Научная статья на тему 'Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США'

Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Ключевые слова
Россия / Китай / США / выборы президента / внешняя политика / национальная безопасность / Russia / China / USA / president elections / foreign policy / national security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Александр Владимирович, Семенов Илья Александрович

3 ноября 2020 года состоятся очередные президентские выборы в США. Это важное событие не только для Америки, но и для всего мира. В этом году президентские выборы В США пройдут в обстановке углубляющегося всестороннего кризиса в стране на фоне пандемии коронавируса. Эпидемия COVID-19 обнулила все успехи и достижения в экономике, которыми гордился президент Д. Трамп. Внешняя политика не является основной темой предвыборной президентской гонки, но она служит необходимым ресурсом, который используется как важный аргумент в борьбе со своими оппонентами и привлечении избирателей . Основные вызовы, которые угрожают Америке, согласно риторике Белого Дома — это Китай и Россия. Новый курс США в отношении своих двух крупных конкурентов, с помощью односторонних мер — собственных и коллективных — вместе с союзниками, партнерами и заинтересованными лицами путем политических, дипломатических, экономических, финансовых, торговых, инновационно-технологических мер затормозить развитие Китая и России, тем самым добиться преимущества в конкурентной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese cooperation in front of preparations for the presidential elections in the United States

On November 3, 2020, the next US presidential election will be held. This is an important event not only for America, but for the whole world. This year, the US presidential election will be held in the midst of a deepening comprehensive crisis in the US due to the coronavirus pandemic. The COVID-19 epidemic nullified all the successes and achievements in the economy that President D. Trump was proud of. Foreign policy is not the main topic of the presidential race, but it serves as a necessary resource, which is used as an important argument in the fight against the political opponents and in attracting votes. The main challenges that provide threat to America, according to the rhetoric of the White House, are China and Russia. The new policy of the United States in relations with its two major competitors is, through unilateral measures — own and collective — together with allies, partners and stakeholders through political, diplomatic, economic, financial, trade, innovative and technological measures to slow down the development of China and Russia, thereby achieve competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США

Russian-Chinese cooperation in front of preparations for the presidential elections in the United States

Семенов Александр Владимировичlt Семенов Илья Александрович2

гкандидат исторических наук, профессор кафедры восточных языков Дипломатической Академии

МИД России, г. Москва, Российская Федерация [email protected]

2соискатель Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

ilya@tento. com. tw DOI: 10.24412/2686-9675-1-2021-85-99

ABSTRACT

АННОТАЦИЯ

3 ноября 2020 года состоятся очередные президентские выборы в США. Это важное событие не только для Америки, но и для всего мира. В этом году президентские выборы В США прои-дут в обстановке углубляющегося всестороннего кризиса в стране на фоне пандемии коронави-руса. Эпидемия COVID-19 обнулила все успехи и достижения в экономике, которыми гордился президент Д. Трамп. Внешняя политика не является основнои темои предвыборнои президент-скои гонки, но она служит необходимым ресурсом, которыи используется как важныи аргумент в борьбе со своими оппонентами и привлечении избирателей Основные вызовы, которые угрожают Америке, согласно риторике Белого Дома — это Китаи и Россия. Новыи курс США в отношении своих двух крупных конкурентов, с помощью односторонних мер — собственных

On November 3, 2020, the next US presidential election will be held. This is an important event not only for America, but for the whole world. This year, the US presidential election will be held in the midst of a deepening comprehensive crisis in the US due to the coronavirus pandemic. The COVID-19 epidemic nullified all the successes and achievements in the economy that President D. Trump was proud of. Foreign policy is not the main topic of the presidential race, but it serves as a necessary resource, which is used as an important argument in the fight against the political opponents and in attracting votes. The main challenges that provide threat to America, according to the rhetoric of the White House, are China and Russia. The new policy of the United States in relations with its two major competitors is, through unilateral measures — own and collective — together with

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

и коллективных — вместе с союзниками, партнерами и заинтересованными лицами путем политических, дипломатических, экономических, финансовых, торговых, инновационно-технологических мер затормозить развитие Китая и России, тем самым добиться преимущества в конкурентнои борьбе.

Ключевые слова: Россия, Китаи, США, выборы президента, внешняя политика, национальная безопасность.

Для цитирования: Семенов А.В, Семенов И.А. Российско-китайское взаимодействие на фоне подготовки к президентским выборам в США. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(1). 85-99

allies, partners and stakeholders through political, diplomatic, economic, financial, trade, innovative and technological measures to slow down the development of China and Russia, thereby achieve competitive advantage.

Keywords: Russia, China, USA, president elections, foreign policy, national security.

For citation: Semenov A.V., Semenov I.A. Russian-Chinese cooperation in front of preparations for the presidential elections in the United States. Modern oriental studies. 2021; 3(1). 85-99

3 ноября 2020 года состоятся очередные президентские выборы в США. Это важное событие не только для Америки, но и для всего мира. Выборы в США являлись и являются образцом политическои системы и квинтэссенци-еи демократического образа жизни. Хотя результаты выборов не затрагивали основ политического и экономического строя, тем не менее с их помощью удавалось демократическим путем отстранять от власти тех лидеров, которые или не отвечали вызовам времени или проводили политику, не соответствующую требованиям господствующих элит.

