ОБЗОР ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
РОМАНОВ Александр Андреевич
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», Москва, Россия, научный сотрудник НИЦ-3, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются наиболее острые внутриполитические проблемы Республики Молдова, возникшие на постсоветском этапе развития Молдавской государственности, причины их появления и вероятные пути решения. Молдова - когда-то благодатный край, богатейшая республика в составе СССР за несколько лет была разрушена до неузнаваемости. За 26 лет существования обстановка в Молдове приобрела все признаки политического кризиса.
Ключевые слова: внутренняя политика, Приднестровье, Молдова, Гагаузия, Тараклия, конфликт, самоопределение, сепаратизм.
Внешнеполитические последствия кризиса в Молдове
Молдавский внутриполитический конфликт почти всегда рассматривается в рамках противостояния России и западных государств во главе США. По большей части, так оно и есть, но вмешательство сторонних государств во внутренние дела Молдовы - это последствие. Причина гораздо глубже и кроется она совсем не в интересах США, Румынии, России или иных стран.
Россия вмешалась в результате уже возникшего вооруженного конфликта. США во главе Евросоюза - по призванию молдавских властей. Румыния также лоббирует свои меркантильные интересы при попустительстве молдавского правительства. Приднестровье - узкая полоска земли вдоль Днестра, где мир в самопровозглашенной республике охраняют российские миротворцы, у которых связь с Родиной только через территорию Украины или Молдову.
В результате всеобщей русофобской истерии, украинские власти решили денонсировать отношения с Москвой о транзите и о военных перевозках, то есть изолировать российский кон-
тингент в Приднестровье. «Оставшись без снабжения, русские уйдут», уверены в украинском Минобороны. Вариант с организацией транзита через Молдавию не сработает. Кишинев, который еще раньше Киева перешел во внешнее управление будет только рад, если строптивые приднестровцы останутся с ним наедине. И тут напрашивается ответ на вопрос: зачем Вашингтон, помимо Украины и Грузии объявил своим новым союзником еще и Молдавию. Вполне возможно предположить, что Молдавию при поддержке запада готовят к броску на Приднестровье, чтобы вернуть мятежные земли.
Во избежание повторения продавала, аналогичного вторжению Грузии в Южную Осетию, вооруженные силы Молдавии с прошлого года уже переподчинены генштабу Румынии и, по сути, блоку НАТО. Прекрасный способ, не вступая в альянс, отказаться в пользу него от собственной армии. Таким образом, украинские власти, выдавливая Россию из Приднестровья провоцируют новую войну, уже с участием НАТО на территории соседней страны.
Но есть нюанс, на который руководство Украины, почему-то не обращает никакого внимания. Если Россия из Приднестровья уйдет, а Румыния его успешно оккупирует, то дальше Бухарест нацелится на украинскую Бессарабию, которую давно, не стесняясь, называют исконно Румынской землей. Новая война, которая может коснуться и России и уже Евросоюза не нужна никому, кроме тех же владельцев акций правительств и Украины, и Молдавии, и Румынии. Как показывает практика, США умеет извлекать из войн прибыль.
Республика Молдова
В головах политических элит Румынии имеются ясные задачи и планы по присоединению Республики Молдова к Румынии. Хотя некоторым политическим силам Приднестровья может понравится эта идея как аргумент перед международным сообществом в пользу обретения независимости Приднестровья от Молдовы. Конечно же, такое присоединение на данном этапе не вполне реально, но создаёт достаточно серьезную угрозу
Молдавской государственности. Правительство Румынии системно работает с Молдавской молодежью, и стоит сказать, что вполне успешно. За 26 лет, как минимум одно, а то и два поколения населения уже воспитано на принципах так называемого воссоединения с Румынией (унионизма).
Правительство Молдовы, в свою очередь, никак не пресекает внешнее вмешательство другого государства в свою внутреннюю политику, хотя это является явной угрозой существования Республики Молдова и может привести к ее ликвидации, что является антиконституционным и подрывает все принципы суверенитета. По итогам социологических опросов, на сегодняшний день сторонников присоединения Молдовы к Румынии около 25%. Потребность стать румынами как таковая у граждан Молдовы отсутствует, их более влечет потребность в выживании и получении социальных благ европейской экономической зоны и т.д.
