Научная статья на тему '2018. 02. 029. Павлов Н. В. Россия и Германия. Несостоявшийся альянс. (история с продолжением). - М. : аспект Пресс, 2017. - 558 с'

2018. 02. 029. Павлов Н. В. Россия и Германия. Несостоявшийся альянс. (история с продолжением). - М. : аспект Пресс, 2017. - 558 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
460
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ / IX-XXI ВВ. / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / НЕМЦЫ В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 029. Павлов Н. В. Россия и Германия. Несостоявшийся альянс. (история с продолжением). - М. : аспект Пресс, 2017. - 558 с»

ности) место после англо-американских отношений и европейских дел свидетельствует о переосмыслении политическим истеблишментом страны общего курса и роли Великобритании в мире. Поиск новых форм сотрудничества с европейскими странами континента остается характерным для британских правящих кругов.

Т.М. Фадеева

2018.02.029. ПАВЛОВ Н.В. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ АЛЬЯНС. (ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ). - М.: Аспект Пресс, 2017. - 558 с.

Ключевые слова: Россия и Германия, 1Х-ХХ1 вв., внешнеполитические взаимоотношения; немцы в России.

Новая монография известного германиста, профессора МГИМО(У) МИД РФ д-ра ист. наук Н.В. Павлова посвящена российско-германским отношениям за период от IX в. до современности. Она состоит из предисловия, 11 глав и заключения, списка источников и литературы (с. 551-558). Каждая глава в конце снабжена хронологической таблицей основных событий рассматриваемого в главе периода.

Российско-германские отношения всегда были объектом пристального внимания, пишет автор, потому что от их состояния зависели мир и спокойствие в Европе. Два народа, две судьбы постоянно пересекались во времени и пространстве, порой сотрясая основы европейской цивилизации. Исследование посвящено истории, состоянию и перспективам российско-германских отношений. Автор пытается ответить на вопрос: являются ли Россия и Германия извечными соперниками или доброжелательными партнерами, радеющими за всеобщее благополучие, новое совместное будущее?

Нельзя не видеть, что сегодня Европа и мир вошли в качественно новую полосу своего развития и «возникает острая необходимость проанализировать исторические корни российско-германских отношений, их эволюцию и при определении ориентиров российской внешней политики на ее европейском направлении, выделить роль и место в них связей между Берлином и Москвой» (с. 9).

Павлов предупреждает, что читатель не найдет в его исследовании «редких архивных документов». Он считает, что введение в оборот новых источников - это дело историков-архивистов, и

подчеркивает, что большой вклад в разработку темы вносит Российско-германская комиссия историков (существующая с 1997 г., членом ее является и сам автор. - Реф.). В книге нет обзора трудов по этой теме как отечественных, так и зарубежных историков. Свою задачу автор видел «в обобщении уже имеющегося материала под совершенно конкретным политическим, если хотите, геополитическим углом без всякой конспирологии, а следуя совершенно конкретным фактам» (с. 10).

В первой главе «Становление русско-германских контактов: От Киевской Руси до возвышения Московского царства (IX-XVII вв.)» автор цитирует С.М. Соловьева, обратившего внимание на то, что «в начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его за собою навсегда: германское и славянское... они поделили между собою Европу». «Славянами» же, по Соловьеву, были преимущественно русские, а «германцами» - немцы (с. 11). Самостоятельное значение в этой исторической главе занимает «северная страница» отношений Новгорода и городов северо-запада России с Ганзейским союзом и немцами вообще. Данный регион, где возникла Восточная Пруссия, стал отправной точкой для выстраивания регулярных русско-германских связей, здесь ковался каркас взаимодействия двух народов.

Начало Нового времени внесло коррективы в российско-германский диалог, подчеркивает автор, переходя к началу эпохи Романовых (XVII-XVIII вв.). В XVII в. представления о Германии в России значительно расширились. К началу 70-х годов XVII в. в Московском царстве насчитывалось 18 тыс. иностранцев, которых по привычке именовали «немцами» (с. 56). В период царствования Петра I и в первой половине XVIII в. автор выделяет три сферы взаимодействия между двумя странами: военное дело, наука и торговля.

В разделе «Немецкий вопрос от Екатерины до Екатерины (1725-1762)» автор освещает историю правления в России преемников Петра, развитие их отношений с немецкими землями, показывает, какие энергичные меры для восстановления пошатнувшегося престижа Российской империи пришлось предпринять новой императрице, Екатерине II, немке по происхождению.

