ЭКО. 2022. № 3
62 КУЗЬМИНА Е.М.
DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-3-62-83
Эволюция
внешних связей Молдовы периода независимости
Е.М. КУЗЬМИНА, кандидат политических наук E-mail: [email protected]
Центр постсоветских исследований; Институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН, Москва
Аннотация. За 30 лет независимости Молдова прошла сложный путь диверсификации своих внешнеэкономических и политических связей. Республика перестраивала свои отношения с Россией и Европейским союзом в условиях отсутствия идентичности населения и его единства в вопросе будущего страны. В данной работе анализируется динамика этих процессов, рассматриваются их причины. Один из важнейших факторов, влияющих на внешнеэкономический курс Молдовы, - ее ассоциация с ЕС. Показано современное состояние внешних связей Республики Молдова.
Ключевые слова: Молдова; Приднестровская Молдавская Республика;
Гагаузия; Европейский союз; ассоциация с ЕС; Россия; ЕАЭС; статус наблюдателя; румынизация; внешнеэкономические связи
Республика Молдова, появившаяся в результате распада Советского Союза, стала ярким примером смены внешнеполитических и экономических ориентиров на постсоветском пространстве. За тридцать лет независимости страна поменяла не только политические приоритеты, стремясь стать частью Европейского союза и НАТО, большая часть ее торговых потоков была переориентирована на Европейский союз.
Следует отметить, что тематика экономического, да и политического развития независимой Молдовы не имеет должного исследования в российской научной литературе. Это объясняется как незначительным интересом к постсоветскому пространству в целом, так и отсутствием практической необходимости исследования взаимодействия со столь малой экономикой. Научные статьи и главы в монографиях чаще представлены с точки зрения интересов крупнейших внешних игроков. Так, стратегическое взаимодействие ЕС с Молдовой исследуют специалисты Института Европы РАН [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2018; 2020; 2021а; 2021b]. Есть ряд статей, посвященных проблемам российских энергетических компаний в Молдове [Лавренов, 2020a; 2020b].
В работах, посвященных постсоветскому пространству и СНГ, встречаются главы о политическом [Политические процессы.., 2020] или социально-экономическом развитии Молдовы [Социально-экономическое развитие..., 2012; Евразийская интеграция..., 2019]. Наиболее полно ситуация в Молдове представлена в работах Л. Фокиной, но ее исследования завершены в 2019 г [Фокина, 2017; 2018а; 2018Ь и др.].
В статье будут рассмотрены как изменения, произошедшие в политическом курсе страны, так и трансформация национальной экономики. Цель исследования - выявление взаимосвязанности этих процессов и превалирования внешнеполитических предпочтений элиты над экономической целесообразностью.
Особенности внутриполитической ситуации
На становление и развитие молдавской государственности повлияли этнокультурные особенности населения, внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты элит. Республика Молдова (РМ) состоит из трех частей, каждая из которых имеет яркие культурно-исторические особенности: молдавской, гагаузской и приднестровской (левобережной). В первых двух большинство населения составляют этнические молдаване и гагаузы, последняя более чем на 60% заселена русскими и украинцами.
В Советском Союзе национальные различия не сильно влияли на самосознание и идентичность местных жителей в силу существования широких экономических связей внутри страны и ориентации внутренней политики СССР на создание общности «советский народ». Но с ослаблением Советского Союза в конце 1980-х годов и последующим обретением Молдовой независимости эти различия стали углубляться, появилась необходимость уравновешивания территориально-политического устройства республики и учета интересов всех национальных групп населения. Однако начавшийся процесс румынизации Молдовы и ослабление политических и экономических связей с Россией только поддерживали и усугубляли эти противоречия.
Так, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. серьезное противостояние Молдовы и Гагаузии едва не вылилось в вооруженный конфликт. Стоял вопрос о независимости Гагаузии, ее желании сначала остаться в составе СССР, а затем сохранить более тесные политические и экономические связи с Россией. Ки-
шиневу и Комрату удалось найти компромисс по государственно-территориальной принадлежности гагаузов. В 1994 г был принят закон Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)»1, который определил ее статус как особого административно-территориального образования (АТО) в составе Молдовы. Позднее это было подтверждено в Конституции страны2.
Но до сих пор время от времени поднимается вопрос «отложенной государственности» Гагаузии, предполагается, что та автоматически станет независимым государством, если Молдова будет поглощена Румынией. В феврале 2014 г в АТО был проведен референдум по вопросам внешнеполитического курса и отложенного статуса независимости. В нем приняли участие более 70% граждан. За отложенный статус независимости и вступление в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России проголосовало более 98% избирателей3.
Референдум был признан властями Молдовы незаконным, но он фактически подтвердил нестабильность действующих документов и негативное отношение гагаузов к румынизации республики. Учитывая регулярно возникающие споры Кишинева и Комрата по языковым вопросам (нежелание гагаузов учить румынский язык, который не является государственным, но насаждается в качестве обязательного для школьников)4 и перманентные попытки сократить полномочия гагаузских властей (так, в 2020 г. башкана (главу) Гагаузии не включили в состав Высшего совета безопасности Молдовы), вопрос независимости Гагаузии может быть поднят в любой момент. Пока главе АТО И. Влах удается выстраивать отношения с Кишиневом. Но, по ее словам, власти республики предпринимают попытки изолировать Гагау-зию: они блокируют внешние визиты гагаузской администрации,
1 Закон Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Nо.344-XШ от 23.12.94. URL: https://halktoplushu.md/index.php/zakon-ob-osobom-pravovom-statuse-gagauzii
2 Статья 111. Конституции Республики Молдова. URL: https://www.presedinte. md/titlul3#8
3 Парламент Гагаузии утвердил итоги референдума об интеграции в Таможенный союз. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/968324
4 «Гагаузы обязаны учить румынский»: молдавские партии в один голос осудили гагаузов. URL: https://regnum.ru/news/society/1428943.html
не позволяя выстроить партнёрские отношения, необходимые для поддержания социального и экономического развития региона5.
