Научная статья на тему 'Российско-молдавские отношения после начала СВО'

Российско-молдавские отношения после начала СВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молдова / Россия / двусторонние отношения / специальная военная операция / СНГ / Приднестровье / Moldova / Russia / bilateral relations / special military operation / CIS / Transnistria

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Наталья Ивановна

Статья посвящена проблеме двусторонних российско-молдавских отношений в период после начала специальной военной операции России. Целью исследования стало выявление основных трендов в развитии взаимоотношений России и Молдовы в сложившейся в последние годы геополитической обстановке в Северном Причерноморье. В рамках исследования были решены следующие задачи: дана оценка реакции Республики Молдова на начало СВО; охарактеризована внутриполитическая ситуация в Молдове в течение последних двух лет (протестная активность и др.); определены основные линии действий политического руководства Молдовы антироссийской направленности (блокирование работы русскоязычных СМИ, запрещение символики, высылка российских дипломатов из страны, отказ выплачивать исторический долг за поставки природного газа; фактический отказ в организации выборов Президента РФ на территории Молдовы и проч.); определены параметры внешнего влияния на политические процессы в Молдове; перспективы развития двусторонних российско-молдавских отношений. В ходе реализации исследования были использованы ретроспективный метод, системный анализ, контент-анализ, экспертный опрос. По результатам работы автор пришел к следующим выводам. Внешняя политика Молдовы после начала СВО окончательно утратила многовекторный характер, а Молдова нейтральный статус и политическую самостоятельность во внешнеполитических делах, в результате чего государство сознательно ограничивает себя в возможностях развития. Геополитическая переориентация Молдовы была реализована правящей элитой вопреки воле большинства населения и негативно сказывается на уровне его жизни. Реализация однонаправленной внешней политики Кишинева означает, что власти Молдовы стали частью глобальной антироссийской коалиции. Весной 2023 года фактически завершилось оформление недружественных отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Точку в этом процесс поставил Кишинев, зафиксировав в Стратегии национальной безопасности статус России как «угрозы». Благодаря усилиями властей Молдовы не теряет актуальности и курс на системное сближение с Румынией, реализуемый на всех уровнях и имеющий целью объединение двух государств (Униря).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Moldovan relations after the start of the Special military operation

The article is devoted to the problem of bilateral Russian-Moldovan relations in the period after the start of the special military operation of Russia. The purpose of the study was to identify the main trends in the development of relations between Russia and Moldova in the geopolitical situation that has developed in recent years in the Northern Black Sea region. As part of the study, the following tasks were solved: an assessment was made of the reaction of the Republic of Moldova to the beginning of the SVO; the internal political situation in Moldova over the past two years is characterized (protest activity, etc.); the main lines of action of the political leadership of Moldova with an anti-Russian orientation have been identified (blocking the work of Russian-language media, banning symbols, expulsion of Russian diplomats from the country, refusal to pay a historical debt for natural gas supplies; actual refusal to organize elections of the President of the Russian Federation on the territory of Moldova, etc.); the parameters of external influence on political processes in Moldova were determined; prospects for the development of bilateral Russian-Moldovan relations. During the implementation of the study, a retrospective method, system analysis, content analysis, and expert survey were used. Based on the results of the work, the author came to the following conclusions. Moldova’s foreign policy after the start of the North Atlantic Treaty Organization has finally lost its multi-vector character, and Moldova has lost its neutral status and political independence in foreign policy affairs, because of which the state deliberately limits itself in development opportunities. The geopolitical reorientation of Moldova was implemented by the ruling elite against the will of most of the population and has a negative impact on its standard of living. The implementation of Chisinau’s unidirectional foreign policy means that the Moldovan authorities have become part of the global anti-Russian coalition. In the spring of 2023, the formalization of unfriendly relations between the Republic of Moldova and the Russian Federation was completed. Chisinau put an end to this process by fixing Russia’s status as a “threat” in the National Security Strategy. Thanks to the efforts of the Moldovan authorities, the course towards systemic rapprochement with Romania, implemented at all levels and aimed at the unification of the two states (Unirea), does not lose relevance.

Текст научной работы на тему «Российско-молдавские отношения после начала СВО»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ:

Молдова в мировой политике и международных отношениях /

THEMATIC DOSSIER:

Moldova in World Politics and International Relations

Научная статья / Research article

Российско-молдавские отношения после начала СВО

Н. И. Харитонова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7980-6562; e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме двусторонних российско-молдавских отношений в период после начала специальной военной операции России. Целью исследования стало выявление основных трендов в развитии взаимоотношений России и Молдовы в сложившейся в последние годы геополитической обстановке в Северном Причерноморье. В рамках исследования были решены следующие задачи: дана оценка реакции Республики Молдова на начало СВО; охарактеризована внутриполитическая ситуация в Молдове в течение последних двух лет (протестная активность и др.); определены основные линии действий политического руководства Молдовы антироссийской направленности (блокирование работы русскоязычных СМИ, запрещение символики, высылка российских дипломатов из страны, отказ выплачивать исторический долг за поставки природного газа; фактический отказ в организации выборов Президента РФ на территории Молдовы и проч.); определены параметры внешнего влияния на политические процессы в Молдове; перспективы развития двусторонних российско-молдавских отношений. В ходе реализации исследования были использованы ретроспективный метод, системный анализ, контент-анализ, экспертный опрос. По результатам работы автор пришел к следующим выводам. Внешняя политика Молдовы после начала СВО окончательно утратила многовекторный характер, а Молдова - нейтральный статус и политическую самостоятельность во внешнеполитических делах, в результате чего государство сознательно ограничивает себя в возможностях развития. Геополитическая переориентация Молдовы была реализована правящей элитой вопреки воле большинства населения и негативно сказывается на уровне его жизни. Реализация однонаправленной внешней политики Кишинева означает, что власти Молдовы стали частью глобальной антироссийской коалиции. Весной 2023 года фактически завершилось оформление недружественных отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Точку в этом процесс поставил Кишинев, зафиксировав в Стратегии национальной безопасности статус России как «угрозы». Благодаря усилиями властей Молдовы не теряет актуальности и курс на системное сближение с Румынией, реализуемый на всех уровнях и имеющий целью объединение двух государств (Униря).

Ключевые слова: Молдова, Россия, двусторонние отношения, специальная военная операция, СНГ, Приднестровье.

Для цитирования: Харитонова Н. И. Российско-молдавские отношения после начала СВО // Постсоветские исследования, 2024; 2(7): 117-133.

Russian-Moldovan relations after the start of the Special military operation

Natalia I. Kharitonova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7980-6562; e-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the problem of bilateral Russian-Moldovan relations in the period after the start of the special military operation of Russia. The purpose of the study was to identify the main trends in the development of relations between Russia and Moldova in the geopolitical situation that has developed in recent years in the Northern Black Sea region. As part of the study, the following tasks were solved: an assessment was made of the reaction of the Republic of Moldova to the beginning of the SVO; the internal political situation in Moldova over the past two years is characterized (protest activity, etc.); the main lines of action of the political leadership of Moldova with an anti-Russian orientation have been identified (blocking the work of Russian-language media, banning symbols, expulsion of Russian diplomats from the country, refusal to pay a historical debt for natural gas supplies; actual refusal to organize elections of the President of the Russian Federation on the territory of Moldova, etc.); the parameters of external influence on political processes in Moldova were determined; prospects for the development of bilateral Russian-Moldovan relations. During the implementation of the study, a retrospective method, system analysis, content analysis, and expert survey were used. Based on the results of the work, the author came to the following conclusions. Moldova's foreign policy after the start of the North Atlantic Treaty Organization has finally lost its multi-vector character, and Moldova has lost its neutral status and political independence in foreign policy affairs, because of which the state deliberately limits itself in development opportunities. The geopolitical reorientation of Moldova was implemented by the ruling elite against the will of most of the population and has a negative impact on its standard of living. The implementation of Chisinau's unidirectional foreign policy means that the Moldovan authorities have become part of the global anti-Russian coalition. In the spring of 2023, the formali-zation of unfriendly relations between the Republic of Moldova and the Russian Federation was completed. Chisinau put an end to this process by fixing Russia's status as a "threat" in the National Security Strategy. Thanks to the efforts of the Moldovan authorities, the course towards systemic rapprochement with Romania, implemented at all levels and aimed at the unification of the two states (Unirea), does not lose relevance.

