Научная статья на тему 'Российско-французские отношения сегодня: между надеждами и сомнениями'

Российско-французские отношения сегодня: между надеждами и сомнениями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7602
380
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ / ПРЕЗИДЕНТ Э. МАКРОН / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Сергей Матвеевич

Приход к власти Эммануэля Макрона внёс заметные перемены во внешнеполитический курс Франции. Внешняя политика Парижа стала более прагматичной и менее идеологизированной. Перемены к лучшему наметились и в российско-французских отношениях. Визит В.В. Путина в Париж в конце мая 2017 г. и ответный визит Э. Макрона в Петербург 24-25 мая 2018 г. создали предпосылки для потепления отношений двух стран. На основе анализа различных аспектов современных франко-российских отношений автор делает прогноз их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-French Relations Today: Between Hopes and Doubts

The election of Emmanuel Macron significantly altered France's foreign policy. Now it is based more on pragmatism and less on ideology. There are signs of improvement in the relations between Russia and France. Vladimir Putin's visit to Paris at the end of May 2017 and the return visit of Emmanuel Macron to St Petersburg on May 24-25, 2018 enabled the rapprochement between the two countries. The author of the article analyses the possible development of bilateral relations taking into account different aspects of Russian-French cooperation.

Текст научной работы на тему «Российско-французские отношения сегодня: между надеждами и сомнениями»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

УДК 327

Сергей ФЁДОРОВ

РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СЕГОДНЯ: МЕЖДУ НАДЕЖДАМИ и сомнениями

Аннотация. Приход к власти Эммануэля Макрона внёс заметные перемены во внешнеполитический курс Франции. Внешняя политика Парижа стала более прагматичной и менее идеологизированной. Перемены к лучшему наметились и в российско-французских отношениях. Визит В.В. Путина в Париж в конце мая 2017 г. и ответный визит Э. Макрона в Петербург 24-25 мая 2018 г. создали предпосылки для потепления отношений двух стран. На основе анализа различных аспектов современных франко-российских отношений автор делает прогноз их дальнейшего развития.

Ключевые слова: российско-французские отношения, внешняя политика Франции, президент Э. Макрон, санкционная политика.

Приход к власти президента Франции Э. Макрона и победа созданного им нового политического формирования - партии «Вперёд, Республика!» - на выборах в Национальное собрание в мае-июне 2017 г. привели к существенным переменам как во внутренней, так и во внешней политике Франции. Критика внешнеполитического курса страны, звучавшая в последние годы из уст известных французских политиков и дипломатов, в том числе бывших министров иностранных дел1, судя по всему, была услышана командой нового хозяина Ели-сейского дворца.

Учтя негативный опыт своего предшественника, президент Макрон решил опереться на проверенный в течение многих десятилетий внешнеполитический курс, заложенный генералом де Голлем и продолженный Ф. Миттераном. Внешняя политика Парижа стала заметно более прагматичной, менее идеологизированной, воздерживающейся от навязчивых идей «экспорта западных ценностей» и демократии по всему миру. Президент Макрон не побоялся открыто признать ошибочность действия своих предшественников в Ливии и Сирии.

Отмеченные выше подвижки во внешнеполитической стратегии Франции не обошли стороной и российско-французские отношения. Важным положительным результатом в течение прошедшего года стал взаимный обмен визитами президентов двух стран. В. Путин посетил Париж по приглашению только что вступившего в должность президента Э. Макрона в конце мая 2017 г. Визит был приурочен к открытию выставки в Версале, посвящённой 300-летию визита Петра Первого во Францию, со времени которого ведут отсчёт регулярные дипломатические отношения между двумя странами. Ровно через год, также через две недели после инаугурации российского президента, Э. Макрон побывал с двухдневным визитом в Петербурге 24-25 мая, где принял участие в работе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Примечательно, что визит Э. Макрона в Россию состоялся на фоне резкого обострения в отношениях Москвы и Парижа в связи с т.н. «делом Скрипалей» и ракетной атаки тройст-

© Фёдоров Сергей Матвеевич - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Email: smfedorov@,list.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320181522

1 См., например: Péchés capitaux. Les sept impasses de la diplomatie française. Les Editions du CERF, 2016; De Dli-niasty Jean. La diplomatie au péril des «valeurs» (pourquoi nous avons en tout faux avec Trump, Poutine et d'autres). Editions L'Inventaire, Paris, 2017.

