Научная статья на тему 'Российско-турецкие отношения в 1991-2010 гг'

Российско-турецкие отношения в 1991-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4033
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ЭКОНОМИКА / НЕФТЕГАЗОВАЯ СФЕРА / ГАЗОПРОВОД / ДОГОВОР / ДЕКЛАРАЦИЯ / RUSSIA / TURKEY / BILATERAL RELATIONS / ECONOMY / OIL / GAS PIPELINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ходунов Александр Сергеевич

Статья посвящена развитию российско-турецких отношений в 1990-е и 2000-е гг. в экономической, политической, военно-технической и культурной сферах. Особое внимание уделяется экономике, прежде всего нефтегазовому сектору, который стал основным двигателем двухсторонних отношений. Отмечается, что 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Рассматриваются основные договоры и декларации, заключенные между Россией и Турцией. Показано, что в 2000-е гг. отношения развивались гораздо успешнее, чем в 1990-е гг. Обозначены основные причины роста российско-турецких взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-TURKISH RELATIONS IN THE 1990S AND 2010S

The article is devoted to the development of Russian-Turkish relations in economic, political, military-technical and cultural spheres. Particular attention is given to the economy, especially to the oil and gas sector, which became the main engine of bilateral relations in this period. It is noted that the 1990th years were the heyday of bilateral trade. It analyzes main treaties concluded between Russia and Turkey. It is shown that in the 2000s. relations developed much better than in the 1990s. The author indicates the main reasons for the growth of the Russian-Turkish relationships.

Текст научной работы на тему «Российско-турецкие отношения в 1991-2010 гг»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1991-2010 ГГ.1

А.С. Ходунов

Российский государственный гуманитарный университет Миусская пл., 6, Москва, Россия, 125047

Статья посвящена развитию российско-турецких отношений в 1990-е и 2000-е гг. в экономической, политической, военно-технической и культурной сферах. Особое внимание уделяется экономике, прежде всего нефтегазовому сектору, который стал основным двигателем двухсторонних отношений. Отмечается, что 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Рассматриваются основные договоры и декларации, заключенные между Россией и Турцией. Показано, что в 2000-е гг. отношения развивались гораздо успешнее, чем в 1990-е гг. Обозначены основные причины роста российско-турецких взаимосвязей.

Ключевые слова: Россия, Турция, экономика, нефтегазовая сфера, газопровод, договор, декларация

Рассматриваемое двадцатилетие в российско-турецких отношениях четко делится на две части: менее успешное развитие отношений в 1990-е гг. и гораздо более успешное - в 2000-е гг. Поэтому эти два периода российско-турецких связей будут рассмотрены каждый отдельно.

Говоря о связях России и Турции в 1990-х гг., следует отметить, что после распада СССР происходит активизация отношений независимой России с Турцией, экономически наиболее мощной страной Ближнего Востока. Однако в разных сферах отношения развивались неравномерно: в то время как экономические связи протекали между двумя странами очень интенсивно, что выражалось в значительном росте товарооборота, в политической сфере существовали серьезные противоречия. Например, стороны имели противо-

1 Исследование выполнено в рамках проекта РНФ «Российская политика на Ближнем и Среднем Востоке: возможности и пределы сотрудничества со странами региона» (№ 14-18-03615).

положные позиции по конфликтам в Нагорном Карабахе и Абхазии, что затормозило развитие отношений. Определенные противоречия в интересах двух стран создали попытки Турции усилить свое влияние в Центральной Азии и Закавказье, региона, входившего в состав СССР, на который Россия смотрела с позиции лидера, а Турция, пользуясь идеей о родстве тюркских народов, также хотела стать ведущим партнером для новых независимых тюрко-язычных государств. Турция очень интенсивно приникала в регион, развивая сотрудничество во всех важнейших сферах: политической, экономической, культурной, образовательной. Эта страна заключила множество соглашений о сотрудничестве с государствами Центральной Азии [5].

Надо сказать, что идеи пантюркизма - максимального сближения братских тюрских народов вплоть до их политического объединения, а также нео-османизма - восстановления турецкого влияния на территории бывшей Османской империи, в 1990-е гг. были очень популярны не только среди рядового населения Турции, но и среди турецких политиков, причем иногда очень высокого ранга. Это приводило к резкой активизации политики Турции в Центральной Азии, на Кавказе и Балканах, причем Турция, как правило, выступала с противоположных России позиций. Так, на Балканах она оказала поддержку Боснии и Албании, а Россия традиционно поддерживала сербов. В то же время Россия в силу погруженности во внутренние проблемы стремительно теряла в этих регионах свое влияние. Особенно активно Турция действовала в Центральной Азии. С 1993 г. в крупных городах Турции при поддержке власти стали проводиться курултаи тюркских народов, причем многие делегаты выступали с крайне антироссийских позиций вплоть до предложений выделения из состава России тюркоязычных мусульманских регионов, в связи с чем МИД России выразил озабоченность. Министр Турции по связям с тюркоязычными республиками А. Чей, по всей видимости, выражая точку зрения правительства Турции, даже заявил, что Турция должна начать создавать государственное объединение с тюркскими государствами бывшего СССР, а также Украиной, и ради этой цели может пойти и на резкое ухудшение отношений с Россией, что вызвало недовольство МИДа России [4. С. 329-331].

Однако ни политические разногласия, ни соперничество за влияние в данном регионе не привели к серьезному охлаждению отношений между Россией и Турцией. Наоборот, к концу 1990-х гг. они вышли на качественно новый уровень, прежде всего в области торговли и поставок нефти и газа из России в Турцию, а также поставок военной техники из России, включая вертолеты, которая была нужна Турции для подавления террористической Рабочей партии Курдистана [5].

1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Это было связано с глубоким кризисом российской экономики, приведшему к резкому росту потребности в товарах широкого потребления из-за рубежа. Соседняя Турция с ее развитой текстильной и пищевой промышленностью за 1990-е гг.

превратилась в одного из главных российских торговых партнеров. Только за 1993-1997 гг. турецкие поставки в Россию выросли в 4 раза, и это без учета не учтенной официально торговли, объемы которой также были весьма значительными. В Турцию за счет экспорта текстиля поступило до 100 млрд дол. из России за 1990-е гг. В турецком импорте из России, который также быстро рос, основную долю составило энергосырье, а доля России в турецком импорте газа поднялась до 60% к концу 1990-х гг. Министр иностранных дел Турции И. Джем назвал энергетику «движущей силой российско-турецких отношений». Это направление для Турции исключительно важно, т.к. она в XXI в. надеется стать евразийским энергетическим коридором, поставляя энергосырье через Балканы в Европу. Колоссальное развитие приобрело турецкое подрядное строительство в РФ, которое в 1990-1997 гг. составило 42% от строительных подрядов Турции за границей, а также туризм - Турцию в 1997 г. посетило более 1 млн российских туристов. Однако экономические связи двух сторон значительно снизились в самом конце 1990-х гг. из-за глубокого экономического кризиса, охватившего Россию и особенно Турцию [8. С. 82-87].

