Баранова Ю.В.
Студент 4-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки
41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).
Коптелева О.А.
Студент 3-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки
41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).
Российско-Иранское сотрудничество в сфере ядерной энергетики: проблемы и перспективы дальнейшего развития
Сотрудничество в ядерной сфере — это одно из важнейших направлений международной политики, которое развивается благодаря интеграционным процессам и глобализации, но из-за своего широкого распространения и возможных катастрофических последствий все чаще негативно воспринимается мировым сообществом. В недавнем послании генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, по случаю 78-й годовщины атомной бомбардировки Нагасаки отмечалось, что риск ядерной катастрофы находится на самом высоком уровне со времен окончания холодной войны [1, с. 96]. В условиях унификации и так называемого "размывания границ" страны все чаще обмениваются ядерными разработками, что приводит, с одной стороны, к тождественному потенциалу в развитии атома, а с другой - к расширенному сдерживанию, что в перспективе способно стать причиной разрушения международного порядка в сфере ядерного нераспространения.
Однако важно понимать, что многие уникальные научные открытия и проекты были созданы благодаря ядерным технологиям, которые используется почти в каждой сфере: медицине, животноводстве, пищевой индустрии, а также в качестве альтернативной энергетики (причем атомная энергетика полного цикла является одной из самых чистых, так как практически не имеет вредных выбросов). В своих научных трудах Андрей Сахаров, советский физик-теоретик, писал: «Развитие ядерной
энергетики - одно из необходимых условий сохранения экономической и политической независимости каждой страны, как уже достигшей высокого уровня развития, так и развивающейся» [2, с. 34].
Действительно, несмотря на негативный опыт использования атомных электростанций, нельзя не обратить внимание на их преимущества. Все чаще атомная энергетика используется как альтернатива традиционным источникам энергии, таким как нефть и уголь, которые имеют свойство выбрасывать в атмосферу углекислый газ, разрушающий озоновый слой. В свою очередь, АЭС - это вид безуглеродной энергетики, которую можно использовать повторно. «Расщепляющийся материал (уран-235) выгорает в ядерном топливе не полностью и может быть использован снова после регенерации (в отличие от золы и шлаков органического топлива). В перспективе возможен полный переход на замкнутый топливный цикл, что означает практически полное отсутствие отходов». -сообщает «Росатом». По словам американского экоактиви-ста Майкла Шелленбергера, страх атомной энергетики связан с тремя факторами — возможность утечки, захоронение отходов и ассоциация с ядерным оружием.
Крупнейшие развивающиеся государства и экономики мира в лице Индии и Китая строят новые атомные электростанции, в то время как в развитых странах происходит сокращение атомной энергетики. По оценкам Шелленбергера, вследствие мир может потерять в четыре раза больше чистой энергии, чем за последние десять лет. Однако Россия до сих пор обладает значительными ядерными энергетическими мощностями и продолжает обмениваться атомными технологиями с Ираном. Российско-иранское сотрудничество в сфере атомной энергии — это одно из важнейших направлений внешней политики двух государств, особенно в условиях западных санкций. Первые попытки интеграции двух государств в ядерной сфере были совершены Ираном еще в 1990-х гг., когда ИРИ и Россия подписали соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» в 1992 г., а затем контракт на завершение строительства первого энергоблока АЭС в Бушере в 1995 году [2]. Задолго до этого иранская ядерная программа развивалась с помощью западных стран, которые в то время уделяли особое внимание Ирану как ближайшему партнеру на Ближнем Востоке [3, с. 22].
Исследования ИРИ в области атомной энергии начались в 1957 г. с гражданского ядерного соглашения о сотрудничестве между Ираном и США в рамках американской" программы «Атом для мира». Программа
предусматривала техническую поддержку Ирана в области мирного использования атомной энергии. В ходе соглашения США брали на себя обязательства поставлять оборудование, обучать квалифицированных специалистов, а Иран, в свою очередь - беспрепятственно допускать инспекции до объектов ядерной энергетики.
В 1967 году в рамках данного соглашения США поставили в Тегеранский" ядерный" научно-исследовательский" центр исследовательский" реактор мощностью 5 МВт, имевший" в качестве топлива более 5,5 кг. высокообогащенного урана. С тех пор было положено начало американо-иранской кооперации в сфере ядерной энергетики. Общеизвестно, что большой прогресс в атомной сфере ИРИ произошел, во многом, благодаря Соединенным Штатам Америки, которые активно помогали Ирану создать имидж сильного ближневосточного игрока.