венной коалиции по Сирии, осуществлённой 14 апреля 2018 г. под предлогом наказания Б. Асада за якобы применение химического оружия в Восточной Гуте. Произошедшие события ставили под сомнение намеченный визит. Тем не менее, он состоялся, что позволяет говорить о том, что положительная динамика, набранная за последний год в отношениях двух стран, сохраняется и может приобрести устойчивый характер.

Оптимистичный взгляд на будущее российско-французских отношений обусловлен не только традиционными ссылками на многовековую историю и «особость» отношений, важностью торгово-экономических связей, но и тем, что позиции двух стран по многим глобальным вопросам современной международной повестки весьма близки. Это касается перспектив построения полицентричного мира, сохранения главных международных институтов и их роли в регулировании МО на основе международного права, борьбы с международным терроризмом и нераспространением ОМУ и т.д. Российское руководство поддерживает усилие французской дипломатии, старающейся мобилизовать мировое сообщество на решение проблем экологии, борьбу с глобальным потеплением и изменением климата.

В ходе переговоров В. Путина и Э. Макрона на полях ПМЭФ удалось сблизить позиции двух стран по горячим проблемам текущей мировой политики - как по дальнейшей судьбе «ядерной сделки» с Ираном, так и по сирийскому кризису. Что касается Ирана, то Москва и Париж намерены соблюдать достигнутые договорённости, несмотря на санкционные угрозы со стороны США. Российский президент в целом не возражал против предложений Макрона начать в перспективе обсуждение с Ираном вопросов, касающихся его ракетной программы и региональной безопасности.

Определённые точки взаимопонимания обнаружились и по сирийской проблематике. Французский лидер постарался убедить В. Путина в том, что Париж и западная коалиция не делают ставку на силовое решение кризиса, а выступают за инклюзивный диалог всех сирийских участников конфликта и не настаиваю на немедленном уходе Б. Асада. В качестве позитивного момента стоит отметить и предложение координировать переговорный процесс в Астане с работой т.н. «малой группы», созданной Парижем на базе некоторых представителей сирийской оппозиции и ряда внешних игроков с целью выработки общей «дорожной карты» для политического урегулирования сирийского кризиса.

Тем не менее, в целом позиция Франции по сирийскому кризису выглядит противоречивой: с одной стороны, призывы к инклюзивному диалогу, с другой - продолжающаяся демо-низация Б. Асада, которого иначе как «преступником» и «врагом сирийского народа» президент Э. Макрон не называет. Непонятно, как с международным правом согласуется, например, призыв Парижа к Вашингтону не выводить американские войска из САР. Складывается впечатление, что главной целью французского руководства является возвращение себе, а в своём лице и ЕС, роли влиятельного посредника в урегулировании сирийского кризиса, в том числе за счёт ослабления влияния России и Ирана, поддерживающих официальный Дамаск.

Наиболее болезненной темой в отношениях двух стран остаётся украинская проблематика. К сожалению, позиции Франции и России в этом вопросе сильно расходятся. Пожалуй, за исключением одного момента - безальтернативности минских договорённостей. Правда, эти договорённости мы понимаем по-разному.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

Найти взаимопонимание вряд ли удастся, пока французы будут фактически безоговорочно поддерживать киевскую трактовку причин украинского кризиса, главный аргумент которой состоит в тезисе об «агрессии» России против суверенной Украины, в ходе которой были «оккупированы» Крым и часть юго-востока Украины. Если Париж разделяет подобное видение украинского кризиса, то, как объяснить возникающие в этой связи некоторые вопросы.

Во-первых, почему в таком случае Россия «захватила» лишь незначительную часть Донбасса и не «пробила» коридор до Крыма, что было бы логично?

Во-вторых, почему Киев отказывается провести референдум под международным контролем о дальнейшей судьбе Луганской и Донецкой областей, используя в качестве предлога несоответствие такого регионального референдума конституции страны? Тем более, если украинское руководство считает, что власть в ДНР и ЛНР захватили некие «террористы», не отражающие настроения населения и существующие только за счёт поддержки Москвы.

В-третьих, как согласуется с тезисом об «агрессии» Москвы тот факт, что примерно 600 тыс. беженцев с Донбасса нашли убежище от войны на территории России?

