Научная статья на тему 'Российский рынок сигар и сигарилл и особенности их производства на ОАО «Погарская сигаретно􏰀-сигарная фабрика»'

Российский рынок сигар и сигарилл и особенности их производства на ОАО «Погарская сигаретно􏰀-сигарная фабрика» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев И. В., Пуздрова Н. В., Лезный В. В., Русов С. А.

Проведен анализ российского рынка табачных изделий (сигар, сигарилл, трубочных табаков, курительных табаков и других видов табаков). В качестве примера приведен ассортимент продукции Погарской сигаретно􏰀сигарной фабрики, где идет постоянный поиск и разработка новых видов сигар и сига􏰀рилл с различным сочетанием вкуса и аромата дыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеев И. В., Пуздрова Н. В., Лезный В. В., Русов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian market of cigars and cigarillos and features of their manufacture on Open Company «Pogarskij cigarette and cigar factory»

Analysis of the Russian market of tobacco products (cigars, cigarillos, pipe tobacco, smoking tobacco and other kinds of tobacco) Is lead. As example the assortment of production of Pogarskij cigarette and cigar factory where there are constant search and development of new kinds of cigars and cigarillos with various combination of taste and aroma of smoke is resulted.

Текст научной работы на тему «Российский рынок сигар и сигарилл и особенности их производства на ОАО «Погарская сигаретно􏰀-сигарная фабрика»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Российский рынок сигар и сигарилл

и особенности их производства на ОАО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика»

И.В. Моисеев, Н.В. Пуздрова, В.В. Лезный, С.А. Русов

ОАО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика»

Современное состояние российского рынка табачных изделий характеризуется тенденцией по повышению спроса на нишевые продукты, такие как сигары, сигариллы, курительный табак, табак для трубок, кальянов и т. д. Это объясняется довольно широким ассортиментом данной группы товаров в специализированных и обычных магазинах, модой, ростом материального благосостояния населения страны, определенными успехами рекламной кампании, которую вольно или невольно развернули кино, телевидение и специализированные печатные издания.

По информации ассоциации табачных дистрибуторов «Грандтабак», основанной на анализе данных ГТК России, динамика импорта сигар выглядит следующим образом: 1998 г. - 862 тыс. шт., 1999 г.- 1515, 2000 г.- 1243,

2001 г. - 1598, 2002 г. - 2025, 2003 г. -2643 тыс. шт.

Как видно, рост импорта сигар составил 300 %. Основные бренды, представленные на рынке: Henry Wintermans, Vasco Da Gama, Don Juan, Don Antonio, Williger, Willem II, Habanos S.A., Bosner и др. Сигары импортируются из Кубы, Доминиканской Республики, Бразилии, Никарагуа, Голландии и Германии и предлагаются потребителю в основном поштучно из хьюмидоров, «кабинетов», банок, очень редко из пачек.

Динамика импорта сигарилл: 1998 г. - 16111 тыс. шт., 1999 г. - 51981, 2000 г. - 180352, 2001 г. - 61962,

2002 г. - 17772, 2003 г. - 27948 тыс. шт.

Сигариллы представлены в более

широком ассортименте: Henry Wintermans, Captain Black, Clubmaster, Don Antonio, Williger, Willem II, Danenmann, Ritmeester, Al Capone, Candle Light, Carlos Tarano Perdomo и др. Сигариллы импортируются в основном из Голландии, Германии, Доминиканской Республики, Бразилии, Франции, Испании и предлагаются потреби-

телю, как правило, в банках, пачках, коробках.

Динамика импорта трубочных табаков: 1999 г. - 4640 кг, 2000 г. - 13657, 2001 г. - 14415,3, 2002 г. - 17652,6, 2003 г. - 22674 кг.

Трубочный табак представлен следующими брендами: Captain Black, Exclusive, Alsbo, SAVINELLI Light Aroma, Vorontsoff Diamond, W.O. Larsen, Vanilla Cream, Amphora Golden, Signature. Основные страны-экспортеры: Голландия (Van Nelle), Дания (W.O. Larsen), Германия (Kohlhase, Kopp&Co, Von Eicken), США (Lane Limited).