Key words: Moldova, Russia, bilateral relations, special military operation, CIS, Transnistria.

For citation: Natalia I. Kharitonova Russian-Moldovan relations after the start of the Special military operation // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies, 2024; 2(7): 117-133. (In Russ.)

Характер взаимоотношений России и Молдовы определяется большим количеством факторов, которые не всегда носят объективный характер. В целом специалисты констатируют существенное охлаждение двусторонних отношений между двумя государствами. В качестве причин обычно указываются сложности геополитической и военно-политической обстановки в Северном Причерноморье, а также евроинтегра-ционные устремления нынешнего политического руководства Молдовы, реализации которых, по мнению последнего, является неопределенный политический статус Приднестровья и российское военное присутствие там. Молдова плотно вписана в евразийскую стратегию США, направленную на ослабление России и сокращение сферы ее геополитического влияния [Харитонова 2023]. Значение Молдовы в этой стратегии значительно возрастает по мере

закрепления успехов российской армии в противостоянии с вооруженными силами Украины на Донбассе в рамках СВО. Есть все основания полагать, что в обозримой перспективе Молдова будет играть роль прокси-силы США в геополитическом противоборстве с Россией, что, в частности предполагает дальнейшее сокращение двустороннего взаимодействия между Кишиневом и Москвой, а также в рамках многосторонних объединений.

Реакция Молдовы на начало СВО.

Политическое руководство отреагировало на начало специальной военной операции довольно резко. 26 февраля 2022 г. Президент Молдовы Майя Санду публично осудила начало СВО и в целом действия России. Двумя днями ранее Парламент Молдовы ввёл чрезвычайное положение на 60 дней, которое продлевается до сих пор. Было закрыто воздушное пространство страны

для российских самолетов, Молдова начала принимать украинских беженцев. Глава МИДЭИ РМ Нику Попеску подтвердил поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах её международно-признанных границ. 2 марта 2022 г. Кишинев поддержал резолюцию Генассам-блеи ООН «Агрессия против Украины», а 24 марта - резолюцию Генассамблеи ООН «Гуманитарные последствия агрессии против Украины». В апреле Молдова присоединилась ко всем санкциям в финансовой и банковской системе, введенным международными платежными системами (SWIFT, VISA, Mastercard). Весной 2022 г. в Молдове началась системная компания по насаждению русофобии и курса на тотальный разрыв с Русским миром, общим историческим прошлым и сужение поля взаимодействия между Молдовой и Россией. 7 апреля 2022 г. в Молдове были запрещены Георгиевская лента, а также символы «Z» и «V», которые российские войска используют в ходе операции на Украине, демонстрация советских фильмов о Великой Отечественной войне, свернуто празднование Дня Победы и проч. На всех международных площадках, которые посещала Президент РМ Санду, она выражала поддержку Украине и благодарность ВСУ от имени народа Молдовы «за защиту Республики».

В целом СВО стала поводом для сворачивания Молдовой ряда направлений сотрудничества с Россией, встраивания в ряды русофобски настроенных стран Восточной Европы и интенсификации политики интеграции в Европейский союз [Мальчушкин 2021: 143] и унионистских настроений в среде элиты [Лавренов 2018; Gosu 2018; Cimpoesu 2016]. На этом пути политическое руководство Молдовы весьма преуспело, по крайней мере на декларативном уровне: в декабре 2023 г. ЕС дал старт официальному началу переговоров о вступлении Молдовы в ЕС. Это обстоятельство максимально используется правительством Молдовы для оправдания своей провальной социально-экономической политики и резким снижением уровня жизни населения, ставшее следствием разрыва сотрудничества с РФ по ряду направлений. По замыслу властей РМ, интеграция в европейские структуры долж-

на идти параллельно с выходом из всех соглашений в рамках СНГ (их порядка 300) и самой организации.

Внутриполитическая обстановка в Молдове. Внутриполитическая ситуация в Молдове весь период после начала СВО характеризуется как кризисная, что обусловлено непопулярной политикой Кишинева в социально-экономической сфере (рост тарифов, цен на топливо и продовольствием и проч.). Сегодня она во многом определяется начавшимся в августе 2023 года электоральным циклом, который определил параметры внутриполитического процесса на ближайшие несколько лет. Первый этап электорального цикла - это всеобщие местные выборы, прошедшие 5 ноября 2023 г., в 2024 г. должны пройти президентские выборы, а в 2025 - парламентские выборы. Как в прошлые годы, геополитика станет одним из ключевых аспектов в борьбе за голоса избирателей [Лавренов 2018: 7]. Основное противостояние на местных выборах между политическими силами Молдовы разворачивалось за столицу Молдовы - Кишинев. Прозападно настроенной партии власти «Действие и солидарность» (PAS) было крайне важно, чтобы мэром Кишинева стал ее представитель (баллотировался член партии Лилиан Карп), что, по их мнению, позволит обеспечить победу нынешнего президента Майи Санду на президентских выборах в 2024 г. (она будет баллотироваться на второй срок), а затем и победу самой партии на парламентских выборах в 2025 г. Однако победу в первом туре одержал действующий мэр (примар) Кишинева Ион Чебан, пользующийся поддержкой горожан. Серьезные нарекания со стороны, в частности, европейских структур, вызвали действия властей, направленные против оппозиционных сил с целью устранению конкурентов на выборах. Так были сняты несколько кандидатов от оппозиционной партии «Шанс», а затем, за считанные дни до выборов был наложен запрет на участие всех кандидатов от этой партии в выборах.

Важным фактором в начавшемся электоральном цикле выступает низкий рейтинг правящей партии «Действие и солидарность», правительства и президента и низкий уровень поддержки среди населения

республики. Сформировать местные органы власти по итогам ноябрьских выборов удалось лишь благодаря практике объединения представителей партии ПАС в коалиции с представителями других партий, включая ПСРМ.

Электоральная кампания стартовала на фоне ужесточения цензуры в стране. В августе 2023 г. специально созданный Центр по борьбе с дезинформацией и противодействию пропаганде официально еще не начал работу, поэтому эта функция была временно делегирована ЦИК. Орган заявил о необходимости согласовывать всю общественно важную информацию в электоральный период. То есть, по логике ЦИК, в соответствии с Избирательным кодексом, с момента начала избирательной кампании и до утверждения результатов выборов поставщики медиа-услуг, вещательные компании и поставщики рекламы будут иметь право транслировать только сообщения, представляющие общественный интерес и одобренные ЦИК. При этом ЦИК обещал публиковать эту информацию на своем официальном сайте. Против такого подхода выступила оппозиция, обвинив правящую партию в ведении тотальной цензуры.

В настоящее время в Молдове де-факто идет подготовка к выборам президента. Для правящей партии «Действие и солидарность» и правительства избрание на второй срок Майи Санду является единственной возможностью сохранить власть.

Блокирование работы русскоязычных СМИ. В декабре 2022 г. Комиссия по чрезвычайным ситуациям (ЧКС) РМ приняла решение отозвать лицензии на вещание у шести русскоязычных телевизионных каналов на период действия чрезвычайного положения. Решение ЧКС о прекращении вещания телеканалов «Pimul in Moldova», «Accept TV», «NTV Moldova», «TV6», «Or-chei TV», «РТР Молдова» стало очередным ударом по оппозиции (часть каналов аффилированы с оппозиционным политиком Иланом Шором, организатором протестного движения в Молдове) и одновременно мерой по сокращению российского влияния в регионе. Решение было принято вечером 16 декабря, а уже 17 декабря стало известно о том, что Совет по телевидению и радио

оштрафовал одиннадцать телеканалов за отсутствие местных программ на румынском языке, транслируемых в прайм-тайм («Mega TV», «Canal 3», «Familia TV» и др.). Что примечательно, европейские телеканалы, вещающие в Молдове и не использующие в принципе румынский язык, остались без внимания Кишинева. Все это свидетельствует о системном подходе властей Молдовы к ограничению сферы использования русского языка, что прямо противоречит предвыборными обещаниями президента Майи Санду, заявлявшей, что ущемление прав русскоязычных не будет.

