Научная статья на тему 'Российско-финляндские межмидовские отношения как несущая конструкция двустороннего партнерства на высшем уровне'

Российско-финляндские межмидовские отношения как несущая конструкция двустороннего партнерства на высшем уровне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУСТОРОННИЙ ДОГОВОР / КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА / КОНСУЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МИД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы межмидовского и консульского сотрудничества России и Финляндии. На основании значительного фактического материала определены основные проблемы, в том числе территориальный и инвестиционный вопросы и проблема урегулирования задолженности. Автором сделан вывод о необходимости выработки оптимальных моделей сотрудничества, базирующихся на конструктивном взаимодействии в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-финляндские межмидовские отношения как несущая конструкция двустороннего партнерства на высшем уровне»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 7 Гуманитарные науки 2008

УДК 327.009+339.9

РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ МЕЖМИДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДВУСТОРОННЕГО ПАРТНЕРСТВА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Н.С. Соловьева Аннотация

В статье рассматриваются вопросы межмидовского и консульского сотрудничества России и Финляндии. На основании значительного фактического материала определены основные проблемы, в том числе территориальный и инвестиционный вопросы и проблема урегулирования задолженности. Автором сделан вывод о необходимости выработки оптимальных моделей сотрудничества, базирующихся на конструктивном взаимодействии в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: двусторонний договор, консульская служба, консульские отношения, МИД Российской Федерации, министр иностранных дел.

Высокой интенсивностью политического взаимодействия характеризуются контакты министров иностранных дел Российской Федерации и Финляндской Республики, регулярно встречающихся на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также международных форумах и сессиях.

Межмидовские консультации в начале 1990-х годов охватывали все основные международные вопросы, актуальные для обоих государств. К наиболее значимым событиям, по нашему мнению, стоит отнести, во-первых, европейскую интеграция, во-вторых, нераспространение ядерного и химического оружия, а также экологическую безопасность в Балтийском регионе [1, с. 140].

Важно отметить, что начиная с 1990-х годов российская дипломатия в северном регионе характеризовалась четкой и продуманной внешнеполитической стратегией. В этот период дипломаты отходят от политики «реакции» в Балтийском регионе, что, естественно, благоприятно сказывается на всем климате двусторонних отношений России и Финляндии [2, с. 21].

Основным направлением в работе МИДов двух стран становится реструктуризация отношений, связанная с распадом СССР и появлением обновленной России. Термин «государство-продолжатель», впервые был использован в финляндской практике, в протоколе, подписанном 11 июля 1992 г. министрами иностранных дел Финляндии и России по поводу договоров, заключенных между Финляндией и СССР [3, с. 7].

Другим аспектом дипломатических отношений становится совместное участие России и Финляндии в урегулировании кризиса на Балканах, а также со-

вместное заявление о необходимости модернизации и повышения эффективности ООН.

В 1991 г. Министерство иностранных дел Финляндии возглавил Ахтисаари, который был сторонником дружественных отношений с Россией. На совместных встречах министры обсуждали широкий круг международных вопросов, актуальных для мировой общественности: ситуацию в Прибалтике и вооруженные события в Вильнюсе. В этот период особо остро встает вопрос о гражданских правах россиян, живущих в Прибалтийских странах. Стороны неоднократно отмечали, что право на гражданство является одним из основополагающих прав человека, согласно принципам Организации Объединенных Наций, однако неэффективность системы ООН не позволяет в полную силу их отстаивать [4, а 52].

С 1992 года реализуется программа МИДа Финляндии по сотрудничеству сопредельных территорий России и Финляндии. С российской стороны подобную инициативу поддержал Александр Игнатьев, советник-посланник посольства России в Финляндии. Принимая во внимание геополитические и экономические особенности обеих стран, МИДы также уделяли большое внимание партнерству в культурной, научной, образовательной, экономической и других сферах; программы Интеррег (по которой российские территории могут получить средства только опосредованно, через участие в развитии соседних приграничных зарубежных территорий) и ТАСИС (новая концепция Европейского союза по этой программе так и не подписана Россией), проекты Баренц региона и Совета министров Северных стран, в основном гуманитарного характера. Сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе началось в 1993 году с момента подписания министрами иностранных дел России, Финляндии и Скандинавских стран Киркенесской декларации об образовании Баренцева Евро-Арктического Совета [5, ^ 135], а также Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике [6, ^ 687].

