 71 субъект был формально связан с его деятельностью, хотя, по собственным их признаниям, многие из этих лиц не обладали какими-либо глубокими знаниями в финансовых операциях. К числу таких, с позволения сказать, «специалистов» относились члены правления и контрольного совета, банковские клерки, а также многочисленные родственники поименованных господ.

Вторым обстоятельством, способствующим краху, послужила крайне авантюристическая финансовая политика на международном и внутреннем рынке, осуществляемая руководством банка в лице его председателя Д. Шумахера, а также членов правления Г. Полянского, Г. Ландау, Д. Миллиоти, Г. Струсберга.

Чтобы как-то смягчить конфликт, ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с именным императорским указом, обеспечила выплату пострадавшим вкладчикам из расчета 75 копеек за один рубль утраченных ими средств. Определенную государственную поддержку получили и некоторые другие проблемные банки. Через несколько лет столь значимое происшествие послужило поводом для написания художником В.Е. Маковским известного полотна «Крах банка». Петербургская публика увидела названное произведение в 1881 г. К сожалению, сюжет картины остается актуальным и в настоящее время.

Поэтому при царствовании императора Александра III правительство продолжило осуществление мер, направленных на усиление своей финансовой власти посредством принятия целого пакета специальных

законов. Так, нормативно-правовой акт от 5 апреля 1883 г. «Об изменении и дополнении существующих ныне правил относительно открытия новых акционерных коммерческих банков» поставил данные структуры, которых к концу века насчитывалось около сорока, под еще более жесткий директивный надзор и контроль [3].

Отныне в целях повышения платежеспособности наличные суммы денежных средств в кассе коммерческого банка вместе с активами, размещенными на его текущем счете в Государственном банке, должны были составлять не менее 10% от общих обязательств. Вводилось твердое правило, согласно которому объем кредита, предоставляемого одному заемщику, не мог превышать 10% от оплаченного уставного капитала.

Все коммерческие банки работали на основании уставов, утвержденных непосредственно имперским правительством. В них строго закреплялся круг полномочий каждого участника финансового рынка, устанавливался четкий порядок ведения отчетности и иной сопутствующей документации. Банки были обязаны регулярно публиковать в официальных источниках, например, в газете «Биржевые ведомости» и других наиболее распространенных печатных изданиях, информацию о состоянии собственных счетов, доходах и расходах, о видах и размерах проведенных операций.

Необходимо подчеркнуть, что в восьмидесятые годы XIX века также увидели свет и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу денежно-кредитных отношений. В частности, это Закон от 5 апреля 1883 г. «Об изменении и дополнении нормального Положения о городских общественных банках» [4]. В свою очередь, ряд директивных установлений регулировал процедуры учреждения сельских банков и ссудно-сберегательных касс, порядок ликвидации частных кредитных образований и пр.

Таким образом, среди экономически развитых стран Россия явилась пионером по разработке, принятию и реализации законов, связанных с надзором и контролем за поведением субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере бан-

ковских отношений. Для сравнения отметим, что в европейских государствах соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие поведение частных банков, стали появляться лишь в начале ХХ века.

Некоторые специфические особенности функционирования кредитных организаций регионального уровня рассмотрим на отдельных эпизодах из жизни Поволжского региона как одного из активных производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Так, по архивным сведениям, непосредственно в Самаре активно конкурировали отделения шести банков: Государственного, Волго-Камского, Русского торгово-промышленного, Русского для внешней торговли, Русско-Азиатского и Азов-ско-Донского. Кроме губернского центра, коммерческие акционерные банки имели свои представительства в уездах [19, c. 161, 163].

Например, в Ставрополе- на-Волге (предшественник г. Тольятти) с 1866 г. осуществлял свою деятельность Ставропольский городской общественный банк. Затем в 1894 г. здесь открылось отделение Государственного банка, а перед началом Первой мировой войны в городе появилось отделение Крестьянского поземельного банка.

Среди наиболее специфических операций поволжских банковских учреждений в первую очередь следует выделить учет векселей (нем. Wechsel - перемена, размен). Им являлся документ, составленный по утвержденной законом форме. Он давал право определенному лицу (векселедержателю) требовать от другого лица, обязанного по векселю, уплаты конкретной, прописанной в нем денежной суммы. Соответствующее действие должно было проводиться точно в установленный соглашением срок и в указанном месте. Векселя имели две формы простые и переводные, под названием -тратта. В торговых и иных подобных операциях того времени вексель имел широкое распространение, поскольку избавлял субъектов рынка от необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег особенно при поездках в другие губернии.

