Научная статья на тему 'Российско-китайские отношения в свете опыта реформ в КНР'

Российско-китайские отношения в свете опыта реформ в КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
547
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР И ГАРМОНИЯ / 60-ЛЕТИЕ КНР / МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕФОРМЫ В КНР / «КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ» РЕФОРМ / «ПЕКИНСКИЙ КОНСЕНСУС» / ГЕОСТРАТЕГИЯ МИРНОГО И ГАРМОНИЧНОГО СО-РАЗВИТИЯ РОССИИ И КИТАЯ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ГЕОМЕНЕДЖМЕНТ / “Chinese model” of reforms / “Beijing Consensus” / peace and harmony / the 60th anniversary of the PRC / modernization and reforms in China / geo-strategy of peaceful and harmonious co-development of Russia and China / the optimal geo-management

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Катенарий Катенарьевич

В статье рассматриваются некоторые итоги и уроки процессов модернизации и реформ в КНР через призму их геостратегического потенциала и возможности использования Россией, а также в плане перспектив со-развития двух стран как мирно-гармоничной парадигмы их стратегических «особых отношений» нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE LIGHT OF CHINESE REFORMS

The article discusses some results and lessons learned from the processes of modernization and reforms in China under the prism of their geo-strategic potential and the possibility of using them by Russia. The author also analyzes prospects of the co-development of the two countries as a peaceful, harmonious paradigm of strategic “special relationship” of a new type.

Текст научной работы на тему «Российско-китайские отношения в свете опыта реформ в КНР»

К.К. Меркулов'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЕТЕ ОПЫТА РЕФОРМ В КНР

Мир и гармония являются высшими добродетелями в небе и на земле.

Конфуций

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые итоги и уроки процессов модернизации и реформ в КНР через призму их геостратегического потенциала и возможности использования Россией, а также в плане перспектив со-развития двух стран как мирно-гармоничной парадигмы их стратегических «особых отношений» нового типа.

Ключевые слова: мир и гармония, 60-летие КНР, модернизация и реформы в КНР, «китайская модель» реформ, «Пекинский консенсус», геостратегия мирного и гармоничного со-развития России и Китая, оптимальный геоменеджмент.

Недавно международное сообщество стало свидетелем трех важных событий в истории китайской цивилизации и всего человечества — 60-летия КНР, 30-летия начала проведения в Китае политики «реформ и открытости внешнему

* Меркулов Катенарий Катенарьевич — д.э.н., с.н.с. Центра научной информации и документации ИДВ РАН.

миру» и XVIII съезда КПК (8—14 ноября 2012 г.), наметившего новые цели внутренней и внешней политики КНР. В данном материале эти события рассматриваются с точки зрения геостратегического «взгляда из Москвы» — в плане учета опыта КНР в процессах дальнейших реформ на территории России и Союзного государства (далее — СГ) и с ориентацией на мирное и гармоничное со-развитие наших стран в евразийской и мировой экономике, политике и культуре.

По прогнозам китайских ученых, опубликованным Академией наук Китая 10 июня 2009 г. в виде «Дорожной карты научно-технического развития, разработанной до 2050 г.», к 2050 г. Китай займет 1-е место в мире по общему объему ВВП и встанет в ряды среднеразвитых стран1 в статусе де-факто «сверхдержавы № 1». Согласно другим авторитетным прогнозам, КНР по объему ВВП опередит США до 2020 г.2

России необходимо сделать все возможное для обеспечения мирного и гармоничного со-развития с Китаем, не останавливаясь — с точки зрения широкой исторической перспективы — на достигнутом к 2012—2013 гг. самом высоком за всю историю уровне российско-китайских отношений, характеризуемых в Совместном заявлении РФ и КНР от 22 марта 2013 г. как отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия, взаимной поддержки, совместного процветания и дружбы, передающейся из поколения в поколение; ставшими примером гармоничного сосуществования великих держав, играющих важнейшую стабилизирующую роль в современном миропорядке, содействующих укреплению мира и безопасности в регионе и мире в целом3.

