Научная статья на тему 'Российско-африканские отношения и фактор США. 2015–2018 годы'

Российско-африканские отношения и фактор США. 2015–2018 годы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Администрация президента США / Российская Федерация / Африка / африканская политика / конкуренция / российско-африканские отношения / двусторонние отношения / Египет / Ливия / ЮАР / USA / US President Administration / Russian Federation / Africa / African policy / Russian-African relations / Bilateral relations / Egypt / Libya / South Africa

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Урнов Андрей Юрьевич

В статье рассматривается воздействие фактора США на российско-африканские отношения в последние годы правления Б. Обамы и на начальном этапе президентства Д. Трампа (2015–2018 гг). Дана сравнительная оценка африканской политики Москвы и Вашингтона, отмечены различия и преемственность в действиях двух американских администраций. В 2000-е годы политика РФ на африканском направлении заметно активизировалась, ее позиции на континенте окрепли. Действия России в Африке основываются на концепции многополярного мира, осуществляются с учетом имеющихся у нее возможностей, прежде всего экономических. Задачи ставятся реально достижимые. Борьба с США и другими зарубежными игроками за преобладающее влияние на континенте в планы Москвы не входит. Соединенные Штаты, как и повсюду, проводят в Африке антироссийский курс. Представляется вместе с тем, что соперником, создающим серьезную угрозу их позициям и планам на континенте, Соединенные Штаты сегодняшнюю Россию не считают. В результате до жесткого противоборства между сторонами дело в Африке не доходит. Конкуренция имеет место, но в конфронтацию не перерастает. Предметом исследования являются состоявшиеся в марте 2018 г. поездки в Африку министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова и экс-госсекретаря США Р. Тиллерсона, развитие событий вокруг некоторых наиболее чувствительных точек пересечения интересов России и Соединенных Штатов в Африке – в Египте, Ливии и ЮАР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-African relations and the US factor in 2015–2018

This article is an attempt to trace the impact of the US factor on the Russian African relations during the last years of B. Obama’s administration rule and at the initial stage of D. Trump presidency (2015–2018). The comparative assessment of Moscow and Washington African policy is made. The author demonstrates distinctions and continuity in the activities of the two US administrations in Africa. D. Trump has not included Africa in the list of his foreign policy priorities. Washington however has no intention to withdraw from the Black continent. There, as everywhere, “the American leadership” remains the invariable aim. In the 21th century, the Russia Federation policy in Africa has become much more active. Guided by the concept of multipolar world and in view of its current potential, economic in particular, Moscow has no intention to compete with the USA and other foreign actors for the overwhelming influence in Africa. Its tasks are pragmatic and realistic. In Africa, as globally, the US policy towards Russia is hostile. However the author is of the opinion that Washington does not consider Russia as a serious threaten for its positions and plans in Africa. The new National security strategy of the United States of America approved in December 2018 is full of antirussian outbursts, but in a section, dealing with the US priorities in Africa, Russia is not mentioned. The main American enemies there are international terrorists and China. Hence, no tough confrontation between the two parties – so far. Therefore rivalry there is confined to competition. The article is focused on visits in March 2018 of the Russian foreign minister S. Lavrov to Angola, Namibia, Mozambique, Zimbabwe and Ethiopia and of then US Secretary of State R.Tillerson to Djibouti, Ethiopia, Kenya, Chad and Nigeria. The situation around some most sensitive US-Russia points of intersection in Africa – such as Egypt, Libya and South Africa Republic – is analyzed. The development of Cairo’s bilateral relations with Washington and Moscow is reviewed. It is noted that cooperation between Russia and Egypt is of mutual benefit and that the two countries need each other. But of this cooperation has its limits as the USA remains the main foreign partner of Egypt. The conclusion is that Russia has taken a course for a gradual restoration of its positions in Libya after the overthrow of M. Kaddafi. Moscow’s contribution to the settlement of the political crisis in the country is explored. Constructive contacts have been established with all major participants of this process. Special attention is paid to the National Libyan Army Commander, Field-Marshal H. Haftar. The United States preferences the head of the Government of national accord F. Sarraj. The attempts to interfere into Russia – South Africa using the resignation of president J. Zuma who firmly stood for friendship with Moscow have failed. The new president S. Ramaphosa has confirmed the policy of strong bilateral cooperation.

Текст научной работы на тему «Российско-африканские отношения и фактор США. 2015–2018 годы»

Россия - Африка

РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ФАКТОР США. 2015-2018 ГОДЫ1

© 2018 А.Ю. Урнов

УРНОВ Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки Российской академии наук, РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: aurnov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается воздействие фактора США на российско-африканские отношения в последние годы правления Б. Обамы и на начальном этапе президентства Д. Трампа (2015-2018 гг). Дана сравнительная оценка африканской политики Москвы и Вашингтона, отмечены различия и преемственность в действиях двух американских администраций.

В 2000-е годы политика РФ на африканском направлении заметно активизировалась, ее позиции на континенте окрепли. Действия России в Африке основываются на концепции многополярного мира, осуществляются с учетом имеющихся у нее возможностей, прежде всего экономических. Задачи ставятся реально достижимые. Борьба с США и другими зарубежными игроками за преобладающее влияние на континенте в планы Москвы не входит.

Соединенные Штаты, как и повсюду, проводят в Африке антироссийский курс. Представляется вместе с тем, что соперником, создающим серьезную угрозу их позициям и планам на континенте, Соединенные Штаты сегодняшнюю Россию не считают. В результате до жесткого противоборства между сторонами дело в Африке не доходит. Конкуренция имеет место, но в конфронтацию не перерастает.

Предметом исследования являются состоявшиеся в марте 2018 г. поездки в Африку министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова и экс-госсекретаря США Р. Тиллерсона, развитие событий вокруг некоторых наиболее чувствительных точек пересечения интересов России и Соединенных Штатов в Африке - в Египте, Ливии и ЮАР.

Ключевые слова: США, Администрация президента США, Российская Федерация, Африка, африканская политика, конкуренция, российско-африканские отношения, двусторонние отношения, Египет, Ливия, ЮАР

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-3-22

Российско-американские отношения обостряются

В последние годы президентства Б. Обамы российско-американские отношения резко ухудшились. В июне 2015 г. Пентагон обнародовал «Национальную военную

1 Данная статья подготовлена к состоявшемуся 18 апреля с.г. круглому столу «Российско-африканское сотрудничество в контексте смещения интересов стран Африки на восток», проведенному Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки Российской академии наук.

стратегию США». Как отмечалось в документе, американская стратегия «нацелена на необходимость противодействовать ревизионистским государствам, которые бросают вызов международным нормам, а также (выделено автором) насильственным и экстремистским организациям, которые подрывают трансрегиональную безопасность». Главными врагами Соединенных Штатов были тем самым объявлены «международные ревизионисты». На первом месте - Россия, далее следовали Иран, Северная Корея и Китай [1]. Угроза международного терроризма отодвигалась на второй план. При администрации Д. Трампа «антиревизионистская» направленность внешнеполитического курса Вашингтона еще более ужесточилась.

Carnegie Endowment: «Возвращение глобальной России»

Вместе с Государственным департаментом и другими официальными учреждениями антироссийской истерии поддались и многие мозговые центры США. Так, казалось бы, не «ястребиный», а по-своему даже умеренный Фонд Карнеги за международный мир (Фонд Карнеги, Carnegie Endowment for International Peace, CEIP) опубликовал в декабре 2017 г. аналитический материал «Возвращение глобальной России». Авторы -Поль Стронски и Ричард Соколски. В материале утверждается: «С 2012 г. Россия проводит тонкую, изощрённую, изобретательную и пока на удивление успешную кампанию по расширению своего влияния за счет США и других стран», «преследует цель подорвать возглавляемое Соединенными Штатами либеральное мироустройство». Российская кампания по мнению авторов аналитической записки ведется в глобальном масштабе и противостоять ей следует повсеместно, посредством «устрашения, сдерживания, а в случае необходимости - отбрасывания». Проявляя определенную осмотрительность, авторы материала, правда, советуют соизмерять характер ответных действий с тем, насколько серьезную угрозу представляет та или иная активность России для американских интересов, а также учитывать, располагают ли США реальными средствами «для пресечения амбиций Москвы» [2].

Усмотрели «российскую угрозу» аналитики Фонда Карнеги и в Африке. Диапазон инкриминируемых РФ деяний не знает границ. Интерес российских компаний к экономическому потенциалу Африки характеризуется как «домогательство», выдвигаются бездоказательные обвинения в коррупционном характере многих заключаемых ими финансовых и коммерческих сделок, в перечне негативов фигурируют даже списание долгов и капиталовложения в нефтепереработку, добычу полезных ископаемых, рыболовство и инфраструктуру. Осуждению подвергаются «использование» африканских государств в ООН и других международных организациях для поддержки позиций России, равно как и «расширение сети дипломатических представительств РФ на континенте» [2].

Авторы материала упрекают США и их союзников в том, что, замкнувшись на своих собственных проблемах, кризисах в Азии, на Среднем Востоке и действиях России в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Запад позволяет ей работать в «вакууме», образовавшемся в других частях света. Итог - «тихие победы» РФ в Африке [2].