Столь успешное развитие российско-турецких экономических отношений было бы невозможно без создания прочной договорно-правовой базы, которое началось с начала 1990-х гг.

14 мая 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции было подписано соглашение о создании Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Страны договорились об учреждении данной комиссии, состоящей из российской и турецкой частей, которая должна изучать состояние торгово-экономических отношений между двумя странами и возможности их развития, помогать организациям, фирмам и бизнесменам России и Турции для расширения торгово-экономического сотрудничества, предоставлять свои предложения по развитию этой сферы на утверждение стран. Заседания комиссии стороны договорились проводить раз в год и чаще, вначале на уровне делегаций экспертов и специалистов, а затем - председателей ее частей [26].

25 мая 1992 г. был подписан Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. Стороны подтвердили намерение поддерживать и укреплять добрососедские отношения, сложившиеся исторически, а также содействовать стабильности в регионе.

Россия и Турция договорились об активном развитии отношений во всех сферах на равноправных основах, уважая суверенитет и территориальную целостность сторон, а также об отсутствии оказания помощи потенциальному агрессору одной из сторон. Все двухсторонние разногласия должны решаться только мирным путем. Было решено проводить каждый год политические консультации, в том числе - на высшем уровне, а также регулярно проводить совместные встречи военного руководства. Россия и Турция договори-

лись и о развитии широкомасштабного сотрудничества в торговле, экономике, науке и технике, культуре, экологии, а для реализации потенциала сотрудничества и обмена информацией и опытом было решено создавать в будущем благоприятные условия [3].

9 сентября 1993 г. было подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов-физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [38].

20 апреля 1994 г. было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. Стороны договорились о военно-техническом сотрудничестве по ряду важных направлений [37]. Тот факт, что Турция подписала этот договор, будучи членом НАТО, несмотря на в целом антироссийскую позицию этого блока, говорит об очень большой заинтересованности Турции в развитии отношений с Россией, т.к. она не считалась с мнением основных членов НАТО.

19 июля 1994 г. было подписано Соглашение о культурном и научном сотрудничестве. Россия и Турция решили способствовать развитию отношений в области культуры двух стран на основе взаимного уважения и отсутствия вмешательства в дела, которые являются внутренними. «В целях взаимного ознакомления с достижениями культуры Стороны будут поощрять связи и творческое сотрудничество на коммерческой и некоммерческой основе в различных областях культуры, искусства, образования, информации, осуществляемые путем:

а) обмена артистами, писателями, работниками печати и средств массовой информации, композиторами, художниками и другими лицами, занятыми творческой деятельностью в области культуры;

б) взаимодействия между ассоциациями деятелей искусств, творческими союзами и учреждениями культуры;

в) проведения фестивалей, выставок, концертов и театральных представлений;

г) чтения лекций, организации творческих встреч, семинаров и конференций;

д) обмена печатными изданиями и другими публикациями, теле- и радиопрограммами, выступлениями деятелей культуры одной из Сторон в средствах массовой информации другой Стороны;

е) взаимной деятельности по подготовке кадров путем обмена деятелями культуры и специалистами;

ж) сотрудничества в области оперы и балета, организации совместных выступлений и обмена гастролями». Стороны также договорились о содействии сотрудничеству в таких областях, как фольклор, археология, библио-

течное дело, история искусств, реставрация культурных памятников, музейное дело, а также производить обмен специалистов. Было решено способствовать организации прямого сотрудничества культурных организаций двух стран, контактов между их музеями с целью обмена выставками, а также сотрудничества в области кинематографии. Стороны договорились и об обмене учеными, студентами, аспирантами, создании благоприятных условиях для изучения языков и литературы двух государств [22].

24.03.1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Стороны решили развивать сотрудничество в сфере туризма, основываясь на равноправии, взаимной выгоде и согласно своему законодательству. Было решено действовать в направлении упрощения формальностей в ходе обмена туристами, помогать взаимодействовать государственным туристическим администрациям и частным предприятиям двух стран, работающим в сфере туризма. Стороны выразили желание развивать индивидуальный и групповой туризм. Было принято решение об обмене статистикой туризма, информацией о законодательных актах, регулирующих данную сферу, информацией о рекреационных ресурсах, об опыте в области управления гостиницами и учреждениями для обслуживания туристов, обмене специалистами по туризму, поощрению совместных проектов в сфере туризма. Следить за выполнением данного соглашения и принимать решения по дальнейшему развитию отношений в области туризма в соответствии с договором должно быть поручено Смешанной комиссии, заседания которой должны были проходить каждые два года поочередно в РФ и Турции [32].

16 сентября 1997 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [36].

15 декабря 1997 г. стало исключительно важной датой в деле российско-турецких отношений. В этот день было подписано сразу семь соглашений, договоров и протоколов.

1. Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. В нем стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов - физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [39].

2. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В нем стороны выразили желание создать хорошие условия для инвестиций с целью укрепления торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Капиталовложениям инвесторов решено было предоставить полную безопасность, защиту, равноправный и справедливый режим, обеспечить ликвидацию дискриминации и строго соблюдать свои обязательства по отношению к другой стороне, в частности, обязательство сделать законы, регулирующие капиталовложения, доступными и открытыми для инвесторов. Стороны договорились об условиях экспроприации, о порядке возмещения ущерба, перевода платежей, разрешения споров [23].

3. Соглашение о сотрудничестве в области энергетики. Стороны с целью расширения и укрепления экономического сотрудничества «договорились поддерживать и поощрять сотрудничество между организациями обеих стран наряду с другими в следующих областях:

- строительство электростанций, объектов газовой и газохимической промышленности;

- строительство и расширение газопроводов и подземных хранилищ газа;

- строительство и модернизация нефтеперерабатывающих заводов;

- поставки электроэнергии и угля;

- модернизация объектов угольной промышленности;

- строительство гидроэлектростанций;

- разведка, добыча, переработка нефти и газа».

Стороны порекомендовали участие организаций из России (Газпром) в строительстве в Турции электростанций на природном газе. Было принято решение использовать российские и турецкие трубопроводы для транспортировки нефти, которую добывают организации по добыче нефти двух стран. Контролировать реализацию Соглашения было поручено Межправительственной российско-турецкой комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству [33].

4. Соглашение о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря. Были определены объемы природного газа, которые Россия обязалась поставить, а Турция - закупить: они должны были вырасти с 0,5 млрд куб м. в 2000 г. до 16 в 2007-2025 гг. Стороны договорились также построить газопровод: Россия - на своей территории и по Черному морю, Турция - на сухопутной части территории. В России и Турции ведущей фирмой, осуществляющей строительство, должен стать Газпром (в Турции - совместно с местными компаниями) [24]. При этом в турецких властных кругах в конце 1990-х гг. велись споры по поводу данного соглашения: Партия националистического действия заявила, что М. Йыл-мазу, вождю Партии Отечества, следовало бы заключить соглашение не с Россией, а с братским Туркменистаном, также обладающим большими запасами газа [8. С. 85].