По данной тематике в международной политике часто проводят параллель между двумя важнейшими мировыми процессами, перевернувшими взгляд общества на ядерную сферу. С середины XX века два политических доминанта - СССР и США - распространили технологии и знания в атомной сфере среди своих дружественных стран: КНДР и Ирана, соответственно, что со временем сформировало две ядерные державы, которые в любое время могли бы нарушить договорённости в условиях МАГАТЭ и ДНЯО, а также создать оружие массового поражения (ОМУ) [4, с. 196].
Стоит отметить, что в начале второй половины XX века Иран не ставил перед собой задачу создания ядерного оружия, а стремился совершить прыжок из «средневековья в ядерный век» с целью становления одной из технологически-развитых стран и использования исключительно «мирного атома» для развития своих энергетических и экономических мощностей.
В 1958 году Иран стал членом Международного агентства по атомной энергетики (МАГАТЭ), присоединившись к Всеобъемлющему соглашению о гарантиях для содействия инспекциям Агентства, в 1963 году страна подписала Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, а в 1970 году вступила в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)». Полагаясь на большую поддержку со стороны Европы и США, иранский шах Пехлеви обнародовал план развития атомной энергетики в 1974 г., который предусматривал строительство 23 атомных реакторов общей мощностью порядка 20 МВт, а также создание замкнутого ядерного то-
пливного цикла. Планировалось, что 6-8 реакторов поставят США и еще 12 - Западная Германия, а остальные - Франция. Позднее, после ядерного испытания Индии, в мае 1974 г. Иран стал проявлять интерес к приобретению в Канаде тяжеловодного реактора типа СЛЫБи, а также 10%-ный пакет акций газодиффузионного завода по обогащению урана за 1 млрд долл., строившегося в Трикастане (Франция).
В условиях широкого перенаправления своей внутренней и внешней политики на развитие атома ИРИ основала в 1974 г. Организацию по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основными функциями которой были определены: использование ядерной энергии для удовлетворения энергетических потребностей" страны; приобретение технологий, необходимых для самостоятельного строительства атомных реакторов; приобретение технологий, необходимых для создания замкнутого ядерного топливного цикла; использование «ядерных» технологий в промышленных, сельскохозяйственных и медицинских целях [5, с. 211].
Важно подчеркнуть, что исходя из функций ОАЭИ, основными задачами для себя ИРИ считала, как раз-таки создание ядерных технологий в мирных целях и не претендовала на использование ядерного материала в военной сфере. Активная поддержка Ирана со стороны западных держав прекратилась после Исламской революции 1979 г. и смены власти в стране. В 1980-е годы во время Ирано-иракской войны Исламская республика Иран попыталась найти себе союзников в ядерной сфере, однако под давлением санкционных западных механизмов была вынуждена развиваться самостоятельно. Важно отметить, что СССР в то время также не имел связей с Ираном и не соглашался содействовать в строительстве АЭС в Бушере, поэтому Ирану приходилось сотрудничать с Пакистаном, который в то время не был участником ДНЯО.
В 1990-е годы началось активное сотрудничество России и Ирана. Дело в том, что к этому времени с ИРИ, фактически, оказалась в состоянии международной изоляции: с ней перестали взаимодействовать практически все страны, но Россия была готова сотрудничать и совместно развивать атомные технологии. Основу взаимодействия Москвы и Тегерана составляют следующие документы: соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» от 17 августа 1992 года; контракт на завершение строительства первого энергоблока АЭС в Бушере, подписанный представителями «Зарубежатомэнергостроя» и Организации по атомной энергетике Ирана 8 января 1995 года; «Протокол переговоров между министром Российской Федерации по атомной энергии проф.
В.Н. Михайловым и вице-президентом Исламской Республики Иран, президентом Организации по атомной энергии Ирана д-ром Р. Амрол-лахи» от 8 января 1995 года; дополнительное соглашение, подписанное весной 1998 года.
Уже с 1995 г. началось осуществление первого в российско-иранских отношениях проекта по строительству энергетического реактора. [6, с. 132].
Считается, что до строительства АЭС между двумя странами не наблюдалось прочных и тесных политических связей, с этим связывают изменение идентичности России и взглядов ее политических элит, перенаправление международного диалога от атлантизма в сторону евразийства. С начала евразийской эпохи взгляд на Иран и его значимость для России полностью изменились и приобрели особый стратегический интерес.