Вместе с тем следует иметь в виду появление новых акцентов во внутренней и внешней политике пятого поколения руководителей КПК и КНР во главе с Си Цзиньпином, пришедшего к власти на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) и 1-й сессии ВСНП 12-го созыва (март 2013 г.). Хотя съезд в целом и подтвердил прежнюю стратегию развития КНР и генеральную линию КПК, однако явно ушли в тень лозунги «социальной гармонии» и т. п. Зато в выступлении Си Цзиньпина на съезде около 10 раз прозвучал лозунг «возрождения китайской нации» и

только 1 раз — лозунг «строительство социализма с китайской спецификой»4. Немного позднее Си Цзиньпин сформулировал, по сути, новую парадигму цивилизационно-культурного развития Поднебесной в виде «китайской мечты».

В китайской официальной печати участились публикации на острые «патриотическо-националистические» темы, некоторые из которых звучат как своего рода проект манифеста «мира по-китайски» (Pax Cinica) — взамен устаревающей теории и практики «мира по-американски» (Pax Americana). Такова, например, тональность статьи Ван Ивэя в газете «Жэньминь жи-бао» от 11 января 2013 г. под названием «Китайская модель разрушает гегемонию «общечеловеческих ценностей»5.

Все это представляется признаками приближения совершенно нового этапа в политике модернизации и реформ в КНР.

«Китайская модель» реформ: некоторые уроки для России и СГ

Модель современной китайской реформы имеет по существу уникальное значение для всей системы мировой экономики, политики и культуры.

КНР в последние 30 лет была первопроходцем в теоретической разработке и практической реализации совершенно нового социально-экономического феномена, который в ряде авторитетных научных кругов образно характеризуется как «Пекинский консенсус», альтернативный модели «либерально-рыночной демократии» в стиле «Вашингтонского консенсуса» и с той или иной степенью гармонии интегрирующий «азиатский», капиталистический и социалистический способы производства. Китайская модель, по оценке профессора Центрального финансово-экономического университета КНР Ван Гуанцяня, включает в себя:

1) проведение реформ, начиная с сельского хозяйства (включая переход на семейный подряд и др. — К.М.) и с решения наиболее жгучих проблем ликвидации бедности;

2) правильное ранжирование отраслевых приоритетов (сначала легкая промышленность, потом тяжелая промышленность и инфраструктура);

3) первоначальное использование массированных инвестиций, затем — упор на расширение внутреннего спроса;

4) увеличение экспорта и привлечение иностранных инвестиций и техники, полное использование потенциалов внутреннего и внешнего рынков;

5) организация свободных экономических зон (СЭЗ) с последующим перенесением их опыта на другие регионы;

6) постепенная либерализация цен и временное существование «двуколейной системы» цен (плановые и рыночные цены);

7) реформа государственных предприятий, начиная с расширения их хозяйственной самостоятельности и с дальнейшим переходом к акционерной системе (при сохранении особого государственного протекционизма в стратегически важных отраслях экономики — сфере финансов, оборонной промышленности и др. — К.М.);

8) финансовая реформа с ориентацией на повышение активности мест при концентрации в центре достаточных средств макроэкономического регулирования;

9) активная монетарная политика (сначала расширение самостоятельности банков, затем — создание целостной системы финансовых институтов и фондового рынка);

10) повышение внимания к развитию образования и науки;

11) следование комплексной экономической политике, объединяющей задачи индустриализации, урбанизации, информатизации и модернизации;

12) стимулирование рыночных механизмов при сохранении государственного макроэкономического регулирования, учитывающего конкретную обстановку6.

Наиболее острой проблемой последнего времени для глобальной экономики и ее национально-государственных составляющих стал начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис. Исследование опыта реагирования на него со стороны руководства КНР, а также вопросов координации соответствующих подходов России и Китая уже проведено в российской научной литературе7.