5. Протокол о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе. Этим объектом должна стать электростанция в г. Денизли, пустить ее в эксплуатацию было запланировано в 2004 г., а строить ее должна будет инвестиционная группа с участием Газпрома [15].

6. Договор о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам. Общие положения договора выглядят следующим образом:

«Статья 1.

1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такой же правовой и судебной защитой своих личных

и имущественных прав и интересов, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.

2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют на территории другой Договаривающейся Стороны право беспрепятственно обращаться в суды и другие учреждения юстиции, к компетенции которых относятся гражданские, торговые и уголовные дела, для использования и защиты своих прав и интересов на тех же условиях и при соблюдении тех же формальностей, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.

3. Положения настоящего Договора распространяются на юридические лица, имеющие местонахождение на территории одной из Договаривающихся Сторон и учрежденные в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны, насколько эти положения могут быть к ним применены.

Статья 2.

Для целей применения настоящего Договора Центральными Органами со стороны Российской Федерации являются Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, со стороны Турецкой Республики - Министерство юстиции Турецкой Республики. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон направляют друг другу запросы о правовой помощи через Центральные Органы. Центральные Органы сносятся друг с другом непосредственно.

Статья 3.

Министерства юстиции Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по запросу информацию о действующем или действовавшем на их территориях законодательстве и судебной практике по правовым вопросам, являющимся предметом настоящего Договора».

Также был определен порядок оказания правовой помощи в гражданских и торговых делах, порядок предоставления сторонам необходимых документов, условия и порядок освобождения от залога ]и^са1ит боМ и судебных расходов. Были приняты решения по различным вопросам в области уголовного права и наказания преступников [2].

7. Протокол о налогообложении строительных компаний. Было принято решение, что соответствующие органы России и Турции к концу 1998 г. отменят, вернут или компенсируют турецкие и российские налоги, которые выплатили строительные компании двух государств и их работниками, на прибыль и доходы с 01.01.1991 по 31.12.1996 г., но только если эти компании осуществляли строительство на конкретном объекте не более 36 месяцев [12].

5 ноября 1999 г. было подписано Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам. Согласно ему граждане сторон, имеющие дипломатический паспорт, могут въезжать, выезжать и пребывать в России и Турции 90 дней без виз, при этом они должны соблюдать законы страны пребывания [19].

5 ноября 1999 г. также было подписано Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии. Целью был поставлен контроль и предупреждение инфекционных заболеваний животных. Стороны обязались дать задание своим компетентным органам разработать и подписать соглашение, касающееся са-

нитарных норм при транспортировке из одной страны в другую животных, продуктов животного происхождения, биоматериалов и кормов для них. Россия и Турция договорились ежемесячно обмениваться бюллетенями, содержащими данные по инфекционным болезням своих животных и сразу же ставить друг друга в известность при появлении опасных инфекционных заболеваний [29].

27 ноября 1999 г. был подписан Протокол к соглашению о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г. Был определен маршрут газопровода «Голубой поток» (от поселка Изобильное в России до города Самсун в Турции). Строить и эксплуатировать участок до пункта соединения с газовыми сетями Турции будет компания, учрежденная Газпромом, которой и будет принадлежать данный участок газопровода. Газпром же будет являться и главным поставщиком газа. Протокол регулировал также вопросы, касающиеся налогообложения будущей российской компании-строителя участка газопровода [11].

12 апреля 2000 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в охране морских пространств на Черном море. Две стороны определили сферу применения соглашения: экономическая зона двух государств на Черном море, а также выявили полномочные органы для реализации Соглашения: Федеральная пограничная служба Российской Федерации и Береговая охрана Турецкой Республики. Эти органы должны руководствоваться национальным законодательством и международными договорами, где участвуют договаривающиеся стороны. Россия и Турция «через свои полномочные органы будут осуществлять сотрудничество и оказывать друг другу помощь в охране своих морских пространств на Черном море по следующим направлениям:

борьба с незаконным оборотом и контрабандой наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых и психотропных веществ; борьба с нелегальной миграцией;

совместная выработка и реализация мероприятий, согласованных полномочными органами Сторон, направленных на предупреждение противоправных действий в морских пространствах; борьба с терроризмом;

охрана морских биологических ресурсов и осуществление государственного контроля в этой сфере; предотвращение загрязнения морской среды веществами, опасными для жизни человека и морской среды;

оказание, в случае необходимости, в соответствии с нормами международного права помощи при преследовании по горячим следам судна, нарушившего законодательство Российской Федерации или Турецкой Республики;

подготовка специалистов полномочных органов Сторон; оказание помощи терпящим бедствие на море».

Также было решено проводить обмен информацией между полномочными органами, подготавливать и реализовывать совместные программы и учения, обмениваться опытом. В случае инцидентных ситуаций одна сторона

должна ставить в известность другую с целью принятия решения в духе сотрудничества. Чтобы координировать свое сотрудничество, стороны договорились ежегодно проводить встречи между главами своих полномочных органов [34].

Как можно увидеть, подавляющее большинство заключенных в 1990-х гг. договоров и соглашений относятся к сфере экономики, прежде всего торговле и энергетики. Именно эти направления сотрудничества активнее всего развивались в 1990-х гг., однако их потенциал остался не до конца реализованным. Данные соглашения послужили хорошей базой для развития двухсторонних отношений и более глубокой реализации имеющегося потенциала сторон в 2000-х гг.

Теперь следует перейти ко второму периоду российско-турецких отношений. В 2001-2010 гг. отношения России и Турции резко активизировались во всех сферах: торгово-экономической, политической, военно-технической, культурной. Этому способствовало и то обстоятельство, что на внешнеполитической арене в зонах интересов России и Турции не существовало столь острых противоречий, как в 1990-е гг.

Главным направлением отношений осталась экономика. И в 1990-е гг. экономические отношения России и Турции развивались достаточно динамично, но, как будет показано ниже, в 2000-е гг. это развитие резко ускорилось и вывело экономическое сотрудничество на гораздо более высокий уровень. Огромному росту экономических связей в рассматриваемый период поспособствовало и очень быстрое экономическое развитие как России, так и Турции, особенно до кризисного 2009 г., что резко контрастировало с положением дел в 1990-х гг., когда экономика России находилась в глубоком упадке.

Нужно отметить ключевые моменты в развитии российско-турецких отношений за указанный период.

