Научная статья на тему 'Российский рынок электронных изданий: epub в тренде'

Российский рынок электронных изданий: epub в тренде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
807
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPUB / FB2 / IOS / Е-КНИГА / РИДЕР / РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ИЗДАНИЕ / FLIPBOOK / EBOOK / READER / EBOOK MARKET / DIGITAL CONTENT / MULTIMEDIA EDITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ершова Юлия Александровна

Рассматривается состояние современного рынка электронных изданий в России и мире, дается обоснование популярности формата EPUB среди пользователей электронных изданий. Даны ответы на актуальные вопросы редакционно-издательской подготовки е-книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EBOOK MARKET: EPUB IS IN TREND

The article shows the state of today's Ebook market in Russia and worldwide, the popularity of EPUB format between users of eBooks is justified as well. The research answered to the questions of editorial and publishing preparation of eBooks.

Текст научной работы на тему «Российский рынок электронных изданий: epub в тренде»

УДК 681.518.3+001.811:004.7

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ:

EPUB В ТРЕНДЕ

Ершова Юлия Александровна

аспирант кафедры издательского дела и книговедения Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А у. а. [email protected]

Аннотация. Рассматривается состояние современного рынка электронных изданий в России и мире, дается обоснование популярности формата ЕРОВ среди пользователей электронных изданий. Даны ответы на актуальные вопросы редакционно-издательской подготовки е-книг.

Ключевые слова: ЕРЦБ, FB2, iOS, е-книга, ридер, рынок электронных изданий, электронный контент, мультимедийное издание, ШрЬоок.

С середины пятнадцатого столетия суть книгопечатания не менялась: трудоемкий процесс допечатной подготовки и печати совершенствовался, автоматизировался, ускорялся, но настоящий переворот в книгоиздании произошел с появлением в 1971 г. первого электронного издания — «Декларации независимости», оцифрованной Майклом Хартом. Завершая переворот, в 1996 г. был разработан ставший для многих уже привычным букридер американской компании DEC (Digital Equipment Corporation). Поскольку рынок не был готов к этому продукту, массовое производство электронных книг началось в 2007 г. после изобретения китайскими учеными технологии E-Ink (электронные чернила), в основе которой лежал вывод информации на экран без больших энергетических затрат для поддержания работы устройства.

Сейчас рынок электронных изданий находится на подъеме, но после популяризации гаджетов на основе китайской технологии некоторые производители устремили свои взгляды на рынок смартфонов и планшетных компьютеров. Эти устройства, в отличие от ридеров, которые для реализации издательского замысла способны предложить только 15 оттенков серого, отражают всю полноту цветов и оттенков в высоком разрешении, обгоняя даже современные полиграфические технологии, не говоря уже о множестве других развлекательных и бизнес-функций этих устройств. За последние два года популярность ридеров, использующих технологию электронных чернил, пошла на спад. В то же время продажи планшетов, созданных по принципу С. Джобса «все что угодно, когда угодно и где угодно» растут. Сравнивая продажи двух по разным причинам легендарных продуктов — планшета iPad от Apple Inc. и ри-дера Kindle от Amazon — складывается мнение, что рынок специализированных устройств для чтения обречен.

По данным, размещенным на сайте РБК, в прошлом году рынок ридеров в РФ упал на 43,1% в физическом выражении. В том же 2014 г. поставки «читалок» были невелики: 0,912 млн устройств (в 2013 г. этот показатель составлял 1,6 млн устройств).

По данным исследования «Baromètre 2014 de l'offre de livres numériques en France», 53,6% издателей производят свои электронные издания в формате EPUB. Форматы PDF (33,9%) и MOBI (8,8%) занимают второе и третье места соответственно. Кроме того, исследование содержит следующие факты: 62,5% издательств Франции производят электронные книги; 71,4% издателей Франции признались, что не редактируют книги, которые готовятся к выпуску только в электронном формате; начало продаж планшета iPad в Европе увеличило количество издателей электронных книг вдвое: с 9,1% в 2008 г. до 18,2% в 2010 [5].

