Научная статья на тему 'Российский железнодорожный комплекс и сетевая общественно-политическая модель'

Российский железнодорожный комплекс и сетевая общественно-политическая модель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / СЕТЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СЕТЕВОЙ КЛАСТЕР / RUSSIAN RAILWAY COMPLEX / NETWORK SOCIAL AND POLITICAL MODEL / TRANSPORT HUBS / RAIL NETWORK CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламова Юлия Александровна

В статье рассматриваются проблемы организации деятельности российского железнодорожного комплекса в контексте развития современной сетевой общественно-политической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of organizing the activities of the Russian railway complex in the context of development of the modern network social and political model.

Текст научной работы на тему «Российский железнодорожный комплекс и сетевая общественно-политическая модель»

Юлия ХАРЛАМОВА

РОССИЙСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС И СЕТЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

В статье рассматриваются проблемы организации деятельности российского железнодорожного комплекса в контексте развития современной сетевой общественно-политической модели.

The article examines the problem of organizing the activities of the Russian railway complex in the context of development of the modern network social and political model.

Ключевые слова:

российский железнодорожный комплекс, сетевая общественно-политическая модель, транспортные узлы, железнодорожный сетевой кластер; Russian railway complex, network social and political model, transport hubs, rail network cluster.

ХАРЛАМОВА

Юлия

Александровна — д.полит.н., профессор кафедры транспортного права Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) уШаг1атоуа@ yandex.ru

В настоящее время все более интенсивно идет формирование нового вида пространства — информационного, что накла -дывает отпечаток на структурирование политического про -странства. На смену иерархий территорий приходит сетевая орга -низация общества. Заметный вклад в объяснение происходящих мировых процессов внес американский социолог М. Кастельс1. В соответствии с его сетевой теорией и логикой «включения/исклю -чения» могут быть рассмотрены также транспортные сети и узлы, в частности в процессах социально - политической и экономической освоенности многих территорий современного Российского госу -дарства. М. Кастельс считал, что значимость узлов проистекает не из их специфических черт, а из их способности к распределению потоков (товарных, человеческих, информационных). Резкое уве -личение связей между движущимися и стационарными объектами транспортной системы — один из основных элементов сетевой эко -номики.

В этом смысле главные узлы — не центральные, а узлы переклю -чения, следующие сетевой, а не командной логике, поэтому «власть структуры оказывается сильнее структуры власти». По мнению идеологов сетевой экономики, в ее транспортной подсистеме цен -ность возрастает с ростом числа узлов - потребителей и увеличе -нием пространственного распространения, поэтому недостаточная транспортная освоенность территорий (в форме железнодорожной, энергетической, автомобильной и др. сетей) способна привести к дезинтеграционным процессам в политическом пространстве.

Дееспособность сети, а также ее ценность определяются, пре -жде всего, «количеством имеющихся в ней связей, так как чем оно больше, тем выше в сети внутреннее многообразие эффектив -ных сочетаний ее узлов. Число же связей в сети определяется тем, сколько в ней узлов. Поэтому в сетевой экономике всякий товар, прежде всего, должен каким -либо способом поддерживать коли -чество узлов сети или способствовать его увеличению. Достигнуть этого можно либо тем, что копии того или иного товара сами ста новятся узлами сетевой экономики, либо расширяя круг узлов

1 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В.Л. Иноземцева. — М. : Academia, 1999; Castells M. The Rise of the Network Society, the Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1. — Cambridge, MA, Oxford, UK : Blackwell, 1996.

сети, потребляющих данный товар и этим поддерживающих свое существование»1.

Основной закон сети состоит в том, что все стремится соединиться со всем. В сете -вой экономике ценность продукта возрас -тает пропорционально его распространен -ности, и в идеальном случае все узлы сети (hubs) должны взаимодействовать между собой. В этом должна состоять экономи -ческая особенность транспортной сети.

Первая из социальных форм, которая изменяется под воздействием сетевого стиля поведения, — это экономическая организация общества. Эффект возрас -тает от избыточности, сопровождаю щейся снижением цены услуги, а когда стоимость следующей услуги становится незначительной, резко возрастает значе ние стандартов и самой сети. В результате в процессе материального производства основные затраты будут приходиться на проектирование товаров, а не на их изго товление. По мнению экспертов анали -тического управления аппарата Совета Федерации РФ, в настоящее время скла -дываются предпосылки для перестройки «реального сектора экономики в соответствии с идеологией сети, подразумеваю -щей свободу в выборе места и средств осу ществления деятельности, а также высо кую множественность вариантов достиже ния желаемых результатов»2.

Транспорт оказывается весьма чувствительным к социокультурным и территориально политическим переме нам, поскольку он первый реагирует на подобные изменения. Согласимся, что «имманентно сетевая структура и характер транспорта, почти тождественная связь транспортных и пространственных пара метров развития человеческих обществ и властных систем, с ними связанных»3, проявляются как на пассажиропотоках, так и на грузопотоках, которые в конеч ном итоге изменяют конфигурацию транс -портных сетей. В свою очередь, сетевая экономика — это экономика инфраструктуры, в которой развитие обеспечивается не усилиями отдельных организаций,

1 Давыдов А.В. Сеть как основная форма грядущей экономической организации общества. Специальный выпуск // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2002, № 17(173), с. 51.

2 Там же.

3 Якунин В.И. Политология транспорта.

Политическое измерение транспортного разви-

тия. — М. : Экономика, 2006, с. 20.

забирающих себе в случае успеха всю при -быль, а всеми участниками сети. Конечно, не все получат одинаковую выгоду, но значительная часть ее остается в сети для общей пользы.

На наш взгляд, именно транспортно -коммуникационные связи становятся каркасом пространства, которое вос принимается как сеть. В свою очередь, железнодорожные магистрали становятся каналами международной интеграции, помогая выстраивать новый тип политики и экономики — сетевой. «Именно желез -нодорожная корпорация имеет возмож ность создания сетевых структур, орга нично встраивающих территорию страны в мирохозяйственные связи и, в свою оче редь, превращающихся в мощный инстру мент политического и геоэкономического влияния»4. Геоэкономический железно -дорожный сетевой кластер — это система, которая должна быть создана и должна выходить за национальные рамки.

Современные российские железнодо -рожные магистрали могут рассматри ваться и как планетарная структура орби тального вида (разновидность сетевой) с большим пространственным полем, силой экономического притяжения и тяготения. Как считает В.М. Сай, «согласно закону экономического тяготения возникнове ние и развитие планетарных структур в экономике суть явление объективное и неизбежное»5 (по аналогии с законом все -мирного тяготения Т. Браге и И. Кеплера). Следовательно, корпорация «Российские железные дороги» представляет собой «сеть - корпорацию» с особыми внутрисете -выми организационно - управленческими взаимоотношениями. Ее структуры само -стоятельно работают с внешней средой, представленной совокупностью юриди -ческих лиц, и образуют совместно с ними корпоративную сеть, основанную на вполне определенных связях, направлен ных на реализацию корпоративных целей и интересов.

4 Якунин В.И. Крупные корпорации (естественные монополии) в механизме принятия государственных решений // Проблемы современного государственного управления в России : материа лы научного семинара / под ред. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования. Вып. 4. — М. : Научный эксперт, 2006, с. 17.

5 Сай В.М. Планетарные структуры управления на железнодорожном транспорте. — М. : ВИНИТИ РАН, 2003, с. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.