С Приднестровьем Кишиневу не удалось достичь компромисса, что привело в начале 1990-х годов к появлению Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и вооруженному конфликту, который был заморожен после вмешательства российских миротворцев. На данный момент вопрос о статусе этой территории остаётся нерешённым.
Непризнанная республика изначально была довольно тесно связана с Россией экономически и тяготела к ней в политическом плане. В 2006 г. граждане Приднестровской Молдавской Республики на референдуме проголосовали за присоединение к РФ (97,2% избирателей)6. В 2013 г. Верховный Совет Приднестровья принял закон о применении на своей территории российского федерального законодательства7, в 2014 г. попросил Госдуму разработать закон, который позволил бы принять непризнанную республику в состав России8.
Однако Приднестровской Республике, зажатой между Украиной и Молдовой, для сохранения и развития экономики пришлось идти на компромиссы с Кишиневом. Для сохранения возможности экспорта своих товаров на мировой рынок приднестровскому бизнесу пришлось следовать принятому правительством Республики Молдова в 2005 г. Постановлению № 815. Согласно этому документу государственная регистрационная палата Министерства информационного развития Молдовы должна вести учет экономических агентов Приднестровья, осуществляющих экспортно-импортные операции и услуги автотранспорта, с внесением их данных в государственные регистры предприятий и организаций9. Это автоматически вводило в официальную
5 Кишинев ждет, когда Народное собрание Гагаузии наконец выберет спикера. URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/01/18/kishinev-zhdet-kogda-narodnoe-sobranie-gagauzii-nakonec-vyberet-spikera
6 Приднестровье вслед за Крымом хочет войти в состав России. URL: https:// www.rosbalt.ru/world/2014/03/18/1245241.html
7 Федякина А. Приднестровье заживет по российским законам // Российская газета. № 6268 (26 декабря 2013). URL: https://rg.ru/2013/12/25/pridnestrovie-site.html
8 Приднестровье вслед за Крымом хочет войти в состав России. URL: https:// www.rosbalt.ru/world/2014/03/18/1245241.html
9 Постановление Правительства РМ № 815 от 02.08.2005. «О регулировании трафика грузов и услуг, являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья». URL: https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=70888&lang=ru
молдавскую статистику данные о деятельности большинства крупных и средних промышленных предприятий и торговых объединений Приднестровской Республики. В 2014 г в документах об ассоциации Европейский союз, признавая Приднестровье частью Молдовы, распространил на ее территорию все пункты Договора об ассоциации и дальнейшие сопутствующие законодательные акты и документы.
Кишинев всегда считал Приднестровье неотъемлемой частью Республики Молдовы, но в вопросе его статуса молдавская элита не была едина. Так, президент И. Додон, пытавшийся укреплять связи и с Россией, и с ЕС, предлагал дать «широкую автономию» ПМР, чтобы разрешить затяжной конфликт, о чем он заявил в своем видеообращении в феврале 2020 г.10 (хотя, возможно, это было только его предвыборным обещанием).
Пришедшая к власти М. Санду сразу заговорила необходимости вывода российских миротворцев из Приднестровья. Официальный Кишинев отказался от проведения в 2021 г. встречи в формате «5+2»11, хотя это предложение поддержала председательствовавшая в ОБСЕ Швеция. Президент Молдовы объявила, что не собирается вести переговоры с Приднестровской Республикой на высшем уровне, потребовала не присылать письма с официальной приднестровской символикой. Все возможные контакты с левым берегом Днестра должны вестись только через Молдавское бюро по реинтеграции.
Однако молдавские власти несколько месяцев не назначали руководителя этого ведомства, из-за чего молдово-приднестров-ский переговорный процесс деградировал по всем направлениям, что констатировал в декабре 2021 г. министр иностранных дел Приднестровья В. Игнатьев12. Он отметил постоянно растущее давление Молдовы на республику, усиление транспортной блокады, расширение военного сотрудничества с НАТО и США
10 Додон заявил, что готов предоставить Приднестровью широкую автономию. URL: https://ria.ru/20200207/1564399539.html
11 Формат «5+2» включает Молдову и Приднестровье в качестве сторон, ОБСЕ, РФ и Украину в качестве посредников, а также ЕС и США в качестве наблюдателей. Определение особого статуса Приднестровья в рамках Республики Молдова -задача сторон.
12 Глава МИД ПМР: Определенные силы в Молдове всерьез начинают рассматривать идеи реванша. URL: https://novostipmr.com/ru/news/21-12-27/vitaliy-ignatev-lyuboy-konflikt-zakanchivaetsya-dialogom
и увеличение провокаций в Зоне безопасности. Дополнительным подтверждением возможной эскалации конфликта он считает объявление Кишиневом 2022 г «годом комбатантов»13.
А 21 января 2022 г в интервью румынскому каналу PRO TV президент Молдовы М. Санду обвинила Россию в провоцировании приднестровского конфликта14.
Сегодня сложно понять, будет ли доведена ситуация на Днестре до нового витка вооруженного конфликта или Кишинев лишь продолжит давление на Тирасполь. Пока власти Молдовы укрепляют военное сотрудничество с НАТО и США. Так, в утвержденном в январе 2022 г. правительством новом Индивидуальном плане сотрудничества с НАТО (IPAP) говорится, что Молдова будет сотрудничать в области модернизации и развития возможностей своих вооруженных сил, активизирует усилия, направленные на вывод российских миротворческих сил из Приднестровья, и будет добиваться введения в регион гражданской миссии с международным мандатом15.
Усиливающаяся блокада со стороны Молдовы и Украины заставила население Приднестровья искать пути обхода существующих политических дисбалансов. Большинство населения для получения возможности передвижения и ведения бизнеса, а также сохранения идентичности имеет два-три, а иногда и четыре гражданства (приднестровское, молдавское, российское и румынское). Налажено неофициальное взаимодействие в бизнесе, перемещение через границу и даже участие приднестровцев в выборах в Молдове. В экономике это вылилось в создание в Приднестровье «серых зон» для контрабанды с обоих берегов Днестра, через которые в Молдову перемещается более дешевый для приднестровья российский газ и дешевая электроэнергия с Приднестровской ГРЭС, работающей на российском топливе.
