В статье рассказывается о первых итогах деятельности коллектор-ских агентств, рассматриваются условия снижения объема просроченной задолженности по кредитам.
Российский рынок коллекторских услуг
Н. В. ДОВГИЙ,
начальник отдела методологии
и контроля инкассации проблемной задолженности,
ООО «Первое коллекторское бюро»,
Хабаровск
Бурный рост розничного кредитования всегда сопровождается развитием рынка коллекторских услуг, и Россия не стала исключением. На первоначальном этапе невозврат кредитов компенсируется высокими темпами роста портфеля, например, в 2003-2006 гг. объём выдач вырос с 10,2 млрд до 48 млрд дол. Но замедление темпов роста кредитного портфеля даже при сохранении стабильной доли просроченных кредитов в его составе автоматически вызывает опережающий рост доли просроченной задолженности. По данным аналитиков, сегодня она составляет по стране от 15 до 20%. Одним из первых «сигнал тревоги» объявил банк «Хоум Кредит энд Финанс», отразивший в своей отчётности объём просроченной задолженности по кредитам населению в размере 16%.
Этого оказалось достаточно, чтобы в 2006-2007 гг. сформировались первые самостоятельные организации, специализирующиеся на инкассации проблемной задолженности. Исследование, проведённое Всемирной ассоциацией сборщиков долгов и консалтинговой фирмой «PricewaterhouseCoopers» показало: в России ежегодный оборот по инкассации долгов вырос с 3,7 млрд в 1992 г. до 12,1 млрд дол. К 2005 г. количество сотрудников, занятых в отрасли, возросло до 150 тыс. (с 70 тыс. в 1990 г.)
© ЭКО 2008 г.
ИНСТИТУТЫ РЫНКА
165
Российская экономика заинтересована в формировании полноценного национального рынка коллекторских услуг. Тем более, что даже в Банке России высказывают серьёзные опасения по поводу роста просроченной задолженности по кредитам.
Рассмотрим основные составляющие становления российского коллекторского рынка.
Региональный аспект. Специфическая черта российской экономики состоит в наличии сильного регионального фактора. Неравномерность развития рынка кредитования населения определяет соответствующие диспропорции в региональных коллекторских рынках (таблица).
Среднемесячные темпы прироста объёма совокупного розничного портфеля и доли просроченной задолженности по зарегистрированным в округе кредитным организациям в 2003-2007 гг., %
Федеральный округ 2003-2004 2005-2006 2007
портфеля просроченной задолженности портфеля просроченной задолженности портфеля просроченной задолженности
Центральный 6,69 1,86 5,45 3,62 4,02 1,87
СевероЗападный 3,35 4,23 5,96 -3,39 7,72 -0,37
Южный 5,17 -0,05 5,35 -0,69 5,14 -0,39
Приволжский 7,34 1,14 4,47 0,72 4,84 -0,40
Уральский 7,01 -1,75 5,04 3,34 3,19 -2,81
Сибирский 7,07 0,13 3,57 3,71 8,36 -0,79
Дальневосточный 7,56 -2,90 4,69 4,72 5,69 4,25
Наблюдается характерная черта развития указанного рынка - «с запада на восток». Западные регионы сегодня отличаются снижением агрессивности кредитной политики и постепенным насыщением потребности населения в заёмных ресурсах, в то время как восточные кредитные организации по-прежнему ориентированы на приоритет массовых выдач.
Вполне логично, что первые коллекторские агентства, которые появились в западных регионах страны, ограничились в своей деятельности собственной территорией, так что полноценное сопровождение портфелей дальневосточных и сибирских кредитных организаций смогут обеспечить только местные коллекторские агентства.
Правовая среда. На данный момент отечественные коллекторские агентства руководствуются нормами законодательства, косвенно затрагивающими сферу профессиональной инкассации задолженности: Гражданским, Уголовным и Арбитражным, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами, законами «О залоге», «Об исполнительном производстве» и др. Косвенность законов предопределяет осторожное вхождение в рынок крупных коллекторских агентств. В связи с появлением законопроекта «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» полномочия коллекторских агентств, вероятно, изменятся, поскольку в законе рассматривается возможность выполнения процедур исполнительного производства частными организациями и на возмездной основе.
Практическим шагом со стороны государства на пути к передаче исполнительских полномочий коллекторским агентствам можно считать новый закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г., вступивший в силу с 1 февраля 2008 г. Данный документ значительно увеличивает правовое пространство для действий как приставов, так и самих взыскателей, а через них - коллекторских организаций. В частности, взыскатель по закону имеет право самостоятельно направить исполнительный документ в кредитную организацию, а также, в случае, если требования не превышают 25 тыс. рублей, направить исполнительный документ в организацию, осуществляющую регулярные платежи (например, заработную плату, пенсию или стипендию).