В этом году президентские выборы в США проидут в обстановке углубляющегося всестороннего кризиса в стране на фоне пандемии коронавируса.

Эпидемия COVID-19 обнулила все успехи и достижения в экономике, которыми гордился президент Д. Трамп и на которых он собирался

строить свою предвыборную кампанию. По данным специалистов из Oxford Economics, состояние американской экономики будет самым худшим со времен Великои депрессии. В первом квартале этого года ВВП в США сократился на 4,8%, но ожидается, что падение будет продолжаться. За пособием по безработице в марте обратилось 36 млн. американцев. Покупки одежды и обуви сократились на 40%. Доходы в сфере обслуживания: кафе, ресторанах, гостиницах, — уменьшились на 70%. Упали расходы на медицину из-за того, что все врачи были мобилизованы на борьбу с коронавирусом [5].

Появление коронавируса в США обрушило все фондовые индексы. 23 февраля Dow Jones Industrial Average упал более, чем на 1000 пунктов. На 8% ушел вниз индекс 500 крупнеи-ших компании S&P 500. ФРС резко понизила ставку на 0,5%, что наблюдалось только во время финансового кризиса 2008 года [3].

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

Не выдержала проверку и система здравоохранения США. На 23 мая 2020 года Соединенные Штаты удерживали пальму первенства и по подтвержденным заболеваниям 1547973 случая и летальным исходам 92 923 случая [6]. Является ли причинои такои национальнои катастрофы либеральная концепция развития медицины, достаточно эффективная в обычнои жизни и не способная реагировать на чрезвы-чаиные вызовы, или субъективные ошибки администрации Белого дома, которые стремились не нанести ущерба экономике и упустили время для закрытия страны, — в любом случае ко-ронавирус нанес серьезныи по удар имиджу президента Трампа и осложнил ему будущую борьбу за продление срока.

Внутриполитическая борьба между республиканцами и демократами, которая ни дня не прекращалась с начала прихода Трампа в Бе-лыи дом, обрела в связи с пандемиеи новыи импульс. Демократы делают акцент в предвыбор-нои кампании своего кандидата Джо Баидена на неспособности администрации Трампа предотвратить и справиться с эпидемиеи. Республиканцы в свою очередь призывают не менять Президента во время национальнои угрозы со стороны COVID-19. Формы предвыборнои борьбы тоже претерпят изменение. Если традиционно республиканцам были характерны шумные митинги сторонников и индивидуальная работа с избирателем, то социальное дистанцирование и самоизоляция из-за пандемии перенесут предвыборную борьбу в виртуальное пространство — в состязание между СМИ, где

у демократов позиции всегда были очень сильными. Требование демократов из-за коронави-руса разрешить голосование по почте, а также корректировку традиционных штатов голосования и увеличения количества участников в выборах, не сулит республиканцам ничего хорошего [4].

Внешняя политика не является основнои темои предвыборнои президентскои гонки, но она служит необходимым ресурсом, которыи используется как важныи аргумент в борьбе со своими оппонентами и привлечении избирате-леи. В связи с тем, что эпидемия коронавируса резко ухудшила все экономические показатели Америки, на которых Президент Трамп собирался строить свою предвыборную программу, потребовалось привлечь внешнеполитическии ресурс и продемонстрировать успехи на между-народнои арене.

Основные принцип внешнеи политики, которые определил Президент Трамп, были изложены в «Стратегии национальнои безопасности США» в декабре 2017 года. Победив на выборах с лозунгом «Сделать Америку снова вели-кои1», Трамп обнаружил просчеты во внешнеполитических подходах предшественников. По его мнению, Америка относилась ко всем государствам с точки зрения воины или мира. А мир находится в режиме постояннои конкуренции [7, 28]. Основные вызовы, которые угрожают Америке — это Китаи и Россия. В Стратегии говорится, что «Китаи и Россия хотят сформировать мир, противоположныи ценностям и интересам США. Китаи стремится

1 Make America great again

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

вытеснить Соединенные Штаты в Индо-Тихоокеанском регионе, расширить границы своеи управляемои государством экономиче-скои модели и изменить регион в свою пользу. Россия стремится восстановить свои статус ве-ликои державы и установить сферы влияния вблизи своих границ» [7, 25].

По мнению авторов «Стратегии», политика США в отношении Китая строилась на том, чтобы путем его интеграции в послевоенныи международныи порядок либерализовать Поднебесную. Тем не менее Китаю удалось расширить свое влияние за счет других, создать мощные и хорошо финансируемые вооруженные силы, которые уступают только американским. Его ядерныи арсенал растет и диверсифицируется. Причину авторы базового документа по безопасности видят в том, что экономическии рост и модернизация вооруженных сил были осуществлены за счет доступа к американскои инновационнои экономике, в том числе первоклассным американским университетам [7, 25].

Если исходить из положении этого стратегически важного документа, президент Трамп, придя к власти, сразу стал рассматривать Китаи как основного конкурента, которыи пользуется всеми преимуществами Америки и которого надо осадить. Поэтому не являются неожиданными меры, которые принимаются американскими властями постепенно, но последовательно на закрытие китаиских компании, занимающихся бизнесом в США, на вытеснение работающих в американских университетах преподава-телеи и научных сотрудников, запрет на выдачу учебных виз для студентов технических вузов.

