Научная статья на тему 'Российский рынок ценных бумаг: тенденции развития, финансовая грамотность и защита частных инвесторов'

Российский рынок ценных бумаг: тенденции развития, финансовая грамотность и защита частных инвесторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ИНВЕСТОРОВ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / COMPENSATION SCHEMES / STOCK MARKET / INVESTMENTS / COMPENSATION FUNDS / PROTECTION OF INVESTOR'S RIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прозоров Х.Х.

В статье рассматривается актуальное состояние частных инвестиций на российском финансовом рынке, а также проблемы, мешающие их развитию. Предложены изменения в проект внесенного в Государственную Думу Закона «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Внесены направления, способствующие популяризации и защите инвестиций, а также повышению финансовой грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian capital market: development tendencies, financial literacy and private investors protection

The current state of the Russian Capital Market private investments as well as its development impediments are presented in this research. Author states that one of the most fundamental aspects for the lag in development and unpopularity of the financial market instruments among the general public is the lack of protection of investments at the stock market through the compensation fund institution.Investment insurance scheme functions for a long period of time both at emerging and developed markets: in 1970 the Securities Investment Protection Corporation was settled in the USA and in2001 the Financial Services Compensation Scheme was introduced in the UK. While scrutinizing Russian law enforcement system one can notice the lag of modern mechanisms of security of property rights from the current changes at the financial market. Nowadays we can witness the growing tendency for globalization which accounts for the rise in the level of competition which includes capital markets. That is why it is of primary importance to create and to implement the legislation for compensation funds at stock markets shortly in order to maintain the leading role between the participants of the Eurasian Economic Union (where Russian Federation is deeply involved as a fully legitimate member) and to become one of top-10 financial centers in Europe and Asia. Also, changes to a pending government law «Private investment accounts insurance» are proposed to apply. Furthermore, various measures that could help to develop public awareness of investments and improve financial literacy are being considered as important steps to evolve.

Текст научной работы на тему «Российский рынок ценных бумаг: тенденции развития, финансовая грамотность и защита частных инвесторов»

Прозоров Х. Х., аспирант департамента «Финансовые рынки и банки», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Prozorov.Khariton@gmaii.com

Российский рынок ценных бумаг: тенденции развития, финансовая грамотность и защита частных инвесторов

В статье рассматривается актуальное состояние частных инвестиций на российском финансовом рынке, а также проблемы, мешающие их развитию. Предложены изменения в проект внесенного в Государственную Думу Закона «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Внесены направления, способствующие популяризации и защите инвестиций, а также повышению финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: защита инвесторов, финансовая грамотность, компенсационные фонды, частные инвестиции.

Введение

В обращении1 к Федеральному Собранию РФ в декабре 2016 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил важность развития небанковского финансового сектора:

«Так, во многих государствах успешно работает небанковский финансовый сектор. Следует развивать его и у нас: это позволяет привлекать средства инвесторов, граждан в экономику через облигации и другие механизмы.

Рассчитываю, что Банк России и Правительство совместно проработают предложения по развитию финансового рынка».

В предыдущем обращении2 в 2015 г. Президент отмечал потенциал внутренних сбережений:

«<Для обновления экономики нам следует активнее использовать инвестиционный

1 http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/53379

2 http://kremlin.ru/events/president/transcripts/

messages/50864

потенциал внутренних сбережений. Я прошу ЦБ и Правительство представить предложения по развитию рынка корпоративных облигаций, о чем мы тоже уже неоднократно говорили. Необходимо упростить процедуру их выпуска и приобретения. А чтобы инвесторам, гражданам было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора, предлагаю освободить от налогообложения купонный доход на эти облигации, в том числе от налога на доходы физических лиц».

Между тем на текущий момент поручение Президента не выполнено, законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»3, в котором говорится о том, чтобы сделать налогообложение купонного дохода по облигациям аналогичным действующему налогообложению банковских вкладов, так и остался нереализованным проектом, хотя при разработке в январе-марте 2016 г. планировалось вступление законопроекта в силу с 1 января 2017 г.