В молдавском обществе произошла поляризация. Часть населения желает оставаться в суверенном демократическом государстве, часть населения во главе с социалистическими политическими силами надеется на вхождение в состав Российской Федерации или на восстановление подобия Советского Союза. А проевропейские и прорумынские слои населения яростно отстаивают курс на евроинтеграцию или вхождение в состав Румынии.
Одним из важнейших деструктивных факторов является коррупция. Молдова находится на 2 месте регионального рейтинга стран с самыми тяжёлыми проблемами, связанными с коррупцией. Приведем сведения из доклада Transparency International «Люди и коррупция», который является частью международного исследования «Глобальный барометр коррупции 2016». Согласно данным этого исследования, 84% молдавских респондентов считают усилия правительства «плохими» и «очень плохими». 79% процентов молдавских респондентов считают, что влияние интересов олигархии на процесс принятия решений продолжает оставаться необычайно высоким. Наиболее коррумпированными государственными учреждениями молдавские граждане считают парламент (76% респондентов), президентуру и правительство (71%) и судебную систему (67%).
Почему же внутриполитический кризис в Молдове скорее похож на вялотекущую шизофрению? Военный конфликт заморожен. Российские миротворцы находятся в Приднестровье и никуда оттуда не собираются уходить. Гражданское общество просто от всего устало и уже потеряло всякую надежду на официальную власть, 65% населения страны является трудовыми мигрантами. В стране большинство населения старики и дети. Молдова, с её внутриполитическим расколом и беднейшей в Европе экономикой, западному миру не нужна. За период 26-летней так называемой «независимости» Приднестровью (ПМР) удалось создать свои институты власти и полулегальную политическую элиту. Пока российские военнослужащие находятся на этой территории, свою безопасность Приднестровье может укрепить еще и союзом с Гагаузией.
Гагаузская автономия
Гагаузия - это автономная территория на юге Молдавии, сформированная из населённых пунктов, где более половины жителей составляют гагаузы, а также из тех, где большинство жителей по итогам референдумов по собственной воле приняло решение войти в автономию.
Это уникальная, небольшая автономная область, в отличие от Молдовы, Приднестровья и Украины, не страдает проблемой самоидентификации. Первый шаг Кишинева в Европу раздавил свободу слова. Сразу после ратификации соглашения с ЕС, власти запретили своим гражданам смотреть новости на Русском языке. Решением властей Молдовы в один день по всей стране отключили информационные каналы, ведущие трансляцию на русском языке. Гагаузы - русскоязычный народ тюркского происхождения - цензуре Кишинева подчиняться отказался. Защищать свою информационную и культурную связь с Россией гагаузы решили, не взирая на угрозу уголовного преследования со стороны властей Молдовы.
Еще в феврале 2014 года в Гагаузии прошел референдум, на котором 96% населения автономной республики проголосовали за вступление Молдавии в таможенный союз и за право на само-
определение. Таким образом, гагаузы дали понять, что дальнейшая евроинтеграция приведет к расколу в стране. Такой активности у жителей автономии Кишинев явно не ожидал. Официальные власти обвинили руководство республики в сепаратизме. На этом аргументы Молдовы закончились, поскольку экономика Молдовы существенно зависит от южных территорий.
Тараклия
Тараклия - единственный из районов Молдавии за пределами Приднестровья и Гагаузии, где абсолютно преобладает немолдавское население. Согласно данных переписи 2004 года -28,5 тысяч населения района (65,7 %) составили этнические болгары.
В Молдавии к 2015 году планировалось проведение реформы по административно-территориальной децентрализации, по итогам которой планировалось переподчинить районы, в которых население составляло менее 50 000 человек. Тараклийский районный совет в апреле 2013 года единогласно принял и направил официальным властям Кишинева обращение о наделении района статусом национальной автономии. Однако реакции на представленный проект документа со стороны столичных властей не последовало.
14 апреля 2014 года глава Тараклии Сергей Филипов заявил, что в случае отказа молдавских властей прислушаться к требованиям болгар о придании Тараклийскому району статуса национально-культурной автономии власти района поставят вопрос о присоединении к соседней Гагаузии. По настоянию болгарской общины Молдавии и районного руководства, тезис о присоединении Тараклийского района к Гагаузии был исключен из итоговой резолюции съезда. Но в случае отказа властей Молдавии прислушаться к требованиям болгар, тараклийские власти выразили намерение созвать новый съезд, на котором вновь будет поставлен вопрос о присоединении к Гагаузской автономии [1].