В фокусе внимания властей Молдовы оказались прежде всего советские и российские фильмы, являющиеся проводниками российской культуры и инструментом трансляции сюжетов общей истории российского и молдавского народа, свидетельствующих об общем гуманитарном пространстве. В этом же русле необходимо рассматривать введенный в 2022 г. запрет на трансляцию советских фильмов о Великой Отечественной войне, запрет Георгиевской ленты накануне празднования 9 мая, инициированное расследование спецслужбами РМ деятельности по организации концертов в городе Бельцы, на которых дети в советской военной форме исполняли песни времен Великой Отечественной войны (концерт прошел при поддержке посольства России и правительства Москвы), заявление Майи Санду о том, что вечер песен о победе над фашизмом и выставка «Бессмертный полк» могут угрожать безопасности Республики и проч. Специалисты отмечали, что последствия закрытия русскоязычных каналов и в целом сокращение вещания на русском языке скажутся и на продукции западной киноиндустрии в русском переводе. Фильмы на русском языке смотрит и молдовоязычное население, т.к. переведенных фильмов много больше именно на русском, а не на молдавском.

Что касается внутриполитического измерения запрета вещания указанных выше шести каналов, эти действия необходимо рассматривать как подготовку к выборному циклу [Тихонова, Слободянюк 2023; Tanasa 2005; Ungureanu 2018], выражающуюся в закрытии оппозиционных СМИ и давлению

на оппозицию. Примечательно, власти реализуют действия против оппозиции, прикрываясь постоянно продлеваемым чрезвычайным положением в стране. Для победы контролирующей парламент партии PAS в условиях социально-экономической нестабильности и оппозиционных настроений в массах необходимо максимально зачищенное от легальной политической оппозиции политическое поле. Партии PAS необходимо парламентское большинство для реализации изменений в Конституции - отказа от нейтрального статуса с целью интеграции в НАТО, о чем официальные лица неоднократно делали заявления.

Обращает на себя внимание на то, что жесткие шаги в отношении политической оппозиции и СМИ, транслирующих отличную от официальной точку зрения, пришлись на момент, когда Майя Санду вернулась из очередной поездки в США. Таким образом, наблюдатели склонны оценивать предпринятые властью шаги как выполнение инструкций, полученных в Вашингтоне. Примечательно и то, что демократические гражданские институты, Ассоциация независимой прессы и другие структуры гражданского общества в Молдове уже заявили, что меры, предпринятые властями, оправданны и легитимны, так как против Молдовы «ведется гибридная война» и республика уже почти год живет в режиме ЧП. Что касается последствий закрытия русскоязычных каналов, есть основания ожидать увеличения сегмента зрителей интернет-телевидения. Соответственно, телеканалы, находящиеся под госконтролем, могут утратить часть аудитории. Учитывая, что именно в интернете циркулируют наибольший объем оппозиционного контента, электоральная база нынешних властей к выборам может существенно сократиться.

Протесты в Молдове. Первая половина марта 2023 г. была ознаменована подъемом новой волны протестной активности в Республике Молдова (протесты с разной интенсивностью шли более полугода). 12 марта протестующие (по некоторым оценкам, до 70 тыс. чел.) проголосовали за резолюцию, согласно которой правительство должно погасить все долги населения за газ и электроэнергию. После того как правительство от-

вергло требования, 13 марта оппозиционная партия «Шор» организовала общенациональный флешмоб, временно перекрыв движение на автотрассах. Оппозиция активно распространяла информацию о репрессивных действиях властей: об угрозах и преследованиях, избиениях и задержаниях.

В свою очередь правительство Молдовы поспешило квалифицировать протестные выступления 12 марта как попытку государственного переворота, организованного Российской Федерацией, имели место информационные вбросы со стороны МВД РМ и других органов власти о попытках сотрудников российской ЧВК «Вагнер» и других «наемников» въехать на территорию Молдовы с целью дестабилизации обстановки силовым путем. Позиция молдавского политического руководства была подкреплена Европейским союзом. Брюссель поддержал точку зрения официального Кишинева на происходящее в стране, указав следующее: «В последние месяцы мы видели, что Молдавия становилась мишенью российской вредоносной деятельности по вмешательству во внутренние дела, дезинформации, кибератакам. Цель этого ясна: подорвать и дестабилизировать страну, усилия в поддержку реформ, против коррупции, по европейским устремлениям Молдавии...»1. Кроме того, Брюссель заявил, что рассматривает возможность создания консультационной гражданской миссии в Молдавии. 13 марта было объявлено о создании Центра стратегических коммуникаций для борьбы с дезинформацией при правительстве РМ. Согласно официальным заявлениям, деятельность центра будет сосредоточена на двух основных направлениях: стратегическая коммуникация, правдивая информация от первоисточников, которая может быть предоставлена обществу, и анализ, выявление и борьба с дезинформацией. Тогда уже специалисты указывали, что в реальности центр будет заниматься продуцированием контента, который полностью удовлетворяет внутри- и внешнеполитическим целям нынешнего политического руководства

1 В ЕС заявили, что помогают Молдавии противостоять вмешательству России // РИА Новости [Сайт]. URL: https://ria.ru/20230313/moldaviva-

1857607828.html (дата обращения: 01.02.2024).

Молдовы (т.е. прозападного, прорумынско-го, антироссийского и русофобского) и вытеснением из информационного поля Молдовы контента, который правительство считает вредным (пророссийского). Такой подход полностью соответствует принятому депутатами партии PAS в июне 2022 г. закону о борьбе с дезинформацией и пропагандой (в частности, он предусматривает запрет на ретрансляцию новостных и аналитических программ, а также военных фильмов российского производства). Таким образом, власти Молдовы продолжили получать существенную политико-дипломатическую поддержку со стороны Запада, вплоть до создания специальных структур для пропаганды и психологической борьбы с российским влиянием.

По состоянию на март 2023 г. большинство жителей Молдавии выступало за сохранение экономических, политических и культурных связей с Россией. По данным социологических опросов, на конец февраля 2023 г., против разрыва экономических отношений с Россией высказались 69% опрошенных, против разрыва дипломатических отношений и культурных связей с Россией выступают соответственно 70% и 73%1. Однако, характер нынешней государственной политики в отношении России и ее сторонников внутри страны свидетельствует об однозначном курсе на снижение российского влияния. В связи с этим эксперты указывали, что рост числа сторонников объединения с Румынией в подобных условиях неизбежен.

Политическое руководство Республики Молдова, стремясь сбить протестную волну путем донесения до общественности информации об «успехах» на внешнем контуре, в конце марта 2023 г. активизировало внешние контакты, направленные на дальнейшую интеграцию государства в европейские структуры. В этот период президент Молдовы М. Санду участвовала в «Саммите за демократию», организованном США, по-

1 Большинство жителей Молдавии выступает против разрыва связей с Россией Об этом сообщает "Рамблер" // Рамблер Новости [Сайт]. URL: https://news.rambler.ru/sociology/50281835-bolshinstvo-zhitelev-moldavn-wstupaet-protiv-razrvva-swazev-s-rossiey/ (дата обращения: 01.02.2024).

ставила свою подпись под итоговой декларацией саммита. Тогда же посетила Бухарест. Затем состоялся визит на Украину -Санду вместе с премьерами Словакии Э. Хе-гером, Словении Р. Голобом и Хорватии А. Пленковичем приняла участие в мероприятиях в Буче, организованных политическим руководством Украины («Саммит Буча-2023»). Там Санду поддержала инициативу создания международного трибунала «по расследованию преступлений России». 3 апреля состоялся визит президента РМ в столицу Румынии - там состоялась трехсторонняя встреча канцлера Германии О. Шольца, румынского лидера К. Йоханниса и президента Молдовы М. Санду. Тем временем спикер парламента РМ И. Гросу направился в трехдневный визит в Вильнюс. Для углубления взаимодействия использовался тезис о необходимости укрепления безопасности Молдовы в свете «российской угрозы». Наиболее заметным ожидаемо стало румынское направление. Таким образом ведется проработка легитимизации будущего объединения Молдовы с Румынией. Однако в тот момент наиболее актуальным для Кишинева стал вопрос, каким образом изменится политика России в регионе в соответствии с положениями новой редакции Концепции внешней политики РФ от 31 марта 2023 г.

