Научная статья на тему 'Основные направления российской внешней политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2010-2014 гг'

Основные направления российской внешней политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2010-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2036
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / СИРИЯ / ИРАН / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / RUSSIA / MIDDLE EAST / NORTH AFRICA / FOREIGN POLICY / SYRIA / IRAN / ARAB-ISRAELI CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аветисян Жора Григорьевич

Статья посвящена особенностям внешней политики России, проводимой в отношении стран Ближневосточного и Североафриканского региона. Рассматривается роль России в основных региональных кризисах, среди которых гражданская война в Сирии, арабо-израильский конфликт, иранская ядерная программа. Автор освещает основные направления экономического, военно-технического и энергетического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Выделен ряд факторов, препятствующих интенсификации российских связей со странами рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST AND NORTH AFRICA IN 2010-2014

The article considers the features of Russia's foreign policy in the Middle East and North Africa. The author discusses the role of Russia in major regional crises, including the civil war in Syria, the Arab-Israeli conflict, the Iranian nuclear program. The article analyzes the main areas of economic, military-technical and energy cooperation of Russia with the countries of the Middle East and North Africa. The author also considers a number of barriers to intensification of Russian relations with the countries of the region.

Текст научной работы на тему «Основные направления российской внешней политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2010-2014 гг»

УДК 327(470 + 571)

Аветисян Жора Григорьевич

Avetisyan Zhora Griroryevich

аспирант кафедры истории и политики России Института международных отношений и мировой истории

Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ В 2010-2014 ГГ.

PhD student,

Russian History and Politics Department, Institute of International Relations and World History, Nizhny Novgorod State University

THE MAIN FEATURES OF RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST AND NORTH AFRICA IN 2010-2014

Аннотация:

Статья посвящена особенностям внешней политики России, проводимой в отношении стран Ближневосточного и Североафриканского региона. Рассматривается роль России в основных региональных кризисах, среди которых гражданская война в Сирии, арабо-израильский конфликт, иранская ядерная программа. Автор освещает основные направления экономического, военно-технического и энергетического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Выделен ряд факторов, препятствующих интенсификации российских связей со странами рассматриваемого региона.

Ключевые слова:

Россия, Ближний Восток, Северная Африка, внешняя политика, Сирия, Иран, арабо-израильский конфликт.

Summary:

The article considers the features of Russia's foreign policy in the Middle East and North Africa. The author discusses the role of Russia in major regional crises, including the civil war in Syria, the Arab-Israeli conflict, the Iranian nuclear program. The article analyzes the main areas of economic, military-technical and energy cooperation of Russia with the countries of the Middle East and North Africa. The author also considers a number of barriers to intensification of Russian relations with the countries of the region.

Keywords:

Russia, Middle East, North Africa, foreign policy, Syria, Iran, the Arab-Israeli conflict.

Арабским Востоком принято называть обширный регион, включающий в себя населенные арабами страны Юго-Западной Азии и Северной Африки, который составляет в географическом, историческом и этнокультурном плане некую общность - арабский мир с населением более 300 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн км2.

Начиная с декабря 2010 г. в рассматриваемом регионе происходили события, которые не только кардинальным образом изменили правящие режимы целого ряда государств, но и вызвали необходимость срочной корректировки внешнеполитического курса различных региональных и внерегиональных игроков. Россия также не стала исключением, поскольку Ближневосточный и Североафриканский регион всегда лежал в зоне экономических и политических интересов РФ. Экономическое расслоение, политические проблемы, межарабские противоречия, а также высокая конфликтогенность региона предопределили выстраивание Россией совершенно другой политической модели поведения, основной чертой которой становится поиск модели взаимодействия между суверенными субъектами международных отношений, а также сохранение и укрепление позиций в наиболее перспективных сферах экономического сотрудничества.

Таким образом, важную роль для России играет урегулирование политической нестабильности посредством совместной работы в рамках Совета Безопасности ООН с другими странами-участницами и участие в качестве наблюдателя в Организации исламского сотрудничества. На этом делается акцент в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.: «Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки и в регионе в целом на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела» [1].