3 http://regulation.gov.ru/projects#npa=44904

Цели и направления развития

Следует отметить, что Центральный банк в опубликованных «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов» указывает на то, что развитие финансового рынка является одним из приоритетных направлений. Выделено три цели развития:

1) повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка;

2) содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию;

3) создание условий для роста финансовой индустрии.

В документе выделено множество направлений развития, среди которых хотелось бы отметить следующие:

1) повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний;

2) развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;

3) обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения.

Остановимся прежде всего на третьем пункте. Согласно исследованию4 международного рейтингового агентства Standard & Poor's, проведенному в 140 странах мира путем интервьюирования более чем 150 тысяч человек, доля финансово грамотного населения в России составляет 38%. Исследование5 Организации экономического сотрудничества и развития в России, иници-

4 http://gflec.org/wp-content/uploads/2015/11/3313-Finlit_Report_FINAL-5.11.16.pdf

5 http://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/ OECD- INFE-International-Survey-of-Adult-FInancial-Literacy-Competencies.pdf

ированное Минфином России, проведенное в 30 странах, показало, что Россия заняла 25-е место, получив 12,2 балла при максимальном показателе в 21 балл. Отсюда следует, что у граждан Российской Федерации крайне низкий уровень финансового образования и долгосрочного планирования личных финансов.

В докладе для общественных консультаций «Совершенствование регулирования брокерской деятельности» Центральным банком выдвигается мысль о том, что фундаментальной основой доверия инвестора к финансовому рынку является действенность механизма защиты прав собственности. Залогом создания благоприятного инвестиционного климата и основой устойчивого экономического роста могут служить объединенные усилия законодательной, исполнительной и судебной власти в укреплении данной защиты.

Согласно международным стандартам регулирования финансового рынка (ЮSC0) предусматривается обязанность национальных регуляторов устанавливать требования по идентификации, безопасному хранению и сегрегации активов клиентов инвестиционными фирмами. Указанные документы обязывают инвестиционные фирмы предпринимать все разумные меры, такие как сегрегация клиентских активов, для однозначного определения их принадлежности и их безопасного хранения, в том числе если их хранение осуществляется в цепи номинальных держателей. Также обязанностью инвестиционных фирм является информирование клиентов о способах хранения их активов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полемика о необходимости серьезного повышения уровня финансовой грамотности и уровня проникновения финансовых услуг ведется достаточно давно, ее сторонниками являются и государственные органы федерального уровня, и профессиональное сообщество. Нельзя отрицать, что Федеральной службой по финансовым рынкам России, а теперь мегарегулятором в лице Центрального банка и Министерством финансов

Российской Федерации проводились различные мероприятия по повышению финансовой грамотности. Но, несмотря на отсутствие результатов, которые могли бы обрадовать, в последние два года, по крайней мере, дан старт комплексу мероприятий, которые должны дать ощутимые результаты:

• положено начало масштабному проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации», который реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. Консорциум НИУ ВШЭ, РАНХиГС и ИЭП им. Е. Гайдара занимается повышением финансовой грамотности в школах, колледжах и лицеях, МГУ им. М. В. Ломоносова отвечает за студентов вузов, а Финансовый университет при Правительстве РФ, в свою очередь, отвечает за взрослое население;

• введены с 1 сентября 2016 г. в школах пилотных регионов факультативные занятия по финансовой грамотности. Разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», одобренный Центральным банком Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации. В дальнейшем планируется сделать такие уроки обязательными по всей стране;

• разработаны и запущены образовательные веб-сайты ВашиФинансы.РФ и Хо-чуМогуЗнаю.РФ;

• создано в Банке России отдельное Управление финансовой грамотности и взаимодействия с институтами гражданского общества, одной из задач которого является создание альтернативного сайта Центрального Банка непосредственно по финансовой грамотности.

