Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 359-364
УДК 341.24
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д.А. МЕДВЕДЕВА
© 2014 г. А.А. Скорина, Ж.Г. Аветисян
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 27.09.2013
Рассматривается внешнеполитический курс Российской Федерации на Ближнем Востоке с 2008-го по 2012 г., анализируются международные договоры, заключенные с государствами региона в социально-экономической, военно-технической, энергетической и иных областях.
Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, Большой Ближний Восток, сотрудничество, ислам, государственный интерес, инвестиции.
Все мировое сообщество в последние несколько лет вынуждено адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в регионе Ближнего Востока. Арабские страны, в свою очередь, уже успели адаптироваться к России как наследнику Советского Союза. Причем если Советский Союз воспринимался как атеистическое государство, одинаково нейтрально относящееся ко всем религиям, то Россию на Ближнем Востоке уже причисляют к христианско-исламской нации. Она находится на стыке западной и восточной культур, что дает позитивные предпосылки к развитию здесь ислама. В этом регионе всерьёз рассчитывают на укрепление взаимного доверия и сотрудничества с Россией в целом ряде областей.
Одним из таких шагов к сближению стало получение Россией статуса наблюдателя при Организации Исламская конференция в 2005 году. По словам постоянного представителя России при этой организации Камиля Исха-кова, принятию России в ОИК, а с 2011 года -ОИС (Организация Исламская конференция), поспособствовало два обстоятельства: во-первых, это речь президента В.В. Путина на саммите глав государств ОИК в Малайзии в 2003-м году. Российский президент в той речи напомнил, что мусульмане являются коренным населением страны, говорил о перспективах сотрудничества между Москвой и странами ОИК. Вторым обстоятельством, способствовавшим присоединению России, как сказал К. Исхаков, стала поддержка ее заявки со стороны нового генерального секретаря организации Экмеледдина Ихсаноглу, занявшего этот пост в 2005 году [1]. Среди преимуществ, которые дает участие в ОИК (ОИС), одно из первых мест занимает возможность сотрудничества с Ислам-
ским банком развития, который выдает кредиты. При этом, как отметил К. Исхаков, «она (система кредитования этого банка. - Прим. авт.) не требует процентов и оплаты этих процентов за пользование кредитом, а только - участие в данном проекте вместе с банком» [1].
Позже, в октябре 2008 года, в саудовском городе Джидда открылось четвертое заседание Группы стратегического видения (ГСВ) «Россия - исламский мир». Российскую делегацию на форуме возглавил занимавший в то время пост президента Татарстана М.Ш. Шаймиев, а главной темой конференции стало рассмотрение новых принципов международных отношений в свете инициативы саудовского короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль Сауда о созидательном диалоге между монотеистическими религиями (исламом, христианством и иудаизмом). М.Ш. Шаймиев в своем приветствии выразил уверенность, что Россия и исламский мир будут продолжать активно взаимодействовать в рамках различных органов системы ООН и в других форматах для поиска путей справедливого решения проблем современной международной жизни. Помимо этого глава российской делегации заявил: «Российская Федерация, имеющая статус наблюдателя при Организации Исламская конференция (ОИК), намерена твердо придерживаться курса на всемерное расширение стратегического взаимодействия с исламским миром. В этой связи нам представляется, что обсуждение на данном форуме инициативы короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Аб-дель Азиза Аль Сауда об институционализации межрелигиозного диалога имеет принципиально важное значение, особенно учитывая возрастающую роль религии в международной жизни» [2].
Последний пример иллюстрирует приверженность российского руководства во главе с Д.А. Медведевым продолжить курс, начатый В.В. Путиным, по укреплению взаимовыгодного, прежде всего экономического, взаимодействия со странами региона.
