ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Научная статья / Research article
Российско-белорусское сотрудничество в контексте эволюции евроатлантического направления внешней политики Республики Беларусь
во второй половине 1990-х гг.
Е. В. Мацулевич
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь ORCID:0000-0002-5I5I-279X, evgeniya.maculevich@mail.ru
Аннотация. Актуальность темы обусловлена трансформационными процессами на постсоветском пространстве после обретения бывшими советскими республиками независимости и их включения в процессы глобализации и интеграции. Цель данного исследования - изучить процесс изменения внешней политики Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг., который произошел под влиянием кризиса отношений Республики Беларусь и Запада и выразился в углублении российско-белорусского сотрудничества. В основу исследования легли принципы историзма, объективности и системности, общенаучные и специально-исторические методы. Источниковой базой послужили архивные материалы и официальные документы, находящиеся в открытом доступе. Был сделан вывод о том, что кризис евроатлантического направления внешней политики Беларуси и негативное отношение стран Запада к сотрудничеству с республикой послужили стимулом к углублению российско-белорусского сотрудничества. Россия выступила противовесом угрозе для Беларуси со стороны НАТО, а также альтернативой экономических неудач на евроатлантическом направлении. Данное сотрудничество было продиктовано объективными внешнеполитическими обстоятельствами и отвечало белорусским интересам.
Ключевые слова: Беларусь, Россия, Запад, российско-белорусская интеграция, внешняя политика, Евроатлантика, многовекторность
Для цитирования: Мацулевич Е.В. Российско-белорусское сотрудничество в контексте эволюции евроатлантического направления внешней политики Республики Беларусь во второй половине 1990 х гг. Постсоветские исследования. 2021;4(4):318-325.
Russian-Belarusian cooperation in the context of the evolution of the Euro-Atlantic direction of the foreign policy of the Republic of Belarus in the second
half of the 1990s
Evgeniya V. Matsulevich
Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk, Republic of Belarus 0RCID:0000-0002-5I5I-279X, evgeniya.maculevich@mail.ru
Annotation. The relevance of the topic is caused by the transformation processes in the postSoviet space after the former Soviet republics gained independence and their inclusion in the processes of globalization and integration. The purpose of this research is to study the process of changing the foreign policy of the Republic of Belarus in the second half of the 1990s, which occurred under the influence of the relation crisis between Belarus and the West and was expressed in the deepening of Russian-Belarusian cooperation. The research is based on the principles of historicism, objectivity and consistency, general scientific and special historical methods. The source base includes archival materials and official documents that are in the public domain. It was concluded that the Euro-Atlantic crisis of Belarus' foreign policy and the negative attitude of Western countries to cooperation with the republic served as an incentive to deepen
Russian-Belarusian cooperation. Russia acted as a counterweight to the threat to Belarus from NATO, as well as an alternative to economic failures in the Euro-Atlantic direction. This cooperation was the result of objective foreign policy circumstances and met the Belarusian interests.
Keywords: Belarus, Russia, West, Russian-Belarusian integration, foreign policy, Euro-Atlantic, multi-vector
For citation: Matsulevich E.V. Russian-Belarusian cooperation in the context of the evolution of the Euro-Atlantic direction of the foreign policy of the Republic of Belarus in the second half of the 1990s. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):318-325. (In Russ.)
После обретения независимости белорусское руководство стремилось включить страну в «европейский дом», в свете чего сотрудничество с постсоветскими государствами
рассматривалось как «обреченность быть и жить вместе (хотелось бы это кому-либо или нет)», но с намерением белорусской стороны в сложившихся условиях «вместе с ними [другими странами СНГ] двигаться в Европу» [Кравченко 2009: 50]. После введения в Беларуси института президента в 1994 г. наблюдается отход от таких стремлений и переориентация на сотрудничество на восточном векторе (с Россией и странами СНГ) [Зиновьев, Троицкий 2017: 126]. Цель данного исследования - изучить процесс изменения внешней политики Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг., который произошел под влиянием кризиса отношений Республики Беларусь и Запада и выразился в углублении российско-белорусского сотрудничества.