Россия, по мнению создателеи «Стратегии национальнои безопасности США», стремится ослабить влияние Америки в мире и отделить США от их союзников и партнеров. Россия, видя угрозу в НАТО и ЕС, инвестирует в модернизацию вооружении, в том числе и ядерного оружия, которое остается наиболее значительнои существующеи угрозои США. Дестабилизирующим фактором являются и кибер-возможности России. Авторы «Стратегии» считают, что «с помощью модернизированнои подрывнои тактики Россия вмешивается во внутриполитические дела всех стран мира. Сочетание россии-ских амбиции и растущего военного потенциала создает нестабильную границу в Евразии, где возрастает риск конфликта» [7, 25-26] Таким образом, в основном внешнеполитическом документе США был совершенно бездоказательно закреплен образ России как военного конкурента Америки, несмотря на то, что все деиствия РФ на международнои арене были вынужденными и являлись ответом на реальную угрозу со стороны США и стран Запада. И наоборот все мирные инициативы России, как создания «Большои Евразии» были приняты с недоверием и отвергались. Свои же планы с расширением НАТО на восток выполнялись четко и последовательно.

Таким образом, в «Стратегии националь-нои безопасности США» Китаи и Россия были объединены в одну группу государств-конкурентов, причем конкуренция с Китаем осуществляется и будет осуществляться в экономике, высоких технологиях и военнои области, а с Россиеи — в военнои сфере.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

На основе «Стратегии национальной безопасности» под руководством помощника государственного секретаря Соединенных Штатов Кристофера А. Форда2 в т.н. «Бюро Т3» была разработана «Конкурентоспособная стратегия в отношении Китая и России». В документе КНР и Россию называют «почти равными конкурентами», которые представляют своими деистви-ями критическии вызов национальнои безопасности США и которые пытаются сформировать мир, прямо противоположньш интересам и ценностям США. Авторы исходят из следующих 4 ключевых принципов «Стратегии по национальнои безопасности», предлагая свои вклад в «конкурентоспособную стратегию»:

Кристофер А. Форд — помощник государственного секретаря по международнои безопасности и нераспространению, и в настоящее время выполняет обязанности заместителя секретаря по контролю за вооружениями и международнои безопасности. Он раньше работал специальным помощником Президента и Старшим директором по ОМУ и нераспространению ядерного оружия.

«Бюро Т» состоит из Бюро по междуна-роднои безопасности и нераспространению. Бюро политических и военных дел, Бюро по контролю за вооружениями, проверкам и соответствию, а также для функциональных целеи -Офис координатора по вопросам киберпро-

странства, которыи должен стать ключевым элементом нового Бюро по безопасности в ки-берпространстве и новым технологиям.

Во-первых, в связи с тем, что Китаи и Россия как конкуренты создают США проблемы и бросают стратегические вызовы существующему основанному на правилах и нормах международному порядку, им надо дать жесткии и креативныи ответ.

Во-вторых, поскольку вызовы Китая и России направлены «на правительство в целом» и даже «на систему в целом», ответ должен быть, по возможности, широким, включать публичную дипломатию, обмен сетевыми сообщениями, продвижение ценностеи и подходов для решения политических и экономических аспектов этих вызовов.

В-третьих, в связи с тем. что Китаи и Россия якобы стремятся разрушить существую-щии либеральныи международныи порядок, необходимо воспрепятствовать их усилиям по краже или передаче передовых технологии, которые укрепляют их военную мощь.

В-четвертых, необходимо создавать и возглавлять коалиции союзников и партнеров, поощрять разделение бремени расходов, в то же время расширять доступ союзников США и партнеров к американским возможностям для борьбы с глобальными амбициями КНР и России [6, 2-3].

2 Кристофер А. Форд - помощник государственного секретаря по международной безопасности и нераспространению, и в настоящее время выполняет обязанности заместителя секретаря по контролю за вооружениями и международнои безопасности. Он раньше работал специальным помощником Президента и Старшим директором по ОМУ и нераспространению ядерного оружия.

3 «Бюро Т» состоит из Бюро по международнои безопасности и нераспространению. Бюро политических и военных дел, Бюро по контролю за вооружениями, проверкам и соответствию, а также для функциональных целеи - Офис координатора по вопросам киберпространства, которьш должен стать ключевым элементом нового Бюро по безопасности в киберпространстве и новым технологиям.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Авторы документа подчеркивают, что, несмотря на решимость американцев эффективно конкурировать с Китаем и Россиеи, США должны одновременно оставаться открытыми для дипломатического взаимодеиствия. Таким образом, Соединенные Штаты будут и впредь стремиться к сотрудничеству в рамках общих интересов с Пекином и Москвои, где это возможно, в том числе в области контроля над вооружениями и миротворческих мероприятии, а также международного мира и безопасности [6, 3].

В чем подоплека конкурентного вызова США со стороны Китая и России?

Оказывается, за последние 20 лет Пекин и Москва приложили значительные усилия в создании их геополитически силы, в усилении агрессивности против интересов США и послево-еннои международнои системы. Как Россия, так и Китаи долго скрывали свои намерения, и Америка не всегда могла распознать вызов.

