УДК 94:327(470 + 571 + 510)(477) Киреев Алексей Александрович
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, философии и культурологии Благовещенского государственного педагогического университета
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
Аннотация:
В статье рассматриваются тенденции российско-китайских отношений на фоне политического кризиса 2013-2015 гг. на Украине. Прослеживается ход событий, связанных со сменой власти в украинском государстве и его дезинтеграцией. Анализируются положение России на международной арене как страны, оказавшейся в центре этих событий, а также позиция Китая по отношению к урегулированию украинского кризиса. Представлены шаги Китая, направленные на выражение солидарности с Россией и укрепление сотрудничества в противостоянии американской гегемонии.
Ключевые слова:
Россия, Китай, украинский кризис, российско-китайские отношения, солидарность, мировая политика, американская гегемония, санкции.
Kireev Alexey Aleksandrovich
D.Phil. in History, Professor, General History, Philosophy and Cultural Studies Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University
RUSSIAN-CHINESE RELATIONS AFTER THE UKRAINIAN CRISIS
Summary:
The article discusses the tendencies of Russian-Chinese relations at the background of the political crisis of 2013-2015 in Ukraine. The author traces the events connected with the change of power in Ukraine and its disintegration. The paper analyzes the status of Russia in the international arena as a country being in the middle of these events, as well as the position of China in resolution of Ukrainian crisis. The author considers the steps of China expressing the solidarity with Russia and reinforcement of collaboration as opposition to American hegemony.
Keywords:
Russia, China, Ukrainian crisis, Russian-Chinese relations, solidarity, world politics, American hegemony, sanctions.
Российско-китайские отношения начиная с 1989 г., когда состоялся исторический визит лидера Советского Союза М. Горбачева в КНР, развиваются по нарастающей. После заключения в 2001 г. «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» и урегулирования вопроса о границах между Москвой и Пекином практически не осталось серьезных политических разногласий [1]. Тем не менее в двухсторонних отношениях сохранялась двойственность. С одной стороны, Россия и Китай одними их первых выступили за создание многополярного миропорядка - фактически это означало противостояние стремлению США и их союзников закрепить однополярную модель. С другой стороны, Китай имеет развернутые и глубокие связи с США, особенно в экономической сфере, и жесткое противостояние с Вашингтоном не входит в его планы. На ситуацию повлиял украинский кризис, который поставил перед двумя странами вопрос о судьбе дальнейших отношений.
Целью статьи является рассмотрение складывающихся тенденций в российско-китайских отношениях под влиянием украинского кризиса.
Украинским кризисом принято называть события, связанные со сменой власти и процессом дезинтеграции в этом государстве. Все началось как внутриполитический кризис, вызванный обострением противоречий между основными политическими силами по вопросу выбора дальнейшей стратегии развития страны. Поводом послужил отказ президента Украины Виктора Яну-ковича подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом.
К этому времени недовольство правительством и президентом обострялось на фоне ухудшавшегося экономического положения страны, в частности роста инфляции. Противостояние оппозиции и силовых структур на Майдане (площади Независимости в центре Киева) быстро привели к радикализации выступлений и появлению жертв. Кризис выявил неспособность украинской элиты выступить консолидированно по вопросу мирной эволюции власти. Ситуация усугубилась двумя моментами. Первый - вмешательство в события представителей ЕС и США, которые открыто поддержали оппозицию, что можно рассматривать как нарушение суверенитета страны. Второе - стремительный рост националистических настроений в рядах оппозиции. На первый план вышли откровенные радикальные экстремисты, например движение «Правый сектор». Одним из центральных лозунгов стала антирусская политика. Снос памятников Ленину был акцией открыто антироссийской, но радикалы превратили ее в антирусскую вообще. В условиях многонациональной страны это не могло не привести к углублению политического кризиса.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)
С февраля - марта 2014 г., когда радикальные лозунги о переустройстве Украины по «национальному» образцу стали звучать уже не только с улицы, но и из правительства и Верховной рады, началось движение русскоязычного населения, получившее название «Русская весна». Суть ее состояла в стремлении защитить свои права (в первую очередь пользование русским языком), а также остановить анархию, которую развязали националисты. На этом фоне украинский кризис становится международным.
Вмешательство Российской Федерации в украинские дела было предопределено стремлением защитить русскоязычное население и его права. Особо это касалось регионов компактного проживания русскоязычного населения - Крыма и юго-востока Украины. Если Крым удалось защитить мирно - 18 марта 2014 г. на основе решения референдума он был присоединен к России, то на юго-востоке началась гражданская война.
Последствия этих событий оказали большое влияние на современную систему международных отношений. Запад резко осудил действия России и ввел против нее санкции.