О целесообразности поиска компромиссов с Россией в материале не сказано ни слова. Вся его логика сводится к тому, что никаких законных внешнеполитических интересов у России нет и быть не может.

Африканская политика Б. Обамы и Д. Трампа

Понятно, что присущее политике США враждебное отношение к России проявляется и в Африке. Для понимания характера российско-американских отношений на афри-

канском контексте в последние годы президентства Б. Обамы и на начальном этапе правления Д. Трампа важно, на наш взгляд, учитывать следующее.

Отметим, что с точки зрения целеполагания и интенсивности в политике двух президентов на африканском направлении просматриваются существенные различия. В списке внешнеполитических приоритетов администрации Б. Обамы Африке отводилось высокое, можно сказать привилегированное место. Напомним о саммите США-Африка в августе 2014 г., поездках Б. Обамы в Кению и Эфиопию и его обращении к народам Африки в июле 2015 г.

Д. Трамп в число своих приоритетов Африку включать не стал. В ходе избирательной кампании 2016 г. он говорил об Африке пренебрежительно, допускал расистские высказывания. До «маргинализации» Д. Трампом Африканского континента, как многие тогда полагали, дело, однако, не дошло. Позволить себе игнорировать геостратегическую, политическую и экономическую значимость Африки в современном мире новый хозяин Белого дома не мог. Уходить из Африки Вашингтон не намерен, причем в последние месяцы его внимание к континенту заметно повысилось. Многие используемые администрацией Д. Трампа установки, программы и механизмы осуществления африканской политики позаимствованы у предшественников.

По своему переломным стало начало 2018 г., когда вслед за негативной реакцией на решение Д. Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля (6 декабря 2017 г.), волну возмущения в Африке вызвали оскорбительные высказывания президента США на совещании в Белом доме 11 января 2018 г., назвавшего страны континента «вонючими дырами». Дабы не переступить «красную черту» Соединенным Штатам пришлось в срочном порядке предпринимать шаги по исправлению ситуации. Д. Трамп встретился с президентом Руанды П. Кагаме, которому через несколько дней предстояло возглавить Африканский союз (АС), направил африканским лидерам - участникам саммита АС личное послание о важности развития отношений между США и странами континента. 6-13 марта 2018 г. свой первый визит в Африку нанес государственный секретарь Р. Тиллерсон, посетивший Джибути, Эфиопию, Кению, Чад и Нигерию.

Накануне поездки Р. Тиллерсон выступил в Университете Джорджа Мейсона (США) с программной речью под многозначительным названием «Отношения США-Африка: новый формат». Главная мысль - США придают большое значение отношениям с Африкой и намерены всячески их развивать. 40 лет назад при президенте Дж. Картере США совершили «беспрецедентный поворот в сторону Африки». Сегодня «этот поворот продолжается», причем в предстоящие десятилетия он «только усилится». Ныне «безопасность и экономическое процветание нашей страны как никогда тесно связаны с Африкой», утверждал госсекретарь. Нынешняя администрация хочет углубить отношения с Африкой, чтобы сделать африканские страны «более стойкими и более самостоятельными», продолжал он. Это нужно и африканским партнерам, и самим США «для будущего их детей и внуков» [3].

Были очерчены основные направления сотрудничества - борьба с терроризмом, торговля и инвестиции, здравоохранение, поддержка демократии и прав человека, преодоление коррупции, гуманитарная помощь. Госсекретарь перечислил осуществляемые в Африке американские программы - «Закон об экономическом росте и торговых возможностях Африки», «Африка-энергетика», «Корпорация вызов тысячелетия», «Молодые африканские лидеры», «Чрезвычайная помощь больным СПИД". Сообщил о предстоящем создании новой структуры «Инициатива финансирования развития», предназначенной для поддержки зарубежной активности частного бизнеса США [3].

Судя по содержанию выступления, нового в африканской политике Д. Трампа было все же заметно меньше, чем старого, так что, на наш взгляд, правильнее было бы говорить не о новом формате отношений, а о его расширении. Когда на пресс-конференции

в Джибути госсекретаря спросили, верно ли утверждение, что Африка не является для США приоритетом, его ответ был уклончивым: «Это неточная характеристика важности Африки для Соединенных Штатов». Ситуации на континенте «различные». «С кем-то отношения крепче, где-то экономическая активность выше», сказал он [4]. Но важность - еще не приоритет.

США: официальные оценки политики России в Африке

Обращает на себя внимание, что в официальных документах и высказываниях представителей администрации Д. Трампа критических оценок политики России в Африке не так уж много. Принятая в декабре 2017 г. новая «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки» переполнена антироссийскими выпадами, тогда как в ее разделе о приоритетах США в африканском регионе Россия даже не упомянута. Противниками США в Африке названы международный терроризм и Китай [5].

Включился в большую политику командующий Африканским командованием вооружённых сил США (АФРИКОМ) генерал Д. Уолдхаузер. Выступая в сенатском комитете по вооруженным силам 9 марта 2017 г., он вслед за Китаем к числу «конкурентов» США отнес Россию, заявив, что эти страны «подрывают влияние США» на континенте, а их сотрудничество с африканскими государствами «не соответствует международным нормам прозрачности и хорошего управления», «ослабляет способность наших партнеров управлять и в конечном счете препятствует прочной стабильности и экономическому росту» [6, с. 1-2].

В показаниях, данных Д. Уолдхаузером год спустя Комитету по вооруженным силам Палаты представителей, прозвучали некоторые конструктивные нотки. Он заявил, что с работающими в Африке внешними игроками «такими как Китай и Россия», США намерены «вести открытое и ясное обсуждение пересекающихся интересов и разногласий». Генерал даже признал, что некоторые их действия идут на пользу инфраструктуре и обороноспособности Африки. Дальше - повторение пройденного. Из высказываний Д. Уолдхаузера следует, что вреда от этих действий намного больше. Они «препятствуют долгосрочной стабильности, экономическому росту и финансовой независимости Африки» и «более того (выделено - ред.) могут ослабить влияние США, подрывая их усилия на континенте в области дипломатии и развития». Обо всем этом США постоянно «посылают сигналы» своим африканским партнерам [7, с. 3-4]. Видимо, чтобы были настороже и не теряли бдительности.

Возможности перерастания «конкуренции» с Россией в военное противостояние или конфликты в Африке генерал, спасибо ему, не прогнозировал. Вывод об отсутствии такой опасности можно сделать, ознакомившись с материалом «10 конфликтов, которые следует отслеживать в 2018 году», подготовленным бывшим специальным помощником Б. Обамы, ныне президентом «Группы по международным кризисам» Р. Мэлли. Из десяти взрывоопасных международных конфликтов - от Северной Кореи до Венесуэлы - в Африке, согласно Р. Мэлли, таковых два. Это регион Сахеля и Демократическая Республика Конго [8]. Вероятность военной вовлеченности в эти конфликты России не просматривается.

В программной речи 6 марта 2018 г. и в ходе пребывания в Африке Р. Тиллерсон антироссийских высказываний не допускал, хотя экономическую политику Китая на континенте подверг жесткой критике.

Россию критиковал анонимный высокопоставленный сотрудник Госдепа на специальном брифинге, проведенном 2 марта 2018 г. по случаю предстоящего отъезда Р. Тиллерсона. Для начала он прошелся по Китаю, заявив, что предоставляемые им африканским странам низкопроцентные льготные займы налагают на них тяжелое бремя

задолженности и ведут к «обнищанию». Заявив, что это «ужасно» и «возмутительно», госдеповец обвинил Россию и Иран в следовании примеру Китая. К тому же Россия, Китай, Северная Корея и Иран вывозят природные ресурсы из Демократической Республики Конго, тогда как, по его словам, конголезцы «мало, что от этого получают» [9].

В конце февраля 2018 г. стало известно, что администрация Д. Трампа «на высшем уровне» предупреждает государственных и бизнес руководителей зарубежных стран о возможности введения против них санкций в случае заключения сделок с российскими структурами, включенными в американские «черные списки» [10]. Поступает информация, что подобного рода предупреждения получают и африканские лидеры.

Россия и Африка. Поездка С.В. Лаврова

Что касается России, то в постсоветское время приоритетным для неё регионом Африка не была. В 2000-е годы российская активность в Африке нарастала, однако, придерживаясь концепции многополярного мира и с учетом своих возможностей, прежде всего экономических, вести борьбу с США и другими ведущими внешними игроками за преобладающее влияние на континенте Российская Федерация не стремится [11]. Задачи ставятся более скромные и реалистичные. Конкуренция, разумеется, имеет место, но в конфронтацию не перерастает.