Вызывает, по меньшей мере, недоумение и то, что Париж «не видит» националистического угара нынешнего киевского руководства, героизацию гитлеровских пособников, нарушений прав человека и свободы слова, к которым столь чувствительны французские власти.

Наконец, хотелось бы спросить у французских коллег, считающих, что минские соглашения подписаны между Россией и Украиной: почему в их невыполнении обвиняют лишь Россию? Почему Париж опять «не увидел» фактическую ревизию этих соглашений, вытекающую из содержания недавно принятого закона о «Реинтеграции Донбасса»?

Думается, что без признания очевидного - этнополитического, внутреннего характера украинского конфликта и необходимости в той или иной форме проведения федерализации Украины, мирного выхода из кризиса на юго-востоке Украины найти не удастся.

В целом, рассмотрение событий на юго-востоке Украины и в Крыму вне культурно-исторического контекста, с формально-юридической точки зрения, характерной для французских аналитиков и дипломатов, вряд ли можно оценить в качестве конструктивного подхода.

Несмотря на существенное расхождение в позициях двух стран по отмеченным выше острым международным кризисам, диагностика российско-французских отношений позволяет сделать вывод о том, что в целом ряде областей они не утратили своей динамики. Это относится, прежде всего, к такой ключевой сфере, как торгово-экономические связи. На рубеже двух первых десятилетий нового века мировой финансовый кризис и девальвация рубля нанесли им существенный урон. Секторальные экономические санкции, введённые ЕС в 2014 г., и зеркальный ответ на них со стороны России ещё более усугубили ситуацию. В результате объём товарооборота между нашими странами за 2011-2016 гг. снизился с 28,1 до 13,3 млрд долл.1 Тем не менее, в 2017 - начале 2018 г. наметились позитивные тенденции - только за первый квартал текущего года он увеличился, по данным российской таможни, на 25%2. Более того,

1 Статистика, приведённая российскими сенаторами в ходе встречи с французскими коллегами во Франции 5 апреля 2018 г. URL: http://international.council.gov.ru/events/news/91340/ (дата обращения: 31.05 2018).

2URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=25865&Itemid=1977 (дата обращения: 29.05.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

по итогам последних двух лет Франция стала основным иностранным инвестором в России -суммарный объём французских инвестиций составил 14 млрд долл. Несмотря на санкции, более 500 французских кампаний и их филиалов продолжили свою работу на российском рынке, обеспечив занятость порядка 140 тыс. российских граждан. Для сравнения: общий объём российских инвестиций во Францию, по данным на начало 2017 г., составил всего 1,8 млрд долл. На 86 предприятиях с российским капиталом работало 4,5 тыс. французов1.

В качестве положительного момента следует отметить «размораживание» работы российско-французского Совета по экономическим, финансовым и торговым вопросам (СЕФИК) проводящего периодические встречи поочерёдно в двух странах. Последнее заседание состоялось 19 декабря 2017 г. Оно стало 23-м по счёту с момента создания Совета в 1992 г.

Наряду с сотрудничеством в традиционных отраслях экономики, таких, как энергетика, аэрокосмическая промышленность, транспортное машиностроение, агропищевой сектор и пр., набирает обороты взаимодействие и в новых высокотехнологичных сегментах, связанных с информационными технологиями. Сохраняется привлекательность российского рынка для французских компаний. Например, по итогам 2017 г., автоконцерн «Рено» добился успешного роста продаж в основном за счёт восточно-европейского рынка, в первую очередь российского.

Участие президента Макрона и представительной делегации французских бизнесменов в ПМЭФ-2018, несомненно, дали позитивный импульс дальнейшему развитию торгово-экономических связей двух стран. Среди 50 контрактов на общую сумму около 1 млрд долл., подписанных в ходе бизнес-форума в северной столице России, стоит особенно отметить контракт между Total и «Новатэком» о строительстве второго комплекса по производству сжиженного газа на Ямале «Arctic LNG-2», а также соглашение о сотрудничестве Росатома с концерном Areva.

