Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERNATIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECT / INTERNATIONAL COOPERATION / DIALOGUE OF EDUCATIONAL SYSTEMS / INTERNATIONAL COMMUNICATION / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

Рассмотрены концепция и реализация международного культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем». Актуализируется проблема развития поликультурной образовательной среды. Раскрыта деятельность сетевой экспериментальной площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Представлены итоги первого официального образовательного визита российской делегации в Республику Индонезия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Indonesian network project in the educational environment of Moscow region

The article describes the concept and implementation of the international cultural and educational project «Russia-Indonesia: dialogue of educational systems». It actualizes the issue of multicultural educational environment development and reveals the activity of the network experimental platform of the Academy of Public Administration. The author presents the results of the first official educational visit of the Russian delegation to the Republic of Indonesia.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Исследовательские и инновационные проекты, программы, подходы

УДК 37.06; 374.3; 316.77

М. П. Нечаев

Российско-индонезийский сетевой проект в образовательной среде Московской области

Аннотация

Рассмотрены концепция и реализация международного культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем». Актуализируется проблема развития поликультурной образовательной среды. Раскрыта деятельность сетевой экспериментальной площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Представлены итоги первого официального образовательного визита российской делегации в Республику Индонезия.

I Ключевые слова: международный культурно-образовательный проект, международное сотрудничество, диалог образовательных систем, международная коммуникация, поликультурная образовательная среда.

M. P. Nechaev

Russian-Indonesian network project in the educational environment of Moscow Region

Abstract

The article describes the concept and implementation of the international cultural and educational project «Russia-Indonesia: dialogue of educational systems». It actualizes the issue of multicultural educational environment development and reveals the activity of the network experimental platform of the Academy of Public Administration. The author presents the results of the first official educational visit of the Russian delegation to the Republic of Indonesia.

I Keywords: international cultural and educational project; international cooperation; dialogue of educational systems; international communication; multicultural educational environment.

Сегодня общество ставит перед школой такую задачу, как подготовка личности, которая может и хочет участвовать в межкультурном общении народов мира, что невозможно без знаний иностранных языков, без уважительного отношения к другим народам и людям, без желания ознакомиться с историей, культурой и литературой других цивилизаций, без гордости за свою Родину и стремления приобщить иностранцев к ее культуре и языку.

Главным приоритетом становится развитие самого человека и вложение инвестиций в человеческий капитал [4]. В этой связи современная образовательная организация должна быть разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для обучающихся самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей [3]. В процессе выполнения данного требования образовательной организации необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние ресурсы инновационного развития. Немаловажную роль при этом играет международный социальный диалог и взаимовыгодное партнёрство при реализации средо-вого подхода к образованию [6].

Расширение международного сотрудничества в настоящее время носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, инициирует расширение международного сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.

Новая международная модель образования, ориентированная на внедрение одинаковых структур и практик в различные системы образования, призвана обеспечить его демократичность, релевантность, непрерывность и гибкость.

В существующих реалиях набирает силу международное взаимодействие, которое направлено на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них универсальных концептов и компонентов, общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментам интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, организация совместной научно-образовательной деятельности и др. Вследствие этого актуализируется проблема межкультурного образовательного диалога, нацеленного на изучение эффективного опыта общемодернизационных процессов и по-

зволяющего выстроить отношения социального партнёрства.

Для организации международного взаимодействия кафедра технологий и профессионального образования и кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) разработали концепцию сетевого культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем», которая была утверждена учёным советом АСОУ и в настоящее время активно реализуется в практической научно-образовательной деятельности двух стран.

Реализация проекта позволяет активизировать сотрудничество между Россией и Индонезией в образовательной сфере и способствует подготовке личности, способной и готовой участвовать в межкультурном общении.

Цель проекта: развитие взаимодействия между образовательными системами России и Индонезии для взаимообогащения образовательных культур, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших достижений системы образования Московской области на международный уровень. Задачи проекта:

1. Взаимное знакомство с государственными системами образования двух стран.

2. Представление инновационного педагогического опыта двух страх и обмен таким опытом.

3. Культурно-образовательный обмен и проведение совместных культурно-образовательных мероприятий.

4. Проведение научных исследований, представляющих совместный интерес.

5. Повышение квалификации педагогических работников.

6. Сотрудничество в области обучения и развития одарённых детей и талантливой молодежи.

7. Взаимодействие в сфере образования для развития гражданского общества. Содержание проектной деятельности: Реализация цели и задач проекта осуществляется посредством формирования сетевых рабочих групп, включающих ученых, педагогов и обучающихся России и Индонезии, и организации их деятельности по следующим направлениям:

1. Организация академической мобильности студентов вузов России и Индонезии — участников проекта.

2. Организация работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

72

Инновационные проекты и программы в образовании № 5, 201В

3. Развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов.

4. Развитие лингвистической компетентности участников проекта в части русского языка и языка bahasa Indonesia.