Случилось так, что почти одновременно с Р. Тиллерсоном визит в Африку совершил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, посетивший 5-9 марта 2018 г. Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию. Сразу же отметим, что такое совпадение было случайным. О сроках визитов стороны друг друга заранее не информировали. О графике поездок, в том числе о намечавшемся пребывании двух министров в Аддис-Абебе 9 марта, стало известно лишь в самый последний момент. Поскольку Р. Тиллер-сон и С.В. Лавров ранее вели разговор о новой встрече, МИД России предложил воспользоваться ситуацией и провести ее в Эфиопии. Американцам это предложение не подошло. Вопрос «почему» - считаем возможным вынести за скобки данной статьи. Послужить причиной отказа Р. Тиллерсона от встречи американо-российские отношения в Африке никак не могли.

Визит министра С.В. Лаврова сразу в пять стран Африки, четыре из которых в прошлом тесно сотрудничали с СССР, явился убедительной демонстрацией растущего присутствия Российской Федерации на континенте [12]. Однако толковать этот визит как еще один шаг, направленный на подрыв влияния Вашингтона в Африке, можно только страдая присущей аналитикам Фонда Карнеги одержимостью идеей мирового господства США. Вот как охарактеризовал цель визита МИД РФ. «Особое внимание будет уделено формированию новой международной повестки и новой полицентрич-ной архитектуры международных отношений, которые должны быть основаны на международном праве». Это заявила 1 марта 2018 г. официальный представитель министерства М.В. Захарова [13]. Многополярность и следование международному праву отвечают национальным интересам РФ, за что она и борется в том числе в Африке.

Считаем, что переоценивать широту африканского «замаха» Москвы было бы ошибочно. Свидетельство тому - позиция С.В. Лаврова по вопросу о проведении саммита Россия-Африка. Подобные саммиты проводят уже многие внешние игроки, в том числе КНР и США. В ходе визита российский министр отмечал, что африканские страны проявляют «повышенный интерес» к такому саммиту, говорят о «востребованности активного присутствия России в регионе». Саммит, несомненно, «способствовал бы углублению всего комплекса российско-африканских отношений», говорил С.В. Лавров. Требуется, однако, «тщательная подготовка для его содержательного наполнения» [14].

«Нужно накопить солидный пакет договоренностей». И когда такой пакет сформируется, «вопрос о проведении саммита может быть обсужден» [15]. Иными словами, для РФ созыв саммита на повестке дня пока не стоит.

В пропагандистском обеспечении визита антиамериканизм задействован не был. Будучи в Африке, С.В. Лавров о внешней политике США высказался дважды.

В Зимбабве после встречи с президентом Э. Монагагвой он осудил вмешательство США во внутренние дела зарубежных стран, назвав его «неоимперским подходом» и подвергнув критике утверждения газеты The New York Times, будто бы такое вмешательство является «благом», ибо «несет с собой демократию» [16].

В Мозамбике из-за введенных США антироссийских санкций под вопросом оказалась судьба совместного проекта ПАО «НК «Роснефть» и Exxon Mobil Corporation, выигравших тендер на разведку и возможную добычу нефти на мозамбикском шельфе. «Решающую роль» в такого рода ситуациях «должны играть не геополитические расчеты, а реальный интерес экономик тех стран, где осуществляются проекты», заявил С.В. Лавров [17]. Время покажет, «будет ли правительство США уважать экономические интересы американских компаний», добавил он [18].

Взвешенную и, как представляется, верную оценку места и роли состоявшихся визитов с точки зрения взаимоотношений России и США в Африке дал в интервью Deutsche Welle руководитель африканских программ Chatham House, the Royal Institute of International Affairs А. Вайнс. «Возможно, немножко соперничества, разные позиции в Совете Безопасности». Визиты отличались «по фокусировке». У России - «коммерческие приоритеты», для США - «главное безопасность». «Они совпали по времени, но напрямую они не конкурировали», - заключил Вайнс [19].

Некоторые наиболее чувствительные точки соприкосновения

РФ и США в Африке

Россия «демонстрирует свои омоложенные военные мускулы, дипломатическую ловкость и способность мобилизовать значительные ресурсы для осуществления своих стратегических целей в Египте и Ливии», сокрушаются аналитики Carnegie Endowment [2].

Египет

Сегодня Египет является одним из главных партнеров России на Ближнем Востоке и в Африке. Россия и Египет нужны друг другу. Двустороннее сотрудничество идет на пользу их внутреннему развитию, способствует укреплению позиций на международной арене. Продвижение этого сотрудничества по восходящей имеет однако свои пределы. Объективная реальность была и остается таковой, что подняться до высоты полнокровных союзнических отношений оно не может. Из этого исходят и в Москве, и в Каире.

Немного истории. Четкая картина истории российско-египетских отношений дана в книге академика А.М. Васильева «От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке». «В 90-х гг., - пишет Васильев, - российско-египетские отношения прошли два этапа в своей эволюции: "застойный", охватывающий первую половину последнего десятилетия ХХ века, и пришедший ему на смену этап оживления усилий Москвы и Каира, с целью преодолеть спад, расчистить завалы на пути обновления сотрудничества в соответствии с реалиями глобализирующего мира» [20, с. 413]. В первом десятилетии XXI века «сближение России и Египта ускорилось, хотя были свои ограничения и пределы» [20, с. 458]. В 2005 г. В.В. Путин посетил Египет. В 2009 г. был подпи-

сан Договор о стратегическом партнерстве между РФ и АРЕ. Приход к власти в Египте в 2011 г. «Братьев мусульман» к осложнению двусторонних отношений не привел, тогда как ситуация, сложившаяся в стране после военного переворота 3 июля 2013 г., «открыла путь для дальнейшего сближения России и Египта» [20, с. 526].

Исследователи Carnegie Endowment считают это результатом «колебаний», которые администрация Б. Обамы проявила на первых порах, осудив переворот и приостановив военные поставки Египту. Этим, по их мнению, и воспользовалась Россия [2].

В марте 2014 г. РФ и АРЕ подписали протокол о военно-техническом сотрудничестве. В августе 2014 г. Россия стала первой неарабской страной, которую Абдель Фат-тах ас-Сиси посетил после того, как был избран президентом АРЕ. В феврале 2015 г.

B.В. Путин нанес визит в Египет. Позже состоялось еще три встречи на высшем уровне. В формате «два+два» - совещались министры иностранных дел и обороны.

По многим острым международным проблемам, включая палестино-израильский конфликт и Сирию, позиции РФ и АРЕ были достаточно близки. Египет выражал готовность заключить соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), просил предоставить ему статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества.

В 2015-2016 гг. сотрудничество двух стран во всех областях, в том числе в военной, «шло по восходящей», заключает Васильев [20, с. 528].

Полагаем, что подобная оценка эволюции российско-египетских отношений справедлива и для всего рассматриваемого здесь периода пребывания у власти в США администраций Б. Обамы и Д. Трампа.

Наиболее значительные последние события. В декабре 2017 г. в ходе краткого визита в Каир В.В. Путин обсудил с президентом ас-Сиси вопросы безопасности в регионе, совместные усилия по политическому урегулированию в Сирии, задачи экономического сотрудничества. Был подписан акт о вступлении в силу генерального контракта о сооружении атомной электростанции Эль-Дабаа. На реализацию этого проекта Египту выделен российский кредит в сумме $25 млрд [21].

В марте 2018 г. правительство Египта одобрило проект создания совместной российско-египетской промышленной зоны к востоку от Порт-Саида, которой предстоит стать частью экономической зоны Суэцкого канала. Стоимость проекта $7 млрд [22]. Объем двусторонней торговли приблизился к $3 млрд [23]. В феврале 2018 г. встретившись с министром иностранных дел АРЕ С. Шукри на полях конференции в Мюнхене,

C.В. Лавров высоко оценил вклад Египта в разрешение палестинской проблемы и урегулирование в Сирии [24].

Получили дальнейшее развитие российско-египетские военные связи. Раздражение у аналитиков Carnegie Endowment вызвало датированное ноябрем 2017 г. сообщение о предварительном соглашении между АРЕ и РФ о предоставлении российским ВВС права использования воздушного пространства и аэродромов Египта. Их вывод: происходящее свидетельствует о «растущем присутствии России» и «падении влияния США» [2]. Официальная реакция США была сдержанной. Два суверенных государства имеют право проводить совместные маневры, заявил помощник госсекретаря США Дж. Кирби в связи с состоявшимися в октябре 2016 г. в районе Александрии египетско-российскими учениями «Защитник дружбы-2016» [25].

21 марта 2018 г. ас-Сиси поздравил В.В. Путина с победой на выборах. По сообщению пресс-службы Кремля, в состоявшемся телефонном разговоре «был подтвержден обоюдный настрой на дальнейшее наращивание всего комплекса многопланового российско-египетского сотрудничества» [26].

Египет - США. Своим ведущим внешнеполитическим партнером египетское руководство считало и считает Соединенные Штаты. Будучи в Вашингтоне в феврале

2016 г., министр иностранных дел АРЕ С. Шукри говорил: «Я здесь, чтобы подтвердить и подчеркнуть важность, которую Египет придает стратегическим отношениям с США. В последние десятилетия они составляли основу и краеугольный камень нашей внешней политики» [27]. Месяц спустя, вновь посетив Вашингтон, С. Шукри назвал отношения с США «опорным столпом внешней политики Египта» [28].