Как сообщает pro-books.ru, по итогам 2014 г. рынок электронных изданий в РФ достиг отметки в 950 млн руб. В то же время из 9 млн российских пользователей электронных изданий легальный контент предпочитают единицы. Как видно из результатов опроса 28 тыс. респондентов из разных городов России, проведенного компанией Synovate Comcon «Российский индекс целевых групп», расклад составляет 20 к 1, то есть только один из двадцати читателей предпочитает легальную копию электронного издания.

По мнению зарубежных исследователей, самый популярный в России формат книг — это FB2. Исследователи «Global eBook report» всегда ставят прилагательное legal в скобках, так как в легальности нашего рынка электронных изданий у всего мира большие сомнения.

В России есть один крупный игрок на рынке e-книг — «ЛитРес», а самые популярные ритейлеры — это Ozon, «Лабиринт», Bookland, KnigaFund, BookMate.

Среди предпочитаемых платформ для мобильных пользователей самый впечатляющий рост за последние 2 года демонстрирует ОС Android, добравшись в конце 2013 г. до 21 млн пользователей в России. На втором месте iOS — 11,5 млн. По прогнозам «ЛитРес» на 2014 г., к декабрю, количество пользователей Android пересечет рубеж в 35 млн, а пользователей платформы iOS будет более 15 млн. Однако в первой

половине 2015 г. российский рынок смартфонов отражает противоположную тенденцию: рост продаж устройств ОС Android (рост с 64 до 68% в денежном выражении) и падение спроса на гаджеты от Apple (падение с 29 до 27% в денежном выражении). В Европе и Америке, к слову, наблюдается обратная тенденция: «В первом квартале 2015 года в пяти крупнейших странах Евросоюза (Великобритания,

По данным Global Ebook Report, в 2014 г. по объему рынка электронных изданий лидировали следующие страны (рис. 1): США (39%), Китай (26%) и Германия (12%). И за ними с небольшим отставанием следуют Япония, Франция и Великобритания. Россия в пятерку лидеров не вошла, так как доля пиратских копий и объем потребления нелицензионного контента еще очень высок (по оценкам экспертов Global Ebook Report, 92% российских читателей не гнушаются скачивать пиратские копии книг).

В 2015 г. наметилось снижение темпов роста рынка электронных изданий, но большинство прогнозов сходятся в том, что уровень потребления электронных изданий в ближайшие годы будет неуклонно возрастать [6].

Сегодня распространен миф о том, что гигантские интернет-компании будут доминировать в глобальном масштабе так же, как они делают это на национальном уровне. Они безграничны и всемогущи. В то же время Facebook имеет 1,44 млрд активных пользователей ежемесячно, YouTube — 1 млрд уникальных пользователей. Так что же случилось с электронными книгами? Пять лет назад ученые говорили о том, как Amazon, Apple, Google и Kobo будут распределять бразды правления в глобальном масштабе, чтобы удовлетворить мировой спрос на электронные книги: экосистема, построенная в основном в Америке для мировой аудитории. Но что-то было утрачено в процессе переноса этой системы на другую почву. Как и рынок традиционной печатной книги, мировой рынок электронной книги стал усложняться в разных направлениях с учетом локальных нюансов.

Германия, Франция, Италия, Испания) число пользователей 1Р^пе и iPad увеличилось на 1,8% и достигло 20,3% по сравнению с первым кварталом 2014 года». Заметен рост продаж «эплфонов» в 2015 г. также в Китае: «Доля устройств, работающих на iOS, достигла 26,1% по сравнению с 17,9% годом ранее» (по данным, опубликованным на сайте газета.т).

The Global Ebook Report 2015, составленный Рю-дигером Вишенбартом, показывает, насколько отличается каждый рынок. В то время как и США, и Великобритания сохраняли устойчивый рост электронных изданий несколько лет, подводя сегмент продаж электронных изданий в книготорговле в целом к 30%, в большей части неанглоязычных стран темпы прогресса были медленнее, а в некоторых случаях его не было вообще (рис. 2-3). Как отмечается в докладе, в этих неанглоязычных странах (в том числе в Германии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах и Швеции) доля рынка электронных изданий от всего книжного рынка ниже 10%, начиная от всего лишь 12%, доходя до 4,3% в Германии. Такой низкий рост говорит о стагнации рынка электронных изданий в Европе [6].

