Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ'

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ГАРАНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чагаев Р. А.

Функционирующий в нашей стране лизинговый рынок является относительно молодым. Нужно признать тот факт, что на сегодняшний день этот рынок недооценен современными производственными предприятиями, а также самим государством. В статье исследованы современные тенденции российского рынка лизинговых услуг. Центральное место в статье занимает рассмотрение показателей развития отечественного лизингового рынка и выявление основных его трендов. Также сформулированы современные проблемы, препятствующие эффективному развитию рынка лизинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LEASING MARKET: CHARACTERISTICS AND MODERN TRENDS

The leasing market functioning in our country is relatively young. It is necessary to recognize the fact that today this market is underestimated by modern manufacturing enterprises, as well as by the state itself. The article explores the current trends in the Russian market of leasing services. The central place in the article is occupied by the consideration of indicators of the development of the domestic leasing market and the identification of its main trends. Modern problems that hinder the effective development of the leasing market in Russia are also formulated.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА: ХАРАКТЕРИСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ

ТРЕНДЫ

Р.А. Чагаев, магистр

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-283-125-131

Аннотация. Функционирующий в нашей стране лизинговый рынок является относительно молодым. Нужно признать тот факт, что на сегодняшний день этот рынок недооценен современными производственными предприятиями, а также самим государством. В статье исследованы современные тенденции российского рынка лизинговых услуг. Центральное место в статье занимает рассмотрение показателей развития отечественного лизингового рынка и выявление основных его трендов. Также сформулированы современные проблемы, препятствующие эффективному развитию рынка лизинга в России.

Ключевые слова: лизинг, финансовый лизинг, оперативный лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, гарантирующие организации.

Лизинг, согласно положениям действующего законодательства [1], - это система отношений, складывающихся вследствие реализации лизингового договора. Такие отношения носят, как экономический характер, так и правовой. То есть, лизинг, согласно положениям действующего законодательства, - это особая форма арендных правовых отношений.

Инфраструктура, созданная в Российской Федерации, предполагает необходимость значительных капиталовложений в обновление изношенных основных фондов. Согласно информации Росстата, уровень износа основных фондов российских компаний по результатам 2020 года составил около тридцати восьми процентов. В свою очередь, в некоторых видах деятельности уровень износа основных фондов компаний составляет порядка шестидесяти одного процента (скажем, в сфере информации и связи). Удельный вес полностью изношенных ОФ российских производственных компаний составляет около двадцати процентов [2]. Самый высокий уровень износа ОФ можно наблюдать в следующих сферах: сфера информации и связи, сфера строительства, сфера торговли, а также в некоторых других [3].

Эффективность использования лизинга подтверждается западным опытом. Среди всей совокупности инвестиционных про-

дуктов сделки, совершаемые в сфере финансовой аренды, имеют доминирующее положение на международной арене в связи с наличием у них некоторых важных преимуществ. Среди основных преимуществ лизинговых сделок необходимо будет назвать следующие: разрешение проблемы, связанной с обеспечением, сравнительная простота учета, наличие налоговых льгот, и так далее. На лизинг в капиталистических государствах мира приходится порядка 1/5 всех инвестиций, а в Соединенных Штатах Америки - порядка 1/3 [4].

В 2020 г. в структуре инвестиций в основной капитал его удельный вес в нашем государстве составил порядка семи процентов. Значение данного показателя в ведущих государствах мира является намного более высоким (достигает в ряде случаев до тридцати процентов). Это говорит о существовании очень большого потенциала в развитии российского лизинга в долговременном периоде [5].

Динамика количественных показателей российского бизнеса, осуществляемого в сфере лизинга, очень сильно зависит от тенденций экономического развития.

Так, в 2020 году на фоне пандемии ко-ронавируса и введенного режима самоизоляции объем нового бизнеса в нашем государстве составил 1410 миллиардов руб.,

продемонстрировав, тем самым, отрица- 2019 г. (табл. 1). тельную динамику на 6 процентов к

Таблица 1. Основные показатели развития отечественного лизингового рынка в периоде 2016-2020 годов [6]

Показатель 2G16 2G17 2G18 2G19 2G2G Темп роста 2020 г. к 2019 г. %

Объем нового бизнеса, млрд.руб. 742 1G95 131G 15GG 141G -6,00

Сумма новых договоров лизинга, млрд.руб. 115G 162G 21GG 255G 2G4G -20,00

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 62 65,9 73,9 66 61 -7,58

Объем полученных лизинговых платежей, млрд.руб. 79G 87G 1G5G 91G 1G6G 16,48

Объем профинансированных средств, млрд.руб. 74G 95G 13GG 125G 133G 6,40

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд.руб. 32GG 345G 43GG 49GG 517G 5,51

ВВП России, млрд.руб. 86G44 92G82 1G3627 1G9362 1G66G7 -2,52

Удельный вес лизинга в валовом внутреннем продукте, % G,9 1,2 1,3 1,4 1,3 -7,14

Наряду с сокращением объема нового бизнеса, также наблюдается снижение и суммы новых договоров лизинга. При этом темпы снижения данного показателя гораздо выше, темпов снижения объемов нового бизнеса и составляют 20%. При этом уровень концентрации лизингового рынка снижается с 66% в 2019 году до 61% в 2020 году, что указывает на расширение границ рынка, и появления возможности доступа на рынок, не только крупных кредитных компаний, но и других субъектов хозяйствования.