Фактически с весны 2014 г. прекратила существование модель «стратегического партнерства», на основе которой строились отношения России с Западом. Присоединение Крыма стало решительным шагом Москвы в сторону пересмотра правил мировой политики, сложившихся после окончания холодной войны в 1991 г. Прошлая система сложилась при пассивном участии России и не предусматривала активных внешнеполитических действий с ее стороны. Когда Москва делала попытки действовать в рамках своих национальных интересов, это приводило к проблемам в российско-западных отношениях. Примером являются торговые контакты России с Ираном, противодействие Москвы западной агрессии против Сербии и т. д.
Россия оказалась в политической изоляции со стороны стран Запада и их союзников. В этих условиях на первый план у российского руководства вышла задача укрепления отношений с другими крупными региональными лидерами, в первую очередь с Китайской Народной Республикой. Это обусловлено тем, что между странами существуют крепкие политические контакты. Сложившаяся политическая ситуации рассматривалась как стимул для расширения экономических отношений.
Имелись на этом пути и трудности. Китай, в отличие от России, выступает за эволюционную трансформацию международных отношений. Проблемы, которые Китай, Индия, Бразилия и вообще незападные центры силы имеют в отношениях с США, сходны с проблемами, существующими у России. Все они хотят ограничить американское военное присутствие у своих границ и чтобы их окружали дружественные соседи [2].
Поведение России в отношении Украины и Крыма насторожило китайское руководство. Ведь такие действия могут рассматриваться как прецедент. Как поведут себя США в отношении России? Все ограничится экономическими санкциями или дело дойдет до силового противостояния? Сможет ли Россия выстоять против давления и навязать свои правила игры или надорвется и это приведет к внутриполитической трансформации? Эти вопросы очень интересуют китайскую политическую элиту [3].
В ходе развития украинского кризиса Китай долгое время молчаливо поддерживал действия России. 21 ноября 2014 г. МИД КНР прямо заявил, что Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса. Официальная позиция прозвучала так: Китай выступает против провозглашения независимости каких-либо народностей путем референдумов, однако это не относится к воссоединению Крыма с Россией ввиду особой истории Крыма [4]. С учетом наличия у Китая проблем с сепаратизмом Тибета и иных национальных вопросов китайцы выразили самую большую поддержку России, какую могли.
В мае 2014 г. в ходе визита президента России Владимира Путина в Китай были подписаны беспрецедентные договоренности о расширении экономического сотрудничества, в том числе соглашение о поставках газа в КНР [5]. В октябре того же года в ходе визита в Россию премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна был подписан дополнительный пакет соглашений [6]. В декабре 2014 г., в момент финансового кризиса в России, вызванного резким падением рубля, китайское правительство предложило оказать финансовую поддержку России.
Таким образом, Китай проводил политику, направленную на выражение солидарности с позицией России.
Спустя год после присоединения Крыма к России позиция Китая по этому вопросу была озвучена премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на пресс-конференции по итогам очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей. По его мнению, вопрос Крыма должен решаться путем переговоров, поскольку он очень сложный и оказал сильное геополитическое влияние [7].
Осторожность правительства Китая можно понять. Ведь недаром первое зарубежное турне президента США после крымских событий было не в Европу, а в Азию - в Японию, на Филиппины,
то есть в те страны, которые в большей степени опасаются Китая. Американцам важно было успокоить своих союзников и предостеречь Китай.
Тем не менее интерес Китая к событиям вокруг Украины будет оставаться высоким. Россия пошла на прямое столкновение с Западом в момент экономической стагнации. Китай же продолжает усиливаться, и ему не нужно делать резких движений, чтобы не обострять отношений с США. Однако и прогибаться под американским нажимом Пекин не собирается. Украинский кризис сблизил Россию и Китай, и этот процесс несет обоюдные выгоды обеим странам. Вопрос состоит в том, насколько глубоким будет политическое сотрудничество.
Ссылки:
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2001/07/30565.shtml (дата обращения: 26.05.2015).
2. Готовность номер один. В БРИКС согласовали «стратегию будущего» к саммиту в Уфе [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 25 мая. URL: http://www.rg.ru/2015/05/25/briks.html (дата обращения: 26.05.2015).
3. Украинский кризис: двойственная стратегия: позиция Китая по Украине // Ведомости. 2014. 11 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.rU/newspaper/articles/2014/03/11/dvojstvennaya-strategiya-poziciya-kitaya-po-ukraine (дата обращения: 26.05.2015).
4. МИД КНР: Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 21.11.2014. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1588097 (дата обращения: 25.05.2015).
5. Документы, подписанные в рамках официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Китайскую Народную Республику [Электронный ресурс] // Президент России. 20.05.2014. URL: http://news.krem-lin.ru/ref_notes/1643 (дата обращения: 25.05.2015).
6. Визит Ли Кэцяна успешен, но новые соглашения предстоит реализовать [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 15.10.2014. URL: http://ria.ru/moscow/20141015/1028412236.html (дата обращения: 25.05.2015).
7. Китай предложил решить вопрос Крыма на переговорах [Электронный ресурс] // Лента. URL: http://lenta.ru/news/2015/03/15/china/ (дата обращения: 25.05.2015).