Центральный банк с 1 июля 2018 г. планирует существенным образом изменить подход к категорированию инвесторов, а вместе с ним к определению перечня доступных для инвестирования инструментов и размеру предоставляемого кредитного

плеча. Предполагается, что путем обязательного выявления инвестиционного профиля нового клиента посредством анкетирования инвесторы будут отнесены к одной из трех категорий: неквалифицированный инвестор, квалифицированный инвестор, профессиональный инвестор. Основными параметрами, которые будут использоваться для определения категории инвестора, станут знания и опыт инвестирования или работы в финансовой организации, размер активов и наличие квалификационных аттестатов. Центральным Банком или саморегулируемой организацией, если данная функция будет делегирована, будут введены единые паспорта финансовых продуктов и услуг, а также будет разработана единая для всех продуктов шкала рискованности, что упростит для начинающего инвестора сравнение и выбор между похожими инвестиционными инструментами.

Проблемы фондового рынка

По словам6 первого заместителя председателя Центрального банка Сергея Швецова, распространение негативного опыта инвестирования многократно превышает распространение позитивного опыта. Изменения в регулировании направлены на то, чтобы «<ожидания наших граждан совпадали с тем, что они получают в результате инвестирования, чтобы они адекватно понимали те риски, которые сопутствуют этому инвестированию, чтобы они понимали возможности, которые дает финансовый рынок для приумножения и сохранения собственного капитала», «мы должны иметь миллионы инвесторов, а не десятки тысяч».

В то же время Центральный банк проводит комплекс мер по регулированию валютного рынка Форекс. С 2014 г. для того, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера, необходимо:

6 https://www.youtube.com/watch? v=06LaPNiYBn8

1) вступить в саморегулируемую организацию форекс-дилеров (на данный момент самой крупной СРО является Ассоциация форекс-дилеров www.sroafd.ru);

2) соответствовать финансовым требованиям: размер собственных средств должен составлять не менее ста миллионов рублей;

3) соответствовать техническим требованиям, к примеру, основной и резервный комплексы программно-технических средств, центры обработки данных, используемых форекс-дилером, должны находиться на территории Российской Федерации;

4) сайт должен соответствовать требованиям к раскрытию информации, к отдельным категориям сотрудников предусмотрены специальные требования.

На текущий момент Центральный банк выдал 6 лицензий форекс-дилера, однако по различным регуляторным требованиям компании до сих пор не могут приступить к обслуживанию клиентов. В то же время множество компаний (в большинстве своем зарегистрированных в оффшорных зонах), не получивших лицензию Центрального Банка, продолжают в нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» рекламировать свои услуги в Интернете, на радио, а также на рекламных уличных щитах. Кроме того, ими применяются разные стратегии «легального обхождения» Закона. К примеру, проводятся рекламные кампании не самих финансовых услуг, а обучения торговле на финансовом рынке (при этом указанная в рекламе лицензия являет-

ся лицензией на предоставление образовательных услуг). Возможно, для того чтобы довести регулирование рынка форекс-дилеров и защиту неквалифицированных инвесторов до логического финала, Центральному банку с помощью Роскомнадзо-ра потребуется блокировать доступ к сайтам недобросовестных участников.

Меры по защите денежных средств

Мы полагаем, что одной из фундаментальных причин отставания в развитии и непопулярности инструментов фондового рынка среди населения является отсутствие системы защиты инвестиций на фондовом рынке через институт компенсационных фондов. В банковском секторе на основании Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» была создана государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). На текущий момент страхованию подлежат денежные средства, размещенные на вкладах и счетах физических лиц в размере до 1,4 млн руб. Стоит заметить, что сумма максимальной выплаты поэтапно повышалась несколько раз, начиная с первоначальной суммы в 100 тысяч рублей (табл. 1).

