Научная статья на тему 'Российско-китайская торговля: взгляд из России и Китая'

Российско-китайская торговля: взгляд из России и Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ТОРГОВЛЯ / TRADE / РЕФОРМЫ / REFORMS / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Д.А., Юаньюань Лю

Статья посвящена российско-китайской торговой деятельности, её современным тенденциям и роли в развитии экономического сотрудничества России и Китая.The article describes Russian-Chinese trade activities, its current trends and role in the development of economic cooperation of Russia and China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-китайская торговля: взгляд из России и Китая»

УДК 339.9 Д.А. Попов, д-р ист. наук, профессор Хабаровского государственного университета экономики и права

Лю Юаньюань

РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ И КИТАЯ

Статья посвящена российско-китайской торговой деятельности, её современным тенденциям и роли в развитии экономического сотрудничества России и Китая.

Ключевые слова: Россия, Китай, экономика, торговля, реформы, тенденции, сотрудничество.

The article describes Russian-Chinese trade activities, its current trends and role in the development of economic cooperation of Russia and China.

Keywords: Russia, China, Economics, trade, reforms, trends, cooperation.

Данная статья заняла II место в номинации «Лучшая НИР студентов магистратуры и специали-тета» II Всероссийского конкурса НИР студентов и аспирантов «Лучшее исследование приморских и приграничных регионов России» (1-5 октября 2017 г.).

Торговля (Trade, Commerce, Mercante) во все времена оставалась в центре развития стран, континентов, народов и была олицетворением прогресса и богатства общества. Торговля - облик современного социума: архитектурно выраженные и привлекательные торговые здания; сверкающие и зазывающие витрины; праздничное внутреннее убранство; богатство товаров, размещённых в соответствии с требованиям торгового дизайна; чистые и ухоженные торговые залы; опрятность и учтивость продавцов; стандартизированные культурно-этические приёмы общения; позитивные нейромаркетинговые раздражители - всё для вашего кошелька, банковской карты или мобильного телефона. Современная торговля России и Китая - это сложнейшие хозяйственные и социокультурные комплексы наших стран, объединяющие миллионы торговых организаций, десятки миллионов ин-

дивидуальных предпринимателей, разнообразные торговые форматы, консолидированные в крупные торговые сети, располагающие отлаженной системой товародвижения, оснащённые современными средствами труда, технологиями и качественной недвижимостью. Торговые предприятия выполняют не только коммерческие функции, но и становятся социально-культурными центрами городских и сельских поселений. Десятки миллионов работников торговли (18-20 % общей трудовой занятости) обеспечивают потребности населения этих стран практически полным ассортиментом товаров и почти стопроцентную реализацию конечных товаров и услуг производительного и личного потребления, внося свою долю - 16-20 % в годовую стоимость ВВП (2015 г.).

Торговля рассматриваемых стран имеет исключительно важное значение для развития северо-восточных про-

винций Китая и дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Цель работы: кратко изложить историю, современные тенденции и перспективы торговой деятельности России и Китая и их взаимодействие в её развитии. Торговля как обособившаяся форма хозяйственной деятельности в своём развитии отражает двойственность общественного прогресса: непрерывность цивилизованных изменений, обусловленных прогрессом производительных сил, с одной стороны, и прерывность, связанную со сменой производственных отношений, -с другой. В силу этой двойственности в нашем исследовании торговой деятельности мы использовали как цивилизованную, так и формационную методологии.

1. Ретроспектива

Китай - одна из древнейших цивилизаций планеты Земля, оказывающая существенное влияние на развитие мирового сообщества с древнейших времён и до современности, прежде всего своей материальной культурой, связанной с зарождением и развитием здесь широкой хозяйственной деятельности: земледелия, шелководства, скотоводства, строительства крупных гидротехнических и защитных сооружений. Китайцы построили грандиозное в древнем мире сооружение -Великую китайскую стену - вначале в виде земляного вала, затем были возведены кирпичные стены и башни. Это сооружение длиной почти 4000 километров, 2700 километров отводов имеет 25 тысяч башен, тысячи помещений для защитников и размещения грузов.

К концу I тысячелетия (2 век до н.э.) китайцы продолжили сухопутный торго-

вый путь длиной почти 7 тысяч километров - Великий шёлковый путь, который сыграл выдающуюся роль в развитии торговли, ремесла, культуры и хозяйства не только самого Китая, но и стран Средней Азии, Двуречья, Передней Азии, Египта, Рима. По всему пути были сооружены склады-магазины - то есть создана своеобразная логистически связанная торговая сеть. Торговля носила караванный характер.