Вексель оформлялся на гербовой бумаге, которой в России конца XIX - начала

XX веков имелось 25 видов. При этом та или иная сумма платежа должна была указываться только на конкретном виде бумаги. Так, самый низший сорт имел стоимость 10 копеек и на ней могли писаться векселя лишь на сумму до 50 рублей. В свою очередь, самый высший вид бумаги оценивался в 75 рублей, что позволяло выписывать векселя на сумму от 40 до 50 тысяч рублей.

Помимо реализации сугубо финансовых интересов на внутреннем рынке поволжские банки наиболее широко занимались экспортом зерна, приняв на себя обязанности посредников между местными производителями и зарубежными потребителями. Как известно, в настоящее время не только подобный, но и любой иной вид торговой деятельности прямо запрещен ст. 5 ФЗ РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О банках и банковской деятельности» [5]. Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.26 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. (ред. от 23 апреля 2018 г.) такая форма поведения признается административно наказуемым деянием [1].

Однако в указанный исторический период это диктовалось объективными причинами. Т.М. Китанина справедливо пишет, что именно относительная слабость отечественного предпринимательского капитала обусловила активное участие банков в торговой сфере [17, а 162]. «Накопленные навыки работы в условиях рыночной экономики, наступившие благоприятные перемены в хозяйстве страны открывали широкие перспективы для российских банкиров», -говорит В.И. Таранков [20, а 341].

В этом деле особую роль играл подтоварный кредит, предоставлявшийся под зерно и муку. Особенность означенной формы финансового обеспечения определенной сделки состояла в том, что она требовала существенных организационных усилий со стороны банка. Прежде всего, ему было необходимо провести оценку объема, качества и хлебопекарных свойств зерна; затем опечатать соответствующее хранилище; оформить требуемые документы и лишь после этого выдать клиенту определенную денежную сумму. Для информации отметим, что только в 1900 г. из Ставропо-ля-на-Волге было вывезено 1 млн пудов

пшеницы и других зерновых культур, в частности ячменя, являвшегося сырьем для пивоваренной промышленности.

Характерные особенности имела деятельность городских общественных банков. Прежде всего, они находились под всесторонним контролем местных органов власти, ибо члены правления банков непосредственно избирались из их представителей. Такой подход базировался на требованиях п. XI Городского положения от 11 июня 1892 г. В нем прямо подчеркивалось, что к предметам ведения общественного управления принадлежит «устройство кредитных учреждений по Правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреждений [7].

На основании названных условий, городские общественные банки отчисляли из годовой прибыли в резервный фонд от 10 до 20%. Остальные 80% расходовались на различные нужды по усмотрению органов местного самоуправления. Один из элементов контроля над банком заключался в том, что ежемесячно городская дума совместно с членами правления проводила ревизию наличности в банковском хранилище.

В свою очередь, ежегодно к началу марта городской банк представлял официальную информацию о проделанной работе. Соответствующие данные печатались в типографии и доводились до сведения клиентов, а также иных заинтересованных лиц. «Знакомясь с таким отчетом, предприниматели и купцы могли сразу же прикинуть, на какую сумму кредитов они могли рассчитывать. Это вытекало из правила, что каждый клиент мог получить кредит не более одной десятой основного и запасного капитала, вместе взятых», - пишет В. А. Овсянников [18, с. 237].

Следует подчеркнуть, что в предреволюционный период вкладчиками коммерческих банков являлись подданные Российской империи, представлявшие различные слои отечественного общества. В немалой степени доверие населения к банковской системе объяснялось устойчивостью рубля, как национальной валюты. Этому способствовала денежная реформа, проведенная в 1895-1897 гг. под руководством министра финансов графа С.Ю. Витте. Как известно,

ее основным критерием было введение золотого стандарта. В целом, указанные кардинальные преобразования, проведенные в финансово-экономической сфере, большинством специалистов воспринимаются как успешные. На начало XX века золотой запас оценивался в 645 млн руб. Это способствовало оживлению промышленности и притоку в нее иностранных инвестиций.

Безусловно, ряд правительственных программ подвергался в тот момент жесткой критике. Например, многим нападкам подверглось предшествующее денежной реформе введение в 1894 г. так называемой винной монополии. Ее суть состояла в том, что только государству стало принадлежать право на приобретение и реализацию крепких спиртных напитков. При этом основная цель означенных действий заключалась в увеличении доходов государственной казны за счет соответствующей торговой прибыли. Действительно, уже в 1899 г. доход от реализации алкоголя составил 421,1 млн руб. по сравнению с 297,4 млн, поступившими в бюджет в 1894 г.