Тем не менее отсутствие стабильного роста цифрового сегмента — это обоюдоострый меч. Во-первых, без взрывного роста электронного контента эти рынки не были защищены от экономического спада, как и контент в других секторах. Как отмечается в докладе, в большинстве стран Европы в течение последних нескольких лет книжные рынки показали общее снижение продаж. Некоторые страны с относительно устойчивой экономикой, такие как Германия или Франция, демонстрируют скромное, но, тем не менее, неуклонное снижение продаж книг. В других же странах, таких как Испания, Италия (или Греция, о рынке которой никаких подробных и полных исследований нет), кризис повлиял на книжную торговлю намного заметнее. В Швеции, как отмечает исследователь, внешнеэкономические факторы вкупе с локальными особенностями формирования спроса и

Рис. 1. Объем рынка цифрового контента в мире

продаж спровоцировали самое крупное падение книжного рынка за десятилетие.

Во-вторых, книжные магазины даже на специализированных цифровых рынках были под угрозой исчезновения в связи с проникновением электронной книги. Как отмечается в докладе, вряд ли даже самая крупная розничная сеть осталась нетронутой в течение второй половины прошлого десятилетия, и некоторые ритейлеры были либо подвержены тяжелой реструктуризации (Fnac во Франции или Thalia в Германии), либо были вынуждены объявить о банкротстве, либо — бороться за выживание (как Weltbild в Германии), либо — исчезнуть, будучи брендом (как Chapitre во Франции, или Polaris в Ни-

К тому же, несмотря на общую стагнацию рынка электронных изданий, в некоторых отдельных сегментах наблюдается скачкообразный рост: блокбасте-ры, фантастика и романы в электронном виде составляют от 30 до 40% продаж или даже больше, как, например, во Франции. В Германии доля рынка е-книг среди тех издателей, которые активно занимаются цифровой книгой, может достигать уровня 10%. В Голландии и Германии доля цифровых продаж беллетристики составляет 10% от общего количества проданного, но этот показатель вдвое выше в Италии и втрое — во Франции.

Следовательно, развитие и внедрение электронных книг в неанглоязычных европейских странах проходит по-разному. В некоторых странах, таких как Германия, электронные книги стали стандартной функцией, сначала оцененной активными читателями и потребителями беллетристики (Amazon, без сомнения, формировал этот процесс в качестве лидера рынка). В других, в частности во Франции, как издатели, так и потребители, похоже, не только в значительной степени противостоят появлению электронных книг

дерландах, где каждая книготорговая сеть была разделена и распродана с целью открытия независимых книжных магазинов). Издатели таким образом добились пощады в этой нестабильной экономической ситуации, но в докладе отмечается, что по всей Европе под прессом экономических пертурбаций слияния и поглощения среди книготорговцев приобрели определенную популярность. В докладе говорится, что влияние электронного книгоиздания на рынок даже без заметных успехов в последние годы бесспорно, особенно с приходом глобальных компаний, таких как Amazon, Apple, так как их появление вызвало период перенастройки под действующих игроков [6].

как нового сегмента рынка, но и обнажают свою культурную специфическую черту в скептическом подходе к этому продукту. В Скандинавии книги начали появляться сначала в библиотеках, а не на сайтах предприятий розничной торговли; в последнее время платформы, предлагающие подписки за фиксированную плату, кажется, в значительной степени определяют, как электронные книги охватывают свою аудиторию. На небольших рынках Центральной и Восточной Европы цифровые издания отечественных торговых предприятий противостоят совсем другому набору препятствий перед внедрением на рынок. Это сравнительно высокая сумма требуемых инвестиций, что еще более осложняет выход даже на небольшой рынок. Кроме того, в частности, хорошо образованные читатели Восточной Европы предпочитают покупать электронные издания на английском языке, до их выхода или вместо переводного издания на родном языке [3].

