УДК 338.47:65(470) ББК 65.38(2Рос)
М. Б. Малецкая
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
РОССИИСКИИ РЫНОК УСЛУГ СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*
Анализируется состояние российского рынка услуг связи. Отмечается, что важную роль в условиях глобализации играет обмен информацией с помощью телекоммуникационной отрасли. Рассматриваются основные сегменты рынка связи, влияние географического фактора на проникновение услуг связи. Особое внимание уделяется некоторым телекоммуникационным показателям России в сравнении с США, Европой. При рассмотрении сравнительных телекоммуникационных показателей обосновывается положение о введении показателя — отношение плотности населения и плотности аппаратов. Указывается, что основным сегментом телекоммуникационного рынка России, формирующим финансовый поток, является сотовая связь, а перспективным сегментом — онлайн-игры. Анализ основных экономических показателей в отношении услуг связи по России позволил сделать вывод о том, что за три года рост объемов услуг связи отстает от роста ВВП. Делается акцент на необходимость развития данного рынка, активного использования достижений отечественной ИТ-индустрии, дальнейшего роста привлекательности российского рынка для зарубежных и отечественных операторов связи в целях участия в процессе глобализации.
Ключевые слова: рынок связи; телекоммуникации; сегменты российского рынка связи; сравнительные телекоммуникационные показатели России с США и Европой.
M. B. Maletskaya
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
THE RUSSIAN MARKET OF COMMUNICATION SERVICES IN THE PROCESS OF GLOBALIZATION
Information exchange by means of telecommunications has an important role in global processes. The article analyzes the current state of Russian communications services market, studies its key segments, and impact of the geographical factor on expansion of communications services. Special attention is given to particular telecommunication indicators of Russian compared to those of the USA and Europe. The author proposes to introduce such indicator as ratio of density of population to the number of communication units. It is noted that the key segment of Russian telecommunications market that forms a cash flow is mobile communications, and on-line games is a prospective segment. An analysis of key economic indicators concerning Russian communications services shows that during the last three years the growth of communications services has been slower than that of GDP. The author stresses that in order to participate in globalization it is necessary to develop this market segment, to use workouts of national IT industry, and increase attractiveness of Russian market for foreign and national communications services providers.
Keywords: communications market; telecommunications; segments of Russian communications market; comparative telecommunications indicators of Russia, the USA and Europe.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-60 «Разработка методологических подходов к оценке эффективности мер налогового и таможенного регулирования» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256015).
© М. Б. Малецкая, 2013
Характерной особенностью развития современного мирового рынка телекоммуникаций все больше становится его глобализация. Она выражается не только в проникновении операторов связи развитых стран на иностранные рынки, но и в стремлении мирового сообщества приобщить к участию в этом процессе различные страны мира. Такой подход для промышленно-развитых стран означает сохранение и расширение производства, для развивающихся стран — получение кредитов и недискриминационный доступ к современным технологиям связи.
Знание, информация и интеллект сейчас определяют развитие общества и, соответственно, качество жизни людей. Главным условием развития мировой экономики становится обмен информацией, обеспечение которого берет на себя телекоммуникационная отрасль. В ближайшее время телекоммуникации станут ключевой системообразующей отраслью, определяющей эффективность производства и являющейся катализатором развития мировой экономики.
Отечественный рынок телекоммуникаций — один из наиболее быстро развивающихся, темпы роста некоторых сегментов которого признаны международными экспертами самыми высокими в мире. За последние пять лет отрасль развивалась в 3 раза быстрее, чем аналогичные отрасли в США, Восточной Европе и Юго-Восточной Азии.
По состоянию на 2012 г. вклад отрасли коммуникаций и связи в ВВП России составляет 4 Показатели дохода от услуг связи по отношению к ВВП, в процентном соотношении за предыдущие годы, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели в отношении услуг связи по России 2008-2010 гг., млрд р.
Показатель 2008 2009 2010
Валовый внутренний продукт в рыночных ценах 41 264,9 38 797,3 44 939,2
Доход от услуг связи 1 221,5 1 274,3 1 353,3
Доход от услуг связи по отношению к ВВП, % 3,0 3,3 3,0
Как видно из данных табл. 1, темпы роста ВВП и темпы роста отрасли связи на протяжении трех лет были схожи, за исключением 2009 г., когда экономический кризис вызвал сокращение ВВП и, всего лишь, снижение роста объема связи. Показатель отношение прироста ВВП к приросту отрасли связи позволяет сравнивать скорости роста ВВП и отрасли и характеризует превышение темпов роста ВВП относительно темпов роста отрасли. Как видно, за сравниваемые три года этот показатель значительно не менялся, что говорит об отставании роста объемов услуг связи от роста ВВП, иными словами, ВВП прирастает быстрее.