В современном мировом китаеведении сосуществуют две полярные точки зрения на перспективы развития экономики КНР: одни ученые считают, что «китайское чудо» может продолжаться непрерывно и далее, другие китаеведы, напротив, акцентируют

внимание на нарастании (в общем формате глобального финансово-экономического кризиса) комплекса проблем в китайской экономике и проблематичности ее эффективной переориентации с прежней экспортоориентированной модели роста («как мировой фабрики») на модель, нацеленную на стимулирование внутреннего потребления (в качестве «мирового потребителя»)8. Причем некоторые видные китаеведы, как, например, британец Дж. Фенби, глубоко убеждены, что в случае неудачи данной «перебалансировки» и нарастания других проблем экономику КНР ждет глубокий кризис9. Разделяя последнюю точку зрения, другой британский политолог П.Нолан особо указывает на признаки огромного «финансового пузыря» в экономике КНР (по аналогии с ситуацией в США к 2008 г.) и на возможные крайне негативные последствия вероятной новой волны мирового кризиса для экономики Поднебесной10.

Помимо чисто «материальных» составляющих процессов модернизации и реформ в КНР все большую значимость в последнее время приобретают морально-политические и духовно-культурные перемены. В связи с этим нельзя обойти молчанием уникальный для КПК и КНР «моральный кодекс», озвученный Ху Цзиньтао в марте 2006 г. Заявив тогда, что необходимо утверждать «социалистический взгляд на славу и позор», Ху Цзиньтао выдвинул 8 взаимосвязанных парных положений, каждое из которых построено согласно традиционной для китайского менталитета схеме, в которой «правильное» противопоставляется «неправильному», а «добро» противопоставляется «злу». Вкратце, речь идет о выдвижении в этом общекитайском моральном кодексе следующих идеалов: Любовь к Отечеству, Народ, Наука, Труд, Сплоченность, Честность, Дисциплина и Закон11.

Новейший исторический опыт модернизации КНР и особенно уроки первых 30 лет проведения политики «реформ и открытости внешнему миру» имеют огромное значение для судеб всей земной цивилизации. Они заслуживают детального научно-практического изучения и должны учитываться при проведении социально-экономических, политико-идеологических и духовно-культурных реформ на территории России и СГ.

Вместе с тем так называемый «Пекинский консенсус» — не некий «новый конец истории» (типа антитезы в адрес идей Ф.Фукуямы и др.) и не универсальная догма, а методологическое руководство к творческой разработке и реализации еще более совершенных моделей социальной гармонии, в том числе теории и практики оптимального биоменеджмента (т. е. богоугодного, человеколюбивого, мирно-гармоничного жизнеустройства — «достойной жизни») на уровне эколого-экономического «базиса», политико-идеологической «надстройки» и духовно-культурного «венца» общества12.

Именно с учетом этих факторов может и должна быть детально теоретически разработана и практически апробирована новая парадигма «особых отношений» России и СГ с Китаем в XXI в. как магистральная геостратегия оптимального со-разви-тия сторон в евразийской и мировой экономике, политике и культуре (в качестве «реалистическо-оптимистического» сценария), несмотря на возможные временные спады развития этих отношений, вызванные теми или иными факторами внутренней и внешней политики.

Концепция «китайской мечты»: некоторые внутренние и внешние аспекты

Далее мы попытаемся тезисно охарактеризовать некоторые особенности концепции-феномена «китайской мечты» на основе контент-анализа официальных заявлений по этому вопросу руководителя КПК и КНР Си Цзиньпина.

