новости
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД* **
Медиакомпании: активы, доходы, слияния и поглощения
Состояние и вектор развития рынка СМИ России в настоящее время во многом определяют примерно 50 общенациональных медиакомпаний, на долю которых приходится порядка 50 % оборота периодической печатной продукции и до 70 % доходов от рекламы. Они же в решающей степени формируют и стратегию развития бизнеса СМИ. Далеко не во всех из них пресса находится на ведущих ролях, но она всегда значима в структуре бизнеса таких медиахолдингов с точки зрения обеспечения его устойчивости. Еще около 30 % оборота прессы и 20 % доходов от рекламы приходится на долю 100 — 110 межрегиональных и региональных медийных компаний.
Инвестиционная активность на медиарынке России в 2008 г. оставалась достаточно высокой.
21.05.2008 в состав Национальной медиа-группы (НМГ) вошло ОАО «Редакция газеты «Известия», 50,19 % акций которого у «Газпром-Медиа» выкупила страховая группа «СОГАЗ». Чуть позже НМГ за 80 млн долл. выкупила у Фонда «UFG Private Equity» 50 % минус одна акция ИД «Ньюс медиа-Рус», издающего ежедневную газету «Твой день» и массовый еженедельник «Жизнь за неделю». В апреле 2008 г. активом НМГ стал крупнейший российский оператор кабельного телевидения и Интернета — ОАО «Национальные телекоммуникации» (НТК), ранее принадлежавший компании «Нафта-Москва». Сумма сделки превысила 1 млрд долл., что является рекордом в сфере сделок с кабельными активами.
* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
** Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — 2009.
Закрытое акционерное общество «Национальная медиагруппа» была создана в феврале 2008 г. из медийных активов банка «Россия», компаний «Северсталь», «Сургутнефтегаз» и страховой группы «СОГАЗ». На момент основания доли учредителей НМГ распределились так: банк «Россия» — 54,96 % акций, «Сургутнефтегаз» — 19,49 %, «Северсталь» — 19,49 %, группа «СОГАЗ» — 6,06 %. В 2009 г. ОАО «Сургутнефтегаз» увеличило свою долю в НМГ до 23,9752% обыкновенных акций. Доля увеличилась за счет выкупа примерно трети акций дополнительной эмиссии НМГ, отчет об итогах которой Федеральная служба по финансовым рынкам зарегистрировала в начале февраля. В ходе эмиссии по закрытой подписке было размещено 21,95 млн акций номиналом 500 руб. на сумму 10,974 млрд руб. В итоге уставный капитал НМГ увеличился в 3,2 раза, до 15,97 млрд руб. Таким образом, «Сургутнефтегаз» вложил в медиагруппу около 3,2 млрд руб.
Кроме вышеназванных активов, в собственности НМГ находятся 68 % акций телеканала РЕН ТВ и 72 % ТРК «Петербург-Пятый канал». В планах у НМГ — дальнейшее расширение компании, в первую очередь за счет телевидения и Интернета.
Издательский дом «WAZ Medien Gruppe» (ФРГ) в начале 2008 г. объявил о покупке 80 % акций восьми санкт-петербургских журналов «life style» общим тиражом 135тыс. экз. До этого, в декабре 2007г., ИД «WAZ» приобрел 75 % акций тульской газеты «Слобода». Из этих активов было сформировано совместное предприятие с Верой Кирюниной (генеральный директор газеты «Слобода») — ИД «Новости регионов», который запустил к настоящему времени городские таблоиды под брендом «Родной город» в Рязани, Волгограде, Ярославле и Саратове. В двухгодичной перспективе сетью
газет под брендом «Родной город» планируется охватить около 30 административных центров субъектов РФ.
Издательский дом «Axel Springer Rus sia/Аксель Шпрингер Раша», российское подразделение концерна «Axel Springer AG», и «Forbes Inc.» в ноябре 2008 г. заключили соглашение о расширении сотрудничества. Согласно ему ИД «Аксель Шпрингер Раша» продолжит издание русской версии журнала «Forbes» до 2020 г. Стороны также договорились о запуске на российском рынке других печатных и онлайн-проектов.
Группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова, уступившая ранее «Интерросу» холдинг «Проф-Медиа», решила вновь заняться бизнесом СМИ и совместно с основателем ИД «Коммерсантъ» Владимиром Яковлевым (ООО «Контент-бюро Владимира Яковлева») занялась созданием медиагруппы «Живи!». Размер вложений в проект оценивается в100 млн долл.