По нашему мнению, последнее повышение в декабре 2014 г. было оперативной реакцией Правительства РФ на разразившуюся панику на валютном рынке (резкое обесценивание курса рубля в «черный вторник» 16 декабря 2014 г., когда биржевой курс

Таблица 1. Суммы максимальной выплаты по вкладам Table 1. Amounts of compensation payment on deposits

Период действия Застрахованная сумма, руб.

1 января 2004 — 9 августа 2006 100 000

10 августа 2006 — 25 марта 2007 190 000

26 марта 2007 — 1 октября 2008 400 000

2 октября 2008 — 28 декабря 2014 700 000

29 декабря 2014 — настоящее время 1 400 000

25 000 ^ 20 000 Щ 15 000 | 10 000 5000 0

Рис. 1. Объем вкладов населения в российских банках Fig. 1. The volume of household deposits in Russian banks

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доллара превысил 80 рублей, курс евро — 100 рублей, а ключевая ставка Центрального банка на внеочередном заседании Совета директоров Банка России была экстренно поднята с 10,5 до 17%). Цель данного резкого повышения страховой суммы заключалась в том, чтобы граждане не расторгали досрочно валютные вклады, которые из-за валютной переоценки перестали полностью защищаться прежней суммой в 700 тысяч рублей.

Полномочия АСВ постоянно расширяются — на данный момент помимо первоначально возложенных функций добавились следующие:

• ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций, а также функции по финансовому оздоровлению (санации) банков;

• гарантирования прав застрахованных лиц, формирующих и получающих накопительную пенсию, в системе обязательного пенсионного страхования.

Рисунок 1 свидетельствует о том, что после введения системы страхования вкладов уровень доверия населения к банковской системе постоянно укрепляется, а вместе с ним растет и объем средств на депозитах, который в 2016 г. превысил 23 трлн рублей.

Компенсационные механизмы на рынке ценных бумаг

Центральный Банк установил целевое значение инфляции на 2017 г. на уровне 4,0%. Скорее всего, для достижения дан-

ной цели Центральный банк будет проводить плавное снижение денежно-кредитной политики и снизит в течение года ключевую ставку на 1,5-2,5%. Вместе со снижением ключевой ставки упадет доходность банковских депозитов, что увеличит число граждан, которые будут искать доходность, аналогичную вкладу с сопоставимыми рисками. И такой инструмент уже существует — это государственные облигации (федеральные или субфедеральные). Доходность по данным ценным бумагам составляет порядка 8,5-10,5% годовых в зависимости от выпуска. При этом необходимо отметить, что суверенный риск намного ниже, чем риск любого крупного банка. Полагаем, что появление массового розничного инвестора на рынке облигаций даст возможность государству и бизнесу производить займы предельно «прозрачно» и под более низкую ставку по сравнению с банковским кредитом.

Учитывая «российский менталитет», череду финансовых пирамид и банкротств в середине 1990-х, низкий уровень финансовой грамотности, можно предположить, что граждане начнут задумываться о переходе из категории вкладчиков в категорию инвесторов, если будут уверены в том, что их инвестиции надежно защищены.

Отметим, что дискуссии о необходимости создания компенсационных механизмов на рынке ценных бумаг ведутся больше 20 лет (от первого Указа Президента РФ от 18.11.1995 № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»

вплоть до «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»). Однако на практике за этот длительный временной промежуток был создан только Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ). Он был учрежден в виде некоммерческой организации, призванной осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим в результате противоправных действий не-лицензированных финансовых компаний. ФОГФ выплачивает компенсации вкладчикам не всех финансовых компаний, а только тех, которые по правилам фонда включаются в реестр на выплаты. Максимальный размер компенсации крайне низкий: для вкладчиков-ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. составляет 100 тысяч рублей, остальным вкладчикам не более 25 тысяч рублей. По данным бухгалтерского отчета фонда, за 2015 г. под целевое финансирование отводилось 1,32 млрд рублей.

