Научная статья / Research article Молдавия в политике Запада: задачи на перспективу
С. С. Жильцов
Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627; e-mail: [email protected]
Аннотация. в последнее десятилетие Молдавия находится в фокусе внимания Запада. Несмотря на небольшую по территорию и незначительный экономический потенциал, молдавское государство играет значительную роль в политике западных стран. ЕС и США привлекает географическое расположение Молдавии. Автором проанализированы этапы внешней политики ЕС в отношении Молдавии, которая привлекала внимания западных государств после распада СССР. Роль страны возросла в контексте продвигаемых Западом проектов по созданию «санитарного кордона», который направлен на ограничение влияние России. С этой целью западные страны способствовали приходу к власти в Молдавии прозападных сил. В работе показана условия, которые способствовали усилению влияния прозападных сил в Молдавии и более активное вовлечение страны в орбиту долгосрочных интересов ЕС и США. Роль Молдавии возросла после февраля 2022 года, когда Россия начала проведение специальной военной операции. Для ЕС и США значение Молдавии, которая в последние годы проводит курс на расширение сотрудничества с Западом, определяется перспективными задачами. Они связаны прежде всего с реализацией на постсоветском пространстве долгосрочных задач, направленных на вытеснение из него России. Кроме того, для давления на Молдавию Запад использует Румынию, которая заняла ключевую роль в определении внешней политики молдавского государства. Большое внимание Запад уделяет фактору неурегулированного конфликта в Приднестровье, который может стать инструментом для нового витка дестабилизации на постсоветском пространстве. Отдельно исследовано влияние геополитической ситуации, которая сложилась в последние годы на постсоветском пространстве и возрастание влияния Запада. Молдавии в западном курсе ЕС и США стали отводить ключевую роль, особенно в контексте проведения антироссийской политики. Таким образом, для западных стран важно сохранять прозападный курс Молдавии, которая в перспективе может стать дополнительным инструментом в антироссийской политике ЕС и США.
Ключевые слова: Молдавия, ЕС, США, Россия, Румыния.
Для цитирования: Жильцов С. С. Молдавия в политике Запада: задачи на перспективу // Постсоветские исследования, 2024; 2(7):134-142.
Moldavia in Western policy: the tasks for the future
Sergey S. Zhiltsov
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627; e-mail: [email protected]
Abstract. In the last decade Moldova has been in the focus of attention of the West. Despite its small territory and insignificant economic potential, it plays an important role for Western countries. The EU and the US consider Moldova's geographical location as advantageous one. The author analyzed the stages of the EU's foreign policy towards Moldova, which attracted the attention of Western states after the collapse of the USSR. The country's role has increased in the context of Western projects to create a "sanitary cordon" aimed at limiting Russia's influence. For this purpose, the Western countries promoted the rise of pro-Western forces to power in Moldova. The work shows the conditions that contributed to the strengthening of the influence of pro-Western forces in Moldova and the more active involvement of the country in the orbit of long-term interests of the EU and the USA. Its role increased after February 2022, when Russia launched a special military operation. For
the EU and the US, the importance of Moldova, which in recent years has been pursuing a course of expanding cooperation with the West, is determined by prospective plans. They are primarily related to the realization of long-term tasks in the post-Soviet space aimed at ousting Russia from it. Besides, the West uses Romania, which has taken a key role in determining the foreign policy of the Moldovan state, to put pressure on Moldova. The West pays great attention to the unresolved conflict in Transnistria, which can become a tool for another destabilization in the post-Soviet space. The influence of the geopolitical situation that has developed in recent years in the post-Soviet space and the increasing influence of the West are separately studied. In the Western course of the EU and the United States, Moldova began to play a key role, especially in the context of anti-Russian policies. Thus, it is important for Western countries to maintain the pro-Western course of Moldova, because it can be used as an additional instrument in the anti-Russian policy of the EU and the United States.
Keywords: Moldova, EU, USA, Russia, Romania.
For citation: Sergey S. Zhiltsov. Moldavia in Western policy: the tasks for the future // Postso-vetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies2024; 2(7):134-142. (In Russ.)
Введение.