Караваны круглогодично везли с Востока на Запад абсолютно монопольные китайские товары - шёлк и фарфор, технология производства которых сохранялась в тайне в течение столетий. Шёлковые ткани и изделия из них, фарфоровая посуда ценились дорого в силу их редкости, высоких потребительских и художественных свойств и приносили колоссальные прибыли не только продавцам, но и производителям. Почти монополизированными товарами были китайский чай и бумага, без которых трудно представить не только древнюю, но и современную цивилизацию.

Хозяйственная жизнь, в том числе торговая деятельность основывалась не только на философии сочетания инь-янь, но и на житейской народной мудрости, зафиксированной в китайских пословицах, поговорках, наказах.

Китай сыграл исключительно важную роль в развитии торговой деятельности в России, прежде всего на её Тихоокеанской окраине, поскольку Китай и Россия на протяжении 370 лет находятся в абсолютно выгодном территориальном соприкосновении по Амуро-Уссурийской пограничной линии. Поэтому обе стороны настоятельно искали возможности уста-

новлении прямых отношений в торговой деятельности. Первое Российское посольство в Китай было направлено в 1653 г. царём Алексеем Михайловичем во главе с Фёдором Иссаковичем Байковым, с целью изучения возможности установления торговых отношений с Китаем. В 1674 г. из Енисейска 43 торговца во главе с Иваном Поршенниковым отправились с торгом в Китай, где свободно торговали 7 недель. В 1675 г. Китай с посольской миссией посетил царский посланник Николай Спафа-рий. Цель миссии состояла в изучении торговой выгоды. Переговоры в Пекине оказались безрезультатными из-за споров по Амуру, а больше, как подметил историк Сибири П.А. Словцов, «по неровности характера царского посланника, то уклончивого, то невнимательного к требованиям Церемониального Двора».

И только после подписания в 1689 году Нерчинского договора между Россией и Китаем торговля между странами получила юридическое закрепление. Пункт 5 договора гласил: «Подданным обеих сторон позволять с проезжими грамотами приезжать для продажи и покупки, по их надобности» [1]. Русским купцам была открыта прямая дорога на китайские рынки, а китайцы могли торговать на русских рынках.

Нерчинская торговля со стороны России регулировалась ранее принятыми и утверждёнными царем Алексеем Михайловичем законодательными актами: Соборным Уложением (1649), Таможенным уставом (1653) и Новоторговым уставом (1667). В Нерчинске была учреждена таможня, через которую был возможен только ввоз и вывоз товаров. Разрешение на это выдавалось в Москве, что, без-

условно, сковывало торговый обмен. Уже через три месяца после подписания Нерчинского договора, в декабре 1689 г., в Китай проследовал первый караван с русскими товарами. В июне 1691 г. из Нерчинска направился второй караван, в ноябре-декабре 1692 г. вышел третий караван; в июне 1693 г. выехал четвёртый многолюдный караван; пятый двинулся в путь в мае 1695 г., шестой - в 1696 г., седьмой - в июле 1697 г. [2].

Основу русского экспорта составляла пушнина: соболя, белки, лисы, горностаи, рыси, песцы, зайцы, выдры, исчисляемые тысячами шкурок. Импорт из Китая включал ткани (шёлковые, хлопчатобумажные), фарфоровую посуду, украшения (из жемчуга, камня, серебра, золота), чай, металлические изделия. Большой объём импортных товаров направлялся на рынки центральной России - в Москву и Нижний Новгород, остальная часть оседала и расходилась по сибирским рынкам.

Торговые обороты по Нерчинской линии резко сократились, а после подписания в 1727 г. Кяхтинского договора «О границе и торговле» между Китаем и Россией главным торговым путём стал Чайный путь: Пекин - Урга - Кяхта - Селен-гинск - Верхнеудинск - Иркутстк - Енисейск - Тобольск - Ирбит - Нижний Новгород - Москва, а из Москвы в обратном направлении по этим же пунктам.

Кяхтинский договор 1727 г. и последующие его пролонгации установили количество душ в караване не более 200, сроки отправки караванов - один раз в три года, беспошлинный характер пограничной торговли для частных лиц. Основной статьёй российского экспорта на

протяжении всего периода кяхтинской торговли оставалась пушнина - около 85 %. Остальные 15 % экспортной выручки составляли: скот (крупный рогатый, лошади), сырая кожа и кожа для упаковки чая, шкура-мерлушка (выделанная овечья шкура) объём которых доходил до 1,2 млн штук, юфть (выделанная кожа). Из Китая через Кяхту, как и через Нерчинск, ввозились шёлковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, сахар, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. На долю чая приходилось 95 % стоимости китайского импорта.

