Научная статья на тему 'Российский рынок интернет-рекламы: особый вектор развития'

Российский рынок интернет-рекламы: особый вектор развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА В РОССИИ / ИСТОРИЯ / РОСТ / ОБЪЕМЫ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувшинникова Д. Г.

в работе автор проанализировал историю появления интернетрекламы в России, а также выделил ряд особенностей становления данного феномена. Выявленные признаки позволили говорить об уникальном пути развития онлайнрекламы в нашей стране. Кроме того приведены данные текущего состояния рынка, показатели непрекращающегося роста и прогнозы экспертов по дальнейшему росту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок интернет-рекламы: особый вектор развития»

• адаптация положений федеральных целевых программ развития АПК в части, касающейся развития информационно-консультационных вопросов;

• проведение мониторинга эффективности реализации федеральных и региональных целевых программ по развитию АПК, на основании разработанных ими систем показателей оценки ВТД АПК региона.

Структурно консультационно-мониторинговые пункты должны состоять из представителей министерства сельского хозяйства, министерства экономического развития, курирующих вопросы развития экспортно-импортного потенциала региона, научных работников, специалистов-практиков по таможенному оформлению. Исключительно важным аспектом деятельности консультационно-мониторинговых пунктов является сбор, анализ, а также распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы товаропроизводителей агропромышленного комплекса, занимающихся экспортно-импортными операциями. В целях распространения передового опыта работы перспективных хозяйств, целесообразным является проведение специалистами консультационно-мониторинговых пунктов выездных семинаров для представителей агропромышленного бизнеса.

Разработка концепции ВТД АПК позволит частично минимизировать последствия мирового финансового кризиса, влияние которого наряду с большинством отраслей ощущает, прежде всего, сельское хозяйство. Дальнейшая реализация Концепции ВТД АПК должна носить приоритетный характер, что связано с особенностями сельскохозяйственной отрасли.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 03.05.1999 № 481 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году» / «Собрание законодательства РФ, 10.05.1999, № 19, ст. 2348 / «Собрание законодательства РФ», 10.05.1999, № 19, ст. 2348.

2. Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 года / СПС «Консультант - плюс».

Д.Г. Кувшинникова

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ: ОСОБЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

RUSSIAN MARKET OF ONLINE-ADVERTIZING: SPECIAL VECTOR OF DEVELOPMENT

Аннотация: в работе автор проанализировал историю появления интернет-рекламы в России, а также выделил ряд особенностей становления данного феномена. Выявленные признаки позволили говорить об уникальном пути развития онлайн-рекламы в нашей стране. Кроме того приведены данные текущего состояния рынка, показатели непрекращающегося роста и прогнозы экспертов по дальнейшему росту.

Ключевые слова: интернет-реклама в России, история, рост, объемы, рынок.

Abstract: in this work the author has analyzed and compiled the history of online-advertising in Russia, and identified features of the formation of this phenomenon. Revealed signs allowed to talk about a unique way of online-advertising in the country. Furthermore shows data of the current market conditions, the ongoing growth and performance expert forecasts further growth.

© Д.Г. Кувшинникова, 2012

Keywords: online-advertising in Russia, history, growth, the volume, the market.

Появление компьютерной техники и интернета в США и странах Западной Европы было расценено как мощный фактор развития бизнеса. Предприниматели и представители института рекламы быстро занялись изучением открывшихся возможностей для развития коммуникации с потребителями в электронной среде. Россию же в этот период отличает неразвитость коммуникативных каналов связи, отсутствие достаточных знаний о рекламе и ее возможностях, высокий языковой барьер. В то время, когда на российском электронном рынке только появлялись первые рекламные материалы, объемы рынка онлайн-продвижения в США уже достигали нескольких сот тысяч долларов. Все это обсуловило особый вектор развития интернет-рекламы в России. Анализ пути становления отечественной интернет-рекламы представляется необходимым для более глубокого понимания особенностей данного типа продвижения на современном этапе.

