НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 94 (470+430)
Петелин Борис Валентинович
доктор исторических наук, профессор Череповецкий государственный университет [email protected]
Степанов Григорий Викторович
«РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ»*
В рецензии на монографию профессора Н.В. Павлова отмечается актуальность обращения автора к истории российско-германских отношений, аргументированное использование обширного фактического материала, позволившего показать всю сложность взаимоотношений России и Германии на протяжении многих веков.
Ключевые слова: славяне, германцы, альянс, войны, сотрудничество, ФРГ, ГДР, СССР, Германия, Россия, германская политика.
Новая монография известного российского историка-германиста, доктора исторических наук, профессора МГИМО(У) Н.В. Павлова отличается свежестью взгляда на многовековую российско-германскую историю. Изданная не в самое лучше время российско-германских отношений, она в своем названии как бы констатирует этот факт: «несостоявшийся альянс». Могло ли быть иначе? Могло! Да и было... «.. .Россия и Германия, русские и немцы, - пишет автор, - два народа, две культуры, два общества, две судьбы постоянно пересекались во времени и пространстве, порой сотрясая основы европейской цивилизации. Что это было - запрограммированное соперничество, логичное партнерство или случайное стечение обстоятельств?» (с. 10). «Случайным стечением» эти отношения вряд ли назовешь. Оба народа - славяне и германцы давно и прочно вписались в европейскую историю. И Николай Валентинович прав, что «без созидательного сотрудничества этих государств немыслима была устойчивость континентального мирного порядка».
Структура книги отвечает замыслу автора - показать взаимоотношения в исторической динамике. В ней, с традиционным предисловием и необходимым заключением, где как раз и подведены к общему «знаменателю» все аргументы о несбывшихся надеждах на «альянс», - 11 глав с краткими, но емкими по смыслу названиями и соответствующим им содержанием (изложенный материал умело структурирован, что придает исключительную цельность его изложению). Каждая глава снабжена соответствующей «хроникой» с указанием дат и событий, происходивших синхронно в России и Германии.
Огромный по историческим меркам пласт взаимоотношений автор разделил на четыре периода. Первый, «доромановский» - растянулся почти на восемь веков; второй насчитывал три столетия; третий (советский) период уложился всего в 74 года. С начала 90-х гг. начался четвертый, нынешний - современный. При этом Н.В. Павлов отмечает, что возможно в дальнейшем под влиянием всеобщего ускорения развития человечества мы будем свидетелями «сжатия» истории, в том числе
* Рецензия на книгу: Павлов Н.В. Россия и Германия:
в сфере российско-германских двусторонних отношений. То есть их дробление, крутые повороты во взаимоотношениях вполне возможны и допустимы в более узкие исторические рамки.
Свое повествование автор начинает с IX в., со становления государственности на германской и российской землях, со знакомства с традициями, обычаями, занятиями входящих в соприкосновение не столь уж далеких этнически друг от друга народов. Проявление враждебности естественно было, но оно не выходило за пределы обычаев того времени. До начала Ливонской войны, за 380 лет (монография насыщена фактами) в Балтийском регионе, где проживали не одни русские и немцы, можно насчитать от 30 до 40 войн (мелкие многочисленные стычки просто не учитывались), но мирные интересы превалировали в отношениях двух народов (с. 26).
Россия в своем стремлении «прорубить окно в Европу», как известно, преуспела: эта задача была решена Петром I при союзнической поддержке Пруссии (с. 64), но были и другие немецкие княжества-государства, наконец, Австрия, с которыми мирные отношения не складывались. Впрочем, и с Пруссией союз оказался недолговечным. При императрице Елизавете Петровне Россия уже воевала в Пруссии, а в Семилетней войне, начавшейся в 1756 г., Санкт-Петербург и Вена добивались ликвидации прусской государственности. Все перипетии той европейской истории изложены в книге логично и последовательно. Постоянного «альянса» России с Пруссией, Австрией, немецкими княжествами мы с вами не отыщем. Но «союзы» не заключаются на века. Нам кажется, что в российско-германских отношениях следует учитывать степень влияния одного государства на другое. Широкое проникновение иностранцев в Россию началось при Петре I. Он ценил их деловые качества, но, как писал С.Ф. Платонов, «везде над ними возвышался русский человек, хотя бы и меньше иностранца знавший дело». А вот при Анне Иоанновне (известное высказывание В.О. Ключевского): «немцы посыпались как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, Несостоявшийся альянс. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 660 с.
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
© Петелин Б.В., Степанов Г.В., 2017
270
«Российско-германские альтернативы»
забирались на все доходные места в управлении». Естественно, автор не мог обойти ни этих высказываний, ни самого факта проникновения немцев в Россию. В начале правления Екатерины II в столице насчитывалось 40 тыс. жителей с немецкими корнями, в Москве - 20 тыс. в Одессе - более 10 тыс. (с. 121). Ничего удивительного нет - сама императрица была немкой. Именно при ней появились первые официальные немецкие переселенцы. Дальше - больше. К 1914 г. численность немцев России доходила до 2,5 млн. человек (но это не так много для ее просторов). Но на важнейших ключевых постах государства гражданские и военные чиновники тоже были из немцев. Из последних 6 царей только Александр III выбрал себе в жены датскую принцессу. Немецкая кровь, как известно, оказалась роковой в судьбе Николая II и его семьи.