13 Комбатанты - лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать участие в военных действиях. - п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977) к Женевским конвенциям о защите жертв войны (1949).
14 Переписывание истории: президент Молдовы подменяет причины молдово-приднестровского конфликта. URL: https://novostipmr.com/ru/news/22-01-22/ artem-turov-mayya-sandu-snova-probila-dno-0
15 Правительство утвердило новый план сотрудничества с НАТО. URL: http:// www.vedomosti.md/news/pravitelstvo-utverdilo-novyj-plan-sostrudnichestva-s-nato
Внутри молдавского общества также нет единства о пути развития страны. Самосознание молдаван расколото: часть населения считает себя румынами, другая - молдаванами. Эта особенность послужила не только появлению прорумынских партий в республике, но и позволила Бухаресту начать предоставление румынских паспортов ее гражданам. Яркий пример - нынешний молдавский президент - М. Санду, гражданка Румынии. После вступления Румынии в Евросоюз получение гражданства обрело для граждан Молдовы практическую значимость, так как дало возможность беспрепятственно выезжать на заработки в ЕС.
Такое разделение идентичности привело к отсутствию очевидного вектора развития страны. Граждане и политики, ориентированные на Румынию, предполагают быстрейшее вхождение в состав последней, а не развитие собственной страны. Им противостоят те, кто выступает за сохранение молдавской государственности [Политические процессы..., 2020. С. 46-47]. Подписание в 2014 г. Республикой Молдовой ассоциации с ЕС лишь незначительно смягчило эту двойственность.
Отметим, что диссонанс между двумя этими полюсами возрастает по мере углубления противоречий между Россией и Западом. Так, президент И. Додон стремился одновременно сохранять взаимодействие и с Россией, и с влиятельным прозападным В. Плахотнюком, фигура которого совершенно неприемлема для РФ. Президент М. Санду, несмотря на ее жестко прозападную позицию, в декабре 2021 г отметила. что видит следующий путь для Молдавии: вступление в ЕС и сохранение при этом поддержки России16.
Взаимодействие с ЕС и Россией в экономической сфере
Двойственность идентичности населения Молдовы и ее внешнеполитического курса отразилась и на развитии её экономических отношений.
После распада СССР произошел разрыв большинства хозяйственных связей: основные торговые партнеры республики -Россия и Украина сами пребывали в системном кризисе. Этот
16 Названы два пути для Молдавии в будущем. URL: https://lenta.ru/news/2021/12/27/ ways/
факт, а также отсутствие собственной сырьевой базы привели к деиндустриализации: доля промышленности (включая строительство) в структуре ВВП снизилась с 28,4% в 1995 г. до 19,1% в 2000 г. (пик падения в 2009 г. - 17,2%)17.
Не менее сложна ситуация в сельском хозяйстве. Проведенная с помощью Агентства США по международному развитию (ДОАТО) земельная реформа (Проект «Землж>) привела к разукрупнению бывших колхозов и появлению мелких фермерских хозяйств, которые оказались не в состоянии организовать конкурентоспособное производство. В результате доля сельского хозяйства в ВВП сократилась с 29,3% в 1995 г. до 24,9% в 1999 г. (минимальный показатель был в 2009 г. - 8,5% ВВП)18. Их доли в ВВП перераспределились на сферу услуг. Если в 1995 г. она составляла 33,2%, то с 1999 г. - не менее 50% (апогей в 2009 г. -60,1%)19. При этом и сам ВВП сокращается. За 1990-2000 гг. среднегодовые темпы его снижения составили 9,6% - один из худших показателей среди постсоветских стран [Фокина, 2017. С. 11].
Практически сразу после обретения суверенитета Молдова приступает к выстраиванию либеральной экономической модели: начинается приватизация, вводится национальная валюта - лей (1993 г.), проводится налоговая реформа, создается двухуровневая банковская система. Однако внешнеторговые связи исторически были завязаны в основном на Россию, и, несмотря на либерализацию внешней торговли, диверсифицировать их быстро не удалось. После резкого падения в 1998 г. экспорта в Россию, пережившую дефолт, валютные потери Молдовы составили 220 млн долл. [Фокина, 2017. С. 11]. К концу 1999 г. дефицит внешнеторгового баланса республики достиг угрожающего уровня - 20% ВВП [Социально-экономическое развитие., 2012. С. 125].
Другими причинами диверсификации внешнеторговых связей Молдовы стали политика румынизации и активизация деятельности ЕС в отношении страны.
17 Данные ВБ. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.IND.TOTL. ZS?view=chart&locations=MD
18 Данные ВБ. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.AGR.TOTL. ZS?view=chart&locations=MD
19 Данные ВБ. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/Moldova/Share_of_services/
Европейский союз с середины 1990-х годов проводил кропотливую работу по политической и экономической переориентации Республики Молдова. В 1994 г. подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве20, которое предполагало в экономической сфере предоставление режима взаимного благоприятствования в торговле с созданием в перспективе зоны свободной торговли, но при условии прогресса Молдовы в осуществлении рыночных реформ. Началась также гармонизация национального законодательства с правом Евросоюза.
Но процесс перехода к рыночной экономике вызвал быстрый рост теневого сектора и породил серьезную коррупцию. Возникшая многопартийная система не только не была образцом западной демократии, но и тормозила развитие страны. Все это негативно влияло на уровень жизни, способствовало усилению миграционного оттока населения.
В 2004 г. Молдова была включена в Европейскую политику соседства, что давало новые возможности для проведения политических, экономических и институционных реформ на основе «общеевропейских ценностей». В экономике был сделан акцент на сотрудничество в области транспорта и энергетики. Фактически для ЕС Молдова была важна как транзитное государство, инфраструктура которого используется для сохранения европейской энергетической стабильности и безопасности. Для граждан республики важным нововведением стали 86 визовых льгот, необходимых для движения высвобождавшейся рабочей силы при постепенном разрушении производственной сферы и деградации экономики Молдовы.