28 мая 1993 г. Андрей Козырев провел переговоры со своим финским коллегой Хейкки Хаависто по второму этапу усилий по прекращению конфликта в Боснии и Герцеговине. По словам российского министра, новые предложения Москвы станут органическим продолжением» идей президента РФ Бориса Ельцина о «тушении пожара» в бывшей Югославии. Он подчеркнул, что «свое первое отражение, воплощение» идеи главы РФ уже нашли в вашингтонской программе. Со своей стороны, Х. Хаависто отметил, что Финляндия придает большое значение той роли, которую играет Россия и лично министр иностранных дел А. Козырев в создании вашингтонской программы мер по урегулированию югославского кризиса. Говоря о российско-финляндских отношениях, оба министра подчеркивали их важность. А. Козырев охарактеризовал связи между Москвой и Хельсинки как «самые теплые и дружеские», отметив, что для их развития не видит препятствий. А Х. Хаависто выразил удовлетворение тем, что смог приехать в Россию уже в самом начале работы на посту министра [7, с. 51].

Обе стороны поддерживают продолжение тесных политических и дипломатических контактов, нацеленных на полную солидарность и общность интересов по всем направлениям взаимодействия.

Этапным событием в российско-финляндских отношениях следует считать вступление Финляндии в Евросоюз. Х. Хаависто в интервью журналистам заявил, что всячески поддерживает вступление своей страны в ЕС. Однако при этом было подчеркнуто, что переход Финляндии в новое качество никак не должен отразиться на сотрудничестве с Россией. По его мнению, прежде всего речь идет о заключенных ранее договорах и взятых на себя обязательствах, которые должны способствовать укреплению взаимодействия и партнерства [8, с. 51].

Тарья Халонен, сменившая на посту министра иностранных дел Х. Хаави-сто, продолжила политику своего предшественника, направленную на укрепление конструктивного диалога между странами.

Т. Халонен посетила Москву в начале мая 1996 г., где состоялись переговоры с Евгением Примаковым, занявшим пост министра иностранных дел в январе 1996 г. В ходе встречи Е. Примаков заявил, что: «В России высоко ценят дружественные отношения с Финляндией. В духе открытости и взаимопонимания мы успешно решаем вопросы практического сотрудничества, сверяем наши подходы к ключевым проблемам международного развития»[9, с.78]. В свою очередь Т. Халонен подтвердила намерения Финляндии в дальнейшем наращивать сотрудничество и содействовать взаимодополняющим частям партнерства.

Стороны выразили уверенность в том, что поступательное развитие двусторонних отношений должно быть закреплено в регулярных встречах на уровне министерств и ведомств. Стороны подтвердили необходимость уделять большое внимание отношениям Европейского союза и России, так как Финляндия и в этом вопросе играет особую роль, учитывая, что российско-финляндская граница - единственная на сегодняшний день граница России с Евросоюзом.

Игорь Иванов, сменивший на посту министра иностранных дел Евгения Примакова в 1998 г., принял у себя зимой 1999 г. министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен.

Стороны подтвердили важную роль, которую играют государства Балтийского моря. На пресс-конференции по итогам переговоров Т. Халонен сказала: «Считаем, что Балтийский регион по многим показателям может служить образцом развития сотрудничества, взаимопонимания между государствами и народами, проживающими на общем пространстве. Уверены, что предстоящие встреча, дискуссия и решения будут служить дальнейшему укреплению взаимовыгодного сотрудничества между странами и народами Балтийского региона» [10].

