Научная статья на тему 'К анализу новых моментов во внешней политике КНР'

К анализу новых моментов во внешней политике КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1605
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ НА ЗАПАД / КИТАЙ И ЕВРОПА / КИТАЙ И УКРАИНА / ВОССОЕДИНЕНИЕ ТАЙВАНЯ С МАТЕРИКОМ / ТАЙВАНЬ / КИТАЙ / mainland—Taiwan unification / drive to the West / China and Europe / China and Ukraine

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ларин Александр Георгиевич

Активизация внешней политики КНР ее «выход из тени», обусловленный увеличением национальной мощи, рассматривается на двух примерах: 1. Китай значительно расширил экономическое сотрудничество с европейскими странами и создал благоприятные предпосылки для наращивания своего присутствия на Украине в результате украинского кризиса он оказался в выигрыше в отношениях с Россией. 2. В АТР увеличение влияния Китая ведет к маргинализации Тайваня, для которого интеграция с материком (всячески им стимулируемая) оказывается единственно возможным способом выжить. Это порождает на Тайване представления о неизбежности воссоединения с материком, а в США о нецелесообразности долгосрочного курса на поддержку статус-кво Тайваня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ANALYSIS OF NEW FACTORS IN THE FOREIGN POLICY OF THE PRC

Activation of China"s foreign policy — its “going out of the shadow" due to the increase of national power, is studied here through two cases: (1). China has considerably expanded its economic cooperation with European countries and created favorable conditions for increasing its presence in Ukraine. As a result of the Ukrainian crisis China has gained an advantage in relations with Russia. (2). In Asia-Pacific the increase of China"s influence leads to the marginalization of Taiwan for whom integration with the mainland (strongly stimulated by Beijing) becomes the only possible way to survive. This induces in Taiwan the feeling of the inevitable reunification with the mainland, and in the USA — the idea that the long-term course for support of the Taiwan"s status quo will be inefficient.

Текст научной работы на тему «К анализу новых моментов во внешней политике КНР»

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

51

А.Г. Ларин'

К АНАЛИЗУ НОВЫХ МОМЕНТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КНР

Аннотация. Активизация внешней политики КНР — ее «выход из тени», обусловленный увеличением национальной мощи, рассматривается на двух примерах: 1. Китай значительно расширил экономическое сотрудничество с европейскими странами и создал благоприятные предпосылки для наращивания своего присутствия на Украине; в результате украинского кризиса он оказался в выигрыше в отношениях с Россией.

2. В АТР увеличение влияния Китая ведет к маргинализации Тайваня, для которого интеграция с материком (всячески им стимулируемая) оказывается единственно возможным способом выжить. Это порождает на Тайване представления о неизбежности воссоединения с материком, а в США — о нецелесообразности долгосрочного курса на поддержку статус-кво Тайваня.

Ключевые слова: продвижение на Запад; Китай и Европа; Китай и Украина; воссоединение Тайваня с материком.

Последние несколько лет в китайских политологических кругах становится все более популярной концепция «продвижения на Запад» (си цзинь). Совокупность ее многочисленных трактовок охватывает два измерения: внутри страны она

* Ларин Александр Георгиевич, к. филол. н., в. н. с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

52

Международные отношения КНР

означает освоение западных районов, в международном плане — активизацию внешней и внешнеэкономической политики на всей той части евразийского континента, которая лежит на запад от Китая. В ходе дискуссий эксперты то и дело напоминают, что, сосредоточивая внимание на западном направлении, нельзя принижать и значение «выхода на Восток» (дун чу), да и вообще необходимо действовать во всех направлениях, учитывая, разумеется, специфику каждого. Полная формула в одном из вариантов выглядит следующим образом: «Обеспечить стабильность на Востоке, держаться крепко на Севере, продвигаться на Запад, спускаться на Юг» (дун вэнъ, бэй цян, си цзинь, нанъ ся)1. Тезис относительно Севера расшифровывается как «укрепление стратегического партнерства с Россией». Излагая смысл этих лозунгов, эксперты, как правило, апеллируют к торгово-экономическим потребностям страны и нередко обращаются к задаче стратегического противостояния политике Соединенных Штатов. Фактически все это свидетельствует о происходящей модернизации внешнеполитической идеологии и стратегии Китая, обусловленной тем, что он почувствовал свою возросшую мощь и теперь намерен использовать ее, отказываясь от прежнего принципа «держаться в тени».

Переход КНР к новой стратегии, по сути дела, является глобальным, он ощущается на всех азимутах его международной деятельности и требует тщательного всестороннего исследования. В предлагаемой статье мы ставим перед собой существенно более скромную задачу: вкратце рассмотреть в качестве примеров политику Китая на западе евразийского континента — в Европе — и в одной из его крайних восточных частей — на Тайване.

Успехи Китая в Европе

Последние 10 лет Европейский Союз занимает 1-е место среди торговых партнеров Китая, ранжированных по уровню товарооборота, а Китай — 2-е место среди партнеров ЕС. За этот период объем двусторонней торговли учетверился, составив в 2013 г. 559,1 млрд долл2. Однако возросшие возможности

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

53

и потребности Китая открывают новые перспективы для сотрудничества сторон. Он надеется получить в Европе современные плоды научно-технического прогресса: технологии, машины, «ноу-хау». Пребывающая в долговом и финансовом кризисе Европа готова расширить торговлю с КНР, чтобы преодолеть торговый дефицит (в 2013 г. — более 180 млрд долл.), а сверх того, рассчитывает на приток китайских капиталов, пока крайне незначительный — порядка 1 % от всех прямых иностранных инвестиций против 21 % из США3.