Весьма показательным в вопросе достижения мира на Ближнем Востоке является активное участие России в прекращении гражданской войны в Сирии, которая всегда была важным военным и экономическим партнером РФ в регионе. Россия совместно с Китаем наложили вето на резолюцию Совбеза ООН по Сирии, предполагавшую военное вмешательство во внутренние

дела этой страны. Во время саммита G20 в Санкт-Петербурге президентом России В.В. Путиным был озвучен план химического разоружения Сирии. Согласно этому плану места хранения химического оружия в Сирии должны быть переданы под международный контроль, а затем 1,2 тыс. тонн химического оружия, которым располагала Сирия, должны быть полностью уничтожены. Благодаря этому плану России удалось предотвратить нанесение бомбовых ударов по сирийским территориям военными силами США.

Также Россия весьма активно участвует в ситуации вокруг иранской ядерной программы. С 2006 г. Россия входит в шестерку стран, совместно с США, Китаем и тремя странами Евросоюза -Францией, Германией и Великобританией, которые являются посредниками при решении проблемы использования иранской ядерной программы в военных целях. Россия любыми способами стремится защитить свои контракты с Ираном от воздействия международных санкций, считая, что антииранские санкции ведут к дальнейшему ожесточению режима и не являются эффективными [2].

Известно участие России в строительстве и проектировании атомной станции Бушер на берегу Персидского залива, которая стала первой АЭС на Ближнем Востоке. В ноябре 2014 г. Россия и Иран подписали новый пакет соглашений на строительство в Иране еще восьми атомных энергоблоков [3].

Российское влияние в регионе является многогранным. Например, Россия все более настойчиво действует в ближневосточном мирном процессе, вот уже много лет являясь участницей международного квартета. Необходимо отметить, что официальная позиция России по палестинской проблеме, подразумевающая создание единого независимого государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме, также сближает арабские страны с РФ [4, с. 360]. Президент России резко осудил конфликт, вспыхнувший в секторе Газа летом 2014 г., и призвал премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу к скорейшему прекращению вооруженной конфронтации [5].

Однако, несмотря на занимаемую российским руководством относительно проарабскую позицию в палестино-израильском конфликте, российско-израильские отношения можно охарактеризовать как весьма дружественные. В июне 2012 г. В.В. Путин прибыл в Израиль со своим первым государственным визитом после переизбрания на президентский пост. В ходе этого визита были обсуждены двусторонние российско-израильские отношения, ситуация в Сирии и иранская ядерная программа [6].

Помимо политической составляющей, приоритетным направлением внешнеполитического курса РФ на Ближнем Востоке и в Северной Африке является экономическое сотрудничество. Тем более что РФ традиционно имела свои интересы в Ближневосточном регионе, а политическая ситуация 2014 г., в которой Россия вынуждена искать была не только новые рынки сбыта, но и новых экономических партнеров, только способствовала более глубокой экономической интеграции в Ближневосточный регион.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, до 2020 г. приоритетной задачей стратегического развития России является ее вовлеченность в интеграционные процессы в рамках сотрудничества с Европейским союзом, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также в рамках сотрудничества с наиболее экономически развитыми государствами Северо-Восточной Азии. Что же касается стран Ближнего Востока и Северной Африки, то использование потенциала сотрудничества должно базироваться в первую очередь на успешном политическом диалоге с рядом ближневосточных и североафриканских государств и одновременно с этим на индивидуальных инвестиционных стратегиях крупнейших российских компаний, ведущих бизнес в этих регионах. Оптимальной поддержкой такого сотрудничества станет заключение Россией рамочных соглашений с ведущими региональными организациями и отдельными странами в рамках региональных структур межгосударственного диалога либо в формате двусторонних межгосударственных соглашений [7].

Россия и арабский мир достаточно тесно сотрудничают в экономических вопросах. По информации Российско-арабского делового совета, в 2013 г. торговый оборот между Россией и арабскими странами без учета военно-технического сотрудничества достиг 14 млрд долл. США [8].

В первую очередь арабские страны представляют интерес для России в качестве рынков сбыта отечественной продукции, прежде всего промышленной, поскольку свыше 90 % товарооборота составляет российский экспорт. Его страновая структура дифференцирована. Например, экспорт России в ОАЭ состоит преимущественно из драгоценных металлов и камней, металлопродукции, машин, оборудования, транспортных средств и т. д., в то время как основная часть российского экспорта в Марокко приходится на нефть и нефтепродукты, каменный уголь, серу, продукцию металлургической и химической промышленности [9].