Если посмотреть на российско-турецкие политические контакты, то можно видеть, что они за 2000-е гг. развивались вполне динамично. Президент России В. Путин в декабре 2004 г. прибыл с визитом в Турцию, подписав несколько межправительственных соглашений и Совместную декларацию по укреплению дружбы и многопланового партнерства. В январе 2005 г. в Москву с рабочим визитом приехал премьер Турции Р. Эрдоган. Он повторно прибыл в Россию в августе 2008 г., встретившись с Президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным. Российский министр иностранных дел С. Лавров посещал Турцию в июле 2008 г. и сентябре того же года, а его турецкий коллега А. Давутоглу был в России в июле 2009 г. [6]. Развивались и связи между парламентами двух стран. 3-4 ноября 2008 г. в Турцию прибыла российская парламентская делегация, которая контактировала с турецкими чиновниками и провела конструктивные переговоры. В том же году делегации Группы дружбы турецкого парламента и Комиссии по международным делам посетили Москву и отметили, что с Россией у них позиции

близки или полностью совпадают; например, турецкие депутаты отрицательно относятся к агрессии Грузии в августе 2008 г. Подобная межпарламентская группа дружбы существует не только в Турции, но и в России [1].

12 мая 2010 г., когда Президент Д. Медведев находился в Анкаре, был основан Совет сотрудничества высшего уровня, что позволило говорить о стратегическом партнерстве между РФ и Турцией; тогда же имело место и его первое заседание. Совет состоит из следующих частей: комиссии по экономике, группы по стратегическому планированию под председательством министров иностранных дел и социального форума, ориентированного на культурно-религиозное сотрудничество [9. С. 38]. Таким образом, между Россией и Турцией в 2000-е гг. существовало политическое партнерство на высшем уровне.

Заметная активизация связей произошла в военной сфере и сфере безопасности. В июне 2007 г. командующий ВВС Турции Ф. Джомерт прибыл с визитом в Россию, а со стороны России Турцию посетили главнокомандующий ВМФ В. Высоцкий (июнь 2008 г.) и министр обороны А. Сердюков (ноябрь 2008 г.). Первый заместитель директора ФСБ В. Проничев посетил Турцию в январе 2009 г. [6].

Российские и турецкие военно-морские силы в Черном море наладили взаимодействие в целях обеспечения безопасности региона. Стороны едины в том, что в проблемы Черного моря не имеют права вмешиваться государства, чья территория не находится вблизи от него (речь шла главным образом о западных странах - лидерах НАТО). В январе 2009 г. прошли российско-турецкие военно-морские учения.

Российские военные предприятия начали поставлять в Турцию оружие, поскольку страна заинтересована в новых российских военных технологиях, которые не может предложить Запад. Все это говорит, что российско-турецкое политическое и военное сотрудничество приобрело реальные очертания и становится все более весомым фактором стабильности в регионе [16. С. 214-216].

Во внешнеполитической сфере между Россией и Турцией в 2000-е гг. не только не было серьезных противоречий, но во многих случаях одна сторона поддерживала позицию другой, даже несмотря на наличие некоторых разногласий. Потеплению отношений помог отказ России поддерживать Рабочую партию Курдистана, считающуюся в Турции террористической организацией.

Достаточно сложным моментом в двухсторонних отношениях оставалось Закавказье. Турция традиционно поддерживала единокровный Азербайджан, а Россия - Армению, два непримиримых противника. Турция выступала и за вступление в НАТО Грузии, чего очень не хотела Россия. Однако в ходе грузинского конфликта Турция препятствовала доставке помощи США в Грузию, не давая пройти американской эскадре через проливы, а Р. Эрдоган объявил, что его страна солидарна с Россией. Турция также предприняла попытку взять на себя миротворческую роль на Кавказе, предложив в августе 2008 г. создание «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» с участи-

ем всех региональных государств. Турции и России даже удалось прийти к общей позиции в том плане, что вмешательство внерегиональных держав в дела на Кавказе недопустимо. Турция и Россия едины и по ядерной проблеме Ирана, будучи уверенны, что ее надо решать исключительно дипломатическими средствами. В то же время стремление Турции вступить в ЕС может создать серьезную конкуренцию многим проектам по интеграции, за которые выступает Россия [9. C. 39-40].

Российско-турецкие экономические связи в 2000-х гг. развивались на удивление быстро и приобрели несравнимо больший масштаб, чем в 1990-е гг., хотя уже тогда их объем был весьма значителен. Во второй половине 2000-х гг. Москва вышла на второе место (после Берлина) в турецкой внешней торговле. Товарооборот двух стран был равен 22,5 млрд дол. в 2007 г., в том числе российский экспорт - 18,3 млрд дол., 70% которого составили нефть и газ, а 21% - металлические изделия. Турция в 2007 г. закупила 23,3 млрд куб. м газа у России, выйдя на 3 место по этому показателю, а также 3 млн тонн нефти. Россия же завозила из Турции машины и оборудование (30,3%), текстиль (20%), продовольствие (15%), изделия химической промышленности (10%). В 2008 г. торговый оборот вырос до 33,8 млрд дол. (в полтора раза). В том же году со стороны Газпрома было обеспечено 63% газа, в котором нуждалась Турция, или 24 млрд куб. м, в том числе 42% - с использованием газопровода «Голубой поток».

На экономические отношения серьезно повлиял мировой кризис, и товарооборот упал до 19,6 млрд дол. в 2009 г., но затем стал быстро восстанавливаться, - до 25,3 млрд в 2010 г.

Ключевое место в экономическом сотрудничестве двух стран занимает энергетика, а в ней - газопровод «Голубой поток», представляющий для Турции стратегическую важность. Этот газопровод длиной в 1,2 тыс. км построен с использованием уникальных технологий. Он строился с 1997 г. и был открыт в ноябре 2005 г. в крупном турецком городе Самсун. После его строительства зависимость Турции от российского газа резко возросла, что может способствовать долгосрочному развитию двухсторонних отношений. Газпром - российский поставщик газа - безукоризненно выполняет свои обязательства, и поэтому пользуется уважением турецкой стороны [7. C. 100-101].

Можно перечислить и некоторые крупные совместные экономические проекты и сделки 2000-х гг. В 2005 г. состоялась покупка российской «Альфа-груп» 49% акций турецкого предприятия Cukurova Telecom Holding, владеющего самым большим оператором мобильной связи в Турции Turkcell. В 2009 г. филиал нефтяной компании Лукойл в Турции (Lukoil Eurasia Petrol A.S.) купил сеть автозаправочных станций турецкой фирмы Akpet, на которую приходилось 5% розничного рынка нефтепродуктов страны. Российское предприятие ОАО «Атомэнергопроект» в 2010 г. начала строительство турецкой атомной электростанции Аккую, первый из четырех энергоблоков которой должен вступить в строй в 2020 г. По оценкам, проект потребует 22 млрд дол.