Автор обращается также к освещению вопроса о «немецком факторе во внутренней политике Российской империи», считая, что «в царствование семьи Романовых начинается массовое „покорение "немцами России» (с. 116). «Немало немцев принесли славу нашей стране, верой и правдой служили Российскому государству и в до- и в послепетровские времена, и в ходе превращения России в могучую империю» (с. 123). В связи с этим автор называет ряд имен немцев - ученых и деятелей культуры: Л. Шлецер, Л. Эйлер, П.-С. Паллас, Д.И. Фонвизин и др. Впоследствии с Россией оказались связаны и видные немцы-предприниматели: К. Сименс, Л. Кноп и др. Многие русские студенты учились в немецких университетах.

При Екатерине II началось переселение в Россию немецких колонистов, они осваивали новые земли и вносили вклад в подъем экономики. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., немцев было 1 790 489 человек, 1,47% всего населения Российской империи, в европейской части России проживали 1 312 188 немцев, в Польше - 407 274, на Кавказе - 56 729, в Сибири - 5424, в Средней Азии - 5425. К 1914 г. число немцев в России возросло до 2,4 млн человек (с. 127, 130). Но с началом Первой мировой войны и ростом антинемецких настроений наметился их отток из страны.

В период правления дома Романовых германские княжеские дома стали поставщиками невест для царской семьи в России. Из последних шести царей только один - Александр III - выбрал себе в жены датскую принцессу. Из 30 членов царствующей семьи с 1800 г. 18 имели немецких супруг (супругов) (с. 127). У большого числа русских дворян были немецкие фамилии. На рубеже ХХ в. в России насчитывалось 24 854 наследных и 17 134 почетных дворян, имевших немецкие корни. Дипломатический корпус России в Николаевскую эпоху состоял преимущественно из иностранцев, приехавших из разных, в основном немецких государств. Среди них были Нессельроде, фон Гирс, Ламздорф и др. Из 12 министров финансов Российской империи до конца XIX в. пятеро были немцами, среди них Канкрин и Витте, ставший после первой русской революции премьер-министром. Выходцами из немецких земель были другие министры, видные военачальники, предприниматели.

С образованием Германской империи (1871) отношения России и Германии приобретают новое качество. Это были равные по

силе мировые игроки, не отягощенные взаимными противоречиями и даже с симпатией относившиеся друг к другу. Первые годы существования Германской империи характеризовались невиданным взлетом промышленного развития, происходившим благодаря «закачке в экономику Германии французских денег в качестве компенсации во Франко-прусской войне» (с. 176). Бисмарк, правивший 19 лет, продолжал развивать дружественные отношения с Россией. Главной своей задачей он считал изоляцию Франции, лишение ее союзников. Далее автор показывает, как в Европе сформировались две группировки - Тройственный союз и Антанта, соперничество которых вылилось в Первую мировую войну, в которой Россия и Германия оказались по разные стороны фронта, став военными противниками.

С октябрьского переворота в России в 1917 г. начался третий период в истории русских и немцев - советско-германский, продолжавшийся 74 года до распада СССР в 1991 г. С точки зрения автора, советско-германские отношения подразделяются на три фазы: довоенную, военную и послевоенную. Характерной особенностью было стремление Советской России, а затем и СССР строить с Германией отношения «особого рода» как противовес «империалистическим государствам».

После окончания Первой мировой войны Германия, принужденная заключить унизительный для себя Версальский договор 1919 г., и большевистская Россия, которую никто из великих держав не признал, становятся изгоями мировой политики и налаживают взаимодействие в области экономики, а затем и в военной сфере. Число немцев в России за время революции и Гражданской войны сократилось почти на треть (в 1926 г. их насчитывалось в Европейской России 1 232 627, в Сибири - 150 тыс.). 379 930 российских немцев поселились на Волге, 26 июля 1918 г. им была предоставлена автономия (с. 242). Политика обоих государств, нацеленная на ревизию Версальского договора, поддерживалась тайными контактами между Красной армией и рейхсвером. После заключения в 1922 г. Раппальского договора между Советской Россией и Германией в Берлине было подписано секретное соглашение о военном сотрудничестве.