Как и любые политические, социальные и иные потрясения, негативным образом сказывающиеся на всех сферах общественной жизни любого государства, серьезные проблемы для отечественной банковской системы вызвали экономический кризис 1900-1903 гг., поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. и, безусловно, революционные события 1905-1907 гг.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на один существенный момент в поведении революционных кругов, о котором практически ничего не говорят современные историки. Краткие упоминания содержатся лишь в отдельных работах советского периода. 2 декабря 1905 г. большевистская газета «Новая жизнь» опубликовала так называемый «Финансовый манифест», автором которого являлся А.Л. Парвус - весьма одиозный политический деятель и авантюрист. Подписи под указанным документом поставили ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, ЦК Польской социалистической партии, Петербургский Совет рабочих депутатов, возглавляемый Л.Д. Троцким, другие левые объединения. Манифест, помимо сугубо декларативных

положений, содержал конкретные рекомендации, прямо направленные на подрыв финансового положения Российской империи. В частности, в нем предлагалось осуществление следующих мер:

- отказаться от взноса выкупных и всех других казенных платежей. Требовать при всех сделках, при выдаче заработной платы и жалованья - уплаты золотом, а при суммах меньше пяти рублей - полновесной звонкой монетой;

- брать вклады из сберегательных касс и из Государственного банка, требуя уплаты всей суммы золотом.

О негативных последствиях этой акции кратко говорится во втором томе Истории КПСС, изданном в 1966 г., где отмечается, что только в декабре 1905 г. выдачи в сберегательных кассах превысили поступления и составили 90 млн руб. [16, а 126]. По нашему мнению, сложность отечественного финансового положения тех лет подчеркивает и тот факт, что если в 1897 г. было выпущено в оборот 50 млн серебряных монет достоинством в один рубль, то в 1905 г. лишь 20 551 экземпляр.

Как известно, для восстановления общественного порядка имперское правительство прежде всего задействовало военную силу и жестко подавило революционные выступления. Одновременно оно обратилось за финансовой поддержкой к союзной Франции, которая выделила России заем в размере 2,25 млрд франков, что составляло примерно 800 млн руб. Соответствующие переговоры успешно провел министр финансов В.Н. Коковцов. Это помогло не только сохранить золотой стандарт, но и наряду с другими мерами способствовало стабилизации общеполитического положения. Буквально через короткий период времени в стране начался экономический подъем, к сожалению, прерванный Первой мировой войной.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство Российской империи содержало должные статьи, закреплявшие систему наказаний за противоправные деяния в сфере денежно-кредитных отношений. В этом плане до революции 1917 г. основным нормативно-правовым источником выступала гл. XII «О нарушении постановлений о кредите»

«Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. (в ред. 1866 и 1885 гг.) [23]. Так, за банковские злоупотребления идентичную ответственность несли не только чиновники государственных кредитных установлений, но и должностные лица общественных и частных коммерческих банков.

Например, ст. 1154 Уложения предусматривала меры ответственности за подлоги и неверность в сохранении вверенного им имущества, принятие противозаконных подарков, взятки и вымогательство. В свою очередь, ст. 1155 поименованного акта признавала преступлением неправильные и злонамеренные действия в производстве ссуд или выдаче вкладов с ущербом для того установления, в котором они служат. На основании ст. 1157 Уложения достаточно строго карались чиновники и должностные лица государственных кредитных установлений, общественных и частных банков за противоправные деяния, связанные с нарушением банковской тайны.

Вместе с тем, в качестве одной из существенных недоработок правительства Российской империи являлся тот факт, что ему не удалось в значительной степени взять под эффективный надзор такие финансовые структуры, как банкирские дома. Специфика означенных образований состояла в том, что на них не распространялись правила об обязательной отчетности и их не затрагивали законодательные требования, касающиеся акционерных коммерческих банков.

«Русская буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы изменить уже существовавшее и стеснительное для нее законодательство для кредитных организаций, но достаточно влиятельна, чтобы препятствовать усилению правительственного контроля в сфере кредита», - полагает Б.Н. Ананьич [11, а 48].