Ещё более оптимистичными выглядят отношения России и Франции в гуманитарной, культурной и образовательной сферах. Имеющиеся разногласия по международной проблематике и вопросам безопасности, политическая обстановка, напоминающая порой времена холодной войны, не мешают контактам людей, творческих коллективов, студенческим обменам. Наряду с традиционными формами взаимодействия (фестивали, гастроли, проведение выставок и пр.) в качестве положительных моментов следует отметить успешную практику проведения, начиная с 2010 г., т.н. «перекрёстных годов» культуры, литературы, искусства и туризма. Благоприятный климат для сотрудничества в гуманитарно-культурной сфере создают взаимное признание дипломов двух стран, менее бюрократизированный режим выдачи виз россиянам французскими консульскими учреждениями в России.

Позитивным сигналом, позволяющим надеяться на улучшение наших отношений, стало открытие российского духовно-культурного центра на набережной Бранли в Париже 19 октября 2016 г., несмотря на раздувание шпиономании в ряде французских СМИ, увидевших в этом центре чуть ли не штаб-квартиру российских спецслужб. В этом же ключе можно рас-

1 Комиссарова Ж.Н. Состояние и перспективы экономических отношений Франции и России. Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018. С. 63-65.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

сматривать и начало вещания телеканала RT во Франции, хотя, как известно, освещение им и радио «Спутник» президентской кампании 2017 г. вызвали раздражение как Елисейского дворца, так и, особенно, штаба избирательной кампании Э. Макрона, лишившего российских журналистов аккредитации. Впрочем, история с российскими СМИ во Франции может повториться, если идея президента Макрона разработать закон о «fake news», высказанная им в начале января этого года, будет воплощена в жизнь.

Стоит отметить, что Франция, в отличие от ряда стран, не скатилась в оголтелую русофобию и поиск «русских хакеров», хотя попытки были. Тем не менее, отрицательный имидж России, её внутренней и внешней политики по-прежнему доминирует во французских СМИ.

В этой связи, на наш взгляд, особую актуальность приобретает решение президентов В. Путина и Э. Макрона, принятое в ходе майской встречи прошлого года в Версале, о запуске «Трианонского диалога» - регулярных встреч и дискуссий представителей гражданского общества двух стран, наподобие «Петербургского диалога» между Россией и Германией, который показал свою эффективность и полезность. Хотя практическая реализация этого проекта уже началась - основной темой на 2018 г. выбран «Город будущего», тем не менее, предстоит ещё много сделать, чтобы наполнить «Трианонский диалог» интересным содержанием, избежать формализма и «забюрокрачивания».

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в российско-французских отношениях, переживающих сложный период, наметился перелом к лучшему. И не только в сфере экономики и торговли. Есть основания полагать, что эта тенденция не станет эфемерной. Подтверждением этому стал целый ряд высказываний президента Макрона, прозвучавших в Петербурге на ПМЭФ-2018, также как и накануне его визита в Россию.

Так, Э. Макрон, рассматривая Россию как неотъемлемую часть Европы, «хочет стратегического и исторического диалога с В. Путиным, соединить Россию и Европу, а не способствовать тому, чтобы Россия замыкалась на себе самой»1.

Одной из ключевых тем, затронутых французским лидером, стала проблема суверенитета Франции и Европы и необходимость его защиты. Вероятно, такой непривычный акцент на этой теме был ответом Франции на экстерриториальные санкции США и повышение таможенных пошлин на европейский экспорт стали и алюминия. Заметим, что позиции Москвы и Парижа по проблеме суверенитета фактически мало чем отличаются.

Не обошёл стороной Э. Макрон вопросы европейской безопасности, полагая, что расширение НАТО, вызвавшее «вполне справедливые опасения России», было ошибкой. В этой важной сфере, по мнению французского лидера, «Европейский союз, Франция и Россия должны создать, построить такую схему, такую новую архитектуру, которая позволила бы нам продвигаться в атмосфере доверия»2.

Вообще тема доверия, восстановления его между нашими странами через диалог и сотрудничество проходила красной линией через все выступления президента Макрона во время пребывания в Петербурге. Это вселяет надежду на то, что позитивные тенденции не толь-

1 «Trump, Iran, Russie... : Emmanuel Macron confie sa vision du monde au JJD». Journal du Dimanche, 6 mai 2018.

2 Перевод речи президента Макрона на пленарной дискуссии ПМЭФ-2018 25 мая 2018 г. URL: www.kremlin/ events/president/news/57556 (дата обращения: 29.05.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

ко будут закреплены, но послужат стартовой площадкой для развития успеха.

