POLITICAL SCIENCES
ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ УРЕГУЛИРОВАНИ КОНФЛИКТА В ЛИВИИ
Хлопов О.А.
кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований факультета зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),
Москва
US POLICY TOWARD THE RESOLUTION OF THE CONFLICT IN LIBYA
Khlopov O.
PhD in Political Science, Associate Professor, Department of American Studies Faculty of International Relations and Foreign Area Studies Russian State University for Humanities (RSUH), Moscow
Аннотация
В статье выявляются особенности развития гражданской войны в Ливии после свержения М.Каддафи и позиция и политика США в отношении урегулировании ливийского конфликта. При оценке вероятного сценария развития процесса примирения автором дан анализ основных событий и причин вмешательства США в ливийский конфликт. В заключении делается вывод, о том, что действия США говорят о возможности положительного изменения политической обстановки в Ливии, но остаются вопросы относительно характера партнерства США с разными ливийскими группами, объема помощи, степени сотрудничества или конфронтации с другими внешними силами, стремящимися влиять на развитие событий в Ливии.
Abstract
The article reveals the reasons and the developments of the civil war in Libya after the overthrow of M. Gaddafi and the position and policy of the United States towards the future of Libya. In assessing the possible scenario for the development of the reconciliation process, the author analyzes the main events and causes of US intervention in the Libyan conflict. In conclusion, the author argues that the US actions indicate to the positive change in the political situation in Libya, but some questions still remain regarding the nature of the US partnership with various Libyan groups, the amount of assistance, the degree of cooperation or confrontation with other external forces seeking to influence the development of events in Libya.
Ключевые слова: вооруженный конфликт, военная интервенция, примирение, переговоры, коалиционное правительство, Ливия, США, ООН.
Keywords: armed conflict, reconciliation, military intervention, negotiations, coalition government, Libya, USA, UN.
После свержения 40-летнего правления ливийского лидера Муаммара Каддафи в результате военной интервенции и государственного переворота в 2011 г. временные власти Ливии оказались неспособны сформировать стабильное правительство, решить проблемы безопасности, изменить финансы страны и создать жизнеспособную основу для постконфликтного примирения. Отсутствие единой власть распространялось по мере того, как местные вооруженные группировки боролись за влияние и ресурсы.
Ополченцы, местные лидеры и коалиции национальных деятелей с конкурирующими иностранными государствами остаются наиболее могущественными арбитрами во внутренней политике Ливии. Атмосфера упорного беззакония позволила ополченцам, исламистским террористические группы действовать безнаказанно, в то время как продолжающийся конфликт ставит под угрозу права и безопасность гражданских лиц, включали
вопросы государственного управления, национальные финансы и контроль над нефтяной инфраструктурой.
Главными причинами гражданской войны в Ливии, которая началась в 2014 г., являются действия руководства страны после смерти Каддафи. В период между провозглашением нового правительства и выступлением генерала Хафтара в стране периодически происходили вооруженные действия. При этом главную роль играли преимущественно внутренние факторы, а не внешние (влияние иностранных государств), как это было в период «первой» гражданской войны 2011 г.
Попытки стабилизировать политическую обстановку в 2015 г. при помощи Схиратского соглашения по условиям которого формировались Президентский совет и правительство национального согласия (ПНС), не увенчались успехом [1].
После серии конфликтов в 2014 г. переходные институты страны распались. Правительство национального согласия (ПНС), базирующееся в столице страны Триполи, пришло к власти в соответствии с Ливийским политическим соглашением 2015 г. при посредничестве ООН. Лидеры Палаты представителей, избранные в 2014 г., отказались одобрить деятельность ПНС, и вместе с конкурирующим временным правительством, базирующимся в восточной Ливии, бросили вызов авторитету ПНС с помощью поддержка со стороны движения Ливийской национальной армии/ Ливийских арабских вооруженных сил (ЛНА) (Libyan National Army/Libyan Arab Armed Forces) - коалиция вооруженных групп во главе с военным офицером времен Каддафи Халифой Хафтаром. Они стали проводить боевые операции против исламистских группировок в восточной Ливии с 2014 по 2019 гг. и ослабили посреднические усилия ООН, начав внезапное наступление в апреле 2019 г., пытаясь вырвать контроль над Триполи у ПНС и местных ополченцев.