После распада СССР Молдавия оказалась в фокусе внимания западных стран. ЕС и отдельные страны Европы рассматривали Молдавии в качестве государства, в отношении которого можно проводить политическую и экономическую экспансию. Эта политика реализовывалась с момента распада СССР, когда европейские структуры последовательно расширяли контакты с Молдавией. Для развития отношений в 1994 г. было подписано и в 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Молдавией. Документ был направлен на закрепление в молдавском внешнеполитическом курсе ориентацию на ЕС. Затем, в 2002 г. ЕС выдвинул «Инициатива для новых соседей». Ее предложил председатель Еврокомиссии Р. Проди. После выдвижения данной инициативы ЕС стал активно развивать двусторонние отношения со странами постсоветского пространства, в том числе, с Молдавией. Политика ЕС была направлен на реализацию интеграционных программ в собственных интересах, которые предполагали увеличение присутствия европейских государств на молдавском рынке, а
1 Гузенкова Т.С., Петровская О.В., Каширин В.Б., Не-менский О.Б., Иванов В.А., Тасиц К.И., Александров
Д.А., Ипполитов И.В., Кукол С.Ю., Дарвай Р.В., Тихонова С.В. Политика Евросоюза в отношении стран постсоветского пространства в контексте евразийской интеграции. URL:
https ://www .perspektiw.inib/book/poütika j evrosojuza v otnoshenii stran postsovetskogo prostranstva v kont ekste jevraziiskoj integracii 2015-07-08.htm?yscüd=lsnfstyldg489599889 (дата обращения: 13.02.2024)
также реализацию политических задач, связанных с вовлечением Кишинева в орбиту геополитического влияния Брюсселя.
В рамках курса на укрепления отношений с Молдавией, ЕС предпринял шаги по расширению политических контактов. В 2003 г. состоялся визит в Молдавию евроко-миссара по расширению Евросоюза Г. Ферхойген. Г. Ферхойген заявил, что Евросоюз рассматривает Молдавию как особого партнера1. Затем, в 2005 г. в рамках Европейской политики соседства был подписан Индивидуальный план действий «ЕС - Республика Молдова». Документ четко определил интересы ЕС и последующую политику молдавской стороны: «дальнейшая интеграция в экономические и социальные структуры Европы»2. «Фактически План действий являлся планом действий для одной стороны - Республики Молдова. Республика Молдова брала на себя очень конкретные обязательства по изменению национального законодательства и систем регулирования эконо-мики»3.
Для реализации положений Плана Брюссель учредил пост специального представителя Евросоюза в Молдавии. Формально в
2 План действия Молдова - Европейский союз: Справочник // ADEPT: Asociatia pentru Democrat Participativa URL: http://www.e-democracy.md/files/ghid-ue-rm-ru.pdf (дата обращения: 13.02.2024)
3 Экономическая повестка Соглашения об ассоциации между странами Европейского союза и Республикой Молдова - первые итоги . Кишинев, сентябрь 2015. URL: https://socialistii.md/wp-content/uploads/Raport-Analitic-RU.pdf (дата обращения: 18.01.2024)
сферу деятельности спецпредставителя входили вопросы, связанные с урегулированием приднестровского конфликта, который находился в «замороженном состоянии». Однако истинные цели ЕС преследовали долгосрочные цели, связанные с вовлечением Молдавии в орбиту западных стран.
Ускорение процесса мягкой интеграции Молдавии в ЕС произошло после 2009 г. Изменение расстановки сил внутри страны, когда на смену лидеру компартии В. Воронину пришел «Альянс за европейскую интеграцию» активизировала политику европейских государств. Уже 12 января 2010 г. Молдавия начала переговоры с ЕС о подписании соглашения об ассоциированном членстве. Обещание скорого получения статуса кандидата в члены ЕС стало основой предвыборной платформы партий, входящих в Альянс перед парламентскими выборами, которые прошли в ноябре 2010 г.
Изменение в расстановке сил внутри страны сказалось на выработке внешней политики. 22 августа 2011 г., постановлением правительства Республики Молдова «Министерство Иностранных Дел было переименовано в Министерство Иностранных Дел и Европейской Интеграции - МИДЕИ. Официальный сайт МИДЕИ перестал использовать русский язык» [Осталеп 2014: 90-109].