Еще одно высказывание С. Шукри, теперь уже относительно военного сотрудничества АРЕ с США и РФ. «Альтернатива военной помощи США отсутствует, но мы должны диверсифицировать наши отношения». Сказано в январе 2016 г. [25, с. 283].

Ас-Сиси проявил политическую дальновидность, встретившись с Д. Трампом на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре 2016 г. незадолго до выборов президента США. После избрания Д. Трампа между ним и ас-Сиси регулярно поддерживались контакты по телефону. В апреле 2017 г. президент Египта нанес официальный визит в США, в мае 2017 г. был один из наиболее активных участников созванного Вашингтоном американо-арабомусульманского форума в Эр-Рияде.

Случались и осложнения. В августе 2017 г. из $1,3 млрд ожидаемой военной помощи США не доплатили Египту $195 млн, обосновав этот шаг отсутствием в стране прогресса в делах, касающихся соблюдения прав человека [29].

В декабре 2017 г. Египет резко выступил против решения Д. Трампа признать Иерусалим столицей Израиля, был автором проекта резолюции Совета Безопасности ООН по данному вопросу, на которую представитель США наложил вето. На следующий день на заседании Генассамблеи ООН Египет воздержался при голосовании по представленной Украиной и активно продвигавшейся Вашингтоном антироссийской резолюции по Крыму.

События эти, хоть и омрачали двусторонние отношения, ощутимого воздействия на их дальнейшее развитие не оказали. В январе 2018 г. Каир посетил вице-президент США М. Пенс, в феврале - государственный секретарь Р. Тиллерсон.

Ознакомление с материалом о встрече Р. Тиллерсона и С. Шукри с прессой в Каире 12 февраля 2018 г. наводит на мысль, что министры заранее договорились представлять положение дел в светлых, оптимистических тонах, обходя все возможные острые углы.

Р. Тиллерсон называл С. Шукри «другом», отмечал «очень продуктивный» характер состоявшихся переговоров. Речь шла о дальнейшем укреплении двусторонних связей, продолжении совместной борьбы с терроризмом, предстоящем в текущем году «стратегическом диалоге» по вопросам безопасности, политического и экономического сотрудничества. Никаких расхождений в позициях сторон при обсуждении палестино-израильского конфликта, ситуации в Ливии и Сирии госсекретарь не приметил. Он заверял в готовности США стоять «плечом к плечу» с Египтом, напомнил о «миллиарде долларов военной помощи США», в получении которой Египет «должен быть уверен», пообещал государственную поддержку американскому частному сектору в АРЕ, чей бизнес направлен «на создание рабочих мест и процветание обоих народов».

Визит госсекретаря проходил накануне намеченных на конец марта выборов президента Египта. Главным кандидатом был ас-Сиси. Во вступительном слове Р. Тиллерсон ограничился заявлением, что в АРЕ, «как и повсюду», США выступают за «транспа-рентный и заслуживающий доверия электоральный процесс». От ответа на вопрос, намерены ли США пойти на сокращение военной помощи Египту в связи с арестами и отстранением от участия в выборах ряда кандидатов, госсекретарь уклонился, подтвердив уже сказанное им о поддержке честных выборов «повсюду» [30]. Доброжелателен и лоялен был и министр иностранных дел Египта.

4 марта 2018 г. в ходе телефонного разговора Д. Трамп и ас-Сиси обсуждали двусторонние отношения, ситуацию в регионе и вопросы борьбы с терроризмом. «С уче-

том стратегического характера» этих отношений президенты «условились продвигать двустороннее сотрудничество во всех областях» [31].

В обращении к Конгрессу о бюджетных ассигнованиях в 2019 финансовом году госсекретарь назвал партнерство с Египтом «весьма важным» для реализации целей США «на Среднем Востоке и за его пределами». Запрос на оказание Египту военной помощи - $1,3 млрд, экономической - $75 млн, что на $3,7 млн меньше, чем было выделено в 2017 г. [32, с 155, 141].

26-28 марта 2018 г. в Египте состоялись президентские выборы. За ас-Сиси проголосовали 21,9 млн избирателей (97% участвовавших) при явке 41,05% [33].

В.В. Путин поздравил ас-Сиси с избранием. По сообщению канцелярии президента АРЕ, в ходе телефонного разговора ас-Сиси отметил «прочность и глубину отношений между двумя странами, стремление Египта к продолжению стратегического сотрудничества с Российской Федерацией» [34].

Поздравил переизбранного президента АРЕ и Д. Трамп. Канцелярия президента АРЕ сообщила, что в разговоре с президентом США ас-Сиси «подчеркнул глубину и особую роль египетско-американских отношений», намерение Каира «продолжать работу по укреплению стратегического сотрудничества в интересах двух дружественных государств» [35].

Ливия

Россия хочет вернуться в Ливию. Наша страна поддерживала с Ливией М. Каддафи интенсивные политические связи на высоком уровне. Широкое развитие получило экономическое сотрудничество. В стране работали ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть» и «ПАО «Газпром». Ливия была одним из самых крупных покупателей российского оружия. По подсчетам американского издания Foreign Policy, общая сумма доходов, поступавших в Россию из Ливии от энергетических сделок, строительных контрактов и военных поставок составляла около $11 млрд [36]. Источник этих доходов после известных событий иссяк. Не удивительно, что почувствовав себя более сильной, Российская Федерация взяла курс на восстановление своих позиций в этой стране. Речь шла о налаживании с новой Ливией разностороннего сотрудничества, но для этого нужно было урегулировать продолжавшийся в стране глубокий политический кризис.

Противостояние между Правительством национального согласия и Палатой представителей. Путь лежал через достижение компромисса между противоборствующими сторонами по вопросам реализации ливийского политического соглашения, подписанного в Схирате (Марокко) 17 декабря 2015 г. и одобренного Советом Безопасности ООН. В соответствии с соглашением в Ливии было сформировано Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Ф. Сараджем, получившее международное признание в качестве высшего органа исполнительной власти. «Единственным органом законодательной власти» в соглашении признавалась Палата представителей (1111), избранная в июне 2014 г. [37]. Согласия между ПНС и ПП не было. ПНС располагалось в Триполи. Палата и ее правительство во главе с А. ат-Тани - в Тобруке. Неудачей заканчивались многократные попытки ПНС получить от Палаты вотум доверия.

Осенью 2017 г. специальный представитель Генсека ООН в Ливии Г. Саламе предложил «План действий ООН по возобновлению осуществляемого самими ливийцами всеобъемлющего политического процесса при содействии Организации Объединенных Наций», который был одобрен Советом Безопасности ООН 10 октября 2017 г. [38]. Планом предусматривается внесение согласованных и ограниченных изменений в Схи-ратское соглашение, по-прежнему рассматриваемое как «единственная жизнеспособная основа для прекращения политического кризиса». В достаточно короткие сроки плани-

ровалось завершить работу над конституцией, провести конституционный референдум, затем - президентские и парламентские выборы [39]. 24 декабря 2017 г. Национальная избирательная комиссия объявила, что выборы должны состояться до 30 сентября 2018 г. [40].

Фельдмаршал Х. Хафтар. Тем временем самостоятельным политическим игроком, претендующим на ведущую, если не на заглавную роль в будущих властных структурах Ливии, стал командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар. ЛНА является наиболее мощным и боеспособным военным формированием Ливии. Формально она находится под юрисдикцией Палаты представителей, фактически - в полном подчинении Х. Хафтара.

Послужной список Х. Хафтара пестрый. В 1969 г. он помогал М. Каддафи свергнуть монархию, входил в круг его ближайших сподвижников. В 1977-1978 гг. - слушатель советских высших офицерских курсов «Выстрел», в 1983 г. - Военной академии им. М.В. Фрунзе. В 1987 г. порвал с Каддафи, готовил против него переворот, поддерживал контакты с ЦРУ. Около 20 лет жил в США, получил американское гражданство. В 2011 г. примкнул к повстанцам в Бенгази. В 2014 г. возглавил коалицию «Достоинство Ливии», воевавшую против группировки радикалов-исламистов «Рассвет Ливии». В 2017 г., по его оценке, под контролем ЛНА находилось около 90% территории Ливии. К Палате представителей относится лояльно, к ПНС - с недоверием. В мае 2017 г. Х. Хафтар и Ф. Сарадж встретились в Абу-Даби, в июле 2017 г. - в Париже, где договорились о прекращении огня и проведении выборов [41]. Казалось бы, урегулирование не за горами. Но путь к нему оказался тернистым.

В декабре 2017 г. после одобрения плана ООН Х. Хафтар в телеобращении заявил, что «военные структуры не будут подчиняться ни одному политическому органу, если он не получил право на свою законную деятельность от ливийского народа». Пока народ «не имеет реальной власти ни на региональном, ни на общенациональном уровне». Власть Правительства национального согласия он назвал «несуществующей», достигнутые политические соглашения - «бумажными» [42]. В январе 2018 г. в интервью Jeune Afrique фельдмаршал утверждал, что «ЛНА является сегодня единственной силой, которой доверяет народ страны». Именно ЛНА «должна обеспечить безопасность всех центров голосования и всех избирателей» на предстоящих выборах. «Армия отдает предпочтение политическому урегулированию, хочет избежать кровопролития. Но наше терпение не безгранично», заявил Х.Хафтар [43]. Откуда исходит угроза «кровопролития» и какие именно силы испытывают «терпение» ЛНА, фельдмаршал не уточнил.

