РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
И.О. Пашковский, магистрант
Научный руководитель: И.Ю. Татаева, канд. экон. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-2-201-204
Аннотация. В статье представлен анализ применения контрсанкционных мер регулирования поставок российской нефти. Основной акцент сделан на правовой базе регулирования экспорта российской нефти при санкционном давлении западных стран. Проанализированы методы осуществления контроль исполнения Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты». Установлено, что российский рынок подвергается существенному санкционному давлению который направлен на ослабление экономического благосостояния страны, в свою очередь Россия противостоит этому давлению с помощью ряда контрсанкционных мер.
Ключевые слова: энергоносители, рынок, нормативно-правовая база, санкции, внешнеэкономическая деятельность, российская нефть.
Для преодоления кризисных ситуаций и прочих вызовов в РФ, как и во многих странах мира, разрабатываются и применяются программы развития экономики, основными направлениями которых является стимулирование социально-экономического развития РФ, а также корректировка уже созданных программ для увеличения благосостояния населения и стимулирования экономического роста.
Основой многих программ становятся документы стратегического развития, разработкой которых занимается Министерство экономического развития Российской Федерации.
Развитие экономики в РФ, а именно планирование и законодательные инициативы по данной тематике имеют строго проработанную методу и научный подход к их созданию, а именно целеполагание, прогнозирование, создание стратегии и разработка плана действий.
В кризисных ситуациях очень часто для быстрого реагирования на угрозы сначала выпускаются указы и постановления, так как данные документы являются наиболее быстрым способом внести изменения в нормативно-правовую базу. В то время как разработка изменения для стратегий и
планов требует большей проработки и анализа, поэтому указы и постановления могут использоваться как временные решения для быстрого купирования проблем в экономике, особенно для такого быстро изменяющегося рынка, как рынок энергоносителей.
В конце 2022 года, когда были введены серьезные санкции на российскую нефть и был издан Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 (ред. от 28.04.2023) «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» [3]. Во исполнение данного Указа издается Постановление Правительства РФ от 28 января 2023 г. № 118 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга исполнения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на рос-
сийские нефть и нефтепродукты») [4] в котором утверждается перечень кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются положения Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961, а также как будет осуществляться мониторинг и контроль исполнения Указа.
Этот Указ распространяется только на коды ТН ВЭД - 2709009, нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, прочие. Именно по этим кодам поставляется российская сырая нефть.
Данный указ Президента направлен на прямое противодействие антироссийским санкциям в области установления «потолка цен» на российскую нефть в размере не превышающего 60 долларов за баррель. Недружественные страны таким образом стараются пошатнуть экономическое благосостояние России, так как значительную часть ВВП Российской Федерации составляет именно нефть. Это произошло 5 декабря 2022 года, страны «Большой семерки», Евросоюз и Австралия ввели ценовой лимит на закупки российской нефти в 60 долларов за баррель.
Чтобы понять, что значит для России установление потолка на нефть, следует понимать, как происходит ценообразование. Нефть - товар, который отличается от большинства продуктов, так как его цена не устанавливается производителем по общим принципам ценообразования, такой как себестоимость, а составляется на основе официально публикуемых котировок различных марок нефти, например, марка нефти «Urals», с присущими ей качественными показателями. Далее идет дифференциал, он учитывает такие факторы, как: качественные показатели нефти, реализуемой в России; баланс спроса и предложения нефти на отечественных рынках, параметры государственной энергетической политики. И последняя составляющая -это различные транспортные расходы, страхование и штрафы за несоблюдение условий контракта.
Указ Президента направлен на первую часть составляющей цены нефти, а именно котировки. Это значит, что цена должна формироваться на основе котировок, которые не зависят от условий контракта или же внешней политики стран, а не устанавливаться условиями контракта. В Указе сказано, что это касается прямого или косвенного упоминания механизма фиксации цены, то есть не должно быть фраз в контрактах, таких как: цена устанавливается на основе средних котировок за период... но не более «определенного значения» и именно что не 60 долларов за баррель, а любого «потолка» цен, так как в указе не сказано про фиксации не превышающего 60 долларов, это решает проблему пересмотра Указа, так как санкции могут пересмотреть и ввести новый «потолок» цен. Также косвенное упоминание может прописываться в пункте контракта, отвечающего за форс-мажорные обстоятельства, например, «при ведении санкций, стороны могут не соблюдать отдельные части контракта».