Начало 2000-х годов стало для Молдовы периодом экономической стабилизации. Наладились связи с Евросоюзом, с помощью России удалось реанимировать ряд промышленных предприятий [Социально-экономическое развитие., 2012. С. 127]. Серьезную поддержку молдавской экономике оказывали трудовые мигранты, доходы которых поддерживали внутренний спрос21. Проблема
20 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Молдовой 1994 г. URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/soglashenie-o-partnerstve-i-sotrudnichestve-mezhdu-es-i-moldovoj-1994-g/
21 По данным Всемирного банка, в 2012 г. 23% ВВП страны обеспечивалось гражданами, работающими за рубежом. [Эл.ресурс]. URL: http://eurasianews.md/ economics/chetvert-vvp-respubliki-moldova-sostavlyayut-dengi-migrantov.htm
в том, что этот спрос удовлетворялся в основном за счет импорта. Наращивание импорта при отсутствии должного уровня экспорта привело к росту внешнего долга страны.
Откровенно антироссийская политика Кишинева и его сближение с ЕС привели к охлаждению отношений с Россией: в марте 2006 г. РФ ввела запрет на ввоз молдавского вина из-за несоответствия его качества фитосанитарным нормам. Это чувствительно сказалось на молдавской экономике (-6,9% ВВП в 2006 г.), поскольку виноделие - бюджетообразующая отрасль.
Стало понятно, что молдавская экономика нуждается в срочном изменении своей линейной структуры, снятии зависимости от виноделия и сельского хозяйства. Однако собственных средств на это у Молдовы не было, а иностранные инвесторы не торопились вкладываться в страну, раздираемую коррупционными скандалами, имеющую неразрешенные пограничные конфликты, высокие административные барьеры и дефицит квалифицированных кадров.
Новым толчком к взаимодействию с ЕС стало вступление в эту организацию Румынии (январь 2007 г.), благодаря чему у Евросоюза появилась общая граница с Молдовой, а в Молдове усилились проевропейские настроения как в элите, так и среди населения.
В 2009 г. Молдова вступила в учрежденное ЕС Восточное партнерство, предполагающее не только содействие в проведении административных реформ и в борьбе с коррупцией (на основе гармонизации национального законодательства с правовой базой ЕС), но и развитие торгово-экономических связей, и обеспечение надежного энергоснабжения как ЕС, так и Молдовы на основе возобновляемых источников энергии [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2018. С. 86].
В 2010 г. начались переговоры по Соглашению об ассоциации ЕС-Молдова, республика стала членом Европейского энергетического сообщества. В 2012 г. было подписано Соглашение о вступлении Молдовы в Европейскую общую авиационную зону. Таким образом, первые реальные шаги интеграции были связаны опять-таки с функциями транзитного государства.
В июне 2014 г. было подписано Соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС22, которое вступило в силу 1 июля 2016 г. Ключевыми элементами его являются сотрудничество и помощь Евросоюза в реформировании и развитии экономики Молдовы, ее государственного управления, системы охраны окружающей среды, малого и среднего бизнеса, образования, здравоохранения, культуры.
В пакет документов по ассоциации также вошло Соглашение об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли23. Оно предусматривает не только взаимное снятие тарифных ограничений в торговле (около 99%), но и сближение с нормами и стандартами ЕС в области торговли, в том числе экологических, санитарных и фитосанитарных правил, права на интеллектуальную собственность и др. Торговые преференции, полученные в рамках Соглашения, не только освобождают от уплаты таможенных пошлин, но и в рамках квот отменяют адвалорную часть ввозных пошлин24.
Однако при рассмотрении нюансов взаимной торговли проявляется ряд неблагоприятных для Молдовы факторов. Во-первых, Соглашение не затрагивает почти 80% молдавского экспорта. Квоты на беспошлинный экспорт в ЕС были предоставлены лишь для мяса крупного рогатого скота и птицы, яиц, молочных продуктов, ячменя, кукурузы, пшеницы, колбас, сахара и виноградного вина25. Промышленная продукция, еще производившаяся в стране, не была включена в этот список, что не позволило сохранить сельскохозяйственное машиностроение. Во-вторых, значительная часть молдавской сельхозпродукции не соответствует европейским стандартам качества и вето-, и фитосанитарным нормам, поэтому квоты на экспорт мяса,
22 Association Agenda between the European Union and the Republic of Moldova. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/GA/TXT/?uri=CELEX:22017D1489
23 Trade Sustainability Impact Assessment in support of negotiations of a DCFTA between the EU and the Republic of Moldova. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2012/november/tradoc_150107.pdf
24 Адвалорный порядок исчисления ставок таможенных пошлин - это способ определения пошлины через процент от таможенной стоимости продукта. Это аналог пропорционального налогообложения на продажу. Подробнее см. URL: http://vedinform.com/customs/payments/advalornaja-poshlina.html
25 Кузьмина Е. Зачем Молдове Евразийский союз? Часть первая. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/eurasian-economy/zachem-moldove-evraziyskiy-soyuz/
яйца, молочной продукции и колбасы почти не используются26. В-третьих, по данным ВТО, в молдавском экспорте в ЕС от 35% до 48% (в зависимости от года) составляет реэкспорт. Остальная часть (без поставок продукции на давальческом сырье) - это первичное сырье с низкой добавочной стоимостью: пшеница, кукуруза, подсолнечник, орехи, мед, необработанная кожа27. Таким образом, республика в минимальной степени смогла воспользоваться расширением рынка сбыта своих несырьевых товаров.
Крупнейший на тот период торговый партнер Молдовы -Россия, находящаяся под санкциями ЕС, была вынуждена ввести ограничения на ввоз продукции из республики для защиты своего рынка от реэкспорта европейских товаров в рамках Зоны свободной торговли ЕС-Молдова. К молдавской продукции были применены более жесткие требования на ветеринарные сертификаты ЕАЭС, введены эмбарго на поставку молдавских вин и пошлины на 19 видов товаров в соответствии с изменением ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС28 (среди них: мебель, алкогольная продукция, овощи, мясо, сахар, зерно, а также некоторые продукты питания). В результате предпринятых мер в 2014 г. молдавский экспорт в Россию сократился почти на 35%.