В главе «Сталин и Гитлер» автор анализирует отношения двух стран в период 1933-1945 гг. Договор о ненападении августа

1939 г. между двумя странами, включавший и пункты о разделе сфер влияния, заключенный на 10 лет, Павлов называет «сговором сатаны с дьяволом». Гитлеру это дало возможность снять угрозу ведения войны на два фронта и разгромить Францию. Советский Союз разместил в 1940-1941 гг. заказов в Германии на сумму 1,6 млрд рейхсмарок, причем к началу нападения Третьего рейха на Советский Союз заказы на 600 млн рейхсмарок находились в производстве (с. 293).

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. (153 немецких дивизии и 37 дивизий сателлитов Германии) поставило Сталина именно в то положение, которого он хотел избежать путем заключения пакта с Гитлером. В то же время победа СССР в войне, завоеванная ценой колоссальных, в том числе человеческих потерь, привела к территориальным приобретениям, которые имели не прямой, но «буферный» характер. Из Второй мировой войны Советский Союз вышел великой державой, в решающей степени участвовавшей в определении дальнейшей судьбы Германии.

Рассматривая советско-западногерманские отношения, а также отношения между СССР и ГДР, автор показывает, как в условиях холодной войны менялось отношение к решению германского вопроса, т.е. вопроса объединения Германии. Он упоминает о значении Московского договора 1970 г. между СССР и ФРГ, в нем были зафиксированы принципы отношений между двумя странами. Именно по воле советского руководства в период перестройки были устранены последние препятствия к объединению. Министр финансов ФРГ Вайгель как-то заявил, напоминает автор, что по договору с Советским Союзом 1990 г. немцы добились того, что русские солдаты покинут германскую землю, и этот результат был достигнут «всего за 15 млрд марок», выплаченных в виде компенсации (с. 455). После долгих переговоров, а также событий в ГДР, связанных с падением Берлинской стены в ноябре 1989 г. и проведением затем демократических выборов, 3 октября 1990 г. в 0 часов 0 минут произошло торжественное объединение ФРГ и ГДР (с. 455).

В заключительной 11 главе «Россия и Германия в постбиполярном мире» автор пишет, что с появлением на географической карте объединенной Германии и Российской Федерации началась «принципиально новая глава в истории российско-германских отношений» (с. 474). Хотя и было объявлено о новом стратегическом

партнерстве, на самом деле, по мнению Павлова, оно не состоялось. Постепенно к концу 1990-х годов линия германских властей в отношении новой России претерпела эволюцию от сближения «к вежливой сдержанности», которую после ухода канцлера Коля наследовало правительство Шредера. Внешнеполитические приоритеты ФРГ лежали на Западе (с. 487).

В ходе первого визита В. Путина в Германию в июне 2000 г. были сделаны многообещающие заявления с обеих сторон. Но попытка начиная с 2002 г., по настоянию России, превратить взаимоотношения в стратегическое партнерство, не удалась. Победившая на выборах 2005 г. «убежденная атлантистка» А. Меркель, считает автор, обратилась к конфронтационной риторике. Хотя формально со стороны немецких политиков все еще звучали призывы к стратегическому партнерству, отношения претерпели эволюцию, которую эксперты назвали «переходом к холодному миру».

Украинский кризис и присоединение Россией Крыма привели к консолидации сил Запада, сворачиванию германо-российского межгосударственного диалога при параллельном повышении роли международных объединений в выработке единого курса по отношению к Москве. Между Россией и Западом началась взаимная пропагандистская война, раскручивавшая образ внешнего врага. В заключение автор пишет, что нынешним руководителям России и Германии следует «проявить выдержку и терпение», чтобы преодолеть разногласия и совместно противостоять вызовам XXI века (с. 514).

В.П. Любин

АРХЕОЛОГИЯ

2018.02.030. МАТРЁНИН С.С. СНАРЯЖЕНИЕ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ (II в. до н.э. - V в. н.э.) / Под ред. Тишкина А. А.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ АлтГУ. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2017. - 142 с. - Библиогр.: с. 122-138.

Ключевые слова: Алтай, II в. до н.э. - V в. н.э.; булан-кобин-ская культура; снаряжение кочевников.

В монографии канд. ист. наук С.С. Матрёнина публикуются результаты исследования различных категорий снаряжения кочев-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.