В «Основных направлениях внешнеполитической деятельности
Республики Беларусь», разработанных Министерством иностранных дел во второй половине 1994 г., впервые говорилось о том, что Беларусь строит многоуровневую систему приоритетов и двусторонних отношений. Страны экономически высокоразвитого Запада в данной системе занимали не первостепенное значение, уступая Российской Федерации, Украине, Польше и государствам Прибалтики, затем бывшим социалистическим странам Запада (Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния), а также Австрии, Республике Югославии, Скандинавским
государствам, Португалии, Швеции, среднеразвитым государствам Европы. США по-прежнему отводилось первостепенное значение, но уже наравне с Китаем и Индией [Шадурский 2011: 33]. Отход от стремления стать частью «европейского мира» был связан с происходившими на Западе процессами, в первую очередь с расширением НАТО на Восток, вызывавшим опасение и неприятие А. Лукашенко, и
подталкивающим к поиску военного союзника [Косов 2018: 541].
Опыт предшествующих лет, когда взаимодействие с Европой шло медленно, а диалог с США напрямую зависел от вопроса ядерного разоружения Беларуси, который по окончании данного процесса имел перспективу перестать развиваться, способствовал усилению сотрудничества с ближайшими странами и с регионом СНГ и Россией в середине 1990-х гг. В таком направлении развивалась «Концепция международных отношений и внешней политики Республики Беларусь» 1995 г. (проект), в которой регион СНГ и Россия занимали место главного
внешнеполитического партнера [Улахович 2009: 124].
В то же время среди руководства страны существовало и иное видение внешнеполитической деятельности
государства. В 1995 г. депутат Верховного Совета Республики Беларусь П.В. Донейко (бел. - Данейка), рассматривая
экономическую составляющую
международного сотрудничества,
призывал белорусское руководство держать ориентир не на Россию, а на более
эффективные рынки стран Запада1. Объективные условия позволяли делать прогноз, что в будущем именно рынок России откроет новые возможности для белорусского экспорта, однако Запад, по мнению депутата, не должен был терять свою актуальность для страны. Как компромиссный вариант между прозападными и пророссийскими политиками предлагался «финляндский вариант», т.е. «безусловная ориентация на Запад с задачей захвата и удержания российского рынка»2. Данный пример показывает внутриполитические
разногласия, которые были характерны при выработке внешнеполитической концепции Беларуси, что в конечном итоге не могло не сказаться на том, что ни один из проектов Концепции так и не был принят. В то же время этот пример иллюстрирует стремление ряда белорусских политиков развивать внешнеполитическую деятельность
страны, основываясь на принципе взаимодействия с партнерами различных регионов, что в последующем легло в основу концепции многовекторности внешней политики Республики Беларусь.
Примером реализации такого подхода на практике стало появление планов совместного с Россией сотрудничества в западных структурах. Так, в тандеме с Россией планировалось присоединение Беларуси к ВТО3. В целом, Беларусь была заинтересована в расширении
экономического и политического сотрудничества между ЕС и Союзом Беларуси и России, что должно было реализовать белорусскую задачу «повысить практическую отдачу» от внешней политики, т.е. ее экономическую
1 НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 12. Д. 2394. Л. 111-114.
2 НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 12. Д. 2394. Л. 114.
3 Вытрымш з Нацаянальнай праграммы развщця
эспарту на 2000-2005 гг. // Знешняя палиыка Беларуси зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау РэспублЫ Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: 1.1. Лнтанов1ч (гал. рэд.) р
шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р шш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 422.
результативность, а также обеспечить региональную стабильность4. При этом Россия рассматривалась как
природоресурсный источник, Беларусь -как партнер, полезный своими производственными и интеллектуальными возможностями, а Запад - как «центр соединения капитала и возможностей»5. Аргументом к сотрудничеству служил белорусский тезис о том, что «экономическое неравенство стран реально угрожает миру и стабильности в Европе», идея невозможности процветания ЕС в окружении стран с экономическими и социальными проблемами.