Таким образом, десять лет спустя после смещения лидер Ливии Муаммар Каддафи в 2011 г, Ливия все еще не перешла к стабильной системе управления. Ополченцы, местные лидеры и коалиции национальных деятелей при поддержке конкурирующих иностранных стран остаются самыми влиятельными арбитрами в государственных делах.
Конфликт в Ливии возобновился в апреле 2019 г., когда коалиция вооруженных групп во главе с военным перебежчиком времен Каддафи Халифа Хафтар, лидер Ливийской национальной армии (ЛНА) заручился поддержкой России, Объединенных Арабских Эмираты и Египтом, пытаются захватить столицу Триполи временного правительства национального согласия (ПНС) и местные ополченцы [2]. При поддержке турецких военных ПНС и западные ливийские ополченцы вынудили ЛНА уйти.
С тех пор Ливия осталась разделенной, с противостоящими силами разделены линией контроля к западу от Сирта. С апреля 2019 г. по декабрь 2020 г. идут бои между силами ЛНА, сторонники ПНС и ополченцами, которые выступают против ЛНА, убиты более 500 мирных жителей и более 200 000 перемещенных лиц, согласно оценкам Организации Объединенных Наций (ООН).
С апреля 2019 г. в результате боевых действий погибло более 2600 ливийцев (в том числе сотни мирных жителей), а боевые действия в июне 2020 г. привели к перемещению почти 28000 человек в западных и центральных районах. Больше, чем 650 000 иностранных мигрантов также находятся в Ливии и остаются уязвимыми. В 2020 г. официальные лица США и ООН осудили новые поставки оружия в Ливию и призвали к прекращению огня по гуманитарным соображениям, чтобы позволить ливийцам справиться с угрозами пандемия коронавирус-ной болезни (COVID-19).
В марте 2020 г. официальные лица США призвали ливийцев прекратить боевые действия, уве-
личить государственные финансы, и уделять приоритетное внимание поддержке системы здравоохранения перед лицом пандемии СОУ[Э-19. После посещения Ливии в июне 2020 г, посол Ричард Норланд и командующий африканским командованием США генерал Стивен Таунсенд сообщили официальным лицам ПНС, что всем сторонам необходимо вернуться к возглавляемым ООН переговорам о прекращении огня и политическим переговорам. Дипломаты США взаимодействуют с ливийцами и следят за выполнением программы помощи США через Внешнее бюро Ливии, которое находится в посольстве США в Тунисе. Конгресс выделил финансирование на поддержку переходного периода, стабилизацию, помощь в области безопасности и гуманитарные программы для Ливии с 2011 г. и рассматривает предложения о дополнительной помощи.
Боевики в западной Ливии сплотились, чтобы остановить продвижение ЛНА, и заручились военной поддержкой Турции, чтобы заставить бойцов ЛНА и иностранных наемников покинуть северо-запад Ливии в мае и июне 2020 г. Боевые действия безрезультатно продолжаются недалеко от прибрежного города Сирт и авиабазы Аль-Джуфра в центральной Ливии, несмотря на многосторонние требования о прекращении огня Турция заявила о своей поддержке дальнейших достижений ПНС, а Египет предупредил, что вмешается, если его лидеры придут к выводу, что интересы Египта находятся под угрозой. Силы ЛНА контролируют восточную Ливию и ключевую нефтедобывающую и экспортную инфраструктуру напрямую или через союзников. Они и их сторонники продолжают бороться за влияние и контроль в юго-западной части страны.
Иностранные игроки, в том числе партнеры США в Европе и на Ближнем Востоке, давно разошлись во мнениях по поводу ливийского конфликта, и несколько стран увеличили военную помощь воюющим сторонам с апреля 2019 г. в нарушение эмбарго ООН на поставки оружия. По словам официальных лиц США, Египет и Объединенные Арабские Эмираты вооружают ЛНА. Динамика конфликта со временем изменилась из-за поставок оружия обеим сторонам, присутствия частных подрядчиков, а также сирийских и других иностранных боевиков. На 2020 г. поддержку Палате представителей в лице Акилы Салиха Исы и Халифы Хафтара оказывали Египет, Россия, ОАЭ, и в меньшей степени Франция и Иордания, в то время как, за официально признанным ООН ПНС стоит Турция, Катар, Италия и США [3].