Одним из основных направлений сотрудничества РФ с арабскими странами является топливно-энергетический комплекс, где основными российскими партнерами выступают Египет, Сирия, Алжир.

В последние несколько лет в экономические отношения России и арабских стран добавилась еще и инвестиционная составляющая. Особенно положительная динамика в этой отрасли наблюдается с ОАЭ. В июле 2010 г. было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений, открывающее новые возможности для развития инвестиционного сотрудничества. Согласно данному договору, каждая договаривающаяся сторона стремится создавать благоприятные условия инвесторам другой договаривающейся стороны для осуществления капиталовложений на территории первой договаривающейся стороны и допускает такие капиталовложения в соответствии с законодательством первой договаривающейся стороны. При этом каждая договаривающаяся сторона в рамках своего законодательства выполняет защиту капиталовложений инвесторов другой договаривающейся стороны на своей территории [10, с. 362].

Руководствуясь целью углубить сотрудничество в сфере экономики и финансов, Россия и ОАЭ в декабре 2011 г. достигли соглашения о налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений [11]. Эти шаги, безусловно, положительно сказались на двусторонних отношениях государств. В целом, если учитывать динамику за последние пять лет, то можно отметить, что товарооборот между двумя государствами увеличился в четыре раза и по итогам 2013 г. достиг отметки в 2,5 млрд долл., что более чем на 60 % выше, чем годом ранее. Накопленные капиталовложения ОАЭ в России за 2013 г. оцениваются в 264 млн долл., а российские в ОАЭ - 48 млн долл. [12].

Что же касается военно-технического сотрудничества, то Россия является крупным поставщиком вооружения в арабские страны и имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Алжиром, Кувейтом, Сирией. В 2012 г. Ирак подписал несколько крупных контрактов на покупку российских комплексов ПВО и боевых вертолетов на 4 млрд долл. В результате этого Ирак занял третье место по закупкам российских вооружений [13].

России удалось прочно закрепиться на рынке Египта и Иордании. В 2010-2011 гг. Россия достигла с Египтом принципиальной договоренности о продаже военной техники и средств ПВО на сумму 1,5 млрд долл. В ноябре 2013 г. стало известно о намерении египетского руководства приобрести истребители МиГ-29М/М2, зенитные ракетные комплексы нескольких типов, транспортно-боевые вертолеты Ми-35, береговые противокорабельные комплексы, различные боеприпасы и легкое вооружение, что подтвердилось в ходе визита В.В. Путина в Каир в феврале 2015 г. [14].

По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, доля арабских стран в экспорте оружия из нашей страны за последние годы оставалась на довольно высоком уровне - более 14 % [15].

Также усиливается российское дипломатическое и коммерческое присутствие в Совете сотрудничества государств Персидского залива, кульминацией которого стал стратегический диалог между Россией и Советом сотрудничества государств Персидского залива, начавшийся в ноябре 2011 г. Он ведется по целому ряду направлений, начиная с вопросов безопасности и торговли и заканчивая инвестициями и культурными обменами [16].

К сожалению, долгое время ряд факторов препятствовал реализации потенциала торгово-экономического сотрудничества России со странами этого региона. К таким факторам в первую очередь необходимо отнести сохраняющуюся нестабильную обстановку в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, спад промышленного производства в России по сравнению с СССР, несовершенство транспортной инфраструктуры [17, с. 362].

Более того, серьезным препятствием на пути к эффективному сотрудничеству в данном регионе является высокая конкуренция с другими международными акторами. В первую очередь это ЕС и США, а также Китай с активной стратегией, которую он осуществляет в данном регионе в последние годы. Другой же проблемой являются интеграционные объединения Африки, потенциал взаимодействия с которыми минимален ввиду их институциональной слабости и узости предоставляемых ими рынков.

В то же время российская политика в отношении Ближнего Востока и Северной Африки обусловлена рядом существенных ресурсных ограничений. Возможности проецирования военной мощи Москвы остаются ограниченными, несмотря на укрепление национальных вооруженных сил в последние годы. Россия серьезно уступает другим ведущим центрам силы (прежде всего США, ЕС и Китая) в инструментах финансово-экономического воздействия: ей не хватает привлекательности крупного внутреннего рынка, особенно в условиях экономического кризиса [18].