Крупный шаг в расширении экономического сотрудничества был сделан в апреле 2014 г. во время поездки Председателя КНР Си Цзиньпина: стороны подписали более 120 соглашений на десятки миллиардов долларов, охватив такие важнейшие отрасли, как финансы, энергетика, транспорт, агропромышленный сектор, культура, образование и т. д. В числе сделок — договор стоимостью 1 млрд долл. между германской и китайской автомобилестроительными компаниями, межбанковское соглашение о создании в Германии расчетного финансового центра по работе с юанями, договор о поставке в КНР 70 широкофюзеляжных самолетов из Франции на 10 млрд долл. Си Цзиньпин предложил довести товарооборот с ЕС до 1 трлн долл. к 2015 г. и инвестировать100 млрд долл. в экономику восточноевропейских стран.

Однако китайские идеи относительно экономического пояса Шелкового пути были встречены хотя и позитивно, но отнюдь не с таким энтузиазмом, как ранее в странах Центральной Азии. В Совместном заявлении об углублении китайско-европейских взаимовыгодных и обоюдно выигрышных отношений всестороннего стратегического партнерства лишь скупо и расплывчато отмечалось: «Транспортные связи Китай—Европа обладают огромным потенциалом. Обе стороны решили совместно выявлять точки соприкосновения китайской инициативы, касающейся Шелкового пути, и политики ЕС; изучить выдвинутые в порядке общей инициативы вопросы развития сотрудничества вдоль “экономического пояса Шелкового пути”»4.

Еще более прохладно отнеслись в ЕС к призыву Си Цзиньпина «стремиться к созданию зоны свободной торговли». Как

54

Международные отношения КНР

отмечала китайская пресса, «Европейская Комиссия пока еще не убеждена, что настало время подписать соглашение о свободной торговле между Китаем и ЕС»5. По-видимому, в Европе, как и в странах Центральной Азии, опасаются, что появление зон свободной торговли может привести к неконтролируемому наплыву дешевых китайских товаров (и, возможно, рабочей силы), а это чревато подрывом национальных экономик.

Со своей стороны, Пекин едва ли готов пойти навстречу претензиям европейского бизнеса, недовольного недоступностью для иностранных инвесторов больших секторов китайского рынка, таких как транспорт, телекоммуникации, здравоохранение. К тому же китайское правительство пока не в состоянии взять под контроль распространенное в стране нарушение интеллектуальных прав.

Неудивительно, что в цитированном выше Совместном заявлении тема свободной торговли прозвучала предельно глухо: Китай и ЕС обязались «впредь стоять за мировую экономику открытого типа, за справедливые, прозрачные, основанные на четких принципах условия торговли и инвестиций, против протекционизма».

Помимо всего этого, отношения между КНР и ЕС осложняются вследствие государственного субсидирования китайских компаний, позволяющего им демпинговать на рынках Старого Света. В 2013 г. между Китаем и ЕС развернулась торговая война: Еврокомиссия приняла жесткие антидемпинговые меры в отношении китайских солнечных батарей, в ответ Пекин начал расследование в отношении европейских экспортеров химических компонентов для батарей6.

Тем не менее визит лидера КНР в Европу как и до того, в сентябре 2013 г., в страны Центральной Азии под лозунгами «экономического пояса Шелкового пути» — знаменуют собой триумфальное шествие китайской экономической дипломатии по евразийскому континенту.

Особый случай представляет собой Украина.

В декабре 2013 г. в ходе визита президента Украины В. Януковича в КНР стороны, согласно сообщениям прессы, заключили соглашение о строительстве в Крыму в течение двух лет глу-

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

55

боководного порта, в который могли бы заходить суда с грузами из Китая вместо того, чтобы идти через Гибралтар вокруг всей Западной Европы. Предполагалось, что из Крыма китайские товары будут расходиться по всей европейской части континента7. Создание нового крупного перевалочно-логистического узла китайская пресса прямо связывала с возрождением Шелкового пути.

Украина не принадлежит к числу ведущих торгово-экономических партнеров Китая, однако Пекин придает ей важное геополитическое и стратегическое значение в рамках постсоветского пространства, что нашло свое отражение в выдвинутой им формуле: «Россия — ось СНГ, Казахстан и Украина — две его опоры». Заключенное в этой формуле представление о «многополярном» устройстве СНГ, признающее за Россией положение скрепляющей силы, но не обладателя абсолютной монополии на лидерство, следует признать справедливым. Подчеркивание значимости Украины вполне отвечает ее собственному стремлению играть для Китая роль «ворот в Европу», заявленному почти сразу после превращения ее в самостоятельное государство. В 2011 г. стороны подписали Совместную декларацию об установлении и развитии отношений стратегического партнерства.

Китайско-украинская торговля невелика по объему и носит характер, в настоящее время типичный для торгового обмена КНР с постсоветскими государствами: в экспорте КНР на первом месте стоят машины, оборудование, механизмы; в экспорте Украины — сырьевые материалы. Но Украина представляет для Пекина высокую ценность как перспективное поле приложения инвестиций и источник некоторых современных технологий, особенно в военной и аэрокосмической областях. Пекин и Киев заключили соглашения не менее чем о двух десятках проектов, в сумме способных поднять их экономические отношения на качественно новую высоту. В Крыму, помимо названного выше нового порта, предполагались также реконструкция севастопольского порта и возведение завода по производству сжиженного газа.