Высылки российских дипломатов из Молдовы. Значимым сюжетом в российско-молдавских отношениях последних двух лет стала высылка российских дипломатов из Молдовы. 14 августа 45 российских дипломатов и технических сотрудников вместе с семьями покинули территорию РМ по требованию молдавских властей. В дип-представительстве осталось 10 дипломатов и 15 технических сотрудников. Москва обозначила, что рассчитывает на возвращение российско-молдавских отношений на прежний уровень. Глава внешнеполитического ведомства Молдовы Нику Попеску заявил, что Россия использовала неуважительный подход в отношении Кишинева, что привело к сокращению российской дипмиссии в стране. 15 августа Президент Молдовы М. Санду назвала достаточным оставшееся число российских дипломатов в Молдове. В свою очередь Министерство иностранных

дел России сообщило о вынужденном ограничении деятельности торгпредства РФ и Российского центра науки и культуры в Кишиневе. Следствием сокращения численности российских дипломатов стали замедление обработки заявлений на получение российского гражданства и консульское обслуживание граждан России, проживающих в Молдове и имеющих двойное гражданство, сузились возможности экономического (в первую очередь в сфере сельского хозяйства), культурного и гуманитарного взаимодействия. Уже тогда специалисты указывали, что последствием этого шага со стороны Кишинева станет снижение уровня взаимодействия между странами, от действий властей в наибольшей степени пострадают граждане Молдовы. При этом часть специалистов подчеркивали, что в результате ответных действий РФ может пострадать агропромышленный комплекс Молдовы, который на 70% ориентирован на рынки СНГ и, в частности, России. Однако, согласно заявлениям официальных представителей МИД РФ в тот период, в России рассчитывают на возвращение отношений с Кишиневом на прежний уровень, так как у России и Молдавии нет предпосылок для глубинных противоречий. В то же время критически настроенные эксперты в Молдове были уверены, что молдавские власти и далее будут оказывать давление на диппредставитель-ство России, в том числе путем провокаций и всевозможных беспочвенных обвинений. Более того, ожидается, что руководство республики может поставить вопрос о закрытии выездного пункта консульского обслуживания Посольства России в Тирасполе. Кишинев всегда акцентировал внимание на том, что пункт функционирует незаконно. Поэтому у экспертов были все основания полагать, что следующий шаг Кишинев осуществит именно в этом направлении, что впоследствии могло привести к полному разрыву дипотношений между двумя странами.

Долги Республики Молдова за поставки природного газа российской компанией «Газпром». Немаловажным сюжетом в развитии российско-молдавских отношений остается так называемая проблема исторического долга Молдовы за газ, со-

ставляющего сумму более 700 млн долларов. Политическое руководство Республики Молдова заявило о том, что Кишинев не будет его выплачивать и намерен полностью расторгнуть контракт с российским поставщиком природного газа - ПАО «Газпром». Таким образом, летом-осенью 2023 г. обозначился очередной виток противостояния между Молдовой и Москвой по газовому вопросу, имеющий, кроме экономической, политическую подоплеку. Президент РМ М. Санду заявила, что международная аудиторская компания не выявила у страны долга в размере более 700 млн долларов перед российским «Газпромом». Более того, Санду обвинила Москву в попытке обмануть Кишинев.

Новый контракт между «Газпромом» и «Молдовагаз» на поставку топлива на пять лет вступил в силу 1 ноября 2021 г. и заключению этого договора предшествовали сложные переговоры, где российская сторона пошла навстречу Кишиневу. Однако у Москвы был ряд условий, прописанный в специальном протоколе, в числе которых -обязательство Молдовы до 1 мая 2022 г. провести аудит долга «Молдовагаз», который, по данным российской стороны, тогда составлял 709 млн долларов. Однако в срок Молдова аудит не провела и, более того, ни разу за период действия договора не внесла оплату потребленного топлива вовремя.

Правительство долго откладывало проведение аудита, наконец, аудитором долга правительство Молдовы избрало норвежскую компанию «Wikborg Rein Advokatfirma AS» (ранее работала с украинской компанией «Нафтогаз Украина» в споре в международном арбитраже с «Газпромом») и британскую компанию «Forensic Risk Alliance&Co». Кишинев выделили аудиторам из Резервного фонда на внешний аудит долга за газ 800 тыс. евро. В результате аудита компания представила руководству Молдовы следующие результаты. Из заявленного долга в 709 млн долларов не было найдено подтверждения долга в размере 276 млн долларов, не подлежат взысканию 400 млн долларов по причине истечения срока давности, подтвержден долг в размере 33 млн долларов. Основываясь на этих результатах, Молдова предложила выплатить «Га-

зпрому» 8,6 млн долларов из подтвержденной части долга, а возможность не выплачивать оставшиеся 22,4 млн долларов, как заявил Кишинева, готова оспаривать в суде.

Майе Санду было крайне важно обвинить Россию в обмане и заявить об отсутствии долга Молдовы перед российским «Газпромом» накануне ее очередного европейского турне, в рамках которого она, как полагают эксперты, была намерена поставить вопрос о новый займах и грантах. То есть обвинения в адрес Москвы должны были стать центральным элементом повестки ее выступлений и переговоров. Однако тут же стало известно, что аудиторы не имели право на проведения аудита. Буквально через два дня после громких заявлений президента, в медийном поле России и Молдовы появилась информация о том, что аудит молдавских субъектов вправе осуществлять только аудиторы, аккредитованные в установленном порядке советом по публичному надзору за аудитом при Минфине. По состоянию на 4 сентября от имени норвежской и британской фирм в совете при Министерстве в регистре субъекты аудита не зарегистрированы (об этом сообщил экс-директор департамента реального сектора в Минэкономики РМ Дм. Барболат). Более того, и «Газпром» категорически не признал результаты аудита, ссылаясь на то, что Молдова должна была согласовать с ним компанию, нанятую для аудита, чего не было сделано.

Очевидно, команда М. Санду сделала ставку на то, что Молдове удастся, не оплатив долги (включая те объемы, которые придут в Молдову в период судебных тяжб), закрыть вопрос в пользу Кишинева и заключить новые контракты на поставки того же российского газа, но через европейских посредников. Очевидно, не последнюю роль здесь сыграли представители дипмиссии США и ЕС на территории Молдовы, которые уверили Санду в том, что Молдова не останется без газа из Европы. Эксперты также обращают внимание на то, что заявление с обобщением результатов аудита долгов за газ презентовала президент, а не парламент или правительство, что было бы логичным, учитывая, что Молдова - парламентская республика, а ЧП не наделяло пре-

зидента такими полномочиями. Таким образом, считают эксперты, этот шаг предпринят президентом для поднятия ее рейтинга и оформления внешнеполитической повестки на европейском направлении. Более того, Санду уверена в том, что последствий не будет, как их не было после высылки из Молдовы российских дипломатов.

В свою очередь, Москва оказалась перед выбором - либо отключать Молдове газ за неисполнение контракта, либо продолжать поставлять фактически бесплатно топливо ради Приднестровья, которое просто не справится без российского газа.

Курс Молдовы на выход из СНГ. После начала СВО Молдова с целью демонстрации максимальной лояльности ЕС и США активизировала кампанию по выходу из СНГ. Часть политической оппозиции в Молдове выступает против выхода из СНГ, экспертное сообщество предупреждает о крайне негативных последствиях такого шага для национальной экономики [Лавренов 2017], социальной обстановки и ситуации с техногенной и общественной безопасностью.