Системы страхования инвестиций достаточно давно функционируют как на развитых, так и на развивающихся рынках: на американском в 1970 г. была создана The Securities Investor Protection Corporation, в Англии в 2001 г. была запущена Financial Services Compensation Scheme, примером среди развивающихся стран БРИКС может являться Китай, который в 2005 г. учредил China Securities Investor Protection Fund Corporation.

Законодательный аспект

Российские саморегулируемые организации также разрабатывали свои проекты формирования компенсационных механизмов. Так, Национальная фондовая ассоциация (НФА) в 2012 г. провела круглый стол на тему «О целесообразности создания компенсационных фондов по профессиональной деятельности». Рабочей группой НФА был разработан Проект Федерального закона «О внесении изменений в Феде-

ральный закон "О рынке ценных бумаг"», который вводил отдельную ст. 17, посвященную компенсационным фондам. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) в лице своего президента Алексея Тимофеева не раз заявляла в СМИ и на профильных конференциях тему необходимости создания компенсационных механизмов на небанковском финансовом рынке. Предложения НАУФОР легли в основу Законопроекта № 76910-7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах», представленного в Государственную Думу депутатом Анатолий Аксаковым и членом Совета Федерации Николаем Журавлевым.

Представление законопроекта не означает его скорое принятие и принятие вообще, но это можно считать настоящим «прорывом», так как ранее все завершалось на уровне словесных деклараций о намерениях. Данный законопроект подразумевает создание на базе АСВ отдельного обособленного фонда, который будет страховать денежные средства и ценные бумаги, находящиеся на клиентском счету у брокера, доверительного управляющего или в депозитарии, в рамках открытого Индивидуального инвестиционного счета (ИИС)7. Основные положения законопроекта:

7 Индивидуальный инвестиционный счет — счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента — физического лица. По индивидуальному инвестиционному счету предусмотрено два типа налоговых вычетов:

1) налогоплательщик сможет ежегодно получать налоговый вычет (до 52 000 руб.) по налогу на доходы физических лиц в сумме денежных средств (до 400 000 руб.), внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (подп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ);

2) по окончании договора на ведение ИИС, по истечении не менее трех лет, налогоплательщик может получить вычет по налогу на доходы физических лиц в сумме доходов, полученных от операций по инвестиционному счету — т. е. вся прибыль будет освобождена от налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

• фонд финансируется в основном за счет взносов профессиональных участников, государство и Центральный Банк в финансировании не участвуют;

• страховое возмещение предполагается выплачивать инвесторам в случае отзыва, аннулирования лицензии у профессионального участника рынка, а также введения Банком России моратория на удовлетворение требований к кредитной организации;

• система страхования не покрывает инвестиционные риски (колебания стоимости ценных бумаг), в том числе произошедшие в связи с банкротством эмитента;

• на получение выплаты может претендовать только клиент — физическое лицо, являющийся неквалифицированным инвестором;

• законопроектом предусмотрено формирование Совета по управлению фондом страхования инвестиций на фондовом рынке, в который войдут по одному представителю от Правительства РФ, Минфина России и ЦБ РФ, два представителя от саморегулируемых организаций на финансовом рынке, пять представителей страхователей (брокеров, управляющих компаний, депозитариев) и генеральный директор АСВ.

Внесение законопроекта для рассмотрения Государственной Думой — это огромный шаг вперед. Тем не менее некоторые положения законопроекта вызывают серьезную озабоченность, и на них необходимо обратить внимание.

Во-первых, законопроект защищает только индивидуальные инвестиционные счета. Каковы предпосылки этого? Отметим, что минимальный срок нахождения средств на счету 3 года, в теории это относительно «длинные» деньги, хотя, с другой стороны, ничто не запрещает инвестору совершать ежедневные спекулятивные операции. Следующей причиной страхования только ИИС может являться относительно небольшое количество открытых счетов и размещенных на них средств (данная категория счетов появилась только 1 января 2015 г., количество ИИС счетов по состоянию на январь 2017 г.