Халонен достаточно ярко проявила себя на посту министра иностранных дел. Особенно во втором полугодии 1999 г., когда Финляндия председательствовала в ЕС. Это был период постоянных поездок (в том числе в Ингушетию, чтобы по заданию ЕС на месте ознакомиться с положением переселенцев из Чечни) и расстановки акцентов в общей европейской политике.

Основным направлением деятельности Финляндии в этот период становится обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в мире и решение проблем, стоящих перед европейским континентом, путем интенсификации сотрудничества с Россией.

С этой целью, опираясь на порядок выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) [11] между Европейскими сообществами, входящими в их состав государствами-членами и Российской Федерацией, вступившего в

силу 1 декабря 1997 г., в Кельне 3-4 июня 1999 г. была утверждена Коллективная стратегия ЕС по отношению к России [12, с. 211].

Министр иностранных дел И. Иванов охарактеризовал стратегию как политический документ, который «возвращает России принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации» [13, р. 7].

Весной 2000 г. Т. Халонен стала первой женщиной-президентом Финляндии. Эркки Туомиойя, сменивший ее на посту министра иностранных дел, придерживался политики своей предшественницы.

В начале лета 2000 г. состоялся телефонный разговор министров иностранных дел России и Финляндии. В ходе диалога Игорь Иванов подтвердил значение приграничного сотрудничества Карелии с Финляндией. «Общая граница должна быть границей дружбы, добрососедства и сотрудничества», - отметил министр. Он охарактеризовал отношения между двумя странами как «стабильные, имеющие долговременные перспективы». По его словам, в повестке дня предстоящих российско-финляндских переговоров на высшем уровне - «большой пакет вопросов, которые необходимо обсудить в сфере регионального и международного сотрудничества для обеспечения более плодотворного партнерства в сопредельных регионах». В свою очередь Э. Туомиойя добавил, что объемы товарооборота между сопредельными регионами составляют ежегодно более 100 млн. долларов. Министр подтвердил важную роль партнерства в двустороннем формате и на международных форумах по вопросам регионального сотрудничества, которые должны проходить на регулярной основе и в атмосфере взаимной толерантности [14, с. 54].

В мае 2001 г. в Финляндии с рабочим визитом побывал министр иностранных дел И.С. Иванов. Он был принят президентом Т. Халонен, в ходе беседы с которой обсуждались вопросы подготовки намеченного на сентябрь 2001 г. визита в Хельсинки президента РФ Владимира Путина. Кроме того, Игорь Иванов с Эркки Туомиойя продолжили диалог, посвященный двусторонним отношениям.

Итогом поездки главы российской дипломатии в Финляндию стала договоренность о продлении на пять лет двустороннего Договора об основах отношений от 1992 года. По словам финского министра иностранных дел Эркки Туо-миойя, «в отношениях между двумя странами нет проблем». Он отметил, что участие Финляндии в ЕС будет способствовать развитию связей между Москвой и Хельсинки. Игорь Иванов положительно оценил результаты поездки. Переговоры, отметил он, «продемонстрировали стремление сторон к укреплению дружественных и взаимовыгодных отношений» [15, с. 114].

Одной из важных составляющих дипломатического партнерства начала XXI в. остается активный обмен мнениями между МИДами двух стран. В 2002 г. И.С. Иванов трижды встречался с Э. Туомиойя. Проводились также консультации на уровне заместителей министров, руководителей территориальных подразделений и консульских служб.

В фокусе встречи министров иностранных дел в этот период находятся вопросы дальнейшего развития максимально благоприятных условий для взаи-

мовыгодного сотрудничества между сопредельными регионами и в контексте отношений Россия - ЕС. В число совместных приоритетов на межгосударственном уровне поставлено продвижение работы над новым двусторонним соглашением о взаимном поощрении и защите капиталовложений, обеспечение бесперебойного функционирования транспортных коридоров, отработка механизма конверсии части задолженности бывшего СССР Финляндии в экологические проекты на российской территории.