Поведение Х. Хафтара свидетельствует, что он преследует далекоидущие амбициозные цели, для достижения которых готов использовать как политические, так и силовые методы. Согласно газете Washington Times, Х. Хафтар отводит себе роль «спасителя Ливии». Он «бросает вызов диалогу, который ООН проводит в Ливии», называет план ООН «ничтожным», а недавно заявил, что Ливия «может быть не готова к демократии». Для пропаганды «спасительной миссии» фельдмаршала в Вашингтоне были тайно законтрактованы две влиятельные лоббистские фирмы. На их работу в течение шести месяцев планировалось потратить $600 тыс. [44].

По всем внешним признакам Соединенные Штаты отдавали предпочтение Д. Са-раджу, тогда как к Х. Хафтару относились настороженно, подозревая его в пророссий-ской ориентации. Оценка Washington Times не столь однозначна. По ее данным «в Белом доме и вне его» имеются силы, склонные «поддержать амбиции» командующего ЛНА. «Видимо, на основе нового стратегического понимания с США», Израиль согласился скрытно оказать Х. Хафтару помощь оружием, утверждает газета. То есть Х. Хафтара в Вашингтоне со счета не списывают и держат в резерве. Может быть,

Х. Хафтар «еще сыграет конструктивную роль», но только при условии, что к власти он придет не путем переворота, а победив на выборах, пишет Washington Times. Статья опубликована под многозначительным названием «Наш человек в Бенгази» [44].

Россия и ливийское урегулирование. Россия вносит весомый вклад в усилия международного сообщества, направленные на урегулирование кризиса в Ливии. Исходная позиция - «инклюзивный диалог», участие в поисках компромисса, приемлемого по возможности для всех сторон ливийского конфликта. При обсуждении в СБ ООН резолюции по Схиратскому соглашению представитель РФ настоял на включении в него положения о необходимости вовлекать в диалог те политические силы, которые на встрече в Схирате не присутствовали. Россия установила отношения со всеми главными ливийскими акторами, стремится выступать в роли посредника. «Мы ни на чьей стороне», заявил 2 декабря 2016 г. министр С.В. Лавров [25, с. 187].

Российский министр встречался с Ф. Сараджем в Нью-Йорке в сентябре 2016 г. и в Москве в марте 2017 г. В декабре 2017 г. в Москве прошли переговоры С.В. Лаврова с министром иностранных дел ПНС Мухаммедом Тахер Сияла. Спикер Палаты Представителей А. Сахиль Исса приезжал в Москву в декабре 2016 г.

Более тесные и регулярные контакты поддерживались с Х. Хафтаром. В 2016 г. он посетил Москву дважды - в июне и ноябре. В январе 2017 г. его с почестями приняли на борту зашедшего в ливийские воды авианосца «Адмирал Кузнецов». В августе 2017 г. Х. Хафтар вновь в Москве. Собеседниками командующего ЛНА в российской столице были министры С.В. Лавров и С.К. Шойгу, секретарь Совета Безопасности Н.П. Патрушев. Со ссылкой на американские и английские разведисточники, New York Times в феврале 2018 г. утверждала, что через Египет и ОАЭ Россия поставляет Х. Хаф-тару оружие [45]. Официальных опровержений или подтверждений этого сообщения сделано не было.

Означает ли это, что Россия делает ставку на Х. Хафтара? Да, но в том смысле, что с учетом сложившегося с ним партнерства оказание содействия повышению роли командующего ЛНА в процессе политического урегулирования с прицелом на его вхождение в высшее руководство постконфликтной Ливии обещает Москве наибольшую отдачу в плане укрепления ее собственных позиций в этой стране. Это не означало однако что к мнению других участников урегулирования Москва не прислушивалась.

В опубликованном в мае 2017 г. материале британского аналитического центра в области международных отношений The Royal Institute of International Affairs (Chatham House), придерживающегося в целом антироссийской направленности, был высказан вполне рациональный тезис. «Для Кремля ПНС - это поддерживаемое Западом правительство, которое будет игнорировать интересы России в Ливии, если у Москвы не будет собственного рычага воздействия на поведение ПНС и его спонсоров», писал автор Н. Кожанов. «Кремль обеспокоен тем, что, если в Ливии все останется как сейчас, Москва будет исключена из участия в разрешении кризиса, равно как и из политической и экономической жизни поствоенной Ливии». «В итоге Москва постаралась занять позицию главного внерегионального сторонника Хафтара» [46].

Здесь необходимо подчеркнуть: на ливийском направлении Россия твердо исходит из того, что альтернативы политическому урегулированию кризиса в стране не существует. Таков ее подход и к партнерству с командующим ЛНА. Х. Хафтар «может и должен стать частью общеполитической договоренности», заявил С.В. Лавров в декабре 2016 г. [25, с. 187]. «С российской стороны была подчеркнута необходимость продолжения широкого национального диалога с участием представителей основных политических сил, племенных групп и регионов страны с целью выхода на взаимоприемлемые решения», говорилось в сообщении МИД по итогам встречи С.В. Лаврова с министром иностранных дел ПНС М. Сиялой 12 декабря 2017 г. [47].

А что же США? После заключения Схиратского соглашения заметной политической активности в Ливии США не проявляли. В августе 2016 г. американские ВВС сыграли решающую роль в совместной с силами ПНС операции по разгрому группировки ИГИЛ, закрепившейся в г. Дерн. В апреле 2017 г. Д. Трамп заявил даже, что, помимо борьбы с ИГИЛ, какой-либо еще «роли» США в Ливии он «не видит» [45]. На рубеже 2017-2018 гг. ситуация стала меняться, активность Соединенных Штатов на политическом направлении возросла. В декабре 2017 г. Д. Сарадж нанес визит в Вашингтон, где переговоры с ним провели Д. Трамп, Р. Тиллерсон и министр обороны Дж. Мэттис. США взяли курс на ускорение процесса урегулирования в рамках плана ООН и закрепление у власти ПНС во главе с Д. Сараджем.

Одна из причин - возвращение на ливийскую сцену России и ее взаимодействие с Х. Хафтаром.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В декабре 2016 г. в связи с поездкой Хафтара в Москву помощник госсекретаря США Д. Кирби заявил, что всем вооруженным группировкам, включая Ливийскую национальную армию, следует объединиться под гражданским командованием ПНС [23, с. 188]. Забили тревогу военные. Активность России и ее контакты с генералом Х. Хафтаром «могут идти в разрез с интересами США», предупредил членов Сенатского комитета по вооруженным силам на слушаниях 9 марта 2017 г. командующий АФРИКОМ генерал Д. Уолдхаузер [6, с. 9]. В подтверждение Уолдхаузер сослался на доклады разведки, согласно которым Россия «помогает Хафтару в борьбе за контроль над правительством страны и ее нефтяными ресурсами [45]. Россия «не является фактором стабильности и устойчивого развития» в Ливии, утверждали авторы аналитического материала Carnegie Endowment [2].

Примером паталогического неприятия любой самостоятельной активности России на международной арене служат рассуждения Л. Пигмана и К. Ортона на страницах Foreign Policy. Россия, признают они, делает ставку не только на Хафтара. Она ведет переговоры с ПНС, поддерживает план ООН. В целом ее политика в Ливии «гораздо более кооперативна», чем в Сирии. Но вот беда! Политика эта «не в меньшей мере» преследует интересы России. А это уже криминал. Москва ведь хочет установить на Среднем Востоке «полумесяц российского влияния», тогда как, по логике авторов, России на Среднем Востоке делать нечего [36]. Получается, что как бы «кооперативно» Россия себя ни вела, ее политика по самой своей природе «кооперативной» быть не может.

Не отстает Н. Кожанов из Chatham House. Наряду с приведенным выше разумным высказыванием, он упрекает Россию в укреплении связей с Египтом и ОАЭ, в намерении «расколоть Запад», проводя «политику кнута и пряника», где «пряник» - содействие урегулированию, а «кнут» - углубление конфликта. В целом же включение России в «глобальную силовую игру» Кожанов объясняет «смесью амбиций, оппортунизма и антизападных настроений» [46]. Как, спрашивается, можно иметь дело с такой страной?

При обсуждении ситуации в Ливии в Совете Безопасности ООН острой полемики между представителями России и США не возникало.

На заседании Совета Безопасности 17 января 2018 г. представитель США Н. Хейли в очередной раз попыталась снять с США ответственность за вмешательство в Ливии. По ее словам, «организовал революцию» ливийский народ, однако он не смог достичь своих целей, поскольку режим Каддафи «оставил Ливию с ослабленными институтами, которые дали противникам политического процесса, преступным группам и террористам возможность использовать Ливию в своих собственных целях». Каддафи и тут виноват! Представитель РФ В.К. Сафронков поправил коллегу, заметив, что в Ливии «в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН была предпринята военная интервен-

ция с последующим разрушением ливийской государственности, которую в настоящее время пытается воссоздать Организация Объединенных Наций» [48].