Необходимо отметить, что первоначальная аудитория российского интернета — узкопрофессиональные группы, такие как программисты. Лишь только в январе 1990 года, когда была создана общественная организация «Гласнет», выделявшая гранты и финансирующая работу с сетью учителей, правозащитников, экологов, неформалов и других гарантов открытого общества, аудитория российского интернета несколько расширилась. Первую рекламу в рунете связывают с появлением веб-дизайнеров, которые оказывали услуги по созданию сайта и распространении информации о нем. Первая студия веб-дизайна была открыта 29.01.1995 года - Студия Артемия Лебедева, design.ru. В 1996 году появился первый российский поисковый сервер Rambler. Кроме того появляется первая баннерная сеть Sputnik, начинаются первые массовые продажи рекламных услуг. Эти события можно и считать началом развития рынка интернет-рекламы в России.

В 1997 году составляются первые прайс-листы (первые баннеры продавали по $35 за день). Одним из пионеров и авторов различных типов баннеров считается генеральный директор холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев. Освоение интернета он начал с создания развлекательного сайта Tim Production, на котором публиковались вымышленные новости. Ресурс стал популярным и позволил его владельцу влиться в интернет-тусовку. Среди своих первых заказчиков он вспоминает «РК Аудит», интернет-провайдера Zenon, IXBT (Бокарев говорит, что создал и первый в рунете баннер по технологии Macromedia Flash). «Тогда российская интернет-индустрия была такой маленькой, что все, кто работал в сети, знали друг друга, -рассказывает Бокарев. - Сейчас это кажется смешным, но поначалу я кликал на каждый новый баннер, чтобы перейти на сайт, где я еще не был» [5].

23.09.1997 года была основана компания «Яндекс», а 16.03.1998 был размещен пресс-релиз, предлагающий размещать на поисковом ресурсе Yandex.ru рекламные баннеры. Экономический кризис 1998 года способствовал увеличению числа пользователей российского интернета, так как только там можно было получить достоверную и актуальную политическую и экономическую информацию. В 1999 году появилась первая русскоязычная интернет-газета Gazeta.ru. После чего начинают развиваться и другие интернет-СМИ. Рекламодатели стали более активно использовать возможности интернет-рекламы, так как она была значительно дешевле традиционной.

Основными видами интернет-рекламы первоначально были спам (незапрашиваемые пользователем рекламные сообщения, рассылаемые с помощью технических средств) и баннерная реклама. Постепенно развивается и продвижение через поисковые системы. Рост числа тематических порталов и других ресурсов, а также расширение спектра методов рекламирования усложнял процесс планирования рекламной кампании непосредственно рекламодателем. Вскоре и у дизайн-студий назревает недостаток знаний и опыта. Все это способствует развитию специализированных агентств интернет-рекламы.

В конце 1999 года произошел «инвестиционный бум». Он был подготовлен отечественными СМИ, которые прославляли интернет-бизнес, создавая ему имидж мероприятия, на котором можно легко и быстро заработать. Причем, как утверждает, например, И.С. Ашманов, это был уже второй бум, а первый произошел годом раньше, в 1998 г., когда действительно опытные инвесторы покупали подающие надежды интернет-проекты дешево, чтобы потом продать их дорого. «Инвесторы же не совсем настоящие, более медлительные и менее опытные, легковерные, бросившиеся вкладывать в Рунет только в конце 1999 года, в основном из-за шума в прессе, уже принуждены были покупать дорого» [1, с. 95]. Строилось множество прогнозов, которые обещали, что интернет-проекты могут окупить себя за счет размещаемой рекламы, главное - иметь как можно большую посещаемость. Во время интернет-бума так и происходило (это вызвало рост агентств интернет-рекламы), но только деньги на рекламу приходили не из реального сектора экономики, а со стороны таких же интернет-компаний, финансируемых западными инвесторами. В результате ярко выраженной особенностью интернет-рекламы данного времени становится ее направленность на привлечение любыми путями интереса интернет-пользователей к информационно-рекламным проектам. Как описывает ситуацию И.С. Ашманов в компании Rambler, сотрудником которой он тогда являлся, в 1999 году изрядно сокращенные расходы компании составляли $200 000 - 250 000 в месяц, а доход от рекламы $130 000 - 150 000 [1, с. 98]. Необдуманное вложение средств в проекты, неспособные приносить прибыль, повлекло кризис, в результате которого множество сотрудников интернет-проектов было уволено, многие компании закрыты. Так называемый взрыв мыльного пузыря или падение доткомов произошло сначала в Америке в 2000 году, а затем и по всему миру, включая Россию. Наступила инвестиционная зима.