Основное внимание в плане усилий по дипломатическому сопровождению важных для России проектов было сосредоточено на продвижении проекта Североевропейского газопровода из России в Западную Европу, обеспечении российским производителям равных с конкурентами условий участия в тендере на строительство в Финляндии нового атомного энергоблока [16, с. 34].

20 марта 2002 г. в рамках традиционного российско-финляндского межми-довского диалога в Москве состоялись консультации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Е.П. Гусарова с заместителем государственного секретаря Министерства иностранных дел Финляндии Я. Лааява.

Обстоятельный обмен мнениями по проблематике международной и европейской безопасности, перспективам развития стратегического партнерства России и Евросоюза, реформированию ОБСЕ подтвердил созвучность взглядов России и Финляндии, подходов двух стран к отражению новых рисков и урегулированию кризисных ситуаций.

Необходимо также отметить развитие консульских отношений в начале 2000-х годов. 17-18 октября 2002 г. в Москве состоялись полноформатные российско-финляндские консультации по консульским вопросам на уровне руководителей консульских служб МИДов двух стран. Стороны отметили постоянно растущий уровень отношений между нашими странами в политической, экономической, культурной и иных сферах, которые должны быть подкреплены надлежащим консульским обслуживанием, и достигли понимания о необходимости проведения консульских консультаций ежегодно.

В ходе переговоров рассмотрены пути совершенствования визовой практики и содействия туристическим и приграничным обменам между двумя странами. Намечен ряд конкретных шагов, которые стороны намерены провести через внутренние процедуры согласования. Был обсужден также комплекс вопросов по обеспечению интересов российских граждан в Финляндии и финских граждан в России.

По инициативе российской стороны в сентябре 2002 г. в МИД России состоялись российско-финляндские консультации по вопросам пересечения границы при осуществлении морского пассажирского сообщения.

Финским партнерам подтверждено, что в России приветствуют развитие международного туризма, заинтересованы в расширении морского пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и другими портами Балтийского моря [17, с. 153].

Финская сторона высказала готовность изучить соответствующие российские предложения с учетом обязательств Финляндии в рамках шенгенских соглашений [18, с. 20].

С российской стороны была выражена уверенность, что положительное рассмотрение странами Евросоюза предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина о переходе в перспективе к безвизовому порядку взаимных поездок граждан России и государств ЕС, продвижение соответствующих переговоров окажут позитивное воздействие на постепенное упрощение режима поездок между Россией и Финляндией.

После того как Финляндия в марте 2001 г. присоединилась к Шенгенскому союзу, правительство республики сделало заявление о том, что финны готовы пойти на определенные уступки и компромиссы для россиян в вопросе соблюдения так называемого правила первого въезда.

Согласно этому правилу, въезжать на территорию шенгенского пространства иностранцы обязаны через ту страну, в посольстве которой получали шенгенскую визу. Однако Финляндия, единственная из шенгенских стран имеющая протяженную границу с Россией (1300 км), весной 2001 г. заявила, что будет разрешать въезд россиянам, оформившим визы в других шенгенских посольствах.

Таким образом, Финляндия рассчитывает на дополнительную выгоду от транзитного туристического потока из России: известно, что немалая часть российских туристов использует Финляндию как транзитную зону для поездок в Швецию, Норвегию, Германию и другие страны Западной Европы.

Вице-консул Финляндии в Мурманске Пия Хейянен заявила, что Финляндия основное внимание в работе с Россией уделяет новому проекту «Приграничное сотрудничество» и нескольким проектам в области культуры [19, с. 45].

С марта 2001 г. посольства и консульские учреждения скандинавских стран начали оформлять «национальные визы и визы, действительные для пребывания на территории всего Шенгенского пространства». Посол Финляндии Р. Ню-берг подчеркнул, что лицам, которым запрещен въезд в одну из стран шенгенских соглашений, теперь будет отказано и во въезде в Финляндию. В октябре 2002 г. Финляндия высказала готовность изучить российские предложения по упрощенному порядку въезда в Россию пассажиров финских судов по принципу взаимности [19, с. 48].