вложений [44]. Таким образом, речь идет об очень крупных экономически значимых проектах, что говорит о весьма высоком уровне, которого достигли экономические связи.

Однако это не значит, что в экономических отношениях не было трудностей. Они существовали, хотя и не являлись непреодолимым препятствием для развития связей. Например, Россия ужесточила правила ввоза турецких продовольственных товаров, а в 2008 г. даже наложила запрет на некоторые из них. Но эти меры не носили политического характера и были примерены ко многим другим государствам помимо Турции. Тем более что в сентябре 2008 г. министры иностранных дел России и Турции С. Лавров и А. Бабаджан обратили внимание на эту проблему и заявили, что постараются в срочном порядке ее устранить [16. С. 217-218].

Очень интенсивно в 2000-е гг. рос туризм, прежде всего из России в Турцию. В 2010 г. Турцию посетили около 3 млн российских туристов, которые оставили там более 3 млрд дол. Для дальнейшего стимулирования туризма в мае 2010 г. стороны подписали Соглашение об отмене визового режима, что привело к росту числа турецких фирм, инвестирующих в Россию [9. С. 43].

Существенное развитие получили российско-турецкие культурные связи, включая их религиозный аспект. Развитие этого направления сотрудничества чрезвычайно важно, поскольку способно победить устоявшиеся у населения негативные стереотипы друг о друге и сформировать у него стремление к тесному сотрудничеству на благо двух государств, что, в свою очередь, будет способствовать созданию благоприятного климата для дальнейшей активизации отношений в других сферах. Что касается наиболее значимых событий, следует сказать, что в 2007 г. был организован Год культуры РФ в Турции, а в 2008 г. - Год культуры Турции в РФ (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и иных крупнейших городах [16. С. 218]).

Резко активизировалось и сотрудничество российских и турецких религиозных деятелей. В ноябре 2008 г. на международный форум «Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом» прибыл начальник Управления по делам религии Турции А. Бардаког-лу, который в рамках форума встретился и провел переговоры с председателем Совета муфтиев России Р. Гайнутдином, и стороны подписали Протокол о сотрудничестве в области религии, в том числе издания религиозной литературы, организации паломничества, подготовки священников. Бардаког-лу отозвался о России как об образце межрелигиозной толерантности, взаимоуважения и отсутствия конфликтов различных вероисповеданий. Также он встретился с представителем Московской патриархии митрополитом Кириллом. На встрече была достигнута договоренность о сотрудничестве в области издания книг; Турция также обещала помочь паломникам-христианам из России с организацией маршрутов [1].

Кульминацией очень успешного развития двухсторонних отношений стал визит Президента Турции А. Гюля в Россию 12-15 февраля 2009 г., который впервые назван «государственным». В турецкую делегацию входили в том числе министр энергетики и природных ресурсов Х. Гюлер, министр торговли К. Тюзмен, а также турецкая бизнес-элита, что свидетельствовало о первостепенной важности для Турции именно экономических вопросов. В ходе переговоров были обсуждены возможности дальнейшего продвижения сотрудничества, включая сферу транспортировки газа, которая, по словам турецкого Президента, стала самым главным аспектом двухстороннего сотрудничества.

Прежде всего Турция была заинтересована в перевозке газа через свою территорию на новое для нее ближневосточное направление. В этой связи сторонам удалось составить проект газопровода «Голубой поток - 2».

Также состоялся визит А. Гюля в Татарстан и его встреча с Президентом республики М. Шаймиевым, что турецкие политологи прокомментировали как стремление к расширению экономических связей с этим экономически высокоразвитым регионом. Российские же политологи говорят, что столь масштабная активизация сотрудничества именно с тюркоязычным регионом вызывает некоторые вопросы.

Итогом визита стало подписание Совместной декларации об углублении в двухсторонних отношениях многопланового партнерства. Президент России Д. Медведев заявил, что Декларация представляет собой «новый шаг в развитии не только политических и торгово-экономических связей, но и гуманитарного сотрудничества», а А. Гюль подчеркнул, что документ является очень конкретным и охватил почти все области взаимодействия двух сторон. Ведущие турецкие эксперты и журналисты очень высоко оценили данный документ, заявляя, что началась новая эра в отношениях Турции и России [16. С. 209; 221].

Активизация взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях потребовала совершенствования уже имевшейся договорно-правовой базы и подписания целого ряда новых договоров.

16.11.2001 г. министрами иностранных дел России и Турции был подписан План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии (От двустороннего сотрудничества - к многоплановому партнерству). В документе был сделан акцент на том, что фундаментальные изменения в мире открыли новую стадию в российско-турецких отношениях. Появилась возможность развивать все сферы сотрудничества в атмосфере дружбы и с учетом взаимных интересов. Подчеркивалось, что диалог и сотрудничество в Евразии способно принести мирные и долгосрочные решения политических конфликтов на ее территории. В рамках плана была достигнута договоренность по созданию Совместной рабочей группы высокого уровня для регулярных консультаций с целью улучшения отношений двух стран и распространения их сотрудничества на целый регион Евразии [45].

14.01.2002 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров. Стороны договорились о военном сотрудничестве, в том числе в изучении военных дисциплин, обучении и подготовке военных кадров, в обмене опытом в сфере военного дела, в области военной медицины. Для этого будут составляться ежегодные планы. Было решено реализовывать сотрудничество в виде официальных визитов глав военных ведомств; организации различных мероприятий; консультаций по вопросам военной сферы; организации совместных семинаров и конференций [27].

25.02.2004 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море. В договоре была осуществлена делимитация поисково-спасательных районов двух стран. Было подчеркнуто, что соответствующие службы России и Турции должны своевременно обмениваться нужной информацией, касающейся поисково-спасательных служб. Были прописаны условия взаимодействия морских спасательно-координационных центров, о необходимости ежегодных встреч уполномоченных в поисково-спасательной сфере [28].

06.12.2004 г. было подписано Соглашение о взаимной защите секретных информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности. Соглашение предусматривает, что стороны обязуются защищать секретные материалы и информацию и сохранять степень их секретности; также были определены каналы по их запросам и получению: МИД, военные атташе и посольства двух стран; данные материалы было запрещено передавать третьей стороне или лицам, не имеющим к ним отношения. Были сопоставлены и грифы секретности каждой стороны [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.12.2004 г. было также подписано Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Стороны выразили приверженность соблюдению Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г., а также конкретно описали, как кораблям двух стран избегать столкновений, и определили радиочастоты для обмена информацией между кораблями; договорились о своевременном сообщении друг другу о столкновениях и инцидентах [25].