Политический кризис в стране, который произошел весной 2013 г., не привел к изменению внешнеполитического курса Молдавии. На смену проевропейскому правительству, возглавляемому В. Филатом, пришла новая проевропейская коалиция, возглавляемая Ю. Лянкэ. Это позволило ЕС продолжить проведение политики, направленной на сближение с Молдавией. В свою очередь, новая проевропейская коалиция приступила к подготовке к парафированию Соглашения об
ассоциации между Молдавией и ЕС на Вильнюсском саммите 2013 г.1 В результате соглашение было подписано Молдавией2 27 июня 2014 г. Это события заложило основы для последующего курса ЕС в отношении Молдавии.
При этом, в отличии от молдавской элиты, которая использовала вопрос о вступлении в ЕС в основном для решения внутриполитических задач, ЕС сразу четко обозначил для Кишинева перспективы евроинтегра-ции. Представители европейских официальных структур четко заявляли, что перспективы приобретения Молдавией формального членства в ЕС или даже статуса кандидата -дело очень далекого будущего. При этом ЕС сразу выдвинул молдавской стороне ряд условий. Среди них: «проведение экономических реформ, создание прозрачной бизнес-среды, обеспечение недискриминации религиозных и сексуальных меньшинств, защита прав национальных меньшинств, ликвидация коррупции, решение проблем с Украиной и Приднестровьем, гарантия неангажированности общественного телевидения и радио, либерализация рынка авиаперевозок»3. Данные требования предполагали предоставление европейским компаниям преференций, прежде всего, за счет молдавской стороны. Выполнить данные требования Молдавия была не в состоянии, что практически отодвигало ее вступление в ЕС на неопределенное будущее.
Политику Запада в отношении Молдавии облегчала внутриполитическая ситуация в стране. Нахождение у власти в Кишиневе политических сил проевропейской ориентации позволяло ЕС при участии США продвигать политические и экономические интересы, укрепляя свои позиции в этой постсоветской стране. Для этого западные страны использовали традиционные механизмы влияния, в
1 Парламент ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС // Publika.md 2014 URL: http://ru.publika.md/link_1370711.html (дата обращения: 18.01.2024)
2 Association Agreement between the European Union
and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part // Official Journal of the European Union. 2014. August 30 URL: http://eeas.europa.eu/mol-dova/pdf/eu-md aa-dcfta en.pdf (дата обращения: 18.01.2024)
3 Гузенкова Т.С., Петровская О.В., Каширин В.Б., Не-менский О.Б., Иванов В.А., Тасиц К.И., Александров Д.А., Ипполитов И.В., Кукол С.Ю., Дарвай Р.В., Тихонова С.В. Политика Евросоюза в отношении стран постсоветского пространства в контексте евразийской интеграции. URL:
https://www.perspektivv.info/book/politika ievrosoiuza v otnoshenii stran postsovetskogo prostranstva v kont ekste ievrazijskoi integracii 2015-07-08.htm?vsclid=lsnfstvldg489599889 (дата обращения: 17.01.2024)
том числе, Соглашения об ассоциации и Договор об углубленной и всеобъемлющей Зоне свободной торговли между ЕС и Молдавией.
Ключевым инструментом влияния на Молдавию выступали торгово-экономические отношения. В частности, на протяжении длительного времени Евросоюз входит в число основных торговых партнеров. С 2008 г. более половины торгово-экономического оборота Молдавии приходилось на страны ЕС. В 2017 г. на долю ЕС пришлось 64% всего экспорта Молдовы и 56% всей торговли1. В 2022 г. ситуация в целом не претерпела кардинальных изменений. Торговля с ЕС составила 58,6% от общего объема экспорта2.
Для поддержания выгодных условий торговли ЕС применял стимулирующие меры. С 1998 г. ЕС стал применять формат асимметричной торговли. В тот период Молдавия впервые получила льготы в рамках Генеральной системы преференций (GSP). «В результате предоставления республике льготного торгового режима GSP-плюс 7200 наименований молдавской продукции получит с нового года (с 2006 г. - прим. автора) свободный доступ на рынок ЕС без оплаты таможенных пошлин»3. Помимо этого, еще в 2000 году Молдавия получила дополнительные льготы в торговле с ЕС для стран, которые соблюдают требования Международной организации труда. Однако ситуация для Молдавии выглядела не так оптимистично, поскольку большинство товаров, составляющих основу экспортного потенциала Молдавии, не подпадало под льготный режим. Речь шла об основных товарах молдавского экспорта: продукция сельского хозяйства, текстиль, металлы. Наконец, в 2008 г. ЕС предоставил Молдавии автономные торговые преференции (АТП), в рамках которых страна
1 Отношения ЕС-Молдова в фактах и цифрах URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/eap factsh eet moldova ru web.pdf (дата обращения: 15.01.2024)
2 Каковы итоги международной торговли Молдовы в 2022 году. 2023. 17 февраля. URL: https://nbi.md/ru/iekbnbmika/kakbvy-itbgi-mezMunarodnbi-torgbvИ-mbldbvy-v-2022-gbdu (дата обращения: 15.01.2024)
3 С 1 января Молдавия будет пользоваться Генераль-
ной системой преференций ЕС. 2005. 27 декабря.