Говоря об отношениях с арабскими странами, можно утверждать, что официальная позиция России по палестинской проблеме, подразумевающая создание единого независимого государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме также сближает стороны. Некоторые страны Ближнего Востока, к которому с недавних пор причисляют и страны Магриба, Турцию, Иран, страны Персидского залива, пытаются наладить особые отношения с республиками РФ. Это касается не только традиционной горячей точки на карте России - Северного Кавказа, но и Республики Башкортостан и Республики Татарстан, всплеск радиального ислама в которых за последние годы резко вырос. Достаточно вспомнить о нашумевшем случае с убийством заместителя муфтия Татарстана Ва-лиуллы Якупова и ранением самого муфтия летом 2012 года. В молодости В. Якупов был сторонником ваххабизма - радикального течения в исламе. Однако с возрастом он поменял свои убеждения. В последние годы В. Якупов защищал ханафитский мазхаб - традиционную для татарского народа богословскую школу. Эксперты называли его стратегом проводимой Ил-дусом Файзовым политики по искоренению религиозного экстремизма. В связи с этим у него было много врагов [3]. Очевидно, что его уход был выгоден радикалам, тем, с кем так успешно боролся В. Якупов. Их усиление в последние годы на территории России с целью создания Исламского халифата, базирующегося на исламе ханбалитского толка и идеях ваххабизма, преобладающих в Саудовской Аравии и Катаре, тесно связано с увеличением финансирования этой подрывной и опасной для территориальной целостности Российского государства деятельности.
Серьезной проблемой продолжает оставаться приверженность части исповедующей ислам российской молодежи идеям религиозного воз-рожденчества. Данное явление возникло под воздействием целого ряда факторов - экономических, социальных, политических, идеологических и др. Под влияние исламских радикалов подпадает часть студентов, выезжающих для получения религиозного образования за рубеж, в частности в Саудовскую Аравию и Египет. Для борьбы с этим явлением предлагаются различные меры. Так, Р.А. Кадыров полагает, что
если обучавшийся за границей молодой человек «заразился ваххабизмом, получил эту болезнь, то его надо уничтожить» [4]. Не вызывает сомнения, что в отношении террористов, участников незаконных вооруженных формирований, членов подпольных экстремистских группировок должны осуществляться меры репрессивного характера. Вместе с тем использование насилия в качестве средства искоренения идеологии довольно сомнительно, в том числе и с учетом исторического опыта Франции, СССР, Китая, ряда других стран. Неясно также, как уничтожение инакомыслящих может быть сопряжено с демократическими принципами, к претворению которых в жизнь стремится Россия [4].
При этом эффективно действующий в долгосрочной перспективе инструмент, который позволит если не искоренить, то ослабить натиск радикализма, - это пропаганда традиционного ислама и исламских ценностей. Она может осуществляться посредством народного просвещения в медресе, школах, исламских духовных центрах. Именно мягкая сила может стать решающим фактором на пути к преодолению ваххабизма. Кроме того, важно тщательно контролировать выезд студентов из России за рубеж в такие страны, как АРЕ и КСА, а также отслеживать приток специалистов из этих государств.
Такие действия особенно актуальны, так как в 2013 году ваххабитские ячейки существовали во всех регионах России, кроме Камчатского края [5]. Во многих областях и республиках ваххабиты и вовсе захватили духовную власть. Так, превращение символа Казани Кул Шарифа в ваххабитскую мечеть, случаи в Махачкале и других городах свидетельствуют об увядании традиционного ислама и росте влияния ваххабизма.