Вместе с тем, не стоит преуменьшать степень разногласий двух стран по многим международным проблемам. Хорошей иллюстрацией к этому тезису стала попытка написания совместного доклада сенаторами двух государств под названием «Россия и Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог». Авторы так и не смогли согласовать общий текст документа, оставив параллельные мнения на суд читателя1.

Рассматривая Францию в качестве основного европейского партнёра нашей страны, памятуя об особом характере наших отношений и традиционных симпатиях россиян по отношению к французам, их культуре и самому образу жизни (то, что принято называть «мягкой силой»), следует, тем не менее, оставаться на позициях реализма и трезво оценивать объективные факторы, влияющие на реализацию её внешней политики, в том числе по отношению к России.

Так, представляется крайне сомнительным, чтобы Франция не принимала в расчёт «европейскую солидарность» и необходимость согласования своей политики с коллегами по ЕС. Париж в одиночку не пойдёт наперекор брюссельскому политическому мейнстриму. Это касается, прежде всего, вопроса об отмене антироссийских санкций. Сохранение европейского единства, особенно в условиях кризиса, переживаемого ЕС, - приоритет внешнеполитического курса Э. Макрона. Позиция Франции в т.н. «деле Скрипалей» как нельзя лучше подкрепляет этот тезис.

Французское руководство традиционно будет сохранять двойственность своей внешнеполитической линии, балансируя между атлантизмом и европеизмом, стремясь максимально учитывать интересы, своего, по словам Э. Макрона, «исторического союзника» по другую сторону Атлантики. Тем более что изоляционистский уклон в политике Трампа и его скептическое отношение к ЕС, скорее всего, - явление временное. Вполне вероятно, что через два года в Белом доме появится новый хозяин, учитывающий интересы своих европейских союзников.

На наш взгляд, не стоит переоценивать степень напряжённости в трансатлантических отношениях и стремления дистанцироваться от «большого брата», равно как и уровня заинтересованности французского бизнеса в российском рынке. Экономические интересы в США для него гораздо важнее. Достаточно сравнить объёмы товарооборота Франции с Россией и США: соотношение здесь 1 к 5. Даже если Париж не согласится с американской санкционной политикой, выходящей за рамки международного права, французское руководство вряд ли осмелится на «лобовое противостояние» Вашингтону. Так, хотя участники евросаммита в Софии 16-17 мая 2018 г. продемонстрировали решимость защищать интересы европейских компаний от санкций США, тем не менее, президент Макрон постарался смягчить тон своих коллег, сказав во время пресс-конференции, что Франция, равно как и другие страны ЕС, не собирается начинать торговую войну с США.

Очень сомнительно, что в ближайшее время мы сможем найти взаимопонимание по сирийскому и, особенно, украинскому кризисам. Нельзя исключать повторение удара по Сирии

1 См. подробнее: «Россия и Франция: восстановление доверия через парламентский диалог» (Совместный доклад СФ Федерального собрания РФ и Сената Французской республики). Русский вариант текста доклада: http://inter national.council.gov.ru/media/files/3BrYfEfFb97OlmmWAaIQOkes3HtErkr8.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

под предлогом очередного «преступного применения химоружия против мирного населения», подготовленного «Белыми касками».

Наконец, трудно рассчитывать, что макроновская команда уменьшит уже порядком надоевшие обвинения российского руководства в авторитаризме, нарушении прав человека, свободы прессы и демократии. Несмотря на прагматизм своей внешней политики, французский лидер постарается избежать обвинений в приверженности realpolitik.

Одним словом, политический диалог Москвы и Парижа в ближайшем будущем, вероятнее всего, останется весьма напряжённым.

И всё-таки есть основания полагать, что оптимистический сценарий в отношениях России и Франции возьмёт верх. К этому подталкивают сложные процессы, происходящие в мире и в Европе, нестабильность, масштабные вызовы и угрозы, осознание Европой необходимости стать более суверенной, правда, сохраняя стратегические связи с США. Хотелось бы надеяться, что, как и в 60-е гг. прошлого столетия, когда СССР и Франция стали инициаторами «политики разрядки», так и в начале XXI в. Россия и Франция найдут в себе силы и мудрость сделать Европу единой, без разграничительных линий, восстановить доверие и перейти на более высокий уровень партнёрства.

