Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ "ОПОР" УПРАВЛЕНИЯ ЛАНДШАФТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ'

РОССИЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ "ОПОР" УПРАВЛЕНИЯ ЛАНДШАФТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РОССИЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД / КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / КУЛЬТУРНЫЙ ИММУНИТЕТ ОБЩЕСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стеценко В.В.

Актуальность статьи связывается автором с необходимостью защиты и трансляции российского цивилизационного кода в условиях новой реальности. Методологической основой исследования послужили приёмы контент-анализа трудов ведущих исследователей, а также дискурс-анализа публикаций в СМИ и на информационных ресурсах. Автор делает акцент на культуре как одной из основ для сохранения и трансляции российского цивилизационного кода. В этой связи, исследователь обращается к таким категориям как культурный суверенитет и культурный иммунитет. В статье осуществлён анализ нормативно-правовых источников, в приоритете которых состоит сохранение российского цивилизационного кода. Автор анализирует пространство социальных коммуникаций и обращает внимание на общественную поддержку законодательных инициатив, направленных на защиту российского культурного суверенитета, а также на усиление российского культурного иммунитета. В статье позиционируется значимость актуализации идеологических оснований взаимодействия государства и социума в контексте сохранения российского цивилизационного кода. Автор обращает внимание на проблемные аспекты ценностно-смыслового фундирования деятельности современной российской политической элиты, затрудняющие эффективность социальных коммуникаций. Исследователь выдвигает тезис о целесообразности развития просветительского направления образовательной и воспитательной деятельности, ориентированного на трансляцию российского цивилизационного кода в молодёжной информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Стеценко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN CIVILIZATION CODE IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING THE PILLARS OF DESIGNING THE LANDSCAPE OF CULTURAL POLICY

The relevance of the article is predetermined by the need to protect and translate the Russian civilizational code in the new geopolitical reality. The methodological basis of the study was the methods of content analysis of the works of leading researchers, as well as discourse analysis of publications in the media and on information resources. The author focuses on culture as one of the foundations for the preservation and transmission of the Russian civilizational code. In this regard, the researcher refers to such categories as cultural sovereignty and cultural immunity. The article analyzes the legal sources, the priority of which is the preservation of the Russian civilizational code. Based on the analysis of the space of social communications, the author draws attention to public support for legislative initiatives aimed at strengthening Russian cultural immunity, as well as protecting Russian cultural sovereignty. The article positions the importance of updating the ideological foundations of interaction between the state and society in the context of preserving the Russian civilizational code. Besides, the attention is drawn to the issues of the value-semantic foundation of the activities of the modern Russian political elite, which hinder the effectiveness of social communications. The researcher puts forward the thesis about the expediency of developing the educational direction of educational and upbringing activities, focused on the translation of the Russian civilizational code in the youth information environment.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ "ОПОР" УПРАВЛЕНИЯ ЛАНДШАФТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

■ ■ ■ Российский цивилизационный код в контексте осмысления технологических «опор» управления ландшафтом социокультурной политики

Стеценко В.В.

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета, Таганрог, Российская Федерация.

Аннотация. Актуальность статьи связывается автором с необходимостью защиты и трансляции российского цивилизационного кода в условиях новой реальности. Методологической основой исследования послужили приёмы контент-анализа трудов ведущих исследователей, а также дискурс-анализа публикаций в СМИ и на информационных ресурсах. Автор делает акцент на культуре как одной из основ для сохранения и трансляции российского цивилизационного кода. В этой связи, исследователь обращается к таким категориям как культурный суверенитет и культурный иммунитет. В статье осуществлён анализ нормативно-правовых источников, в приоритете которых состоит сохранение российского цивилизационного кода. Автор анализирует пространство социальных коммуникаций и обращает внимание на общественную поддержку законодательных инициатив, направленных на защиту российского культурного суверенитета, а также на усиление российского культурного иммунитета. В статье позиционируется значимость актуализации идеологических оснований взаимодействия государства и социума в контексте сохранения российского цивилизационного кода. Автор обращает внимание на проблемные аспекты ценностно-смыслового фундирования деятельности современной российской политической элиты, затрудняющие эффективность социальных коммуникаций. Исследователь выдвигает тезис о целесообразности развития просветительского направления образовательной и воспитательной деятельности, ориентированного на трансляцию российского цивилизационного кода в молодёжной информационной среде.