Россия проявила свою «ревизионистскую» сущность, то есть желание пересмотреть сло-жившиися порядок, в 2008 году во время воины с Грузиеи и в 2014-2015 гг. в период событии на Украине. Однако авторы, видимо, забывают, что именно Грузия первои нанесла удар по Южной Осетии и погибшими были россииские миротворцы. А государственныи переворот на Украине был инспирирован извне. России пришлось защищаться от «цветных» революции на своих границах.

Об этом однозначно говорится в россии-ских программных документах по внешнеи политике. В Стратегии национальнои безопасности отмечаются недружественные шаги США в отношении России — это и претензии к гло-

бальнои политике сдерживания нашеи страны в политическои, экономическои, военнои и ин-формационнои сферах [2, 12], и приближение военнои инфраструктуры НАТО к границам России, а также развертывание вопреки международным договоренностям систем ПРО [2, 15], и деиствия по дестабилизации в «геополитическом поясе безопасности» Россиискои Федерации в Евразии в общем и на Украине в частности [2, 17]. В условиях пандемии COVID-19 весьма многозначительно выглядит опасение россииского руководства, высказанное еще в 2015 г. в Стратегии национальнои безопасности, о «неопределенности относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием» и расширении на территориях соседних с Россиеи государств «сети во-еннобиологических лаборатории США» [2, 19].

При этом Россия последовательно декларирует заинтересованность в выстраивании взаимовыгодных отношении с Соединенными Штатами Америки, на принципах равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга [1, 72].

Однако отношение к России со стороны Администрации президента США выглядит достаточно жестко. Авторы «Конкурентоспособнои стратегии в отношении Китая и России» отмечают, что Россия страдает от слабости и унижения, которые она испытала в конце развала СССР и после окончания холоднои воины. Она стремится восстановить свои статус и влияние в мире. Поэтому она стоит за многополярныи мир главных стран в противовес одностороннему миру США.

VOL.3 №1 2021

^ 2686 - 9675 №Г№) ^ 2782 - 1935 ШМ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

Россия стремится восстановить сферу своего влияния как в ближнем зарубежье (Грузия, Украина), так и в дальнем зарубежье (Сирия). Для этого используются вооруженные силы, частные военные компании, военные связи, а также политические, экономические и энергетические средства. Существенным в стратегии России является ослабить союзы США в Европе и других частях света, а также подорвать и дискредитировать глобальное лидерство США.

Администрация США считает, что за исключением тех случаев, когда Россия строит свою сферу влияния, ее геополитические цели разрушительные, то есть подорвать мировои порядок и извлечь выгоду из последовавшего беспорядка.

Авторы документа полагают, что Россия субъективно ощущает себя великои державои, несмотря на экономическую отсталость, коррупцию и демографические проблемы. Хотя она работает над расширением возможностеи своих вооруженных, в том числе и ядерных сил, но она по-прежнему зависит от западных технологических ресурсов и передовых технологии в ключевых областях.

По их мнению, для достижения своих це-леи Россия занимается продажеи оружия, по-ставкои энергоресурсов и строительством гражданских атомных электростанции. На этои основе выстраиваются стратегические отношения с иностранными партнерами, которые Москва использует в политических целях.

Во внутреннеи политике, по мнению американских политиков, россииские власти выступают со следующеи картинои мира:

а) Россия окружена врагами во главе с США, которые стремятся подорвать консервативные ценности;

б) в борьбе с внешними силами требуется сильное, централизованное авторитарное национальное государство, подкрепленное наличием традиционных ценностеи и поддерж-кои Русскои православнои церкви;

в) только такое мощное государство может сопротивляться деградации и обеспечить признание России как великои державы;

г) те, кто выступает против такого государства, угрожают будущему России и являются агентами враждебных иностранных держав;

д) осуществляется жесткии государствен-ныи контроль над СМИ, опасно выступать с позиции, не одобряемых властью.

Во внешнеи политике Россия занимается не столько повествованием о себе или о мире, а сеет раздоры, ослабляет сплоченность западных демократии — США и их союзников, и партнеров. Свою пропаганду она осуществляет открыто и скрыто, в том числе проводя информационные воины в киберпространстве [6, 3-4].

В изложении Кристофера А. Форда, Россия определяется как конкурент Соединенных Штатов в борьбе за глобальное лидерство в области вооружении, энергоресурсов и гражданских атомных станции. Государственное устроиство и ценности России глубоко враждебны США и странам Запада. Стремление иметь свои национальные интересы и защищать их, считаются американскими политиками, подрывом международного порядка и ведением информационнои кибервоины.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Китаи в соответствии с заветами Дэн Сяопина долго скрывал свои намерения и только при Ху Цзиньтао, а затем Си Цзиньпине проявил стремление к геополитическому пересмотру своего положения, а сеичас уже открыто ищет возможность захватить доминирующее положение в Азии, а к 2049 году - 100-летия создания КНР строит планы создания вооруженных сил, которые будут самыми мощными в мире.

Авторы документа откровенно высказывают свои претензии к Китаю по ряду пунктов:

1) Стремление к гегемонизму в Азиатско-Тихоокеанском регионе (что имплицитно подрывает позиции США в этом регионе), захват лидирующих позиции в международных организациях и получение доминирующего положения в передовых технологиях, главным образом в военных технологиях.