В ходе опросов установлено, что почти 83% населения района против вступления Республики Молдова в Евросоюз. 40,6% опрошенных считают, что советская политическая систе-
ма является лучшей, а 44,4% считают образцовой политической системой Российской Федерации. Только 0,4% респондентов позитивно воспринимают политическую систему Республики Молдова.
Приднестровская молдавская республика
Становление самостоятельности Приднестровья можно отнести к 1992 году, когда состоялось провозглашение независимости ПМР. Полученная независимость выразилась не только в территориальном отделении от Молдовы, но и в цивилизаци-онном разрыве пространства, которое когда-то было единым в составе Российской Империи и Советского Союза. Ответственность за отделение Приднестровья лежит не только на официальных властях Молдовы из-за их попыток восстановления конституционного порядка силовым методом на территории Приднестровья и однобокой политикой «румынизации». Больше ответственности должно нести Приднестровское руководство за распад общества. Схема была очень проста и, как ни странно, сработала [2].
На фоне всеобщей неразберихи и хаоса после распада Советского Союза, Молдове необходимо было выбрать вектор дальнейшего движения, и он был выбран в пользу Европы, но не совсем демократичным путем, и без учета мнения населения. Вместе с тем, и Приднестровское самопровозглашенное правительство умело манипулируя общественным мнением при помощи грамотных, еще советских, политтехнологов и агитаторов, умело использовало «антирумынские» недовольства русскоязычного населения левобережья Днестра, тем самым обостряя и без того разгорающийся внутриполитический конфликт.
Выработав виктимную1 модель поведения, или просто заняв позицию жертвы, некоторые политические круги в Приднестровье реализуют свои цели и задачи, отличные от интересов собст-
1 Виктимное поведение - это действия, так или иначе провоцирующие причинить какой-либо вред себе. Как правило, такое поведение человек использует для того, чтобы спровоцировать преступника на совершение определенных действий, создать обстановку выгодную для нападения, привлечь внимание.
венных граждан. Это привлечение инвестиций, гуманитарной помощи и т.д., которые в свою очередь до конечного потребителя в виде простого человека не доходят. Имя всему этому - коррупция. В Приднестровье явно выражена социальная стратификация общества, в принципе, как и во всей Молдове. В обеих республиках очень высок процент бедного населения, в т.ч. и проживающего за чертой бедности составляет 63%.
Как было упомянуто ранее, изначально разделение Молдовы и ПМР происходило в результате противостояния процессу «румынизации», который был принят молдавским руководством еще в 1989 году. В противовес этому, в Приднестровье сохранялся вектор советизации, направленный на сохранение Советского Союза и советской модели общества. В итоге, Приднестровье с 90-годов воспроизводит коммунистические символы и образы, которые в свете распада СССР и возрождения национальных идей в бывших советских республиках, приобрели сакральный смысл. К примерам обозначенных тенденций можно отнести следующие факты: идеализация личности Г. Котовского (в виде памятников, названий центральных улиц и площадей); уподобление уличных боев в городе Бендеры в 1992 году Сталинградской битве 1942-1943 г., почитание генерала А.И. Лебедя и восхваление образа русской армии как единственной защиты (правда, теперь не совсем понятно от кого).
Начиная с 2000-х годов, в Приднестровье наблюдается некая трансформация самоидентификации, обусловленной частичным отходом от советского прошлого и созданием совершенно новой модели самоопределения. Новая модель включила в себя одновременно присвоение духовных символов России и соединение многокультурной традиции на территории самопровозглашенной республики. Эти выводы подтверждаются героизацией выдающихся русских военачальников, особенно А.В. Суворова.
Главными постулатами для идейно-политической модели Приднестровья являются: ориентирование на Россию как конечную цель внешней политики, мирное совместное существование основных этнических групп и осуждение румынской идеологической экспансии.
За счет указанной модели, приднестровская идеология пытается легализовать существование в ПМР органов государственной власти и консолидировать их с обществом. Однако в последние годы, в связи с рядом коррупционных скандалов, в которых фигурировало высшее руководство самопровозглашенной республики, доверие населения резко снизилось с 53% до 27%.
Таким образом, в непризнанной республике возникло отчуждение между населением и органами власти. Эту ситуацию объясняет тот факт, что около 34% населения ПМР, которые имеют российские паспорта, не чувствуют какой-то ассоциации с Россией, за исключением возможности трудовой миграции. По данным Интерфакс, в 2017 году на территории Приднестровья проживало 213 000 граждан РФ [3].
