58. Г. Ш. Причины провала русской партии в Минске // Белая Русь. - 1906. - 21 апреля. - С. 4.
59. Обозрение событий и окраинная жизнь. Вильно // Окраины России. -1906. - 15 октября. - С. 548.
60. Обозрение событий и окраинная жизнь // Окраины России. - 1906. - 26 ноября. - С. 658.
61. Устав русского окраинного союза // Минское Слово. - 1907. - 3 января. - С.1.
62. Правые и конституционные монархисты в России в 1907 - 1908 гг. / публ. Ю.И. Кирьянова // Вопросы истории. - 1997. - №2 6. - С. 104-124.
ЛАВРИНОВИЧ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры восточнославянской и российской истории, первый проректор Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова LAVRINOVICH, DMITRY S. - Doctor of History, professor of Eastern Slavonic and Russian history, the first vice-rector of the Mogilev State University named after A.A. Kuleshov. The Republic of Belarus, Minsk
УДК 327 (476: 430) (091) (043.3)
МИГУН Д.А.
БЕЛАРУСЬ В ПОЛИТИЧЕСКОМ, ЭКОНОМИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ ГЕРМАНО-СОВЕТСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
(1918 - 1933 ГГ.)
Ключевые слова: германо-советское взаимодействие, Рапаллъский договор, ССРБ, БССР, Белвнешторг, торгпредство, Веймарская Германия
В статье исследуется роль белорусского фактора в германо-советском политическом, экономическом и культурном взаимодействии в межвоенный период. На основании архивных документов делается вывод о эмплицидной роли данного фактора в обозначенном процессе. Автор приходит к выводу, что в начале 20-х годов БССР фактически напрямую зависела от той политики, что вырабатывалась в Москве. Самостоятельные шаги БССР на международной арене, в том числе и в отношениях с Германией, такой политикой не предусматривались. Наоборот, они прямо контролировались и даже регламентировались вплоть до мельчайших деталей со стороны управления уполномоченных Наркомата иностранных дел СССР при правительстве БССР. Беларусь просто не могла расширять сотрудничество с Веймарской Германией, так как не имела самостоятельной внешней и культурной политики.
MIGUN, D.A.
BELARUS IN THE POLITICAL, ECONOMIC AND CULTURAL GERMAN-
SOVIET INTERACTION (1918 - 1933)
Keywords: German-Soviet interaction, the Treaty of Rapallo, SSRB, Byelorussian SSR, Belvneshtorg, trade mission, Weimar Germany
The role of the Belarusian factor in the German-Soviet political, economic and cultural interaction during the interwar period is discussed. On the basis of the archival documents the idea is proved that this factor played an implicit role in the process. The conclusion is drawn that in the early 1920s the BSSR had depended directly on the policy developed in Moscow. Independent steps of the BSSR in the international scene, including in relations with Germany, were not contemplated by this policy. Just the reverse, they were directly controlled and even regulated up to the smallest details by the Directorate of representatives of the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR at the government of the BSSR. Belarus could not expand its cooperation with the Weimar Germany because it had no its own foreign and cultural policy.
Период советско-германских отношений, начавшийся со времени поражения Германии в Первой мировой войне и вспыхнувшей ноябрьской буржуазной революции и окончившийся подписанием Рапалльского договора, характеризовался полным отсутствием каких-либо договорных отношений между Беларусью, с одной стороны, и Германией - с другой.
После занятия войсками Красной Армии территории Беларуси, в декабре 1918 г. ЦК РКП (б) принял решение о создании БССР. 6-я Северо-западная конференция РКП (б), которая прошла в период с 30 по 31 декабря 1918 г. в Смоленске, провозгласила создание ССРБ.
Сразу же после провозглашения ССРБ начался активный процесс создания дипломатического аппарата республики и его первые шаги в налаживании международных отношений с соседними государствами. В качестве модели дипломатической службы Советская Беларусь использовала принципы и структуры организации НКИД РСФСР. Первым наркомом иностранных дел ССРБ стал В.С. Фальский, однако через месяц он был сменен М.П. Петровым, соратником Г.В. Чичерина.
Хотя ССРБ была провозглашена суверенным и независимым государством, но военно-политические и социально-экономические обстоятельства не способствовали укреплению ее независимости. Продолжавшиеся военные действия на территории Беларуси не позволили широко развернуть дипломатическую деятельность нового правительства. Ее территория еще не была целиком освобождена от войск Германии, а уже вполне реальной становилась угроза со стороны Польши.
5 февраля 1919 г. между Польшей и Германией было заключено соглашение, в котором оговаривались планы по захвату польскими войсками территории Беларуси, т.е. той территории, которая была занята ранее немецкими войсками.
В статье 1 польские полномочные представители дали свое согласие обеспечить отход германских войск 10-й армии без каких-либо враждебных действий в отношении них [1, с. 106]. В этом документе очень четко просматривается враждебное отношение со стороны Германии к большевистскому движению на территории Беларуси.
Как явствует из статьи 7 вышеназванного соглашения, немецкие военные власти обязывались подавлять на территории Беларуси, которую они оставляли, все местное большевистское движение и вообще не допускать и не терпеть никаких большевистских организаций [1, с.107].
В начале весны 1919 г. началось наступление на Беларусь польских войск. Такая позиция Германии и польского государства в отношении Беларуси заставила большевистское руководство отказаться от своих первоначальных планов в отношении вопроса о белорусской государственности. В результате этого в конце февраля 1919 г. произошло объединение Литвы и Беларуси в одно государство - Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику («Литбел»).