Молдову связывает с СНГ около 300 соглашений. Отношение РМ к СНГ стало радикально меняться с приходом к власти Майи Санду в 2020 г., не посетившей ни одного саммита организации, хотя такая тенденция наметилась со времен начала реализации проекта ЕС, известного как Восточное партнерство [ЬаитиНп 2014; Ademmer 2015; Cebotari 2019; ВегЬеса 2005]. В июне 2023 г. политическое руководство Молдовы заявило, что страна выйдет из СНГ, сохранив выгодные ей соглашения (политическое руководство заинтересовано в прекращении взаимодействия с СНГ, однако с целью избегания экономического коллапса вынуждено оставаться в наиболее важных соглашениях с организацией). Речь шла прежде всего о соглашениях в экономической сфере (в основном это касается сельского хозяйства), позволяющие Молдове поставлять товары на рынки России и других стран-участниц СНГ товары без уплаты пошлин. К настоящему моменту делегация Молдовы отозвана из Исполкома СНГ, членский взнос не выплачивается, идут процедуры выхода из Межпарламентской ассамблеи СНГ и из ря-

да соглашений (соглашения о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в СНГ, об обмене информацией в вопросах охраны внешних границ государств — членов Содружества, об общих условиях поставки товаров между организациями государств СНГ и др.).

В качестве ключевого аргумента в пользу выхода власти Молдовы озвучили несовместимость членства в СНГ с членством с ЕС. Последнее является достаточно иллюзорным в силу того, что Молдова на текущий момент выполнила лишь три требования из девяти, предъявленных европейскими структурами как необходимое условие для начала переговоров об интеграции в ЕС (но, как известно, старт переговорам все равно был дан - так ЕС продемонстрировал геополитический характер этого решения). И в целом, опыт Турции и других, более экономически развитых, чем Молдова, стран, показывает, что интеграция может длиться десятилетиями и не увенчаться успехом.

В Молдове курс на выход из СНГ активно критикуется политической оппозицией. Лидер Партии социалистов Республики Молдова И. Додон неоднократно заявлял о том, что Молдова не выживет без участия в СНГ, а также сотрудничества с ЕАЭС и Россией. Аналогичной позиции придерживается и И. Шор, руководитель нескольких политических проектов. Элиты Гагаузии также настаивают на необходимости восстановления отношений с Россией и включении Молдовы в евразийские интеграционные проекты, более плотном сотрудничестве с СНГ.

Эксперты в России в Молдове постоянно указывают на то, что русофобская и антироссийская политика западноориентиро-ванного политического руководства Молдовы, полностью лишенного самостоятельности, привело страну к экономическому коллапсу, потере рынков сбыта для молдавской продукции и росту цен на энергоносители. Однако именно это обстоятельство позволяют команде Санду демонстрировать максимальную лояльность в вопросах европейской антироссийской политики и вновь и вновь обращаться к Брюсселю за финансо-

вой помощью, часть которой растворяется в их же карманах. Таким образом правящая элита прямо заинтересована в выходе из СНГ.

Кроме того, уже анонсированный выход из соглашений СНГ будет носить долгий и поэтапный характер, что позволит в нужный момент отвлекать население от острых социально-экономических проблем. Есть все основания полагать, что Молдова пойдет по пути Грузии и Украины, которые заявив о выходе из ряда соглашений с СНГ, остались участниками выгодных им договоров с целью сохранить свои экономики. Таким образом, заявления о выходе из СНГ и постепенное сокращение действующих договоров направленно на создание специфической информационной повестки, демонстрации прозападного курса и нанесение ущерба имиджу СНГ. Вызывающее поведение Молдовы в отношениях с СНГ уже привело к проблемам и в сфере безопасности. Так, Молдова не смогла оперативно получить информацию о гражданине Таджикистана, устроившего 30 июня 2023 г. стрельбу в аэропорту Кишинева, т.к. отозвала своего представителя из Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран СНГ. Таким образом, отказ Молдовы по геополитическим соображениям от разных форм сотрудничества с международными проектами, в которых Россия играет важную роль, может иметь весьма негативные последствия не только в сфере экономики, но в сфере безопасности.

Внешнее влияние на политическую ситуацию в Молдове после местных выборов. Власти Республики Молдова, оценивая низкие результаты правящей партии «Действие и солидарность» на всеобщих местных выборах 5 ноября 2023 года начали интенсивные консультации с представителями стран Запада, прежде всего с дипмис-сией США. Власти не только были не готовы к столь низким результатам правящей партии на этих критически важных для стартовавшего трехлетнего электорального цикла выборах, но и не способны самостоятельно сориентироваться в поствыборной ситуации. В молдавском экспертном сообществе было распространено мнение, что И.

Чебан удержал место мэра столицы благодаря тому, что США сочли это необходимым. Более того, все те непопулярные, а местами весьма экстраординарные меры, которые были предприняты властями накануне выборов в отношении оппозиции (снятие за сутки до голосования партии «Шанс», закрытие русскоязычных СМИ и проч.) объяснялись экспертами как волюнтаризм молдавских властей, управляемых именно США. При этом, судя по отрицательной реакции ОБСЕ, такая политика не была полностью согласована с европейскими структурами. Отсюда и столь разные оценки, звучащие от внешних игроков (так, DW в своей статье по итогам выборов указала на усиление позиций правящей партии, что позволяет предположить, что либо материал готовился заранее, либо издание «отрабатывало заказ» по представлению результатов выборов для европейской аудитории).

Таким образом, М. Санду и ее команде было крайне необходимо проконсультироваться с дипмиссией США и представителями ЕС в Молдове и согласовать свои дальнейшие шаги. Такой вариант выглядел лучше, нежели если бы команда Санду принимала решения самостоятельно - в таком случае вероятность необдуманных и резких шагов в отношении оппозиции могли бы дополнительно ухудшить общественно-политическую ситуацию в стране. Рекомендации внешних игроков, по крайней мере, будут носить хоть и жесткий, но тем не менее, более взвешенный и последовательный характер.

Образовавшаяся пауза использовалась для отвлечения внимания населения от провала правящей партии, свидетельствующем о кризисе власти. Так, в провластных СМИ тиражировалась новость о том, что Евроко-миссия во главе с У. фон дер Ляйен (чьи полномочия истекают в 2024 году и ей необходимо уйти «на фоне» собственной и значимой для ЕС инициативы) рекомендовала начать переговоры с Молдовой (а также с Украиной) о вступлении в Европейский союз. Окончательное решение о начале переговоров с Молдовой было принято на заседании Европейского совета 14-15 декабря (здесь нужно учитывать, что, к примеру, переговоры, начатые с Турцией, идут уже 18

лет и пока ни к чему не привели). При этом европейские чиновники подчеркивали, что Молдова на момент вступления главы ЕК выполнила уже шесть из девяти требований, выдвинутых Еврокомиссией, а по утверждению представителей молдавской оппозиции, выполнено всего три из девяти требований, чего явно недостаточно для начала переговоров о вступлении. Как подчеркивает руководство страны, это решение стало признанием результатов Молдовы на пути европейской интеграции. Эксперты, в свою очередь, указывают, что это утверждение противоречит результатам местных выборов, на которых правящую партию, продвигающую евроинтеграцию, поддержало менее 30% избирателей.

Результаты второго тура местных выборов в целом коррелировались с результатами первого тура. Поддержка правящей партии «Действие и солидарность» составляет не более 30%. В таких условиях М. Санду и ее команде было необходимо найти информационный повод для того, чтобы «вытеснить» негативные впечатления от проигрыша на выборах у своего или потенциально своего электората и укрепить свою власть. Внешнеполитические информационные поводы для таких ситуаций в Молдове давно стали традиционными.

Визиты представителей иностранных силовых ведомств в Молдову. На фоне второго тура всеобщих местных выборов в Республике Молдова страну посетили высокопоставленные представители зарубежных специальных и силовых ведомств. После чего президент Молдовы М. Санду посетила Украину. Таким образом, подчеркивали эксперты, на фоне неудач ВСУ Молдову активно вовлекают в деятельность военного характера, направленную против России, и в целом вписывающуюся в формат противостояния Москвы и режима Зеленского на Украине.