В феврале 2008 г. ГК «Логос» завершила сделку по приобретению санкт-петербургской «Союзпечати». В свою очередь Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вышел из бизнеса ИД «СК Пресс». Долю ЕБРР, оцениваемую в 3,5 — 5 млн долл., выкупил основатель этого ИД Евгений Адлеров. Капитализация всего ИД «СК Пресс» оценивается в18 — 20 млн долл.
Компания ЕСН Григория Березкина (контролирует ИД «Комсомольская правда») в декабре 2008 г. приобрела около 80 % ОАО «Газета «Метро» и договорилась о франшизе с концерном «Metro International» о вхождении этого самого тиражного бесплатного московского информационного издания в международную сеть газет «Metro». За последние два года газета «Метро» сменила основного владельца второй раз. До июня 2006 г. газетой «Метро» владела АФК «Система», продавшая свои 59,4% за 1,9 млн долл. неизвестному покупателю. Считалось, что тогда ее выкупили структуры, близкие к ГУП «Московский метрополитен». Газета «Метро» имеет эксклюзивный контракт о распространении с Московским метрополитеном (Департамент имущества Москвы и ГУП «Московский метрополитен» являются ее акционерами с долей в 9,4%), что дает газете преимущества по сравнению со своими основными конкурентами. Впервые с новым логотипом и содержанием газета «Метро» вышла 2 марта 2009 г. В ходе ребрендинга «Metro International» внедрила в России высокотехнологичную редакционную систему «Metro Publishing System», обеспечившую в режиме реального времени жесткий контроль за версткой и распространением газеты «Метро» в каждой стране выпуска, включая Россию.
По сообщению интернет-ресурса «Lenta, га», российский бизнесмен Александр Лебедев купил контрольный пакет акций британской газеты «Evening Standard», а сын сенатора от Тувы Сергея Пугачева Александр — 85 % акций французского таблоида «France Soir».
Швейцарский издательский холдинг «Edipresse Group» заявил о планах покупки 14,6% акций российского ИД «Эдипресс-Конлига» из расчета капитализации в 20 млн долл., что сделает его единственным владельцем этого ИД.
Из значимых сделок 2008 г. по поглощению и слиянию бизнесов в сфере новых медиа выделяется покупка «АФ телеком холдингом» доли в интернет-порталах «Mail, ги» и «Яндекс», обмен «Ком-мерсантъ-холдингом» интернет-газеты «Gazeta. ги» на долю в компании «Sup Fabrik», владеющей сервисом блогов «LiveJoumal. сот», и покупка «Яндексом» активов второго по величине российского агентства по размещению баннерной рекламы в Интернете — «Медиа Селлинг».
Знаковым событием 2008 г. на российском рынке печати стало образование УК «Media3», созданной из медиаактивов финансово-промышленной группы «ПромСвязьКапитал». «Media3» — лидер рынка печатных СМИ России по разовому тиражу изданий, составляющему более 11,8 млн экз. Название символизирует три основных сегмента бизнеса «МедиаЗ»: печатные СМИ (ИД «Аргументы и факты», газеты «Труд», «Экстра М Медиа», «Округа»), полиграфический бизнес (владеет типографиями «Медиапресса» и «Экстра М», входит в число акционеров типографии «Алмаз-Пресс»), дистрибуция прессы («АРИА-АиФ», МОП «Союзпечать», «Метро-пресс-СПб», «Роспечать-Челябинск»), Во второй половине года к этим активам добавились рекламно-информационные газеты «Центр Плюс» (Москва) и «В каждый дом» (Екатеринбург). В настоящее время компания расширяет линейку глянцевых журналов «АиФ», ведет переговоры о покупке доли ВТБ в типографии «Алмаз-Пресс» и совершенствует производство контента для своих печатных и электронных ресурсов в рамках проекта «Медиапарк». Целью проекта является объединение под одной крышей и управлением редакций всех СМИ холдинга.
Как неоднократно отмечалось в предыдущих ежегодных докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии российского рынка прессы, ведущие позиции на нем всегда занимал медиахолдинг «Проф-Медиа» (входит в ГК «Интеррос») — одна из крупнейших частных медийных компаний России. Он владеет сетью «ТВЗ», телеканалом
«2x2», каналами «MTV Россия» и «VH1 Россия», радиостанциями «Авторадио», «Energy», «Юмор FM», «Радио Алла», а также ИД «Афиша» (другой печатный актив холдинга — ИД «В2В Media» продан неизвестному на данный момент покупателю в январе 2009г.). Компания также владеет 54,8% акций «Рамблер Медиа», контрольными пакетами акций кинокомпании «Централ Партнершип» и сети кинотеатров «Синема Парк». Выручка «Проф-Медиа» за 2007 г. оценивается в 430 млн долл.