Выдающуюся роль в развитии торговой деятельности в северо-восточных провинциях Китая и на российском Дальнем Востоке сыграли Айгуньский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры, заложившие современные, по тем временам, правовые основы торговых отношений. В частности, обеими сторонами было согласовано: «Для взаимовыгодной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля, проживающим по рекам Уссури, Амур и Сунгари, подданным обоих государств, а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств».

Установление дружеских отношений, пограничная узаконенность, свобода торговой деятельности по речным, морским и сухопутным маршрутам вызвали активизацию торговой деятельности, даже несмотря на жёсткие внутренние и внешние условия - межгосударственные, национально-освободительные, гражданские войны, крупные революционные трансформации, сложившиеся в СевероВосточном (Китай) и Дальневосточном (Россия) субрегионе. Торговая деятель-

ность здесь развивалась достаточно плодотворно при положительной динамике внутреннего и внешнего оборотов. Так, по хозяйственной переписи 1923 г. в Дальневосточной области (РСФСР) функционировало 4 605 предприятий внутренней торговли, из которых 2 417 единиц (52,4 %) составляли китайские частные предприятия [3].

В ходе социалистических преобразований в СССР частные отечественные и иностранные предприятия были вытеснены государственными и кооперативными социалистическими предприятиями к концу 20-х годов. Однако, несмотря на антиколониальную освободительную и гражданскую войну внутри Китая, СССР и Китай поддерживали, хотя и на незначительном уровне, торговый оборот. Этому способствовали восстановление в 1932 г. дипломатических отношений, а в 1937 г. заключение между СССР и Китаем договора о ненападении. По условиям договора СССР предоставил Китаю два крупных займа, в счёт которых было поставлено военное снаряжение и оружие, а также прикомандированы военные специалисты (лётчики, танкисты, инструкторы). Китайская сторона возместила советские затраты своими товарами (текстиль, одежда, обувь, рудные материалы).

После провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики СССР 20 октября первым признал это новое государственное образование. В декабре 1949 г. руководитель КНР Мао Цзэдун прибыл в Москву на 70-летие И.В. Сталина. Оба лидера двух социалистических стран обсудили комплекс двухсторонних отношений и узловые международные про-

блемы. По итогам их переговоров был подготовлен и 14 февраля 1950 г. заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

В рамках этого договора СССР предоставил Китаю льготный долгосрочный кредит в размере 300 млн долларов на строительство и реконструкцию 50 крупных государственных промышленных предприятий. В 1953-1957 гг. были подписаны соглашения, по которым ССР обязался оказать помощь КНР в строительстве и реконструкции дополнительно 160 крупнейших промышленных объектов поставкой оборудования на сумму около трёх миллиардов рублей, которое оплачивалось поставкой китайских товаров в СССР [4].

50-е гг. были периодом всестороннего сотрудничества СССР и КНР, крупнейших социалистических стран, практически во всех сферах общественного развития - индустриальной, социальной, культурной, политической. Причём это сотрудничество осуществлялось на основе дружелюбия и взаимоуважения под девизом известной в те времена песни «Русский с китайцем - братья навек». Вторая половина 50-х - начала 60-х годов запомнилась российским покупателям добротными высококачественными товарами под брендом «Дружба»: текстильные, шелковые, шерстяные ткани, одежда, обувь, трикотаж, бельё, а также мясные консервы «Великая китайская стена». Причём эти товары были вполне доступны по цене покупателям со средним доходом.

Однако состоявшийся в 1956 г. XX съезд КПСС, доклад на нём Н.С. Хрущёва «О культе личности И.В. Сталина» внёс в межгосударственные и межпартийные

отношения ошеломляющий диссонанс, вызвавший у китайской стороны первоначально шок и разочарование, а затем резкую критику руководства КПСС и СССР за отход от социализма, символом которого был И.В. Сталин, и забвение общих советско-китайских ценностей - единства, сплочённости, дружбы, взаимопонимания.

Торговый оборот между странами с замедляющейся динамикой сохранялся до начала 60-х годов. В 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, где снова возобновилась критика «культа личности». Было принято решение о нецелесообразности сохранения саркофага с гробом И.В. Сталина в мавзолее В.И. Ленина. Руководство компартии Китая обвинило руководство КПСС в ревизионизме. Китай стал свёртывать все формы экономических связей. В обеих странах нарастало неприятие политики одной и другой сторон. К концу 60-х гг. обострившиеся противоречия вылились в вооружённый конфликт на дальневосточной границе (1969 г.), с использованием вооружённых сил.