Ключевые слова: социальные институты, российский цивилизационный код, культурный суверенитет государства, культурный иммунитет общества, взаимодействие государства и общества, образовательная политика, культурная политика, просветительская деятельность, социальные коммуникации

Для цитирования: Стеценко В.В. Российский цивилизационный код в контексте осмысления технологических «опор» управления ландшафтом социокультурной политики // Коммуникология. 2023. Том 11. № 1. C.96-108. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-196-108.

Сведения об авторе: Стеценко Владимир Вадимович - преподаватель кафедры отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета. Адрес: 347936, Россия, г. Таганрог, Инициативная ул., 48. E-mail: vstetsenkov1992@gmail.com.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2023. Принята к печати: 07.03.2023.

Введение. В реалиях беспрецедентного исторического вызова, с которым столкнулась Россия, особую остроту приобретает проблема сохранения и трансляции российского цивилизационного кода как ценностно-смыслового ядра, на принципах которого строится взаимодействие государства и социума.

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в новой редакции вводит понятие единый культурный (цивилизацион-ный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру1.

Исследователь А.А. Гуцалов считает, что цивилизационный код представлен фундаментальными ценностями, ориентирами, нормами и идеалами [Гуцалов].

По мнению Е. П. Каргаполова, в понятие «цивилизационный код» закладывается историческая, социокультурная, духовная память, а также лежащие в её основе базисные ценности, смыслы, символы, нормы и регулятивы [Карга-полов].

Т.В. Беспалова включает в понятие «цивилизационный код» ценностно-смысловые представления, а также морально-нравственные категории, такие как «добро и зло», «правда», «справедливость» и «солидарность» [Беспалова].

К общероссийскому цивилизованному коду обращается в своих выступлениях Президент России В.В. Путин. Российский лидер подчеркивает уникальность российского цивилизационного кода, его направленность на культурно-нравственную составляющую2. Стремление отстоять свой суверенитет, защитить привычный образ жизни встроены в российскую культурную и цивилизационную матрицу, как отмечает Президент РФ3. По мнению лидера государства, российский цивилизационный код основывается на ценностных ориентирах, а также высших, моральных началах4. Президент неоднократно обращал внимание на такие составляющие российского цивилизационного кода, как преемственность поколений, историческая память, верность здоровым народным традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры, способность противостоять агрессив-

1Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. N 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [эл. ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ ff30f91360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (дата обращения: 25.12.2022).

2 Путин рассказал о разнице в генетическом коде России и США [эл. ресурс]: https://lenta.ru/news/2021/03/18/kod/ (дата обращения: 20.12.2022).

3 Путин поздравил граждан с Днем Государственного флага [эл. ресурс]: https:// tass.ru/politika/15527359 (дата обращения: 20.12.2022).

4 Путин: генный код русских является одним из главных преимуществ [эл. ресурс]: https://www.tvc.ru/news/show/id/37458 (дата обращения: 20.12.2022).

ным попыткам переписать мировую историю, разобщить и лишить страну ориентиров, ослабить и ограничить национальный суверенитет1.

В контексте осмысления актуальной повестки дня государственной культурной политики, содержание российского цивилизационного кода как своего рода когнитивной платформы, основанной на культурных ценностях, обусловливает необходимость рефлексии над получающими импульс в сегодняшних условиях развития России «сюжетами» общественно-политического дискурса, такими как культурный суверенитет и культурный иммунитет.

В условиях новой геополитической реальности возрастает роль культуры как общенационального приоритета, хранительницы цивилизационного кода нации, ее ценностно-смыслового базиса. Культура все чаще становится сферой идеологического/ментального противостояния, фальсификации культурных ценностей и смыслов, информационно-психологического противоборства2.