9 февраля 2018 г. Д. Трамп еще на год продлил введенное Б. Обамой 25 февраля 2011 г. чрезвычайное положение в отношениях с Ливией, которым предусматривались односторонние санкции против членов семьи М. Каддафи, его сторонников и всех тех, кто «препятствует национальному примирению в Ливии». Мотивировка - ситуация в стране «продолжает создавать угрозу национальной безопасности и внешней политике США» [49].

Подготовка к выборам в Ливии шла непросто. Работа над проектом конституции была завершена, но ее еще предстояло одобрить на референдуме. По вопросам, связанным с проведением референдума, возникли острые разногласия. В выступлении в СБ ООН 21 марта 2018 г. Г. Саламе назвал «главным приоритетом» организацию выборов «до окончания текущего года» [50].

Новые осложнения внесли в ситуацию появившиеся в середине апреля сообщения о заболевании и кончине Х. Хафтара в Париже. Вскоре, однако, выяснилось, что фельдмаршал выезжал в Париж на медобследование. 26 апреля он через Каир возвратился в Бенгази, где ему была устроена торжественная встреча [51].

ЮАР

«ЮАР возникла как один из самых надежных партнеров России в Африке». Её «пригласили в БРИКС», который «Путин старается использовать в качестве противовеса миропорядку, возглавляемому США», говорится в материале Carnegie Endowment. Авторы материала пишут о «давних связях» экс-президента Дж. Зумы с Россией, злорадствуют по поводу разразившегося в ЮАР скандала вокруг соглашения с РФ о строительстве атомных электростанций. Тиражируется лживое утверждение, будто бы В. В. Путин склонил Дж. Зуму к противозаконной сделке о сооружении АЭС на сумму $76 млрд [2]. В действительности 21 сентября 2014 г. между правительствами РФ и ЮАР было подписано рамочное «Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности». В силу оно не вступило [52].

Поссорить ЮАР с Россией не удалось. 16 февраля 2018 г. В.В. Путин в поздравлении С. Рамапосе, сменившему Дж. Зуму на посту президента, выразил готовность к продолжению «конструктивного диалога и совместной работы с новым руководителем ЮАР» [53]. Со своей стороны, С. Рамапоса 20 марта поздравил В.В. Путина с «победой, одержанной подавляющим большинством голосов», и «продемонстрировавшей, что народ Российской Федерации доверяет его лидерству». «Ожидаю дальнейшего укрепления уже существующих политических, экономических и торговых связей между Южно-Африканской Республикой и Российской Федерацией», писал С. Рамапоса [54].

В начале апреля 2018 г. министр обороны ЮАР Носививи Маписа-Нкакула приняла участие в VII Московской конференции по международной безопасности. Состоялись встречи с С.В. Лавровом и С.К. Шойгу. В июле 2018 г. в Йоханнесбурге под председательством ЮАР предстоит провести саммит БРИКС. Ожидается участие президента В. В. Путина.

Другие страны

Конструктивные отношения сложились у России с такими близкими партнерами США как Марокко, Нигерия, Тунис, Эфиопия. Москва не разделяла жесткого курса Вашингтона в отношении правительства Южного Судана, отказывалась поддержать требование американцев о введении эмбарго на поставки этой стране оружия.

Источники

1. National Military Strategy of the United State of America. June 2015. pp. 1-2. www.jcs.mil/portals/36/Documents/Publications/2015_national_military_strategy.pdf (дата обращения 15.07.2015)

2. Stronski P. Sokolsky R. The Return of Global Russia: An Analytical Framework. Carnegie Endowment for International Peace. December 14, 2017. Cornegieendowment.org/2017/ 12/14/returnof-global-russia-analitical-framework.pdf.75003 (дата обращения 25.12.2017)

3. Tillerson Rex W. US-Africa Relations: A New Framework. Remarks. March 6, 2018. George Mason University. Fairfax Virginia. https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/03/279065.htm (дата обращения 15.03.2018)

4. Tillerson Rex W. Press Availability with Djiboutian Foreign Minister Mahamood Ali Youssouf. Djibouti, March 9, 2018. https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/03/279142.htm (дата обращения 19.03.18)

5. National Security Strategy of the United States of America. Seals of the President of the United States. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/nss-final-12-18-2017-09.05.pdf (дата обращения 26.12.2017)

6. AFRICOM Poster Statement. General Woldhouser D. Senate Armed Services Committee. March 9, 2017. pp. 1-2. https://www.africom.mil/media-room/documents/28720/africom-2017-posture-statement (дата обращения 20.03.2017)

7. United States Africa Command. 2018 Posture Statement. General Woldhouser D. House Armed Services Committee. March 6, 2018 рр. 3-4. https://www.africom.mil/about-command/2018-posture-statement-to-congress (дата обращения 16.03.2018)

8. Ten Conflicts to Watch in 2018. Mally R. Foreign Policy. January 2, 2018. foreignpolicy.com/ 2018/01/02/10-conflicts-to-watch-in-2018 (дата обращения 20.01.2018)

9. Senior State Department Officials Previewing Secretary Tillerson's Travel to the Continent of Africa. Special Briefing. Via Teleconference. March 2, 2018. https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/ 2018/03/278998.htm (дата обращения 22.03.2018)

10. ИТАР-ТАСС. 27.02.2018. Политика: США-Россия-Госдеп-Санкции (ITAR-TASS. 27.02.2018. Policy: USA-Russia-State Department-Sanctions).

11. Абрамова И.О., Фитуни Л. Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 9. с. 24-35.

12. Абрамова И.О. Африканское турне С.В. Лаврова: новые вызовы и перспективы российско-африканского сотрудничества. Азия и Африка сегодня. 2018. № 5. С. 2-10. DOI: 10.7868/S032150751805001X

13. ИТАР-ТАСС. 2.03.2018. Политика: МИД-Африка-Визит-1 (ITAR-TASS. 2.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Africa-Visit-1).

14. ИТАР-ТАСС. 5.03.2018. Политика: МИД-Африка-Саммит-Интерес (ITAR-TASS. 5.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Africa-Summit-Interest).

15. ИТАР-ТАСС. 9.03.2018. Политика: МИД-Эфиопия-Визит (ITAR-TASS. 9.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Ethiopia-Visit).

16. ИТАР-ТАСС. 8.03.2018. Политика: МИД-США-Вмешательство (ITAR-TASS. 8.03.2018. Policy: Foreign Ministry-USA-Interference).

17. ИТАР-ТАСС. 7.03.2018. Экономика: Мозамбик-Роснефть-Эксонмобил-2 (ITAR-TASS. 7.03.2018. Economy: Mozambique-Rosneft-Exxon Mobil-2).

18. ИТАР-ТАСС. 7.03.2018. Политика: МИД-Мозамбик-Визит-Итоги (ITAR-TASS. 7.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Mozambique-Visit-Results).

19. US and Russia in Africa: Trade and Security Interests. Vines A. Chatham House. March 9, 2018. www.dw.com/en/us-and-security-interests/a-4291228/ (дата обращения 20.03.2018)

20. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М. Цен-трполиграф. 2018. 670 с. ISBN 978-5-227-07511-6.

21. Владимир Путин в Каире провел переговоры с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси. https://www. 1 .tv/news/2017-12-11/3 37709-vladimir_putin_v_kaire_provel_peregovory_s_ presidentom_egipta_abdelem_fattahom_as_sisi (дата обращения 25.12.2017)

22. ИТАР-ТАСС. 7.03.2018. Экономика: Египет-Россия-Промзона-2 (ITAR-TASS. 7.03.2018. Economy: Egypt-Russia-Industrial Zone-2).

23. ИТАР-ТАСС. 3.03.2018. Экономика: Египет-Россия-Товарооборот (ITAR-TASS. 3.03.2018. Economy: Egypt-Russia-Trade turnover).

24. ИТАР-ТАСС. 16.02.2018. Политика: МИД-Мюнхен-Египет-Встреча (ITAR-TASS. 16.02.2018. Policy: Foreign Ministry-Munich-Egypt-Meeting).

25. Урнов А.Ю. США - Африка: политика администрации Б. Обамы. 2015-2016 годы. Хроника событий. М. ИАфр РАН. 2017. 366 с. ISBN 978-5-91298-195-1.

26. Президент Египта поздравил Путина с победой на выборах 21 марта 2018 г. TASS.ru/politica/5054097 (дата обращения 25.03.2018)

27. Kerry J. Remarks with Egyptian Foreign Minister Samech Hassan Shoukri. Washington. February 9, 2016. https://www.state.gov/secretary/remarks/2016/02/252285.htm (дата обращения 10.03.2016)

28. Kerry J. Remarks with Egyptian Minister Samech Hassan Shoukri. Washington. March 30, 2016. https://www.state.gov/secretary/remarks/2016/03/255349.htm (дата обращения 10.04.2016)

29. ИТАР-ТАСС. 22.08.2017. Безопасность: США-Египет-Помощь-Оборона-1 (ITAR-TASS. 22.08.2017. Security: USA-Egypt-Assistence-Defence-1).