В целом исследовательская группа Global Ebook report отвергает прогнозы о скором росте продаж электронных изданий, так как больше внимания надо

Объем рынка электронных изданий в мире

Другие 40% США 26%

Франция 4% Китай 12%

Япония ^ 7% Германия / ^Великобритания 8% 3%

Рис. 2. Объем рынка электронных изданий в мире

уделять реальному положению вещей, нежели причудам маркетологов. Стоит также учитывать, что на отрасль в целом эти изменения влияют гораздо глубже, чем сам факт поступления небольшого количества электронных изданий на рынок. Это указывает на рост самиздата, мобильности, распространение международных и локальных издателей электронных

В целом исследовательская группа Global Ebook report отвергает прогнозы о скором росте продаж электронных изданий, так как больше внимания надо уделять реальному положению вещей, нежели причудам маркетологов. Стоит также учитывать, что на отрасль в целом эти изменения влияют гораздо глубже, чем сам факт поступления небольшого количества электронных изданий на рынок. Это указывает на рост самиздата, мобильности, распространение международных и локальных издателей электронных книг, пиратства, санкций правительства, трансформацию новых моделей распространения книг (например, таких, как подписка), которые в совокупности будут продолжать информировать нас о развитии мирового рынка электронных изданий, а также и о темпах его развития.

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу о том, что рынок электронных изданий, постепенно замедляя темпы прироста от года к году, тем не менее, остается перспективным сектором мирового книгоиздания. В разных странах складываются различные ситуации, но общим врагом владельцев дид-житал-контента во многих государствах является пиратство. К тому же из-за разнообразия считывающих устройств ребром стоит вопрос об унификации форматов электронных изданий, чтобы распространение и использование контента читателями могли происходить беспрепятственно. Революция форм неизменно влечет за собой революцию компетенций персонала.

Далее мы рассмотрим процесс работы редактора над электронным изданием и выявим новые требо-

книг, пиратства, санкций правительства, трансформацию новых моделей распространения книг (например, таких, как подписка), которые в совокупности будут продолжать информировать нас о развитии мирового рынка электронных изданий, а также и о темпах его развития.

вания к его навыкам и квалификации для успешного выполнения трудовых обязательств при работе над электронным изданием (на примере е-книг в формате EPUB).

В пользу популяризации и повсеместного распространения формата EPUB говорит и график сравнения мировых продаж iPad и Kindle за 2010-2014 гг. (рис. 4).

По всей видимости, производителям планшетов стоит задуматься над разработкой приложений для чтения и загрузки электронных изданий. Операционная система iOS является второй по популярности в мире, но на данной платформе существуют два приложения стандартного пакета программного обеспечения, созданные исключительно для чтения: iBooks и iKiosk. Особенность первого состоит в том, что книги в него загружаются только в двух версиях: PDF или EPUB. Особенность второго — при производстве электронного издания дизайн начинает играть чуть ли не самую главную роль, порой даже нивелируя значимость самого контента. Пользователи планшетов на платформе iOS еще в 2011 г. смогли ознакомиться с удобством и красотой EPUB-изданий, а также оценить преимущества формата интерактивных электронных публикаций перед журналами-репликами (обычно в формате PDF), чтение которых неудобно и отличается отсутствием интерактива. Сразу после создания приложения iKiosk самые крупные СМИ заявили о том, что их газеты и журналы будут доступны читателям в качестве интерактивных электронных публикаций, которые, в отличие от бумажных и изданий-реплик (например, в формате PDF или Dj Vu),

Рис. 3. Объем розничных продаж электронных изданий в Российской Федерации

адаптированы к вертикальному и горизонтальному представлению контента, масштабируемы и интерактивны (показ нескольких изображений в рамках одной границы кадра, просмотр видео прямо на странице журнала, наличие гипертекстовых ссылок). Помимо этих качеств, технология интерактивных публикаций, разработанная журналом «Wired» совместно с Adobe, оптимизирована для сенсорного управления, имеет возможность встраивания 3D-сцен и музыкального оформления, обладает интересными перспективами для размещения интерактивной рекламы. Публикация этого типа создается также в программе Adobe InDesign CS5 с использованием допол-

ISSN ON-LINE: 2409-6652 _vestnik.mgup.ru

нительного программного обеспечения для интерактивных элементов (например, для создания анимации перелистывания страниц, как в iBooks, дизайнеры используют интерфейс GitHub brow/leaves) параллельно с печатной версией. Используя эту технологию, некоторые издатели создают не только журналы-приложения, но и книги-приложения. Такой подход, например, применили Бен Робертс и Крис Стивенс при создании «оживающей» перед глазами читателя книги «Алиса в Стране Чудес». Эта технология открывает удивительные перспективы в детском книгоиздании и производстве интерактивных учебников.