Центральной фигурой военного переворота 2014 г. является «сын Каддафи» Халифа Белкасим Хафтар, ведь волнения в стране начались именно с его февральского выступления. Фельдмаршал Ливийской национальной армии (звание было присвоено ему в дальнейшем Палатой едставителей) был одним из ближайших соратников Каддафи на протяжении многих лет, но с конца 1980-х гг. превратился в его врага. Долгое время Хафтар жил в США, и не раз предпринимал попытки свержения
бывшего лидера [4]. Он вернулся на родину во время кризиса в 2011 г., командовал отрядом повстанцев в Киренаике
Хафтар заслужил доверие и благосклонность людей, особенно жителей Бенгази, через борьбу с исламистскими боевиками. На его счету освобождение главного города восточной провинции, а также крупнейших нефтяных скважин от «Ансар аш-Шарии». Несмотря на «тесные» взаимоотношения Халифы Хафтара и США на протяжении долгого времени, Вашингтон не предоставлял поддержку ему и Палате представителей. Причиной вооруженного вмешательства в ноябре 2015 г. с их стороны являлось намерение покончить с присутствием ИГИЛ (запрещенная в России) в Ливии, которое угрожало безопасности в регионе [5]. Риск распространения исламистских организаций в соседних странах, а также миграционный кризис, с которым столкнулась Европа, явились одной из причин для вмешательства США в дела Ливии. Администрация президента Д.Трамп продолжила антитеррористическую политику своего предшественника в регионе [6].
Авиаудары АФРИКОМ (Африканское командование вооружённых сил США) по ИГИЛ в ходе операции «Молния Одиссея», которая проводилась с августа по декабрь 2016 г., наносились практически без перерывов, что позволило войскам ПНС освободить подконтрольный террористам город Сирт [7].
В марте 2018 г. атаке подверглась также база организации «Аль-Каида в Исламском Магрибе», ранее известная как «Салафитская группа проповеди и джихада» [8].
Соединенные Штаты ранее в целом выражали поддержку многосторонним инициативам по поощрению компромисса и консенсуса между двумя правительствами, хотя они имели либо только временный успех, либо не имели вовсе [9]. Однако некоторые эксперты говорят об их «содействии» эскалации. Карим Мезран, старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока им. Рафика Харири при Атлантическом Совете уверен, что Соединенные Штаты имели возможности убедить других внешних игроков региона, вовлеченных в конфликт, отказаться от поддержки двух сторон, тем самым предотвратить ухудшение ситуацию в Ливии и добиться консенсуса еще у истоков войны.
В апреле 2019 г. Хафтар начало неожиданную военную кампанию в западной Ливии, стремясь вырвать контроль над Триполи у ПНС и местных ополченцев. Нападение ЛНА на столицу началось накануне запланированной ООН конференции Национального диалога, целью которой было наметить новый курс для урегулирования политических разногласий, экономических проблем, а также разработка мер безопасности страны. На фоне эскалации конфликта США приняли решение вывести свои войска из Ливии, предоставить возможность Турции, ОАЭ и ряду других стран усиливать напряжение в государстве [10].
С 2020 г. появились новые многосторонние дипломатические инициативы, направленные на прекращение огня между воюющими ливийскими группами, уменьшение иностранное вмешательство и возобновление процесса политического примирения.
На встрече в Берлине в январе 2020 г, ливийские соперники и иностранные державы согласовали повестку дня из 55 пунктов, включая создание Объединенного военного Кмиттта (или «5 + 5» из е десяти членов), чтобы проконсультироваться об условиях прекращения огня.