Вместе с тем она обладает рядом очевидных преимуществ. Ее возможности влияния на политическую ситуацию в регионе связаны с ролью и статусом в ведущих международных инсти-

тутах, воздействием посредством механизмов военно-технического и энергетического сотрудничества. Способность российского руководства вести диалог даже с антагонистами востребована при урегулировании острых кризисных ситуаций. Убедительной иллюстрацией этого тезиса стала роль Москвы в достижении договоренности по сирийской химической программе, о чем уже упоминалось выше [19].

Таким образом, даже несмотря на ряд серьезных препятствий на пути к выстраиванию плодотворного и всеобъемлющего сотрудничества России с государствами Ближневосточного и Североафриканского региона, РФ по-прежнему старается играть важную роль в региональных отношениях, выстраивая индивидуальную модель поведения с каждым конкретным государством Ближнего Востока и Северной Африки. Безусловно, можно с уверенностью сказать, что в числе приоритетных направлений российской политики сейчас стоит именно экономическая дипломатия. Среди ее задач - создание новых рабочих мест путем большей загрузки российских предприятий, увеличение поступлений в бюджет и т. д. И, будучи важным игроком на международной арене, Правительство РФ должно уделять большое внимание своему политическому и экономическому присутствию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки для укрепления своего авторитета и расширения географии сотрудничества.

Ссылки:

1. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-os-ndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f#2 (дата обращения: 06.09.2015).

2. Malbrunot G. La Russie au Moyen-Orient, par Denis Bauchard [Электронный ресурс]. URL: http://blog.lefigaro.fr/mal-brunot/2012/10/la-russie-au-moyen-orient-par.html (дата обращения: 06.09.2015).

3. Самофалова О. Умножение на восемь [Электронный ресурс] // Взгляд : деловая газета. 2014. 11 нояб. URL: http://vz.ru/economy/2014/11/11/714855.html (дата обращения: 06.09.2015).

4. Скорина А.А., Аветисян Ж.Г. Российская Федерация в международных отношениях на Ближнем Востоке в период президентства Д.А. Медведева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 359-364.

5. Путин призвал Израиль прекратить операцию «Несокрушимая скала» [Электронный ресурс]. URL: http://eajc.org/page16/news45950 (дата обращения: 06.09.2015).

6. Friedman G. Putin's Visit and Israeli-Russian Relations [Электронный ресурс]. URL: https://www.strat-for.com/weekly/putins-visit-and-israeli-russian-relations (дата обращения: 06.09.2015).

7. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика / под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминовой. М., 2013. С. 338.

8. Савенков А. Заседание Российско-арабского делового совета [Электронный ресурс]. URL: http://tpprf.ru/ru/news/34043/ (дата обращения: 06.09.2015).

9. Сенькович В. Почему арабские страны потенциально важны для экономики России? [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1465#top (дата обращения: 06.09.2015).

10. Скорина А.А., Аветисян Ж.Г. Указ. соч. С. 362.

11. Там же.

12. Президент РФ и наследный принц Абу-Даби обсудили двусторонние отношения [Электронный ресурс]. URL: http://gulfinvest.ru/novosti/russia/prezident-rf-i-naslednyi-princ-abu-dabi-obsudili-dvustoronie-otnoshenija.html (дата обращения: 06.09.2015).

13. Малышко И. Россия возвращается на Ближний Восток [Электронный ресурс]. URL: http://vpoanalyt-ics.com/2013/11/19/rossiya-vozvrashhaetsya-na-blizhnij-vostok (дата обращения: 06.09.2015).

14. Россия продаст Египту оружия на три миллиарда долларов [Электронный ресурс]. URL: http://rus.delfi.ee/daily/abroad/rossiya-prodast-egiptu-oruzhiya-na-tri-milliarda-dollarov?id=67947627 (дата обращения: 06.09.2015).

15. Сенькович В. Указ. соч.

16. Вorshchevskaya А. Russia's Growing Middle East Influence [Электронный ресурс]. URL: http://global-publicsquare.blogs.cnn.com/2014/01/08/russias-growing-middle-east-influence/ (дата обращения: 06.09.2015).

17. Скорина А.А., Аветисян Ж.Г. Указ. соч. С. 362.

18. Байков А., Истомин И. Неожиданные партнеры России на Ближнем и Среднем Востоке [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/thirty-third/Club.pdf#1 (дата обращения: 06.09.2015).

19. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.