Выступая на 1-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва (ноябрь 2012 г.), избравшем его на пост генерального секретаря ЦК КПК, Си Цзиньпин отметил, что на нынешнем этапе и в последующий период первостепенной политической задачей нового руководства ЦК КПК станет всестороннее претворение в жизнь духа и решений XVIII съезда КПК. Для ее выполнения необходимо: 1) высоко нести великое знамя социализма с китайской спецификой; 2) усилить изучение и практику теоретической системы социализма с китайской спецификой; 3) приложить максимум усилий для построения среднезажиточного общества;

4) уделять повышенное внимание улучшению жизни населения;

5) всесторонне продвигать вперед партийное строительство;

6) углублять реформы и открытость13.

29 ноября 2012 г. во время посещения выставки «Путь к возрождению» в Китайском национальном музее избранный 15 дней назад на пост генерального секретаря ЦК КПК Си Цзинь-пин, говоря о великом возрождении китайской нации, впервые ввел в официальный оборот выражение «китайская мечта». По словам Си Цзиньпина, китайская мечта — это квинтэссенция многовековых мыслей и чаяний китайского народа о построении справедливого общества, общества, в котором граждане страны будут жить в достатке, а также о месте Китая на мировой арене, которое бы соответствовало достигнутым этим государством успехам в экономике и политике и отражало бы существен-

14

но возросшую военную мощь .

«Я уверен, когда КПК исполнится 100 лет, обязательно будет достигнута цель всестороннего формирования среднезажиточного общества, а когда КНР исполнится 100 лет, обязательно будет достигнута цель создания могучего, демократического, цивилизованного и гармоничного модернизированного социалистического государства, мечта о великом возрождении китайской нации обязательно будет реализована». По словам Си Цзиньпина, КПК является руководящим ядром в деле реализации «китайской мечты», социализм с китайской спецификой — неизбежным путем осуществления великого возрождения китайской нации. «Преимущества социалистического строя нашей страны будут все более очевидными, наш путь будет все шире и шире, именно такую уверенность мы должны иметь в нашем пути, нашей теории и нашем строе», — подчеркнул Си Цзиньпин15.

Средства массовой информации КНР широко освещали заявление Си Цзиньпина, подчеркивая, что современный мир — это мир жестокой конкуренции, в котором нация, у которой не будет своей мечты, служащей для нее своеобразной «дорожной картой», не найдет для себя места и окажется на обочине истории. Начиная с «опиумных войн», Китай неоднократно подвергался агрессии со стороны других стран, поэтому «китайская мечта» не могла сбыться. Однако в настоящее время, благодаря неустанным усилиям трудолюбивого и мудрого китайского на-

рода, Китай поднимается вместе с другими нациями, поэтому возможность осуществления мечты о великом процветании китайской нации кажется как никогда реальной16.

Более четкие контуры концепции «китайской мечты» Си Цзиньпин обозначил в марте 2013 г., во время проведения сессий ВСНП и ВК НПКС КНР. В своей программной речи на сессии ВСНП, избравшей его на пост председателя КНР и председателя Центрального военного совета КНР (также избравшей Ли Кэцяна премьером Госсовета КНР и утвердившей новый состав Госсовета КНР), Си Цзиньпин подробно высказался о «китайской мечте» как о главном лозунге воплощения национальной идеи. Фактически, с этого момента «китайская мечта», по оценкам ряда российских наблюдателей, стала официальной идеоло-гемой КНР как минимум на ближайшие 10 лет17.

17 марта 2013 г. в Пекине Си Цзиньпин заявил, что для осуществления «китайской мечты» необходимо следовать по китайскому пути, а именно — по пути «социализма с китайской спецификой». «Нам необходимо умножать свои силы и неуклонно идти вперед для того, чтобы в дальнейшем продвинуть вперед социализм с китайской спецификой и бороться за достижение “китайской мечты” о великом возрождении китайской нации», — подчеркнул он, выступая на заключительном заседании 1-й сессии ВСНП 12-го созыва. При этом Си Цзиньпин отметил, что путь «социализма с китайской спецификой», который имеет глубокие исторические корни и широкую реальную

18

основу, дается нелегко .