URL:
получила квоты на беспошлинные поставки в Евросоюз ряда товаров - 600 тыс. дал вина, 15 тыс. т сахара, 20 тыс. т ячменя, которые были освоены досрочно. Исходя из этого в 2009 г. квоты были увеличены на 25%. В результате объем внешней торговли между Молдавией и странами ЕС после получения АТП в 2008 г. увеличился на 23,9%, составив 2,9 млрд дол., или 45% общего объема. Экспорт в ЕС превысил 820,1 млн дол. - 51,4% всего объема молдавского экспорта4.
Основным препятствием расширения ассортимента поставляемой продукции на рынки ЕС оставалась слабая экспортная база Молдавии, ограниченная узкой группой товаров. В основном продукция экспорта представлена продовольствием, вином, овощами и текстильной продукцией, в которых, по сути, ЕС не нуждался. Кроме того, молдавскому бизнесу «пришлось работать со сложными законодательными нормами ЕС в области пищевых продуктов, которые требовали не только больших инвестиций для переустройства предприятий, но и длительного времени для полной имплементации всех условий необходимых для выхода на европейский рынок» [Бодиштяну 2021: 177-192].
Финансовый механизм влияния
Одним из инструментов укрепления позиций ЕС в Молдавии стали предоставление финансовых средств. Евросоюз выступает крупнейшим финансовым донором Молдавии. За период с 1991 по 2009 г. республика получила от Евросоюза помощь в виде грантов на общую сумму свыше 270 млн евро. Затем, после смены власти в Молдавии, помощь со стороны европейских стран стала возрастать. В период 2010-2014 гг. Евросоюз планировал предоставление Молдавии грантов на общую сумму 550 млн евро5. Значительная часть этих средств выделяется в рамках Европейской политики соседства, все
https://regnum.ru/news/566321?vsclid=lsnkzctqrv818911 764 (дата обращения: 15.01.2024)
4 550 млн евро получит Молдова от ЕС до 2014 года. URL: http://vesti.md/?id=8930&mod=news (дата обращения: 15.01.2024)
5 Информационный пакет EuroEast // EU Neighbourhood Info Centre URL: http://www.enpi-info.eu/files/publica-tions/15%2004%20Moldova NIP 2010 R.pdf (дата обращения: 23.01.2024)
финансовые операции которой с 1 января 2007 г. осуществляются в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства. Помощь Молдавии по линии ЕИСП на период 2011-2013 гг. была зарезервирована в объеме 273,14 млн евро1.
В мае 2011 г. Верховный представитель Евросоюза по внешним связям и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии К. Эштон и комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш. Фюле объявили, что «Европейская комиссия выделяет 1,2 млрд евро дополнительно к тому, что уже было выделено на 2011-2013 гг. для всех стран Европейского соседства»2.
В последующие годы ЕС наращивал объемы финансовой поддержки Молдавии. При этом ЕС стал увязывать выделение финансовых средств с проведением реформ в Молдавии. Таким образом Брюссель стремился оказать давление на молдавские власти, подталкивая их следовать в русле европейской политики. В 2011 г. ЕС заявил, что до 2013 года выделит Молдавии помощь в размере 550
3
млн евро .