Объем полученных лизинговых платежей увеличивается в 2020 году на 16,48% против 2019 года, также как и объем профинансированных средств, рост которых составил в 2020 г. 6,4% в сравнении с 2019 г.

Совокупный портфель лизинговых компаний также увеличился на 5,51%. При этом, как констатируют эксперты рейтингового агентства «Эксперт РА» рост объема лизингового портфеля в значительной степени обуславливался повышением объема реструктуризации договоров финансовой аренды в связи со спадом в национальной экономике, произошедшем на фоне возникшей пандемии коронавирус-

ной инфекции. Кроме того, рост объема лизингового портфеля обуславливался переоценкой валютных договоров, что происходило по причине ослабления курса национальной валюты. Согласно оценкам специалистов «Эксперт РА», в портфеле лизинговых предприятий доля проблемных активов в 2020 году составила около 20%, а в абсолютном выражении общий объем проблемных активов с конца 2019-го года возрос на 70% [6]. Также необходимо отметить снижение доли лизинга в

ВВП с 1,4% в 2019 году до 1,3% в 2020 году.

Если рассмотреть отдельные корпоративные сегменты, то можно отметить разнонаправленную динамику (рис. 1). Как видно на приведенном рисунке, в сегменте лизинга недвижимости произошло самое большое сокращение (-87%). Это обуславливалось достаточно высокой базой 2019 г. по причине разовой крупной сделки. С середины 2019 года происходит сокращение объемов сделок ведущих государственных предприятий в следующих крупнейших корпоративных сегментах: авиационная техника и железнодорожная техника.

Рис. 1. Топ-10 сегментов в новом бизнесе на рынке лизинга России в 2019-2020 гг., млрд.

руб. [6]

Снижение спроса на услуги перевозчиков в связи с возникшей пандемией и введенные карантинные ограничения привели к усугублению сложившегося положения и повлекли за собой снижение в этих сегментах объема нового бизнеса соответственно на 15 и 26%. Сокращение нового бизнеса сегмента лизинга судов (речных и морских) произошло на 36%.

Кризис на авиационном рынке - это одна из самых очевидных причин, здесь в лизинге находится около 50% флота. По мнению всех специалистов, к началу 2020 года железнодорожный рынок являлся «перегретым». До предыдущего года уровень арендных ставок на грузовые железнодорожные вагоны являлся весьма высоким. На рынок в этот период стали активно проникать новые участники, ведь он обеспечивал солидную доходность осуществляемого бизнеса. Тем самым, появился большой спрос на железнодорожные вагоны. И даже доходило до того, что новый подвижной состав приходилось заказывать заблаговременно. Соответствующие заказы были расписаны у предприятий-производителей более, чем на двенадцать месяцев, да и стоимость железнодорожного вагона увеличивалась на 10-20%. Приходилось за 2 года записываться по отдельным типам железнодорожных вагонов [7].

Отрасль железнодорожных грузовых перевозок является циклической. Эта от-

расль зависит во многом от мировых цен на сырье, перемещающееся, как правило, по железнодорожным путям в экспортных направлениях. В итоге на фоне сложной эпидемиологической ситуации, на фоне уменьшения мировых цен на разные товары (нефть, уголь и т.д.), ставки стремительно начали падать, и даже намного сильнее, нежели прогнозировалось. Железнодорожные операторы столкнулись с такой ситуацией, когда определенную часть парка железнодорожных вагонов они были вынуждены «отставить». Этот парк не функционировал по причине недостатка грузов для перевозки. Существенно снизился спрос на железнодорожные вагоны.

Это не удивительно, ведь именно пассажирские перевозки в период коронави-русной пандемии пострадали более всего. Вместе с тем, к примеру, авиационные грузоперевозки, ставшие в период корона-вирусной пандемии эффективным каналом для межстрановой логистики, - продемонстрировали свой рост, и пассажирские воздушные суда многими авиакомпаниями были перепрофилированы в суда для грузоперевозок. Спрос имел место, и данное решение стало одним единственным способом заработать на фоне простоев и убыточности пассажирского борта.