Накануне визита Санду в Киев 21 ноября Молдову с необъявленным визитом посетили министр иностранных дел Д. Кэмерон (второй иностранный визит после Украины вслед за назначением на пост главы британского внешнеполитического ведомства) и глава британской МИ-6 Р. Мур, прибывшие в Кишинев после визита в Киев. В Киеве им

компанию составили министр обороны США Л. Остин и министр обороны ФРГ Б. Писториус. После визитов Кэмерона и Мура Санду отправилась в Киев. Согласно официальной информации, целью визита является обсуждение дальнейших шагов, которые нужно предпринять Кишиневу для вступления в ЕС. Президент РМ вместе с супругами Зеленскими почтили память активистов, погибших во время так называемой «Революции достоинства», после которой там началась гражданская война. Местные СМИ сообщали также, что в ходе встреч Санду также будет идти речь об обеспечении региональной безопасности и поддержке Евросоюзом реформ в Молдове.

Однако визиты глав МИД Британии и МИ-6 никак не могут быть связаны с обсуждением европейских перспектив Молдовы, и в наименьшей вероятности могут иметь отношение к консультациям о перспективах прозападного режима М. Санду в контексте электоральных процессов в республике. Традиционно эту функцию выполняет ди-пмиссия США (эксперты именуют его «главным посольством» в Молдове). Великобритания же в контексте украинского кризиса в большей степени ориентирована на управление военно-политической обстановкой в регионе Северного Причерноморья. Ситуацию усугубляет продолжающаяся после начала СВО России на Украине активная милитаризация Молдовы и повышающаяся активность специальных служб стран Запада в республике.

Череда необъявленных визитов в треугольнике «Запад-Украина-Молдова» должна рассматриваться прежде всего в контексте проблемы открытия «второго фронта» против России в Приднестровье (после присоединения Крыма в 2014 г. влияние украинского кризиса на Приднестровье значительно возросло [Курылев, Морозов 2017]). С одной стороны, это может нанести болезненный удар по имиджу России, сгладить пессимистичные настроения на Западе и на Украине от неудачного «контранступа» ВСУ и в целом неудач на фронте на фоне снижения финансирования и поставок вооружений Украине. «Приднестровский фронт» гораздо компактнее и военные действия там могут обойтись гораздо дешевле,

а эффект будет значительным по причине атак на граждан России (гражданские, миротворцы, контингент ОГРВ). Эксперты подчеркивают, что с самого начала СВО киевский режим и Запад пытались спровоцировать параллельный конфликт на других российских границах для того, чтобы отвлечь на него внимание Москвы. В последнее время в подготовке провокаций на Днестре свою заинтересованность показал Лондон. Местные эксперты ссылаются на имеющуюся в их распоряжении информацию о том, что Великобритания готова даже перебросить свой спецназ (несколько рот SAS) на границу с Приднестровьем (указывается, что операция может пройти в марте 2024 г. и будет ориентирована на то, чтобы нанести максимальный имиджевый ущерб России накануне выборов президента России), а Румыния перебросит до 3000 бойцов спецназа.

Для Санду и ее команды такой сценарий интересен тем, что Великобритания фактически может оказать содействие в решении приднестровского вопроса в пользу Молдовы военным путем. Вместе с тем часть экспертов в России указывают на гипотетический характер такого сценария, учитывая «усталость» западного общества от конфликта на Украине, однако допускают, что для удержания пошатнувшейся власти Санду может пойти на подобную авантюру в том числе с целью списания газового долга перед российским «Газпромом».

Кроме того, в экспертных кругах Молдовы циркулирует информация о том, что визиты Кэмерона и Мура имели целью обсудить перспективы создания в Молдове лагерей для «передержки» мигрантов из Африки и Ближнего Востока после запрета на подобную практику в Руанде Верховным судом Великобритании. Эксперты предполагают, что на границе Украины и Молдовы могут возвести палаточные лагеря на 50 000 человек за счет бюджета Лондона и направлять туда беженцев на время рассмотрения их запроса об убежище (предполагается, что доставлять их будут по морю и далее по Дунаю). Так, указывают эксперты, под прикрытием беженцев, МИ-6 сможет поставлять оружие и боеприпасы, а также диверсантов и наемников на Украину - этот за-

пасной план готовится на случай блокировки Польшей, Словакией и Венгрией физических поставок на Украину.

В случае реализации любой из указанных выше инициатив риски для национальной безопасности Молдовы кратно возрастут, а ситуация с безопасностью в регионе Северного Причерноморья может стать катастрофической.

Проблема участия российских граждан, проживающих в Молдове и Приднестровье, в выборах Президента РФ. Организация голосования для российских граждан на выборах Президента РФ в Молдове стала очередным испытанием для российско-молдавских отношений, ухудшающихся с каждым годом. При этом фактор поддерживаемого Россией Приднестровья играет здесь не последнюю роль [Мамаева 2020: 103]. В середине января эксперты сходились во мнении, что Молдова найдет причину, препятствующую открытию избирательных участков в необходимом объеме, что вызовет дополнительное напряжение в двусторонних отношениях. Также не исключалась ситуация, когда Молдова откажется открывать участки с расчетом на то, что Россия не создаст условия для голосования молдавских граждан на выборах президента Молдовы осенью текущего года.

Посольство России в Кишиневе в ноябре 2023 года обратилось к представителям Министерства иностранных дел и европейской интеграции с информацией о намерении организовать на территории Республики Молдова участки для проведения выборов президента России. Таким образом российские граждане, постоянно проживающие на территории республики, смогут участвовать в голосовании. Как это принято в международной практике, Посольство России в Молдове запросило обеспечить безопасность этих избирательных участков. Правительство Молдовы обнародовало информацию о запросе от России в связи с проведением выборов президента РФ на территории Молдовы с 15 по 17 марта. К моменту наступления 2024 года было известно, будут ли открыты участки в Приднестровье, как это делалось в прошлом (в Молдове проживает более 200 тыс. граждан РФ, в непризнанном Приднестровье - более 220 тыс.

граждан России). Эксперты считали, что без согласия Кишинева открывать избирательные участки в ПМР проблематично, особенно учитывая ситуацию с безопасностью. Примечательно, что призыв к Президенту Молдовы М. Санду, правительству и правящей партии «Действие и солидарность» дать возможность россиянам проголосовать на выборах 17 марта прозвучал со стороны диаспоры молдаван Санкт-Петербурга.

Ранее российские избирательные органы после объявления даты президентских выборов признавали, что голосование за рубежом стало сложно организовать, особенно если речь идет о голосовании в так называемых «враждебных странах», где реализуется антироссийская повестка и политика дискриминация россиян и русскоязычных граждан. Кроме того, как указывали представители избирательных органов, еще одним препятствием является высылка из некоторых стран большого количества российских дипломатов, которые должны были участвовать в организации российских выборов за рубежом.

Эксперты в России считают, что организация выборов в Молдове могла бы стать шансом для политического руководства республики доказать свой нейтралитет, положение о котором до сих пор присутствует в Конституции РМ, и найти общий дипломатический язык с Москвой. Они подчеркивают, что ситуация с открытием необходимого количества участков и обеспечение их функционирования является своеобразной проверкой Кишинева на предмет следования демократическим принципам, что имеет немаловажное значение для перспектив европейской интеграции.

Молдавские эксперты в свою очередь подчеркивают, что раньше такая практика имела место, она хорошо апробирована и соответствует всем международным нормам. При этом местные специалисты обращают внимание на то, что практика открытия избирательных участков в Молдове реализуется в полном объеме при проведении выборов в органы власти Румынии, Болгарии и других стран, чьих граждан в Молдове проживает гораздо меньшее количество, чем граждан России.