В рамках политики расширения политического и экономического влияния в Молдавии, ЕС продолжал использовать финансовые рычаги давления. В ноябре 2014 г. Ю. Лянкэ, в тот период премьер-министр и комиссар ЕС по вопросам Европейской политики соседства и переговорам по расширению Й. Хан, подписали Меморандум о взаимопонимании по программе помощи. Как было заявлено, «в соответствии с этим документом финансовая помощь в размере 410 млн евро будет направлена на реформу публичной администрации, сельскохозяйственное и сельское развитие, реформу полиции и управление границами. Еще 30 млн евро будут предоставлены в рамках Соглашения о
1 Новая масштабная европейская политика соседства // EU Neighbourhood Info Centre: URL: http://www.enpi-info.eu/maineast.php?id=25322&id type=1&lang id=47
1 (дата обращения: 23.01.2024)
2 ЕС предоставит Молдове более 400 миллионов евро // Noi.md URL: http://www.noi.md/ru/news id/50591 (дата обращения: 11.02.2024)
3 ЕС: Молдавия - лидер "Восточного партнерства", по-
этому может рассчитывать на большее финансирова-
ние. 2011. 6 июля. URL: https ://re gnum. ru/news/1422704?ysclid=lsrq2eky9f2486 4658 (дата обращения: 13.02.2024)
финансировании Программы помощи по созданию Зоны свободной торговли»4. Одновременно было подчеркнуто, что «предоставление данной финансовой помощи ЕС будет напрямую зависеть от темпов реализации реформ в Молдавии, т.е. соответствующее обязательство Брюсселя носит весьма условный характер и должно рассматриваться в первую очередь как политтехнологический ход для электоральной поддержки проевропейских сил в республике»5.
В целом, в Молдавии активно действовали неправительственные организации, деятельность которых была направлена на работу с молодежью. Так, в «2014-2020 гг. в Молдавии отмечается концентрация финансирования американских фондов и НПО на проектах по сопровождению выборов (информационное освещение, обучение наблюдателей, мониторинг, работа с политическими партиями и мобилизация избирателей, в том числе диаспоры за рубежом) в годы их проведения» [Силаков 2022: 146-160].
В последующие годы Молдавия регулярно получала поддержку со стороны ЕС. Брюссель активно использовал финансовые механизмы, которые были направлены на закрепление молдавской стороны в орбите интересов Запада, в частности, в сфере интересов европейских государств. В декабре 2021 г. МВФ одобрил новую программу сотрудничества с Молдавией.
Таким образом, используя разноплановые механизмы, Запад способствовал переориентации внешнеполитического курса Молдавии, прежде всего, ослаблению отношений с Россией. «После победы на парламентских выборах в 2021 г. прозападных политических сил стало очевидным, что Молдавия выходит из традиционной сферы влияния РФ» [Астахова 2022: 136-145].
4 "Газопровод Яссы - Унгены сам по себе не имеет никакой стратегической ценности и строился для политического пиара" // Молдавские ведомости URL: http://www.vedomosti.md/news/viktor-parhkov-gazoprovod-vassv-ungenv-sam-po-sebe-ne-imeet (дата обращения: 23.01.2024)
5 ЕС пообещал лидеру «Восточного партнерства» Молдавии 410 млн евро помощи в ближайшие 3 года. 2014. 7 ноября. URL: https://regnum.ru/news/1863963?vsclid=lsobmae5o2768 50502 (дата обращения: 23.01.2024)
Политика Запада после февраля 2022
г.
После начала специальной военной операции Запада усилил внимание к Молдавии. «С апреля 2022 г. Молдавия стала получать по разным каналам существенную экономическую и военную помощь. Первая международная конференция, на которой было объявлено о запуске «Платформы поддержки Молдовы» (Moldova Support Platform), состоялась в Берлине 5 апреля. Ее инициаторами стали Германия, Франция и Румыния при поддержке ЕС, США, Канады, Японии. Второе заседание платформы состоялось 15 июля в Бухаресте, третье - в Париже в ноябре 2022 г. В рамках конференции было объявлено о предоставлении Республике Молдова в общей сложности более 600 млн евро на обеспечение финансовой стабильности, компенсацию дополнительных расходов в связи с ростом цен на энергоносители и т. д.» [Соловьев 2022: 50-59].