Как справедливо отмечает российский философ В.Д. Попов, определяющим вектором прогресса и объективной тенденцией общественно-политического дискурса выступает системно-нелинейный детерминизм с преобладанием нравственных, духовных и информационных факторов, что можно возникает, когда [Попов].

Современно и актуально звучат сегодня тезисы русских философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, которые отождествляли прогресс с духовной жизнью и духовной культурой, а сильную и целостную Россию с духовным и культурным возрождением. Философ М.С. Каган отмечал, что именно культура определяет человека как разумное, волевое существо, наделенное созидательной способностью в социальной деятельности [Каган].

Культурный суверенитет и культурный иммунитет: содержание и сущность понятий

В условиях глобальной трансформации, связанной с противостоянием России коллективному Западу, возрастает значимость российского культурного суверенитета. Известно, что анализируемое понятие впервые было закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ как фактор, способствующий «укреплению национальной безопасности в области культуры»3.

1 Заседание оргкомитета «Победа» [эл. ресурс]: http://kremlin.ru/events/president/ пе\^/69836 (дата обращения: 20.12.2022).

2 Культурный суверенитет как основа национальной безопасности России [эл. ресурс]: https://histrf.ru/read/articles/kulturnyi-suvierienitiet-kak-osnova-natsionalnoi-biezo-pasnosti-rossii (дата обращения: 20.12.2022).

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [эл. ресурс]: http://static.kremlin.ru/ media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD 1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (дата обращения: 23.12.2022).

Дальнейшее развитие рассматриваемая категория получила в Указе Президента «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», которая определяет культурный суверенитет как совокупность социально-культурных факторов, позволяющих государству и обществу формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимостей от внешнего влияния; сохранять историческую память и придерживаться традиционных духовно-нравственных ценностей1.

По мнению российского политолога С.Ф. Черняховского, культурный суверенитет является правом каждого государства руководствоваться исторически сложившимися ценностями и ориентирами; противодействовать распространению информационного контента, враждебного для историко-культурной самобытности социума; противостоять вторжению в суверенное культурное пространство [Черняховский].

Как отмечает исследователь К.К. Колин, культурный суверенитет объединяет в себе следующие компоненты: уважение разнообразия традиций народов России, формирование единой культурно-информационной среды, трансляция и расширение национального культурного кода, воспитание молодых людей на основе традиционного базиса, защита русского языка как консолидирующего народы России ценностно-смыслового ядра, противостояние информационным воздействиям Запада в культурной среде [Колин].

Культурный суверенитет обеспечивается комплексом мер по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия. Достижение культурного суверенитета может рассматриваться в качестве важнейшего условия обеспечения устойчивости общества и личности перед лицом новых вызовов, угроз и рисков информационной, идеологической и духовной направленности, среди которых культурная колонизация России, насаждение чуждых российскому менталитету ценностей и смыслов, распространение западного культурного кода. Важно отметить, что культурный суверенитет нации обеспечивается не только степенью ее защищенности от внешней экспансии, но и духовной крепостью внутреннего культурного пространства выражением которого может рассматриваться общероссийский цивилизационный код2.

Необходимым фактором достижения устойчивого культурного суверенитета является развитие культурного иммунитета социума.

1 Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 г № 35 «О внесении изменений в основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г № 808» [эл. ресурс]: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202301250004 (дата обращения: 26.01.2023).

2 Культурный суверенитет как основа национальной безопасности России [эл. ресурс]: https://histrf.ru/read/articles/kultumyi-suvienenitiet-kak-osnova-natsionalnoi-biezo-pasnosti-rossii (дата обращения: 20.12.2022).

Категория «культурный иммунитет» трактуется В.А. Куцом как охранительный потенциал культуры, призванный обеспечить защиту интеллектуального и культурного ядра социума от деструктивных внешних воздействий [Куц].

Схожее понятие «социальный иммунитет» рассматривается З.А. Жапуевым как защитный механизм, способный оказать противодействие внешним влияниям, представляющим угрозу для ценностно-нормативной системы и социокультурного базиса общества [Жапуев].