Примечательно, что дискурс президента Беларуси исходил из понятия такого пространства, куда вошли Беларусь, Россия и ЕС, как «общего дома», который «должен стать единым Евросоюзом», по
4 Заява МЗС Рэспублш Беларусь у сувязi з прыняццем Еурапейсшм парламентам Рэзалюцьп аб дагаворы аб Саюзе Беларуа 1 Раси // Знешняя палиыка Беларуси зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: 1.1. Лнтанов1ч (гал. рэд.) р шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р шш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 100; 1нтэрв'ю мшютра замежных спрау-намесшка прэм'ер-мшютра Рэспублш Беларусь У. Е Латыпава часошсу «Беларуская думка» // Знешняя палиыка Беларусi: зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: 1.1. Лнтанов1ч (гал. рэд.) р iнш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) [i iнш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 283-284; 1нтэрв'ю мшютра замежных спрау Рэспублш Беларусь I. I. Антановiча «Белорусской деловой газете» // Знешняя палиыка Беларусi: зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: 1.1. Лнтанов1ч (гал. рэд.) р 1нш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р 1нш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 232.
5 Даклад намесшка мшютра замежных спрау Рэспублш Беларусь А. А. Дабрамудрава "Тэндэнцып 1 перспектывы развщця швестыцыйнай дзейнасщ у БеларусГ на II М1жнароднай канферэнцып па швестыцыях у эканом1ку Рэспублш Беларусь // Знешняя палиыка Беларуа: зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: 1.1. Лнтанов1ч (гал. рэд.) р шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р iнш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 353.
сути, обозначая идею интеграции ЕС и постсоветского пространства1.
Сотрудничество с Россией также отвечало белорусской задаче в сфере политики на западном направлении -укрепить свои позиции в ОБСЕ. На 8-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в 1998 г. российская сторона заверила белорусскую, что она будет отстаивать интересы республики на сессии Генеральной Ассамблеи ОБСЕ в июне 1998 г. в Копенгагене2. Также Российская Федерация выступала защитницей Беларуси в ее конфликте с Западом, осудив в 1998 г. санкции ЕС в отношении республики, расценив это как давление на Союз Беларуси и России и стремление добиться его изоляции3. Таким образом, евроатлантическое направление не теряло важности при активизации деятельности на восточном векторе внешней политики Беларуси. Наиболее выгодным было сотрудничество как с Западом, так и с Востоком (Россией и СНГ), что в последующем привело к выработке понятия многовекторной внешней политики и определению особого геополитического положения Беларуси между Востоком и Западом как «моста».
Однако исследователи справедливо отмечают, что становление
многовекторности происходило и в последующем развивалось с «опорой на одно крыло» - на СНГ, в частности на Россию [Косов 2020а: 55]. Это подтверждается количеством
официальных визитов и встреч Президента
1 Выступденне Прэзщэнта РэспублЫ Беларусь А. Р. Лукашэнш на сустрэчы шраушкоу дзяржау i урад краш-членау Аргашзацьп па бяспецы i супрацоунщтву у Еуропе // Знешняя палиыка Беларуси зборнiк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублiкi Беларусь, БДУ, БелНД1ДАС; рэдкал.: 1.1. Aнтановiч (гал. рэд.) р 1нш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р iнш.]. Мiнск: БДУ, 2008. Т.8. С. 360.
2 8-я сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России // Вестник Министерства иностранных дел. 1998. №2. С. 48.
3 Обращение Совета Федерации Федерального
собрания Российской Федерации к парламентам государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе // Вестник Министерства иностранных дел. 1998. №3. С. 40.
Республики Беларусь на высшем уровне в период с 1995 г. по 1998 г., среди которых наиболее часты контакты с представителями СНГ, в частности РФ4. После конституционного кризиса 1996 г. в Беларуси, когда страны Запада не признали итоги референдума в стране, евроатлантическое направление внешней политики республики вступило в фазу кризиса [Шадурский 2003: 45; Снапковский 2015: 13]. Инцидент с «изгнанием» (как это было воспринято европейцами и американцами) послов из белорусского правительственного
комплекса «Дрозды» в 1998 г. в связи с его реконструкцией углубил этот кризис. Инициативы Минска по развитию белорусско-европейских и
белорусско-американских отношений стали сдерживаться так называемым «ограничительным подходом западных партнеров» [Бабенко 2012: 137]. В условиях лишения права на получение въездных виз в государства-члены Евросоюза практически всех
государственных служащих Республики Беларусь, приостановления контактов на высоком уровне, процесса пролонгации торговых соглашений и статуса «специально приглашенного» в
Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «отход от атлантизма» был закономерным следствием в качестве реакции белорусского руководства на подход Запада к стране. Развитие сотрудничества с СНГ и особенно с Россией должно было стать альтернативой экономических и политических неудач на евроатлантическом направлении.