К моменту возникновения украинского кризиса все эти проекты находились на различных этапах обсуждения, разработки,

56

Международные отношения КНР

реализации, однако ни один не был завершен. Для большинства из них не были определены ни сроки, ни объемы, ни источники финансирования. Что же касается последнего, крымского проекта, то он с самого начала вызвал недоуменные вопросы, например:

• для чего вкладывать огромные средства в строительство нового порта, если неподалеку находится другой большой морской торговый порт — Одесса, который китайцы уже взялись модернизировать8? Не говоря уже о том, что греческий порт Пирей, частично принадлежащий Китаю, уже интенсивно используется для доставки грузов в Европу, а морской путь до него короче, чем до Крыма;

• какой газ предполагается сжижать и вывозить из Крыма, если Украина импортирует газ из России и испытывает огромные трудности с его оплатой?

Возникает впечатление, что проект индустриализации Крыма был совершенно не проработан, перспективы его реализации крайне сомнительны и, следовательно, его подписание преследовало чисто политические цели. Такой целью для Китая могло быть оказание поддержки курсу украинского президента, который отдал предпочтение ЕС перед Таможенным союзом, воздвигшем тарифные барьеры на пути экспорта китайских товаров. Возможно также, Пекин стремился в очередной раз громко заявить о себе как о сильном и перспективном участнике экономического строительства в Восточной Европе.

Для Януковича же важно было поднять свой престиж в глазах как внешних партнеров, так и оппозиции внутри страны, не говоря уже о собственном народе. Таким образом, экономические взаимоотношения Китая с Украиной стали деформироваться под воздействием политического фактора. В пользу этого предположения говорит и заключенное несколько раньше сенсационно прозвучавшее китайско-украинское соглашение о передаче Китаю в аренду 3 млн га пехотной земли на территории нескольких украинских областей. Прошло немного времени, и министр аграрной политики и продовольствия Украины Н. Присяжнюк заявил: «Об аренде земли китайскими компаниями речь не идет ни на каком уровне»9.

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

57

Присоединение Крыма к России сняло проект его индустриализации с повестки дня, а экономическое сотрудничество Киева с Пекином вне Крыма затормозилось в связи с украинским кризисом. Вместе с тем КНР, заняв, по сути дела, нейтральную позицию в противостоянии России и Запада (на неофициальном уровне эта позиция выглядит несколько более пророссийской), энергично подключилась к процессу урегулирования кризиса и выступила с пакетом собственных предложений. Тем самым она в очередной раз демонстрирует евроазиатский размах своих амбиций и возможностей в международных отношениях и одновременно готовит почву для последующего сближения с Киевом. А Киев, по всей видимости, охотно пойдет навстречу Пекину, в лице которого приобретет сильного и дружественно настроенного партнера, и после нормализации обстановки на Украине их совместные проекты (помимо Крыма) смогут быть возобновлены. Таким образом, в конечном счете Китай оказался в выигрыше. В СМИ появилась даже версия, что он уже сейчас получит своего рода утешительный приз, приняв участие в строительстве транспортного перехода через Керченский пролив10. Однако, как нам кажется, Китай едва ли согласится на этот шаг, фактически вовлекающий его в российско-украинский конфликт.

(Заметим в скобках, что Россия, наоборот, проиграла: ее отношения с Украиной приобрели антагонистичный характер, с Западом — конфронтационный, в Европе усилилось стремление избавиться от энергетической зависимости от России, а перспектива расширения Таможенного союза за счет присоединения к нему Украины перечеркнута навсегда. Вследствие всего этого ее позиции в диалоге с Китаем сделались более слабыми.)

Тайваньская проблема: новый этап, новейшие акценты

Современный этап отношений между берегами Тайваньского пролива качественно отличается от предшествующего: от военно-политической конфронтации стороны перешли к сотрудничеству и активному диалогу, а в рамках этого этапа последнее

58

Международные отношения КНР

время наметились новые тенденции. Ниже мы хотим рассмотреть содержание данного этапа как процесс, закономерным следствием которого стали характерные подвижки, пока еще небольшие, не только в обстановке в проливе, но и в ее восприятии в США.

Фундаментальная и, пожалуй, решающая черта сегодняшних отношений «через пролив» — это глубокая и непрерывно растущая интеграция Тайваня в экономику материкового Китая. Процесс интеграции развивается по нескольким направлениям.

Первое. Интеграция в сфере торгового обмена. О ней заговорили еще в первой половине «нулевых» годов, когда межбереговая торговля начала бурно развиваться и материковый Китай стал превращаться в одного из ведущих торговых партнеров острова. За 2008—20013 гг. прирост торгового оборота составил 52,7 %, увеличение тайваньского экспорта — на 51,6 %, импорта — на 57,0 % (табл. 1).

Таблица 1. Объем межбереговой торговли (2008—2013 гг.), млрд долл.

Годы Оборот Тайваньский экспорт Тайваньский импорт

2008 129,22 103,34 25,88

2009 106,22 85,72 20,50

2010 145,41 115,74 29,67

2011 160,02 124,92 35,10

2012 168,98 132,21 37,77

2013 197,28 156,64 40,64

Источники: Чжун хуа жэньминь гун хэ го гоцзя тунцзи цзюй : [Государственное бюро статистики КНР]. 2008—2012. URL: http://data.stats. gov.cn/workspace/index;jsessionid=480C0531DF8743FA75E0E19A32729B5A?m =hgnd

Ministry of Commerce. People's Republic of China // Mainland-Taiwan Trade And Investment During January-December 2013. 2013. URL: http:// english.mofcom.gov.cn/article/statastics/lanmubb/hkmacaotaiwan/201402/20140 200485384.shtml

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

59

Более значительному росту межбереговой торговли, по мнению специалистов КНР, препятствовали: перестройка экономической модели на материке, в результате которой сократилась потребность в тайваньских товарах; ухудшение международной экономической обстановки, что привело к сокращению заказов на продукцию предприятий материка, а отсюда — и заказов этих предприятий на тайваньскую продукцию; создание на материке в ходе экономического развития собственного производства товаров, аналогичных тайваньским, что опять-таки неблагоприятным образом сказывается на закупках тайваньской продукции11.