«Китайская мечта» отныне будет главным лозунгом Поднебесной при построении «социализма с китайской спецификой, заявил в своем программном выступлении новый председатель КНР. «В ходе реализации китайской мечты следует развивать дух Китая. Это национальный дух, в основе которого лежит патриотизм. Это также дух эпохи реализации реформ, исходящий из стремления к национальному возрождению, построению мощного государства», — процитировал слова Си Цзиньпина ИТАР-ТАСС. Глава китайского государства особо подчеркнул, что в претворении в жизнь этой идеи «следует идти по китайскому пути, который, в сущности, и есть путь социализма с ки-

тайской спецификой». «Эта нелегкая дорога, она проистекает из более чем 30-летней практики китайских реформ», — отметил он. При этом он добавил, что китайская нация «обладает бес-

^ 19

прецедентной созидательной силой» .

В своих заявлениях на посту лидера КПК и КНР Си Цзиньпин уже несколько раз отмечал, что Китай неустанно стремится к миру и усиление Китаем оборонного строительства нацелено на защиту государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности и обеспечение мирного развития государства. Си Цзиньпин неоднократно констатировал, что КНР неизменно выступает твердой силой в защите мира на планете и будет строго соблюдать данные торжественные обещания: «Китай никогда не будет гегемоном, никогда не будет заниматься экспансией». Си Цзиньпин считает, что Китай и мир уже стали сообществом общих интересов, и осуществление «китайской мечты» невозможно без мира и развития на планете. При этом он отмечает, что процветание и стабильность в мире благоприятны для Китая, а развитие самого Китая является шансом для всей планеты; и

Китай выступает не только активным инициатором обоюдовыиг-

20

рышного сотрудничества, но и его реальным исполнителем .

Наряду с этим, Си Цзиньпин указывал, в частности, следующее: «Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем торговаться своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы вкусим горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства». «Его выступления заложили основную мысль китайской дипломатии в будущем», — так прокомментировало слова нового лидера КНР агентство «Синьхуа»21.

Таким образом, китайская мечта, как справедливо отметил 4 апреля 2013 г. обозреватель портала «Чита.ги» Т. Куприянов, «является экзаменационной работой для китайского народа и народов всего мира после того, как Китай возвысится. Необходимо ответить на вопросы центральной задачи продвижения вперед, сохранения судеб человечества, продолжить следование делам великих умов прошлого, навеки установить мир. «Китайская мечта» — это очень серьезно, поскольку человек и нация реализуют свои требования к жизни через мечту. Без мечты

смысл существования страны оказывается в современном мире

22

потерян».

Китайские стратеги, сконструировавшие само выражение «китайская мечта», по-видимому, отталкивались от выражения «американская мечта». Однако ясно, что Китай не намерен повторять американский или европейский путь. В действительности Поднебесная может и готова смоделировать и реализовать свой собственный специфический путь цивилизационно-культурного развития. Разумеется, императивы спасения и совместного выживания человечества диктуют необходимость признания по сути аналогичного права для каждого другого народа и геоцентра.

С учетом вышеизложенного, представляется чрезвычайно актуальным и для России (и СГ), и для других прогрессивных геоцентров оперативно доработать и начать реализовывать на практике соответствующие проекты собственной «национально-патриотической мечты».

Думается, что особую, ведущую роль в процессах формирования «всеобщего мирно-гармоничного консенсуса» и его интегрально-системных элементов (в том числе «русской мечты», «российской мечты», «славянской мечты», «православно-христианской мечты», «новоевразийской мечты», «новоевропейской мечты», «новоамериканской мечты» и т. д. и т. п.) по праву может и должна сыграть наша великая возрожденная Россия, ее мудрая и искусная дипломатия и ее главные союзники (начиная с собственных вооруженных сил) и друзья.