23.06.2008 холдинг досрочно осуществил выкуп дебютного выпуска кредитных нот «Credit Linke d Notes» (CLN), размещенного в декабре 2006 г. на сумму 250 млн долл. (без учета процентов). Это решение в медиахолдинге «Проф-Медиа» тогда мотивировали быстрым ростом бизнеса и новыми возможностями привлечения дополнительного финансирования. В 2008 г. медиахолдинг «Проф-Медиа» инвестировал в развитие существующих и новых проектов более 100 млн долл. Основная часть этих средств была потрачена на телевизионные и кинематографические активы, прежде всего в регионах, а также на запуск глянцевого life style журнала «Афиша-Еда». Это внутренний проект «Проф-Медиа», схожий с журналом «Афиша-Мир». 100 млн долл. — не заоблачная сумма в свете докризисной стоимости российских медиаактивов. По оценкам экспертов, строительство одного кинотеатра в середине 2008 г. требовало до 5 млн долл. вложений. Во столько же обходилось производство пары хороших фильмов. Региональные телеактивы тоже дорожали. В городах-миллионниках, например, средняя стоимость телевизионной станции оценивалась в пределах 30 млн долл.
Одновременно медиахолдинг «Проф-Медиа» продолжал избавляться от активов неразвлекательной направленности, преимущественно печатных. В январе 2009 г. к проданным ранее ИД «Комсомольская правда» и другим печатным активам добавился ИД «B2B-Media».
В ноябре 2008 г. был подписан договор о вступлении газеты «Мой район» (издается в Москве и Санкт-Петербурге) в федеральный синдикат «Ва-банкъ», организованный одним из крупных издателей прессы страны — ГК «Hachette Filipacchi 8Ики1еу&ИнтерМедиаГруп». Вступление газеты «Мой район» в «рекламное содружество» «HFS&HMr» увеличило совокупную аудиторию синдиката более чем на 1 млн 400тыс. человек. Теперь общий разовый тираж его изданий составляет 6,5 млн экз. в более чем 30 городах России. Таким образом, на рынке появилось новое предложение для рекламодателей, заинтересованных в максимальном федеральном охвате читательской аудитории с возможностью выборарегионов.
Значительную активность на рынке слияний и поглощений в 2008 г. проявил ИД «Independent Media Sanoma Magazine s» (IMSM), входящий в международную компанию «Sanoma Magazines International» (газета «Ведомости», журналы «Cosmopolitan», «Men's Health» и пр.), который приобрел у ИД «Global Media Group» лицензии на издание свадебного журнала «Wed-ding» и журналов «Collezioni» и «Homes Overseas» о моде и зарубежной недвижимости, что усилило его позиции на журнальном рынке России. Кроме того, компания «Кашакща», дистрибуторское подразделение финской медиа-группы «SanomaWSOY», продолжала вести переговоры о серьезных приобретениях активов на российском рынке распространения прессы, но смогла купить в марте 2008 г. лишь региональную фирму «КП Розница» в Ростове-на-Дону. Торговые точки «Rautakirja» работают в России под брендом «P-Киоск», появившимся в Москве летом 2007г., когда компания приобрела российские активы французской компании «Hachette Distribution Services» (25 торговых точек). Сейчас «Rautakirja» управляет в России почти 200 киосками по продаже прессы.
Структурные изменения в 2008 г. произошли и в «Новой газете». По инициативе основных акционеров этого издания (президент СССР М. Горбачев и бизнесмен А. Лебедев) в марте она была преобразована в медиахолдинг. Кроме «Новой газеты» и газеты «Московский корреспондент» (закрыта в октябре 2008 г.), в него включены журнал «Dazed&Confused» (имеется лицензия на выпуск в России, но еще не выпускался) и две московские радиочастоты в диапазоне FM — 94,0 МГц и 94,4 МГц, приобретенные А. Лебедевым в феврале 2008 г. за 12 и 20 млн долл. соответственно. Всего на строительство холдинга потрачено около 40 млн долл.