Тем не менее статистика показывает, что материковый Китай прочно занял место главного торгового партнера Тайваня. По тайваньским данным, в 2013 г. доля материкового Китая (вместе с Сянганом и Аомэнем) в общем объеме внешней торговли Тайваня составила 28,8 %, в экспорте — 39,7 %, в импорте — 16,4 %12. Высокая доля Китая в тайваньском экспорте имеет особое значение, поскольку 70 % ВВП Тайваня дает именно экспорт его продукции.

Нелишне отметить, что китайское правительство проводит политику содействия тайваньским компаниям, помогая им расширить рынки сбыта на материке, закупая у них продукцию сельского хозяйства и рыболовства13.

В успешном развитии межбереговой торговли огромную роль сыграло установление еще в 2008 г. прямых связей через Тайваньский пролив — торговых, транспортных и почтовых. Вскоре после этого частота авиарейсов достигла нескольких сотен в неделю, т. е., по сути, дела между берегами был выстроен воздушный мост, который в 2013 г. связал остров даже с городами западного Китая14. Стали создаваться новые морские пути, и в 2013 г. вслед за маршрутом Цзиньчжоу (Гуанси-Чжуанский автономный район) — Гаосюн был открыт контейнерный маршрут Бэйхай (пров. Гуанси) — Гаосюн.

Второе. Были ослаблены ограничения на инвестиции тайваньских компаний на материке. Прежний потолок, зависевший от величины чистых активов компании и составлявший от 20 до 40 % их стоимости, был повышен до 60 % для всех

60

Международные отношения КНР

компаний15. Получили доступ на материк финансовые институты Тайваня. По китайским данным, на конец 2013 г. администрацией материка было одобрено 90 018 проектов с тайваньскими инвестициями, а объем реально использованных тайваньских инвестиций достиг 59,13 млрд долл., что составило 4,2 % от общего объема реально использованных иностранных инвестиций. (Правда, в 2013 г. число одобренных проектов с тайваньским капиталом — 2017 — сократилось по сравнению с предыдущим годом на 9,5 %, а объем реально использованных тайваньских капиталов сократился на 26,7 % и составил 2,09 млрд долл.16)

В пров. Фуцзянь была создана новая экономическая зона — экспериментальный проект с прицелом на привлечение тайваньских инвестиций и, возможно, на экономическое сращивание с Тайванем по модели Шэньчжэнь — Сянган17.

Третье. Тайваньские власти решили ослабить существовавшие для китайских компаний запреты и ограничения на инвестиции в тайваньскую промышленность, размещение средств в тайваньских банках и приобретение собственности на острове. Первоначально капиталы с материка не допускались на Тайвань, но с 2009 г. для них были открыты 64 сегмента тайваньской промышленности — это 30 % всех ее сегментов — и 11 областей инфраструктурного строительства с тем условием, что при строительстве аэропортов и морских портов доля материковых компаний не будет превышать 50 % суммарных инвестиций18. К середине 2012 г. инвестиции с материка были вложены в 408 проектов19: в современные технологии, обрабатывающую промышленность, сферу обслуживания, строительство20. И если в 2011 г. инвестиции с материка составляли всего 43,74 млн долл., то в 2012 г. — на порядок выше: 327,07 млн21.

Таким образом, если прежде только тайваньские компании работали на материке, то теперь начался процесс взаимопроникновения сторон на рынки друг друга.

Четвертое. С начала нынешнего этапа межбереговых взаимоотношений до конца 2013 г. стороны подписали 18 экономических соглашений, в том числе: о расчетах в юанях; о торговле услугами (соглашение расширяет или открывает тайваньским

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

61

компаниям доступ в такие сектора бизнеса, как банковский, больничный, строительный, туристический); о защите инвестиций; о таможенном сотрудничестве.

Было заключено (2010 г.) имеющее принципиально важное значение так называемое Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве (на обоих берегах его часто обозначают английской аббревиатурой ECFA — Economic cooperation framework agreement). Министерство коммерции КНР заявило, что Рамочное соглашение «открыло новую эру в отношениях через пролив»22. Основной смысл соглашения состоит в следующем.

Последние годы страны АТР стали создавать сеть преференциальных экономических отношений друг с другом, заключая соответствующие соглашения и образуя зоны свободной торговли. Наиболее продвинутые в этом отношении страны участвуют в двух-трех десятках соглашений о свободной торговле, в том числе Китай — в 22, Тайвань же участвовал всего в семи23. Дело в том, что его специфический международный статус, а возможно, и непубличные сигналы из Пекина заставляют региональных игроков держаться в некотором отдалении от Тайбэя, который, таким образом, оказывается окруженным высокими таможенными барьерами, теряет конкурентоспособность и оттесняется на обочину процесса регионализации. Вступившее в силу 1 января 2010 г. соглашение о зоне свободной торговли АСЕАН+Китай сделало положение Тайваня на рынках этих стран чрезвычайно уязвимым.