Динамика импорта курительных табаков: 1999 г. - 3391,1 кг, 2000 г. -7998,5, 2001 г. - 4955, 2002 г. - 6567, 2003 г. - 7358 кг.

Основные бренды, представленные на рынке курительных табаков: Samson (Lane Limited), Bali и Escort (Orlic Tobacco), Unitas (Planta), Three Stars (Von Eicken) и др. Курительные табаки импортируются из Германии и Дании и предлагаются потребителю в банках, кисетах, пачках.

Динамика импорта сосательных и жевательных табаков: 1999 г. -125808 кг, 2000 г. - 196885, 2001 г. -141568, 2002 г. - 219713 кг.

Динамика импорта нюхательного табака: 1999 г. - 724,4 кг, 2000 г. - 800, 2001 г. - 2752, 2002 г. - 3672 кг.

В среднем за последние несколько лет среднегодовое количество импортируемого, а значит, и, в первом приближении, потребляемого продукта, составляет:

сигары - 1647,63 тыс. шт. в год, с динамикой роста в 300 тыс. шт. в год, или примерно 15 %;

сигариллы - 59354,3 тыс. шт. в год, с динамикой уменьшения в 5000 тыс. шт. в год, или примерно 8 %;

трубочный табак - 14610 кг в год, с динамикой роста в 4000 кг в год, или примерно 25 %;

курительный табак - 5860 кг в год, с

динамикой роста в 700 кг в год, или примерно 11 %.

Это официальная статистика, которая отражает тенденцию легализации и организации рынка в связи с появлением изменений в таможенном законодательстве.

Из этих данных можно сделать вывод, что рынок нишевых продуктов достаточно велик, если учесть, что он начал развиваться около 12 лет назад. Однако в последние годы стоимостная емкость рынка растет в основном не вследствие увеличения количества поставок, а за счет увеличения стоимости продукции, т.е. импортируется более дорогой продукт. Это можно четко проследить на динамике изменения инвойсных цен сигар и сигарилл: 2001 г. - 0,32 долл. США за одну сигару и 0,017 долл. за одну си-гариллу; 2002 г. - 0,32 долл. за одну сигару и 0,018 долл. за одну сигарил-лу; 2003 г. -0,35 долл. за одну сигару и 0,023 долл. за одну сигариллу.

Эта динамика говорит о том, что происходит легализация поставок, т. е. импортеры все меньше занижают ин-войсные цены продукта, связанные с довольно высокой эластичностью потребительского спроса.

Оценив рынок нишевых продуктов в стоимостном выражении, можно констатировать следующее: стоимость сигар колеблется в пределах 2501500 руб., тогда как 2-3 года назад стоимость одной сигары составляла 100-500 руб., стоимость сигарилл машинной скрутки колеблется в широких пределах 15-50 руб. за 1 шт., а сигарилл, сделанных вручную, - 100250 руб. за 1 шт.

Средняя стоимость трубочного и курительного табаков составляет 4000 руб. за 1 кг. Таким образом, оборот рынка в розничных ценах составляет: по сигарам - 26 млн долл. в год; си-гариллам - 120 млн долл. в год; по трубочному и курительному табакам -3 млн долл. США в год.

Консолидированный розничный рынок можно оценить в 149 млн долл. в год - 3 % от сигаретного рынка России (5,5 млрд долл. в год). Розничный рынок нишевых продуктов в России следующий: 77 % - сигариллы; 21 % - сигары; 2 % - трубочный и курительный табак.

Положительная динамика поставок на рынок импортной продукции позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент рынок находится в стадии формирования, не насыщен, а, следовательно, открыт для новых участников.

Одним из таких участников стала «Погарская сигаретно-сигарная фабрика», которая является единственным предприятием в стране, имеющим

ECONOMICS AND MANAGEMENT

многолетний опыт работы в этой области. Учитывая тенденции рынка, в 1999 г. был возрожден сигарный цех предприятия, который успешно производит сигариллы семейства Cherokee четырех сигарный форматов: Cherokee Coronas Especialess, Cherokee Petit Coronas, Cherokee Tres Petit Coronas и Cherokee Robusto, а также сигариллы формата Panatellas марок «Премьер» и Cherokee в трех вкусоароматических вариантах: Cherokee Classic, Cherokee Cherry и Cherokee Vanilla.