Актуализация проблематики формирования культурного иммунитета как системы саморегуляции в культуре, включающей духовно-нравственные ценности, национальные традиции и обычаи, выступает гарантом сохранения национальной идентичности и фактором жизнеспособности общества. Сохранение и укрепление культурного иммунитета, по нашему мнению, может происходить на основе доминирования культурно-аксиологических императивов и интеграции политического и педагогического дискурсов в процессе социализации личности [Голобородько, Стеценко, Камышанская].

Законодательная база, регламентирующая сохранение и обогащение российского цивилизационного кода

Полагаем, следует обратиться к законопроектам, которые в качестве приоритетов предусматривают проектирование условий для сохранения и обогащения российского цивилизационного кода.

Важной инициативой в позиционируемом направлении выступает принятие закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Рассматриваемый документ закрепляет понятийную базу, приоритеты взаимодействия государственных органов и местной власти, а также права носителей и хранителей нематериального этнокультурного достояния. Наряду с этим закон учреждает федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния, представляющих историческую, культурную и научную ценность. К подобным объектам относятся традиции, обычаи, обряды, народная культура и творчество, которые отражают духовные, интеллектуальные и нравственно-этические ценности народов России1. Нематериальное этнокультурное достояние признается как одна из важнейших ценностей, в этой связи государство всемерно способствует его выявлению, изучению, использованию, актуализации, сохранению и популяризации. Нормативный акт призван сохранить культурно-национальную самобытность, а также этнокультурное разнообразие народов России. В числе приоритетов закона - расширение доступа к культурным ценностям, а также забота о сбережении наследия культуры. Нематериальное этнокультурное достояние представляет огромную ценность в контексте сохранения и обогащения об-

1 Федеральный закон от 20 октября 2022 г N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [эл. ресурс]: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1581013/ (дата обращения: 25.12.2022).

щероссийского цивилизационного кода, так как оно призвано сблизить народы России, а также утвердить их культурную самобытность1.

Считаем актуальным в этом контексте отметить, что одной из важнейших законодательных инициатив в рамках когнитивных усилий акторов политического управления современной России, направленных на поиск ресурсов для обогащения общенационального цивилизационного кода, является утверждение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Согласно указанному документу, именно благодаря традиционным ценностным ориентирам возможна защита и укрепление суверенитета России в широком смысловом поле его содержательного и технологического обеспечения, а также сбережение российского народа. Авторы законопроекта руководствуются пониманием социокультурных тенденций, основанном на традиционном ценностном базисе и общероссийской гражданской идентичности, что, по их мнению, выступает необходимым условием эффективной реакции на угрозы и вызовы, стоящие перед российским государством и обществом2.

Под традиционными ориентирами в законе понимаются ценности жизни, достоинства, прав и свобод личности, патриотизма, гражданственности, служения Родине, ответственности, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовных благ над материальными, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, исторической памяти и преемственности, единства российского народа. Значимая роль в законе отводится вопросам поддержки традиционной семьи, защиты института брака, а также сохранения связи между поколениями. Заявленные ценности, определяются как исторически сложившиеся нравственные идеалы, выработанные на основе преемственности поколений, от следования которым зависит сохранение российского цивилизационного кода. «Анти-ценности», деструктивные для российского государства и социума, представлены в законе культом эгоизма, вседозволенностью, безнравственностью, отрицанием патриотизма, уничижительным отношением к институту семьи и созидательному труду, неприятием позитивной роли России в мировой истории и культуре. В качестве распространителей деструктивных идей в документе определяются организации экстремистского толка, враждебные России государства, иностранные корпорации и некоммерческие организации3.

1 Путин подписал закон о нематериальном этнокультурном достоянии России [эл. ресурс]: https://tass.ru/politika/16109467 (дата обращения: 20.12.2022).

2 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/48502 (дата обращения: 25.12.2022).

3 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/48502 (дата обращения: 25.12.2022).