Помимо политической поддержки, ЕС сохранил преемственность выделения финансовых средств, которые Молдавия активно принимала. В мае 2022 г. общий объем помощи МВФ был увеличен на 260 млн долларов - до 795 млн. Затем, в середине 2022 г. парламент Молдавии одобрил выделение ЕС макрофинансовой помощи. Речь шла о предоставлении Молдавии 150 млн. евро, 120 млн. из которых был льготный кредит1. Практически через год ЕС принял решение удвоить макроэкономическую помощь Молдавии. Всего Молдавии предполагалось предоставить 295 млн. евро, из которых 220 млн. евро в виде кредита. Макрофинансовая помощь ЕС «направлена на поддержку экономической стабилизации и программы структурных реформ в Молдавии, дополняя
1 Парламент Молдавии одобрил финансовую помощь со стороны ЕС в объеме €150 млн. 2022. 14 июля. URL:
https://tass.ru/ekbnbmika/15213023?ysclid=lsbblxtesw65 4066890 (дата обращения: 23.01.2024)
2 ЕС решил выделить Молдавии почти €300 млн, удвоив первоначальную помощь. 2023. 30 мая. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panотama/17877887?yscüd=lsbag9wbe670011226 (дата обращения: 23.01.2024)
3 Властям снова есть что красть: ЕС удвоил макрофи-
нансовую помощь Молдавии. 2023. 30 мая. URL:
ресурсы, предоставляемые в рамках финансового соглашения МВФ»2. Помощь ЕС должна дополнить ресурсы, которые предоставляет МВФ3. Средства, выделяемые ЕС, дополнили финансирование МВФ. В январе 2023 г. МВФ выделил очередной транш финансовой помощи в размере 27 млн долларов. Средства должны пойти на поддержку бюджета. В итоге страна получила доступ к 275
4
млн долларов
В целом, с октября 2021 г. Молдавия получила поддержку от западных партнеров в размере 1,2 млрд евро, в том числе, от ЕС5.
После февраля 2022 г. ЕС выдвинул идею формирования единой платформы по закупкам газа с последующим его распределением. При этом действие газовой платформы должны было распространяться не только на членов ЕС, но и на страны-кандидаты, к которым относилась и Молдавия. Однако это поставило вопрос о предоставлении Молдавии новых кредитов, поскольку закупаться газ должен был по высоким ценам [Лавренов 2022: 105-120].
Визовый режим.
Ключевым направлением политики ЕС в отношении Молдавии выступает упрощение визового режима для молдавских граждан. С 2008 г. был введен в действие упрощенный режим, позволяющий многим категориям граждан страны получить многоразовую визу, не платить за нее консульский сбор или платить меньше. В июне 2010 г. ЕС и Молдавия начали «визовый диалог». В январе 2011 г. комиссар по внутренним делам ЕС С. Мальмстрем представила в Кишиневе план либерализации визового режима, а уже в феврале правительство Молдавии утвердило Национальную программу внедрения Плана действия по либерализации визового режима. Ряд молдавских политиков (В. Филат,
https://eadaüy.cbm/ru/news/2023/05/30/vlastyam-snbva-est-chtb-krast-es-udvbil-makrbfinansbvuyu-pbmbshch-moldavii (дата обращения: 20.01.2024)
4 МВФ одобрил выделение Молдавии следующего транша на $27 млн. 2023. 10 января. URL: https://tass.ru/ekbnbmika/16765215?yscüd=lssgnbw6ss6 52322445 (дата обращения: 13.01.2024)
5 В какую сумму оценивается финансовая поддержка Молдовы со стороны Евросоюза. 2023. 6 июля. URL: https://noi. md/ru/iekonomika/v-kakuyu-summu-bcenivaetsya-finansbvaya-pbdderzhka-mbldbvy-sb-storbny-evrbsbyuza (дата обращения: 23.01.2024)
Ю. Лянкэ) заявляли, что рассчитывают на быстрое введение безвизового режима между ЕС и Молдавией - до конца 2012 г. Однако процесс затянулся и лишь в апреле 2014 г. для граждан Молдавии, имеющих биометрические загранпаспорта, был введен безвизовый режим въезда в страны Евросоюза на срок до трех месяцев. Подобное решение активно пропагандировалось в ЕС и внутри Молдавии - как образец успехов политики евроинтеграции. При этом, на практике граждане ЕС не получили возможность осуществлять трудовую миграцию и решение имело в большей степени политическое значение.