в 5,7 раза меньше, чем количество обычных счетов). По нашему мнению, лучшим решением было бы распространение действия Закона на все счета одновременно (и на обычные, и на ИИС). При этом, полагаем, необходимо изначально уменьшить, а по мере наполнения фонда, как это происходило с АСВ, постепенно увеличивать сумму максимальной выплаты. Тем самым защита распространялась бы сразу на всех инвесторов, а не только на узкую категорию тех, кто готов инвестировать на срок от трех лет и хочет воспользоваться налоговыми вычетами.

Во-вторых, дата 1 января 2018 г. указана как срок вступления Закона в силу. Не позднее 180 дней с момента вступления Закона в силу брокеры, управляющие и депозитарии, оказывающие услуги физическим лицам, обязаны стать участниками системы страхования инвестиций. Однако Глава 2 «Порядок и условия выплаты страхового возмещения» вступает в силу только с 1 июля 2021 г., т. е. спустя 3,5 года после создания компенсационного фонда. По нашему мнению, как уже отмечалось, более правильным было бы сократить размер максимальной выплаты, но сделать выплаты возможными в более ранние сроки. Возможно, максимальная сумма в 1,4 млн руб. была выбрана не случайно: авторы законопроекта хотели, чтобы у граждан не возникало различий при сравнении размера страхования банковских вкладов и инвестиций на фондовом рынке.

В-третьих, в законопроекте в ст. 5 указано, что страхованию подлежат следующие инвестиции застрахованных лиц: «1) денежные средства, переданные брокеру в соответствии с договором о брокерском обслуживании, который предусматривает ведение индивидуального инвестиционного счета, а также денежные средства, полученные брокером по сделкам и операциям, совершаемым на основании такого договора, при условии, что договором не предусмотрено право брокера использовать в своих интересах денежные средства клиента». Вопрос с запретом на использование броке-

ром денежных средств клиента поднимается впервые. Данная мера направлена на снижение рисков, но в случае мошеннических действий брокер сможет воспользоваться денежными средствами клиента. Если данный пункт останется в итоговой версии законопроекта, то брокерские компании, скорее всего, введут дополнительную комиссию за ведение ИИС, чтобы компенсировать выпадающие доходы от использования средств клиента в маржинальных целях, что приведет к росту стоимости обслуживания счета у конечного клиента. Наконец, данная мера является половинчатой, так как речь идет о запрете использования денежных средств, а ведь брокер может брать взаймы и ценные бумаги через механизм РЕПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем большую озабоченность вызывает ст. 31, в которой говорится об обеспечении финансовой устойчивости системы страхования инвестиций: «Финансовая устойчивость системы страхования инвестиций не гарантируется и не обеспечивается государством». По нашему мнению, все же необходимо предусмотреть возможность получения кредита от Центрального банка по решению Совета директоров Банка России, так как недостаток средств для выплаты компенсаций инвесторам в обособленном фонде АСВ может нанести серьезный репутационный урон самому агентству и понизит только что достигнутый уровень доверия граждан к финансовой системе.

В период 2015-2016 гг. 15 крупнейшими участниками Московской биржи зарегистрировано более 200 000 ИИС счетов, оценка активов на данных счетах по состоянию на февраль 2016 г. составила 5,7 млрд руб., а общее количество уникальных клиентов физических лиц в декабре 2016 г. составило всего 1 102 966 человек, или 0,75% всего населения, что составляет 1,51% экономически активного населения Российской Федерации. Согласно исследованию8 Банка

8 http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/acc indicators_0116.pdf

России, доля взрослого населения, имеющего один и более вклад в кредитной организации, составляет 10,3%, т. е. превышает число инвесторов более чем в 13 раз.