Установление диалога на азиатском направлении также отвечало этим целям, кроме того, на азиатском векторе Беларусь пыталась получить поддержку и одобрение интеграции с Россией в противовес противоположной позиции Запада. В связи с этим вопрос интеграционных процессов
4 НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 16. Д. 2787. Л. 28-29, 31-32; НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 16. Д. 2783. Л. 43, 45, 210, 221, 224; НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 16. Д. 2784. Л. 1, 5, 12, 22, 26, 91, 124.
в СНГ обсуждался с руководством Кореи, Вьетнама и Китайской Народной Республики (КНР) в ходе визитов туда Президента Республики Беларусь в 1997 г.1.
В то же время евроатлантическое направление не было исключено из белорусского внешнеполитического курса и развивалось в контексте новых условий. Внимание уделялось Европейскому Союзу, приоритетность отношений с которым ставилась наравне с углублением сотрудничества с Российской Федерацией и развитием интеграционных процессов в рамках СНГ, что отвечало бы национальным интересам Беларуси2. Однако позиция европейцев в отношении российско-белорусской интеграции была однозначно негативной, что вело к дальнейшему «отходу от атлантизма» Беларуси и углублению ее взаимодействия с Россией. В очередном проекте белорусской концепции внешней политики 1997 г. сотрудничество с СНГ и Российской Федерацией занимало не только первое место среди основных направлений, но и было прописано отдельно от текста о взаимодействии с другими странами, более основательно3. Кроме того, по мере ухудшения отношений с Западом меняется внешнеполитический дискурс Республики Беларусь. Если раньше опыт европейской интеграции брался за основу сближения со странами СНГ4, то теперь белорусское руководство апеллировало к опыту СССР5.
1 НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 16. Д. 681. Л. 110]
2 Вытрымка з дакумента «Магчымыя наступствы для РэспублЫ Беларусь пашырэння Еурапейскага саюза», падрыхтаванага Упрауленнем агульнаеурапейскага супрацоунщтва МЗС Рэспублш Беларусь // Знешняя палггыка Беларуси зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНД1ДАС; рэдкал.: 1.1. Aнтановiч (гал. рэд.) [i 1нш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) р шш.]. Мiнск: БДУ, 2008. Т.8. С. 337.
3 НАРБ (Нац. арх. Республики Беларусь). Ф. 7. Оп. 16. Д. 341. Л. 91-92.
4 Вытрымка з выступлення Прэзщэнта Рэспублш Беларусь А. Р. Лукашэнш на I Усебеларусшм сходзе // Знешняя палиыка Беларуси зборнiк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж.
Одной из причин активизации сотрудничества с восточным партнером, с Россией, по замечанию белорусского президента, стал личный фактор его персоны, которая являлась «не столь авторитетной» на Западе6. Особенно критично к нему относились США, которые готовы были поддержать Беларусь только до момента реализации своих интересов в стране, в частности до вывода ядерного оружия из республики, благодаря чему было «можно говорить хорошие вещи о Беларуси, несмотря на Лукашенко»7. При этом США своим стремлением не упустить контроль над Беларусью сами подталкивали ее и Россию к сближению. Если в 1991 г. страны высокоразвитого Запада и особенно ведущая держава - США, рассматривались белорусским руководством как «гарант нашей независимости» [Кебич 2008: 79], то после обвинения А.Г. Лукашенко в авторитаризме, нарушении прав человека, «нападении» на демократические институты в стране8, белорусское руководство было вынуждено искать нового значимого партнера для противодействия Западу. Дискурс личного
спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНД1ДАС; рэдкал.: I.I. ÄHraHOBi4 (гал. рэд.) [i шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 83.