30. Tillerson Rex W. Press Availability with Egyptian Foreign Minister Samech Shoukry. Cairo, Egypt. February 12, 2018. https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/02/278210.htm (дата обращения 20.02.2018)

31. ИТАР-ТАСС. 4.03.2018. Политика: Египет-США-Президенты-Разговор (ITAR-TASS. 4.03.2018. Policy: Egypt-USA-Presidents-Talk).

32. Department of State. Congressional Budget Justification. Foreign Operations and Related Programs. Financial Year 2019. February 12, 2018. https://www.state.gov/documents/organization/ 277155.pdf (дата обращения 18.02.2018)

33. ИТАР-ТАСС 2.04.2018. Политика: Египет-Выборы-Президент-Итоги-2 (ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-Elections-President-Results-2).

34. ИТАР-ТАСС. 2.04.2018. Политика: Египет-Россия-Президент-Разговор (ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-Russia-President-Talk).

35. ИТАР-ТАСС. 2.04.2018. Политика: Египет-США-Президент-Поздравления (ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-USA-President-Congratulations).

36. Pigman L. Orton K. Inside Putin's Libya Power Play. Foreign Policy. September 14, 2017. foreignpolicy.com/2017/09/14/inside-putins-libyan-power-play (дата обращения 3.10.2017)

37. Libyan Political Agreement as Signed on 17 December 2015. Governing Principles. Point 1, Point 10. https://unsmil.unmissions.org/sites/default/files/Libyan%20Political%20Agreement%20-%20ENG%20.pdf (дата обращения 25.02.2016)

38. Statement of the UN Security Council Chairman S/PRST/2017/19 10 October 2017 (дата обращения 20.10.2017)

39. СБ ООН одобрил план урегулирования кризиса в Ливии 10 октября 2017. tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4634331 (дата обращения 23.10.2017)

40. ИТАР-ТАСС. 25.12.2017. Политика: Ливия-Выборы-Избирком (ITAR-TASS. 25.12.2017. Policy: Libya-Elections-Electoral Committee).

41. Хафтар, Халифа. https://ru/wikipedia.org/wiki/Хафтар_Халифа (дата обращения 1.03.2018)

42. ИТАР-ТАСС. 17.12.2017. Безопасность: Ливия-Армия-Командующий (ITAR-TASS. 17.12.2017. Security: Libya-Army-Commander).

43. ИТАР-ТАСС. 8.01.2018. Безопасность: Ливия-Армия-Глава (ITAR-TASS. 8.01.2018. Security: Libya-Army-Head).

44. Our Man in Bengasi. Washington Times. January 31, 2018. https://www.washington times.com/news/2018/jan/31/what-donald-trump-must-affirm-us-support-to-the-li/ (дата обращения 10.02.2018)

45. As Trump Wavers on Libya, an ISIS Heaven, Russia Presses on. New York Times. February 7, 2018. Beacher J., Schmith E. https://www.nytimes.com/2018/02/07/world/africa/trump-libya-policy-russia.htm (дата обращения 25.02.2018)

46. Moscow's Presence in Libya is a Challenge for the West. Kozhanov N. Chatham House. March 30, 2017. https://www.chathamhouse.org/expect/comment/moscow-presence-libya-challenge-west (дата обращения 15.04.2018)

47. О переговорах министра иностранных дел России С.В. Лаврова с министром иностранных дел Правительства национального согласия Ливии Мухаммедом Сиялой. Сообщение для СМИ 12.12.2017. www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya-s-uchastiem-ministra7/asset_publisher/xk1 BhB2bujd3/ content/id/2986273 (дата обращения 22.12.2017)

48. UN Security Council Meeting S/PV.8159 17 January 2018 pp. 18/29, 25/29 (дата обращения 25.01.2018)

49. Trump Extends Obama Imposed Sanctions Against Libya. UPI. February 9, 2018. https://www.upi.com/top-news/world-news/2018/02/09/Trump-extends-Obama-imposed-sanctions-against-Libya/85615182020561 (дата обращения 23.02.2018)

50. UN Security Council Meeting S/PV.8211 21 March 2018. pр.31-13 (дата обращения 29.03.2018)

51. Libyan General returns to Benghazi after death rumours. The Guardian 27 April 2018. https://www.theguardian.com/world/2018/apr.27/libyan-general-khaifa-haftar-returns-to-benghazi-after-death-rumours (дата обращения 3.05.2018)

52. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством ЮжноАфриканской Республики о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности. Вена. 21 сентября 2014 г. www.mid.ru/foreign-policy/international_contract/2_contract-/storage/-viwer/bilateral-page-44/44110 (дата обращения 31.03.2018)

53. ИТАР-ТАСС. 16.02.2018 Политика: Президент-ЮАР-Поздравление-1 (ITAR-TASS. 16.02.2018. Policy: President-SAR-Congratulation-1).

54. SA President Ramaphosa Congratulates Russia's Putin on Election Victory. https://weeklyxpose.co.za/2018/03/20/sa-president-ramaphosa-congratulates-russia's-putin-election-victory (дата обращения 25.03.2018)

RUSSIAN-AFRICAN RELATIONS AND THE US FACTOR IN 2015-2018

© 2018 Andrey Urnov

URNOV Andrey Yu., Dr.Sc. (History), Principal Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 123001, Moscow, Spiridonovka st. 30/1, Russian Federation, e-mail: aurnov@yandex.ru

Abstract. This article is an attempt to trace the impact of the US factor on the Russian African relations during the last years of B. Obama 's administration rule and at the initial stage of D. Trump presidency (2015-2018). The comparative assessment of Moscow and Washington African policy is made. The author demonstrates distinctions and continuity in the activities of the two US administrations in Africa.

D. Trump has not included Africa in the list of his foreign policy priorities. Washington however has no intention to withdraw from the Black continent. There, as everywhere, "the American leadership " remains the invariable aim.

In the 21th century, the Russia Federation policy in Africa has become much more active. Guided by the concept of multipolar world and in view of its current potential, economic in particular, Moscow has no intention to compete with the USA and other foreign actors for the overwhelming influence in Africa. Its tasks are pragmatic and realistic.

In Africa, as globally, the US policy towards Russia is hostile. However the author is of the opinion that Washington does not consider Russia as a serious threaten for its positions and plans in Africa. The new National security strategy of the United States of America approved in December 2018 is full of antirussian outbursts, but in a section, dealing with the US priorities in Africa, Russia is not mentioned. The main American enemies there are international terrorists and China. Hence, no tough confrontation between the two parties - so far. Therefore rivalry there is confined to competition.

The article is focused on visits in March 2018 of the Russian foreign minister S. Lavrov to Angola, Namibia, Mozambique, Zimbabwe and Ethiopia and of then US Secretary of State R.Tillerson to Djibouti, Ethiopia, Kenya, Chad and Nigeria. The situation around some most sensitive US-Russia points of intersection in Africa - such as Egypt, Libya and South Africa Republic - is analyzed.

The development of Cairo's bilateral relations with Washington and Moscow is reviewed. It is noted that cooperation between Russia and Egypt is of mutual benefit and that the two countries need each other. But of this cooperation has its limits as the USA remains the main foreign partner of Egypt.

The conclusion is that Russia has taken a course for a gradual restoration of its positions in Libya after the overthrow of M. Kaddafi. Moscow 's contribution to the settlement of the political crisis in the country is explored. Constructive contacts have been established with all major participants of this process. Special attention is paid to the National Libyan Army Commander, Field-Marshal H. Haftar. The United States preferences the head of the Government of national accord F. Sarraj.

The attempts to interfere into Russia - South Africa using the resignation of president J. Zuma who firmly stood for friendship with Moscow have failed. The new president S. Ramaphosa has confirmed the policy of strong bilateral cooperation.

Keywords: USA, US President Administration, Russian Federation, Africa, African policy, Russian-African relations, Bilateral relations, Egypt, Libya, South Africa

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-3-22

References

Abramova I.O. Afrikanskoye turne S.V. Lavrova: novyye vyzovy i perspektivy rossiysko-afrikanskogo sotrudnichestva (Lavrov's African tour: New Challenges and Prospects of Russian-

African Cooperation) Aziya i Afrika segodnya (Asia and Africa Today) 2018. № 5. pp. 2-10 DOI: 10.7868/S032150751805001X

Abramova I.O., Fituni L.L. Potentsial afrikanskogo kontinenta v strategii razvitiya rossiyskoy ekonomiki (Potential of the African continent in the development strategy of the Russian economy). Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya (World Economy and International Relations).

2017. v. 61. № 9, pp. 24-35.