Изготовление сигарилл производится по традиционной голландской технологии вручную с использованием сигарных табаков таких стран произрастания, как Бразилия, Индонезия, Куба, Колумбия, Никарагуа, Доминиканская Республика.

Продукция ОАО «ПССФ» была выведена на рынок в ценовом сегменте, позволяющем конкурировать с импортируемой продукцией, поскольку этот сегмент (сигариллы сигарных форматов 80-100 руб. за 1 шт., сигариллы 2530 руб. за 1 шт.) сигарилл машинной скрутки, а сигариллы из Погара сделаны вручную. Они располагаются как

раз в том ценовом сегменте, который доступен широкому слою населения. Все эти факторы позволяют ОАО «ПССФ» наращивать производство сигар и сигарилл.

Динамика роста производства сигарилл ОАО «ПССФ» следующая: 2000 г. - 120 тыс. шт.; 2001 г. - 415,65 тыс. шт.; 2002 г. - 176,25 тыс. шт; 2003 г. - 825 тыс. шт.

На фабрике идет постоянный поиск и разработка новых видов сигар и сигарилл с различным сочетанием вкуса и аромата дыма, обусловленный постоянно меняющейся конъюнктурой рынка. В последнее время на рынке стали появляться и иметь определенный спрос сигариллы с фильтром, си-гариллы, начинкой которых служит трубочный табак, так называемые си-гариллы Pipe-tobacco cigars, в качестве покровного листа которых используют не натуральный табачный лист, а гомогенизированный табак, что делает си-гариллу похожей на сигарету. Таким образом, на наш взгляд, теряется само понятие сигариллы как маленькой сигары. Продукция ОАО «ПССФ» здесь выгодно отличается от всех, так как

представляет собой абсолютно натуральный продукт - начинка, связующий лист и покровный лист выполнены из натурального сигарного табака.

Для разработки такого специфичного продукта необходимо знать, что сейчас необходимо потребителю. Это можно выяснить после определенного анализа рынка. Все сигариллы этого класса (Pipe-tobacco cigars), при всей их разносторонности вкусов и ароматов (от горьковато-алкогольного до мягкого молочного, шоколадного, ванильного и т.д.), отличает одна характерная черта - они очень мягкие во вкусе и очень интенсивные в аромате. Иностранные производители таких сигарилл добились этого благодаря восстановленному табаку в покрове и набором ароматических добавок. Фабрика же в качестве покровного листа использует отдельные сорта индонезийских и доминиканских табаков, поскольку именно они отличаются своей утонченной нейтральностью, а в качестве начинки используются смеси, основой которых послужили разработанные ранее специалистами фабрики трубочные табаки.

ООО «РАДИТЕРМ»

129344, Москва, ул. Енисейская, д.1 тел.(495) 780-63-03; E-mail: raditerm@mail.ru www.bg-prodmash.ru

бвропейское качество по доступным ценам !

прямые поставки пищевого оборудования

от болгарских производителей !

Линии производства и розлива пива, вина, крепких напитков, воды, кваса и безалкогольных напитков, осветленных соков, соков с мякотью, растительного масла и прочих пищевых жидкостей;

- производства и розлива кетчупа, майонеза и прочее;

- консервация овощей и фруктов;

- сушки овощей и фруктов;

- заморозка овощей и фруктов;

- производства томатной пасты с использованием вакуум-выпарной установки;

- оборудование для производства колбас и мясных продуктов;

- молокоперерабатывающее оборудование.

А также отдельные единицы оборудования, запчасти.

Шефмонтаж, пусконаладочные работы, обучение персонала.

Ассортимент поставляемой продукции интересен как небольшим производствам, так и крупным предприятиям пищевой промышленности.

На всех предприятиях введена система управления качеством ISO 9001.

Мы готовы оказать помощь в обновлении Вашего оборудования по лизинговым схемам

тел/факс: 8 499 767-42-73, (495) 963-67-36,962-73-23(24), 517-57-82 e-mail: steklosouzv@yandex.ru, spromstek!o@yandex,ru www.steklosouz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.