Немало немцев, как пишет автор книги, принесли славу нашей стране, верой и правдой служили России. Все так. Но при таком раскладе «альянс» был не нужен. Да, ехали и русские люди в Германию, вращались в литературных кругах, учились, но не заправляли там ни промышленностью, ни банками, ни военными делами... Связь с Германией не прервалась и после революций 1917 г. Н.В. Павлов деликатно уходит от дискуссии о «немецких деньгах» большевикам (документальных подтверждений этому не найдено), но германские власти на подрывную работу в России средства выделяли, да и без «германской поддержки большевики Ленина не смогли бы удержаться у власти в свой первый решающий год» (с. 228). Российский «след» в немецком ноябре 1918 г. куда как очевиден. Но установить там диктатуру пролетариата коммунистам-интернационалистам не удалось.
С укреплением советской власти в России интерес к Германии не исчез. Россия и Германия, - писал нарком по внешней торговле Л. Красин - «созданы друг для друга». Обе страны стали изгоями Версальской системы, что привело к установлению двухсторонних отношений и заключению в 1922 г. Рапалль-ского договора. Никакой «альянс» между СССР и Веймарской Германией не потребовался. Вплоть до прихода Гитлера к власти в 1933 г. без всякого «альянса» стороны успешно сотрудничали, особенно в военно-технической области. Дальнейшее хорошо известно. «Надежды Сталина с помощью держав-победительниц в Первой мировой войне обуздать Гитлера и его сподвижников в других странах..., оказались на поверку мыльным пузырем» (с. 278). Нам думается, что не стоило называть Договор о ненападении от 23 августа 1939 г. «сговором сатаны с дьяволом» (чем же тогда был «мюнхенский сговор»?). Тем более что далее автор называет «пакт Молотова-Риббентропа» всего лишь «временной тактической уловкой для Гитлера». Так что Сталину оставалось думать о защите своей страны.
Война для фашистской Германии закончилась крахом. Страна была оккупирована и поделена на зоны между СССР, США, Великобританией и Францией. Раскол Германии и появление двух немецких
государств в 1949 г. стал следствием начавшейся холодной войны, в которой противостояние между ее главными соперниками прошло по немецкой земле. Да, строительство социализма в Восточной Германии можно называть экспериментом, так как оно осуществлялось в советской оккупационной зоне. Да, соревнование с ФРГ ГДР, можно сказать, проиграла, потому и исчезла с политической карты. Вот только на этот счет есть и другие мнения, высказанные с учетом анализа политики «перестройки» и «нового политического мышления» М.С. Горбачева, в рамках чего и был решен германский вопрос.
Собственно германской политике СССР автор посвящает отдельную главу. Необходимость подобного выделения вполне понятна. Николай Валентинович является автором многих работ, в которых рассматривались аспекты внешней политики СССР в отношении двух германских государств. На этот раз автор отмечает, что СССР вовсе не был последовательным в отстаивании единства Германии. В годы войны германский вопрос решался на советско-германском фронте (с. 417). После коренного перелома в ходе войны, СССР отстаивал свои позиции в решении германского вопроса, и они не всегда совпадали с намерениями США и Великобритании. В начавшейся холодной войне раскол Германии отвечал и интересам СССР, который закрепился в центре Европы. И, тем не менее, делались попытки сохранить единство Германии, о чем свидетельствуют «сталинские ноты» 1952 г. «Поставлена ли последняя точка в германском вопросе?» - ставит свой вопрос автор, обращаясь к результатам объединительного процесса 19891990 гг. Да, минула уже четверть века после объединения Германии, а заданный вопрос остается актуальным. Германия связала свою судьбу с ЕС. Она не может, как Великобритания, осуществить свой Вгехй. Но мир изменчив. И что может быть далее, в точности не ответит ни один политик.
Содержательное исследование Николая Валентиновича доказывает, что «альянс» в отношениях России и Германии в истории встречался, и не раз. Прочные, длительные, союзнические отношения между государствами вряд ли могут быть. Такова не только история международных отношений, такова их практика. Россия и Германии, - подчеркивает не в первый раз автор, - «продолжают оставаться ключевыми политическими и экономическими игроками на континенте» (с. 545). А раз были и остаются точки соприкосновения и потребность в сотрудничестве при решении «важных проблем современности, то эта реальность заставит политиков следовать ей. «Амбиции отдельных национальных лидеров, пребывающих в плену геополитических догм» - будут окончательно отвергнуты вызовами XXI века (с. 549).
Яркая содержательная монография профессора Н.В. Павлова отвечает запросам не только российской германистики, но и преподавательской работе в университетах и институтах. И в этом отношении она, безусловно, будет востребована.
Вестник КГУ^ № 1. 2017
271