Рамочное соглашение позволило в значительной мере уравнять позиции Тайваня на китайском рынке с позициями его конкурентов — стран АСЕАН и Южной Кореи: с 2011 г. в три приема были снижены тарифы на экспорт 539 видов продукции с Тайваня на материк и на 267 видов товаров — с материка на Тайвань, а с января 2013 г. тарифы были полностью отменены24. В Тайбэе надеялись, далее, что подписание Рамочного соглашения позволит ему выйти из изоляции и шире интегрироваться в региональную экономику. И действительно, в 2013 г. Тайвань подписал Соглашение об экономическом сотрудничестве с Новой Зеландией и Соглашение об экономическом партнерстве с Сингапуром. По оценке тайваньских экспертов, собственно хо-

62

Международные отношения КНР

зяйственный эффект от этих соглашений будет не столь уж велик (прирост ВВП на 300 млн и 700 млн долл. соответственно), однако сам факт их подписания послужит примером для других

25

стран.

Прогресс в межбереговых отношениях не ограничился, однако, сферой экономики. В 2008 г. после почти 10-летнего перерыва главный канал связи материка и острова — переговоры квази-правительственных организаций: материковой Ассоциации связей через пролив и тайваньского Фонда обменов через пролив — возобновил свою работу и приобрел характер постоянного консультационного механизма. В 2013 г. впервые было решено организовать регулярные прямые контакты между государственными учреждениями высокого уровня: Канцелярией Госсовета КНР по делам Тайваня и тайваньским Советом по делам материка26. Стало развиваться сотрудничество специализированных административных структур, включающее в себя взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с преступностью, функционирование «горячей линии» в целях оказания срочной медицинской помощи, совместные учения морских спасательных служб и т. п.

В 2011 г. тайваньские университеты впервые открыли двери для студентов с материка, число которых в тот же год приблизилось к тысяче27. В 2013 г. было объявлено, что китайское правительство будет оказывать поддержку тайваньцам — выпускникам вузов на материке, желающим открыть собственный бизнес, и будет предоставлять им субсидии для прохождения бизнес-курсов28.

Количество туристов с Тайваня, посетивших материк в 2012 г., составило 5,34 млн человек. В том же году на Тайване побывали 2,53 млн туристов с материка, что означало двукрат-ньш прирост по сравнения с предыдущим годом 9.

Вообще, на берегах Тайваньского пролива воцарилась небывалая прежде атмосфера, пусть и сдерживаемая наличием серьезных нерешенных проблем. Приметами нового времени стали частые и разнообразные двусторонние форумы, обмены визитами, культурные мероприятия и т. д., широко освещаемые в СМИ. Специалисты неожиданно для себя обнаружили, что

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

63

«тайваньская массовая культура входит в моду в континентальном Китае, где во многих городах возникают «тайваньские улицы», а Тайвань становится образцом для подражания в развле-

« 30

кательной индустрии» .

Неоднократно поднимавшаяся в прошлом тема возможного применения силовых мер в ответ на откровенно сепаратистские действия сторонников «независимости Тайваня» теперь перестала звучать. Руководители КНР демонстрируют максимальное уважение к тайваньскому партнеру, они настойчиво убеждают тайваньцев, что не ищут для материка особых выгод, а движет ими забота об общем благе обоих берегов пролива.

Все это вместе взятое в сочетании с признанием принципа «одного Китая» (в качестве одной из форм которого выступает «консенсус 1992 г.») и единства китайской нации и составляет новый облик отношений между берегами тайваньского пролива. На XVIII съезде КПК в 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао говорил: «Между берегами сложилась система всеохватывающих обменов, создана новая ситуация — ситуация мирного развития». Там же он подтвердил основные установки тайваньской политики Пекина:

«Решение тайваньской проблемы, полное объединение родины — это неостановимый исторический процесс. Мирное объединение наилучшим образом соответствует коренным интересам китайской нации, в том числе тайваньских соотечественников».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Необходимо придерживаться курса на мирное объединение по формуле “одно государство, два строя”».

«Оба берега должны последовательно выступать против “независимости Тайваня”, стоять на общей платформе “консенсуса 1992 г.”».

В то же время во взаимоотношениях двух берегов еще остаются сложные нерешенные проблемы. Более того, по мнению некоторых китайских специалистов, «межбереговые отношения постепенно переходят от мелких и легких проблем к глубоким и трудным»31. Это относится, прежде всего, к налаживанию диалога по политической тематике. Если Пекин держит курс на открытие такого диалога, то Тайбэй предпочитает его отклады-

64

Международные отношения КНР

вать, предполагая, что диалог непременно повернет к дискуссии относительно объединения, на которое он пока не готов пойти, считая за лучшее сохранение статус-кво острова.

В настоящее время объединение не стоит непосредственно в повестке дня, руководители КНР выдвигают в качестве более близкой задачи заключение мирного соглашения, что позволило бы сделать огромный шаг вперед в деле укрепления доверия и обеспечения безопасности в Тайваньском проливе. На Тайване мысли о подобном соглашении высказывалась уже давно. Но в реальности это — шаг сложнейший и в высшей степени деликатный, поскольку затрагивает область военных приготовлений и военного баланса. На XVIII съезде КПК Ху Цзиньтао выдвинул эту идею в самых недвусмысленных выражениях: «Надеюсь, что стороны, объединив свои усилия, обсудят межбереговые отношения применительно к специфическим условиям, когда страна еще не объединилась, и примут соответствующие разумные решения; надеюсь также, что они проведут консультации относительно создания механизма взаимного доверия в сфере военной безопасности»32. Вместе с тем председатель КНР Си Цзиньпин в одной из бесед с представителями тайваньской стороны подчеркнул: «Проблема существующих между нами политических расхождений, в конце концов, шаг за шагом должна быть решена, она не может передаваться из поколения в поко-

33

ление» .