После поддержки ООН в результате переговоров удалось в октябре 2020 г. установить временный, 90-дневное прекращение огня, созвать ливийский форум политического диалога (ФПДФ) с 75 участниками для перезапуска сорванного процесса переходного периода. Соглашение о прекращении огня, подписанное в октябре 2020 г., призывало к отъезду наемников и иностранных боевиков наряду с приостановкой деятельности иностранных военных инструкторов.
На встрече под эгидой ООН члены форума согласились, что в Ливии состоится конституционный референдум до национальных парламентских выборов, назначенных на 24 декабря 2021 г. (70-летие Ливийской независимость), а также приняли правила для выбора временного исполнительного органа для управления страной до выборов. Администрация США Д.Байдена уже выступила с поддержкой соблюдение режима прекращения огня и подтвердила обязательства прежней администрации оказать содействие в подготовке к запланированным выборам.
По оценкам ООН, около 1,2 миллиона ливийцев в 2021 г. потребуется гуманитарная помощь в той или иной форме. Последние данные ООН выявили более 574000 иностранных мигрантов, более 316 000 вынужденных переселенцев, и почти 44 000 беженцев в Ливии. Мигранты остаются особенно уязвимы для вымогательств и других злоупотреблений.
В декабре 2020 г. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш рекомендовал Совету Безопасности внести поправки в Мандат миссии ООН в Ливии (МООНПЛ), включая механизм мониторинга наблюдения за прекращением огня. По словам Генерального секретаря, ливийские стороны «сообщили о своей твердой позиции о недопустимости развертывания каких-либо иностранных сил, включая военнослужащих миротворцев ООН на территории Ливии».
Ливия имеет крупнейшие доказанные запасы сырой нефти в Африке, но вооруженный конфликт и запущенная инфраструктура угрожают деятельности энергетического сектора. По состоянию на февраль 2021 г. Ливия добывала более 1 млн. баррелей нефти в сутки, что ниже на 1,4 млн. баррелей в сутки, чем в 2011 г. Доходы от нефти начисляются на счет Национальной нефтяной корпорации в соответствии с соглашением, подписанным при посредничестве ООН. С 2011 г. государственный долг увеличился, а валютные резервы сократились.
Миллионы ливийских домохозяйств зависят от занятости в государственном секторе и субсидии, которые идут из государственных расходов.
В течение многих лет дипломаты и официальные лица США подчеркивали необходимость политического решения конфликтов в Ливии, но не убедили и не принуждали ливийцев и их различных покровителей, чтобы не вмешиваться в конфронтацию. Дипломаты США в июле 2020 г. заявили, что США «противодействуют всем иностранным вмешательство», при этом взаимодействуя со всеми сторонами в «активном нейтралитете». Официальные лица США поддерживают переговорные процессы, проводимые МООНПЛ, и призвали всех стороны в Ливии и правительства других стран, чтобы поддержать решения, принятые на соблюдения перемирия и поиск согласия.
США определяют борьбу с терроризмом как главный приоритет. Военные США поддержали дипломатические инициативы США и отслеживают деятельность российских специалистов и передвижение военной техники в Ливии в 2020 г. США наносят периодические точечные удары против террористических целей в Ливии. По данным МООНПЛ, по состоянию на 2021 г. боевики Аль-Каиды и ИГИЛ (организации, запрещенные в России) были «оперативно ослаблены», но их присутствие в Ливии остается угрозой.
Совет Безопасности ООН ввел санкции в отношении лиц, ответственных за угрозу «мира, стабильности или безопасности Ливии», которые создают препятствия или подрывают «успешное завершение политической переходного периода», или поддерживают других, кто так поступает. Параллельно с этими мерами ООН, США ввели санкции против тех, кто угрожает миру в Ливии. Конгресс с 2011 г. выделяет финансирование на поддержку переходного периода, стабилизацию, помощь в области безопасности и на гуманитарные программы для Ливии. Конгресс выделил $30 миллионов на 2021 финансовый год на помощь для «стабилизационной помощи Ливии, включая поддержку процессу политической безопасности и охрану границ».