Относительно реальных перспектив возможности россиян принять участие в голосовании в Молдове мнения экспертов разделились. Так, часть экспертов указывает, что в странах Западной Европы, например, в Германии, участки для голосования будут открыты. Поэтому Молдове будет крайне сложно ссылаться на европейских партнеров в случае отказа открывать участки на своей территории, то есть участки открыты будут, однако в меньшем количестве, чем это необходимо. Другая часть экспертов полагает, что молдавские власти затянут решение по обеспечению безопасности избирательных участков, чтобы в Москве сами отказались от этой идеи (что вполне целесообразно, учитывая возможность провокаций со стороны Киева). Это будет сделано с расчетом на зеркальные действия со стороны российских властей на предстоящих выборах президента Молдовы гражданами РМ, проживающими в России. Так как, по мнению команды Санду, диаспора, проживающая в России, в массе ее не поддержит.

Таким образом, политическое руководство Молдовы может пойти на нарушение двусторонних соглашений с Россией, используя формальный повод, но при этом преследуя прагматичные цели сохранения власти и продолжения реализации прозападного курса на фоне ужесточения антироссийской риторики.

Перспективы развития двусторонних отношений России и Молдовы. Учитывая указанное выше, а также ряд событий, в настоящее время происходящих в комплексе отношений коллективного Запада и России, нет оснований полагать, что намеченный Кишиневом вектор на разрыв отношений с Россий, изменится. Так, в Стратегии национальной безопасности Молдовы, принятой в октябре 2023 г. Россия представлена как экзистенциальная угроза молдавской государ-ственности1. На заседании Высшего совета безопасности, где была представлена стратегия, М. Санду заявила об увеличении рас-

1 Постановление Парламента Республики Молдова об утверждении Стратегии национальной безопасности Республики Молдова от 15.12.2023 // Президент Молдовы [Официальный сайт]. URL: https://presedinte.md/app/webroot/uploaded/Proiect%20 SSN 2023 Ru.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

ходов на оборону республики, а также, что стратегическое партнерство с США станет ключевым аспектом национальной стратегии безопасности республики. Россию президент Молдовы назвала самой большой угрозой нацбезопасности Молдовы. Позже Санду заявила, что у Молдовы больше нет общих тем для обсуждения с Россией. По ее словам, причиной стало неуважение Москвой интересов молдавских граждан, что вызвало жесткую реакцию со стороны российского МИД. При столь жесткой риторике Кишинева и закреплении за Россией статуса «угрозы», что примечательно, продолжает действовать Базовый договор между Россий и Молдовой. Антироссийская риторика правящей партии «Действие и солидарность» и М. Санду касается всего, кроме Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Россией. Т.е. молдавские власти пока не посягают на основополагающий документ молдавско-российских отношений, оставляя себе поле для маневра.

В начале 2024 г. М. Санду, находясь с визитом в Румынии, предупредила Бухарест о возможном обострении ситуации в Молдове. Она заявила, что весной Россия возобновит попытки дестабилизировать ситуацию в стране. Глава государства добавила, что рассчитывает на поддержку Румынии и международного сообщества. Одновременно Молдова начала новый этап политики, направленной на экономическое удушение Приднестровья - отменен льготный налоговый режим для предприятий ПМР, что вызвало социальные протесты на левом берегу Днестра.

На фоне жесткой антироссийской риторики резко возрос военный бюджет Молдовы (только за последние два годы вырос в два раза). Санду также получила военные дотации из Европейского фонда мира в миллионы евро, девятнадцать бронетранспортёров «Пиранья» от ФРГ и проч. (ряд военных поставок из США засекречены).

В текущем году продолжится денонсирование еще ряда соглашений Молдовы с СНГ. Хоть Молдова никогда и не была в Содружестве ключевым звеном, но её «ползучий» выход направлен на ослабление связей между странами-участницами этого интеграционного проекта. Пикантности сло-

жившейся ситуации добавляет и то, что председателем в СНГ в этом году является Россия.

Важным фактором в российско-молдавских отношениях будет оставаться текущий электоральный цикл. Жесткая антироссийская кампания президента страны Санду предваряет президентские выборы, запланированные на осень 2024 г. Главная цель Санду - добиться вступления страны в ЕС, чему по-прежнему мешает неопределенный статус Приднестровья. Это побуждает политика поддерживать антироссийский нарратив1.

Определенные цели преследуют и структурные и кадровые изменения во внешнеполитическом блоке правительства, произошедшие в январе 2024 г. Структурные изменения заключаются в разделении МИДЕИ на два ведомства - министерство иностранных дел и бюро по евроинтеграции. Кресло министра иностранных дел вместо подавшего в отставку Нику Попеску занял вице-спикер Парламента М. Папшой, не являющийся кадровым дипломатом. Курировать направление по европейской интеграции Молдовы назначена К. Герасимов в статусе министра без портфеля (ранее работала советником президента по внешней политике и в 2023 г. перешла в МИДЕИ на позицию замминистра).

Очевидно, что изменения во внешнеполитическом блоке направлены на решение ряда задач, связанных с европейской интеграцией Молдовы и с необходимостью максимального использования интеграционной повестки на президентских и парламентских выборах. Именно с этой целью МИДЕИ было реформировано, оба поста министра заняли люди, близкие президенту М. Санду, а зарекомендовавший себя экс-министр Н. Попеску отбывает в ЕС, как предполагается, учитывая его обширные связи в европейском политикуме, с целью неофициального содействия интеграции Молдовы в ЕС. Дело в том, что процесс евроинтеграции Молдовы и процесс постепенного втягивания последней в конфликт на Украине стали параллельными (желая доказать максималь-

1 Прогноз «Международные угрозы». Нападение и оборона в «долгом кризисе» XXI века. 15.01.2024. МГИМО(У) С. 18.

ную лояльность ЕС, Молдова проводит все более активную антироссийскую политику, в том числе на украинском треке, невзирая на нейтральный статус) с тенденцией к объединению в один общий процесс. Таким образом, следует ожидать все более активного участия Кишинева в противостоянии на Украине (транзит украинского зерна, горючего, вооружений и боеприпасов, предоставления национальных территорий под нужды НАТО, политико-дипломатическая поддержка Киева и т.д.) и дальнейшего ухудшения отношений Кишинева и Москвы. Кроме того, реформа предполагает процесс разделения полномочий, что займет определенное время и даст возможность «заматывать» те проблемы, решение которых в настоящее время не выгодно Кишиневу.

Резюмируя, необходимо отметить, что в начале марта 2022 г. попытки втянуть Молдову в противостояние с Россией на фоне специальной военной операции России на Украине были неудачными, политическое руководство Молдовы стремилось остаться в стороне, оказывая политико-дипломатическую поддержку Киеву. Однако позже под давлением проамерикански настроенных европейских стран, антироссийская риторика Кишинева становилась все жестче, Киев начал получать и другие виды поддержки (транзит и проч.). При этом Кишинев стремится получить чёткие гарантии безопасности и военной помощи в возможном противостоянии с Россией в Приднестровье. Запад, в свою очередь, делает все, чтобы публично и официально не давать подобных гарантий. Пожалуй, лишь это может остановить дрейф Кишинева в сторону Запада и окончательный разрыв отношений с Россией. Обозначенный эффект может быть усилен невыполнением или недостаточным уровнем финансовой и материальной помощи Молдове со стороны Запада в условиях кризисной ситуации с энергией, продовольствием и беженцами. Однако в настоящий момент такая перспектива является иллюзорной. Вместе с тем не меньшее влияние на внешнеполитическую ориентацию Молдовы (прежде всего в вопросе хотя бы видимого сохранения суверенитета) будут влиять успехи российской СВО на Украине. Ведь даже в условиях полной за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

висимости от Запада, политический истэблишмент в Молдове, тем не менее, стремится сохранить власть и ресурсы.

Сопоставляя активность Кишинева на западном направлении внешней политики с действиями и официальными заявлениями в отношении России (закрытие русскоязычных СМИ и проч.) и интеграционных объединений, где ключевую роль играет Москва (анонсированный выход из СНГ) необходимо отметить, что внешняя политика современной Молдовы окончательно утратила многовекторный характер, а Молдова - нейтральный статус, в результате чего государство сознательно ограничивает себя в возможностях развития. Жесткая переориентация реализована вопреки воле большинства населения и уже негативно сказывается на уровне его жизни. Периодически в публичном пространстве республики высказывается точка зрения о том, что прозападные и прорумынские власти Молдовы намеренно проводят политику, следствием которой является катастрофическое падение уровня жизни и системный кризис в народном хозяйстве и в сфере безопасности для того, чтобы Румыния «была вынуждена спасти Молдову путем присоединения». Таким образом, не исключено, что наблюдаемой последний год активное и системное сближение с Румынией на всех уровнях имеет целью облегчение процесса объединения.