AFRICOM Poster Statement. General Woldhouser D. Senate Armed Services Committee. March 9, 2017. pp. 1-2. https://www.africom.mil/media-room/documents/28720/africom-2017-posture-statement (accessed 20.03.2017)

As Trump Wavers on Libya, an ISIS Heaven, Russia Presses on. New York Times. February 7,

2018. Beacher J. Schmith E. https://www.nytimes.com/2018/02/07/world/africa/trump-libya-policy-russia.htm (accessed 25.02.2018)

Department of State. Congressional Budget Justification. Foreign Operations and Related Programs. Financial Year 2019. February 12, 2018. https://www.state.gov/documents/organization/ 277155.pdf (accessed 18.02.2018)

Haftar Halifa (Haftar Halifa). https://ru/wikipedia.org/wiki/Xa$Tap_XanH$a (accessed 1.03.2018)

ITAR-TASS. 22.08.2017. Security: USA-Egypt-Assistence-Defence-1.

ITAR-TASS. 17.12.2017. Security: Libya-Army-Commander.

ITAR-TASS. 25.12.2017. Policy: Libya-Elections-Electoral Committee.

ITAR-TASS. 8.01.2018. Security: Libya-Army-Head.

ITAR-TASS. 16.02.2018. Policy: Foreign Ministry-Munich-Egypt-Meeting.

ITAR-TASS. 16.02.2018. Policy: President-SAR-Congratulation-1.

ITAR-TASS. 27.02.2018. Policy: USA-Russia-State Department-Sanctions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ITAR-TASS. 2.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Africa-Visit-1.

ITAR-TASS. 3.03.2018. Economy: Egypt-Russia-Trade turnover.

ITAR-TASS. 4.03.2018. Policy: Egypt-USA-Presidents-Talk.

ITAR-TASS. 5.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Africa-Summit-Interest.

ITAR-TASS. 7.03.2018. Economy: Mozambique-Rosneft-Exxon Mobil-2.

ITAR-TASS. 7.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Mozambique-Visit-Results.

ITAR-TASS. 7.03.2018. Economy: Egypt-Russia-Industrial Zone-2.

ITAR-TASS. 7.03.2018. Policy: SAR-Opposition-Energy.

ITAR-TASS. 8.03.2018. Policy: Foreign Ministry-USA-Interference.

ITAR-TASS. 9.03.2018. Policy: Foreign Ministry-Ethiopia-Visit.

ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-Elections-President-Results-2.

ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-Russia-President-Talk.

ITAR-TASS. 2.04.2018. Policy: Egypt-USA-President-Congratulations.

Kerry J. Remarks with Egyptian Foreign Minister Samech Hassan Shoukri. Washington. February 9,

2016. https://www.state.gov/secretary/remarks/2016/02/252285.htm (accessed 10.03.2016)

Kerry J. Remarks with Egyptian Minister Samech Hassan Shoukri. Washington. March 30, 2016. https://www.state .gov/secretary/remarks/2016/03/255349.htm (accessed 10.04.2016)

Libyan General returns to Benghazi after death rumours. The Guardian 27 April 2018. https://www.theguardian.com/world/2018/apr.27/libyan-general-khaifa-haftar-returns-to-benghazi-after-death-rumours (accessed 3.05.2018)

Libyan Political Agreement as Signed on 17 December 2015. Governing Principles. Point 1, Point 10. https://unsmil.unmissions.org/sites/default/files/Libyan%20Political%20Agreement%20-%20ENG%20.pdf (accessed 25.02.2016)

Moscow's Presence in Libya is a Challenge for the West. Kozhanov N. Chatham House. March 30,

2017. https://www.chathamhouse.org/expect/comment/moscow-presence-libya-challenge-west (accessed 15.04.2018)

National Military Strategy of the United State of America. June 2015. pp. 1, 2. www.jcs.mil/ portals/3 6/Documents/Publications/2015_national_military_strategy.pdf (accessed 15.07.2015)

National Security Strategy of the United States of America. Seals of the President of the United States. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/nss-final-12-18-2017-09.05.pdf (accessed 26.12.2017)

O peregovorah ministra inostrannnyh del Rossii S.V. Lavrova s ministrom inostrannyh del Pravitel'stva nacional'nogo soglasija Livii Muhammedom Sialoj. Soobshhenie dlja SMI. (On negotiations of the Russian foreign minister S.V.Lavrov with the foreign minister of the Government of national accord of Libya Muhammed Siyala) 12.12.2017. www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya-s-uchastiem-ministra//asset_publisher/xk1BhB2bujd3/content/id/2986273 (accessed 22.12.2017)

Our Man in Bengasi. Washington Times. January 31, 2018. https://www.washington times.com/news/2018/jan/31/what-donald-trump-must-affirm-us-support-to-the-li/ (accessed

10.02.2018)

Prezident Egipta pozdrayil Putina s pobedoj na vyborah 21.03.2018 (President of Egypt congratulated Putin on his electoral victory). TASS.ru/politica/5054097 (accessed 25.03.2018)

Pigman L., Orton K. Inside Putin's Libya Power Play. Foreign Policy. September 14, 2017 -foreignpolicy.com/2017/09/14/inside-putins-libyan-power-play (accessed 3.10.2017)

Stronski P., Sokolsky R. The Return of Global Russia: An Analytical Framework. Carnegie Endowment for International Peace. December 14, 2017. Cornegieendowment.org/2017/ 12/14/returnof-global-russia-analitical-framework.pdf.75003 (accessed 25.12.2017)

SA President Ramaphosa Congratulates Russia's Putin on Election Victory. https://weeklyxpose. co.za/2018/03/20/sa-president-ramaphosa-congratulates-russia's-putin-election-victory (accessed 25.03.2018)

SB OON odobril plan uregulirovanija krizisa v Livii 10 oktjabrja 2017 (UN SC approved the Plan of Settlement of Libyan Crisis 10 October 2017). tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4634331 (accessed 23.10.2017)

Soglashenie mezdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom JUzhno-Africanskoj Respubliki o strategicheskom partnerstve i sotrudnichestve v oblasti atomnoj jenergetiki i promyshlennosti. Sentjabr' 21, 2014 (Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the South African Republic on Strategical Partnership and Cooperation in the Field of Atomic Energy and Industry. Vienna. September 21, 2014). www.mid.ru/foreign-policy/international_contract/2_contract-/storage/-viewer/bilateral/page-44/44110 (accessed 31.03.2018) Senior State Department Officials Previewing Secretary Tillerson's Travel to the Continent of Africa. Special Briefing. Via Teleconference. March 2, 2018. https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/ 2018/03/278998.htm (accessed 22.03.2018)

Statement of the UN Security Council Chairman S/PRST/2017/19 10 October 2017 (accessed

20.10.2017)

Ten Conflicts to Watch in 2018. Mally R. Foreign Policy. January 2, 2018. foreignpolicy.com/ 2018/01/02/10-conflicts-to-watch-in-2018 (accessed 20.01.2018)

Tillerson Rex W. Press Availability with Egyptian Foreign Minister Samech Shoukry. Cairo, Egypt. February 12, 2018. https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/02/278210.htm (accessed

20.02.2018)

Tillerson Rex W. US-Africa Relations: A New Framework. Remarks. March 6, 2018. George Mason University. Fairfax Virginia - https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/03/279065.htm (accessed 15.03.2018)

Tillerson Rex W. Press Availability with Djiboutian Foreign Minister Mahamood Ali Youssouf. Djibouti, March 9, 2018. https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/03/279142.htm (accessed 19.03.18)

Trump Extends Obama Imposed Sanctions against Libya. UPI. February 9, 2018. https://www.upi.com/top-news/world-news/2018/02/09/Trump-extends-Obama-imposed-sanctions-against-Libya/85615182020561 (accessed 23.02.2018)

UN Security Council Meeting S/PV.8159 17 January 2018 pp. 18/29, 25/29 (accessed 25.01.2018)

UN Security Council Meeting S/PV.8211 21 March 2018 p.31/13 (accessed 29.03.2018) United States Africa Command. 2018 Posture Statement. General Woldhouser D. House Armed Services Committee. March 6, 2018 pp. 3-4. https://www.africom.mil/about-command/2018-posture-statement-to-congress (accessed 16.03.2018)

Urnov A.Ju. SShA-Afrika: Politika administracii prezidenta B. Obamy 2015-2016. Hronika sobytij (USA-Africa: Policy of President B. Obama Administration. Chronicle of Events) Moskva. IAfr RAN 2017. 286 pp. ISBN 978-5-91298-195.1.

US and Russia in Africa: Trade and Security Interests. Vines A. Chatham House. March 9, 2018. www.dw.com/en/us-and-security-interests/a-4291228/ (accessed 20.03.2018)

Vasil'ev Aleksej Ot Lenina do Putina Rossija na Blizhnem i Srednem Vostoke (From Lenin to Putin. Russia on the Near and Middle East) Moscow. Centrpoligraf. 2018. 413 pp. ISBN 978-5-22707511-6.

Vladimir Putin v Kaire provel peregovory s prezidentom Egipta Abdelem Fattahom as-Sisi (Vladimir Putin in Cairo had negotiations with Egyptian President Abdel Fattah as-Sisi).

https://www.Ltv/news/2017-12-11/337709-vladimir_putin_v_kaire_provel _ egipta_ abdelem_ _peregovory_s_presidentom fattahom_as_sisi (accessed 25.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.