Обострение Гражданской войны несло за собой серьезные последствия для ключевых иностранных игроков в регионе. Необходимо было найти мирное решение вооруженного конфликта общими усилиями. Таким образом, 19 января 2020 г. в Берлине пять постоянных членов Совета Безопасности ООН вместе с остальными представителями правительства взяли на себя совместные обязательства окончательно прекратить конфликт. Основные аспекты соглашения включали призыв к длительному прекращению боевых действий, обещание взаимного соблюдение эмбарго ООН на поставки оружия и набор общих целей постконфликтного управления страной. Лидеры ПНС и ЛНА отказались соблюдать обязательство о прекращении огня и официально не подписали Берлинское коммюнике из 55 пунктов [11].
Посол США Ричард Норланд и командующий AFRICOM генерал Стивен Таунсенд посетили западную Ливию 22 июня 2020 г. для встречи с премьер-министром Сараджем и министром внутренних дел Фатхи Башагой. Они отметили, что всем внешним силам необходимо прекратить подпитку конфликта, соблюдать эмбарго ООН на поставки оружия и выполнять обязательства, определенные на Берлинском саммите, « все стороны должны вернуться к перемирию и политическим переговорам под руководством ООН» [12].
По словам официальных лиц США, первоочередной задачей администрации являлось достижение соглашения о прекращении огня и затем возобновление дискуссии по вопросам безопасности, политики и экономики, включая усилия по уничтожению экстремистских группировок.
В остальном инициативы США были направлены на решение гуманитарных проблем, проблем управления и развития, включая проблемы, связанные со злоупотреблениями в отношении мигрантов, перемещаемых через Ливию, другими нарушениями прав человека и нарушениями права вооруженных конфликтов ливийскими вооруженными группами и иностранными вооруженными силами. По состоянию на февраль 2020 г. правительство США выделило более $550 миллионов на программы помощи Ливии с 2011 г. [11].
После свержения Муаммара Каддафи в 2012 г состоялись парламентские выборы, и был создан кабинет переходного правительства. Однако 2014 референдум по конституции и оспариваемые результаты парламентских выборов привели к возникновению разногласий и разжиганию нового вооруженного конфликта, по сути гражданской воны, и даже американские дипломаты вынуждены были покинуть Ливию. В 2015 г. в результате международного посредничества ООН было сформировано Правительство национального согласия (ПНС). В 2016 г. между парламентом и возникли существенные разногласия, и исламистские силы потерпели поражение в Сирте при военной поддержке США. За последующие годы ливийская национальная армия укрепляет контроль на востоке Ливии, и в 2019 начала наступление на Триполи. В 2020 г. ООН поддержала переговоры о прекращении огня, выбрала представителей для Форума политического диалога (ФПДФ), на котором удалось согласовать дорожную карту на переходный период, с планируемыми выборами в декабре 2021 г. На форуме были избраны члены временного исполнительного комитета и утвержден кабинет правительства национального единства [13].
Причиной консенсуса между сторонами стал многообещающий Форум политического диалога Ливии (ФПДЛ), спонсируемый Миссией ООН по поддержке в Ливии, который прошел в Тунисе. Целью ФПДЛ было «достижение согласованности в отношении единой системы управления и договоренностей, которые приведут к проведению национальных выборов в кратчайшие сроки с целью восстановления суверенитета Ливии и демократической легитимности ливийских институтов» [14].
Форум политического диалога в Ливии представил возможность разработать настоящую основу для разрешения споров, а также для определения путей развития внутренней политики, способствующей объединению страны.
С одной стороны, конфликт в Ливии раскрывает соперничество за контроль над территорией, ресурсами и органами государственной власти между двумя основными фракциями и их сторонниками. Однако на поверхности сложные местные проблемы, иностранные программы помощи, личные конфликты, проблемы этнической и племенной идентичности, мотивы прибыли и идеологическое соперничество.