Энергетический фактор
Большое значение ЕС придавал энергетической составляющей политики в отношении Молдавии. В 2010 г. Молдавия стала членом Энергетического сообщества, в 2011 г. была председателем этой организации. В значительной степени энергетическое сотрудничество с ЕС формировалось под влиянием молдавской стороны, которая стремилась демонстрировать приверженность проевропей-скому курсу. Стремясь подтвердить свою приверженность курсу на евроинтеграцию, Кишинев внедрил ряд директив ЕС в области энергетики. Это касалось газа, электроэнергии и энергоэффективности. Стороны обсуждали возможность присоединения Молдавии к положениям «третьего энергетического пакета», который определял правила работы на энергетическом рынке Европейского союза.
Важной составляющей европейской политики в отношении Молдавии стала реализация проекта газопровода Унгены - Яссы (общая протяженность - около 40 км, из них 31 км по территории Румынии, 9 км - по территории Республики Молдова). Тем самым, Молдавия присоединялась к европейскому энергетическому рынку через территорию Румынии. На строительство газопровода было потрачено 26 млн евро, из них 19 млн дала Румыния, остальное покрыто за счет фондов ЕС.
Строительство газопровода Яссы - Ун-гены началось 27 августа 2013 г. и завершено ровно через год, 27 августа 2014 г. Это позволило в Молдавии и ЕС заявлять о получении Молдавии энергетической независимости. Реальные поставки газа в Молдавию
начались позже, в марте 2015 г. Тем более, что для соединения газотранспортных сетей Молдавии и Румынии необходимо было построить компрессорные станции и дополнительную линию газопровода Унгены - Кишинев. Эта часть была введена в эксплуатацию в октябре 2021 г. Таким образом, сотрудничество ЕС и Молдавии в энергетической сфере к 2022 г. позволило Кишиневу присоединиться к европейской газотранспортной системе.
Приграничное сотрудничество и миграция
Большую роль ЕС отводит деятельности Миссии Евросоюза по приграничному содействию Украине и Молдавии (ЕЦВАМ). Работа миссии официально началась 30 ноября 2005 г. В ее состав вошли 69 экспертов ЕС, действующих в области таможенного контроля и пограничной полиции, порядка 50 молдавских и украинских специалистов. Штаб-квартира ЕЦВАМ расположена в Одессе. Миссия имела шесть полевых офисов на территории Молдавии и Украины - в пунктах Отачь, Кишинев, Басарабяска, Ку-чурган, Котовский и в морском порту Одессы.
Официальной задачей миссии является борьба с трансграничной преступностью и контрабандой на украинско-молдавской границе. Однако это декларируемая задача. На практике деятельность миссии стала инструментом блокирования Приднестровья, которая была организована Кишиневом и позже, в феврале 2006 г. поддержана украинской стороной.
Миссия не достигла заметных результатов в главной заявленной сфере своей деятельности - противодействии трансграничной преступности на границе Украины и Молдавии. Не были доказаны факты незаконной торговли оружием в Приднестровье, исчезновение вооружения и боеприпасов со складов бывшей российской 14-й армии в селе Колбасна. В тоже время, в условиях блокады Приднестровья со стороны Молдавии и Украины резко повысилась роль ЕЦВАМ как инструмента политики ЕС.
ЕС проводит активную политику в сфере образования. Этому способствует переход (с 19 мая 2005 г.) системы высшего образова-
ния Молдавии на Болонский процесс. В результате студенты молдавских вузов имеют возможность проходить за рубежом обучение на основе европейских грантов или межуниверситетских контрактов и программ, к примеру, таких, как программа Erasmus Mundus.
Реализации политики в области образования способствуют центры евроинформиро-вания, которые были созданы на территории Молдавии. Они действуют в Бельцах, Ка-гуле, Комрате и Кишиневе, где были открыты сразу три центра - в Государственном университете медицины и фармацевтики, Экономической академии и Государственном университете Молдовы. Фактически центры евроинформирования служат целям привлечения в ЕС интеллектуальной элиты Молдавии и воспитания проводников европейского влияния.
Заключение
Политика ЕС и в целом Запада в отношении Молдавии охватывает широкий спектр направлений. Политическую сферу дополняет политика ЕС в энергетике, экономической сфере, в области образования и миграции. Активности ЕС способствует готовность молдавской элиты содействовать вовлечению страны в сферу интересов западных стран. При том, что Молдавии не давали никаких обещаний относительно перспектив членства в ЕС.