В заключении отметим, что по ряду существенных направлений прослеживается достаточно четкая преемственность между дореволюционным банковским законодательством и ныне действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу денежно-кредитных отношений. Например, это обязательность регистрации

банка; обязательность наличия уставного и резервного капитала; соблюдение банковской тайны; обязательность раскрытия информации об органах управления кредитной организации и о ее деятельности, не только перед уполномоченными органами государства, но и другими заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Выводы:

- на первоначальном этапе реформ, осуществленных в середине XIX века, Российская империя использовала многие элементы построения банковской системы, присущие развитым западноевропейским государствам;

- вместе с тем, это не было слепым заимствованием, поскольку через достаточно короткий срок с учетом специфики отечественных реалий в нашей стране сложилась

собственная система взаимоотношений между властными органами и кредитными организациями;

- в необходимых случаях правительство оказывало существенную поддержку банковским структурам страны, используя ресурсы подчиненного ему Государственного банка;

- по многим аспектам российское дореволюционное банковское законодательство значительно превзошло и на десятилетия опередило страны западного мира;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ознакомление с некоторыми фактами из истории развития отечественных денежно-кредитных отношений на грани двух прошлых веков позволяет лучше понять проблемы государственного регулирования современной российской банковской системой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.) // Российская газета. - 2001. - № 256. - 31 декабря.

2. Закон Российской империи от 31 мая 1872 г. «По вопросу о порядке учреждения частных кредитных установлений» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - 1872. - 1-е полуг. - № 51, пар. 451.

3. Закон от 5 апреля 1883 г. «Об изменении и дополнении существующих ныне правил относительно открытия новых акционерных коммерческих банков» // Собрание узаконений Российской империи. - 1883. - Мая 31. - Ст. 488.

4. Закон от 5 апреля 1883 г. «Об изменении и дополнении нормального Положения о городских общественных банках» // Собрание узаконений Российской империи. - 1983. -Июля 19. - Ст. 629.

5. ФЗ РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О банках и банковской деятельности // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 357.

6. Высочайше утвержденный устав Государственного банка // Полное собрание законодательства Российской империи. - Т. XXXV, отделение первое. - 1860. - № 35847.

7. Городское положение от 11 июня 1892 г. // Полное собрание законодательства Российской империи. - Собрание третье. - Т. XII. - № 8708.

8. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта (1861г., февраля 19) // Полное собрание законодательства Российской империи. - Собрание второе. - Т. XXXVI. - Отделение первое. - 1861. - № 36650.

9. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1861 г., февраля 19) // Полное собрание законодательства Российской империи. - Собрание второе. Т. XXXVI. - Отделение первое. - 1861. - № 36657.

10. Амосов, А.М. Эволюция денежной системы России // Вопросы истории. - 2003. -№ 8.- С. 86-95.

11. Ананьич, Б.В. Банкирские дома в России, 1860-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 48.

12. Гогин, А.А. Очерки военных реформ XIX и начала XX веков. // Памятники российского права. В 35 т. Т. 20. Памятники права в период Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 гг.): учебно-научное пособие / под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Р.Л. Xачатурова. -

М.: Юрлитинформ, 2016. - С. 25.

13. Грузицкий, Ю.А. Общества взаимного кредита в Российской империи (история появления и этапы развития // Финансы и кредит. - 2002. - № 13 (103). - С. 66-72.

14. Гулящих, Н.Е. Формирование системы кредитных учреждений в Российской империи // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 10 (53). - С. 119-122.

15. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2003. - С. 620.

16. История Коммунистической партии Советского Союза. В 5 томах. Т. 2. В 8 книгах. - М.: Изд-во политической литературы, 1996. - С. 126.

17. Китанина, Т.М. Военно-инфляционные концерны в России 1914-1917 гг. Концерн Путилова-Стахеева-Батолина. - Л., 1969. - С. 162.

18. Овсянников, В.А. Ставрополь - Тольятти. Часть II. Дела и люди. - Тольятти: Современник, 1999. - С. 237.

19. Самарское купечество: вехи истории / под ред. докт. ист. наук, доц. Е.П. Барино-вой. - Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2006. - С. 161, 163.

20. Таранков, В.И. Ценные бумаги Государства Российского. - Тольятти: АвтоВазбанк, 2002. - С. 337, 341.

21. Фадейкина, Н.В., Демчук, И.Н. Банковская система Российской империи в период великих реформ // Сибирская финансовая школа. - 2007. - № 3 (64). - С. 108-118.

22. Xрестоматия по истории СССР. Т. 3. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1951. - С. 219.

23. Чистяков, О.И. Российское законодательство X-XX веков. Том 6. Законодательство первой половины XIX века. - М.: Юрид. лит, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.