В ходе успешного наступления войск Красной Армии 11 июля 1920 г. был освобожден Минск, а 14 июля 1920 г. — Вильно. Уже 31 июля 1920 г. ЦК КП (б) ЛиБ издал «Декларацию о провозглашении независимости БССР», которая была рассчитана на восстановление белорусской государственности. Окончательно ситуация была урегулирована Рижским мирным договором 1921 г. По существу, только второе провозглашение Беларуси в июле 1920 г. дало толчок к шагам в направлении создания НКИД БССР, положение о котором было принято 21 августа 1921 г. на заседании СНК БССР. Комиссариат создавался как орган правительства БССР, перед которым ставилась задача всестороннего осуществления сношений республики с государствами и народами, не входящими в состав РСФСР.
После свержения в Германии кайзеровского режима в результате ноябрьской революции советское правительство полностью аннулировало условия Брестского договора и все соглашения, заключенные на его основе и предложило германскому народу союз с другими народами России [1, с.72-73].
Немецкие историки Круммахер и Ланге отмечают, что «...в ноябре 1918 в Москве нарком иностранных дел РСФСР Чичерин и член ЦК РКП(б) Карл Радек заявляли, что нужно сразу возобновлять только «прерванные» дипломатические отношения. Германия должна позволить участвовать ее войска на Украине в разоружении белогвардейцев и продать ее военные корабли в гавани Ревеля советам. Вознаграждением стало бы зерно для голодающих немцев» [2, с.59].
Далее Круммахер и Ланге отмечают, что «.в Берлине Фридрих Эберт и Хьюго Гаазе отвечали уклончиво по поводу советского предложения. Они отклоняли возобновление дипломатических отношений, объясняя это немецким нейтралитетом. Круммахер и Ланге отмечают, что уже тогда ответственные политики столкнулись с вопросом, который будет все более обостряться: не
стоит ли по сравнению с неуступчивым, враждебным западом искать поддержку и содействие на востоке [2, с.59]?
Из-за сокрушительного поражения в ходе первой мировой войны Германия оказалась в очень тяжелом положении. Проиграв войну и потеряв все свои колонии и рынки сбыта, она была низведена до положения второстепенной державы в мире. Навязанный странами победительницами и заключенный 28 июня 1919 г. с Германией Версальский договор, был очень негативно встречен немецкой общественностью и вел к ее изоляции на мировой политической арене. Попытки договориться со странами-победительницами не дали реально ощутимых результатов. Правительственные круги Германии некоторое время заняли позицию выжидания в отношении Советской России. Они вынашивали надежду на то, что страны-победительницы сменят свой гнев на милость и, наконец, пригласят и Германию делить весьма выгодные рынки в Восточной Европе. Однако их надежды оказались бесплодными. Лондонский ультиматум, а затем и позиция Франции и Англии в ходе работы Генуэзской конференции, направленная на экономическую изоляцию Германии, отрезвляюще подействовали на правящие германские круги.
В этих условиях немецкие правящие круги вынуждены были идти на сближение с Советской Россией. Следует признать, что германское правительство решилось заключить соглашение с РСФСР лишь после того, как состоялось заключение торгового соглашения между советским правительством и Великобританией в марте 1921 г. [3, с.131].
18 февраля 1921 г. был подписан советско-германский протокол, который содержал «Проект соглашения между германским рейхом и РСФСР о правах, взаимно предоставляемым гражданам и представительствам обеих сторон» [3, с. 292], а затем 6 мая того же года он получил дальнейшее расширение, приведшее потом к заключению временного советско-германского соглашения. В соответствии с ним к уже существующим и осуществляющим свои полномочия делегациям обоих государств для попечения о военнопленных присоединяются торговые представительства для развития экономических отношений между обеими странами [4]. До полного восстановления нормальных сношений делегации именовались: «Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Германии» и «Германское представительство в России». Местом пребывания представительств были определены города Москва и Берлин [4, с.318].
Рапалльский договор, подписанный 16 апреля 1922 г., стал крупнейшей внешнеполитической победой РСФСР. Была прорвана политическая блокада вокруг РСФСР и союзных республик. Рапалльский договор по мнению немецких историков Круммахера и Ланге представлял большую сенсацию на конференции в Генуе. Американский посол в Риме высказался в следующей формулировке: «Эту бомбу не ожидал никто! Она потрясет мир и сделает конференцию в Генуе иллюзорной» [2, с. 131]. Договор означал прорыв международной изоляции Германии, содействовал восстановлению ее
международного положения. Заключив Рапалльский договор, Советская Россия стала первым государством, которое после войны признало побежденную Германию в качестве равноправного партнера.
В подписанном 16 апреля 1922 г. в Рапалло договоре между РСФСР и Германией интересы Беларуси не учитывались. Так, в статье 1 «РСФСР и германское государство взаимно отказывались от возмещения военных расходов, равно как и возмещения военных убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противоположной стороны военные реквизиции. Равным образом обе стороны отказались и от возмещения военных убытков, причиненным гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий органов другой стороны [4, с. 563-566].
В целом Рапалльский договор характеризовался с германской стороны как договор, подписанный с Россией и не распространяющийся на территорию Беларуси. Совершенно очевидно, что германские правящие круги, подписывая Рапалльский договор, не придавали особого значения существованию суверенной БССР и не стремились налаживать с ее правительством какие бы то ни было политические отношения. Это обстоятельство вызвало необходимость активной дипломатической деятельности для того, чтобы изменить создавшееся положение.
5 ноября 1922 г. произошло очень важное событие во внешнеполитических отношениях Германии и Беларуси. В Берлине был подготовлен и подписан с советской стороны — полномочным представителем РСФСР М. Крестинским, а с германской — руководителем восточного отдела МИД Германии А. фон Мальценом, дополнительный договор о распространении на союзные с РСФСР республики (в том числе и на БССР) условий Рапалльского договора.