Согласно Федеральному закону «О связи» от 7 июня 2003 г. № 126-ФЗ, единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
- сеть связи общего пользования;
- выделенные сети связи;
- технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
- сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
ОАО «Ростелеком» является монополистом в предоставлении услуг фиксированной связи населению России. Согласно информации, приведенной в
1 URL : Ыйр// comnews.ru.
докладе «Сибирь по телекоммуникационной карте России» директором департамента консалтинга J'son and Partners Consulting А. А. Шуголь, основными сегментами рынка связи, формирующими финансовый поток, являются:
- сотовая связь:
- продажа цифровых устройств (гаджетов);
- фиксированная телефония;
- интернет;
- платное телевидение.
«Локомотивом» телекоммуникационного рынка России названа сотовая связь, которая принесла в бюджет страны в 2010 г. 800 млрд р. Далее идет фиксированная телефония — 150 млрд р., продажа цифровых устройств — 140 млрд. р., интернет занимает четвертое место — 90 млрд р. [1, с. 75].
Мобильный интернет представляют три крупнейших оператора, так называемая «Большая Тройка»: «МТС», «Билайн», «Мегафон». Сотовые компании сегодня являются полноценными заменителями фиксированной связи. Сегодня можно обойтись без стационарного телефона в квартире, без компьютера, радио и телевизора, но не без сотового телефона.
Во время кризиса 2008 г. пострадали сотовая связь и продажа гаджетов, однако фиксированная связь, интернет и платное телевидение показали небольшие темпы роста, несмотря на кризис. В качестве перспективного сегмента назван сегмент онлайн-игр.
Географический фактор напрямую влияет на проникновение услуг связи и технические возможности их внедрения в России.
Все население домохозяйств России можно разделить на следующие группы относительно местожительства: 27 % — села; 30 % — города с населением до 200 тыс.; 23 % — города с населением 200-750 тыс. чел.; 10 % — города с населением более 750 тыс. чел.; 10 % — Москва и Санкт-Петербург.
Приведем аналитические данные департамента консалтинга J'son and Partners Consulting. На конец 2010 г. на 27 домохозяйств приходилось:
- более 40 sim-карт;
- более 18 сотовых телефонов, купленных за последние три года;
- 7 квартирных телефонов;
- примерно 4 компьютера, подключенные к широкополосному доступу в интернет (ШПД) на 10 семей;
- более трех телевизоров, подключенных к услуге платного телевидения;
- примерно 8 из 10 чел. являются активными пользователями социальных сетей.
В табл. 2 представлены некоторые телекоммуникационные показатели России в сравнении с США и Европой.
Таблица 2
Сравнительные телекоммуникационные показатели на 2010 г.
Показатель Европа США Россия
Территория, млн м2 4,32 9,51 17,0
Население, млн чел. 501,1 309,47 145,7
Плотность населения на 1 км2 116,0 32,54 8,6
Абонентских устройств подвижной радиотелефонной (мобильной) связи, млн шт. 234,0 164,0
Телефонная плотность телефонной сети общего пользования (ТСОП), на 100 жителей 40,3 28,1 31,8
Телефонная плотность аппаратов ТСОП на 1 км2 46,7 9,14 2,73
Соотношение плотности населения и плотности аппаратов ТСОП на 1 км2 2,48 3,5 3,15
Одним из основных показателей проникновения и развитости телефонии в стране является плотность телефонных аппаратов на душу населения. Как видим, Россия опережает США, но отстает от Европы по данному показателю (см. табл. 2).
Другой важный принятый показатель — плотность аппаратов на 1 км2. Но производить сравнение и оценку по этому показателю не корректно, так как страны имеют разную плотность жителей на км2. Россия с ее огромной территорией и низкой плотностью населения просто не нуждается в такой же плотности аппаратов как Европа. По нашему мнению, корректно ввести и рассматривать иной показатель — отношение плотности населения и плотности аппаратов, это даст более правдивую картину. По данному показателю Россия опережает Европу, но отстает от США.
