2009 годом. А в 2011 г. 56% по сравнению с 2010 г. Объем отечественного рынка онлайн-продвижения в 2011 году достиг 41,3 млрд. руб. ($1,4-1,5 млрд.), что сделало его шестым по величине среди европейских стран, по данным агентства "Прайм" [3]. Кроме того интернет-аудитория продолжает расти, резервом по-прежнему остаются люди в возрасте от 35 до 54 лет и жители небольших городов и сел. Причем, уже на данном этапе в городах с населением выше 100 тыс. человек люди от 12 до 24 лет проводят в интернете 81 минуту в сутки, а люди в возрасте от 35 до 54 лет - уже 104 минуты [2].
Рынок интернет-рекламы представляет большой интерес для современных исследователей. Долгий старт и стремительный рост, узкая аудитория в начале пути и все более широкие массы на данном этапе, довольно позднее становление института интернет-рекламы, первоначальное отторжение со стороны крупнейших рекламодателей - эти особенности позволяют говорить о собственном пути развития данного феномена в нашей стране. Несомненно, данные специфические признаки должны учитываться как теоретиками так и практиками рекламного дела для достижения наивысших результатов.
Литература
1. Ашманов И.С. Жизнь внутри пузыря. - М., 2008. - С. 95.
2. Вильданова Э. RIW-2011: рынок интернет-рекламы в РФ вырос на 57% // Электронный ресурс: business-gazeta.ru [режим доступа]: http://www.business-gazeta.ru/article/48216/. 06.09.2012.
3. Попсулин С. Рынок онлайн-рекламы в России перерос миллиард евро // Электронный ресурс: cnews.ru [режим доступа]: http://internet.cnews.ru/top/2012/05/31/rynok onlaynreklamy v rossii pereros milliard evr o 491405/. 06.09.2012.
4. Шахов Д.А. Формирование интернет-рекламы как социального института в России. - дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. - Тула, 2010. - С. 59.
5. Яблонских А. История Интернет рекламы в России // Электронный ресурс: yablonskikh.ru [режим доступа]: http://www.yablonskikh.ru/?p=596. 19.05.2012.
6. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2009 году // Электронный ресурс: akarussia.ru [режим доступа]: http://akarussia.ru/ob_m_09. 12.09.2010.
Н.С. Кулясов
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT ECONOMIC SECURITY IN RUSSIAN OIL, GAS AND CHEMICAL INDUSTRY
Аннотация: в статье предлагается выявить, проанализировать и оценить влияние малого и среднего бизнеса на обеспечение экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России. Приводится зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса в нефтегазохимической отрасли. Автором
© Н.С. Кулясов, 2012
рассматривается ряд мер, направленных на совершенствование экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка бизнеса, экономическая безопасность, нефтегазохимическая промышленность.
Abstract: this article shows, analyses and values influence of small and medium enterprises (SME) on Russian oil, gas and chemical industry's security. In this article provides foreign experience in supporting of SME's in oil, gas and chemical industry. Author considers instruments of improvement economic security in Russian oil, gas and chemical industry.
Keywords: small and medium enterprises, business supporting, economical security, oil, gas and chemical industry.
Как известно, важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. В этой связи возникает необходимость изучения конкретного состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, а также защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Одним из инструментов борьбы с существующими угрозами экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России должен стать успешный мировой и отечественный опыт развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Данный подход строится на учете потребительских предпочтений, а также гибкости, мобильности и оперативности предприятий малого и среднего бизнеса, что подразумевает диверсификацию ассортимента конечной продукции глубокой переработки.