В ноте рейхсканцлера Германии Ф. Вирта полномочному представителю РСФСР в Германии Н. Крестинскому, который также вручил президенту Германии Ф. Эберту верительную грамоту и от имени БССР, в связи с условиями выполнения Рапалльского договора указывалось, что германское правительство подписанием договора от 5 ноября 1922 г. признало де-юре правительство БССР и согласно установить с ней дипломатические и консульские отношения еще до ратификации данного договора [1, с. 329].
Сразу же после подписания Рапалльского договора дипломаты Германии и СССР стали готовить почву для подписания Советско-германского торгового договора.
Как следует из «Официального сообщения Советской и Германской делегаций о заключении советско-германского договора», «12 октября 1925 г. в Москве, в здании Наркоминдела был подписан договор между Германией и СССР.
Как отмечает немецкий историк Бейтель в статье I экономического договора 1925 г. СССР и Германия обязались восстановить довоенный уровень экономических отношений [5]. Это говорит о важности экономического сотрудничества с СССР для Германии.
Примечателен тот факт, что несколько ранее было достигнуто соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в размере 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии [6, с. 226].
24 апреля 1926 г. в Берлине был подписан советско-германский договор о согласовании всех вопросов политического и экономического характера, касающихся обеих стран, в дальнейшем получивший определение, как договор о нейтралитете [7]. Данный договор стал политическим соглашением между двумя странами.
В 1926 г. СССР впервые получил в Германии сравнительно долгосрочный заем в сумме 300 млн. марок: он был предоставлен банками и частично гарантирован германским правительством, что имело немаловажное значение [6, с. 229]. Таким образом, новое политическое соглашение между Советским Союзом и Германией на базе дальнейшего развития рапалльской политики способствовало росту экономического сотрудничества обоих государств.
По решению ЦИК БССР М. Крестинскому было поручено представлять интересы Советской Беларуси в Германии [8]. 9 апреля 1923 г. российский полномочный представитель в Германии М. Крестинский вручил Ф. Эберту верительную грамоту Советской Беларуси. С этого момента фактически начали развиваться официальные германо-белорусские отношения.
Беларусь и Германия в 20-е г. строили свои экономические и политические взаимоотношения на основе заключенного в 1922 г. Рапалльского договора. Новый этап в германо-белорусских отношениях начался с открытием в Берлине торгового представительства Беларуси.
Еще в октябре 1921 г. Белвнешторг - юридическое лицо, которое представляло БССР на международной арене в области внешней торговли и экономического сотрудничества провел переговоры с немецкой фирмой «Пфайфер и Шнайдер» о поставках товаров, необходимых для обеих сторон [9, с. 46]. Переговоры прошли весьма успешно и имели хорошие результаты для обеих сторон. О взаимовыгодном характере белорусско-немецкого сотрудничества в 1921 г. свидетельствует тот факт, что немецкая фирма «Ост-Вест» также открыла в БССР свое представительство. Следующим шагом в ответ со стороны Беларуси было открытие в марте 1922 г. представительства Белвнешторга в Германии.
Торговое представительство БССР открылось в Берлине только после того, как был подписан т.н. «торговый договор» [10, с. 40]. Сначала в Берлин прибыл уполномоченный Наркомвнешторговли РСФСР в Германии Б. Стаменков, а потом М. Мороз, который временно выполнял функции официального представителя в Германии.
В принятом ЦИК ССРБ в 1922 г. положении «О взаимоотношениях управления Уполнаркомвнешторга Беларуси с НКВТ РСФСР» говорилось о том, что Беларусь, находящаяся у самой границы с Западной Европой и представляющая собой важный транзитный путь для торговых сношений всей Советской Федерации с Западной Европой, особенно с Польшей и Германией, должна быть поставлена в отношении внешней торговли в исключительные условия. Далее указывалось на то, что благодаря приграничному положению, в Беларусь со всех концов Федерации стекаются потребители заграничных товаров, обращающиеся в Госторгбел или непосредственно за отпуском или с заказами на ввоз из-за границы. Необходимость быстрого обслуживания клиентуры требует самостоятельности и гибкости в отношениях с иностранными контрагентами [11, л.13 об.].
Неуклонное проведение принципа национализации внешней торговли и борьба с нарушением этого принципа приводят к необходимости создать для управления Уполнаркомвнешторга в Беларуси такие условия, при которых оно могло бы самостоятельно, решительно и быстро проводить необходимые мероприятия. Следует отметить, что в этом положении указывается на необходимость для Беларуси иметь собственное торговое представительство за границей, которое будучи с ним постоянно и тесно связано, одно только в состоянии обеспечить надлежащее удовлетворение импортных потребностей края и наиболее выгодную реализацию его экспортных ресурсов [11, л 14].
В марте 1922 г. Наркомвнешторг Беларуси направил в Берлин своего полноправного представителя. Им стал Ю.В. Гольдштейн. Как следует из выписки из распоряжения по торговому представительству РСФСР в Германии № 53 от 23.05 1922 г. распоряжением СНК ССРБ товарищ Ю.В. Гольдштейн будет представлять НКВТ Беларуси при торговом представительстве РСФСР в Германии. Ему предоставлялось право давать поручения всем отделам торгового представительства в отношении выполнения нарядов и поручений, получаемых им от НКВТ Беларуси. Далее указывалось на то, что все отделы представительства приглашаются оказывать товарищу Гольдштейну всемерное содействие при исполнении им обязанностей представителя НКВТ Беларуси [12].
С посылкой в Берлин специального постоянного представителя Белвнешторга, стало проводиться более тщательное изучение германского товарного рынка, стали устанавливаться более тесные деловые связи [13]. В первый же месяц своей деятельности представительство Белвнешторга в Германии разместило в нескольких немецких фирмах заказы на производство товаров, необходимых белорусским предприятиям: карданные ленты, металлические сетки и химические товары. Через несколько месяцев после подписания этих соглашений Германия становится основным внешнеполитическим торговым партнером Беларуси [14, с. 40].