По мнению Д.А. Шахова [4, с. 59], интернет-реклама в России прошла процесс институализации, преодолев все стадии становления института рекламы. Причем, все события, описанные выше, до кризиса интернет-рынка, автор относит к протоинституциональному этапу развития, а падение доткомов он определяет как толчок, который повлек формирование субъектной или ролевой структуры института интернет-рекламы. Он утверждает, что развитие ситуации показало, что аудитория, которой предназначается реклама, это реальный субъект, обладающий различными интересами. Построение интернет-ресурса должно строиться с позиции субъекта института рекламы. Разработчики ресурса должны представлять, кто может быть заказчиком рекламных услуг (базисные субъекты), исполнителем (технологические субъекты), кто является аудиторией данного ресурса и какие механихмы взаимодействия необходимо использовать при реализации рекламных коммуникаций. Чтобы достичь цели, рекламодателю необходимы различные механизмы взаимодействия с аудиторией, основанные на половозрастных, стратифакционных и иных различиях. Специалистами в области интернет-рекламы должны быть люди с различным образованием (техническое, гуманитарное, экономическое и т.д.) и навыками, способные понять потребности рекламодателя и найти пути для эффективного достижения цели. Наличие новых субъектов рекламы повлекло за собой создание новых социальных связей, выраженных в появлении механизмов и функций рекламной деятельности в интернете, что послужило основой формирования института интернет-рекламы в России.

После событий 2001-2003 гг. начинается новый период развития как интернета, так и интернет-рекламы. Малый и средний бизнес обратился к интернету как к реальному подспорью для своей деятельности, в интернет-рекламу начали поступать реальные деньги из вне. На помощь малому и среднему бизнесу в достижении своих целей в интернете приходит контекстная реклама.

В 2001 году Яндекс открыл Яндекс.Директ. Это система автоматического размещения контекстной рекламы. С помощью Директа любой человек может напрямую, без посредников, разместить на Яндексе свою рекламу. За первый год

существования Директа рекламу на Яндексе разместили 2500 рекламодателей. В 2002 году Яндекс вышел на самоокупаемость - на полгода раньше, чем планировалось. В 2002 году также открывается компания Бегун, в этом же году она становится прибыльной. В интернете появляется все больше проектов, имеющих работающие бизнес-планы и приносящие доход.

Постепенно к 2004 году интернет меняет свой облик, обретая все больше новых возможностей, которые в 2005 г. будут названы особенностями интернета Web 2.0. Web 2.0 (определение Тима О'Рейли) - методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Появление названия Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O'Reilly - What Is Web 2.0» от 30.09.2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19.10.2005 года соответственно).

В новых условиях реклама также видоизменяется, становится более социализированной, появляются новые форматы нестандартной рекламы, такие как, интерактивные баннеры, вирусная реклама и т.д. Позже появляется первая видео-реклама. В течение последних лет возникают всевозможные конструкторы для создания баннеров и видео-роликов (Ad Builder от Google или «Лаборатория» от компании «Интеграция») и другие инновационные продукты для продвижение товаров и услуг в сети.

Экономический кризис 2008-2009 гг. ударил по всем областям экономики, не пощадив и интернет. Снова многие проекты были закрыты из-за отсутствия финансирования. Тем не менее, именно в это непростое время интернет-реклама показала свои возможности. В период кризиса большинство рекламодателей предпочли остальным видам именно онлайн-рекламу. Когда остальные сегменты показывали падение, интернет-реклама продолжала демонстрировать рост объемов рынка.