В России на душу населения производится 4,6 кг химической продукции в год, среднемировой показатель - 29-32 кг, таким образом, потенциал спроса на химическую продукцию крайне высок, что подтверждается текущей эффективностью развития малого промышленного производства (МПП) [2]. Аналитический обзор динамики отраслевой и территориальной структуры малых предприятий согласно данным Росстата в 1991-2008 гг. показывает на начало 2008 года 1137,4 тысячи малых предприятий в России, из них в обрабатывающей промышленности 128,6 тыс. Из этих предприятий в химическом производстве 4,9 тыс., в производстве кокса и нефтепродуктов 700 малых предприятий, резиновых и пластмассовых изделий 6,4 тыс., минеральных продуктов 8 тыс. [3]. Анализ эффективности развития малых предприятий в химическом комплексе показывает активный рост предприятий с 20052006 г., за последние 3 года количество малых предприятий химической сферы производства увеличилось лишь на 9%. Вместе с тем повышается эффективность деятельности малых предприятий химического комплекса: прирост инвестиций, что способствовало частичному обновлению производства и росту объема инновационной продукции, работ и услуг, в производстве резиновых и пластмассовых изделий в 8,5 раз, в химическом производстве в 9 раз.
На малом предприятии химического производства средняя численность работников составляет 15 человек, производства резиновых и пластмассовых изделий -18 человек, производства кокса и нефтепродуктов - 7 человек. Производства химического комплекса отличаются небольшой длительностью производственного цикла, что дает высокую производительность по сравнению с другими предприятиями обрабатывающей промышленности. Среднегодовой оборот малого химического производства - 15,8 млн. руб., резиновых и пластмассовых изделий - 18,3 млн. руб., кокса и нефтепродуктов - 36 млн. руб. [1, с. 610].
Во всем мире и в России в том числе, предприятия малого и среднего бизнеса занимают нишу по производству малотоннажной продукции и продукции специальной химии. Потенциальные направления производства концентрируются, прежде всего, в области пластпереработки. Исходным сырьем для конечной продукции может служить полипропилен, полистирол, АБС-плластик, полиэтилен, полиметилметакрилат, поливинилхлорид и др. Широкий спектр изделий, получаемых из данных видов сырья, начиная от труб и деталей трубопроводов, детских игрушек, бутылок вплоть до синтетических волокон, позволяет применять продукцию нефтегазохимии практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от потребительских товаров до медицины и машиностроения.
Необходимость развития малого и среднего бизнеса обусловлена определенными угрозами экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России.
К этим угрозам относятся:
1. Большое удаление производственных предприятий и потребителей продукции друг от друга, что, в свою очередь, диктует условия по созданию новых и оптимизацию существующих мощностей;
2. Меры по стимулированию спроса на нефтегазохимическую продукцию часто направляются не на малый и средний бизнес в самом нефтегазохимическом комплексе, а на малый и средний бизнес в отраслях-потребителях;
3. Из-за технологических особенностей производства, транспортировки и сбыта нефтегазохимической продукции, центры нефтехимии территориально приближены к центрам нефтепереработки, транспортно-энергетической инфраструктуре, крупным источникам водоснабжения. Здесь успела сформироваться вертикальная структура производства с ограничениями на транспортировку и реализацию продукции;
4. Ограниченные возможности в получении своевременной информации об изменении состояния рынков, цен, потребителей и производителей. Проблема совершенствования информационного обеспечения имеет особую актуальность для химического комплекса в связи с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и большим количеством потребителей. Данная угроза экономической безопасности, осложняется еще и тем, что не существует похожих предприятий, выпускающих одинаковую продукцию;
5. Предприятия, занятые в сфере МСБ, малотоннажной химии и переработке полимеров, испытывают трудности в развитии бизнеса из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.
Для того чтобы лучше понять, как развитие и стимулирование малого и среднего бизнеса может улучшить экономическую безопасность нефтегазохимической промышленности России, и нейтрализовать существующие угрозы в отрасли, предлагается рассмотреть некоторые особенности мировых трансформаций малого и среднего бизнеса, и опыт зарубежных стран.