За три года, с 1923 по 1925 г., удельный вес в использовании экспорта Белоруссии увеличился в три раза. Во второй половине 20-х гг. на долю
Берлина приходилось уже две трети всего экспорта белорусских товаров за рубеж. По мнению белорусского профессора В.А. Космача «.. ..и во внутреннем импорте БССР Германия также вышла на первое место по поставкам своих товаров в Беларусь. В импортных закупках республики удельный вес продукции германского происхождения увеличился на 40%. В 1926-1927 гг., БССР закупила в Германии импортных товаров на 1830,7 тыс. рублей, при экспорте туда товарной продукции на 2989,1 тыс. рублей. Примерно такое же положение сложилось в советско-германских торгово-экономических связях 20-х - начала 30-х гг. в целом. Веймарская Германия являлась тогда главным стратегическим торговым партнером СССР» [15].
Наиболее значительными предметами вывоза в Германию были щетина, пушнина, кожсырье, конский волос, скипидар, смола, деготь, орехи, грибы, мясо птицы, лес [14, с. 49]. В свою очередь, ассортимент импорта из Германии в Беларусь включал машины, станки, хирургические инструменты, микроскопы, красители, ткани, проволоку, лабораторные принадлежности, сельскохозяйственные машины и оборудование, трубы, плуги, ножи, селитру, медицинские препараты и др. [14, с. 57]
Следует отметить, что представители деловых кругов Германии вступали в активные контакты с промышленными предприятиями и торговыми организациями Беларуси. Во второй половине 20-х гг. Госторгбел закупала крупные партии оборудования и машин у целого ряда германских фирм для различных учреждений и организаций, промышленных предприятий и трестов Беларуси. Белорусский историк Д.В. Романовский считает, что число немецких фирм, налаживавших в 20-30-х гг. сотрудничество с Беларусью могло доходить до 200.
Вместе с политическими и экономическими белорусско-германскими отношениями расширялись и культурные связи обоих государств. В 1919 г. в Германии вышла первая немецкоязычная книга под редакцией В. Егера, которая была подготовлена еще во время Первой мировой войны. Здесь помещались сведения о истории белорусского края, языке и литературе народа, о населении, народном хозяйстве, духовной культуре от древнего времени до образования БНР в 1918 г. [16, с. 519]. Перед читателем Беларусь предстает страной с давней историей, богатой культурой, которую неблагоприятные исторические условия на длительное время оттолкнули от поступательного развития. Издание подводило итог военному периоду знакомства немцев с белоруским народом и его культурой.
В письме Чрезвычайной миссии БНР на имя доктора Рудольфа Абихта от 28.11.1919 г. говорится: «В связи с выходом новой книги под названием «Беларусь», к изданию которой Вы, уважаемый профессор, приложили совсем бескорыстно очень много труда, - Чрезвычайная Дипломатическая Миссия БНР в Германии считает своей обязанностью от имени Правительства БНР высказать Вам искреннейшее белорусское спасибо.
Белорусский народ, который сбрасывает с себя теперь цепи как политической, так и духовной неволи, никогда не забудет имена вождей всемирного движения человечества, которые независимо от иной веры и национальности, пришли ему на помощь в данный наитруднейший для него момент» [17, с. 523].
В ответном письме Р. Абихта Чрезвычайной миссии БНР в Берлине от 5.12.1919 г. высказываются слова искренней благодарности за полученные письмо и 5 экземпляров книги «Беларусь». Профессор Р. Абихт сообщает, что им была составлена грамматика белорусского языка, как на белорусском так и на немецком языках. Оба манускрипта он передает Белорусскому правительству [18].
Позже и в БССР появились отзвуки на книгу «Беларусь», в особенности на статью А. Ипеля о белорусском искусстве [18]. В 1921 г. в журнале «Вольны сцяг» была напечатана статья белорусского лингвиста М. Байкова «Книга о Беларуси на немецком языке», где он отметил: «немцы собрали то, что появляется наиболее заметным» [19].
В 1920-е гг. культурные и научные связи между Веймарской Германией и БССР были весьма плодотворными и активными. С немецкой стороны наиболее отличительной стала деятельность Товарищества по содействию развитию немецкой науки. С белорусской стороны в особенности выделились Белорусское товарищество культурной связи с зарубежьем, Белорусский государственный университет, Государственная библиотека имени В.И. Ленина. В БГУ активно занимались европейской историей, и перевес отдавалась именно истории немецкого народа. Об активности книгообмена говорят следующие цифры: только за октябрь 1926 г. из Германии было получено 3 622 книг, туда из БССР было направленно [9, с. 49].
Белорусская государственная библиотека наладила книгообмен с библиотеками Лейпцигского, Магдебургского, Франкфуртского и Мюнхенского университетов. Последний только за 1928 г. выслал белорусской библиотеке более чем сто своих диссертаций.
В 1921 г. немецкая сторона получила от белорусского правительства заказ на издание учебников по арифметике, алгебре, грамматике. В их числе -«Грамматика» Б. Тарашкевича, «Альгебра» (ч.1) А. Круталевича. В Берлине также были изданы две книги Т. Гартного (Д. Жилуновича), стихотворения «Песш працы i змагання» и роман «Сою цалшы» (вернее первая его часть «Бацькава Воля»); «Казю» Я. Коласа. Всего в 19211922 гг. в Германии было издано для Беларуси девять книг общим тиражом 131 тыс. экз. [9, с. 49].
После подписания Рапалльского договора и договора о распространении немецко-российских договоренностей на БССР немецко-белорусские культурные связи значительно активизировались.