Таким образом, идеологические и политические разногласия между двумя дружественными соседями трансформировались в неприятие друг друга в качестве экономических партнёров. Экономические связи между СССР и КНР были заморожены на три десятилетия и возобновились только в 90-х гг. XX столетия.

2. Современность

Современная экономика Китая - одна из самых масштабных хозяйственных систем современного мира, уступающая по объёму производства благ и услуг (ВВП) только экономике США. Это динамично развивающаяся экономика, лидирующая

среди 15 крупнейших экономик мира. За 10 лет (2005-2014 гг.) валовой выпуск товаров и услуг (ВВП) увеличился почти в 4,7 раза (с 2,2 до 10,3 триллионов долларов), между тем мировое производство товаров и услуг выросло только в 1,66 раза (с 47, 1 до 78,0 триллионов долларов)

[5].

Столь беспрецедентный для развивающихся экономик рост - следствие масштабных административных, экономических, финансовых и политических реформ, осуществлённых Китаем, почти за сорок последних лет в три этапа, которые условно можно обозначить так:

- этап «направленного» либерализма (1978-1992 гг.), в ходе которого сложился сельский предпринимательский сектор в виде поселково-волостных частных и коллективных предприятий, объединяющих десятки миллионов домохозяйств, которые не только накормили население страны, но и обеспечили производство несложных товаров и услуг потребительского и производственного назначения;

- этап «сдержанного» либерализма, в процессе которого государственная экономика трансформировалась в городской предпринимательский сектор, включающий государственные, частные, смешанные промышленные, строительные, торговые, бытовые и другие предприятия, занятые производством и реализацией экономических благ и услуг потребительского и инвестиционного спроса на внутреннем и внешнем рынках;

- этап «гонконгского» либерализма (2004-2017 гг.), где сложился высококонкурентный сектор инновационно-цифровых технологий, опирающийся на национальные

и транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичные, наукоёмкие товары и услуги на глобальный, региональные и национальный рынки.

Сложившаяся в результате масштабных, глубоких и долговременных концепций и реформ экономика современного Китая представляет собой единство трёх её секторов, интегрированных административно, институционально, политически в органическую целостную систему, отражающую философию, идеологию и политику «капитализма» по-китайски: смешанная экономика, государственное регулирование рынка, руководящая роль коммунистической партии в обществе. Всё это соответствует китайскому здравомыслию: не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей [6].

Реформы обеспечили Китаю лидирующие позиции во внешней и внутренней торговле в глобальном измерении. Лидерство Китая в современном мире поддерживается общим объёмом экспорта (2,2 триллиона долларов) и его основными статьями: экспорт электроники, обуви, одежды. В 2016 г. Китай вышел на первое место в мире по объёму розничного оборота, который составил 4,2 триллиона долларов (США - 3,9 триллионов долларов). Через розничный спрос населения реализуется 40,6 % ВВП Китая, что свидетельствует о достаточно высокой развитости розничной торговли, оборот которой, по оценке исследовательской организации Economist Intelligence Unit (EIU), в 2022 г. составит 8,3 триллионов долларов, или четверть всей мировой розницы [7].

На основе анализа базовых показателей развития китайской экономики и её

активной отрасли - розничной торговли, считаем необходимым выделить ключевые тенденции её развития.

1. Розничная торговля Китая базируется на рациональной государственной стратегии стимулирования внутреннего потребительского спроса посредством перехода от модели «рынка продавца» к модели «рынка покупателя». В рамках этой модели государство использует достаточно продуктивный набор методов и инструментов: стимулирование занятости и роста доходов населения; снижение налогообложения сельского населения и прямое государственное дотирование приобретения ими электробытовой техники; поощрение продаж отделочных и строительных материалов, предметов домашнего обихода, компьютеров, автомобилей; развития услуг образования, здравоохранения, отдыха, туризма.

2. Устойчивая позитивная динамика с достаточно высокими темпами роста розничных продаж. Государственное статистическое бюро Китая фиксирует среднегодовые темпы прироста в пределах 10,310,5 % за последние пять лет. По оценке консалтинговой компании ЕШ, в ближайшие шесть лет (2016-2022 гг.) оборот розничной торговли увеличится почти в два раза, то есть среднегодовой прирост розничных продаж будет составлять в пределах 14-15 % [8]. Этот прирост будет обеспечиваться ростом денежных доходов населения, увеличением оплаты труда и ростом доходов среднего класса, приростом продаж товаров домашнего назначения (мебели, оборудования, электроники, отделочных и строительных материалов), увеличением продаж автомобилей в связи

со снижением на 50 % налогового сбора на автомобили с низким уровнем выброса вредных компонентов моторного топлива и автомобилей с объёмом двигателей до 1,6 литров [9].