В связи с реализацией однонаправленной внешней политики Кишинева важно подчеркнуть, что власти Молдовы стали частью глобальной антироссийской коалиции. В ответ Россия вполне закономерно отказывается признавать территориальную целостность Молдовы и способствовать урегулированию приднестровского конфликта (из новой Концепции внешней политики Российской Федерации (принята Указом Президента РФ 31.03.2023) исключен пункт о признании территориальной целостности Молдовы и приднестровском урегулировании, присутствовавший во всех более ранних редакциях этого документа стратегического планирования), а напротив намерена противодействовать «размещению или усилению военной инфраструктуры недруже-

ственных государств и иным угрозам безопасности России в ближнем зарубежье» 1.

Итак, весной 2023 г. фактически завершилось оформление недружественных отношений между Молдовой и Россией. Точку в этом процесс поставил Кишинев, зафиксировав в ключевом документе стратегического планирования - Стратегии национальной безопасности статус России как «угрозы». В ближайшее время политическое руководство осознает, что это обстоятельство определенным образом развязывает руки Москве с точки зрения проведения внешней политики в регионе в контексте решения приднестровского вопроса. Таким образом, полагают эксперты, в обозримой перспективе следует ожидать инициатив со стороны Кишинева или отдельных стран ЕС (возможно, неофициальных), направленных на уточнение позиции Москвы по проблеме приднестровского урегулирования.

1 Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 01.02.2024).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Курылев К.П., Морозов А.В. Влияние украинского кризиса на обстановку в Приднестровье //

Конфликтология / nota bene. 2017. №3. С. 38-49. Лавренов С.Я. Актуальные проблемы российско-молдавских отношений: основные риски и перспективы // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2018. №8. С. 7283.

Лавренов С.Я. Молдавия и СНГ: состояние и перспективы развития отношений // Постсоветский материк. 2017. №4(16). С. 13-29. Лавренов С.Я. Унионистский проект для Молдовы: основные риски и перспективы (к 100-летию со дня присоединения Румынией Молдовы) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2018. №5. С. 273-284. Мальчушкин Н.А. Молдавия после Додона: перспективы развития российско-молдавского

сотрудничества // Управленческое консультирование. 2021. №7. С. 131-147. Мамаева Ю.А. Российско-молдавские отношения и политические позиции России в Молдове: перспективы в контексте внутрирегиональных особенностей // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. №10(2). С. 101-105. Тихонова О.В., Слободянюк А.А. Адаптация информационного вещания российских телеканалов «большой тройки» к условиям медиарынка Республики Молдова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2023. №2(49). С. 47-72. Харитонова Н.И. Расстановка сил в регионе приднестровского конфликта в контексте специальной военной операции России на Украине // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2023. № 2. С. 10-22. Ademmer E.. Interdependence and EU-demanded policy change in a shared neighbourhood // Journal of European Public Policy. 2015. No. 22. Pp. 671-689. Berbeca V. Consequences of the EU enlargement on Eastern Europe Security. European unification. The philosophy of the future. Chisinau: Institute of Political Studies and Public International Relations. 2005.

Cebotari S. The Evolution of the East-European Space's Geopolitical Architecture // Science Time.

2019. No. 1(61). Pp. 36-46. Cimpoesu D. Scurta istorie critica a relatiilor bilaterale dintre Romania si Republica Moldova

(1991-2016) // Plural: History, Culture, Society. 2016. No. 4(2). Pp. 156-167. Gosu A. The time of the oligarch. Relations between Romania and the Republic of Moldova (20092018) // Studia Politica. Romanian Political Science Review. 2018. No. 18(3). Pp. 393-421. Laumulin M. Eastern Partnership in the geopolitical context of post-Soviet space // Central Asia and

the Caucasus. 2014. Vol. 15. Is. 1. Pp. 16-33. Tanasa R. Televiziunea in campanile electorale din Republica Moldova: implicate politice ale

reglementarii // Moldoscopie (Probleme de analizapolitics). 2005. No. 3. Pp. 136-154. UngureanuL. Sase decenii de televiziune in Republica Moldova // Arta. 2018. No. 2. Pp. 153-155.

REFERENCES

Kurylev K.P., Morozov A.V. Vliyanie ukrainskogo krizisa na obstanovku v Pridnestrov'e // Konfliktologiya / nota bene. 2017. №3. S. 38-49.

Lavrenov S.YA. Aktual'nye problemy rossijsko-moldavskih otnoshenij: osnovnye riski i perspektivy // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel' - Observer. 2018. №8. S. 72-83.

Lavrenov S.YA. Moldaviya i SNG: sostoyanie i perspektivy razvitiya otnoshenij // Postsovetskij materik. 2017. №4(16). S. 13-29.

Lavrenov S.YA. Unionistskij proekt dlya Moldovy: osnovnye riski i perspektivy (k 100-letiyu so dnya prisoedineniya Rumyniej Moldovy) // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheni-ya. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 2018. №5. S. 273-284.

Mal'chushkin N.A. Moldaviya posle Dodona: perspektivy razvitiya rossijsko-moldavskogo sotrudnichestva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2021. №7. S. 131-147.

Mamaeva YU.A. Rossijsko-moldavskie otnosheniya i politicheskie pozicii Rossii v Moldove: perspektivy v kontekste vnutriregional'nyh osobennostej // Gumanitarnye nauki. Vestnik Fi-nansovogo universiteta. 2020. №10(2). S. 101-105.

Tihonova O.V., Slobodyanyuk A.A. Adaptaciya informacionnogo veshchaniya rossijskih tele-kanalov «bol'shoj trojki» k usloviyam mediarynka Respubliki Moldova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. ZHurnalistika. 2023. №2(49). S. 47-72.

Haritonova N.I. Rasstanovka sil v regione pridnestrovskogo konflikta v kontekste special'noj voennoj operacii Rossii na Ukraine // Vestnik RGGU. Seriya «Evrazijskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya». 2023. № 2. S. 10-22.

Ademmer E. 2015. Interdependence and EU-demanded policy change in a shared neighbourhood // Journal of European Public Policy. 2015. No. 22. Pp. 671-689.

Berbeca V. Consequences of the EU enlargement on Eastern Europe Security. European unification. The philosophy of the future. Chisinau: Institute of Political Studies and Public International Relations. 2005.

Cebotari S. The Evolution of the East-European Space's Geopolitical Architecture // Science Time. 2019. No. 1(61). Pp. 36-46.

Cimpoesu D. Scurta istorie critica a relatiilor bilaterale dintre Romania si Republica Moldova (1991-2016) // Plural: History, Culture, Society. 2016. No. 4(2). Pp. 156-167.

Gosu A. The time of the oligarch. Relations between Romania and the Republic of Moldova (2009-2018) // Studia Politica. Romanian Political Science Review. 2018. No. 18(3). Pp. 393-421.

Laumulin M. Eastern Partnership in the geopolitical context of post-Soviet space // Central Asia and the Caucasus. 2014. Vol. 15. Is. 1. Pp. 16-33.

Tanasa R. Televiziunea in campanile electorale din Republica Moldova: implicate politice ale reglementarii // Moldoscopie (Probleme de analizapolitics). 2005. No. 3. Pp. 136-154.

Ungureanu L. Sase decenii de televiziune in Republica Moldova // Arta. 2018. No. 2. Pp. 153155.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Харитонова Наталья Ивановна, д.п.н., Natalia I. Kharitonova, DSc (Political

главный научный сотрудник Российского Sciences), Associate Professor, Chief Re-государственного гуманитарного универси- searcher Russian State University for the Hu-тета, Москва, Россия. Е-mail: nataha- manities, Moscow, Russia. Е-mail: [email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.