Немецкие ученые и писатели стремились познакомить общественность своей страны с славянским фольклором. В 1926 г. Институтом библиографии в Лейпциге был издан сборник немецкого ученого П. Айснера «Народные песни
славян». Здесь среди других были опубликованы 42 белорусские песни [20]. Подборка песен сделана так, чтобы ярко отобразить жизнь народа, его характер и душу.
В 1926 г. Президиум Инбелкульта пригласил на Академическую конференцию по вопросам реформы белорусского правописания и азбуки немецких славистов М. Фасмера и Е. Бернекера. Ученые приняли участие в этом мероприятии.
Немецко-белорусский диалог культур в это время был многосторонним. Важным для БССР было ее участие в мировой выставке народных инструментов во Франкфурте-на-Майне (1927). Огромным успехам на ней пользовались белорусские музыкальные инструменты. Артисты, которые выступали в белорусских национальных костюмах и на фоне белорусских декораций, создали яркий портрет народной художественной культуры, мало известной в то время в Германии.
В июле-сентябре 1927 г. БССР в составе союзной делегации участвовала в международной музыкальной выставке «Музыка в жизни народов», что проходила в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Здесь отлично выступили певица из Минска Л. Александровская и цимбалист Т. Новицкий. В белорусской столице гастролировал профессор Берлинской консерватории Э. Петри.
Оживленное сотрудничество наблюдалось между Белоруссией и Германией в области киноиндустрии.
17 декабря 1924 г. на основе постановлений СНК БССР «Об урегулировании кинодела БССР» было образовано Управление по делам кино (Белгоскино) [21]. Белгоскино вменялось в обязанность руководство производством, покупкой, продажей и прокатом кинофильмов, как отечественных, так и зарубежных. Сразу же начинается переписка Белгоскино с торговым представительством СССР в Берлине по вопросам проката немецких кинофильмов и закупки киноаппаратуры в Германии.
Белгоскино вступило в контакты с многими германскими фирмами и предприятиями, в том числе с АЭГ, «Я. Шацов» (Берлин), «Пауль Рудемахер» (Берлин), «Юпитерлихте» (Берлин) и другими. В ноябре 1926 г. Белгоскино сообщало в наркомат образования республики о том, что «на протяжении 1925 г. нами куплено за границей через Совкино картин на 20 тыс. руб. и через торговое представительство СССР в Германии кинотоваров на 30 тыс. руб. Все закупленное прибыло на протяжении 1925-26 гг.». В 1924-1925 гг. в городах республики прошли первые немецкие художественные и документальные фильмы, в том числе пьеса Э. Толлера «Разрушители машин», «На грани безумия», «Дом мертвых» с участием Ганса Эфдинбергера и Мага Унгер и другие в кинотеатре «Спартак» г. Витебска, а также хроникальные фильмы «Германия», «Красная Саксония», «Завод Круппа» и т.д. В то же время кинодрама «В угаре Берлина» не была разрешена для показа в Витебске как безыдейная и безнравственная [21].
В последующие годы закупки кинофильмов и киноаппаратуры для нужд Белгоскино в Германии продолжались. Так в 1927 г. заведующий Белгоскино А.И. Галкин был отправлен в командировку в Германию (Берлин) с целью приобретения фильмов, съемочных аппаратов, осветительных приборов для оборудования кино-лабораторий и ателье, а также для закупки кинематографических и фотографических материалов согласно лицензий Наркомторга [22, Л.56]. В удостоверении, выданном ему от имени Наркомпроса БССР, указывалось на то, что все операции, связанные с выполнением вышеуказанных поручений, гражданин Галкин А.И. проводит в соответствии с постановлением СНК СССР о контингентах, лицензиях и удостоверениях на ввоз и вывоз, а также декретами ВЦИК и СНК о внешней торговле и инструкциями к указанным декретам. Причем он действует за границей под непосредственным руководством торгового представителя СССР [22, Л.203]. На все расходы, связанные с командировкой, ему было запланировано выделить 2 тыс. руб. [22,с.56]. Среди закупленных в Германии художественных фильмов значились картины с участием знаменитых актеров германского кино, в том числе, П. Венегера и Лиа-де-Путти «Контрасты жизни», Э. Яннигса и Миа Май «В паутине», «Кабинет восковых фигур», «Последний человек», В. Крауса «Натан Мудрый», «Цирковые близнецы» и других [21, с. 66].
Сразу же после образования Белгоскино начались переговоры об экспорте в Германию белорусской кинопродукции. Так, в письме заведующего фото-кино отделом Торгового представительства СССР в Германии Церера на имя председателя Белгоскино Галкина от 04.05.28 г. говорилось о том, что «были проведены переговоры с фирмами «Терра-Фильм и «Емелька» по поводу совместного проката кинокартин. Представителям немецких фирм были показаны картина «Его превосходительство», которая не вызвала у них особого интереса». В данном документе высказывалась просьба «выслать срочно одну копию картины «Кастусь Калиновский», которая, по отзывам местной прессы и по мнению некоторых фильмовых работников, считается картиной не плохой» [23, л. 6].
В письме уполномоченного Госторгбела в Берлине Соколовского от 11.05.28 г. указывалось на то, что «для германского рынка подойдет фильм «Проститутка», фильмы «Его превосходительство» и «В большом городе» не могут иметь здесь сбыта» [23, л. 5]. Успешность сотрудничества Белгоскино с немецкими фирмами в плане проката была отмечена в «Постановлении СНК БССР «О развитии кинодела БССР» [23, л.л. 24-27].