На встрече заместителя министра иностранных дел России В. А. Чижова с государственным секретарем МИД Финляндии А. Сатули и его заместителем по политическим вопросам Я. Лааява в феврале 2003 г. были вынесены на обсуждение все ключевые международные вопросы. Исходя из того, что на международной арене происходило перераспределение сил, менялись приоритеты, необходимо было сверить подходы к ситуации вокруг Ирака, путям выхода из кризиса на Корейском полуострове, перспективам ближневосточного урегулирования. На встрече обсуждались вопросы формирования будущей европейской архитектуры, в том числе в контексте европейского кризисного регулирования, противодействия международному терроризму и наркоугрозе, жизнеобеспечения Калининградской области в условиях расширения Евросоюза.

Одним из главных итогов встречи стал учет со стороны ЕС российских приоритетов при разработке нового Плана действий в соответствии с концепцией «Северное измерение» на 2004-2006 гг. Только при творческом усвоении накопленного опыта и устранении выявленных в ходе первых лет реализации

«Северного измерения» недостатков можно рассчитывать на успех Плана действий-2.

В мае 2004 г. после вступления в должность избранного на следующий срок президента РФ В.В. Путина на пост министра иностранных дел России Указом был назначен С.В. Лавров.

Осенью 2004 г. параллельно со встречей президентов России и Финляндии состоялась беседа министров иностранных дел Сергея Лаврова и Эркки Туоми-ойя. Ключевой темой переговоров стала проблематика наращивания партнерства Россия - ЕС в таможенной сфере из-за необходимости изменения визового режима России и Финляндии. Стороны обсудили перспективы реального продвижения к созданию общих пространств в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры, развития взаимодействия в сфере кризисного регулирования. Особое значение было уделено вопросам обеспечения прав финно-угров, проживающих на сопредельных территориях. Данное направление сотрудничества является одним из приоритетных в развитии двустороннего партнерства [20].

В феврале 2005 г. в Москве под председательством заместителя министра иностранных дел России В. А. Чижова и госсекретаря МИД Финляндии А. Ман-сала состоялась 11-я сессия российско-финляндской межправительственной Группы развития сотрудничества сопредельных регионов. Стороны одобрили Комплексную программу действий по сотрудничеству России и Финляндии в сопредельных регионах на период до конца 2006 г., внесли в регламент Группы изменения, направленные на повышение эффективности её работы.

Проходящие на регулярной основе межмидовские консультации подтверждают доверительный характер российско-финляндских отношений и многогранность дипломатического партнерства. 19-20 мая 2005 г. в Хельсинки состоялись российско-финляндские межмидовские консультации по подготовке совместного сборника документов по советско-финляндским отношениям в 19441948 гг. Российскую делегацию возглавлял директор Историко-документального департамента МИД А.А. Чурилин. Финская сторона выразила признательность российским коллегам за поддержку данной инициативы. Обе стороны убеждены, что двусторонние отношения обладают мощным потенциалом для разработки совместных исторических проектов и данная работа могла бы в полной мере способствовать укреплению политических и экономических отношений на солидной документально-исторической основе [21, с. 100].

27 июня 2005 г. Хельсинки посетил Сергей Лавров, где он провел переговоры с министром иностранных дел Финляндии Э. Туомиойя, а также был принят президентом Т. Халонен и премьер-министром М. Ванханеном.