Российско-китайские отношения в XXI в.: проблемы и перспективы геостратегической гармонии

Российско-китайские отношения, зародившись в начале XVII в., прошли долгий 4-вековой путь исторической эволюции.

Отношения СССР и КНР пережили в своей истории, образно выражаясь, «четыре десятилетия — четыре политики»: 1) период «особых отношений» двух «коммунистических гигантов» в 1950-е годы; 2) этап конфронтации в 1960—1970-е годы; 3) период «осторожного наведения мостов» в 1980-е годы; 4) этап нормализации и развития отношений после советско-китайской встречи на высшем уровне (М.С. Горбачева и Дэн Сяопина) в Пекине в мае в 1989 г.

Нынешние отношения России и Китая, которые, по оценкам руководителей обеих сторон, являются лучшими за всю их историю, прошли в своем развитии ряд этапов. В 1992 г. стороны подтвердили необходимость рассматривать друг друга как дружественные страны. В 1994 г. было решено установить отношения конструктивного партнерства, а в 1996 г. — равноправные доверительные отношения партнерства, направленные на стратегическое взаимодействие в XXI в.

15 июня 2001 г. в Пекине руководители наших стран (вместе с лидерами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества как международной организации нового типа (социально гармоничной, миротворчески ориентированной, не направленной против третьих стран). Далее, 16 июля 2001 г. в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР со сроком действия 20 лет. В этом договоре зафиксировано намерение сторон «поднять отношения между ними на новый уровень». А в Московской Декларации, подписанной тогда же президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем, было зафиксировано наличие между нашими странами «межгосударственных отношений нового типа».

Таким образом, между нашими странами ныне развиваются межгосударственные и, шире, международные отношения нового типа, социально гармоничные, миротворчески ориентированные, не направленные против третьих стран и т. д.

Помимо этого высшие руководители России и Китая 23 марта 1997 г. подписали Российско-китайскую совместную Декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка, а 1 июля 2005 г. — Совместную декларацию о международном порядке в XXI в., в которых указано стремление сторон к формированию «нового справедливого и рационального международного порядка» и «гармоничного мира».

На нынешнем историческом перепутье геостратегическая миссия Новой России и Нового Союзного государства вместе с нашими ближайшими союзниками и друзьями (включая обновляющееся СНГ, гармонизирующийся Китай, возрождающуюся

Индию и др.) — начать созидать ранее не виданный справедливый и рациональный социум, включая формирование двусторонних и многосторонних международных отношений нового типа (МОНТ) и его идеал — новое оптимальное (мирно-гармоничное и т. д.) мироустройство, синтезируя при этом весь положительный опыт человеческой цивилизации.

В силу действия целого ряда факторов одним из первых прообразов МОНТ призваны стать как раз взаимоотношения России и СГ с Китаем — как на уровне оптимального развития двусторонних политико-дипломатических, торгово-экономических, приграничных и межрегиональных, оборонно-стратегических и оборонно-промышленных, духовно-культурных, гуманитарных и других связей, так и в формате оптимального (мирно-гармоничного и т. д.) стратегического партнерства в многосторонней региональной и глобальной дипломатии.

Вместе с тем следует избегать чрезмерной «эйфории» от нынешнего состояния взаимодействия России и СГ с КНР. В связи с этим примечательна, в частности, оценка ряда ученых СИ-ПРИ о том, что определенная часть населения и руководства Китая в своих отношениях с Россией ныне преследует, прежде всего, конкретные прагматические цели техногенного и т. п.

23

характера23.

И все же — в духе великих пророчеств о светлом будущем прогрессивной части человечества — верится, что будущее внутреннего прогресса и внешних взаимоотношений наших стран (как и всего передового социума) будет характеризоваться оптимальной (мирно-гармоничной и т. д.) моделью развития.