06.12.2004 г. Президенты России и Турции подписали Совместную декларацию об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. В ней, в частности, отмечалось: «Российская Федерация и Турецкая Республика, две дружественные соседние страны, с удовлетворением отмечают дальнейшее развитие и углубление политических, экономических и социальных основ двусторонних отношений и укрепление в них атмосферы взаимного доверия и солидарности. Руководствуясь единым конструктивным подходом в отношении максимального использования имеющихся потенциала и возможностей диверсифика-

ции и углубления отношений между ними, Стороны подчеркивают важность для достижения этой цели активизации контактов и обменов визитами на всех уровнях, включая глав государств, глав правительств, председателей парламентов и министров, регулярного и наиболее эффективного задействования и дальнейшего совершенствования имеющихся механизмов консультаций по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам, укрепления контактов и сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций и других многосторонних форумов. Российская Федерация и Турецкая Республика как обладающие в силу расположения одновременно в Европе и Азии уникальным геополитическим положением - две евразийские страны, играющие роль естественного моста между ведущими центрами мировой цивилизации - Западом и Востоком и объединенные приверженностью таким основополагающим принципам и ценностям, как демократия и верховенство права, заявляют, что продолжат свои усилия по укреплению безопасности, мира, стабильности и процветания в регионе, где они расположены, и в мире в целом... Российская Федерация и Турецкая Республика с удовлетворением отмечают сходство или близость своих принципиальных подходов ко многим международным и региональным проблемам. Будучи убежденными в том, что основу мирового порядка в XXI веке должны составлять механизмы, основанные на верховенстве положений Устава ООН и других норм международного права, коллективных и многосторонних началах при решении ключевых проблем международных отношений, Российская Федерация и Турецкая Республика подчеркивают необходимость активизации на двусторонней основе и в рамках ООН и других многосторонних форумов сотрудничества и консультаций в целях внесения совместного вклада в укрепление международного мира и безопасности, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, повышение эффективности Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН, их адаптацию к новым мировым реалиям».

Стороны также обязались бороться с терроризмом, оружием массового поражения, организованной преступностью. В декларации было отмечено, что Россия и Турция удовлетворены текущим уровнем торгово-экономических отношений, но подчеркивают необходимость дальнейшей работы по активизации этих отношений, с особым вниманием к поощрению частного бизнеса. Было озвучено намерение активно развивать отношения также в сфере туризма и военно-технической сфере. Также стороны подчеркнули намерение развивать межпарламентские связи, контакты в сфере культуры и образования. Стороны согласились, что необходимо более активно использовать потенциал Каспийско-Черноморского региона. Было подчеркнуто, что «Российская Федерация и Турецкая Республика заявляют о решимости вывести существующие между ними отношения дружбы и сотрудничества на уровень продвинутого

многопланового партнерства, опирающегося на прочный фундамент взаимного доверия и уважения, на благо народов двух стран» [18].

13.02.2009 г. Президенты России и Турции подписали Совместную декларацию о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. Там, в частности, отмечалось следующее: «Российская Федерация и Турецкая Республика, две дружественные соседние страны, с удовлетворением отмечают значительный прогресс в двусторонних отношениях и сотрудничестве в направлении продвинутого многопланового партнерства в подтверждение целей, зафиксированных в Совместной декларации от 6 декабря 2004 года. Стороны выражают удовлетворение активизацией контактов и визитов между двумя странами, прежде всего на уровне глав государств, правительств и министров, проведением регулярных консультаций по двусторонним, региональным и международным вопросам между министерствами иностранных дел, а также насыщенностью контактов и консультаций по линии других государственных структур, и подчеркивают важность дальнейшего наращивания такой динамики».

Кроме того, стороны выразили намерение активировать контакты в сфере межпарламентских связей и перевести их на регулярную основу. Была отмечена близость подходов политики России и Турции в отношении целого ряда важных проблем на региональном и международном уровне. Две страны выразили желание способствовать укреплению безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Стороны подчеркнули важность совместной борьбы с организованной преступностью и терроризмом, сохранения стабильности в Южном Кавказе, а также важность развития контактов в сфере экономики, туризма, культуры, образования, развитие транзитного потенциала Черноморского региона. В конце декларации было подчеркнуто: «Российская Федерация и Турецкая Республика подчеркивают свою глубокую убежденность в том, что за счет выполнения положений настоящей Совместной декларации существующие между двумя странами отношения и сотрудничество достигнут уровня, определяющего новый этап многопланового партнерства Российской Федерации и Турецкой Республики» [17].

06.08.2009 г. было подписано сразу 5 соглашений и протоколов. В том числе:

- Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Россия и Турция договорились, что будут развивать техническое, научное, а также экономическое сотрудничество по использованию данного вида энергии, в том числе осуществлять научные разработки и исследования, термоядерный синтез, строительство исследовательских и энергетических реакторов, предоставление ядерных материалов и т.д. путем реализации совместных проектов, обмена экспертами и информацией, консультаций, организации форумов. Были определены и структуры, ответственные за реализацию соглашения: со стороны России - «Росатом» и Министер-100

ство природных ресурсов и экологии; со стороны Турции - Турецкое агентство по атомной энергии. Они же назначают совместный координационный комитет для согласования сотрудничества [30];

- Соглашение об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках. Стороны договорились об определении списка ядерных установок, подпадающих под соглашение; об оповещении о ядерных авариях на них, потенциально угрожающих радиационной безопасности; об обмене информацией раз в год для оценки возможного негативного влияния данных установок на безопасность, которая не должна быть передана третьим странам. Были определены и органы, ответственные за исполнение соглашения: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Турецкое агентство по атомной энергии [40];

- Меморандум между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики по таможенным процедурам. Он был заключен с целью дальнейшего развития совместной торговли. Для этого стороны договорились, что будут улучшать взаимодействие по предотвращению таможенных правонарушений; сведут к минимуму те формы таможенного контроля, которые продлевают время поставок; определили пути применения упрощенного таможенного коридора (УТК), договорившись о том, что он должен быть недискриминационным и прозрачным и что стороны будут обмениватся информацией в рамках УТК [10];

- Протокол о сотрудничестве в нефтяной сфере. Согласно ему стороны обязались поощрять образование совместных компаний на базе своих нефтяных предприятий; поддерживать объем поставок российской нефти и нефтепродуктов на уровне, зафиксированном в договорах; интенсифицировать кооперацию по организации общих платежных систем [14];

- Протокол о сотрудничестве в газовой сфере. Стороны договорились, что в срок до 1.11.2010 г. создадут все условия, которые нужны для сооружения нового газопровода по акватории Черного моря, чтобы транспортировать природный газ из РФ в Турцию. Для этого Турция до 1.11.2009 г. должна предоставить компании «Газпром» разрешение для предварительных изысканий по строительству газопровода «Южный поток» в турецкой экономической зоне. Также была достигнута договоренность о поощрении совместного осуществления некоторых нефтегазовых проектов, в том числе изучение возможности сооружения новых и расширения имеющихся газопроводов, создания газовых хранилищ под землей и т. д. [13].