Наибольший вклад в интернет-экономику России на сегодняшний день вносят частные пользователи. Далее следуют инвестиции частных компаний и государственные затраты. Высокий по сравнению с другими европейскими странами уровень инвестиций отчасти объясняется необходимостью строительства интернет-инфраструктуры.
Наиболее динамично развивающимся и имеющим значительный потенциал роста является российский сегмент всемирной сети Интернет, существующий сравнительно недавно — с апреля 1994 г. Использование современных технологий, таких как АТМ (асинхронный режим передачи), ISDN (цифровая сеть с интегральным обслуживанием), а также конвергенция фиксированных и мобильных сетей обеспечивают широкополосной высокоскоростной доступ к сети Интернет не только для обмена информацией, но и для реализации значительного числа бизнес-приложений.
По состоянию на март 2012 г., в абсолютных показателях численность интернет-пользователей в РФ — 59,7 млн чел. (седьмое место в мире). В процентном отношении это означает, что на сегодняшний день 43 % россиян выходят в интернет хотя бы один раз в месяц. За последнее десятилетие число пользователей в нашей стране возросло более чем в 18 раз. По данным Бостонской консалтинговой группы, в России сейчас среднестатистический пользователь проводит в сети 1,7 часа в день. При этом в отличие от развитых государств, где интернет преимущественно ассоциируется с домашним персональным компьютером и интернетом на дому, в России, Индии, Китае и Бразилии, благодаря увеличению числа портативных компьютеров, развитию сетей третьего поколения (3G) и появлению дешевых и функциональных смартфонов, самыми быстроразвивающимися видами доступа к сети стали мобильные телефоны и интернет-кафе.
В России в 2011-2015 гг. проникновение мобильного интернета предположительно вырастет с 29 % мобильных пользователей до 36 %, а в Индии с 12 до 34 %. В Китае в 2015 г. мобильный интернет будут использовать более 600 млн чел.
Согласно исследованию одной из ведущих мировых консалтинговых компаний McKinsey, доля интернет-экономики в ВВП рассмотренных стран в мировой экономике составляет 70 % и колеблется от 6,3 % в Швеции до 0,8 % в России. Россия выделяется самым высоким показателем частного потребления интернета — 74 %, весьма высокими частным инвестированием — 33 %, государственными затратами в этой отрасли — 25 %.
Однако импорт интернет-ресурсов значительно превышает их экспорт, в результате чего отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в этом секторе составило 32 % вклада интернет-экономики в ВВП страны. В России интернет-экономика слабо ориентирована на экспорт, не развит аутсорсинг услуг,
но при этом пользователи тратят значительные средства на зарубежных сервисах, таких как Skype (бесплатное программное обеспечение, предоставляющее голосовую связь через интернет), всемирный онлайновый аукцион еВау, покупку иностранного «софта» (программного обеспечения), онлайн-игры (например, World of Warcraft) и др.
По прогнозам аналитиков, на сегодня проникновение ШПД по России составляет 32 %. Предел насыщения российского рынка ШПД в 2014 г. — 50 %, в городах сателлитах (Новосибирск, Пермь и др.) — 40 %. Основными поставщиками данной услуги являются региональные («Иркнет Телеком», «Эр-Телеком», «Стрела-Телеком», «Сибтелеком», «Новотелеком», «Сибирские Сети», «Омские кабельные сети») и федеральные провайдеры («Ростелеком», «ТТК»).
Несмотря на определенные достижения отечественной ИТ-индустрии и успехи российских интернет-компаний, Россия по вкладу в экономику страны отстает от стремительного взлетевшего индийского рынка информационных технологий. Потенциал российской интерне-экономики велик, и есть основания надеяться, что ее объем будет расти.
На российском рынке связи появляются новые виды услуг, которые востребованы бизнесом, банками, физическими лицами. Этот рынок является привлекательным для отечественных и зарубежных операторов связи, что позволяет активно участвовать в процессе глобализации, развития отечественной экономики.
Список использованной литературы
1. Болданова Е. В. Рынок услуг связи : учеб. пособие / Е. В. Болданова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 232 с.
References
1. Boldanova E. V. Rynok uslug svyazi [Communications services market]. Irkutsk, Baikal State University of Economies and Law Publ., 2010. 232 p.
Информация об авторе
Малецкая Марина Борисовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Maletskaya Marina Borisovna — PhD in Economics, Associate Professor, Dep-t of Logistics and Commerce, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].