Ключевую роль в процессах умиротворения и гармонизации системы международных и вообще общественных отношений могут и должны по праву сыграть Россия, СГ и КНР и наши «особые отношения» нового (мирно-гармоничного и т. д.) типа как историческая альтернатива «классическим» военно-блоковым «особым отношениям», подобным «англосаксонскому» партнерству США и Великобритании в период «холодной войны» 1946—1989/90 гг.24

При всем этом в практическом организационно-политическом плане речь пойдет, весьма вероятно, о поэтапном формиро-

вании интегрированной системы оптимального (мирно-гармоничного и т. д.) геоменеджмента («зеленого» планетарно-международного управления и самоуправления) и соответствующих геоконфедеративных институтов как исторической альтернативы прежней «рыночно-демократической глобализации» на пути к «эпохе мирно-гармоничной универсализации».

Некоторые выводы и практические рекомендации

На фоне колоссальных успехов КНР и сохраняющихся проблем в проведении реформ в России в нашей стране в последнее время усилились алармистские настроения в государственно-политических, научных и общественных кругах по поводу возможной «китайской угрозы», недружелюбного отношения некоторых китайских политиков, ученых и т. д. к России и россиянам25.

Отметим также, что нам целесообразно не столько «страшиться» КНР26, сколько «дружить и торговать» с Поднебесной путем расширения и наращивания наших равноправных «особых» МОНТ в русле геостратегии мирного и гармоничного со-развития с Китаем (как «реалистическо-оптимистический» сценарий их эволюции) на основе максимально быстрого возрождения внутренней мощи Отечества и его соответствующего международного и регионально-глобального влияния (в том числе с учетом упомянутых выше рекомендаций).

В практическом плане могут заслуживать внимания руководства отечественной дипломатии на ее китайском направлении следующие предложения:

• инициирование разработки проекта Программы дружбы и сотрудничества России и Китая (возможно, с участием Индии и др.) в XXI в.;

• обсуждение возможности заключения двустороннего российско-китайского Договора о международных отношениях нового типа (в дополнение к Договору 2001 г. или на смену ему и его аналогов применительно к другим субъектам международных отношений) и о совместном выживании и устойчивом мирно-гармоничном развитии человечества и других документов дипломатии нового типа;

• проработка и согласование вопроса о создании (под эгидой Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития,

ТПП РФ и других заинтересованных инстанций) единой Всероссийской ассоциации делового сотрудничества с Китаем (и ее аналога в КНР) и широкой сети российско-китайских Домов дружбы и сотрудничества;

• создание российско-китайского (и/или международного, например, под эгидой ШОС) НИИ (или исходно — национального Центра в рамках РАН) стратегической системологии нового гармоничного мироустройства;

• доработка и реализация новой парадигмы «внутреннего» оптимального жизнеустройства России, СГ, КНР и других прогрессивных геоцентров и их «внешнего» мирно-гармоничного со-развития;

• зондирование вопроса о провозглашении XXI в. веком дружбы народов России, СГ и Китая (с возможным присоединением к этой инициативе всех других заинтересованных сторон) и всей грядущей новой (верится, — «мирно-гармоничной») исторической эпохи — Эпохой дружбы народов России, СГ и КНР (и, по аналогии, других заинтересованных сторон).

Что же касается фактора подъема «патриотическо-националистической волны» во внутренней и внешней политике Китая и других стран на пути к «миру после рыночно-демократической глобализации», то данный феномен, как представляется, может быть эффективно сгармонизирован на путях геополитики оптимальной «универсализации». Разумеется, при этом речь пойдет не о навязывании нашей великой Родине, великому Китаю и другим моно- и многонациональным государствам внешних искусственных ценностей, а о всеобщем взаимоприемлемом историческом государственно-дипломатическом и общественно-дипломатическом компромиссе-консенсусе (всех) ведущих передовых геоцентров в отношении выбора основных путей, форм и методов оптимизации (гармонизации и т. д.) жизнеустройства по линии «человек—семья—общество» на Земле.