В фондах НАРБ имеется любопытный документ - «Бюллетень о деятельности «Вельтфильм» за июль 1928 г.». Там говорится: «в Германии кино-картель «Вельтфильм» также намеревается организовать совместный прокат. «Народному Кино-Союзу» обещающему стать важной базой для деятельности «Вельтфильма» должно быть уделено большое внимание с нашей стороны. Союз друзей «Межрабпома» в средней Германии, поддерживающий регулярно переписку с рабочими больших советских заводов, снабжает нас
интересными материалами о своей кинодеятельности. Между прочим, они писали: «Путем демонстрации советских фильмов мы хотим вербовать новых друзей для первого рабочего государства в мире и бороться путем просвещения масс и распространения правды о Вашей стране с буржуазной клеветой» [23, л. 35].
В письме заведующего фото-кино отделом Торгового представительства СССР в Германии Церера на имя председателя в Белгоскино от 23.06.28 г. говорилось о том, что «Ваша продукция не хуже других, но причина отрицательного отношения европейского рынка к вашим картинам заключается исключительно в их сильной политической тенденциозности. Только такие картины, как «С-Петербург», «Потемкин» и тому подобные идут здесь, как выдающиеся картины в художественном смысле» [23, л. 43].
Белорусское товарищество культурной связи с зарубежьем, Народный Комиссариат просвещения БССР, Инбелькульт, более крупные учебные заведения республики провели во второй половине 1920-х гг. большую работу по организации заграничных командировок, в том числе и в Германию, содействовали участию белорусских ученых в международных конференциях, планировали поездки писателей и деятелей искусства. Но при этом деятели науки и культуры БССР были вынужденный пропагандировать «ценности» мировой пролетарской революции и классовой борьбы, то есть вести политическую и идеологическую агитацию, что запрещалась договоренностью от 1922 года. Это в Германии было замечено и с неизбежностью привело к росту недоверия и идеологической враждебности. Взаимное недоверие снижало результативность немецко-беларуских культурных связей.
Как следует из «Плана заграничных командировок научных сотрудников вузов БССР в 1926-27 гг.» за подписью Заместителя Народного комиссара образования Волосевича, за рубеж Белоруссии, в том числе в Германию, планировалось отправить в общей сложности 31 ученого [24, л.л. 105 -107]. Среди научных работников высших учебных заведений, которые командировались Комиссариатом образования с научной целью в Германию, в частности, были:
1) С. Вольфсон, профессор кафедры материализма БГУ,
2) В. Перцев, профессор кафедры всеобщей истории БГУ,
3) М. Прилежаев, профессор кафедры органической химии БГУ,
4) С. Лебёдкин, профессор кафедры нормальной анатомии БГУ,
5) М. Медиш, профессор кафедры фитопатологии Белорусской Государственной Академии сельского хозяйства и другие ученые [24, л.л. 103, 105, 118].
Так командировка профессора кафедры фитопатологии Белорусской Государственной Академии сельского хозяйства М.М. Медиша была связана с ознакомлением с общей организацией работы на Центральной фитопатологической станции и в сельскохозяйственных высших учебных заведениях Берлина, Лейпцига, Галле; с проработкой болезней вырождения
картофеля и ознакомления с картофельным раком, который есть в Польше и угрожает СССР; с перениманием опыта, как лучше организовать преподавание фитопатологии и микробиологии в белорусских высших учебных заведениях данного направления [24, л.л. 84-85, 105].
Профессор кафедры всеобщей истории БГУ В.Н. Перцев планировал ознакомиться в Германии с немецкой литературой и поработать в архиве для подготовки монографии [24, л.103].
Профессор кафедры материализма БГУ С.Я. Вальфсон собирался ознакомиться в Германии с постановкой работы на юридическом и экономическом факультетах. Также он планировал посетить в Германии ряд библиотек с целью подготовки учебников и монографии [24, л.103].
Профессор кафедры нормальной анатомии С. Лебедкин планировал ознакомиться с Анатомическим институтом в Берлине, а также в Мюнхене и других городах. Кроме этого он планировал ознакомиться с научной литературой, которой на тот момент не имелось в Минске, Москве и Ленинграде [24, л.47].
Профессор кафедры общей хирургии С. Рубашов хотел ознакомиться в клиниках Берлинского университета с новыми методами клинического преподавания, которые практиковались во всех трех берлинских хирургических клиниках, а также ознакомиться с новейшими достижениями немецкой хирургии. Кроме этого, профессор С. Рубашов, работая два года по вопросам хирургии нервной системы, хотел изучить ряд вопросов по хирургии симпотической нервной системы у профессора Брюнинга в Берлине и по хирургии головного мозга у профессора Ферстера в Бреславле. Наконец профессор С. Рубашов планировал работать в Берлине, в Институте профессора Блюменталя по злокачественным опухолям. Данная командировка создавала профессору С. Рубашову возможность закончить две большие монографии, что не предствлялось возможным без работы в медицинских библиотеках Берлина [24, л.48].
Уже из этого видно, что контакты между белорусскими и немецкими учеными приобрели довольно широкий характер. Следует признать, что наиболее плодотворными были связи в сфере медицины.
В 1928 г. известный ученый, представитель школы В.О. Ключевского, первый ректор Белорусского государственного университета В.И Пичета принял активное участие в «Неделе советской исторической науки в Берлине», где выступил с докладом «Аграрная реформа в восточных волостях Литовско-Белорусского государства во второй половине XVI - начала XVII ст.» [25].
К сожалению, за командировками ученых был установлен очень сильный контроль со стороны государственных органов и заведений. Госорганы, на основании письменных обоснований самих ученых и ряда ходатайств со стороны руководства вузов, решали разрешить или нет тому или иному ученому зарубежную командировку. Это ярко видно на личном примере преподавательницы Горецкого Рабочего факультета К. Соловьёвой, которая
потратила много времени и усилий, но так и не смогла получить командировку в Германию с целью совершенствования знаний немецкого языка [26]. Придирчивое и во многом субъективное, некомпетентное отношение к ученым со стороны властей, плохие знания иностранных языков, в том числе немецкого, ряд иных факторов, отрицательно влияли на развитие немецко-белорусских научных и культурных связей.