Особого внимания в контексте кризиса заслуживает пример развития ОАО «РБК Информационные системы», которому в июне 2008 г. исполнилось 15 лет. Стартовав в 1993 г как интернет-проект, в дальнейшем РБК развивалось весьма динамично. До последнего времени в него входили: информационное агентство, первый российский деловой телеканал «РБК-ТВ», РБК-радио, электронные газеты, специализированные деловые и развлекательные информационные ресурсы — ежедневная деловая газета «РБК daily», ежемесячный деловой журнал «РБК», журналы «AutoNews», «Женщина за рулем», «Lifetime», «Квадратный метр», «Salon», «Идеи Вашего Дома», «Domus». В 2007 г. компания инвестировала в свое развитие 145 млн долл. Эти средства были потрачены на приобретение активов и запуск проектов в сегменте массовых интернет-сервисов,
развитие газеты «РБК daily», покупку других печатных изданий, региональной телевизионной станции и подключение РБК-ТВ к московской городской кабельной сети. В середине 2008 г. капитализация РБК оценивалась в1,5 млрд долл.
Согласно финансовому отчету компании выручка РБК за первый квартал 2008 г. выросла на 46 % (до 46,2 млн долл.), из которых 25 % пришлось на долю печатных СМИ, т. е. физическая выручка печатного сектора компании достигла 11,5 млн долл. против 8 млн долл. в первом квартале 2007г. Причина роста
— высокие продажи рекламы в интерьерных журналах и двукратное увеличение доходов от деловых изданий. На 2008 г. РБК прогнозировал, что выручка компании составит 265-275 млн руб. Рост выручки от рекламы и сервисов в Интернете ожидался на уровне 50 — 60 %, печатных СМИ — 35 %, РБК-ТВ
— около 25-30 %, а консолидированная EBITDA—в пределах 75-85 млн долл.
Сегодня в РБК — непростая ситуация. По информации СМИ, компания серьезно пострадала от кризиса. Эксперты видят причину в том, что развитие РБК чем дальше, тем больше базировалось на кредитной основе в сочетании с рискованной инвестиционной политикой.
25.03.2008 РБК разместил на ММВБ свои биржевые облигации на сумму 1,5 млрд руб. (рис. 2). 10.07.2008 там же состоялось очередное размещение его облигаций серии Б0-05 примерно на такую же сумму. Накапливалась и иностранная задолженность. В январе 2006 г., например, дочерняя структура ОАО «РБК» — «RBC Investments Ltd» взяла кредит в размере 150 млн долл., а в мае того же года выпустила кредитные ноты на сумму 100 млн долл. В январе 2008 г. акционеры ОАО «РБК Информационные системы» обратились в банк «Barclays Bank pic» с просьбой предоставить кредит в размере 200 млн долл. на 5 лет под 12,5 % годовых. Кредит расценивается как очень дорогое привлечение.
Активное использование схем хеджирования позволило РБК достичь стоимости размещения своих активов на уровне 9,075% годовых в долларах США и давало возможность рефинансировать часть прежнего долга компании по более выгодной ставке. По итогам первого полугодия 2008 г. в холдинге образовался остаток временно свободных средств в сумме 232 млн долл., при долге в 158 млн долл. Но
деньги эти были направлены на отечественный фондовый рынок, после обвала которого финансово-экономическое состояние РБК в одночасье резко ухудшилось. За первые две недели октября 2008 г. капитализация холдинга снизилась в 7 раз, а падение его котировок превышало падение биржи в целом.
Конечно, вместе с РБК тогда серьезно пострадали и прочие российские медиакомпании, но лишь у РБК сложилась критическая ситуация с долгами. Они оцениваются в 235 млн долл., при прогнозной EBITDA за 2008 г. — в 70 млн долл. Решать судьбу компании в данной ситуации предстоит банкам-кредиторам, больше всех заинтересованным в том, чтобы РБК оставался на плаву. 16 марта 2009 г. стало известно, что менеджмент РБК принципиально договорился о реструктуризации около 70 % своей задолженности (165 млн долл.) банкам и держателям облигаций. Реструктуризация планируется по следующей схеме: 25 % долга будет выплачено до 2012г., а 75 % — до 2014г. Задолженность также может быть конвертирована в облигации с доходностью 15 % годовых в долларах США.
Активно ищут пути диверсификации бизнеса информационные агентства страны, уже не ограничивающие свою деятельность только производством новостей. Пример тому — созданное в мае 2008 г. СП «Интерфакса» и крупнейшего в мире поставщика данных о компаниях — американской корпорации «Dun&Bradstreet» (D&B), которая рассчитывает таким способом вчетверо увеличить свою базу данных о российских юридических лицах (с 0,8 до 4,2 млн записей), а подписчики «СПАРК-Интерфакса» смогут получать информа-
06 07 Ов
Источник: газета «Ведомости».
Рис. 2. Котировки акций ОАО «РБК Информационные системы» в сравнении с индексом ММВБ в июне — ноябре 2008 г.