В этой связи важнейшей составляющей российско-арабских отношений является диалог цивилизаций и культур. Пока он ведется главным образом в рамках контактов между учеными, и его задачи пока четко не определены. Одной из целей такого диалога мог бы стать поиск общих интересов, основанный на противостоянии западной идеологии, которая все меньше напоминает оплот христианства. Россия и арабский мир, отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, всегда «поощряли и сохраняли духовность, рассматривая ее как существенный фактор жизни народа и общества». По его мнению, подобный подход, который должен быть передан будущим поколениям, превращает РФ и страны Ближнего Востока и Северной Африки в «естественных
союзников» перед лицом вызовов глобализации. Еще одной задачей межцивилизационных контактов должно быть формирование непредвзятых представлений об эволюции российской и арабо-мусульманской цивилизаций, об исторических процессах в России и странах Ближнего Востока и Магриба. Главным же в настоящее время является вывод межцивили-зационного диалога за рамки научных конгрессов, более активное подключение к нему правительств, политических партий, средств массовой информации, религиозных деятелей, наращивание их усилий по распространению толерантности, преодолению стереотипов настороженного отношения к «чужому», внедрению объективных представлений об иных цивилизациях, культурах, религиях [4].
Наряду с тенденцией к доминированию одной цивилизации начинает вырисовываться и иная тенденция - к формированию на основе взаимного культурного обогащения и естественного межцивилизационного взаимодействия цивилизации общечеловеческой. Не вызывает сомнения, что существенный вклад в этот процесс могут и должны внести две великие цивилизации и культуры - российская и арабо-мусульманская [4].
Сотрудничество в этой сфере можно рассмотреть на примере российско-кувейтских отношений. Между странами налажено взаимодействие в сфере продвижения и распространения умеренного ислама, большое значение придается развитию межцивилизационного диалога. На примере последних лет можно убедиться в интенсивности диалога между сторонами. Так, министр вакуфов и исламских дел Кувейта А. Маатук принял участие в работе Всемирного саммита религиозных лидеров, состоявшегося в июле 2006 г. в Москве. Его заместитель, А. Фаллях, в качестве представителя Кувейта участвовал в заседаниях Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» (январь 2006 г.). В декабре 2009 г. Первый заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» в Эль-Кувейте.
В июне 2009 г. в Кувейте находилась делегация муфтиев северокавказских республик во главе с председателем президиума Координационного центра мусульман Северного Кавказа, главой Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края И.А. Бердиевым. Муфтии вручили эмиру Кувейта орден «За заслуги перед ум-мой».
В ноябре 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил орден Дружбы Первому заместителю министра вакуфов и исламских дел Кувейта А. Фалляху. Это лишь некоторые из совместных российско-кувейтских мероприятий, проведенных между сторонами за время второго президентского срока В.В. Путина и президентства Д.А. Медведева [6].
Разумеется, наведением культурных мостов и интенсификацией межгосударственного диалога отношения России со странами Ближнего Востока не ограничиваются. Россия, о чем можно сказать с изрядной долей уверенности, возвращается на Ближний Восток после продолжительного кризиса в отношениях, вызванного распадом Советского Союза и разрухой 1990-х. Во время второго президентского срока В.В. Путина (2004-2008) и президентского срока Д.А Медведева (2008-2012) наблюдается уверенная поступь Москвы в этом регионе. Налаживается торгово-экономическое, энергетическое, военно-техническое, дипломатическое, научно-техническое сотрудничество и др.
Во главе угла стоит торгово-экономическое сотрудничество, которое при президенте Д.А. Медведеве получило качественный, но довольно локальный импульс. Так, в 2009 году был подписан договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет [7]. В основе этого фундаментального документа лежали не только внешнеполитические консультации между сторонами по проблемам продвижения палестино-израильского урегулирования, достижения всеобъемлющего, прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. Помимо этого стороны способствуют инвестиционному сотрудничеству между двумя государствами, а также уделяют повышенное внимание инфраструктурным проектам, особенно в сферах энергетики, альтернативных источников энергии, общественных работ, жилищного строительства, транспорта, коммуникационных технологий, туризма, защиты окружающей среды, использования природных ресурсов, а также передачи технологий и модернизации промышленности [7].