Так, 8 января 1995 года был подписан российско-иранский контракт на общую сумму 800 млн долларов на строительство первого энергетического блока атомной электростанции в Бушере и установку реактора ВВЭР-1000. А уже в 1999 г. Российская Федерация преступила к завершению строительства АЭС в Бушере. Сдерживающие факторы долго препятствовали развитию атомного проекта, но уже в 2007 году произошел серьезный прорыв в осуществлении российско-иранской инициативы; в декабре 2007 г. - январе 2008 г. была осуществлена поставка ядерного топлива, необходимого для первой загрузки АЭС. Всего было доставлено восемь партий общим весом около 82 тонн. Окончание проекта знаменовалось доставкой ядерного топлива в реакторное отделение Бушерской АЭС в 2010 г. в присутствии генерального директора государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергея Кириенко и вице-президента ИРИ, руководителя ОАЭИ Али Акбара Салехи.
Более того, в этом же году было совершено успешное тестирование основного и резервного оборудования энергетического реактора [7, с. 55]. В ноябре 2014 года Россия и Иран подписали контракт на строительство второго и третьего энергоблоков проекта АЭС «Бушер-2». Суммарная мощность двух новых блоков составляет 2,1 тысячи МВт. Строительство второго блока планируется завершить в 2024 году, а третьего - в 2026 году.
Энергетическое сотрудничество российского «Росатома» и Исламской Республики всегда было подвергнуто негативному отношению Запада и
санкционному давлению со стороны США. После смены власти в Иране на государство были наложены санкции Соединенных Штатов Америки, а далее - Западных стран, которые в полной мере действовали до заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Например, позиция США в 1995 году не позволила Минатому РФ в обход МИД РФ и МО РФ организовать поставки в Иран обогатительных установок и наладить там добычу природного урана.
Также стоит подчеркнуть, что особое давление было оказано на Иран в начале 2000-х г. после того, как оппозиционный Совет национального сопротивления Ирана обнародовал сведения о наличии заводов по обогащению урана в Натанзе и по производству тяжелой воды в Араке. Нарушения гарантий МАГАТЭ Ираном не могли быть не замечены Советом Безопасности ООН, и после неоднократных попыток урегулировать иранский ядерный кризис на государство были наложены санкции Совбеза ООН.
Важным этапом в урегулировании ядерной программы Ирана и развитии российско-иранского сотрудничества в области мирного атома считается заключение СВПД в 2015 г., которое ослабило западные санкции и позволило России и Ирану создать новые проекты в ядерной области. Даже в 2018 г., после выхода США из сделки, при администрации Дональда Трампа Россия выразила поддержку Ирану по выполнению условий СВПД и подчеркнула необходимость сохранения российско-иранского диалога.
Российско-иранская кооперация приобрела особое развитие после начала событий на Украине в феврале 2022 г. С момента начала военных действий против России были введены санкции со стороны Западных стран, поэтому сотрудничество в атомной энергетике между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран стало перспективой развития обеих экономик. В современных геополитических реалиях ИРИ рассматривается Россией в качестве одного из важнейших партнеров в Азиатском регионе и на Ближнем Востоке для расширения экономической кооперации, так как Тегеран входит в число крупнейших стран Западной Азии с населением более 80 млн чел. [8, с. 69].
Заказ на строительство АЭС в Бушере внес определённый вклад в стабильность российской атомной отрасли и атомного машиностроения в условиях экономической изоляции, так как участие российских юридических лиц в ядерной программе Ирана усилило деятельность российского атомного машиностроения: около 300 российских компаний и на-
учно-исследовательских институтов, в том числе «Атомэнергопроект», РНЦ «Курчатовский" институт и др. было привлечено к строительству ядерного объекта в Иране.
Участие российских рабочих в реализации проекта привело к снижению уровня безработицы в России и росту занятости трудоспособного населения, которое в перспективе должно увеличить доходную часть федерального бюджета России за счет налоговых отчислений и социальных выплат. Немаловажным моментом является договор между Ираном и Россией, который предусматривает постоянные поставки российского энергетического топлива на АЭС, и ремонт агрегата российскими ремонтниками, что также позитивно отразится на экономике России, нуждающейся в новых рынках экспорта своей продукции, сырья и услуг. [9, с. 101].