В Соглашении об ассоциации Республики Молдовы с ЕС прописано, что ее правоприменение распространяется и на Приднестровье, которое имеет те же условия зоны свободной торговли. В совокупности с закрытой границей со стороны Украины и увеличением сложностей по доставке товаров в Россию это заставило приднестровский бизнес интенсифицировать торговлю с ЕС при ее сокращении с Россией [Кузьмина, 2021. С. 123].
Но отсутствие видимых позитивных результатов от ассоциации с ЕС для молдавского населения, в целом его недоверие к политике власти привели к сокращению числа сторонников европейского вектора развития. Так, если в конце 2009 г. за интеграцию с Евросоюзом выступало 63% граждан Молдовы, то в конце 2016 г. - лишь 38%. Существенно возросла доля
26 Молдова не использует экспортные квоты ЕС. URL: https://novostipmr.com/ru/ news/16-01-16/moldova-ne-ispolzuet-eksportnye-kvoty-es
27 Кузьмина Е. Зачем Молдове Евразийский союз? Часть первая. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/eurasian-economy/zachem-moldove-evraziyskiy-soyuz/
28 Постановление Правительства РФ № 736 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70607152/
населения, настроенного против интеграции республики с ЕС, -с 12% в 2009 г. до 37% в конце 2016 г. [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2018. С. 87].
Пришедший к власти в 2016 г. на волне недовольства результатами взаимодействия с ЕС лидер партии социалистов И. До-дон попытался начать восстановление торгово-экономических отношений с Россией и наладить взаимодействие с Евразийским экономическим союзом. Но деятельность президента Молдовы, согласно Конституции страны, ограничена парламентом и назначаемым им правительством, которые оставались проевропейски-ми. Это в значительной мере осложняло И. Додону проведение курса на уравновешивание экономических интересов страны между ЕС и Россией (ЕАЭС).
Тем не менее в апреле 2017 г. был подписан пакет документов между Евразийским союзом и Молдовой, включая меморандум о сотрудничестве. Республика получила статус наблюдателя в ЕАЭС29. Хотя он не давал равных экономических возможностей с государствами-членами, но все же способствовал улучшению отношений со странами союза, в первую очередь - с Россией. Так, почти сразу была достигнута договоренность с Москвой о разрешении 180 предприятиям с обоих берегов Днестра импортировать плодовоовощную продукцию30, был решен вопрос с амнистией молдавских трудовых мигрантов, просрочивших визы и разрешения на работу, продлен контракт с «Газпромом» на поставки газа в республику до конца 2019 г., в 2018 г. был возвращен в Москву посол Молдовы.
Примечательно, что противостояние президента и парламента при этом продолжилось - последний так и не ратифицировал документ об ассоциации. Кроме того, налаживание взаимоотношений с Россией не привело к ослаблению европейского вектора молдавской политики.
В 2017-2018 гг Комиссия ЕС и молдавское правительство П. Филипа занимались улучшением эффективности взаимодействия.
29 Итоги ВЕЭС: Молдове предоставлен статус государства-наблюдателя при ЕАЭС, страны Союза укрепляют основу для устойчивого экономического развития, взаимодействия с третьими странами, реализуют цифровую повестку, расширяют единый рынок услуг. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/14-05-2018-3.aspx
30 Молдова резко увеличила экспорт в Россию фруктов, консервов и вина. URL: http://ru.interlic.md/2017-09-18/moldova-rezko-uvelichila-eksport-v-rossiju-fruktov-konservov-i-vina-50534.html
Брюссель увязывал дальнейшее расширение экономического и (что самое важное для Кишинева) финансового сотрудничества с расследованием банковского мошенничества, в результате которого в 2014 г. был похищен 1 млрд долл. Молдавии были предоставлены средства для проведения реформ в области управления государственными финансами и полиции. При условии успешной реализации реформ эти средства объявлены невозвратными. В ноябре 2017 г. подписан пакет документов о предоставлении макрофинансовой помощи Молдове в размере 100 млн евро, включая 40 млн в виде гранта и 60 млн в виде займа31. Эти средства должны пойти на модернизацию экономики, увеличение инвестиций и создание рабочих мест. Тогда же была утверждена повестка дня ассоциации Молдова-ЕС на 2017-2019 гг. Из реализованных обязательств Молдове удалось повысить свою конкурентоспособность в сельхозсекторе и обеспечить соответствие продукции международным и европейским стандартам качества.
Из-за противоречий внутри политической элиты и попыток перераспределения властных полномочий и передела собственности во время президентства И. Додона в стране так и не сложился консенсус по государственному курсу. Не облегчала задачи и разнонаправленность предпочтений населения как внутри страны, так и в среде трудовых мигрантов, потоки которых постепенно перераспределялись между Россией и ЕС. По некоторым оценкам, именно позиция трудовых мигрантов, вернувшихся на Родину из-за пандемии, сыграла в 2020 г. решающую роль в приходе к власти проевропейской партии.
По молдавским данным, только за первые четыре месяца 2020 г. в страну вернулось более 35 тыс. граждан [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2020. С.119]. Действующее правительство не смогло оперативно разработать и внедрить программы их поддержки, на это наложились панические ожидания от пандемии и введение Чрезвычайного режима на два месяца, в совокупности приведшие к политическому кризису.
В этот период (май 2020 г.) ЕС утверждает пакет экстренной макрофинансовой помощи для стран Восточного партнерства
31 Молдова и ЕС подписали соглашение о предоставлении макрофинансовой помощи в размере €100 млн.
URL: https://newsmaker.md/rus/novosti/moldova-i-es-podpisali-soglashenie-o-predostavlenii-makrofinansovoy-pomoshchi-v-ra-34823/
с целью минимизации ущерба, нанесённого пандемией СОУГО-19. Молдова должна была получить для поддержки баланса 100 млн евро льготных кредитов со сроком погашения 15 лет. Но к тому времени из-за невыполнения страной своих обязательств по реформам судебной системы еще не была разблокирована вторая часть макрокредита от ЕС (30 млн евро), согласованного в 2017 г (сразу после принятия закона о санкциях за отмывание денег). В опубликованном 21 мая 2020 г. отчете Европарламента о внутриполитической обстановке в Молдове указывалось на торможение реформ правящей коалицией32.