В документе отмечена опасность деструктивных идеологических влияний в информационной среде, направленных на российских граждан с целью дестабилизировать обстановку в обществе, создать условия для социальных конфликтов, ослабить влияние русского языка и культуры. Противостоять негативным внешним воздействиям может основанная на приоритете культуры идеологическая политика и рассматриваемые Основы - это важный шаг на пути к её становлению. При этом российская идеология, формулируемая Основами, должна иметь не политический, а мировоззренческий характер. Её предназначение - оздоровить внутригосударственную обстановку и закрепить международный статус России как защитницы традиционных ценностей1.

Президентом РФ В.В. Путиным подписан Указ, в котором вносятся изменения в Основы государственной культурной политики (2014 год). В этом документе делается акцент на продвижении традиционных российских ценностей, в частности, на создании условий для воспитания детей на основе традиционных ценностных ориентиров; защите семьи и института брака; поддержке русского языка как государственного и языка международного общения.

Разработка законодательных актов, связанных с сохранением традиционных российских ценностей, вызвала широкий общественный резонанс и нашла своё отражение в материалах СМИ и публицистических изданий.

Благодаря Указу Президента традиционные ценности получили законодательное закрепление, - уверены эксперты. Позиционируемая инициатива обеспечит сохранение российской идентичности и культуры, а также создаст барьер для нравственной деградации, захлестнувшей западные страны. Представители экспертного сообщества настаивают на том, что выделение ценностей в качестве традиционных, должно сопровождаться широкой общественной дискуссией и подкрепляться социологическими исследованиями для того, чтобы декларируемые идеалы имели подлинный, фундаментальный характер и органично сочетались с интересами всего российского общества2.

Представители СМИ приветствуют заявленное в документе выдвижение на передний план государственной повестки традиционных ценностей, при этом обращают внимание на необходимость реализации декларируемых ценностных ориентиров в непосредственной политике государства. Эксперты обращают внимание на необходимость проверки соответствия традиционным ценностям культурно-образовательных мероприятий, получающих государственную поддержку. Соответствующий контроль также необходим за деятельностью

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/48502 (дата обращения: 25.12.2022).

2 Эксперты об указе о традиционных ценностях [эл. ресурс]: https://don24.ru/ rubric/obschestvo/eksperty-ob-ukaze-o-tradicionnyh-cennostyah.html (дата обращения: 25.12.2022).

лиц и организаций, наносящим вред российским традиционным ценностям. Экспертное сообщество приветствует выделение в документе русского языка и культуры в качестве особых объектов защиты1.

Идеологический базис сохранения и трансляции российского цивилизационного кода

В качестве важного измерения общенационального цивилизационного кода в общественно-политической жизни может рассматриваться идеология, как совокупность идеологем, ценностных ориентиров и приоритетных национальных интересов, позиционируемая, в том числе, в контексте обеспечения условий для выработки политических решений, отвечающих как культурным традициям, так и актуальным вызовам сохранения культурного суверенитета и культурного иммунитета.

Российская государственность традиционно обращается к таким идеологе-мам как мир, патриотизм, духовность, труд, дружба народов, гуманизм, народное единство, историческая память, национальное достоинство. Ценностные ориентиры представлены традиционализмом, справедливостью, законностью, терпимостью, семейными ценностями, традиционными религиями. Российскими национальными интересами остаётся политический, экономический, культурный и технологический суверенитет, военная оборонительная сила, устойчивая и эффективная экономика, социальная защищённость населения, территориальная целостность и национальная безопасность.

Таким образом, российский цивилизационный код органично интегрирован в уникальную систему ценностей российского народа, которая может служить основой для государственной идеологии и платформой для обеспечения культурного суверенитета и культурного иммунитета. Прочный идеологический фундамент приобретает особую важность в условиях новой реальности и глобальной трансформации, когда становится необходимо обеспечить высокую степень эффективности взаимодействия власти и общества. В этой связи значимыми становятся такие качества государственной идеологии как мощная ценностно-ориентирующая, консолидирующая, интегрирующая, мобилизующая и развивающая направленность.