2) Расширение совокупнои национальнои мощи, которая включает политические, экономические, военные аспекты, а также «мягкую силу». Причем расширение происходит на об-щесистемнои основе, способнои мобилизовать все аспекты китаиского общества с помощью силы принуждения государства.

3) Значительное усиление возможностеи НОАК, включая и ядерные силы, с акцентом на высоко технологичную продукцию, что может подорвать или полностью исключить доступ США в раион Индииского и Тихого океанов в случае кризиса. Но в этом отношении Пекин остается все еще зависимым от западных технологии.

4) Важнеишая часть стратегии Китая — это доступ к передовым западным технологиям. Путем стратегии «сочетания военного

и гражданского», с помощью субсидированных и координированных государством коммерческих и промышленных программ, традиционного и нетрадиционного шпионажа происходит получение западных технологии, а затем от гражданских юридических лиц идет передача в армию или спецслужбы. Целью является революция в военных делах, которая основывается на технологиях.

5) Китаи использует политическое и экономическое взаимодеиствие, в том числе путем приобретения доминирующеи доли рынка в секторах передовых технологии, как телекоммуникации и ядерная энергетика в гражданских целях, для построения взаимоотношении с большим количеством правительственных и неправительственных партнеров во всем мире. Причем данные взаимоотношения используются в политических целях и для манипуляции в экономике и торговле.

Во внутреннеи политике авторы документа из Госдепартамента США не согласны с тем, что нахождение у власти Коммунистиче-скои партии Китая является необходимым, ибо

а) партииное руководство требуется для национального возрождения после 100 лет унижения со стороны Западных держав.

6) без твердои руки централизованного руководства и контроля КПК Китаи может скатиться в хаос.

в) за имеющеися неудовлетворенностью властью КПК в Китае стоят иностранные державы, имеющие мотив навредить китаискому народу.

г) любая критика политики КПК только

РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ НА ФОНЕ ПОДГОТОВКИ VOL.3 №1 2021 К ПРЕЗИДЕНТСКИМ ВЫБОРАМ В США issn 2686 - 9675 (Print)

ISSN 2782 - 1935 ШМ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

помогает иностранцам угрожать судьбе Китая.

Во внешнеи политике американские чиновники из Госдепартамента также стремятся дезавуировать утверждения КПК о том, что

а) не нужно бояться подъема Китая, его растущая военная мощь будет использоваться только в оборонительных целях;

б) китаиская модель авторитарного государственного капитализма, основанная на технологиях, лучше и успешнее западнои либе-ральнои модели

в) западные политические и экономические системы коррумпированные, упаднические, нестабильные и нефункциональные

г) любая критика политики КПК, ее геополитических амбиции и попытки выступить против достижения ее целеи является старым мышлением «Холоднои воины»;

д) другие страны должны отложить в сторону свою озабоченность, как Пекин будет реа-лизовывать свою геополитическую власть, вступать в отношения сотрудничества с КПК во имя взаимнои выгоды и увеличивающеися гло-бальнои гармонии [6, 2-3].

Подобная риторика не может не вызывать опасения в Пекине. Министерство обороны КНР в последнеи «Белои книге» по обороне отмечает, что на смену возможностям глобализации пришла международная стратегическая конкуренция. «США корректируют свою стратегию национальнои безопасности и стратегию национальнои обороны, проводят одностороннюю политику, провоцируют и усиливают конкуренцию между основными державами, существенно увеличивают военные расходы, уско-

ряют наращивание потенциала в ядернои, кос-мическои, сетевои, противоракетнои обороне и других областях и подрывают глобальную стратегическую стабильность» [9]. Азиатско-Тихоокеанскии регион стал центром соперничества между крупными мировыми державами, что создает неопределенность для региональ-нои безопасности. США укрепляют военные альянсы в АТР, развертывают системы ПРО в Южнои Корее. Австралия продолжает консолидировать свои военныи союз с Соединенными Штатами [9].

При этом о китаиско-американском сотрудничестве Пекин отзывается в том же духе, что и Москва. Китаиско-американские отношения являются одними из важнеиших двусторонних отношении в мире. Сотрудничество является единственным правильным выбором между двумя странами. Соединенные Штаты должны отказаться от менталитета холоднои воины. Ки-таи не намерен бросать вызов Соединенным Штатам и не хочет заменять собои США. Но и Соединенные Штаты не должны ограничивать развитие Китая. КНР готова работать с США, чтобы расширять сотрудничество на основе взаимнои выгоды, разрешать разногласия на основе взаимного уважения, продвигать китаиско-американские отношения, основанные на координации, сотрудничестве и стабильности [10, 4].

Несмотря на вполне миролюбивыи тон во внешнеи политике Китая, если после окончания холоднои воины место США как глобального лидера никто не оспаривал, и только с приходом к власти президент Трамп обратил внимание на возвышении Китая и сфокусировал внешнюю политику на конкуренции Великих держав.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к Китаю в администрации США как к конкуренту повлекло за собои ревизию взаимодеиствия на всех уровнях - глобальном, региональном и двустороннем и во всех сферах — политическои, социально-экономическои, во-еннои, гуманитарнои. Были пересмотрены и ценностные основы бывшего сотрудничества.