Мощный толчок получило экономическое взаимодействие с Объединёнными Арабскими Эмиратами. В июле 2010 года было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений [8].Согласно данному договору, каждая договаривающая сторона стремится создавать благоприятные условия инвесторам другой договаривающейся стороны
для осуществления капиталовложений на территории первой договаривающейся стороны и допускает такие капиталовложения в соответствии с законодательством первой договаривающейся стороны. При этом каждая договаривающая сторона в соответствии со своим законодательством обеспечивает полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой договаривающейся стороны [9].
Желая углублять экономическое и финансовое сотрудничество, а также сотрудничество в области инвестиций, Россия и ОАЭ в декабре 2011 года достигли соглашения о налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений [8].
К сожалению, долгое время ряд факторов препятствовал реализации потенциала торгово-экономического сотрудничества со странами этого региона. Среди этих факторов можно выделить сохраняющуюся нестабильную обстановку в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, спад промышленного производства в России по сравнению с СССР, несовершенство транспортной инфраструктуры, а также, что очень важно, сложность процедуры оформления российских виз. Стороны предпринимали в 2008-2012 гг. немалые усилия, чтобы упростить визовый режим. В этой связи стоит отметить соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о взаимной отмене въездных виз для владельцев дипломатических паспортов [10], подписанное в июне 2010 г.; соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан РФ и граждан Турецкой Республики. Граждане государства одной стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой стороны без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда. При этом суммарный срок их пребывания на территории государства другой стороны не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней [11]. Стоит отметить и открытие посольства и генерального консульства Государства Израиль на территории РФ в Москве [12] и Екатеринбурге [13] соответственно.
Существуют предпосылки для развития экономического и научно-технического сотрудничества в таких областях, как энергетика, различные отрасли промышленности, металлургия,
военно-техническая отрасль, водное хозяйство, строительство, транспорт, сельское хозяйство. Одно из перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества - обмен технологиями. Арабская сторона проявляет интерес к использованию российского опыта и технологий в таких сферах, как нефте- и газодобыча (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о научно-техническом сотрудничестве от 11 мая 2010 года [14]; протоколы между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в газовой сфере [15] и нефтяной сфере [16]), электроэнергетика, атомная и возобновляемая энергетика (Соглашение РФ с Ливией о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 01.11.2008 г. [17]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях от 06.08.2009 г. [18]). Важно отметить и соглашение с Государством Израиль о сотрудничестве в области промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от 22.03.2010 г. [19], призванного повысить конкурентоспособность своих промышленных предприятий посредством сотрудничества в области промышленных НИОКР и добиться их коммерциализации на глобальном рынке.
В числе вышеперечисленных барьеров к полномасштабному и всеохватывающему диалогу между РФ и странами Ближнего Востока была названа недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Но и на этом направлении за последние годы также есть некоторые успехи. В качестве примеров можно привести соглашения РФ с Турецкой Республикой о воздушном сообщении [20] и по морскому транспорту [21], а также соглашение правительств РФ и Сирийской Арабской Республики о воздушном сообщении [22].
Государства Ближнего Востока традиционно представляют интерес для Москвы в качестве рынков сбыта отечественной продукции, прежде всего промышленной, поскольку свыше 90% товарооборота составляет российский экспорт [23]. В этом регионе сохраняется устойчивый спрос на вооружение российского производства. Оно славится большим запасом прочности по сравнению с китайским, и при этом дешевле западных аналогов. По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, доля арабских стран в экспорте оружия из России за последние
годы оставалась на довольно высоком уровне -более 14% [23].
Увеличение объемов поставок российской готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в арабские страны способствует выправлению общей структуры российского экспорта и позволяет поддерживать заказами российские предприятия. Так, во время президентства Д.А. Медведева был подписан ряд договоров о военно-техническом сотрудничестве, в частности Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о военно-техническом сотрудничестве от 25.02.2010 г. [24]; Соглашение между правительствами РФ и Королевства Марокко о сотрудничестве в военной области [25] от 09.02.2012 г. и военно-техническом сотрудничестве [26], которое вступило в силу 23.05.2012 г.