Ценностно-смысловое наполнение деятельности российской политической элиты

Ключевым актором, призванным обеспечить формирование идеологического фундамента, а также трансляцию российского цивилизационного кода в пространство социальных коммуникаций, является политическая элита, которая

1 Проект Минкультуры разбередил пятую колонну [эл. ресурс]: https://rostov. tsargrad.tv/articles/proekt-minkultury-razberedil-pjatuju-kolonnu_486969 (дата обращения: 20.12.2022).

в значительной степени является выразителем государственных ценностно-идеологических ориентаций.

На повестке дня сегодня остро стоит вопрос о способности российской элиты эффективно решать стоящие перед ней задачи, связанные с противостоянием коллективному Западу. В настоящий момент российская элита проходит процесс переформатирования. На смену либеральным тенденциям в элитной среде устанавливается патриотизм и направленность на защиту интересов государства. Безусловно положительным является факт усиления государственных и национальных приоритетов в ценностной сфере российских управленцев. Вместе с тем, полагаем важным обратить внимание на риски, которые сохраняют свою актуальность в отношении части российской элиты.

Российские политологи, в частности, профессор А.В. Понеделков и профессор А.М. Старостин, обращают внимание на противоречия между состоянием ценностно-мотивационной сферы деятельности политической элиты России и теми комплексными вызовами и угрозами, в реалиях которых вынуждены действовать российские управленцы. Недостаточный уровень ценностно-когнитивных компетенций элиты может повлиять на эффективность её управленческой деятельности и обусловить отставание от процессов, происходящих на фоне новой реальности и глобальной трансформации. В этой связи необходимо обеспечить доминирование в ценностной сфере элиты постматериального мотивационного измерения, представленного духовностью, потребностью в саморазвитии, служением государственной пользе и общенациональным интересам [Понеделков, Старостин].

Российский социолог и политолог профессор Е.В. Охотский обращает внимание на сдерживающие факторы, которые могут препятствовать формированию идеологического базиса российской элиты, среди которых деформация ценностных основ деятельности, деградация культуры рационального мышления, утрата нравственных ориентиров, разрушение системы воспитания и образования, потеря национальных традиций, низкая политическая и правовая культура, политико-мировоззренческий вакуум, культивирование индивидуализма, отказ от собственной идентичности. Для некоторых представителей элиты характерны такие черты как политическая инфантильность, мировоззренческая безграмотность, идеологическая рыхлость. Напротив, политический управленец должен обладать высоким уровнем политико-идеологической культуры, глубокой мировоззренческой эрудицией, прочными духовно-нравственными качествами [Охотский].

Как отмечают отечественные учёные Г.Л. Купряшин, А.И. Соловьев отсутствие интегрирующего власть и социум идеологического базиса затрудняет реализацию стратегического принципа доверия к политике государства, призванного обеспечить необходимую эффективность государственного управления [Купряшин, Соловьёв].

В связи с этим считаем, что для подготовки управленческих кадров соответствующего уровня необходима интеграция российского цивилизационного кода в систему воспитания и образования. Для этого государственная политика в таких сферах как образование, наука, культура и информационная деятельность должна учитывать национальные традиции, а также ценностные ориентиры российского социума, выделяя молодёжь в качестве приоритетной социальной группы для формирования традиционных ценностей. При этом система образования, творческая деятельность и СМИ выступают в качестве трансляторов традиционных духовно-нравственных ценностей. По мнению Президента В.В. Путина, значимая роль в передаче культурного кода российского народа играет суверенная национальная система образования и воспитания. Глава государства обращает внимание на важность восприятия молодым поколением нравственных и ценностных ориентиров, характерных для российской цивилизации1.

Выводы. Рамках проведенного исследования предложено обоснование и позиционирована необходимость использования культурного просветительства как одной из приоритетных технологий государственной культурной политики в рамках обогащения актуального политического дискурса. Просветительская деятельность может рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений трансляции общероссийского цивилизационного кода. В ходе недавней встречи с историками и представителями традиционных религий России, Президент В.В. Путин подчеркнул необходимость грамотной и последовательной просветительской работы, которая должна осуществляться комплексно, включая семью, институты образования и воспитания. Просветительская деятельность приобретает особую важность в условиях исторического воссоединения России с регионами, жители которых долгое время находились под воздействием антироссийской пропаганды2.