Президент Макрон в своей речи 25 мая в Петербурге в этой связи сказал очень важные слова, с которыми трудно не согласиться: «Так что сядем за стол переговоров и будем работать вместе. Я к этому готов. У нас есть возможности продвинуться вперёд. Если мы этот момент упустим, то мы можем просто его навсегда потерять»1.

Список литературы

Комиссарова Ж.Н. Состояние и перспективы экономических отношений Франции и России. Франция при президенте Макроне: в начале пути. М., ИМЭМО РАН, 2018. С. 63-65.

Péchés capitaux. Les sept impasses de la diplomatie française. Les Editions du CERF, 2016.

De Dliniasty Jean. La diplomatie au péril des «valeurs» (pourquoi nous avons en tout faux avec Trump, Poutine et d'autres). Editions L'Inventaire, Paris, 2017.

«Trump, Iran, Russie...: Emmanuel Macron confie sa vision du monde au JDD». Journal du Dimanche, 6 mai 2018.

Перевод речи президента Макрона на пленарной дискуссии ПМЭФ-2018 25 мая 2018 г. URL : www.kremlin.ru/events/president/news/57556.

«Россия и Франция: восстановление доверия через парламентский диалог» (Совместный доклад СФ Федерального собрания РФ и Сената Французской республики). Русский вариант текста доклада: http://international.council.gov.ru/media/files/3BrYfEfFb97OlmmWAaIQOkes3Ht Erkr8.pdf.

Встреча российских сенаторов с французскими коллегами в Париже 5 апреля 2018 г. URL : http ://internati onal. council. gov. ru/events/news/91340/

Данные по внешней торговле России за первый квартал 2018 г. URL: http://www.customs. ru/index2.php?opti on=com_content&view=article&id=25865&Itemid=1977.

1 Перевод речи президента Макрона на пленарной дискуссии ПМЭФ-2018 25 мая 2018 г. Op. cit.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

References

Komissarova J.N. Sostoianie i perspektivy ekonomicheskihk otnosheniy Frantsii i Rossii. Fran-tsiya pri president Makrone: v nachale puti. M., IMEMO RAN, 2018. S. 63-65.

Péchés capitaux. Les sept impasses de la diplomatie française. Les Editions du CERF, 2016.

De Dliniasty Jean. La diplomatie au péril des «valeurs» (pourquoi nous avons en tout faux avec Trump, Poutine et d'autres). Editions L'Inventaire, Paris, 2017.

«Trump, Iran, Russie...: Emmanuel Macron confie sa vision du monde au JDD». Journal du Dimanche, 6 mai 2018.

Perevod rechi presidenta Makrona na plenarnoi diskoussii PMEF-2018 25 maia 2018 g. URL: www.kremlin.ru/events/president/news/57556.

«Rossiya i Frantsiya: vosstanovlenie doveriya cherez parlamentskiy dialog» (Sovmestnyi doklad SF Federalnogo sobraniya RF i Senata Frantsuzskoi respubliki). Russkiy variant teksta doklada: http://international.council.gov.ru/media/files/3BrYfEfFb97OlmmWAaIQOkes3HtErkr8.pdf.

Vstrecha rossiyskikh senatorov s frantsouzskimi kollegami v Parije 5 aprelia 2018 g. URL: http://internati onal.council .gov.ru/events/news/91340/

Dannyie po vneshnei torgovle Rossii za perviy kvartal 2018 g. URL: http://www.customs.ru/ind ex2.php?option=com_content&view=article&id=25865&Itemid=1977.

Russian-French Relations Today: Between Hopes and Doubts

Author. Fedorov S. PhD (Political Sciences), Senior Research Associate Department of Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mok-hovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: smfedorov@list.ru.

Abstract. The election of Emmanuel Macron significantly altered France's foreign policy. Now it is based more on pragmatism and less on ideology. There are signs of improvement in the relations between Russia and France. Vladimir Putin's visit to Paris at the end of May 2017 and the return visit of Emmanuel Macron to St Petersburg on May 24-25, 2018 enabled the rapprochement between the two countries. The author of the article analyses the possible development of bilateral relations taking into account different aspects of Russian-French cooperation.

Key words: Russian-French relations, French foreign policy, president E. Macron, sanctions.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320181522

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.