Основные принципы развития малого и среднего бизнеса в Китае заключаются в создании стимулов для увеличения ассортимента продукции и самообеспечения собственной экономики. Это объясняется тем, что внутренний китайский рынок является растущим, в стране идет процесс увеличения городского населения и рост доходов. В Китае внимание правительства направлено на рационализацию размещения крупнотоннажных производств и дальнейшее развитие специальных зон и кластеров состоящих из предприятий малого и среднего бизнеса, перерабатывающих полупродукты предприятий-гигантов. При создании химических промышленных зон предусматривается их близость к центрам промышленного производства -потребителям химических продуктов, что способствует увеличению синергетического эффекта. Правительство Китая содействует развитию малого и среднего бизнеса
химической отрасли через привлечение частных инвестиций, в то же время предоставляя поддержку и помощь через развитие мест производства, инфраструктуры, логистики, и предоставляя налоговые/финансовые льготы.
Одной из мер по содействию МСБ в Сингапуре является открытие национального обучающего центра по нефтехимическому производству и исследовательского центра в области нефтехимии для повышения глубины переработки и перехода к продуктам с большей добавленной стоимостью. Отличительная особенность поддержки МСБ Сингапура - отсутствие любых признаков бюрократии. Правительство функционирует быстро и отлажено, оперативно реагируя на запросы со стороны бизнес-структур Сингапура и других стран.
Среди основных мер, способствующих развитию малого и среднего бизнеса, можно назвать следующие:
1. Строительство промышленных зон и парков.
2. Строительство инфраструктуры (дороги, терминалы, логистические центры) для развития бизнеса.
3. Поддержка МСБ через финансирование НИОКР.
4. Создание благоприятного инвестиционного климата.
В 1975 г. в Саудовской Аравии была основана Королевская Комиссия для управления развитием индустриальных парков в г. Джубайль и Янбу. Цель проекта -диверсификация экономики и развитие промышленности в кластерных зонах, в т.ч. путем создания МСБ. Роль государства при этом заключается в управлении созданием и развитием кластеров, финансированием инфраструктуры, прямом участии в экономической деятельности. В Саудовской Аравии принят национальный план развития НИОКР в области нефтехимии. Он подразумевает вовлечение широкого круга правительственных и частных организаций МСБ таких, как: университеты, государственные и частные исследовательские центры, лаборатории, правительственные организации, бизнес-сектор.
Среди мер государственной поддержки МСБ в Индии можно назвать следующие:
1. Использование «кластерного» подхода, в т.ч. через создание особых экономических зон и инвестиционных регионов для нефтехимического производства, развитие технопарков по производству изделий из синтетических смол и пластмасс, создание зон по производству экспортно-ориентированной продукции.
2. Осуществление государственных инвестиций в разработку технологий и развитие кадрового потенциала.
3. Проведение программ модернизации для внедрения новейших технологий, повышения эффективности производства, обеспечения условий внедрения «зеленых» технологий.
4. Создание мер по увеличению потребления продукции МСБ со стороны потребляющих отраслей. Переход на полную упаковку пищи и замена традиционной упаковки на изделия из пластика.
В Канаде одна из мер поддержки МСБ заключаются в предоставлении компаниям различного рода бесплатных услуг, прежде всего информационных и консультационных. Примером информационной и консультационной поддержки могут служить специализированные информационные ресурсы в сети Интернет, где размещена полная информация от того, что необходимо для открытия нового бизнеса и до условий получения правительственного гранта для выхода на международный рынок. На всех информационных ресурсах размещена полная и всеобъемлющая информация по ведению бизнеса.
В России в Республике Татарстан создан технополис «Химград». В 2009 году объем инвестиций в технополис превысил 1,5 млрд. рублей. В настоящее время в технополисе реализуются три направления инфраструктурной поддержки бизнеса:
- создание инфраструктуры и предоставление помещений;
- обеспечение технологической инфраструктуры;
- предоставление комплексных услуг.
В «Химграде» действует принцип «одного окна», начиная с поставок сырья. Кроме того, технополис обеспечивает компании различными разрешениями, экологической документацией, маркетинговыми услугами, Интернетом и др. «Химград» работает в тесном контакте с вузами, инвестиционным венчурным фондом, комитетом по развитию предпринимательства, который выделяет гранты.