Таким образом конечная цена на нефть может быть и ниже 60 долларов за баррель в связи с дифференциалом, который может значительно корректировать финальную цену, но главное чтобы цена устанавливалась на основе официально публикуемых котировках, для соблюдения Указа Президента скорее всего пришлось предусмотреть некоторые пункта действующих контрактов с недружественными странами, в частности по последним пунктам контракта, отвечающие за форс-мажорные обстоятельства, так как во многих контрактах есть вышеупомянутые фразы.
Как же осуществляется контроль исполнения Указа Президента? В таможенные органы, при подаче таможенной декларации в виде электронного документа предоставляются следующие сведения: контракт на поставку товаров, в соответствии с которым определяется цена на поставленные товары и все дополнения к нему, составляющие неотъемлемую часть контракта; а также заявление декларанта, подтверждающее отсутствие в контракте на поставку товаров положений о приме-
нении механизма фиксации предельной цены.
Это означает что декларант соблюдает данный Указ, но в то же время таможенные органы проверяют контракт с дополнениями на наличие фиксации цены и в случае однозначного наличия механизма фиксации цены осуществляют отказ в выпуске декларируемых товаров и данная информация об отказе направляется в открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и публичное акционерное общество «Транснефть» для принятия мер, направленных на недопущение вывоза таких товаров через государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.
Настоящее постановление вступило в силу с 1 февраля 2023 г. и распространяется на товары, вывозимые из Российской Федерации с 1 февраля 2023 г., в том числе помещенные до 1 февраля 2023 г. под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического сою-
за) [1], а также Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289 статьями 102 и 204 [2].
Существуют особенности таможенного декларирования, когда фактический вывоз осуществляется позже, чем выпуск товаров, например, при неполном таможенном декларирование, при периодическом таможенном декларировании и при временном периодическом декларировании, а также при временном периодическом декларировании с использованием трубопроводного транспорта. В данном случае выпуск товара мог осуществиться в январе 2023 года, то есть до вступления в силу Указа Президента, но вывоз осуществляться уже во время его вступления в силу. В данном случаи исполнения Указа осуществляется путем проверки КДТ после выпуска, либо подачи полных деклараций при временном периодическом декларировании.
Таким образом, в нынешней ситуации российский рынок энергоносителей, в частности нефти, который подвергается ограничениям со стороны западных стран стабилизируется за счет постоянного адаптирования правовой базы, в основном за счет указов Президента РФ, а также за счет постановлений Правительства, которые дополняют и расширяют указы.
Библиографический список
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультанПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289 // СПС КонсультанПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
3. Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 (ред. от 28.04.2023) «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» // СПС КонсультанПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435651/.
4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2023 г. № 118 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга исполнения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических
мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты») // СПС Консуль-танПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438681/.
THE RUSSIAN ENERGY MARKET UNDER THE MODERN CONDITIONS
OF SANCTION PRESSURE
I.O. ashkovskiy, Graduate Student
Supervisor: I.Y. Tataeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article presents an analysis of the application of counter-sanction measures to regulate the supply of Russian oil. The main emphasis is placed on the legal framework for regulating the export of Russian oil under the sanctions pressure of Western countries. The methods of exercising control over the execution of the Decree of the President of the Russian Federation dated December 27, 2022 № 961 «On the application of special economic measures in the fuel and energy sector in connection with the establishment by some foreign states of the maximum price for Russian oil and oil products» are analyzed. It has been established that the Russian market is subject to significant sanctions pressure, which is aimed at weakening the economic well-being of the country, in turn, Russia counters this pressure with a number of counter-sanction measures.
Keywords: energy carriers, market, regulatory framework, sanctions, foreign economic activity, Russian oil.