По мнению китайских политологов, благодаря активной политике китайского руководства в позиции тайваньского президента Ма Инцзю последнее время произошли небольшие, но характерные позитивные подвижки: он теперь подчеркивает, что «отношения двух берегов являются не международными отношениями, а отношениями особого типа»; не выдвигает требования, чтобы в межбереговых взаимоотношениях сначала решались экономические вопросы, а политические — позже; он стал с большим интересом относиться к идее встречи с Си Цзинь-

34

пином .

Эти мелкие нюансы крайне важны потому, что имеют место на фоне далеко не простой политической обстановки на острове, где стоящему у власти Гоминьдану противостоит мощная по

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

65

местным меркам Демократическая прогрессивная партия с ее идеями «независимости» Тайваня. ДПП предъявляет главе нынешней администрации Ма Инцзю целый ряд серьезных обвинений, в том числе: в отношениях с материком он жертвует интересами и суверенитетом Тайваня, и подписанное им Рамочное соглашение ставит Тайвань в сверхзависимость от большого партнера; экономические связи через пролив идут не на пользу жителям острова; происходящий вынос производств на материк и в другие страны оборачивается для Тайваня опустошением промышленности и высоким уровнем безработицы; предусмотренный Рамочным соглашением свободный обмен услугами грозит тайваньцам разорением и т. д. Следует, как считает ДПП, сформировать сначала «тайваньский консенсус», который учитывал бы волю жителей острова, а затем, исходя из его положений, «консенсус двух берегов»35.

Сила ДПП проистекает в значительной мере из того обстоятельства, что она является выразителем весьма значимой в местном обществе тенденции «тайваньской идентичности» — представления о том, что обитатели Тайваня являются отдельной, отличной от материка общностью с собственной историей и культурой. Ощущение «тайваньской идентичности» исторически сложилось на острове как результат его окраинного положения в государстве, оторванности от страны в период японского колониального господства, наконец, как следствие конфликтов между гоминьдановским диктаторским режимом и местным населением после окончания Второй мировой войны. С конца XX в. «тайваньская идентичность» стала подпитываться ростом благосостояния населения и привычкой жить в условиях демократических свобод. Гоминьдан в это время стал «тайванизиро-ваться», однако недоверие к гоминьдановским чиновникам как к «пришлым» в народе сохранилось. В настоящее время определенные особенности жителей Тайваня в образе жизни, мышления, в культуре и языке являются объективным фактом. Очередной опрос на тему национального самосознания, проведенный в июне 2010 г. университетом Чжэнчжи, дал такие результаты: 52,4 % респондентов объявили себя тайваньцами; 40,4 % — тай-ваньцами и китайцами одновременно, и только 3,8 % — китай-

66

Международные отношения КНР

цами. При этом, как отмечают эксперты, «политическая разрядка, экономическая интеграция, растущее число туристов из КНР, посещающих Тайвань, допуск студентов из КНР в тайваньские колледжи и университеты сопровождаются нарастающей тенденцией тайванизации в культурной сфере и вопросах идентичности»36. Это объясняет, почему подавляющее большинство населения Тайваня неизменно выступает за сохранение статус-кво острова.

В Пекине отчетливо осознают эту ситуацию и самым основательным образом учитывают ее в отношениях с Тайванем. На встрече с почетным председателем партии Гоминьдан Лянь Чжанем в феврале 2014 г. Си Цзиньпин, отмечая, что у жителей Тайваня имеется свой менталитет, обусловленный особенностями истории острова и его социальной среды, заявил: «Мы пол-

« 37

ностью понимаем чувства тайваньских соотечественников» . Гибкий подход Пекина проявился, в частности, в чувствительном для Тайбэя вопросе о равноправии сторон в процессе переговоров. Считая Тайвань провинцией КНР, руководство страны, тем не менее, устами Си Цзиньпина выразило готовность «проводить равноправные консультации с Тайванем по межбереговым проблемам на основании принципа “одного Китая” и

38

принять для этого справедливые и разумные меры» .

Радикальное обновление отношений между двумя берегами внешне никак не отразилось на американо-тайваньских союзнических связях. США по-прежнему держат курс на укрепление вооруженных сил острова посредством поставок ему военной техники. В сентябре 2011 г. администрация Обамы обнародовала решение продать Тайваню большую партию военных товаров, правда на несколько меньшую сумму, чем планировалось ранее, — на 5,3 млрд долл. Вместо истребителей F-16 было решено предоставить Тайваню оборудование для модернизации имеющихся у него самолетов этой марки, а также техническую поддержку и логистическую помощь. В сделку вошла также программа подготовки пилотов. В ноябре 2013 г. на Тайвань была поставлена первая партия — 6 из 30 самых современных боевых вертолетов «Апач»39, что вызвало резкий протест со стороны Пекина. Впрочем, в условиях роста военной мощи КНР и

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

67

старения тайваньского оружейного арсенала, пусть даже частично обновляемого с американской помощью, возникший в 2005 г. разрыв40 между силами Пекина и Тайбэя неизбежно возрастает, и это обстоятельство служит для Пекина еще одним источником терпеливости в решении тайваньской проблемы.