3. Усиливающаяся консолидация розничных операторов. В соответствии с мониторингом Минкоммерции КНР на рынке розничных продаж ведущее место занимают

5 000 крупнейших розничных предприятий,

6 глобальных торговых сетей:

- Wu Mart (Пекин) - 430 торговых точек;

- Auchan - французская торговая сеть. Работает в 12 странах мира, открыто 1 163 торговых объектов, численность работающих - 186 тыс. человек;

- Trust-Mart - открыта в 1997 г. в Гуанчжоу, располагает 100 торговыми объектами, площадь которых составляет более 400 тыс. кв. метров, число сотрудников - 30 тыс. человек;

- Wоll-Mart - американская компания. В Китае открыла 42 гипермаркета и 120 точек продаж;

- PT-Mart - тайваньская торговая сеть. В Китае открыла 60 предприятий торговли;

- Carrefour - французская торговая сеть, работает в 25 городах Китая. 109 магазинов, занято 30 тыс. сотрудников [10].

Кроме этого, розничные продажи концентрируются в 10 гигантских торговых центрах-моллах:

- Пекинский Beiling Great Gold Mail расположен в предместьях Пекина. Площадь - 65 млн кв. метров;

- South China Moll открыт в городе Дунгуань в 2005 году. Является самым крупным торговым центром планеты;

- Teem Moll расположен в Гуанчжоу -коммерческо-развлекательный профиль;

- Bai Lian Zhonghuau Moll расположен в Шанхае;

- Торговый центр в городе Хайкоу структурирован на четыре зоны: зона отдыха, зона питания, торговая зона, развлекательная зона;

- Торговый центр Piaza расположен в городе Гуанчжоу;

- Шанхайский Grandview Moll. Особенностью центра является пятизвездочная 48-этажная гостиница. Ежедневные покупки совершают 250 тыс. покупателей;

- Causeway Piaca, Шэньчжэнь. В центре функционирует множество бутиков, фирменных магазинов, детский развлекательный центр, салон красоты, чайные домики;

- Торговый центр Times Square расположен в Шанхае в многолюдном месте с удобным транспортным сообщением;

- Гонконгская гавань - один из крупнейших торговых центров Китая, где работают бутики, супермаркеты, кинотеатры [11].

4. Доминирующей тенденцией в китайской розничной торговле является интенсивное наращивание интернет-продаж. Рынок E-Commers состоит из трёх секторов:

- потребительский сектор (форматы B2C и C2C);

- корпоративный сектор (формат B2B);

- сектор государственных и муниципальных закупок (формат B2G).

Основными операторами онлайн-продаж выступают: «Alibaba» - гигантская электронная площадка, «AliExpress» - крупнейший торговый портал, «TaoBao», «Tmoll», «Aliyun», «Suning».

В китайской зоне Интернета зарегистрировано 649 млн человек - 47,9 % населения страны. Количество интернет-

пользователей составило 557 млн человек (2014 г.). Китайцы очень активно используют мобильные технологии, в том числе для приобретения товаров через Интернет и для оплаты различных услуг. Китайский рынок электронной торговли является вторым в мире после рынка США.

Однако он развивается значительно быстрее американского, с ежегодным ростом выше 110 % в год. К 2020 г. его объём будет сопоставим с общей выручкой 2016 г. таких стран, как США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, вместе взятых [12]. Интернет-торговля Китая выступает движущей силой не только розничной торговли Китая, но и всей китайской экономики. По прогнозам исследовательских компаний, выручка электронной торговли может к 2020 г. достичь уровня 420-430 миллиардов долларов [13].

5. Постоянное совершенствование технологии продаж товаров посредством маркетинговых стратегий, пробные продажи, обновление моделей продаж, в частности перманентные выставки-продажи, оплата товара в рассрочку, накопительные скидки, акции, доставка товара и послепродажное обслуживание, разного рода дегустации, брендирование высококачественных товаров, особенно продовольственных, поскольку в Китае качество продовольственных товаров уступает развитым странам, в том числе и российским продуктам питания, особенно молочным. В последнее время стали развиваться специализированные шопинг-центры шаговой доступности и магазины у дома.