В итоге Молдова отказалась от уже согласованного с Москвой кредита в размере 200 млн евро33 и выполнила часть условий по реформе законодательства и в июле получила второй транш кредита 2017 г. (30 млн евро)34. А 21 июля 2020 г. было подписано кредитное соглашение между Республикой Молдова и Европейским союзом о макрофинансовой помощи. Кредит был предназначен для поддержки страны в текущей финансовой ситуации, снижения нагрузки на бюджет и платежный баланс, сокращения последствий от ограниченности внешнего финансирования страны. Он был выплачен двумя траншами: в ноябре 2020 г. и октябре 2021 г. Это способствовало определенной стабилизации финансовой системы страны и экономики в целом.
Внешняя политика Молдовы на рубеже 2020-х годов. Результаты и перспективы
Избранная на высший государственный пост Молдовы в ноябре 2020 г. М. Санду сразу заявила, что намерена быть «президентом европейской интеграции» и бороться против тех, кто «обкрадывает и доводит до нищеты» молдавский народ [Тя-желова, Шарапова-Антонова, 2021а]. Для того чтобы получить поддержку своей политики в парламенте и минимизировать ограничения своих действий, М. Санду добилась проведения досрочных парламентских выборов. Европейский союз поддержал
32 Отчет Европарламента: Коалиция ПСРМ - ДПМ ставит под угрозу реформы, начатые правительством Санду.URL: https://ava.md/2020/05/21/otchet-evroparlamenta-koaliciya-psrm/
33 КС Молдовы приостановил получение кредита от РФ на 200 млн евро. URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2020/04/23/7109114/
34 Еврокомиссия одобрила 30 млн евро макрофинансовой помощи Молдове. URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2020/07/10/7112027/
ее, обосновывая это необходимостью создания дееспособного правительства и ускорения необходимых реформ.
В апреле 2021 г. во время визита М. Санду в Брюссель был представлен План действий Совета Европы для Республики Молдова на 2021-2024 гг.35 Он предполагает продолжение помощи стране в реформах правосудия, уголовной и пенитенциарной систем, в борьбе с коррупцией и отмыванием денег и в укреплении независимости прессы. Отдельная глава Плана посвящена мерам доверия между двумя берегами Днестра [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2021а].
В то же время шел процесс по созданию Грузией, Молдовой и Украиной «Ассоциированного трио» для координации действий по вступлению в ЕС. При этом посол ЕС в Кишиневе П. Михалко подчеркивал, что Молдова находится на этапе ассоциации и о ее вступлении в ЕС речи не идёт. Даже сейчас республика не выполняет обязательства, необходимые для полноценной ассоциации36.
В исследованиях сотрудников института Европы РАН отмечается, что в течение 2011-2021 гг. число сторонников евро-интеграции и тех, кто желает сближения Молдовы с Россией, остается примерно равным. Согласно заявлениям официальных лиц Евросоюза, Молдова не является признанным кандидатом на вступление в ЕС [Тяжелова, Шарапова-Антонова, 2021Ь]. Эксперты полагают, что «Ассоциированному трио» понадобится не менее двух десятилетий, чтобы соответствовать критериям полноценных членов Евросоюза37.
И все-таки многолетние целенаправленные действия Евросоюза дали хорошие результаты в переориентации Республики Молдова в его сторону. Экономика постепенно перестраивается под условия ассоциации с ЕС. Внешняя торговля Молдовы уже в большей степени ориентирована на Европу: по данным ВТО, доля ЕС в общем объеме импорта Молдовы в 2020 г. составила 46,5%. Оттуда в республику ввозится нефть и нефтепродукты,
35 Совет Европы представил План действий для Молдовы на 2021-2024 годы. URL: https://noi.md/ru/politika/sovet-evropy-predstavil-plan-dejstvij-dlya-moldovy-na-2021-2024-gody
36 «ЭМ»: вступление Молдавии в ЕС пока невозможно. Вступить в ЕС сегодня готовы только Майя Санду и её партия. URL: https://pravdoryb.info/em-vstuplenie-moldavii-v-es-poka-nevozmozhno.html
31Матвеева А. Когда Молдова может стать членом Европейского союза. URL: https://ru.sputnik.md/20210831/kogda-moldova-mozhet-stat-chlenom-evropeyskogo-soyuza-44372368.html
лекарственные средства, легковые автомобили, средства роста растений и т.д. А в экспорте из Молдавии доля Европы - 68,5%. В Евросоюз поставляются в основном продукция сельского хозяйства: семена подсолнечника, подсолнечное масло, орехи и вина, а также провода изолированные и некоторые виды мебели.
При этом структуру экспорта/импорта нельзя назвать диверсифицированной по направлениям: в пятерку крупнейших торговых партнеров и по экспорту, и по импорту (соответственно 62% и 53% от общего объема) входят только три страны - члена ЕС (таблица).
Основные торговые партнеры Республики Молдовы в 2016-2020 гг.
Страна Стоимость в 2020 г., млн долл. Доля, % Рост стоимости в 2016-2020 гг., % Рост стоимости в 2019-2020 гг.,%
Экспорт
Весь мир 2 485,2 100 5 -11
Румыния 706,7 28,4 9 -8
Германия 225,6 9,1 17 -8
Россия 216,9 8,7 -2 -13
Италия 213,7 8,6 2 -20
Турция 171,7 6,9 22 -2
Импорт
Весь мир 5 415,7 100 8 -7
Китай 646,0 11,9 12 7
Румыния 631,6 11,7 5 -25
Россия 603,2 11,1 4 -13
Украина 527,6 9,7 8 -7
Германия 452,3 8,4 10 -7
Источник. и^: https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry.aspx?nvpm
В целом крупнейшими торговыми партнерами Молдовы являются Румыния (16,9% от общего объема внешней торговли), Россия (10,4%) и Германия (8,6%)38.
Россия даже при отсутствии целенаправленной экономической политики в отношении Молдовы остается для нее вторым торговым партнером. Основные статьи молдавского экспорта в Россию - фрукты и орехи (в первую очередь яблоки, груши и виноград), фармацевтическая продукция и трикотажная одежда.