Как Соединенным Штатам противостоять конкурентным вызовам и угрозам со стороны Китая и России?

Бюро Т Госдепартамента США — разработчик конкурентоспособнои политики предлагает отказаться от мышления в духе отрицания абсолютного преимущества или абсолют-нои возможности в отношении конкуренции великих держав. Дело в том, что мощь конкурентных держав уже выросла до уровня «почти равных соперников» и по объемам, и по возможностям. Это является «свершившимся фактом», которыи нельзя отрицать. Фактически. американские власти отказываются от игры с «нулевои суммои», когда победитель забирает все. Китаи часто критиковал США в том, что они деиствуют в духе «холоднои воины». Ки-таиские власти в свою очередь предлагали вза-имодеиствие на основе «общего выигрыша», когда выигрывают все участники геополитически игры.

Новое предложение Госдепартамента имеет свои особенности. В связи с тем, что конкуренция — это фактически состязание, то обнаруживаются два подхода участия в данном состязании.

Первыи подход: это «бежать быстрее конкурентов», то есть США должны создавать процветание, расширять экономику; поддержи-

вать и усиливать привлекательность ценно-стеи и идеалов, правительства и общества; строить взаимоподдерживающие и расширяющие возможности отношения с широким кругом соответствующих международных партнеров и других заинтересованных сторон; продвигать инновации и удерживать лидерство на критически важных аренах передовых технологии, способствующих укреплению националь-нои власти; использовать технологические достижения на арене национальнои безопасности, чтобы сдерживать и, если необходимо, побеждать агрессию и содеиствовать американ-скои безопасности [6, 5].

Второи подход: это заставить «конкурентов бежать медленнее» (препятствовать прогрессу), то есть, деиствуя как самостоятельно, так и с как можно большим количеством поддерживающих союзников и партнеров, США должны предпринять шаги, замедляющие темпы продвижения конкурентов в соответствующих областях, такие как вышеупомянутые, но не исключая способности Америки сотрудничать с этими конкурентами по общим интересам и использовать взаимовыгодное взаимодеи-ствие, где это возможно, для управления конкуренции и снижения рисков [6, 5].

Таким образом, новыи курс США в отношении своих двух крупных конкурентов, которые представляют угрозу национальнои безопасности, это с помощью односторонних мер — собственных и коллективных — вместе с союзниками, партнерами и заинтересованными лицами путем политических, дипломатических, экономических, финансовых, торговых, инновационно -технологических мер затормозить развитие

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ФОНЕ ПОДГОТОВКИ VOL.3 №1 2021 К ПРЕЗИДЕНТСКИМ ВЫБОРАМ В США issn 2686 - 9675 (PRINT)

ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

Китая и России, тем самым добиться преимущества в конкурентнои борьбе. Конкуренцию вести на всех уровнях и во всех областях.

В этои связи Китаи и Россия должны осознать новую реальность в отношениях с США. Старые схемы взаимоотношении обнуляются. В систему международных отношении возвращается важнеишии, практически забытыи компонент как сила. В «Стратегии национальнои безопасности» 2017 года уже провозглашалось, что «Соединенные Штаты будут искать области сотрудничества с конкурентами с позиции силы, прежде всего, благодаря тому, что наша военная мощь не имеет себе равных и полностью интегрирована с нашими союзниками и всеми нашими инструментами силы» [7,27]. Таким образом, отношения во всех областях с конкурентоспособными державами, как Китаи и Россия, США будут рассматривать только с позиции силы.

Американские власти, объединив Китаи и Россию в группу держав-конкурентов, создали объективные предпосылки для более тесного взаимодеиствия наших стран, чем оно было раньше. Практические деиствия администрации США в отношении Китая демонстрируют применение «мягкои силы со знаком минус»: в экономическои области, как доведение торговых противоречии до торговои воины, в между-народнои сфере, как намечавшееся сотрудничество в борьбе с пандемиеи COVID-19 под эгидои ВОЗ превратилось в раскол стран мира и выдвижение голословных обвинении против Китая в «заражении планеты» и «сокрытии информации о вирусе».

Что касается России, то американские власти продолжают принимать односторонние

санкции против юридических и физических лиц, связанных, главным образом, с военно-промышленным комплексом РФ и с не при-знаннои Западом Республикои Крым. В военно-политическои сфере администрация США последовательно подвергает слому всю международно-правовую договорную систему прошлого, предлагая новыи формат и новых участников. Так, Д. Трамп объявил о выходе из Договора между США и СССР о ликвидации ракет сред-неи и малои дальности. Под вопросом находится Договор между РФ и США о мерах по дальнеи-шему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружении, СНВ-Ш. В США было принято решение о выходе из Договора по открытому небу, которыи был подписан в 1992 году. Все эти деиствия администрации Д. Трампа свидетельствуют о демонстрации США одностороннего гегемонизма и к переходу к отношениям «сотрудничества с позиции силы».

Новая реальность в международных отношениях, о которои многие политологи говорят в связи с пандемиеи коронавируса, наступила с приходом Д. Трампа в Белыи дом в 2017 году и принятием в том же году «Стратегии нацио-нальнои безопасности». Эпидемия COVID-19 лишь указала на узкие места в системе здравоохранения стран в мире, разную эффективность моделеи государственного управления и чрезмерную политизацию эпидемиологиче-скои обстановки.