После обострения ситуации в регионе в связи с началом Россией специальной военной операции (февраль 2022 г.) в марте Молдавия подала заявку на членство в ЕС. В июне того же года получила статус кандидата на вступление в ЕС. В феврале 2024 г.
«ЕС и Молдавия начали процесс скрининга-оценки местного законодательства на соответствие европейскому. Этот этап, с одной стороны, предшествует началу переговоров о членстве страны в Евросоюзе, а с другой - является их необходимой и неотъемлемой частью»1.
Несмотря на начатые процедуры, ЕС придерживается курса, который направлен в первую очередь на закрепление внешнеполитического курса Молдавии на евроинтегра-ции. Под прикрытием этого курса ЕС рассчитывает использовать политические и экономические механизмы для продвижения своих интересов. При этом, ЕС стремится не обременять себя конкретными обязательствами, которые приблизили Молдавию к членству в ЕС.
Молдавия остается одной из беднейших стран Европы. Соответственно, Молдавия представляет для ЕС интерес в контексте геополитической ситуации и конфликта на Украине. Кроме того, повышенный интерес по-прежнему вызывает Приднестровье, которое находится в фокусе внимания европейской политики.
Перспективной задачей Запада и в частности, ЕС, остается расширение своего присутствия в политическом и экономическом поле Молдавии. Президентские выборы 2024 г. рассматриваются в качестве важного шага, который позволит сохранить внешнеполитические приоритеты Молдавии. Для Запада важна преемственность курса на евроинте-грацию, что позволит использовать Кишинев в качестве инструмента влияния на ситуацию в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астахова С. Молдавия в условиях энергетического кризиса. Россия и новые государства Евразии. 2022. №1. С. 136-145. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-1-136-145 Бодиштяну Н.В. Внешние и внутренние факторы формирования евразийского направления внешней политики Республики Молдова. Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 177-192. DOI: 10.31249/аре/2021.01.08 Лавренов С. Я. Энергетическая политика Молдавии: балансирование над пропастью. Геоэкономика энергетики. 2022. №3(19). С. 105-120. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_105 Осталеп В. Внешняя политика Молдавии: 1991-2014 годы. Проблемы постсоветского пространства. 2014. №2. С. 90-109.
1 Соловьев В. Молдавия поймала попутный вектор. https://www.kbmmersant.ru/dbc/6495881?yscПd=lssk4v 2024. 8 февраля. URL: 1hzr446400785 (дата обращения: 23.01.2024)
Силаков Н.Ю. Деятельность фондов и НПО США в Белоруссии, Молдавии и на Украине. 2022.
№1. С. 146-160. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-1-146-160 Соловьев Э. Молдавия: окончательный поворот на Запад? Россия и новые государства Евразии. 2022. №4. С. 50-59. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-4-50-59
REFERENCES
Astahova S. Moldaviya v usloviyah energeticheskogo krizisa. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii.
2022. №1. S. 136-145. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-1-136-145 Bodishtyanu N.V. Vneshnie i vnutrennie faktory formirovaniya evrazijskogo napravleniya vneshnej politiki Respubliki Moldova. Aktual'nye problemy Evropy. 2021. № 1 (109). S. 177-192. DOI: 10.31249/ape/2021.01.08
Lavrenov S. YA. Energeticheskaya politika Moldavii: balansirovanie nad propast'yu. Geoekonomika
energetiki. 2022. №3(19). S. 105-120. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_105 Ostalep V. Vneshnyaya politika Moldavii: 1991-2014 gody. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2014. №2. S. 90-109.
SilakovN.YU. Deyatel'nost' fondov i NPO SSHA v Belorussii, Moldavii i na Ukraine. 2022. №1. S.
146-160. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-1-146-160 Solov'evE. Moldaviya: okonchatel'nyj povorot na Zapad? Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2022. №4. S. 50-59. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-4-50-59
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Жильцов Сергей Сергеевич, доктор по- Sergey S. Zhiltsov, Doctor of Political Sci-
литических наук, заведующий кафедрой по- ences. Head of the Department of Political Sci-
литологии и политической философии Ди- ence and Political Philosophy of the Diplomatic
пломатической академии МИД РФ, профес- Academy of the Ministry of Foreign Affairs of
сор. Москва, Россия. E-mail: the Russian Federation, professor. Moscow,
[email protected] Russia. E-mail: [email protected]