38 Посчитано автором по таблице 1
По некоторым позициям в Россию ввозится 50% и более от всего объема их экспорта.
Из России, помимо нефти и минерального топлива, Молдова ввозит минеральные удобрения (крупнейший импортер по этой позиции), различные виды электрических машин, оборудования и механических устройств (мониторы, стиральные машины, холодильники и пр.), пищевые продукты (в первую очередь чай, шоколад и какао).
Однако после избрания М. Санду сотрудничество с Россией осложнилось. Сразу после вступления в должность она выступила с заявлением о необходимости вывода оперативной группы войск и российских миротворцев из Приднестровья, а также о скорейшей ликвидации российских военных складов в с. Колбасна39. Она последовательно дистанцируется от контактов, а тем более тесного взаимодействия с властями РФ, исключение составляет лишь вынужденное общение с вице-премьером России Д. Козаком, отвечающим за взаимоотношения с Молдовой и Приднестровьем. В частности, она отказалась от участия в саммите СНГ в октябре 2021 г., хотя на заседание были вынесены важные для страны вопросы о взаимодействии в сфере безопасности, объявления г. Комрат (Гагаузия) культурной столицей Содружества в 2023 г.
Также возникли проблемы с продлением межгосударственных коммерческих контрактов и соглашений, подписанных предыдущим президентом И. Додоном. Так, Россия и Молдова смогли договориться о взаимном снятии ограничений на экспорт продукции лишь в августе 2021 г., хотя льготный режим для молдавской сельхозпродукции и вина истек еще 31 марта. Следующей проблемой стало подписание властями Молдовы нового контракта с «Газпромом» взамен завершившегося в сентябре 2021 г. М. Санду настаивала, что ни президент, ни правительство Молдовы не должны вести переговоры о ценах на газ, так как это прерогатива руководства Moldova-gaz. Тем не менее министр регионального развития и инфраструктуры А. Спыну вынужден был подключиться к переговорам после роста закупочных цен в октябре с 250 до 790 долл./тыс. м3.
39 Речь идет об артиллерийском складе боеприпасов в с.Колбасна на территории Приднестровья.
Интересно, что подписание долгосрочного контракта с «Газпромом» 29 октября 2021 г. было встречено в информационной сфере Молдовы как успех правительства и президента, в то время как связанные с этим издержки (рост стоимости электроэнергии и отопления, а соответственно, и разгон инфляции) подаются как следствие «жестких» или даже «агрессивных» действий РФ и «Газпрома». А 14 октября 2021 г. правительство Молдовы приняло решение отозвать своего представителя из Евразийской экономической комиссии40.
Сложной остается и ситуация вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. В ходе визита Д. Козака в Кишинев в августе 2021 г. было заявлено о достижении взаимопонимания о том, что решение приднестровского вопроса должно быть выработано внутри страны обеими сторонами. Такой подход снижает роль посредников, но не лишает Россию возможности влиять на переговорный процесс. Вопреки заявлению молдавской стороны об отказе от экономической блокады Приднестровья41, на деле молдавские власти и их европейские партнеры избрали тактику финансового и транспортно-логистического давления посредством расследований и санкций на приднестровские власти и бизнес.
Все приднестровские компании, экспортирующие товары или услуги в ЕС, зарегистрированы и имеют счета в Молдове. Учитывая, что на долю правобережной Молдовы приходится 44% приднестровского экспорта, а на долю ЕС - 29,7% (в том числе Румынии - 16%), осуществление экономического давления даже без полной блокады представляется вполне реальной угрозой. Действия же украинских властей по блокированию границы могут существенно осложнить и без того непростую экономическую ситуацию в регионе.
Поскольку решение приднестровской и гагаузской проблем связано с вопросом вхождения Молдовы в Румынию, молдавское руководство попытается полностью закрыть вопросы автономии этих территорий. А пока идет процесс поглощения Румынией молдавской, в том числе приднестровской, экономики.
40 Правительство Молдовы осталось без представителя в Евразийской экономической комиссии. URL: https://www.rubaltic.ru/news/13102021-pravitelstvo-moldovy-ostalos-bez-predstavitelya-v-evraziyskoy-ekonomicheskoy-komissii/#!
41 Козак заявил, что удовлетворен переговорами с Санду. URL: https://tass.ru/ politika/12109135
Так, остается открытым вопрос об интеграции электросетевой и газотранспортной инфраструктуры двух стран. Проект объединения электросетей Молдовы и Румынии был принят еще в 2015 г В октябре 2021 г газопровод Яссы-Унгены продлен до Кишинева, хотя отсутствие работоспособных насосных станций не позволит его использовать в среднесрочной перспективе. При этом крупнейшим потребителем газа в стране является расположенная в Приднестровье Молдавская ГРЭС, она же -монополист на национальном рынке электроэнергии. Румынские инвесторы и спецслужбы ранее пытались приобрести контроль над ней, хотя и безуспешно, в данный момент она принадлежит «Интер РАО». Очевидно, что заявленное создание общего энергетического пространства двух стран ориентировано в первую очередь на поставки в Румынию дешевой молдавской электроэнергии. По состоянию на 2020 г. стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в Молдове примерно на 30% ниже, чем в Румынии (0,0919 и 0,1265 евро/ кВтч соответственно42).
При этом в ближайшие годы Молдова будет заинтересована в сохранении льготных условий экономического взаимодействия с Россией по поставкам газа и сельхозпродукции. На фоне неизбежного сокращения расходной части бюджета, существенный рост стоимости электроэнергии и газа может помешать проведению экономических реформ; потеря хотя бы части российского рынка сельхозпродукции приведет к обнищанию населения, большая часть которого трудится на земле. А значит, могут забуксовать заявленные политические и экономические реформы и намечающееся изменение конституции.
Очевидно, что дистанцирование от России - это долговременный тренд и стратегический ориентир правительства и президента Республики Молдова. М. Санду постарается, максимально сохраняя имеющиеся преференции Молдовы в отношениях с РФ и ЕАЭС, продолжить курс «румынизации за счет России». В наиболее существенных вопросах Молдова переходит под внешнее управление ЕС и США (стремление на вступление в НАТО), что воспринимается немалой частью населения и элитой не как проблема, но как возможность.