5 Встреча Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с премьер-министрами государств-членов СНГ // Вестник Министерства иностранных дел. 1999. №2. С. 18.
6 Паведамленне шфармацыйнага агенцтва БелТА аб сустрэчы прэзвдэнта Рэспублш Беларусь А. Р. Лукашэнка з прэзвдэнтам Польшчы А. Кваснеусшм // Знешняя палиыка Беларуси зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНДЩАС; рэдкал.: I.I. Aнтановiч (гал. рэд.) [i шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 46-48.
7 E-mail from Blinken, Antony at Trip // The National Archives Catalog. 23 November 1996. URL: https://catalog.archives.gov/id/23903484/2/public?cont ributionType=tag (date of access: 19.10.2020).
8 Hearing announced: «Belarus - back in the USSR?» // Commission on Security and Cooperation in Europe: CSCE. 19 April 1999. URL: https://www.csce.gov/international-impact/press-and-media/press-releases/hearing-announced-belarus-back-ussr (date of access: 07.03.2020).
фактора «неавторитетности» белорусского лидера на Западе свидетельствует о том, что в условиях отсутствия восприятия Беларуси и ее руководства как значимых фигур западного мира ответной реакцией стало стремление добиться авторитета в рамках другого пространства (СНГ, восточного вектора).
После создания Союзного государства в политике США наблюдается дальнейшее давление на Беларусь, теперь уже в контексте российско-белорусского
взаимодействия. 3 мая 2000 г. Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию по ситуации в Беларуси. Американцами оценивалась теперь не только внутриполитическая ситуация в стране, но и процессы
российско-белорусской интеграции.
Вашингтон стремился привлечь российского лидера к обсуждению политических проблем (демократии) в республике, что свидетельствует о том, что США были намерены использовать российско-белорусское взаимодействие в своих интересах1. Давление со стороны США через руководителей Российской Федерации было замечено белорусскими политиками2, что углубляло отход Беларуси от ориентации на сотрудничество с США и активизировало «борьбу» за внимание России, которая, по мнению некоторых белорусских политиков, была вызвана стремлением А. Лукашенко стать главой союзного государства [Косов 2020Ь: 17; Косов, Юрчак 2021: 134].
Таким образом, с 1994 г. в основу внешнеполитической концепции
Республики Беларусь были положены
принципы реализма и прагматизма. Под влиянием ухудшения отношений с Западом Беларусь переориентировала свою политику на сотрудничество со странами СНГ, в частности с Россией. Изначально выдвигаемая идея
российско-белорусско-европейского сотрудничества не могла быть реализована из-за стремления Запада, в частности США, распространить свою сферу влияния на постсоветское пространство. Углубление российско-белорусской
интеграции на фоне кризиса евроатлантического направления внешней политики Республики Беларусь отвечало национальным интересам страны (экономическим; политическим, в первую очередь - стремлению повысить международный престиж государства и его руководства).
1 Congress of the United States. Washington DC, 20515 // The National Archives Catalog. 2 June 2000. URL:
https://catalog.archives.gov/id/40484785/19/public?con tributionType=tag (date of access: 07.03.2020).
2 Заява прэс-сакратара МЗС Рэспублш Беларусь аб рэзалюцьп па сиуацп у Беларуа, прынятай Палатай прадстаушкоу Кангрэса ЗША // Знешняя палиыка Беларуа: зборшк дакументау i матэрыялау: у 10 т. / М-ва замеж. спрау Рэспублш Беларусь, БДУ, БелНД1ДАС; рэдкал.: I.I. Aнтановiч (гал. рэд.) [i шш.], С.М. Мартынау (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ, 2008. Т.8. С. 446.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабенко О.В. Республика Беларусь между Россией и Западом: 1991-2010 гг. (Реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История. 2012. №2. С. 128-140.
Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе // Русин. 2017. №4. С. 123-133.
Кебич В.Ф. Искушение властью: из жизни премьер-министра. Минск: Парадокс, 2008. С. 78, 229.
Косов А.П. Изучение экспертным сообществом страны белорусско-российских отношений в двустороннем и многостороннем форматах // Постсоветские исследования. 2020. №1. С. 54-74.