На переговорах в повестке дня важно место заняли вопросы энергетики, транспорта, лесного хозяйства, партнерства в сфере высоких технологий, а также приграничное сотрудничество. Российская сторона отметила весьма позитивную роль Финляндии в развитии сотрудничества между Российской Федерацией и Евросоюзом. Стороны обменялись мнениями о том, как лучше подготовиться к 2007 году, когда истечет срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. По мнению министров, следующим этапом должно стать выдвижение партнерства с Евросоюзом на качественно более

высокий уровень. Этому способствует работа по выполнению четырех «дорожных карт», одобренных на саммите Россия - ЕС в Москве 10 мая 2005 г. Стороны выразили удовлетворение тем, что создан механизм Россия - ЕС для обсуждения вопросов национальных меньшинств, где могут затрагиваться любые правозащитные темы.

По итогам встречи министры заявили, что международная тематика, обсуждаемая на встрече, была вызвана обоюдным желанием и стремлением сторон расширить масштаб диалога на высшем уровне между министрами иностранных дел [22, с. 9].

Принимая во внимание большое значение, придаваемое обеими сторонами встречам министров, за несколько дней до визита в Россию министра иностранных дел Финляндии Э. Туомиойя в Хельсинки заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко провел консультации с руководством МИД Финляндии по вопросам отношений Россия - ЕС (в период финского председательства в Европейском союзе). Были рассмотрены вопросы реализации дорожных карт по четырем общим пространствам Россия - ЕС. Стороны обменялась мнениями о перспективах переговоров по новому соглашению Россия - ЕС, был также затронут ход выполнения Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС от 27 апреля 2004 г. Данные вопросы должны были стать ключевыми темами для обсуждения в Москве. С финской стороны в них приняли участие госсекретарь МИД П. Торстила, госсекретарь Секретариата Правительства по делам ЕС А. Пелтомяки, заместитель госсекретаря МИД М. Люра, директор Политического департамента МИД П.-С.Виеррос-Вилленёв. В ходе встречи состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам международных отношений, а также были проработаны вопросы, вынесенные для обсуждения на уровне министров [23, с. 75].

Прибывший в Москву 20 июня 2006 г. Э. Туомиойя провел переговоры с С.В. Лавровым. Сторонами было отмечено, что установилась добрая практика проведения регулярных встреч в верхах, а также на министерском и рабочем уровнях. Министры обсудили ряд актуальных вопросов развития российско-финляндского сотрудничества, проблематику наращивания партнёрства по линии Россия - Евросоюз, сверили подходы к ключевым международным вопросам. Стороны договорились продолжить сотрудничество и взаимную поддержку в достижении качественно нового уровня отношений Россия - ЕС с учетом укрепления двустороннего партнерства Россия - Финляндия. Министры обсудили пути конкретизации политики «Северного измерения», перспективы наполнения этой концепции весомым предметным содержанием. Отмечена созвучность российских и финляндских оценок в отношении обеспечения верховенства международного права, укрепления центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в поддержании международного мира и стабильности.

В ноябре 2006 г. по итогам заседания Постоянного совета партнерства Россия - ЕС на уровне министров иностранных дел в Брюсселе С. Лавров выразил особую признательность финскому председательству. «Мы ощущаем живой интерес к тому, чтобы партнерство с Россией развивалось ускоренными темпами. Надеюсь, что эстафета, которую Финляндия передаст Германии, позволит нам не менее успешно продвигаться по пути углубления партнерства, тем бо-

лее что следующий год будет годом конкретных переговоров по новому договору о партнерстве между Россией и ЕС» [24, с. 11].

Подобное плодотворное двустороннее партнерство может служить примером эффективного сотрудничества России с Европой. Российско-финляндские отношения в полной мере отвечают задаче формирования благоприятных внешних условий по периметру наших границ. Сейчас и на перспективу Финляндия остается одним из ближайших партнеров России в Европе по всем направлениям сотрудничества.

Summary

N.S. Solovieva. Topical Relations between the Ministries of Foreign Affairs of Russia and Finland as a Basis of Bilateral Partnership.

The article views the aspects of relations between Russian and Finnish Ministries of Foreign Affairs and consulates. Basing on a significant amount of data, main problems have been stated, including the questions of territory, investments, and debt regulation. Conclusion is made about the necessity of working out optimal models of cooperation basing on constructive interaction in mid-term and long-term prospect.