5. Организация культурно-образовательного обмена, в котором принимают участие обучающиеся, педагоги и ученые России и Индонезии.

6. Реализация этнокультурных программ. Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности. О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.

Для организации совместной деятельности формируется сеть экспериментальных площадок, которая включает образовательные учреждения (организации) России и Индонезии (общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения).

В рамках реализации концепции проекта создана академическая экспериментальная площадка (АЭП) АСОУ по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: "Развитие личности в поликультурной образовательной среде"».

Цель деятельности АЭП заключается в развитии личности в поликультурной образовательной среде и диссеминации эффективного педагогического опыта. В результате реализации данной цели решаются такие задачи:

1. Определение и обоснование этапов развития сетевой площадки межкультурной коммуникации.

2. Разработка и обоснование структурной модели сетевой площадки межкультурной коммуникации.

3. Формирование, обоснование и широкая апробация модели сетевой площадки межкультурной коммуникации.

4. Практико-ориентированное совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе разработки и участия в организации сетевой площадки межкультурной коммуникации «Развитие личности в поликультурной образовательной среде», создания, функционирования и дальнейшего развития системы взаимодействия между школами-партнёрами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

Содержание работы АЭП определяется следующими направлениями:

1. Обеспечение деятельности педагогических коллективов школ — академических площадок АСОУ, участвующих в работе сетевой площадки межкультурной коммуникации, и управленческого сопровождения процесса формирования сетевой площадки межкультурной коммуникации.

2. Обеспечение деятельности педагогических коллективов школ — академических площадок АСОУ, участвующих в работе сетевой площадки межкультурной коммуникации, по апробации и корректировке пилотажного варианта.

3. Обеспечение деятельности педагогов методическими рекомендациями по созданию, функционированию и дальнейшему развитию системы взаимодействия между школами-партнёрами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

На сегодняшний день осуществляется:

1. Реализация программы совместной деятельности кафедры технологий и профессионального образования, кафедры воспитательных систем, кафедры филологии АСОУ и Индонезийской школы при Посольстве Республики Индонезия в Москве.

2. Межкафедральная научно-исследовательская работа [1].

3. Взаимодействие школ-побратимов — 23 образовательных организаций Российской Федерации (Московская область) и 27 школ Индонезии [2].

4. Проведение курсов языка bahasa Indonesia для студентов и преподавателей АСОУ.

В июле 2017 года была осуществлена культурно-образовательная поездка россиян в Республику Индонезия. Делегация АСОУ приняла участие в специально разработанной программе повышения компетентности иностранцев, изучающих язык bahasa Indonesia. Все образовательные мероприятия проходили в Джакарте.

11 июля состоялось официальное открытие программы обучения. На церемонии открытия с индонезийской стороны присутствовали: Даданг Сунендар — глава Департамента по изучению и распространению языка bahasa Indonesia, профессор, доктор, магистр гуманитарных наук; Эми Эмилия — глава Центра стратегий и дипломатии в изучении языка bahasa Indonesia, магистр образования, доктор философии, профессор. С российской стороны в мероприятии принимала участие делегация АСОУ во главе с заведующим кафедрой воспитательных систем М. П. Нечаевым и доцен-

том кафедры технологий и профессионального образования Т. М. Назаренко-Матвеевой. В составе делегации были также школьники и учителя пяти школ Московской области, являющихся академическими площадками АСОУ.

Глава Департамента по изучению и распространению языка bahasa Indonesia поприветствовал представителей России, пожелал удачи и успехов в обучении, а также отметил, какую важную роль играет изучение языка как фактор культурной дипломатии и улучшения взаимопонимания между народами России и Индонезии. График работы в освоении программы был достаточно плотный. В течение дня проходили занятия по изучению языка bahasa Indonesia, знакомство с индонезийской культурой, экскурсии по Джакарте, вечером — подготовка к занятиям, повторение материала.

21 июля состоялась церемония торжественного закрытия программы обучения русской делегации в Центре стратегий и дипломатии изучении языка bahasa indonesia. На торжественной церемонии с индонезийской стороны присутствовала глава Центра стратегий и дипломатии изучении языка bahasa Эми Эмилия, глава учебного кампуса — господин Эди, директор Индонезийской школы в Москве господин Судирхам, учитель Индонезийской школы в Москве господин Иксан.

После приветственной речи организаторов программы с российской и индонезийской стороны школьники, студенты, учителя и преподаватели получили диплом об окончании курсов по изучению индонезийского языка. Представители российской делегации показали достойный уровень владения индонезийским языком, произнеся своё приветствие и благодарность центру на этом языке. В качестве поздравления российская делегация исполнила песню на индонезийском языке «Tanah airku», песни на русском языке «Катюша» и «Дружбе нет преград». В завершение торжественной церемонии закрытия представители российской делегации исполнили индонезийский танец «Почо-почо», танец «Московская кадриль»

и с хлебом-солью пригласили народ Индонезии в гости в Россию.