Увеличение военного могущества Китая, а также происходящее сближение Пекина и Тайбэя — процессы, которым США на в силах противостоять, — не могут не оказывать «размягчающего» действия на американское общественное мнение. В публичном пространстве США стали появляться высказывания на тему о том, что пора «оставить Тайвань», поскольку он «уходит от США и идет к Китаю», к тому же «военный баланс между берегами нарушен», а все это снижает роль острова как американского опорного узла в сдерживании Китая. Зазвучали сомнения в полезности продажи Тайваню военной техники, в целесообразности поддержания его статус-кво41. «Хотя идея “оставить Тайвань” не стала вполне сформировавшейся, системной и не превратилась в преобладающее течение, ее появление и развитие

42

заслуживают внимания» , — отмечают китайские специалисты.

Самое же, пожалуй, интересное: на Тайване стало формироваться мнение, что дело идет к воссоединению с материком, и оно, весьма вероятно, произойдет, правда, не в нынешнем поколении, но в следующем. Подобные высказывания автор данной статьи слышал от весьма авторитетных тайваньских экспертов. Для Пекина, превосходно осведомленного о мельчайших подробностях в жизни тайваньского общества, появление таких настроений служит подтверждением эффективности его курса.

* * *

Обобщая результаты нашего исследования по двум столь разным темам, мы можем констатировать: Китай, опираясь на свое новое экономическое могущество, действует весьма последовательно и напористо, наращивая свое влияние в различных районах евразийского континента, как близлежащих, так и удаленных от его границ. Можно спорить о том, ставит ли он напрямую своей целью превратиться в мировую державу номер

68

Международные отношения КНР

один или же его движение к этой цели происходит как следствие решения других, более прагматичных задач, одухотворенных, впрочем, лозунгом возрождения китайской нации. Но в любом случае остается фактом, что процесс этот идет у нас на глазах.

Примечания

1 Ли Чанцзю. Чжунго дэ цюань цю чжаньлюэ «дун вэнь, бэй цян, си цзинь, нань ся» // Синьхуа ван. 16.12.2912. URL: http://news.xinhuanet.com/ world/2012-12/16/c_124095365.htm

2 Investment to become the new engine of China-EU cooperation // People's Daily Online. 14.04.2014. URL: http://english.peopledaily.com.cn/98649/859726 4.html

3 Там же.

4 Гуань юй шэньхуа ху ли гун ин дэ Чжун Оу чжфньлюэ хопань гуань-ми дэ ляньхэ шэнмин : [Совместное заявление об углублении китайско-европейских взаимовыгодных и обоюдно выигрышных отношений всестороннего стратегического партнерства]. URL: http://www.chinanews.com/gn/ 2014/03-31/6013737.shtmI

5 Xi's visit reflects the trend of Sino-EU ties // People's Daily Online. 01.04.2014. URL: http://english.peopledaily.com.cn/90883/8585036.html

6 См. напр.: Павлов В. Китай одержал победу в солнечной войне // РБК Daily.30.07.2013. URL: http://rbcdaily.ru/world/562949988279958

7 Возрождение Шелкового пути — Китай и Украина создают самый быстрый морской канал между Китаем и Европой // Жэньминь жибао он-лайн. 06.12.2013. URL: http://russian.people.com.cn/31518/8477323.html

8 Все будет Китай! // SinoExport. URL: http://www.sinoexport.ru/articles/ vse-budet-kitai.shtml

9 Вариант Киева с Китаем не прошел // Дальневосточный банк. 08.12.2013. URL: http://www/odnako.org/blogs/variant-kieva-s-kitaem-ne-pros hol

10 См. напр.: Китайцы войдут в Крым по мосту // Коммерсант ru. 06.05.2012. URL: http://www.kommersant.rn/doc/2464879

11 Ван Цзянъминъ. Тайвань цзинцзи: далу дэ ладун ли цзай жохуа : [Экономика Тайваня: притягательная сила материка слабеет] / Шизце чжиши. 2012. № 20. С. 43.

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

69

12 Подсчитано по: Гоцзи маои цзюй. Чжун хуа минь го цзинь чу коу тунцзи : [Бюро внешней торговли. Статистика экспорта и импорта Китайской Республики]. URL: http://cus93.trade.gov.tw/FSCI/

13 Cross-Strait relations maintain sound momentum in 2012 // People's Daily Online.16.01.2013. URL: http://english.peopledaily.com.cn/90785/809523 8.html

14 Более 380 тыс. индивидуальных туристов из материкового Китая посетили Тайвань // Жэньминь жибао он-лайн. 09.06.2013. URL: http:// russian.people. com.cn/31516/8280358.html

15 К большей свободе — экономика задает тон // Тайваньская панорама. 2010. № 1. С. 3.

16 Mainland-Taiwan Trade and Investment During January-December 2013 / Ministry of Commerce. People's Republic of China. 10.02.2014. URL: http:// english.mofcom.gov.cn/article/statastics/lanmubb/hkmacaotaiwan/201402/20140 200485384.shtml

17 Я Тай хэпин юэкань. 2009. Т. 1. № 11. С. 9.

18 К большей свободе — экономика задает тон. Указ. соч. С. 4.