13.01.2010 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений с целью улучшить защиту собственных территорий от попадания на нее вредных организмов при торговле материалами, над которыми осуществляется фитосанитарный контроль. Были определены и органы, ответственные за исполнение соглашения: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю в России и Генеральная дирекция защиты и контроля Министерства сельского хозяйства и по делам деревень

Турецкой Республики. Стороны договорились об обмене перечнями вредителей и сорняков, представляющих для них опасность, и обмене информацией в случае их появления и распространения, угрожающего безопасности друг друга. Все растения, подпадающие под карантин, при транспортировке из одной страны в другую должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом [31].

12.05.2010 г. было подписано всего 5 соглашений между правительствами России и Турции, в том числе:

- Соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. Стороны договорились, что будут сотрудничать в проектировании и строительстве АЭС, разработке и сооружении необходимой инфраструктуры, управлении осуществлением проекта, вводе АЭС в эксплуатацию, научной поддержке для обеспечения ее безопасности и других технических мероприятий, а также в обмене опытом и информацией по работе с атомными электростанциями. Были определены и компетентные органы: Росатом и МЭПР Турции. Российская сторона обязалась через 3 месяца начать создание Проектной компании - владельца АЭС, в соответствии с законами Турции, не менее 51% акций которой должно принадлежать российским компаниям. Были определены время и условия, когда компания должна будет начать передавать Турции 20% чистой прибыли. Также были оговорены условия по реализации проекта, выделение земли и доступ к земле, лицензирование и регулирование АЭС, финансирование проекта, обращение с отходами, налогообложение. Было заключено соглашение о покупке электроэнергии турецкой компанией ТЕТАШ у российской проектной компании, где в том числе указывались объем и цена электроэнергии, которую российская сторона должна будет купить [35];

- Соглашение по морскому транспорту. Оно было подписано с целью регулирования и укрепления отношений в данной сфере, развития морских перевозок и вообще торгово-экономических отношений. В портах, открытых для инстранных кораблей, стороны представляют судам друг друга такой же режим судоходства, как и своим, в том числе помощь в случае кораблекрушения. Был урегулирован вопрос о правовом статусе лиц, имеющих удостоверение личности моряка. Стороны договорились о поощрении сотрудничества в области обмена технологий по сооружению и ремонту судов, в сфере подготовки кадров по судоходству, а также организации совместных предприятий [43];

- Соглашение об организации смешанного международного железнодо-рожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Самсун (Турецкая Республика). Для взаимной поддержки и сотрудничества в данной транспортной сфере были назначены компетентные органы: Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта и коммуникаций Турции, которые должны информировать друг друга при появлении каких-либо

препятствий для осуществления коммуникаций. Эти органы должны будут создать Совет по эксплуатации железнодорожно-паромной переправы через порты Кавказа в г. Самсун. Были определены правила перевозок грузов, в том числе опасных, а также порядок взаимодействия железнодорожных и морских перевозчиков России и Турции [41];

- Соглашение об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики. Оно было принято в целях упрощения порядка поездок. Главным пунктом соглашения стала отмена виз в случае, если граждане России и Турции въезжают на территорию друг друга и пребывают там непрерывно не более чем 30 дней. Стороны обязались регулярно обмениваться образцами документов, по которым граждане могут пересекать границу. Дипломаты и члены их семей получили право пребывать без виз в течение всего срока аккредитации [42];

- Соглашение о воздушном сообщении. По его условиям каждая сторона предоставила другой стороне права для установления и эксплуатации международных авиалиний по определенным маршрутам. Стороны должны назначить воздушные предприятия с правом пролета и посадок в определенных пунктах. Также в этом соглашении были урегулированы такие вопросы, как предоставление и аннулирование разрешений на эксплуатацию, область применения национальных законов, признание удостоверений и свидетельств, безопасность полетов и др. [21].

Таким образом, развитие отношений России и Турции в 2000-е гг. по ключевым направлениям было исключительно успешным. Стороны гораздо более тесно сотрудничали по всем вопросам, чем в 1990-е гг. Был заключен ряд основополагающих договоров, подписаны две совместные декларации, определявшие контур отношений. Рост российско-турецких взаимосвязей за этот период был обусловлен рядом важных факторов, способствующим активизации двухсторонних отношений во всех главных сферах: взаимовыгодный интерес двух сторон наращивать сотрудничество; зависимость Турции от российского газа, диктующая необходимость серьезного и глубокого развития отношений; занятие Турции примирительной, устраивающей Россию позиции во внешней политике, особенно по отношению к давней «болевой точке» двухсторонних взаимосвязей - Закавказью. Но, несмотря на столь интенсивное взаимовыгодное сотрудничество с Россией, было неизвестно, насколько оно окажется устойчивым.

Политический вектор руководства Турции заметно смягчился по отношению к России в конце 2000-х гг. Однако существовало одно очень важное обстоятельство: страна продолжила стремиться в ЕС осталась в составе НАТО, военного блока, проводящего в целом недружественную по отношению к России политику. В случае обострения отношений Россия-НАТО этот фактор мог поставить под вопрос все впечатляющие результаты двух стран в совме-

стном сотрудничестве. Но к началу 2010-х гг. ничего подобного еще не происходило, и отношения между двумя странами успешно развивались без каких-либо значительных препятствий. Ситуация стала меняться лишь в 2010-е гг. по мере нарастания российско-турецких противоречий в Сирии.

© Ходунов А.С., 2016

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гурьев А.А. Ситуация в Турции: ноябрь 2008 // Институт Ближнего Востока. 14.12.2008. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/14-12-08b.htm.

[2] Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам (не действует). 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/FFF41C4957A2E 29543257F5F00209736.

[3] Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. URL: http://docs.cntd.ru/document/901926138.

[4] Егоров В.К. Россия и Турция: линия противоречий // Ближний Восток и современность. Сб. ст. Вып. 9. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000.

[5] Иванова Ю.М. Российско-турецкие отношения в постбиполярную эпоху: основные тенденции и проблемы // Вестник Одесского национального университета / ОНУ имени И.И. Мечникова. Одесса: Астропринт, 2009. Том 14. Вып. 13: Сер. «Социология, политология».

[6] История российско-турецких отношений. Справка // РИА Новости. 13.01.2010. URL: http://ria.ru/politics/20100113/204301523.

[7] Калашников А.М. «Голубой поток» как важный фактор развития российско-турецких отношений // Власть. 2013. № 2.

[8] Киреев Н.Г. Турция - экономический партнер и политический соперник России в Евразии // Россия на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности. Сб. ст. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001

[9] Кудряшова Ю.С. Активизация российско-турецких отношений: сущность и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 5.

[10] Меморандум между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики по таможенным процедурам. 06.08.2009. Действует. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[11] Протокол к соглашению между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года. 27.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[12] Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о налогообложении строительных компаний. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[13] Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о cотрудничестве в газовой сфере (не действует). 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[14] Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[15] Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[16] Пылев А.И. Новые горизонты российско-турецкого взаимодействия (начало XXI в.) // Ближний Восток и современность. Сб. ст. Вып. 40. М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2009.