цию о зарубежных компаниях, включая сведения о бенефициарахроссийских компаний, учрежденных зарубежными офшорами.
По словам исполнительного директора «Интерфакса» В. Герасимова, СП «Интерфакс — D&B» создано на паритетных началах для предоставления услуг доступа к объединенной базе данных партнеров. Инвестиции в проект пока подсчитать сложно, так как в основном это были затраты на усовершенствование принадлежащей «Интерфаксу» «Системы профессионального анализа рынка и компаний» (СПАРК), базирующейся наданных Росстата, ФСФР, ФНС России и других открытых источников. СПАРК была переформатирована под стандарты «D&B» и интегрирована в ее базу данных. Разовая справка из базы «D&B» стоит примерно 4,5 тыс. руб. Спрос на услуги по раскрытию информации о юридических лицах в России ежегодно растет на 60 %, а объем этого рынка в 2008 г. прогнозировался на уровне 30 млн долл. Из них на СПАРК приходится примерно четверть. Помимо «D&B», «Интерфакс» сотрудничает с рейтинговым агентством «Moody's Согр», бюро кредитных историй «Expirian» и американской информационной системой «LexisNexis».
В апреле 2008 г. «РИА Новости» получили от «Объединенных медиа» товарные знаки «The Mos cowNews» и «Московские новости». 25.02.2009 «РИА Новости» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявили о запуске услуги «МТС Новости» — простого и удобного способа получать на свой мобильный телефон актуальную новостную и иную полезную информацию. Услуга «МТС Новости» представляет собой целевую рассылку всплывающих текстовых сообщений с заголовками новостей для основных групп: «Мужчины», «Женщины», «Бизнес» и «Молодежь». Каждая рассылка включает в себя определенный список тематических рубрик: «Главные новости», «Спорт», «Кино», «Музыка», «Обзоры игр», «Наука», «Афиша», «Пробки надорогах», «Погода», «Диеты», «Советы про любовь», «Гороскоп». Мобильная редакция «РИА Новости» в круглосуточном режиме поставляет на специальный ресурс порядка 380 новостных сообщений. По соглашению с МЧС России в рамках услуги «МТС Новости» проводится рассылка сообщений об экстренных ситуациях и других происшествиях. Сегодня услуга «МТС Новости» доступна для абонентов в Москве
и Московской области, которые при подключении к МТС получают специальную карту. В дальнейшем МТС планирует расширять географию действия услуги и на другие регионы страны.
Заинтересованность в диверсификации бизнеса проявил и «Прайм-ТАСС», предоставив своим клиентам доступ в отечественную электронную библиотеку «Integrum» и вступив в переговоры о сотрудничестве с одним из международных поставщиков информации на финансовых рынках.
О подготовке к IPO в 2008 г. заявила компания «United Media Holding» (UMH), владеющая в России ИД «Популярная пресса» (оценен инвесторами в 300 млн долл. и с мая 2008 г. включен в листинг Франкфуртской фондовой биржи). На сегодняшний день самыми известными проектами UMH являются журналы «Теленеделя» и «Футбол». Журнал «Теленеделя» за три года существования на российском рынке печатных СМИ смог занять достойные позиции, особенно в регионах, где находится теперь на второй позиции после «Антенны-Телесемь». А журнал «Футбол» превратился в самое тиражное футбольное издание России. В планах холдинга — продолжение успешной экспансии «Теленедели» в регионах и развитие направлений, связанных с цифровыми медиа- и кинопроизводством.
Продолжает развивать линейку детских журналов, включая агрегированные с контентом ТВ и Интернета («Лунтик», «Тачка» и др.), издательство «Эгмонт Россия», созданное в 1992 г. как дочерняя фирма старейшего в Европе датского издательского концерна «Egmont International Holding», имеющего более 100 представительств в 25 странах мира. С момента своего возникновения и по сегодняшний день «Эгмонт Россия» специализируется на выпуске книг и журналов для детей. Ежемесячный суммарный тираж всех детских журналов издательства составляет более 2 млн экз.
Наряду с лицензионными изданиями, в последние годы этот ИД активно предлагает юным читателям и собственные разработки — детский журнал о животных «Тошка и компания», литературно-познавательный журнал «Простоквашино», а также научно-популярные детские журналы «Юный эрудит», «Чудеса и тайны планеты Земля». Издательство «Эгмонт Россия» является официальным лицензиатом компаний «Walt Disney», «Mattel», «Warner Bros.», «Hasbro» и др.
(продолжение следует)
"к "к "к