Полагаем, что сохранение и обогащение цивилизационного кода России зависит как от системы образования и воспитания, должной обеспечить трансляцию культурных доминант, так и от деятельности акторов политического управления, призванной регулировать позиционируемые процессы. Наряду со значимыми законотворческими инициативами, направленными на поддержку традиционных российских ценностей, до сих пор отсутствует закрепление комплексной и ясно сформулированной идеологии, призванной сохранить российский цивилизационный код. В современных условиях требуется системная работа по осмыслению сущности российского цивилизационного кода, направленная на его артикуляцию и воплощение в новых формах просветительской работы

1 Путин призвал учителей передавать детям культурный код российского народа [эл. ресурс]: https://www.interfax.ru/russia/866417 (дата обращения: 20.12.2022).

2 Встреча с историками и представителями традиционных религий России [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69781 (дата обращения: 20.12.2022).

с привлечением институтов гражданского общества как субъектов культурной политики. Кроме этого, необходимо обратить внимание на актуализацию охранительной деятельности государственных и общественных институтов по защите российского цивилизационного кода от враждебных влияний с учётом особенностей сохранения культурного суверенитета государства и формирования культурного иммунитета общества.

Источники

Беспалова Т.В. (2020). Актуальные проблемы государственной культурной политики в современной России // Совершенствование понятийного аппарата в сфере государственной культурной политики современной России: коллективная монография. С. 84-96.

Голобородько А.Ю., Камышанская С.С., Стеценко В.В. (2022). Культурный иммунитет как основа формирования новой реальности в треугольнике «государство-общество-человек»: от отключения культуры отмены до ренессанса сущности антропоцентризма // Власть. Т. 30. № 3. С. 58-64.

Гуцалов А.А. (2016). Русский цивилизационный код - идентичность, ценности, культура // Культурологический журнал. № 4(26). С.1-14.

Жапуев З.А. (2013). Методология исследования социального иммунитета российского общества в условиях институциональной трансформации и рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. № 2. С. 142-146.

Каган М.С. (1996). Философия культуры. Санкт-Петербург.

Каргаполов Е.П. (2022). Культурный и цивилизационный коды: актуальные вопросы теории // Вестник Челябинского государственного университета. № 2(460). Философские науки. Вып. 63. С. 27-35.

Колин К.К. (2014). Суверенитет национальной культуры России и партнерство цивилизаций // Стратегические приоритеты. № 4. С. 4-6.

Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. (2013). Теория и механизмы современного государственного управления: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ.

Куц В.А. (2013). Культурный иммунитет как передовая линия информационной самозащиты русской культуры и интеллекта россиян // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 4 (29). С. 159-164.

Охотский Е.В (2013). Идеология государства и государственной службы: научный доклад. М. Ростов-на-Дону.

Понеделков А.В., Старостин А.М. (2023). Элитогенез и элитное позиционирование в контексте формирования новых властных порядков. Очерки политической элитологии. Монография. Ростов-на-Дону.

Попов В.Д. (2012). Культура управления в информационном обществе. Москва.

Черняховский С.Ф. (2015). Культурный суверенитет и политическая культура // Политическая культура общества и проблема сохранения культурного суверенитета России: материалы Всероссийской научно-технической конференции. С. 258-266.

■ ■ ■ The Russian Civilization Code in the Context of Understanding the Pillars of Designing the Landscape of Cultural Policy

Stetsenko V.V.

Taganrog Chekhov Institute (Chekhov TI) - branch of Rostov State Economic University (RHEH), Taganrog, Russia.