19 Chun Yi-lee. Chinese Investment in Taiwan: Challenge or Opportunity? / China Policy Blog. 16.10.2013. URL: http://blogs.nottingham.ac.uk/chinapolicyi nstitute/2013/10/16/chinese-investment-in-taiwan-challenge-or-opportunity-for-t aiwans-industrial- development/

20 Mishkin Sarah. Taiwan: Cross-Strait investment slowly pick up as political relations improve // Financial Times. 11.12.2012. URL: http://www.ft.com/intl/ cms/s/2/49e1307a-3afc- 11e2-bb32- 00144feabdc0.html#axzz2qrNCLKkz

21 ROC Yearbook 2013/ Executive Yuan. Taipei. 2013. URL: http://www. ey.gov.tw/en/cp.aspx?n=3631FF42F7C43544

22 URL: http://www.china-embassy.org/eng/zt/twwt/t712667.htm

23 Zhao Hong. Taiwan—ASEAN Economic Relations in the Context of East Asian Regional Integration // International Journal of China Studies. 2011. V. 2. № 1. P. 45.

24 ROC Yearbook 2013/ Executive Yuan. Taipei.2013. URL: http://www.ey. gov.tw/en/cp.aspx?n=3631FF42F7C43544

25 У Минъцзюнъ. Тай Ню, Тай Син цзинцзи хэпань седин дуй во чжи ин : [Влияние соглашений об экономическом сотрудничестве с Новой Зеландией и Сингапуром на Тайвань] // Я Тай хэпин юэ кань (Тайбэй). 2013. Т. 5. № 12. С. 7.

26 Материковый Китай и Тайвань договорились создать механизм регулярных контактов через свои официальные структуры // Жэньминь ван. 12.02.2014. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8533353.html

70

Международные отношения КНР

27 Taiwan relaxes admission rules for mainland students / Xinhua. URL: http://news.xinhuanet.com/english/china/2012-01/16/c_131363528.htm

28 Материковый Китай объявил о принятии новых благоприятных мер в отношении Тайваня // «Жэньминь жибао» он-лайн.17.06.2013. URL: http://russian.people. com.cn/31521/8286317.html

29 ROC Yearbook 2013/ Executive Yuan. Taipei.2013. URL: http://www.ey. gov.tw/en/cp.aspx?n=3631FF42F7C43544

30 Yoshihisa Amae and Jens Damm. “Whither Taiwanization?” State, Society and Cultural Production in the New Era // Juornal of Current Chinese Affairs. 2011. V.40. № 1. P. 4.

31 Ван Шушэнь. «Хо лу вайцзяо» шимела ма? : [Провалилась ли дипломатическая «дорога жизни»?] // Шицзе чжиши. 2013. № 24. С. 51.

32 Чжун Гун чжунян цзун шуцзи Ху Цзиньтао Чжунго Гунчаньдан ди шиба цы дайбяо дахуэй баогао цюань вэнь : [Доклад Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК. Полный текст]. URL: http://wenku.baidu.com/link?url=uxrfECQRvVTaxSYDpjsYYMTL-8gxVwZt6d 0X-KWUc4vq232dCKAizbZIW7WAw0qI0fdmuQ580JMC-so5mLMLEizYvfFB Z 51XVXGWupdwLwy

33 China's Xi says political solution for Taiwan can't wait forever / reuters.04.10.2013. uRl: http://www.reuters.com/article/2013/10/06/us-asia-ap ec-china-taiwan-idUSBRE99503Q20131006

34 Ван Цзяньминь. Ма Инцзю лян ань гуань: бяньхуа юй тяочжэн : [Взгляды Ма Инцзю на отношения двух берегов: изменения и корретиров-ка] // Шицзе чжиши. 2013.№ 23. С. 43; Тайваньский лидер Ма Инцзю надеется на дальнейшее углубление отношений с материковой частью Китая // Жэньминь жибао он-лайн. 23.10.2013. URL: http://russian.people.com.cn/ 31521/8434412.html

35 Interview With Tsai Ing-wen. New York Times. 05.01.2012. URL: http:// www.nytimes.com/2012/01/05/world/asia/interview-with-tsai-ing-wen.htmLpag ewanted=all

36 Yoshihisa Amae and Jens Damm. “Whither Taiwanization?” State, Society and Cultural Production in the New Era // Journal of Current Chinese Affairs. 2011. V.40. № 1. P. 6.

37 Материковая часть Китая уважает общественный строй Тайваня — Си Цзиньпин // Жэньминь ван. 9.02.2014. URL: http://russian.people.com. cn/31521/8539971.html

38 Чжун Гун чжунян цзун шуцзи Ху Цзиньтао Чжунго Гунчаньдан ди шиба цы дайбяо дахуэй баогао цюань вэнь : [Доклад Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК. Полный текст]. URL: http://wenku.baidu.com/link?url=uxrfECQRvVTaxSYDpjsYYMTL-8gxVWZt6d

К анализу новых моментов во внешней политике КНР

71

0X-KWUc4vq232dCKAizbZIW7WAw0qI0fdmuQ580JMC-so5mLMLEizYvfFB

Z51XVXGWupdwLwy

39 ^езависимая газета. 06.11.2013.

40 По оценке Ма Инцзю — см. Interview With Taiwan President Ma Yihg-jeou. New York Times 05.01.2012. URL: http://www.nytimes.com/2012/ 01/05/world/asia/interview-with-taiwan-president-ma-ying-jeou.htmI?pagewante d=ah

41 См. Ван Цзянъминъ. Мэйго дуй Тай чжэнцэ юй лян ань чжэнцэ дэ чжэнь сян : [Реальная связь между тайваньской политикой США и политическими взаимоотношениями двух берегов] // Шицзе чжиши. 2013. № 17. С. 58.

42 Го Чжэнъюанъ. Тайвань вэньти дуй Чжун Мэй фачжань синь син да го гуаньси дэ инсян : [Влияние тайаньской проблемы на развитие нового китайско-американских отношений нового типа] // Гоцзи вэньти яньцзю. 2013. № 5. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.