6. Важной тенденцией развития потребительского рынка выступают так называемые «горячие точки» потребления в сферах

туризма, развлечений, общественного питания, кинопроката, где оживление спроса особенно наблюдается во время туристических сезонов, каникул в учебных заведениях, ярмарок, праздничных дней.

7. Одной из ведущих тенденций современного китайского общества является быстро растущее массовое проникновение цифровых мобильных технологий в хозяйственную и социальную жизнь. Примерно из 700 млн (2016 г.) интернет-пользователей около 80 % используют мобильные телефоны для оплаты потребительских товаров и услуг в онлайн- и оффлайн-сделках. Обычный смартфон позволяет осуществлять десятки, а иногда и сотни операций, выступая в виде электронного кошелька: покупка товаров, оплата завтраков, обедов, ужинов в кафе и ресторанах, осуществление денежных переводов, оплата услуг такси [14].

Взаимный торговый оборот за период 1992-2000 г. увеличился в 1,5 раза, российский экспорт вырос в 2,3 раза, а импорт из Китая сократился почти наполовину. В 1991 г. Указом Президента РСФСР «О либеризации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» была отменена государственная монополия, чем воспользовались государственные, кооперативные и частные

Развитие цифровых технологий в сфере потребительского рынка стимулируется возрастающей мобильностью китайского населения, дешевизной смартфонов и широким распространением мобильных платёжных систем, доверием пользователей и их защищённостью со стороны государства.

8. Устойчивость потребительского спроса поддерживается общим макроэкономическим равновесием, эластичностью ценообразования по модели «рынок покупателя», поэтому розничные цены в сторону роста изменяются незначительно, особенно по товарам функционального спроса. Что касается товаров социального спроса, то здесь цены изменяются в соответствии с объёмом этого спроса.

9. С начала 90-х гг. возобновился и прогрессирует торговый обмен между Россией и Китаем, о чём свидетельствуют приведённые ниже показатели.

предприятия, располагающие сырьевыми ресурсами - лесом, металлом, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, углем - основными составляющими российского экспорта. Китайский импорт состоял в основном из товаров потребительского спроса: одежда, обувь, продукты. Период с 2000 г. по 2014 г. характеризовался бурным ростом - в 14 раз - торгового оборота, при этом российский экс-

Таблица - Внешнеторговый оборот России с Китаем, млн долларов

1992 1995 2000 2010 2014 2015

Оборот 4 054 4 236 6 181 59 290 88 265 63 567

Экспорт 2 264 3 371 5 233 20 326 37 492 28 602

Импорт 1 790 865 948 38 464 50 793 34 965

Источник: Российский статистический ежегодник. 1997 : стат. сборник. М. : Росстат, 1997. С. 578; Российский статистический ежегодник. 2001 : стат. сборник. М. : Росстат, 2001. С. 606; Российский статистический ежегодник. 2016 : стат. сборник. М. : Росстат, 2016. С. 630.

порт, как и прежде, носил сырьевой характер, увеличение которого из-за дешёвых сибирских и дальневосточных сырьевых товаров составило 7,2 раза. Китайский импорт, состоявший преимущественно из готовых изделий, в том числе высокотехнологичных, увеличился в 53,5 раза. Столь существенный перекос по взаимной торговле - следствие экономических реформ в России, разрушивших машиностроение, станкостроение, лёгкую промышленность, производство строительных материалов и ряд других отраслей, производящих простейшие товары домашнего назначения.

3. Перспектива

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие китайской торговли в XXI столетии, по крайней мере его первой половине, руководство Китая связывает с беспрецедентным в мировой истории проектом создания грандиозной транс-портно-логистической сухопутной инфраструктуры на Евразийском континенте под общей идеей «Один пояс, один путь» и единым названием с единым содержанием Новый шелковый путь. Через 22 столетия китайцы вернулись к идее своего соотечественника Чжан Ияна и 18-вековой торговой практике по сухопутному пути, проложенному их предками от китайского города Сиани на востоке до Дуньхуана на западе, где путь раздваивался на северный - в центральную Азию и южный - в Индию и страны ближнего Востока [15].

В конце 30-х гг. XX столетия северный маршрут Великого шелкового пути, забытый и разрушенный, сыграл важнейшую роль в истории Китая и его торговли. По просьбе правительства Китая, в

связи с захватом японцами морских китайских портов в 1939 г., СССР построил автомобильную дорогу от станции Сара-Озен на Турксибе до города Ланьчжоу, протяжённостью около 3 тыс. км. Это была своеобразная «дорога жизни», по которой в Китай поставлялось военное снаряжение, оружие, военная техника.