42 Electricity prices for non-household consumers - bi-annual data (from 2007 onwards). URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nrg_pc_205&lang=en
Литература
Кузьмина Е. Сотрудничество РФ и ЕС с Приднестровьем. Экономический аспект // Роль России и ЕС в конфликтах и кризисах на постсоветском пространстве: конкуренты или союзники? Монография / Под ред. Н. М. Михеевой, Н. В. Шевчук. М.: Знание-М, 2021. С. 123-130.
Лавренов С. Новый этап газовых отношений России и Молдавии // Геополитика энергетики. 2020а. № 1. С. 41-55.
Лавренов С. Энергетическая политика Молдавии в условиях коронавируса // Геополитика энергетики. 2020Ь. № 2. С. 38-51.
Евразийская интеграция в турбулентном мире / Под ред. Л. Вардомского. С-Пб.: Алетея, 2019. 288 с.
Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы. Коллективная монография / Отв. ред. Э. Г. Соловьев, Г. И. Чуфрин. М.: ИМЭМО РАН, 2020. 276 с
Социально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия. М.: ИЭ РАН, 2012. 400 с.
Тяжелова В., Шарапова-Антонова К. ЕС - Молдова // Европейский союз: факты и комментарии. 2018. № 92. С. 84-94.
Тяжелова В.В., Шарапова-Антонова К.Ю. Отношения ЕС - Молдова: трудности в период пандемии // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. № 100. С. 119-126.
Тяжелова В., Шарапова-Антонова К. ЕС - Молдова (Декабрь 2020 - май 2021) // Европейский союз: факты и комментарии. 2021а. № 104. С. 81-89.
Тяжелова В., Шарапова-Антонова К. ЕС - Молдова (июнь - ноябрь 2021) // Европейский союз: факты и комментарии. 2021Ь. № 106. С. 84-91.
Фокина Л. 25 лет независимости Республики Молдова. Основные итоги // Россия и новые независимые государства Евразии. 2017. № 2 (35). С. 9-24.
Фокина Л. Молдова: в поиске внешнеэкономических приоритетов // Мир перемен. 2018а. № 3. С. 132-147.
Фокина Л. Молдова: политические и экономические процессы на современном этапе // Диалог: политика, право, экономика. 2018Ь. № 4(11). С. 40-48.
Статья поступила 09.02.2022 Статья принята к публикации 12.02.2022
Для цитирования: Кузьмина Е. М. Эволюция внешних связей Молдовы периода независимости // ЭКО. 2022. № 3. С. 62-83. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2022-3-62-83
Summary
Kuzmina, E. M., Cand. Sci. (Political), the Center for Post-Soviet Studies, E. Primakov Institute of World Economy and International Relations, RAS, Moscow Evolution of External Relations of Moldova in the Period of Independence Abstract. Over the 30 years of independence Moldova has passed a difficult way of diversifying its foreign economic and political relations. The Republic rebuilt its relations with Russia and the European Union under the conditions of the lack of
identity of the population and its unity in the question of the country's future. This paper analyzes the dynamics of these processes and examines their causes. One of the most important factors influencing the foreign economic course of Moldova is its association with the EU. The current state of Moldova's foreign relations was demonstrated.
Keywords: Moldova; Pridnestrovian Moldovan Republic; Gagauzia; European Union; association with EU; Russia; EEU; observer status; Romanianization; foreign economic relations
References
Eurasian integration in a turbulent world. (2019). Ed. L. Vardomsky. S-Pb. Ed. "Alethea". 288 pp. (In Russ.).
Fokina, L. (2018a). Moldova: in search of foreign economic priorities. World of change. No. 3. Pp. 132-147.(In Russ.).
Fokina L. (2018b). Moldova: political and economic processes at the present stage. Dialogue: politics, law, economics. No. 4(11). Pp.40-48. (In Russ)
Fokina, L. (2017). 25 years of independence of the Republic of Moldova. Main results. Russia and the new independent states of Eurasia. No. 2 (35). Pp. 9-24. (In Russ.).
Kuzmina, E. (2021). Cooperation between the Russian Federation and the EU with Pridnestrovie. Economic aspect. The role of Russia and the EU in conflicts and crises in the post-Soviet space: competitors or allies?: monograph / Ed. N. M. Mikheeva, N. V. Shevchuk. Moscow, Znanie-M. Pp. 123-130. (In Russ.).
Lavrenov, S. (2020a). New stage of gas relations between Russia and Moldova. Geopolitics of Energy. No. 1. Pp. 41-55. (In Russ).
Lavrenov, S. (2020b). Energy policy of Moldova in the context of coronavirus. Geopolitics of Energy. No. 2. Pp. 38-51. (In Russ.).
Political processes in the post-Soviet space: new trends and old problems. (2020). Collective monograph / Ed. E. G. Solovyov, G. I. Chufrin. Moscow. IMEMO RAS, - 276 p. (In Russ.).
Socio-economic development of the post-Soviet countries: the results of twenty years. (2012). Moscow. IE RAS, 400 p. (In Russ.).
Tyazhelova, V., Sharapova-Antonova, K. (2018). EU - Moldova. European Union: facts and comments. No. 92. Pp.84-94. (In Russ.).
Tyazhelova, V., Sharapova-Antonova, K. (2021). EU-Moldova (December 2020 -May 2021). European Union: facts and comments. No. 104. Pp. 81-89. (In Russ.).
Tyazhelova, V., Sharapova-Antonova, K. (2021). EU-Moldova (June - November 2021). European Union: facts and comments. No. 106. Pp. 84-91. (In Russ.).
Tyazhelova, V.V., Sharapova-Antonova, K. Yu. (2020). EU-Moldova relations: crisis during the pandemic. European Union: facts and comments. No. 100. Pp. 119-126. (In Russ.).
For citation: Kuzmina, E.M. (2022). Evolution of External Relations of Moldova in the Period of Independence. ECO. No. 3. Pp. 62-83. (In Russ.). DOI: 10.30680/ EC00131-7652-2022-3-62-83