Таким образом, Российская Федерация содействует развитию сотрудничества между странами в области мирного атома. Ираном уже проводится комплекс мероприятий по созданию будущих 20 атомных объектов при поддержке России, которая вносит огромный вклад в данную сферу. [10, с. 56]. К сожалению, в современным мире ядерная энергетика негативно воспринимается международным сообществом: все еще не мировые катастрофы, связанные со взрывом Чернобыльской и Фукусимской АЭС, которые оставили крайне негативный след в истории. При этом мирный атом постоянно модернизируется, совершенствуется и все чаще применяется в разных сферах жизни. Атомные электростанции, несмотря на свой сокрушительный характер, являются самым экологически чистым источником энергии, который ежегодно позволяет избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2. Благодаря своей универсальности и низкоуглеродности атомная энергетика применяется многими развивающимися странами, такими как Россия и Иран. Российско-иранское партнерство одно из самых перспективных в сфере ядерной энергетики в мире [11, с.7]. Участие России в реализации атомных проектов в Иране еще больше позволит ей укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, повысит российское влияние и вовлеченность в регион по вопросам. Представляющим особый интерес Москвы, а также гарантирует развитие как российской, так и иранской экономик в условиях мирового экономического и энергетического кризисов.
Список литературы:
1. Бахман Ш. Роль Америки в интеграции и дивергенции Ирана и РФ // Стратегическое изучение исламского мира. 2016. № 58. 170 с.
2. Гусейнов В.А. Геополитическая роль Средиземноморско-Каспийского региона // Средиземноморье-Черноморье-Каспий: между Большой Европой и Большим Ближним Востоком (сбор статей). - Москва: Институт Европы РАН, 2006. 82 с.
3. Давлетова А.Н. Иностранные Инвестиции в России // Издания органов научно-технической информации Б ГАУ. № 33. 57 с.
4. Дружиловский С.Б. Исламская Республика Иран: на рубеже 80-90-х гг. - Москва: МГИМО, 1992. 257 с.
5. Евсеев В., Шури М. Общие вызовы безопасности и перспективы сотрудничества, Партнерство России и Ирана. №. 29 / под ред. И.С. Иванов. - Москва: Российский совет по международным делам(РСМД). 2017. 186 с.
6. Карами Дж., Санаи М. Отношения между Ираном и РФ. - Тегеран: Ирас, 2008. 366 с.
7. Козырев А.В. Преображение. - М.: Международные отношения, 1995. 333 с.
8. Мамедова Н.М. Сотрудничество России и Ирана (соотношение экономических и геополитических интересов) // Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / под ред. Дунаевой Е.В., Сажина В.И. - Москва: Институт востоковедения РАН, 2015. 260 с.
9. Наумкин В.В. Ближний Восток в мировой политике и культуре. - Москва, ИВ РАН, 2011. 376 с.
10. Саруханян С.Н. Россия и Иран: 10 лет ядерного сотрудничества. - Ереван: Нораванк, 2006. 173 с.
11. Хлопков А.В., Луткова А.М. Почему так долго строилась Бушерская АЭС? // Ядерный клуб. 2010. № 1. 14 с.
Bibliography
1. Bakhman S. The role of America in the integration and divergence of Iran and the Russian Federation // Strategic study of the Islamic world. 2016. № 58. 170 p.
2. Guseinov V.A. Geopolitical role of the Mediterranean-Caspian region // Mediterranean-Black Sea-Caspian: between Greater Europe and the Greater Middle East (collection of articles). - Moscow: Institute of Europe RAS, 2006. 82 p.
3. Davletova A.N. Foreign Investments in Russia // Publications of scientific and technical information bodies of the B State Agrarian University. № 33. 57 p.
4. Druzhilovsky S.B. Islamic Republic of Iran: at the turn of the 80-90s. - Moscow: MGIMO, 1992. 257 p.
5. Evseev V., Shuri M. General security challenges and prospects for cooperation, Partnership between Russia and Iran. № 29 / ed. I.S. Ivanov. - Moscow: Russian International Affairs Council (RIAC). 2017. 186 p.
6. Karami J., Sanai M. Relations between Iran and the Russian Federation. - Tehran: Iras, 2008. 366 p.
7. Kozyrev A.V. Transfiguration. - M.: International relations, 1995. 333 p.
8. Mamedova N.M. Cooperation between Russia and Iran (correlation of economic and geopolitical interests) // Russian-Iranian relations: problems and prospects / ed. Dunaeva E.V., Sazhina V.I. - Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2015. 260 p.
9. Naumkin V.V. The Middle East in world politics and culture. - Moscow, IV RAS, 2011. 376 p.
10. Sarukhanyan S.N. Russia and Iran: 10 years of nuclear cooperation. - Yerevan: Noravank, 2006. 173 p.
11. Khlopkov A.V., Lutkova A.M. Why did it take so long to build the Bushehr nuclear power plant? // Nuclear Club. 2010. № 1. 14 p.