Причем динамика розничных сегментов оказала содействие рынку, удержав его от значительного сокращения. Основная часть этих сегментов показала двузначные

темпы роста. Например, в стоимостном выражении объем нового бизнеса в сфере лизинга скота и сельскохозяйственного оборудования за год увеличился на 77%, рост нового бизнеса дорожно-строительной и строительной техники составил 18%.

Автолизинг, являющийся главным драйвером рынка, продемонстрировал рост нового бизнеса на 8%, невзирая на снижение объемов автопродаж, и за год нарастил на лизинговом рынке долю с 38 до 44%. Падение в крупных городах спроса на каршеринг и услуги перевозчиков в силу введенных в 1-й половине 2020 г. ограничений оказало на автолизинг определенное давление и содействовало росту реструктуризации заключенных договоров финансовой аренды. Вторая половина 2020 г. ознаменовалась стремительным увеличением продаж в автосегменте по той причине, что после отмены жестких корона-

вирусных ограничений был реализован отложенный спрос и, как результат, с поставщиками автомобильного транспорта были возобновлены логистические цепочки.

Значимым фактором, повлиявшим на рост автосегмента, явились возросшие ожидания клиентов по повышению цен на транспортные средства в связи с девальвацией национальной валюты. Вместе с тем, поддержка автомобильному лизингу была оказана клиентами из МСБ, а инвестиционная активность мелкого и среднего предпринимательства в существенной степени определяет спрос на этот сегмент, а также его динамику. Тем самым, доля МСБ за 2020 год повысилась с 53 до 57,5% (на 4,5%,), причем средний и малый бизнес обладает существенным потенциалом для своего последующего развития (рис. 2).

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00%

0,00%

,804 AO0/ 7,30« G ( Ó 7Q0 48% 4,60° 4,10° о С : f,¿H 6,10е 1,50е С ,60°/ 39% 4,50е 43% 0

4,80е 0

4 ■ь 5 /о 4 i

7,70е

1 2,80c 7,70c Ь , . 1 /0

3

3 'Ь 3 /о J хзи1 /о

| Физические лица Госучреждения Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Структура рынка лизинга России в разрезе хозяйствующих субъектов за 20162020 гг., % [6]

Таким образом, 2020 год для российского лизинга в целом отличался от предыдущих лет, когда можно было наблюдать прогрессивный рост этого рынка. По оценке специалистов «Эксперт РА», российский рынок лизинга, с одной стороны, сократился на 6 процентов, тем не менее, с другой стороны, произошел рост объёма портфеля лизинговых предприятий. Тем не менее, в действительности этот рост был обеспечен реструктурированными старыми лизинговыми договорами. Почти все лизинговые организации в

апреле-июне 2020 года переносили своим клиентам лизинговые платежи на будущие периоды, а это позволило им избежать массового дефолта [6].

Далее рассмотрим динамику основных показателей рынка российского лизинга в 1 полугодии 2021 года.

По данным аналитиков «Эксперт РА», за 1-ю половину 2021 года объем нового бизнеса составил 945 миллиардов руб., то есть, на 66% выше в сравнении с первым полугодием 2020 г. (рис. 3).

1 П. 1 П. 1 П. 1 П. 1 П. 1 П.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 с 2020 г. 2021 г. Рис. 3. Объем нового бизнеса на национальном лизинговом рынке по результатам первого

полугодия 2016-2021 гг., млрд.руб. [6]

При этом, из приведенных на рисунке 4 данных, можно увидеть, что все сегменты из Топ-10 продемонстрировали положительную динамику. Главная причина стремительного роста этого рынка состоит в

достаточно низкой базе предыдущего года, которая сложилась в условиях введенных ограничений, а также на фоне рецессии, которую можно было наблюдать в начале 2020 г.

Автобусы и троллейбусы Машиностроение, металлургия,.. Оборудование для нефте- и. Сельскохозяйственная техника Авиационный транспорт Суда (морские и речные) Строительная техника Железнодорожная техника Легковые автомобили Грузовой автотранспорт

— 25 43 7

- 24 13

198 204

1 п. 2021 г. 1 п. 2020 г.

0

50

100

150 200

250

Рис. 4. Топ-10 сегментов в новом бизнесе на рынке лизинга России в 1 полугодии 20202021 гг., млрд.руб. [6]

Наибольший прирост был продемонстрирован сегментом автолизинга. Это обусловлено, прежде всего, восстановлением продаж автомобильных транспортных средств, а также восстановлением спроса потребителей на услуги каршерин-га и такси в свете снижения их объема в первой половине 2020 г.

Причем в объеме нового бизнеса доля сегмента МСБ, как главного драйвера автолизинга, увеличилась за год на 3% (с 58 до 61%) (рис. 5).