В качестве совершенствования инструментов обеспечения экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России необходимо принятие мер поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов:
1. Использование «кластерного» подхода. Создание нефтехимических кластеров МСБ по всей стране за счет развития необходимой инфраструктуры и координации действий государственных и частных компаний. Роль государства -выбор мест для размещения особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, развитие базовой инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций (за счет государственных средств и государственно-частного партнерства).
2. Создание мер по увеличению потребления продукции МСБ со стороны потребляющих отраслей. К примеру, переход на полную упаковку пищи и замена традиционной упаковки на изделия из пластика. Законодательные меры должны препятствовать и ограничивать продажу продуктов питания в открытой таре, т.е. все основные продукты должны быть полностью упакованы. Следует ограничить импорт (таможенное регулирование) конечной продукции при одновременном развитии производств аналогичных товаров.
3. Адаптация технических регламентов и стандартов к современным условиям. В России слабо развиты стандарты, которые стимулируют потребление нефтехимической продукции. К примеру, нормы в строительной отрасли должным образом не пересматриваются, чтобы учитывать современные требования строительства. Существующие на сегодня строительные нормы необходимо пересматривать и дополнять, учитывая мировой опыт использования передовых материалов. Одновременно необходимо создать льготы для организаций, использующих новые прогрессивные полимерные, композитные материалы.
4. Снижение административных барьеров за счет принципа «одного» окна для компании, который предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
5. Стимулирование спроса на продукцию МСБ на внутреннем рынке. Развитие платежеспособного спроса на нефтегазохимическую продукцию за счет осуществления государственных заказов для нужд военно-промышленного, жилищно-комунального и других комплексов.
6. Стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйственных субъектов инновационной деятельности. Развитие и создание стимулов и льгот для ведения собственных НИОКР.
7. Тарифное регулирование и государственное воздействие на ценообразование на базовые виды энергетических ресурсов.
8. Налоговое и нормативно-правовое регулирование. Налоговые каникулы для компаний и другие налоговые преференции.
9. Создание финансовых условий для развития нефтегазохимических предприятий. Регулирование процентной ставки по кредитам (субсидирование процентной
ставки). Улучшение ситуации с выдачей долгосрочных кредитов. Создание венчурных фондов.
10. Создание стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Но любые меры государственной поддержки будут неэффективны, пока не будут разработаны простые и понятные схемы контроля использования предприятиями МСБ этих мер и финансовой политики в его отношении. Если развитие МСБ является приоритетом, первым шагом должно быть подкрепление этого принципа и в правовом аспекте, и в сфере налогообложения. Подводя итог, хотелось бы отметить, что совершенствование инструментов экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России следует начинать именно с этого.
Литература
1. Фейгин В.И. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. - М., 2011. - 806 с.
2. Перспективы развития российского химического комплекса // Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.protown.ru/information/hide/4488.html.
3. Структурная статистика предприятий // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/reform/
С.В. Пономарева
МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОМПАНИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
THE METHODOLOGY OF ACCOUNTING AND CONTROL SYSTEM
OF INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT OF THE OBJECTIVES
OF MANAGEMENT OF BUSINESS-PROCESSES OF THE COMPANIES
OF SPHERE OF SERVICES
Аннотация: в статье представлены исследования методологии учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг, позволяющей повысить уровень научности при принятии инвестиционного решения, на основе знаний концептуальных основ финансового управления рыночной стоимостью компании и её бизнес-процессов, научно-обоснованных методов их реализации, общих законов и закономерностей развития рыночной экономики.
Ключевые слова: методология учетно-контрольной системы, информационно-аналитическое обеспечение целей управления бизнес-процессами, организации сферы услуг.
Abstract: the article presents the research methodology of accounting and control system of information-analytical support of the objectives of management of business-processes of the companies of sphere of services, allowing to increase the level of scholarship in making an investment decision, on the basis of knowledge of the conceptual framework for financial management of the market value of the company and its business processes, science-based methods of their implementation, common laws and regularities of the development of the market economy.
© С.В. Пономарева, 2012