Гражданская война, разразившаяся в 2014 г., породила параллельные политические и экономические институты, поляризовала социальные сферы страны и де-факто подорвала основы легитимности в Ливии. Каждая из сторон ливийских коалиций страдает от внутренних разногласий и дефицита политической легитимности, усугубляемых длительным и непостоянным характером переходного периода [15]. Иностранные державы преследуют свои собственные цели, что, несомненно, накладывало отпечатки на внутриливийские конфликты. Интересы Катара и Турции (сторонников ПНС) характеризует стремлением контролировать многочисленные ресурсы Ливии (нефтяные и золотые месторождения); военное присутствие Египта направлено, прежде всего, на стабилизацию обстановки в соседней стране, борьбой с исламистами, хотя нельзя закрывать глаза на мотив обогащения. Контроль генерала Халифы Хафтара над районами Киренаики, богатыми природными ресурсами давал его союзникам (помимо Египта в их число входили Франция и ОАЭ) возможность доступа к ним. Эти факторы неоднократно осложняли переговоры, подрывали безопасность и препятствовали посредническим усилиям.
Западное сообщество несет ответственность перед Ливией, Ь придется смиренно работать, чтобы поддержать ливийцев, прояснить видение, уравновешивающее стабильность. Без этой помощи это государство останется слабым, а общество либо достигнет примирения, либо вернется к насильственному конфликту. Иностранным державам придется нести ответственность за любой ущерб, причиненный Ливии, В конце концов, примирение сведется к переговорам между ливийцами при поддержке членов международного сообщества с благими намерениями, а не к навязанному мирному процессу[16].
Роль США в вооруженном конфликте 2014 -2020 гг. не являлась столь значительной, в сравнение с 2011 годом. Присутствие Вашингтона было обусловлено проблемой распространением террористических исламистских организаций в регионе. США являются одним из ключевых акторов, которые способны решительно оказывать дипломатическое давление, как на внутренних, так и на внешних игроков. У новой администрации Джо Байдена есть возможность исправить ошибки, допущенные
предшественниками, путем принятия более прагматичного подхода к своей политике в отношении Ливии.
По мнению экспертов, отсутствие четкой политики Белого дома в отношении Ливии позволило нескольким странам расширить свое влияние в этой североафриканской стране в преддверии выборов, намеченных на конец этого года. Пока что администрация сделала лишь несколько заявлений в отношении Ливии, в основном замечаний в поддержку мирного процесса под руководством ООН. Относительное молчание неудивительно, учитывая, что Белый дом тихо сигнализировал о переходе от Ближнего Востока к противостоянию Китаю в Азии и Азиатско-Тихоокеанскому региону в целом [17].
Сегодня администрация США и Конгресса рассматривают варианты будущего участие в Ливии с двумя взаимосвязанными целями: поддержка появления единого, дееспособного национального правительства и снижение транснациональных угроз, исходящих от террористов и других субъектов, которые воспользовались нестабильностью Ливии. Требования реагирования на пандемию COVID-19 могут добавить дополнительные сложности. Преследование этих целей одновременно ставит США перед сложным выбором относительных приоритетов и выработки политики в отношении Ливии, которые вызывают обсуждение таких вопросов как характер и степень партнерства США с разными ливийскими группами; тип, время и объем помощи США; потенциальная полезность санкций или других принудительных мер; а также степень сотрудничества или конфронтации с другими внешними акторами и силами, стремящимися влиять на развитие событий. Эти вопросы, вероятно, будут определять политические дебаты в США по Ливии в обозримом будущем.
Продолжающая политика интервенциона-лизма внешних игроков, была использована ливийской элитой. В то же время наблюдается стремление международных акторов способствовать стабилизации политической обстановки в стране. Действия США говорят о возможности положительного изменения политической ситуации в Ливии в целом, ввиду нового курса президента Джо Байдена, направленного на решение проблемы безопасности на Севере Африки и выхода США из конфликтных зон и регионов, включая Ливию и Ближний Восток.
Список литературы
1. As Libya Marks 64th Independence Anniversary, UN Envoy Urges Unity Behind New Government // News.un.org: 2015. 25.12. URL: https://news.un.org/en/story/2015/12/518972-libya-marks-64th-independence-anniversary-un-envoy-urges-unity-behind-new#.VoGSchWLTIV (дата обращения 25.04.2021).