Косов А.П. Современные белорусско-российские отношения: восприятие и оценки политиков, экспертов, СМИ и общественности Беларуси, России, Украины и стран Запада. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. 316 с.
Косов А.П. Союзное государство Беларуси и России в 1999-2018 гг.: геополитический аспект // Постсоветские исследования. 2018. №6. С. 537-549.
Косов А.П., Юрчак Д.В. Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. 387 с.
Кравченко П.К. Беларусь на переломе: дипломатический прорыв в мир. Выступления, статьи, интервью, беседы, дипломатические документы и переписка: учеб.-метод. пособие. Минск: БИП-С Плюс, 2009. С. 50.
Снапковский В.Е. Внешняя политика Республики Беларусь: концептуальные основы и приоритетные направления // Внешняя политика новых независимых государств : сборник / редкол.: Б.А. Шмелёв (отв. ред) [и др.]. Москва: ИЭ РАН, 2015. С. 10-33.
Улахович В.Е. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь (1991-2005 гг.). Минск: Харвест, 2009. 352 с.
Шадурский В.Г. Отношения Республики Беларусь и Европейского союза: внутренний и внешний контекст // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. №1. С. 45-48.
Шадурский В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991-2011) // Веснк БДУ. 2011. №3. С. 31-36.
REFRENCES
Babenko O.V. (2012). Respublika Belarus' mezhdu Rossiei i Zapadom: 1991-2010 gg. (Referativnyi obzor) // Social sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 5: History, 2, ss. 128-140.
Kebich V.F. Iskushenie vlast'yu: iz zhizni prem'er-ministra. Minsk: Paradoks, 2008. S. 78, 229.
Kosov A.P. (2018). Soyuznoe gosudarstvo Belarusi i Rossii v 1999-2018 gg.: geopoliticheskii aspect // Postsovetskie issledovaniya, 6, ss. 537-549.
Kosov A.P. (2020a). Izuchenie ekspertnym soobshchestvom strany belorussko-rossiiskikh otnoshenii v dvustoronnem i mnogostoronnem formatakh // Postsovetskie issledovaniya, 1, ss. 54-74.
Kosov A.P. (2020b). Sovremennye belorussko-rossiiskie otnosheniya: vospriyatie i otsenki politikov, ekspertov, SMI i obshchestvennosti Belarusi, Rossii, Ukrainy i stran Zapada. Vitebsk: VGU imeni P.M. Masherova, 316 s.
Kosov A.P., Yurchak D.V. (2021). Respublika Belarus' v integratsionnykh protsessakh na postsovetskom prostranstve. Vitebsk: VGU imeni P.M. Masherova, 387 s.
Kravchenko P.K. Belarus' na perelome: diplomaticheskij proryv v mir. Vystupleniya, stat'i, interv'yu, besedy, diplomaticheskie dokumenty i perepiska: ucheb.-metod. posobie. Minsk: BIPS Plyus, 2009. S. 50.
Shadurskii V.G. (2011). Formirovanie kontseptual'nykh osnov vneshnei politiki Respubliki Belarus' (1991-2011). Vesnik BDU, 3, ss. 31-36.
Shadursky V. (2003). The Relations Between Belarus and the European Union: Domestic and Foreign Policy Aspects // Belorusskii zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnoshenii, 1, ss. 45-48.
Snapkovskii V.E. (2015). Vneshnyaya politika Respubliki Belarus': kontseptual'nye osnovy i prioritetnye napravleniya // Foreign policy of the new independent states. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, ss. 10-33.
Ulakhovich V.E. (2009). Formirovanie osnov vneshnei politiki Respubliki Belarus' (19912005 gg.). Minsk: Kharvest, 352 s.
Zinovyev V.P., Troitskiy E.F. (2017). The foreign policy of Belarus (1992-2017): a small state at the geostrategic break // Rusin, 4, ss. 123-133.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Мацулевич Евгения Васильевна - Evgeniya V. Matsulevich - Master's магистрант кафедры истории и degree student of the Department of History культурного наследия Витебского and Cultural Heritage, Vitebsk State University государственного университета имени named after P.M. Masherov П.М. Машерова