В 1919-1922 гг. шел процесс складывания единой линии внешнеполитических действий для всех советских республик. Это нашло свое непосредственное выражение в заключении между республиками ряда соглашений с НКИД РСФСР, в совместном участии в договорах и конференциях, в постоянном согласовании основных аспектов внешней политики между республиками и РСФСР через своих полномочных представителей. Единая внешнеполитическая доктрина для республик составивших СССР, определяла в большей степени их формальное участие во многих международных политических акциях.
Итогом военно-политического и экономического развития РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР стало объединение их в единый союз. 30 декабря 1922 г., в результате создания СССР, БССР вошла в этот союз. Любопытно то, что республики, еще до подписания союзного договора, пытались сохранить хотя бы формально свое присутствие и представительство при союзных полпредствах и торгпредствах. Однако это вызвало активное неприятие со стороны И.В. Сталина, Г.В. Чичерина, М.М. Литвинова. Особенно они возражали против создания постоянного органа при НКИД РСФСР Полномочного представительства Правительства БССР при Правительстве СССР. В начале 20-х годов БССР фактически напрямую зависела от той политики, что вырабатывалась в Москве. Самостоятельные шаги БССР на международной арене, в том числе и в отношениях с Германией, такой политикой не предусматривались. Наоборот, они прямо контролировались и даже регламентировались вплоть до мельчайших деталей со стороны управления уполномоченных Наркомата иностранных дел СССР при правительстве БССР. Наша республика просто не могла расширять сотрудничество с Веймарской Германией, так как не имела самостоятельной внешней и культурной политики. И именно этот фактор обусловил игнорирование БССР на внешнеполитической арене со стороны Германии, предпочитавшей налаживать отношения, прежде всего с РСФСР.
Литература и источники
1. Знешняя палпыка Беларуси Зборшк дакументау i матэрыялау: у 3 т. / Пастаянная камiсiя Савета Рэспублт Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь па мiжнародных справах i нацыянальнай бяспецы, Мшютэрства замежных спрау Рэспублт Беларусь. Мн.: БелНД1АС, - 1997-2001. - Т. 1: (1917 -1922 гг.). - 1997. - 398 с.
2. Krummacher, F. Krieg und Frieden. Geschichte der deutsch-sowjetischen Beziehungen / F. Krummacher, H. Lange; H; - München.: Bechtle Verlag, 1970. -565 S.
3. Торговые отношения СССР с капиталистическими странами // Научно-исследовательский институт монополии внешней торговли. - М.: Международная книга, 1938. - 350 с..
4. Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора. Сборник документов: В 2 т. / Ред. коллегия: С. Дернберг [и др.]. - М.: Политиздат, 1968-1971. - Т.2: 1919-1922 гг. - 1971. -596 с.
5. Beitel, W. Deutsch-sowjetische Wirtschaftsbeziehungen in der Zeit der Weimarer Republik: zu den Voraussetzungen, Formen und Ergebnissen einer 1. Periode intersystemarer Wirtschaftsbeziehungen / W. Beitel, Ebenhausen bei München; Stiftung Wissenschaft und Politik Verlag, 1977. - S. 14.
6. История внешней политики СССР. 1917-1976: в 2 т. / под ред. А.А. Громыко. 2-е изд. - М.: Наука, 1976. Т.1: 1917-1945 гг. / редактор И.Н. Земсков [и др.]. 1976. - 520 с.
7. Трухнов Г.М.Рапалло в действии: Из истории советско-германских отношений (1926 1929 гг.). - Минск: БГУ, 1982. - С. 9.
8. НАРБ. - Приказы Наркомвнешторга РСФСР, соглашение между СНК РСФСР и БССР по вопросам внешней торговли, проект положений об Уполномоченном Наркомвнешторга РСФСР при СНК БССР, представительствах правления Госторгбела и его местных органов при торговых представительствах РСФСР, Государственном транспортном тресте // Национальный архив Республики Беларусь. Ф.126. Оп. 1. Д. 84. Л.Л.1-9.
9. Ермаловгч В. З псторьп беларуска-нямецкага грамадскага супрацоунщтва у 20-х гадах ХХ стагоддзя // Беларуска-нямецкае грамадска-культурнае узаемадзеянне: гюторыя, сучаснасць, перспектывы: матэрыялы мiжнароднага "круглага стала". Мшск, 29-30 красавка 1996 г. / Аддзяленне культуралогп i духоуных сувязей суседшх народау Мiжнароднай Акадэмп навук Еуразп, Мiжнародная асацыяцыя беларусютау, Нацыянальны навукова-асветны цэнтр iмя Ф. Скарыны пры Мшютэрстве адукацып i навую Рэспублт Беларусь; рэдкал.: Л. Кулажанка [i шш.]. - Мшск, 1996. - С. 46-52.
10. Космач В.А. Палггыка Рапала i беларуска-германсюя гаспадарча-эканамiчныя, навукова-тэхшчныя i культурныя сувязi у 1922-1932 гг.: стан, праблемы i вопыт // Беларуска-нямецкае грамадска-культурнае узаемадзеянне: псторыя, сучаснасць, перспектывы: матэрыялы мiжнароднага "круглага стала". Мшск, 29-30 красавжа 1996 г. / Аддзяленне культуралогп i духоуных сувязей суседшх народау Мiжнароднай Акадэмп навук Еуразп, Мiжнародная асацыяцыя беларусютау, Нацыянальны навукова-асветны цэнтр iмя Ф. Скарыны пры Мшютэрстве адукацыи i навую Рэспублт Беларусь; рэдкал.: Л. Кулажанка [i шш.]. - Мшск, 1996. - С. 39-46.