Если исходить из новои реальности, следует по-новому взглянуть на взаимодеиствие Китая и России как в преддверье президентских выборов в США, так и на более далекую перспективу.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

1) Китаю и России необходимо заново оценить свои преимущества, возможности и ресурсы для конкуренции со США в глобальном, региональном и двустороннем формате.

2) КНР и Россиискои Федерации нужно провести пересмотр сфер деятельности, в которых ожидается конкурентное наступление со стороны США.

3) Китаю и России требуется наполнить новым содержанием формулу «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодеи-ствия», принимая во внимание новую внешнеполитическую реальность.

4) Пекин и Москва, учитывая национальные интересы друг друга, должны разработать новые, более тесные и одновременно гибкие формы взаимодеиствия на международнои арене для купирования рисков и угроз со стороны США.

5) В связи с резким возрастанием конку-рентнои борьбы с США и его союзниками и партнерами на международном уровне Китаи и Россия могут рассмотреть вопрос о всестороннем углублении сотрудничества и укреплении стратегическои взаимодополняемости в двусторонних отношениях.

6) С целью борьбы с монополизациеи Западными странами мировых СМИ КНР и России необходимо совместно создавать привлекательный образ взаимодеиствия двух стран в гуманитарнои области.

7) Активно укреплять наднациональные институты взаимодеиствия КНР и Россиискои Федерации — ШОС, БРИКС, РИК, сопряжение Инициативы «Один пояс, один путь» и ЕЭС в плане подготовки к участию в конкурентнои борьбе с США.

8) Тесно сотрудничать и глубоко взаимо-деиствовать друг с другом в структурах регионального и глобального управления с целью борьбы за справедливое представительство своих государств и оказания отпора вызовам со стороны США.

В заключение следует отметить, что в Соединенных Штатах Америки принята новая стратегия борьбы со странами, которые выбирают собственныи путь развития — путь суверенитета. Если долгие годы мир оставался од-нополярным, и параллельно разрабатывались концепции многополярности, полицентризма на случаи, если Америка утратит свою лидирующую роль. Глобализация с единым финансовым центром в США, в принципе, не оставляла места для возникновения иных политических комбинации в мире.

Приход к власти Президента Д. Трампа не снял вопрос, как многим казалось, лидерства Америки в мире. Лозунг Трампа «Сделать Америку великои» относился не только внутриэко-номическои жизни страны, но и ее статусу в глобальном мире. Он поставил своеи задачеи сделать роль Америки в мире более привлека-тельнои, более эффективнои и менее затратной Глобалисты приучили весь мир, что за все платит Америка, а Трамп решил разложить бремя внешних расходов на всех, кто нуждался в помощи США. В русле оптимизации глобаль-нои роли США лежит и изменение отношения к Китаю и России.

Экономическое возвышение КНР пришлось на период глобализации и одним из главных ее бенефициаров и защитников был Китаи, до сих пор в программных документах

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

китаиское правительство отмечает: «Китаи Литература развивается через взаимодеиствие с миром» [10, 2]. Подъем России также пришелся на бурные годы глобализации, когда потребность в энергоносителях была постояннои и боль-шои. Военные успехи России в Сирии, разработка и внедрение новых вооружении зависели от проведения реформы в армии и модернизации вооружении, которые проходили в 2000 годы.

Повышение места и усиление роли государства в мировом сообществе зависят от экономических, военных и политических факторов. Великои державои может считаться страна, которая не только занимает первые места в экономических реитингах органов глобального управления, но и обладает мощнои армиеи и самостоятельным политическим голосом. Признание американскими властями за Китаем и Россиеи статуса Великих держав, которые заслуживают конкуренции, означает и высокую оценку политических и экономических или военных достижении, и большую ответственность за будущее развитие своих стран. Америка открыто объявила о том, что будет всеми политическими и экономическими средствами задерживать развитие своих конкурентов. Такая политика представляет собои консенсус всеи элиты Соединенных Штатов, несмотря на глубочаишие противоречия по другим вопросам внутреннеи и внешнеи политики. Изменение этои политики не будет зависеть от результатов предстоящих президентских выборов в США. Именно такая политика представляет новую внешнеполитическую реальность для Китая и России.

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Рос-сиискои Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). 2232-01-12-2016. 01.12.2016 18:41 [Электронныи ресурс] // Саит МИД России - URL: https://www.mid.ru/ foreign_poHcy/official_documents/-/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/2542248 (дата обращения: 25.05.2020)

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности РоссиИскоИ Федерации». 02.01.2016. 13:06 [Электронныи ресурс] // Сайг МИД России - URL:https:// www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/294430 (дата обращения: 25.05.2020)

А. Кадомцев. «Вирусные» выборы - повлияет ли коронавирус на исход президент-скои гонки в США? [Электронныи ресурс] // Международная жизнь, https:// interaffairs.ru/news/show/25604 ( Дата обращения: 24.05.2020)

А Кадомцев. Трамп - против Баидена, коро-навирус - против всех [Электронныи ресурс] // Международная жизнь, URL: https://interaffairs. ru/news/show/26041 ( Дата обращения: 24.05.2020)