На протяжении всего периода обучения были организованы экскурсии по достопримечательным местам Индонезии:

• Президентский дворец-музей в Богоре.

• Ботанический сад Богора.

• Горячие источники и вулкан в пригороде Бандунга.

• Музей «Индонезия в миниатюре» в Джакарте.

Члены делегации (по завершении образовательной программы) проживали в индонезийских семьях жителей городов Кендари и Палу острова Сулавеси. В это время педагоги и учащиеся посетили семь школ Республики Индонезия, ознакомились с системой среднего образования и работой скаутских организаций. Также были подписаны меморандумы о взаимодействии с 25 образовательными учреждениями Индонезии.

В 2019 году планируются взаимные культурно-образовательные визиты двух стран-участников проекта.

Подводя итоги, можно с достаточной определенностью утверждать, что проектный метод в образовательных организациях является одним из важнейших факторов эффективной социализации обучающихся, поскольку главный педагогический смысл этой технологии — обеспечение условий для социальных проб и межличностного общения детей и подростков [5].

Таким образом, реализация международного сетевого культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем» позволяет достичь увеличения масштабов и результативности социального партнёрства Росси и Индонезии, обеспечивая международную эффективную коммуникацию в развитии поликультурной образовательной среды. Это, в свою очередь, позволяет перевести образовательную среду Московской области на новый качественный уровень.

Литература

1. Нечаев, М. П. Организационные формы и процедуры межкафедрального научного исследования в Академии социального управления / М. П. Нечаев // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 28-31.

2. Нечаев, М. П. Международная коммуникация в развитии поликультурной образовательной среды / М. П. Нечаев, Судирхам // Методолого-теоретический и технологи-

ческий ресурс развития информационно-образовательной среды: сборник материалов IX Международной научно-методической конференции «Методолого-тео-ретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды». 21 марта 2018 г. Мо-сква-Карананда). — М.: Ваш формат, 2018. — С. 413-419.

3. Нечаев, М. П. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к

74

Инновационные проекты и программы в образовании h 5, 201В

современности: монография / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова, С. М. Куницына. — М.: АСОУ, 2017. — 100 с.

4. Судирхам. Интеграция предпринимательской деятельности во внеклассное школьное образование Индонезии / Судирхам, Т. М. Назаренко-Матвеева // Конфе-ренциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2017. — № 2. — С. 1351-1354.

5. Усова, С. Н. Социальное проектирование в школе как фактор эффективной социализации обучающихся / С. Н. Усова // Академический вестник. — 2017. — № 1 (23). — С. 18-25.

6. Фролова, С. Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность / С. Л. Фролова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 4 (53). — С. 108-110.

References

1. Nechaev, M. P. Organizatsionniye formi i protsedury me-zhkafedralnogo nauchnogo issledovaniya v Akademii sotsi-alnogo upravleniya [Organizational forms and procedures of interdepartmental scientific research at the Academy of Public Administration] / M. P. Nechaev / Academia. Pe-dagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Pedagogical journal of Moscow region]. — 2015. — № 4. — P. 28-31.

2. Nechaev, M. P. International communication in the development of multicultural educational environment / M. P. Nechaev, Sudirkham // Methodological, theoretical and technological resource for the development of information and educational environment: proceedings of IX International scientific-methodical conference «Metho-dological-theoretical and technological resource of information and educational environment». March 21, 2018 Moscow — Karaganda. — M.: Vash format [Your format], 2018. — P. 413-419.

3. Nechaev, M. P. Problema razvitiya vospitivayushchego potentsiala obrazovatelnoy sredy shkoly: ot istorii k sovre-mennosti: monografiya [Development of character-building potential of school educational environment: from history to the present day: monograph] / M. P. Nechaev,

S. L. Frolova, S. M. Kunitsina. — M.: ASOU [Academy of Public Administration], 2017. — 100 p.

4. Sudirkham. Integratsiya predprinimatelskoy deyatelnosti vo vneklassnoye shkolnoye obrazovaniye Indonezii [En-trepreneurship activity integration into extra-curricular school education of Indonesia] / Sudirkham, T. M. Naza-renko-Matveeva // Konferentsium ASOU: sbornik nauch-nikh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konfer-entsiy [collection of scientific papers and proceedings of applied science conferences]. — 2017. — № 2. — P. 1351 — 1354.

5. Usova, S. N. Sotsialnoye proektirovaniye v shkole kak faktor effektivnoy sotsializatsii uchashchikhsya [Social engineering in school as a factor of socialization of learners] / S. N. Usova // Akademicheskiy vestnik [Academy bulletin]. — 2017. — № 1 (23). — P. 18-25.

6. Frolova, S. L. Sales environmental approach to education: past and present / S. L. Frololva // Mir nauki, kulturi, obra-zovaniya [The world of science, culture, education]. — 2015. — № 4 (53). — P. 108-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.