Key words: bilateral treaty, consular service, consular relations, Minister for Foreign Affairs, Ministry of Foreign Affairs.

Литература

1. Nenonen М. Suomen puolueettomuuksella on lyhyt historia // Helsingin Sanomat. -2005. - 28.11. - P. 6.

2. Бернар К. Финляндия учится жить без Советского Союза // Компас. - 1993. - № 70. С. 21-25.

3. Вихайванен Т. «Финляндизация» в новом свете // Север. - 1992. - № 11-12. -С. 140-142.

4. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 183 с.

5. Киркенесская декларация об образовании Баренцева Евро-Арктического Совета,

1993 г. // Международное публичное право. Сб. док. Т. 2. - М.: БЕК, 1996. -

С. 135-138.

6. Нуукская декларации об окружающей среде и развитии в Арктике, 1993 г. // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Моск. независ. ин-т междунар. права, 1997. - С. 687-692.

7. Хаависто X Новые пути сотрудничества Финляндии с Россией // Компас. - 1993. -№ 176. - С. 51-55.

8. Выступление Министра иностранных дел Финляндии Х. Хаависто // Компас. -1997. - № 45. - С. 50-53.

9. Хяккинен К., Цеттерберг С. Финляндия вчера и сегодня / Пер. с фин. Б. Загуляева,

В. Халтурин. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 118 с.

10. Стенограмма выступления Министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен по

итогам переговоров с министром иностранных дел РФ И. Ивановым, Москва, 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bl.nsf/4d6cf8cbe

1743256918006895e7?/0penDocument, свободный.

11. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС // Собрание законодательства РФ. - 31.03.1997 г. - № 13. - Ст. 1555.

12. Коллективная стратегия ЕС по отношению к РФ, 1999 [Извлечение] //Действующее международное право. Т. 3. - М.: Моск. независ. ин-т междунар. права, 2000. -С. 211-224.

13. Elonen Р. УШгеа1 уШп епе^1аБ1а // Не^ш^п 8апота1 - 2005. - 13.12. - Р. 7.

14. Шемятенков В.Г., Тэвдой-Бурмули А. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 71 с.

15. Финляндия: Краткий обзор / Пер. с фин.; ред. М. Эскола. - Хельсинки: Отава, 1994. -190 с.

16. Шлямин В.А. Формирование стратегии приграничного сотрудничества России на Севере Европы // Науч.-практ. журн. «Торгпредство». - 2006. - № 7. - С. 34-42.

17. Воронков К. Россия и Северная Европа: новые ориентиры // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - № 11. - С. 43-49.

18. Иванов А. Упрощение визового режима с Финляндией // Север. - 2005. - № 11-12. -С. 20.

19. Нюберг Р. Финляндия, Россия и расширяющийся Европейский союз // Междунар. жизнь. - 2003. - № 12. - С. 45-51.

20. Дерябин Ю. Финляндия настороженно относится к инвестированию и не спешит облегчить визовый режим // Независ. газ. - 2004. - 16 дек.

21. Шлямин В.А. Наш сосед Финляндия // Междунар. жизнь. - 2006. - № 11. - С. 100107.

22. Nalbantoglu М. Еигоорап е^1а]а1 уаайуа1 и1котаапа$1ап тт151еп51а ]ауккаа Ищаа Уепа|аа БиЫ:ееп // НеЫп^п 8апота1 - 2006. - 18.07. - Р. 9.

23. Потемкин А., Попов А. Финляндия: жизнь по-европейски // Компас. - 2006. - № 27. -

С. 75-81.

24. Vienonen А. Уепа]а а1оШаа раМа 1ака1зш отаап погтааИп кийооп // 11кка. - 2007. -20.02. - Р. 11.

Поступила в редакцию 17.01.08

Соловьева Наталья Сергеевна - аспирант кафедры международных отношений Казанского государственного университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: solonat@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.