Общий объем рынка интернет-рекламы в России в 2008 году составил 14,7 млрд. рублей, что на 55% больше результата 2007 года. В период же кризиса 2009 года интернет-реклама дольше оставалась востребованной и в отличие от телевизионной, радио и печатной рекламы, которая теряла миллиарды, рынок рекламы в интернете даже продолжал расти. По данным АКАР (Ассоциация Коммуникативных Агентств России), которая опубликовала данные по общему объему рынка маркетинговых коммуникаций за 2009 год, рынок, включая и ATL, и BTL, упал на 27%: телевидение, главный медиаканал, сдало 18%, еще хуже пережили кризис реклама в прессе, на радио и наружная реклама [6]. Печатные СМИ получили почти вдвое меньше денег: на 43%. При этом интернет-реклама в течение 2009 года выросла на 8%: медийная на 4%, контекстная - на 11%. Впрочем, это рост всего на 1,4 млрд рублей, в то время как эфирное телевидение недосчиталось 25,2 млрд, пресса - 25 млрд, BTL - 19,7 млрд, наружка - 18,5 млрд, радио - 5 млрд. В целом же, по оценкам разным специалистов, в 2009 году рынок Интернет-рекламы в России достиг уровня 15,6 - 16,1 млрд. рублей.

Первый квартал 2010 года показал выход из кризиса. По данным АКАР рынок во всех медиа вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года на 5%. Продолжили падение только рекламные издания, радио и журналы остались на том же уровне, а газеты, наружная реклама и телевидение выросли. Хотя интернет, конечно, продолжил расти быстрее всех - на 31%.

В 2010 году произошло очень важное для медиаиндустрии всего мира событие. Впервые объем рекламы, размещенной в Интернете, превысил показатель традиционных бумажных СМИ. В России это событие произошло в 2011 году, рынок интернет-рекламы по объемам инвестиций стал вторым рекламным рынком после ТВ, причем аудитория интернет-сайтов уже превзошла аудиторию ТВ-каналов.

Россия уже несколько лет является страной с наиболее быстрым ростом рынка интернет-рекламы. По данным АКАР в 2010 году рост составил 37,1% по сравнению с

2009 годом. А в 2011 г. 56% по сравнению с 2010 г. Объем отечественного рынка онлайн-продвижения в 2011 году достиг 41,3 млрд. руб. ($1,4-1,5 млрд.), что сделало его шестым по величине среди европейских стран, по данным агентства "Прайм" [3]. Кроме того интернет-аудитория продолжает расти, резервом по-прежнему остаются люди в возрасте от 35 до 54 лет и жители небольших городов и сел. Причем, уже на данном этапе в городах с населением выше 100 тыс. человек люди от 12 до 24 лет проводят в интернете 81 минуту в сутки, а люди в возрасте от 35 до 54 лет - уже 104 минуты [2].

Рынок интернет-рекламы представляет большой интерес для современных исследователей. Долгий старт и стремительный рост, узкая аудитория в начале пути и все более широкие массы на данном этапе, довольно позднее становление института интернет-рекламы, первоначальное отторжение со стороны крупнейших рекламодателей - эти особенности позволяют говорить о собственном пути развития данного феномена в нашей стране. Несомненно, данные специфические признаки должны учитываться как теоретиками так и практиками рекламного дела для достижения наивысших результатов.

Литература

1. Ашманов И.С. Жизнь внутри пузыря. - М., 2008. - С. 95.

2. Вильданова Э. RIW-2011: рынок интернет-рекламы в РФ вырос на 57% // Электронный ресурс: business-gazeta.ru [режим доступа]: http://www.business-gazeta.ru/article/48216/. 06.09.2012.

3. Попсулин С. Рынок онлайн-рекламы в России перерос миллиард евро // Электронный ресурс: cnews.ru [режим доступа]: http://internet.cnews.ru/top/2012/05/31/rynok onlaynreklamy v rossii pereros milliard evr o 491405/. 06.09.2012.

4. Шахов Д.А. Формирование интернет-рекламы как социального института в России. - дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. - Тула, 2010. - С. 59.

5. Яблонских А. История Интернет рекламы в России // Электронный ресурс: yablonskikh.ru [режим доступа]: http://www.yablonskikh.ru/?p=596. 19.05.2012.

6. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2009 году // Электронный ресурс: akarussia.ru [режим доступа]: http://akarussia.ru/ob_m_09. 12.09.2010.

Н.С. Кулясов

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT ECONOMIC SECURITY IN RUSSIAN OIL, GAS AND CHEMICAL INDUSTRY

Аннотация: в статье предлагается выявить, проанализировать и оценить влияние малого и среднего бизнеса на обеспечение экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России. Приводится зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса в нефтегазохимической отрасли. Автором

© Н.С. Кулясов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.