2. Khalifa Haftar, Libya's Strongest Warlord, Makes a Push for Tripoli // The Economist. 5 April 2019.URL: https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2019/04/05/khalifa-haftar-libyas-strongest-warlord-makes-a-push-for-tripoli
3. McKernan B. War in Libya: How Did it Start, Who is Involved and What Happens Next? // Theguard-ian.com: 8.03.2020. URL: https://amp.theguardian.com/world/2020/may/18/war-in-libya-how-did-it-start-what-happens-next (дата обращения: 18.04.2021).
4. Khalifa Haftar: The Libyan General With Big Ambitions // BBC.com: 08.04. 2019. URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-27492354 (дата обращения: 19.04.2021).
5. United States Justifies Its Use of Force in Libya Under International and National Law // The American Journal of International Law. 2016. №4. P. 804. URL: https://www.jstor.org/stable/10.5305/amerjintelaw. 110 .4.0804 (дата обращения 17.04.2021).
6. Holland S., Walsh E. Trump Sys Only Role for U.S. in Libya is Defeating Islamic State // Reuters.com: 20.04.2017. URL: https://www.reuters.com/article/usa-trump-libya-idINKBN17M2OA?edition-redirect=in (дата обращения 23.04.2021).
7. Amara H. Libyan Forces Clear Last Islamic State Holdout in Sirte // Reuters.com: 06.12.2016. URL: https://www.reuters.com/article/us-libya-secu-rity-sirte/libyan-forces-clear-last-islamic-state-hold-out-in-sirte-idUSKBN13V15R (дата обращения 23.04.2021).
8. Browne R. US conducts first airstrike against al Qaeda in Libya // CNN.com: 28.03 2018. URL: https://edition.cnn.com/2018/03/28/politics/us-airstrike-al-qaeda-libya/index.html (дата обращения 03.04.2021).
9. Mezran K., Miller E. Libya: From Intervention to Proxy War // Atlantic Council. 2017. URL: http://www.jstor.com/stable/resrep03495 (дата обращения 17.03.2021).
10. Libya Crisis: Fighting Near Tripoli Leaves 21 dead // BBC.com: 08.04.2019. URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-47844513 (дата обращения: 16.03.2021).
11. Blanchard C. M. Libya: Conflict, Transition, and U.S. Policy // Congressional Research Service Report prepared for Members and Committees of Congress. 26.06.2020. URL: http://www.jstor.com/sta-ble/resrep03495 (дата обращения 15.04.2021).
12. US Ambassador and AFRICOM Commander Stress Need for Military Pause and Return to Negotiations on Visit to Libya // Официальный сайт посольства США в Триполи. 22.06, 2020. URL: https://ly.usembassy.gov/us-ambassador-and-africom-commander-stress-need-for-military-pause-and-return-to-negotiations-on-visit-to-libya/ (дата обращения 10.04.2021)
13. Libya's Tripoli-based Government and a Rival Parliament Take Steps to End Hostilities // Reuters. 21 August 2020. URL: https://www.reuters.com/arti-cle/us-libya-security/libyas-tripoli-based-government-declares-ceasefire-idUSKBN25H1BG (дата обращения: 20.04.2021).
14. UNSMIL Statement on the Resumption of Inclusive Intra-Libyan Political and Military Talks // Официальный сайт UNSMIL. 10.10. 2020. URL: https://unsmil.unmissions.org/unsmil-statement-resumption-intra-libyan-political-and-military-talks (дата обращения 20.04.2021).
15. Libya's Legitimacy Crisis. Carnegie Endowment for International Peace. 20 August 2014. URL: https ://carnegieendowment. org/2014/10/06/libya-s-le-gitimacy-crisis/hr9j (дата обращения 20.04.2021).
16. Elbakoush Е., Wilson N. Libya 10 Years After Revolution: To Forgive or Forget // United States In-stutue of Peace. February 18, 2021. URL: https://www.usip.org/publications/2021/02/libya-10-years-after-revolution-forgive-or-forget (дата обращения 19.04.2021).
17. Umar A .Farooq. Biden's Lack of Libya Policy Leaves Room for Other Foreign Powers, Experts say // Middle Ease Eye 28 April 2021. URL: https://www.middleeasteye.net/news/us-biden-libya-policy-foreign-powers (дата обращения 28.04.2021).