На рубеже XX-XXI вв. Китай самостоятельно построил и в августе 2004 г. пустил в эксплуатацию Транскитайскую магистраль от побережья Желтого моря до казахстан-ско-китайской границы, протяженностью 4 393 км, вдоль автодороги, построенной советскими специалистами и китайскими работниками в 1939-1940 гг. [16].

По предварительным проектным разработкам Новый шелковый путь - современный сухопутный транспортный коридор, состоящий из высокоскоростных широтных железнодорожных линий и автомобильных трасс, обустроенных логистическими и торговыми центрами с цифровыми технологиями, обеспечивающих предельную скорость движения физической товарной массы и мгновенность транзакций. Транспортный коридор Один путь вызовет развитие территориального пространства Один пояс, что будет означать революцию в развитии торгово-экономических связей практически всех стран Евразийского мегаконтинента.

По оценке официальных китайских торгово-экономических организаций, товарооборот между Китаем и странами-участниками проекта Новый шелковый путь в 2025 г. составит 2,5 триллионов долларов, против 1,12 триллионов долларов в 2014 году. На всём протяжении транспортного коридора страны-

участницы - 20 стран Азии и Европы -сократят пошлины, упростят бюрократические процедуры и установят режим наибольшего благоприятствования [17].

Концепция «Один пояс, один путь», целью которой является формирование общего торгово-экономического пространства предполагает: политическую согласованность, единую инфраструктуру, единые принципы администрирования товарных, валютных и финансовых потоков, свободное гуманитарное общение. Россия воспринимает эту концепцию как позитивный образ будущего и поддерживает её, но выступает пока как соучастник и позиционирует себя в рамках транзитной территории. Российская сторона ещё не сформулировала стратегическую цель, направления и своё участие в конкретных проектах Нового шелкового пути, хотя российская делегация во главе с Президентом участвовала в Международном форуме «Один пояс, один путь», проходившем в Пекине 14-15 июня 2017 г., и проявила полную поддержку новой инициативе китайского руководства.

Торгово-экономическое, научно-технологическое и гуманитарное сотрудничество между Россией и Китаем регулируется широким спектром документов в рамках совместных организаций -БРИК, ШОС и множественными двусторонними соглашениями. В сентябре 2015 г. в ходе визита Президента Российской Федерации в КНР было подписано 27 документов по двустороннему сотрудничеству; в июне 2016 г. визит российского Президента завершился подписанием 30 документов, в том числе о совместной разработке производства широкофюзе-

ляжного самолёта, тяжёлого гражданского вертолёта, о строительстве высокоскоростной магистрали Москва - Казань; в июле 2017 г. состоялся визит Председателя Китайской Народной Республики в Россию, который завершился:

- совместным заявлением Российской Федерации и КНР о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия;

- утверждением плана действий по реализации договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на 2017-2020 гг.;

- подписанием 11 соглашений между субъектами бизнеса, общественными фондами и организациями по широкому кругу практических вопросов сотрудничества.

Подписанные и принятые к исполнению соглашения свидетельствуют о новом этапе всеобъемлющего торгового, индустриального, энергетического, инвестиционного, гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем в долгосрочной перспективе. Это сотрудничество подкрепляется человеческими контактами двух дружественных народов в области спорта, туризма, отдыха, учёбы, созданием брачных союзов.

Стратегическое сотрудничество приносит народам обеих стран ощутимую пользу, материальные и культурные выгоды. За последние годы построен и работает нефтепровод «Восточная Сибирь -Тихий океан», через который в Китай поступает 20 млн тонн сырой нефти, а в недалёкой перспективе, после ввода его второй очереди, объём поставок увеличится в 1,5-2 раза. В стадии осуществления находится гигантский проект «Сила

Сибири», который примерно на 40 лет будет надёжным энергетическим источником для китайской экономики с ежегодным объёмом поставок 38 млрд кубометров российского природного газа. В начале августа 2017 г. Президент Российской Федерации дал старт строительству гигантского Амурского газоперерабатывающего завода на газопроводе «Сила Сибири» и пуску Нижебурейской ГЭС в Амурской области.

Эти энергетические объекты возводятся в рамках российско-китайского сотрудничества в соответствии с Программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. В области взаимной торговой деятельности поставлена амбициозная задача - достичь к 2020 г. объёма торгового оборота в 200 млрд долларов.