Можно, конечно, предположить, что наличие собственного молдавского самосознания в дальнейшем приведет к отказу от модели подражания и к отказу от пророссийского, прорумын-ского или проевропейского вектора во внешней политике, что будет способствовать сохранению единого государства [4, с. 400].
На почве затянувшихся переговоров и неудачных неоднократных попыток достичь компромиссов между ПМР и Молдовой, очевидно, что именно правящие круги двух республик смотрят в совершенно разные стороны и не имеют абсолютно никакой общности между собой, не учитывают мнение населения обоих берегов Днестра. Этот подход «удовлетворения политических амбиций» групп молдавских и приднестровских политиков лишь усиливает раскол, который со 100% вероятностью потенциально мог быть исчерпан на уровне гражданских переговоров через отвержение идей интеграции в составы других государств, через формирование единой идеологии самостоятельного и независимого общества и государства.
Подводя итог, можно сделать предположение, что преодоление внутреннего раскола, провоцирующего внутриполитический кризис, возможно при формировании молдавской идентичности, которая, в действительности, была бы объединяющей и не противоречивой.
Вместе с тем, приднестровская идеология самостоятельности, которая могла послужить примером для руководства Мол-
довы, имеет очень серьезный недостаток: ее становление происходило в рамках территориального разобщения и противопоставления себя Кишиневу. Пока сохраняется такое противопоставление, сохраняются линии разобщения между молдаванами и приднестровцами. При позитивном развитии событий, вполне реальным представляется сценарий, при котором истеблишмент Молдавии на практике будет реализовывать идею об особой молдавской идентичности. Но для такой политики требуется много усилий: во-первых, воля молдавских властей, во-вторых, переориентирование приднестровской политики в сторону сближения с Молдовой, путем отказа от выделения себя из состава единого государства.
Катастрофическая ситуация в молдавском обществе заключается в том, что в нем нет ясно выраженных представлений о «молдаванах» как особой категории или государствообразую-щей национальной группе. Молдавию разрывают политические разногласия, которые, в свою очередь, находят свое место в пространстве. На юге и востоке доминируют прорусские настроения в Приднестровье, а также среди гагаузов и болгар в Тараклии. На западе Молдовы, в большей степени, царят про-румынские настроения вследствие близости к румынской границе. Из всего этого набора самоопределений не сформирована ни одна идентичность, которая объединяла бы всю страну не на основании политических курсов и симпатий других государств, а на основе гражданской принадлежности к единой Молдавии.
Для этого был исторически заложен прекрасный и мощный фундамент, над созданием которого усердно трудились десятки поколений Молдавских господарей и сохраняли государственность и независимость Молдавии на протяжении как минимум 500 лет с 1359-1861 гг.
На основе проведенного анализа можно сделать выводы, что поляризация общества и деструктивные процессы, происходящие на всей территории Молдавии, будут препятствовать какому-либо решению проблемы. Центры - Кишинев и Тирасполь - ослаблены изнутри отсутствием единого видения внешнеполитического развития. Необходима выработка общих целей, которые в условиях «замороженного» конфликта могли бы
быть использованы как инициативы для сближения Молдовы и ПМР. Именно выработка и внедрение молдавской идентичности служит тем ключевым преимуществом, которое позволило бы объединить политические взгляды двух сторон конфликта и нивелировать цивилизационный раскол.
ЛИТЕРАТУРА
1. https: //ava.md/2014/04/09/tarakliya-trebuet-sebe-osobyy-status/
2. Басова Д.В. Многоуровневая идентичность Приднестровья как модель построения государства для современной Молдавии // Сравнительная политика. 2015. № 4 (21). С. 62-66.
3. https://www.interfax.ru/russia/549892
4. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Монография. Тирасполь: Изд-во Приднестровского университета, 2007.
OVERVIEW OF THE POLITICAL CRISIS IN MOLDOVA
Romanov Alexandr Аndreevich, Federal Government Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary service of Russia», Research officer, e-mail: [email protected]
The article considers with the most acute domestic political problems of the Republic of Moldova, which arose at the post-Soviet stage of the development of the Moldovian statehood, the reasons for their appearance and possible solutions. Mol-dova-once a blessed land, the richest Republic in the USSR for several years was destroyed beyond recognition. For 26 years of existence, the situation Moldova has acquired all the qualities of a political crisis.
Key words: internal policy, Transnistria, Moldova, Gagauzia, Taraclia, conflict, self-determination, separatism.