Тем не менее для гармоничного развития коллекторской деятельности необходимо специализированное законодательство, которое не только накладывало бы ограничения на деятельность коллекторских агентств, но и предоставляло в их
распоряжение ряд дополнительных полномочий, в том числе проведение розыскных мероприятий и работу с информацией. Например, в США с 1977 г. действует специальный нормативный акт - «Fair Debt Collection Practices Act», который определяет права и ответственность не только коллекторов, но и должников. С инициативой о разработке такого специального законопроекта о коллекторских агентствах в нашей стране выступила российская Ассоциация по развитию коллектор-ского бизнеса.
Государственная поддержка и финансирование.
Коллекторские агентства возникали в России как ответ на потребности рынка. В отсутствие государственного управления в ряде случаев агентства формировались либо на базе юридических фирм, либо за счёт вывода за штат соответствующих подразделений кредитных организаций. Какие-либо государственные проекты или программы, направленные на развитие данной отрасли, отсутствуют до сих пор. Финансирование деятельности коллекторских агентств осуществляется на средства частных инвесторов, в том числе иностранных. В качестве показательных сделок в этой области можно выделить инвестиционные проекты банков «Ренессанс капитал» и Goldman Suchs.
Долгое время расширение деятельности коллекторских агентств сдерживалось условиями налогообложения доходов, поступающих при реализации уступки прав требования. Средства от инкассации долгов, поставленных на баланс этим способом, попадают одновременно под действие налога на прибыль и НДС (хотя возможности возмещения НДС у специализированной коллекторской организации практически нет). Таким образом, почти половина такого дохода поглощается налоговыми платежами. Включение данных расходов в цену уступки, в свою очередь, оказывает сильный негативный эффект на развитие вторичного рынка долгов.
НДС по доходам от реализации уступки прав отменён только с 1 января 2008 г.
Национальная культура и менталитет. Здесь речь пойдёт о двух главных сферах взаимодействий - с кредитором и с должником. Невысокий уровень доверия кредитных орга-
низаций к организациям коллекторским обусловлен, главным образом, отсутствием опыта подобного сотрудничества и у тех, и у других. С одной стороны, банк испытывает обоснованные опасения за собственную репутацию, поскольку, как и любой стихийно сформировавший рынок, коллекторский бизнес привнёс массу стереотипов в образ коллекторского агентства и его сотрудников. С другой, - в банках считают предлагаемые агентствами тарифы чрезмерно завышенными, не задумываясь, во что обходится им формирование собственных служб по возврату долгов, и каковы потери от неэффективного сопровождения собственного розничного портфеля при высоком объёме сформированных резервов.
Отношение российских должников к профессиональным сборщикам долгов и к передаче собственной задолженности на инкассацию в стороннюю организацию ярко выражается в форме временной активизации в России дополнительных специфических организаций - так называемых «антиколлек-торских» агентств.
В целом статистика говорит, что и сам рост совокупного объёма просроченной задолженности в стране во многом обусловлен отсутствием у населения финансовой и правовой грамотности и низкой платёжной дисциплиной. Сравнение динамики колебания уровня просроченной задолженности и общего объёма ссудной задолженности (при удалении сезонной компоненты) показывает, что для западных регионов, где розничное кредитование имеет большую историю, смещение двух указанных показателей соответствует 6-9 месяцам, по сравнению с 1-2 месяцами на востоке.
Специалисты ООО «Первое коллекторское бюро» в ходе переговоров с должниками постоянно выясняют причины возникновения просроченной задолженности. Опросы говорят о том, что на текущий момент население не относит розничные банки к числу строгих и бескомпромиссных кредиторов.
Более половины должников не считают вопрос своевременного погашения задолженности важным и воспринимают свои обязательства весьма легкомысленно. Структура причин неплатежей должников - физических лиц, имеющих просроченную задолженность по кредиту, такова: 42% - объектив-
ные причины; 54% - безответственное отношение заёмщиков; 4% - заведомое нежелание платить.
По мнению опрошенных, на рынке кредитов населению достаточно банков, чтобы в случае отказа в очередном кредите найти альтернативный источник заёмных средств. Так, 2,4% опрошенных уже имели просроченную задолженность перед несколькими кредитными организациями, а 4% респондентов заведомо не собирались погашать задолженность.