Заключение

1. Торговая деятельность на протяжении 350 лет естественным образом связывает Китай и Россию, обеспечивая им экономическую и социальную выгоду, стимулируя их общий прогресс на благо двух дружественных народов.

2. Исторический опыт торгового сотрудничества России и Китая - это взлёты и падения, успехи и провалы, процветание и застой, доверие и подозрительность, радушие и сдержанность, приобретения и потери. Хорошо, что наши страны усвоили эти уроки и извлекли из них всё позитивное, что развивало сотрудничество и обеспечивало движение вперед.

3. Современная торговля России и Китая институциализирована не только межгосударственными документами, но и множеством соглашений корпоративного

уровня. Торговые отношения между нашими странами и внутри них находятся в центре внимания на разного рода научно-практических конференциях, форумах, конгрессах, например на ставшем уже традиционным Восточном экономическом форуме (ВЭФ), где начиная с 2015 г. всесторонне анализируются актуальные проблемы, генерируются и выдвигаются новые подходы в развитии торгово-экономических отношений в странах АТР.

Так, на ВЭФ 2017 г., состоявшемся 6-7 сентября, отмечалось, что за три года на Дальнем Востоке создано новое экономическое пространство. Принято 19 федеральных законов, 72 акта Правительства РФ, которые стали основой новой модели инвестиционной привлекательности Дальнего Востока.

Выступая на форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Мы, по сути, приступаем к новому этапу крупномасштабного комплексного развития Дальнего Востока и всех его территорий. Этот этап связан, прежде всего, с качественным улучшением условий для жизни и работы дальневосточников, с созданием здесь соответствующей экономической и социальной среды, по многим параметрам превосходящей среднероссийские показатели» [18].

4. Перспективы динамичного и качественного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем и внутри их хозяйственных систем осязаемы, реальны и позитивны, что вытекает из конструктивных усилий российского и китайского обществ, государств и бизнесов.

Список использованных источников

1 Словцов П. А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II / П. А. Словцов. М. : Вече, 2006. С. 178.

2 Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVIII в.) / В. А. Александров. Хабаровск : Кн. изд-во, 1984. С. 205-206.

3 Попов Д. А. Торговля : эскизы, ретроспективы и современность : монография / Д. А. Попов. Курск : Университ. книга, 2017. С. 209.

4 Большая советская энциклопедия : в 30 т. - 3-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1973. Т. 12. С. 217.

5 Экономика Китая // https://utmazine.ru/posts/8756 -economikakitaya; ВВП мира 1970-2016 в долл. США seosait.com/dinamika-vvp-mira-1970-2016 (дата обращения 15.04.2017).

6 Хуан Я. Капитализм по-китайски : государственный бизнес. - 2-е изд. / Я. Хуан; пер. с англ. М. : Альпина Паблишер. 2012. С. 375. (Сколково).

7 Розничная торговля. Особенности развития Economist InteLLigence Unit. // www.eneca.by.ru (дата обращения 15.04.2017).

8 Розничная торговля. Особенности развития Economist InteLLigence Unit. // www.eneca.by.ru (дата обращения 15.04.2017).

9 Состояние и особенности рыночной деятельности в Китае. Обзор Министерства Коммерции КНР // www.mofcom.gov.cn. (дата обращения 13.04.2017).

10 Топ-6 крупнейших сетей супермар-

кетов в Китае // Vchae.com/top-6-krupneyshih-setey-supermarketov-vchae.com. (дата обращения 16.04.2017).

11 10 крупнейших центров торговли в Китае // www.chinamodern.ru/?p=17311 (дата обращения 16.04.2017).

12 Прогноз роста оборота ритейла консалтинговой фирмы ЕТи // www.eneca.by.ru (дата обращения 13.04.2017).

13 Мониторинг Министерства Коммерции КНР // www.mofcom.gav.cn. (дата обращения от 13.04.2017).

14 С появлением мобильных платежей телефоны стали для китайцев новыми «кошельками» // http://forum.ykt.ru/viewtopic.j sp?id=4159176 (дата обращения 29.06.2017).

15 Большая советская энциклопедия : в 30 т. - 3-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1973. Т. 4. С. 412.

16 Китай создателей. Новый Шёлковый Путь // https://expehstan/2007/21/novyi _shelkovyi_put/rt.ru/kazak. (дата обращения 20.06.2017).

17 Один пояс, один путь // https://i1.wp.com/laowai.ru/wp-content/uploads/2015/06/poezd-pekin-moskva.jpg

18 www.kremlin.ru/events/president/new s/55552

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.