Oxford Economics: Трамп может проиграть выборы из-за эпидемии COVID-19 18:37 21.05.2020 [Электронныи ресурс] // Международная жизнь URL: https:// interaffairs.ru/news/show/26408 ( Дата обращения: 24.05.2020)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

6. Christopher A. Ford. Competitive Strategy vis-à-vis China and Russia: A View from the "T Suite". [Электронный ресурс] // Arms Control and International Security Papers. Volume 1 Number 6. May 11 2020, C. 2-3 URL: https://www.state.gov/wp-content/ uploads/2020/05/T-paper-series-6-Strategic -competition.pdf ( Дата обращения: 24.05.2020)

7. National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [Электронный ресурс] // Сайт White House URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

8. World Health Organization. Coronavirus disease (COVID-19). Situation Report -124/ Date as received by WHO from national authorities by 10:00 CEST, 23 May 2020 [Электронный ресурс] // Сайт WHO URL: https:// www.who.int/docs/default-source/ coronaviruse/situation-reports/20200523-covid-19-sitrep-124.pdf?sfvrsn=9626d639_2

( Дата обращенйя: 24.05.2020)

9. «МШФШШ» , Белая кнйга «Оборона Кйтая в новое время» 11:24 24.07.2019 [Электронный ресурс] // Сайт Мйнобороны КНР URL: http:// www.mod.gov.cn/big5/regulatory/2019-07/24/content_4846424.htm ( Дата обраще-нйя: 26.05.2020)

10. СШШФН^Щ^» Белая кнйга «Кйтай нового временй й мйр» 27.09.2019 [Электронный ресурс] // Сайт Канцелярйй йнформацйй Госсовета КНР URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/ Document/1665426/1665426.htm ( Дата обращенйя: 26.05.2020)

References

1. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Fed-eracii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.). 2232-01-12-2016. 01.12.2016 18:41 [Elektronnyj resurs] // Sajt MID Rossii - URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (data obrashcheniya: 25.05.2020)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. N 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». 02.01.2016. 13:06 [Elektronnyj resurs] // Sajt MID Rossii -URL:https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/294430 (data obrashcheniya: 25.05.2020)

3. A. Kadomcev. «Virusnye» vybory - povliyaet li koronavirus na iskhod prezidentskoj gonki v SSHA? [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarod-naya zhizn', https://interaffairs.ru/news/ show/25604 ( Data obrashcheniya: 24.05.2020)

4. A Kadomcev. Tramp - protiv Bajdena, koronavirus - protiv vsekh [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnaya zhizn', URL: https:// interaffairs.ru/news/show/26041 ( Data obrashcheniya: 24.05.2020)

5. Oxford Economics: Tramp mozhet proigrat' vybory iz-za epidemii COVID-19 18:37 21.05.2020 [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnaya zhizn' URL: https:// interaffairs.ru/news/show/26408 ( Data obrashcheniya: 24.05.2020)

6. Christopher A. Ford. Competitive Strategy visa-vis China and Russia: A View from the "T

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЕМЁНОВ А.В., СЕМЁНОВ И.А. / [email protected] / УДК 327

Suite". [Elektronnyj resurs] // Arms Control and International Security Papers. Volume 1 Number 6. May 11 2020, C. 2-3 URL: https:// www.state.gov/wp-content/ uploads/2020/05/T-paper-series-6-Strategic -competition.pdf ( Data obrashcheniya: 24.05.2020)

7. National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [Elektronnyj resurs] // Sajt White House URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12 /NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

8. World Health Organization. Coronavirus disease (COVID-19). Situation Report -124/ Date as received by WHO from national authorities by 10:00 CEST, 23 May 2020 [Elektronnyj resurs] // Sajt WHO URL: https:// www.who.int/docs/default-source/ coronaviruse/situation-reports/20200523-covid-19-sitrep-124.pdf?sfvrsn=9626d639_2

( Data obrashcheniya: 24.05.2020)

9. «M^W + M^» , Belaya kniga «Oborona Kitaya v novoe vremya» 11:24 24.07.2019 [Elektronnyj resurs] // Sajt Mi-noborony KNR URL: http:// www.mod.gov.cn/big5/regulatory/2019-07/24/content_4846424.htm ( Data obrash-cheniya: 26.05.2020)

10. «fM^W + H^ffl^» Belaya kniga «Kitaj novogo vremeni i mir» 27.09.2019 [Elektronnyj resurs] // Sajt Kancelyarii infor-macii Gossoveta KNR URL: http:// www.scio.gov.cn/zfbps/32832/ Document/1665426/1665426.htm ( Data obrashcheniya: 26.05.2020)

Информация об авторах

Д.и.н., профессор Семенов Александр Владимирович

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва Россия

[email protected]

Соискатель Семенов Илья Александрович

Нижегородскии государственныи университет Россия

[email protected]

Information about the Authors

Alexander V. Semenov,

Doctor of History, professor

Department of Oriental Languages

Diplomatic Academy of Ministry for Foreign Affairs of Russia,

Moscow, Russian Federation [email protected]

Ilya A. Semenov,

PhD candidate

Institute of International Relations and World History

Lobachevsky Nizhny Novgorod State University Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

Статья одобрена рецензентами: 18.02.2021 Статья принята к публикации: 15.03.2021

Reviewed: 18.02.2021 Accepted: 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.