11. Приказы Наркомвнешторга РСФСР, сотлашение между СНК РСФСР и БССР по вопросам внешней торговли, проект положений об Уполномоченном Наркомвнешторга РСФСР при СНК БССР, представительствах правления Госторгбела и его местных органов при торговых представительствах РСФСР, Государственном транспортном тресте // Национальный архив Республики Беларусь. Ф.126. Оп. 1. Д. 84.
12. НАРБ. - Мандат Полномочного представителя Управления Уполнаркомвнешторга СССР при СНК БССР в Германии Гольштейна Ю.В., удостоверения, выданные частным лицам на право заготовки товаров за пределами БССР // Национальный архив Республики Беларусь. Ф.126. Оп.1. Д. 92. Л.11.
13. Внешняя торговля ССР Белоруссии. Обзор деятельности Белорусского Областного Управления НКВТ и Государственной Импортно-Экспортной Торговой Конторы «Госторгбел» за 1921 - 23 гг. - Минск: Издание Белорусского Областного Управления, 1924. - 33 с. (16)
14. Космач В.А., Романовский Д.В. Советская Беларусь и Германия в 1917 -1932 гг.: кампания солидарности, торговли, культурный обмен (уроки истории для современности). - Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. - 156 с.
15. Внешняя торговля СССР за период 1918-1927\28 гг. статистический обзор / Под ред. А.П. Винокура и С.Н. Бакулина. Ленинград-Москва, Снабкоопгиз, типография им. Т. Лоханкова, 1931. - 847 с. С. 229-230.
16. Jäger, W. Weißruthenien. Land, Bewohner, Geschichte, Volkswirtschaft, Kultur, Dichtung. - Berlin: Karl Curtius Verlag, 1919. - 143 S.
17. Архiвы Беларускай Народнай Рэспублжг Зб. дакументау: У 2 кн. / рэдкал.: С. Шупа. Вшьня - Нью Ёрк - Мшск - Прага: Беларуск шстытут навук i мастацтва. Таварыства беларускага тсьменства "Наша шва", Т. 1. Кн. 2: Фонд № 582. Дзяржаунага архiва Лггвы. (Рада Мшютрау Беларускай Народнай Рэспублт) / 1998. 1721 с.
18. Ippel, A. Zur Weissruthenischen Kunst / A. Ippel // Weißruthenien. Land, Bewohner, Geschichte, Volkswirtschaft, Kultur, Dichtung Von W. Jäger. - Berlin: Karl Curtius Verlag, 1919. - S. 89-96.
19. Байкоу, М. Кшга аб Беларус на нямецкай мове // Вольны сцяг. - 1921. - №13. - С. 21.
20. Volkslieder: Volkslieder der Slaven. Ausgewählt, übersetzt, eingeleitet und erläutert von P. Eisner. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1926/27. - 560 S.
21. Космач В.А. Вклад Белгоскино в развитие германо-белорусских культурных связей в годы Рапалло (1922-1932 гг.) // Беларусь и Европа: взаимодействие культур (история, уроки, опыт, современность): материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 30 ноября 1 декабря 2000 г. / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; редкол.: В.А. Космач [и др.]. - Витебск, 2000. - С.66.
22. НАРБ. - Материалы о заграничных командировках сотрудников вузов БССР в связи с заграничными культурно-просветительными учреждениями /
приказы, циркуляры, планы, протоколы, переписка и др // Национальный архив Республики Беларусь. Ф.42. Оп. 1. Д. 338.
23. НАРБ. - Переписка с торгпредством СССР в Германии о закупке и продаже кинофильмов // Национальный архив Республики Беларусь. Ф/246. Оп. 1. Д. 78.
24. НАРБ. - Материалы о заграничных командировках сотрудников вузов БССР в связи с заграничными культурно-просветительными учреждениями / приказы, циркуляры, планы, протоколы, переписка и др // Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 42. Оп. 1. Д. 338.
25. Советско-германские научные связи времени веймарской республики / Д.А. Александров, А.Н. Дмитриев, Ю.Х. Копелевич [и др.]; отв. ред. Э.И. Колчинский. - СПб.: Наука, 2001. - С. 223.
26. НАРБ. - Материалы о заграничных командировках сотрудников вузов БССР в связи с заграничными культурно-просветительными учреждениями / приказы, циркуляры, планы, протоколы, переписка и др // Национальный архив Республики Беларусь. Ф.42. Оп. 1. Д. 338. Л.Л. 8-15, 130-141.
МИГУН ДМИТРИЙ АДАМОВИЧ - доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы. Республика Беларусь, Минск (ditmar-2006@tut.by)
MIGUN, DMITRY A. - Associate Professor of Historical and Cultural Heritage of Belarus Republican institute of higher education. The Republic of Belarus, Minsk
УДК 94 (476+470):316.334.55«192/193»
СТАРОВОЙТОВ М.И. ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
(1920 - 1930 ГГ.)
Ключевые слова: сельское население, Белорусско-Российское пограничъе, мобилизационная модернизация, социалъно-гендерная структура
Впервые в отечественной историографии установлено, что к концу межвоенного периода в составе сельского населения, под воздействием советской мобилизационной модернизации, начался процесс коренного изменения его социальной структуры. Появлялись профессии, которых ранее среди сельских жителей не было. Абсолютное большинство титульного населения белорусско-российских пограничных территорий проживало в сельской местности и было занято в аграрном секторе экономики. Сделан вывод о том, что белорусы и русские исследуемого региона являлись представителями традиционного общества, оставаясь аграрными нациями, что