[17] Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. 13 февраля 2009 года // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/02/212886.shtml.

[18] Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Анкара, 6 декабря 2004 года // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2004/12/80719/ 161826.shtml.

[19] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[20] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о взаимной защите секретной информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[21] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[22] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве. 19.07.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[23] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[24] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf.

[25] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[26] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о создании смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 14.05.1992. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[27] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров. 14.01.2002. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[28] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море. 25.02.2004. Действует. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[29] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области ветеринарии. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[30] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[31] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области карантина растений. 13.01.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[32] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма. 24.03.1995. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[33] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[34] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в охране морских пространств на Черном море (не действует). 12.04.2000. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[35] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[36] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. 16.09.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[37] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. 20.04.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[38] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. 09.09.1993. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[39] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[40] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf.

[41] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Самсун (Турецкая Республика). 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[42] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[43] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики по морскому транспорту. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[44] Токарева А. Что Россия и Турция значат друг для друга // Коммерсант-Власть. 01.06.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2736421.

[45] Turkey's Political Relations With Russian Federation // Republic of Turkey. Мinistry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-russian-federation.en.mfa.

REFERENCES

[1] Guriev A.A. the Situation in Turkey: November 2008 // Middle East Institute. 14.12.2008. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/14-12-08b.htm.

[2] The agreement between the Russian Federation and the Republic of Turkey on mutual legal assistance in civil, commercial and criminal matters (not applicable). 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[3] The agreement on basic principles of relations between Russian Federation and Turkish Republic. URL: http://docs.cntd.ru/document/901926138.

[4] Egorov V.K. Russia and Turkey: contradictions // Middle East and modernity. Vol. 9. M.: Institute for the study of Israel and the Middle East, 2000.

[5] Ivanova Yu. M. Russian-Turkish relations in the post-bipolar era: trends and problems // Bulletin of the Odessa national University / ONU named after I.I. Mechnikov. Odessa: Astroprint, 2009. Volume 14, Issue. 13: Ser. "Sociology, politics".

[6] The history of Russian-Turkish relations. Help // RIA Novosti. 13.01.2010. URL: http://ria.ru/politics/20100113/204301523.

[7] Kalashnikov A.M. "Blue stream" as an important factor in the development of Russian-Turkish relations // Power. 2013. No. 2.

[8] Kireev N.G. Turkey - economic partner and political rival of Russia in Eurasia // Russia in the middle East: objectives, challenges, opportunities. Sb. st. Moscow: Institute for the study of Israel and the Middle East, 2001.

[9] Kudryashova Y. S. Intensification of Russian-Turkish relations: the nature and prospects // Vestnik of MGIMO-University. 2012. No. 5.

[10] The Memorandum between the Federal customs service (FCS of Russia) and the Customs Department of the Turkish Republic on customs procedures. 06.08.2009. Acts. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[11] Protocol to the agreement between the government of the Russian Federation and the government of Turkish Republic about deliveries of Russian natural gas in Turkish Republic through water area of Black sea from December 15, 1997. 27.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[12] Protocol between the government of the Russian Federation and the government of the Republic of Turkey taxation of construction companies. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[13] Protocol between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the gas sector (not applicable). 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[14] Protocol between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the oil sector. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[15] Protocol between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the energy facility on natural gas. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[16] Pylev A.I. the New horizons of Russian-Turkish cooperation (the beginning of the XXI century) // Middle East and modernity. Sb. article. Vol. 40. M.: Institute of Oriental studies, Middle East Institute, 2009.

[17] Joint Declaration on advancement to a new stage of relations between the Russian Federation and the Republic of Turkey and further deepening of friendship and multidimensional partnership. 13 Feb 2009 // President of Russia. URL: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2009/02/212886.shtml.

[18] Joint Declaration on deepening of friendship and multifaceted partnership between the Russian Federation and the Republic of Turkey. Ankara, 6 Dec 2004 // President of Russia. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2004/12/80719/161826.shtml.

[19] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on visa-free travel on diplomatic passports. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[20] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on mutual protection of classified information and materials submitted or generated in the course of bilateral cooperation in the field of defense industry. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[21] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on air communication. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[22] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cultural and scientific cooperation. 19.07.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[23] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on promotion and mutual protection of investments. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[24] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of Turkish Republic about deliveries of Russian natural gas in Turkish Republic through water area of Black sea. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[25] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on the prevention of incidents at sea outside territorial waters. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[26] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on the establishment of the joint intergovernmental Russian-Turkish Commission on trade-economic cooperation. 14.05.1992. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[27} Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the military sphere and training military personnel. 14.01.2002. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[28] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in Maritime search and rescue on the Black sea. 25.02.2004. Acts. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[29] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the field of veterinary medicine. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[30] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the field of use of atomic energy for peaceful purposes. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[31] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the field of plant quarantine. 13.01.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[32] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the field of tourism. 24.03.1995. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[33] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the field of energy. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[34] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the protection of Maritime spaces in the Black sea (not valid). 12.04.2000. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[35] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in the sphere of construction and operation of nuclear power plant at Akkuyu in the Turkish Republic. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[36] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation and mutual assistance in customs matters. 16.09.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[37] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on cooperation in military technical matters and in the defence industry. 20.04.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[38] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on avoidance of double taxation with respect to taxes on income. 09.09.1993. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[39] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on avoidance of double taxation with respect to taxes on income. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[40] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of Republic of Turkey on early notification of a nuclear accident and on information exchange about nuclear installations. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf.

[41] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic about the organization of a mixed international railway-ferry communication through ports Caucasus (Russian Federation) and Samsun (Turkish Republic). 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/CFE812E216C6 B7F343257F5F00207554.

[42] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on conditions of mutual trips of citizens. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.

[43] Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on Maritime transport. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.

[44] Tokareva A. What Russia and Turkey are mean to each other // Kommersant. Vlast. 01.06.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2736421.

[45] Turkeys political relations with Russian Federation // Republic of Turkey. The Ministry of foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-russian-federation.en.mfa.

RUSSIAN-TURKISH RELATIONS IN THE 1990S AND 2010S

A.S. Khodunov

Russian State University for the Humanities

6Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047

The article is devoted to the development of Russian-Turkish relations in economic, political, military-technical and cultural spheres. Particular attention is given to the economy, especially to the oil and gas sector, which became the main engine of bilateral relations in this period. It is noted that the 1990th years were the heyday of bilateral trade. It analyzes main treaties concluded between Russia and Turkey. It is shown that in the 2000s. relations developed much better than in the 1990s. The author indicates the main reasons for the growth of the Russian-Turkish relationships.

Key words: Russia, Turkey, bilateral relations, economy, oil, gas pipeline

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.