Несмотря на существующие соглашения, России следует работать в регионе предельно аккуратно, учитывая приверженность арабских монархий западной военной технике. Кроме того, следует избегать внутренней конкуренции российских конструкторских бюро за зарубежные заказы [27]. Недоверие внутри страны может привести к падению её авторитета на международной арене и распространению мнения о неконкурентоспособности российской военной техники.
Итак, за время нахождения на посту президента Российской Федерации Д.А. Медведева Россия продолжила курс на сближение с большинством стран Ближнего Востока с целью расширения и укрепления сотрудничества в сферах экономики, торговли, энергетики, транспорта, дипломатии и др. Россия возвращается на Ближний Восток в качестве великой державы со своими интересами и потребностями. Прагматический и освобожденный от уз с идеологией политический вектор Москвы позволяет ей успешно совмещать сотрудничество, с одной стороны, с Государством Израиль, а с другой - с арабскими странами. Безусловно, необходимо более активное взаимодействие России с государствами региона, чтобы вновь утвердиться в этой стратегически важной точке планеты, где в среднесрочной перспективе ожидаются глобальные изменения. Устойчивое продолжение курса президента Д.А. Медведева в большинстве областей даст толчок национальным экономикам стран, а также приведет к ликвидации стереотипов и сближению государств на уровне индивидуумов.
Список литературы
1. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/ russia-and-organization-islamic-conference-basil-lvov-2010-07-15-98491984/186614.html (дата обращения: 12.11.2013).
2. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-25643-print-1.htm (дата обращения: 12.11.2013).
3. URL: http://kazanweek.ru/article/4282/ (дата обращения: 11.11.2013).
4. Подцероб А.Б. Российско-арабские отношения: влияние исламского фактора. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/12-07-10.htm (дата обращения: 11.11.2013).
5. «Русский репортер» от 31.10.2013.
6. URL: http://mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b 7937ae580ae43%202569e7004199c2/d0ccb58c8a3beb7 143256dd3002c1bca (дата обращения: 13.11.2013).
7. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 12FD8CA5FD0F5A44257C200022C2A1 (дата обращения: 10.11.2013).
8. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 0C78E5614943447844257C200022C46A (дата обращения: 10.11.2013).
9. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ CB140B61D96168E144257C200022C406 (дата обращения: 10.11.2013).
10. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 1FBAD3378FFBABDF44257C200022C347 (дата обращения: 10.11.2013).
11. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 5A291A954B1EA90E44257C200022C357 (дата обращения: 10.11.2013).
12. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ EBBE67A9C943EC6544257C200022C3CB (дата обращения: 10.11.2013).
13. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ C27A8CABEB29244E44257C200022C4B3 (дата обращения: 10.11.2013).
14. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ 0594E7CA4A7B4C0244257C200022C323 (дата обращения: 10.11.2013).
15. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ 441730FA4456FF7844257C200022C2AC (дата обращения: 10.11.2013).
16. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 3207BA2BDD8F33FB44257C200022C2A8 (дата обращения: 10.11.2013).
17. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 46E62FD963AD5F4244257C200022C366 (дата обращения: 10.11.2013).
18. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ 5C06B3220B8729A744257C200022C2AB (дата обращения: 10.11.2013).
19. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ AA126FF4481D992744257C200022C35A (дата обращения: 10.11.2013).
20. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ F4E4C742D165388A44257C200022C3B7 (дата обращения: 10.11.2013).
21. URL: http: //www.mid. ru/BD0MP/ spd_md.nsf/0/ C8F7F8B57DF5E78244257C200022C39F (дата обращения: 10.11.2013).
22. URL: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/ B855030FF516396C44257C200022C322 (дата обращения: 10.11.2013).
23. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1465 #top (дата обращения: 14.11.2013).
24. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ AE7AD2EB5693550644257C200022C317 (дата обращения: 10.11.2013).
25. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 941D325CA621E9D744257C200022C484 (дата обращения: 10.11.2013).
26. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 8A43EEE380BF68EC44257C200022C483# (дата обращения: 10.11.2013).
27. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1556 #top (дата обращения: 16.11.2013).
THE RUSSIAN FEDERATION IN THE INTERNATIONAL RELATIONS IN THE MIDDLE EAST DURING THE PRESIDENCY OF DA. MEDVEDEV
A.A. Skorina, J. G. Avetisyan
We examine the foreign policy of the Russian Federation in the Middle East from 2008 to 2012. An analysis is presented of international treaties concluded with the region's states in the areas of socio-economic, military-technical cooperation, energy and other fields.
Keywords: Russia, Middle East, Greater Middle East, cooperation, Islam, raison d'etat, investments.
References
1. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia -and-organization-islamic-conference-basil-lvov-2010-07-15-98491984/186614.html (data obrashheniya: 12.11.2013).
2. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-25643-print-1.htm (data obrashheniya: 12.11.2013).
3. URL: http://kazanweek.ru/article/4282/ (data obrashheniya: 11.11.2013).
4. Podcerob A.B. Rossijsko-arabskie otnosheniya: vliyanie islamskogo faktora. URL: http:// www.iimes.ru/rus/stat/2010/12-07-10.htm (data obrashheniya: 11.11.2013).
5. «Russkij reporter» ot 31.10.2013.
6. URL: http://mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b 7937ae580ae43%202569e7004199c2/d0ccb58c8a3beb7 143256dd3002c1bca (data obrashheniya: 13.11.2013).
7. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 12FD8CA5FD0F5A44257C200022C2A1 (data obrashheniya: 10.11.2013).
8. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 0C78E5614943447844257C200022C46A (data obrashheniya: 10.11.2013).
9. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ CB140B61D96168E144257C200022C406 (data obrashheniya: 10.11.2013).
10. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 1FBAD3378FFBABDF44257C200022C347 (data obrashheniya: 10.11.2013).
11. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 5A291A954B1EA90E44257C200022C357 (data obrashheniya: 10.11.2013).
12. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ EBBE67A9C943EC6544257C200022C3CB (data obrashheniya: 10.11.2013).
13. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ C27A8CABEB29244E44257C200022C4B3 (data obrashheniya: 10.11.2013).
14. URL: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/ 0594E7CA4A7B4C0244257C200022C323 (data obrashheniya: 10.11.2013).
15. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 441730FA4456FF7844257C200022C2AC (data obrashheniya: 10.11.2013).
16. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 3207BA2BDD8F33FB44257C200022C2A8 (data obrashheniya: 10.11.2013).
17. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 46E62FD963AD5F4244257C200022C366 (data obrash-heniya: 10.11.2013).
18. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 5C06B3220B8729A744257C200022C2AB (data obrashheniya: 10.11.2013).
19. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ AA126FF4481D992744257C200022C3 5A (data obrashheniya: 10.11.2013).
20. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ F4E4C742D165388A44257C200022C3B7 (data obrashheniya: 10.11.2013).
21. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ C8F7F8B57DF5E78244257C200022C39F (data obrash-heniya: 10.11.2013).
22. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ B855030FF516396C44257C200022C322 (data obrashheniya: 10.11.2013).
23. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1465 #top (data obrashheniya: 14.11.2013).
24. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ AE7AD2EB5693550644257C200022C317 (data obrashheniya: 10.11.2013).
25. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 941D325CA621E9D744257C200022C484 (data obrashheniya: 10.11.2013).
26. URL: http://www.mid.ru/BD0MP/spd_md.nsf/0/ 8A43EEE380BF68EC44257C200022C483# (data obrashheniya: 10.11.2013).
27. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1556 #top (data obrashheniya: 16.11.2013).