При всем этом наша великая возрожденная Родина, великомученически пострадавшая на Голгофе истории, по-видимому, может и должна выступить в роли инициатора и лидера всенародно-всечеловеческого, по возможности, мирного вселенского миротворческого наступления всех гармоничных сил социума

на пути к торжеству благих идеалов в мировой экономике, политике и культуре, в том числе, возможно, в духе пророчеств о том, что «Восток будет креститься в России»27.

В добрый путь! «Дорогу осилит идущий»!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Ban Лэй. Какой будет наша жизнь в 2050 году? // Китай. 2009. № 7. С. 46-47.

2 Китай глазами российских друзей / Общество российско-китайской дружбы. М., 2012. С. 21.

3 URL: http://www.russia.org.cn/rus/2827/31296493.html.

4 Лузянин С.Г. Пекин меняет мир // Российская газета. 23.11.2012.

5 См.: URL: www.inosmi.ru/world/20130114/204595110.html.

6 Ban Гyaнцянъ. Подъем Китая: «Пекинский консенсус» и «китайская модель» // Цаймао цзинцзи. 2008. № 2. С. 30. Приводится по: Kondparno-ea Л.И. 30 лет экономических реформ в КНР. Научный доклад (обсужден на Ученом совете ОМЭПИ РАН 29.05.2008 г. М., 2008. С. 46-47).

7 TumapeHKo М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М., 2012. С. 35-51, 144-150, 263-272.

8 Fenby Jonathan. China's domestic economy // Charting China's Future: Domestic and international challenges / Ed. by David Shambaugh. L. & N.-Y. 2011. P. 35.

9 Ibid. P. 40-43.

10 Nolan Peter. China and the Global Economy // Charting China's Future... P. 44-53.

11 См.: FaAenoem Ю.М. Моральный кодекс от Ху Цзиньтао // КНР перед XVII съездом КПК. Материалы ежегодной конференции Центра современной истории и политики Китая ИДВ РАН, январь 2007 г. Выпуск 22. М., 2008. С. 33-35.

12 См.: MepKynoe K.K. Путь России к постинформационизму. О концепции Спасения и Возрождения России и нового Союзного государства // Обозреватель. 2003. № 9. С. 95-103.

13 См.: Жэньминь жибао он-лайн. 17.03.2013. URL: http://russian. people.com.cn/31521/8170543.html.

14 URL: http://review.chita.ru/48058.

15 Жэньминь жибао он-лайн. 17.03.2013.

16 URL: http://review.chita.ru/48058.

17 Ibidem.

18 Ibidem.

19 URL: http://www.newsru.com/world/17mar2013/chinasi.html.

20 Жэньминь жибао он-лайн. 17.03.2013. URL: http://russian.people. com.cn/31521/8170543.htmI.

21 Там же.

22 URL: http://review.chita.ru/48058.

23 Европейский взгляд на Китай (международный контекст) / Экспресс-информация. М.: ИДВ РАН, 2012. № 5. С. 59—60.

24 Проблематика международных «особых отношений» классического военно-блокового типа была ранее подробно исследована нами в ряде публикаций. См., напр.: Меркулов Х.Х.Англо-американские отношения в 1980-е гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1990; Он же. Геостратегия ведущих индустриальных «центров силы» накануне XXI века. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1994; и др.

25 Многие факты такого рода приводятся, в частности, в фундаментальном труде патриарха отечественного китаеведения академика РАН С.Л. Тихвинского. См.: Тихвинский С.Л. Восприятие в Китае образа России. М., 2008.

26 См., напр.: Rise of China: Indian Perspectives / Editors: S.Gopal, Nabeel A. Mancheri. — National Institute of Advanced Studies (Indian Institute of Science Campus), Bangalore. Lancer, New Delhi, Frankfurt, IL, 2013. 244 p.

27 См., напр.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. М., 1997. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.