Весьма характерной причиной «выхода на просрочку» у российских граждан оказывается неисполнение обязательств со стороны третьих лиц. Более 10% опрошенных взяли кредит по просьбе родственников либо знакомых, при этом обещание погашать задолженность за заёмщика в большинстве случаев оформляется устной договорённостью и лишь изредка подкрепляется договором поручительства.
Особенность поведения населения России также проявляется и в отношении к процедуре банкротства. Типичному проблемному российскому должнику банкротство представляется универсальным средством решения всех его финансовых проблем, тогда как в развитых западных странах признание человека банкротом наносит непоправимый урон его деловой и светской репутации. Лишение российского заёмщика будущей возможности получить кредит из-за испорченной кредитной истории также не считается ощутимой потерей в сравнении с прощением задолженности по всем имеющимся кредитам. В этой связи некоторым «утешением» для отечественных коллекторских агентств служит тот факт, что процедура банкротства физического лица - на сегодня всё же достаточно редкий и дорогостоящий для заёмщика способ решения проблем.
Здесь уместно напомнить опыт Великобритании, где государством сформированы специальные «горячие линии» (MoneyMadeClear, Consumer Direct), а также действуют агенты и независимые консультанты на благотворительной основе.
Информационная инфраструктура. Как и в случае с любой другой отраслью, коллекторский бизнес в России функционирует в условиях повышенного информационного дефицита, который подразумевает не только отсутствие части
существенных данных, но и их потерю либо искажение в результате трансляции под стандарты коллекторского агентства. На стадии анализа портфеля, принимаемого на инкассацию, это обусловлено недостаточными ресурсами для осуществления максимально прозрачного учёта в области управления риском у российских банков, а также отсутствием единых национальных стандартов такового учёта. Позитивной тенденцией к улучшению ситуации можно считать создание такого института, как бюро кредитных историй (БКИ). Но и те способны предоставить лишь часть необходимой информации, да к тому же ещё не стали широко распространённым явлением в российской практике.
В процессе работы по непосредственной инкассации задолженности коллекторские агентства сталкиваются с устаревшими персональными данными о должниках, в особенности о месте их фактического жительства и работы. Эта часть информации наиболее важна для эффективного процесса инкассации, поскольку большинство случаев длительных неплатежей возникает именно из-за невозможности установить контакт с должником.
Основными официальными источниками адресной информации могут быть:
• банки, передающие задолженность на инкассацию. Главную проблему составляет неточность данных, поскольку, как правило, после заполнения анкеты на получение кредита контактные данные заёмщика обновляются крайне редко;
• государственные структуры. Несмотря на высокое качество этого источника, коллекторские агентства пока не имеют к нему доступа, хотя практика формирования специальных государственных баз данных для коллекторов за рубежом уже существует;
• другие коллекторские агентства. Следует учесть, что если коммерческим банкам не только предоставлено право, но и вменено в обязанность обмениваться информацией о кредитных историях должников, аналогичный механизм должен внедряться и в структуру коллекторского рынка;
• бюро кредитных историй. Хотя эти организации аккумулируют данные о платёжной дисциплине, их также можно рассматривать, по аналогии с опытом Великобритании, как накопителей и поставщиков актуальной адресной информации.
Ещё одной сложной задачей в области создания информационной инфраструктуры для России являются каналы доведения информации до должников. Как уже говорилось, для успешного взаимодействия с должником необходим хотя бы единичный контакт, а его вероятность напрямую зависит от имеющихся в распоряжении коллектора инструментов коммуникации. Наиболее популярными на сегодня по-прежнему остаются телефонная связь, почта и очные переговоры в офисе коллекторского агентства или по месту жительства должника. В значительно меньшем объёме используются такие каналы, как рассылка электронных и SMS-сообщений. Непопулярность последних обусловлена низким уровнем информатизации российского общества.
Отсутствие научных исследований. В связи с признанием важности вопроса организованного сбора долгов есть надежда, что отечественная наука начнёт, наконец, разрабатывать тему коллекторского бизнеса. Отсутствие разработок во многом определяет неэффективность деятельности коллекторских организаций. Обобщение национального и зарубежного опыта, формирование специальной теоретической базы в области банковского дела позволило бы не только сформировать упорядоченную систему государственного надзора, но и обеспечить банковский сектор качественными кадрами и эффективными технологиями. Надо полагать, что и коллек-торский бизнес, став обособленным объектом исследования со стороны российских учёных, со временем утратит черты стихийности и вступит на путь системного развития.