Восстановление в 2021 году российского бизнеса после локдауна предыдущего года, наряду с государственными мерами, направленными на субсидирование лизинга оборудования и специализированной техники, практически в два раза активизировали новый бизнес строительной техники.

При использовании механизма субсидирования льготного лизинга осуществлялась государственная поддержка аграриев, в связи с чем, новый бизнес сегмента сельскохозяйственной техники продемонстри-

ровал практически двукратный рост по результатам первой половины 2021 г. В 2020 году авиа-, железнодорожные и водные суда, являющиеся крупными корпоратив-

ными сегментами, были признаны особо пострадавшими в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией.

1 п. 2019 г. 1 п. 2020 г. 1 п. 2021 г. Рис. 5. Структура рынка лизинга России в разрезе хозяйствующих субъектов за 1 полугодие 2019-2021 гг., % [6]

Их объемы нового бизнеса в первой половине 2021 г. продемонстрировали двукратные и двузначные темпы роста, в частности, в связи с ростом пассажиропотока в свете сокращения рисков эпидемиологической ситуации.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что основными факторами, которые активизируют развитие в нашей стране лизингового рынка, являются:

- рост стоимости технического обслуживания прогрессивной техники, в связи с чем, возникает необходимость обращения к услугам лизингодателя;

- потребность в наличии более прогрессивной техники, а также необходимость модернизации уже изношенной техники, ускорение скорости ее обновления, исходя из сложившихся в инновационной сфере тенденций;

- недостаточные возможности современных компаний в использовании необходимой для производственного процесса техники;

- повышение уровня дифференциации предоставляемых услуг (производимой продукции), активизация необходимости использования современной техники именно на временной основе.

Анализ тенденций рынка лизинга в России показал, что 2020 год для российского лизинга отличался от предыдущих лет, когда можно было наблюдать прогрессивный рост этого рынка. По оценке специалистов «Эксперт РА», российский рынок лизинга, с одной стороны, сократился на 6 процентов, тем не менее, с другой стороны, произошел рост объёма портфеля лизинговых предприятий. Тем не менее, в действительности этот рост был обеспечен реструктурированными старыми лизинговыми договорами.

В 1 полугодии 2021 года, объем нового бизнеса на рынке лизинга в России увеличился на 66% против аналогичного периода прошлого года. Главная причина стремительного роста этого рынка состоит в достаточно низкой базе предыдущего года, которая сложилась в условиях введенных ограничений, а также на фоне рецессии, которую можно было наблюдать в начале 2020 г.

На основании произведенных анализов становится понятно, что лизинговые операции становятся все более распространенными. В России данное направление развивается, растет и его роль в экономике.

При этом, на сегодняшний день разви- печение соответствующих сделок. Суще-тие рынка лизинга в России нельзя назвать ственное влияние на данный рынок оказы-активным, потому что оно происходит на вают антироссийские санкции и пандемия фоне несовершенства нормативно- коронавируса, охватившая все мировое правовой базы, регулирующей отношения, пространство в 2020-2021 гг. складывающиеся в сфере финансовой Однако, даже экономическая неста-

аренды. Вместе с тем, имеют место боль- бильность и сложная ситуация, связанная с шие риски для субъектов лизинговой дея- ограничениями из-за пандемии коронави-тельности. Кроме того, затруднено при- руса, не делает данный вариант инвести-влечение денежного капитала, которой мог ций неэффективным. бы быть направлен, на финансовое обес-

Библиографический список

1. О финансовой аренде (лизинге): Федер. закон от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 24.01.2021).

2. Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 24.11.2021).

3. Лизинг: теория и практика финансирования: учебное пособие / Е.А. Федулова под ред. и др. - М.: КноРус, 2020. - 259 с.

4. Балла М.В. Реформа рынка лизинга в РФ: перспективы развития // В книге: Актуальные проблемы развития современной экономики. Сборник тезисов VI межвузовской научно-теоретической конференции. - 2019. - С. 398-403.

5. Вахитов Д.Р. Лизинговые инвестиции: учебное пособие. - М.: Русайнс, 2021. - 125 с.

6. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения 24.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Официальный сайт Национального рейтингового агентства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ra-national.ru/ (дата обращения 24.11.2021).

RUSSIAN LEASING MARKET: CHARACTERISTICS AND MODERN TRENDS R.A. Chagaev, Master

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The leasing market functioning in our country is relatively young. It is necessary to recognize the fact that today this market is underestimated by modern manufacturing enterprises, as well as by the state itself. The article explores the current trends in the Russian market of leasing services. The central place in the article is occupied by the consideration of indicators of the development of the domestic leasing market and the identification of its main trends. Modern problems that hinder the effective development of the leasing market in Russia are also formulated.

Keywords: leasing, financial leasing, operational leasing, lessor, lessee, guaranteeing organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.