Abstract. The relevance of the article is predetermined by the need to protect and translate the Russian civilizational code in the new geopolitical reality. The methodological basis of the study was the methods of content analysis of the works of leading researchers, as well as discourse analysis of publications in the media and on information resources. The author focuses on culture as one of the foundations for the preservation and transmission of the Russian civilizational code. In this regard, the researcher refers to such categories as cultural sovereignty and cultural immunity. The article analyzes the legal sources, the priority of which is the preservation of the Russian civilizational code. Based on the analysis of the space of social communications, the author draws attention to public support for legislative initiatives aimed at strengthening Russian cultural immunity, as well as protecting Russian cultural sovereignty. The article positions the importance of updating the ideological foundations of interaction between the state and society in the context of preserving the Russian civilizational code. Besides, the attention is drawn to the issues of the value-semantic foundation of the activities of the modern Russian political elite, which hinder the effectiveness of social communications. The researcher puts forward the thesis about the expediency of developing the educational direction of educational and upbringing activities, focused on the translation of the Russian civilizational code in the youth information environment.

Keywords: social institutions, Russian civilizational code, cultural sovereignty of the state, cultural immunity of society, interaction between the state and society, educational policy, cultural policy, educational activities, social communications

For citation: Stetsenko V.V. (2023). The Russian Civilization Code in the Context of Understanding the Pillars of Designing the Landscape of Cultural Policy. Communicology (Russia). Vol. 11. No.1. P. 96-108. DOI: 10.21453/2311-3065-2023-11-1-96-108.

Inf. about the author: Stetsenko Vladimir Vadimovich - lecturer at the Department of Branch Legal Disciplines, Taganrog Chekhov Institute - branch of Rostov State Economic University (RHEH). Address: 347936, Russia, Taganrog, Initsiativnaya st., 48. E-mail: vstetsenkov1992@ gmail.com.

Received: 13.02.2023. Accepted: 07.03.2023.

References

Bespalova T.V. (2020). Actual problems of state cultural policy in modern Russia. In: Improving the conceptual apparatus in the field of state cultural policy in modern Russia: collective monograph. Moscow. P. 84-96 (In Rus.).

Goloborodko A.Yu., Kamyshanskaya S.S., Stetsenko V.V. (2022). Cultural immunity as the basis for the formation of a new reality in the triangle «state-society-individual»: from turning off the culture

of cancellation to the renaissance of the essence of anthropocentrism. Power. Vol. 30. No. 3. P. 5864 (In Rus.).

Gutsalov A.A. (2016). Russian Civilization Code - Identity, Values, Culture. Culturological Journal. No. 4(26). P. 1-14 (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhapuev Z.A. (2013). Methodology for the study of the social immunity of the Russian society in the context of institutional transformation and risk potential. Historical and socio-educational thought. No. 2. P. 142-146 (In Rus.).

Kagan M.S. (1996). Philosophy of culture. St. Petersburg (In Rus.).

Kargapolov E.P. (2022). Cultural and civilizational codes: topical issues of theory. Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 2(460). Philosophical sciences. Issue 63. P. 27-35 (In Rus.).

Colin K.K. (2014). Sovereignty of Russia's National Culture and the Partnership of Civilizations. Strategic Priorities. No. 4. P. 4-6 (In Rus.).

Kupryashin G.L., Solovyov A.I. (2013). Theory and mechanisms of modern public administration: textbook. Moscow: Moscow State University (In Rus.).

Kuts V.A. (2013). Cultural immunity as the front line of informational self-defense of Russian culture and the intellect of Russians. Society. Environment. Development (Terra Humana). No. 4 (29). P. 159-164 (In Rus.).

Okhotsky E.V (2013). The ideology of the state and public service: a scientific report. Moscow; Rostov-on-Don (In Rus.).

Ponedelkov A.V., Starostin A.M. (2023). Elitogenesis and elite positioning in the context of the formation of new power orders. Essays on political elitology. Monograph. Rostov-on-Don (In Rus.).

Popov V.D. (2012). Management culture in the information society. Moscow (In Rus.).

Chernyakhovsky S.F. (2015). Cultural sovereignty and political culture. In: Political culture of society and the problem of preserving the cultural sovereignty of Russia: materials of the All-Russian Scientific and Technical Conference. P. 258-266 (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.