По нашему мнению, для дальнейшего увеличения числа розничных инвесторов помимо введения системы страхования инвестиций необходимо обратить внимание:

• на создание института лицензируемых независимых финансовых советников, оказывающих консультационные услуги и подбирающих клиенту инструменты в зависимости от его долгосрочного финансового плана;

• снятие запрета на приобретение неквалифицированными инвесторами иностранных ценных бумаг, кроме тех, которые допущены к обращению на организованном рынке. На практике от данного запрета имеется негативный эффект — спрос инвесторов на иностранные финансовые инструменты удовлетворяется путем открытия счетов и вывода капитала в иностранные финансовые организации, нередко расположенные в оффшорных зонах. Регулятору стоит поддерживать спрос на российскую биржевую инфраструктуру;

• внесение изменений в налоговое законодательство исключающих налогообложение доходов от операций с иностранными ценными бумагами (а также инструментов локального и государственного долга, например еврооблигаций Министерства Финансов), которые возникают исключительно из-за изменения стоимости курса рубля и не связаны с ростом стоимости самого финансового инструмента. Это позволит эффективно привлекать валютную ликвидность за счет внутреннего спроса и снизит зависимость государственного бюджета от внешних источников.

Заключение

Подводя итоги, можно констатировать, что на уровне и законодательной, и исполнительной власти, а также профессиональным и научным сообществами ведется ак-

тивная работа по повышению финансовой грамотности населения и привлекательности частных инвестиций на российский фондовый рынок, но множество поставленных задач, в том числе по созданию механизма защиты частных инвестиций через институт компенсационных фондов, остаются нереализованными.

Список литературы

1. Габов А. В. Ценные бумаги: Вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. — 1104 с.

2. Тимофеев А. В. НАУФОР: Комментарии к докладу Банка России для общественных консультаций. 2016. — 7 с.

3. Турбанов А. В. Обеспечение законности при функционировании компенсационных механизмов на финансовых рынках // Журнал Российского права. 2012. № 1 (181). — 33 с.

References

1. Gabov A. V. Tsennye bumagi: Voprosy teorii i pravovogo regulirovaniya rynka [Securities: Issues of Theory and Legal Regulation of the Market]. Moscow, Statut Publ., 2011. 1104 p.

2. Timofeev A. V. Comments on the report of the Bank of Russia for public consultation. NAUFOR. 2016. 7 p. (in Russ.).

3. Turbanov A. V. [The rule of law in the functioning of the compensation mechanisms in the financial markets]. Zhur-nal Rossiiskogo Prava — Journal of Russian law, 2012, no. 1 (181). 33 p. (in Russ.).

Kh. Prozorov, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Prozorov.Khariton@gmail.com

Russian capital market: development tendencies, financial literacy and private investors protection

The current state of the Russian Capital Market private investments as well as its development impediments are presented in this research. Author states that one of the most fundamental aspects for the lag in development and unpopularity of the financial market instruments among the general public is the lack of protection of investments at the stock market through the compensation fund institution.

Investment insurance scheme functions for a long period of time both at emerging and developed markets: in 1970 the Securities Investment Protection Corporation was settled in the USA and in 2001 the Financial Services Compensation Scheme was introduced in the UK. While scrutinizing Russian law enforcement system one can notice the lag of modern mechanisms of security of property rights from the current changes at the financial market. Nowadays we can witness the growing tendency for globalization which accounts for the rise in the level of competition which includes capital markets. That is why it is of primary importance to create and to implement the legislation for compensation funds at stock markets shortly in order to maintain the leading role between the participants of the Eurasian Economic Union (where Russian Federation is deeply involved as a fully legitimate member) and to become one of top-10 financial centers in Europe and Asia. Also, changes to a pending government law «Private investment accounts insurance» are proposed to apply. Furthermore, various measures that could help to develop public awareness of investments and improve financial literacy are being considered as important steps to evolve.

Keywords: compensation schemes, stock market, investments, compensation funds, protection of investor's rights. About author:

Kh. Prozorov, Postgraduate Student For citation:

Prozorov Kh. Russian capital market: development tendencies, financial literacy and private investors protection. Journal of Modern Competition, 2016, vol. 10, no. 6 (60), pp. 49-57 (in Russia, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.