Рис. 4. Продажи планшета iPad от Apple в сравнении с продажами ридера Kindle от Amazon в мире

По всей видимости, производителям планшетов стоит задуматься над разработкой приложений для чтения и загрузки электронных изданий. Операционная система iOS является второй по популярности в мире, но на данной платформе существуют два приложения стандартного пакета программного обеспечения, созданные исключительно для чтения: iBooks и iKiosk. Особенность первого состоит в том, что книги в него загружаются только в двух версиях: PDF или EPUB. Особенность второго — при производстве электронного издания дизайн начинает играть чуть ли не самую главную роль, порой даже нивелируя значимость самого контента. Пользователи планшетов на платформе iOS еще в 2011 г. смогли ознакомиться с удобством и красотой EPUB-изданий, а также оценить преимущества формата интерактивных электронных публикаций перед журналами-репликами (обычно в формате PDF), чтение которых неудобно и отличается отсутствием интерактива. Сразу после создания приложения iKiosk самые крупные СМИ заявили о том, что их газеты и журналы будут доступны читателям в качестве интерактивных электрон-

ных публикаций, которые, в отличие от бумажных и изданий-реплик (например, в формате PDF или DjVu), адаптированы к вертикальному и горизонтальному представлению контента, масштабируемы и интерактивны (показ нескольких изображений в рамках одной границы кадра, просмотр видео прямо на странице журнала, наличие гипертекстовых ссылок). Помимо этих качеств, технология интерактивных публикаций, разработанная журналом «Wired» совместно с Adobe, оптимизирована для сенсорного управления, имеет возможность встраивания 3D-сцен и музыкального оформления, обладает интересными перспективами для размещения интерактивной рекламы. Публикация этого типа создается также в программе Adobe InDesign CS5 с использованием дополнительного программного обеспечения для интерактивных элементов (например, для создания анимации перелистывания страниц, как в iBooks, дизайнеры используют интерфейс GitHub brow/leaves) параллельно с печатной версией. Используя эту технологию, некоторые издатели создают не только журналы-приложения, но и книги-

приложения. Такой подход, например, применили Бен Робертс и Крис Стивенс при создании «оживающей» перед глазами читателя книги «Алиса в Стране Чудес». Эта технология открывает удивительные перспективы в детском книгоиздании и производстве интерактивных учебников.

Лидером по количеству интерактива и качеству дизайна среди журналов-приложений в iKiosk, по мнению многих экспертов, остается журнал «Wired». На российском рынке отличным дизайном отличаются только международные журналы-приложения, например: «Future Music», «Music Week», «Newsweek», «National Geographic», «Wired», «Health & Fitnes». Пока только самые крупные российские СМИ активно продвигают свои издания на платформе iOS: ИД «Коммерсантъ» почти все свои издания распространяет в App Store, как и «Cosmopolitan Russia», «Marie Claire», «ELLE», «Men's Health Russia», «Yes!», «Esquire», «L'OFFICIEL RU», «Forbes» и др. В то же время среди журналов превалирует тенденция к использованию минимального набора интерактивных функций. Так, все издания ИД «Коммерсантъ» сделаны в виде flipbook, как журналы, представленные на популярной в России платформе isuu.com. Тип flipbook — это журнал-приложение с интерактивом, распространяющимся только на анимированный эффект перелистывания страницы и ссылки на материалы в сети.

Несмотря на популярность формата EPUB, об особенностях редакторской подготовки этого типа изданий говорить не приходится, так как сохранить уже сверстанный макет в формате PDF и выложить его в интернет-магазинах для современных издателей не составляет труда. Но он ценен только для изданий, которые выходят как в печатной, так и в электронной версии. Этот способ распространения контента даже

нельзя называть полноценным электронным изданием, так как это — книга-реплика, которая является переформатированным макетом издания, само собой, без системы навигации через управляемое оглавление и без встроенного видео или аудио.

На данный момент только формат EPUB можно считать одним из очевидных претендентов на мировое распространение и господство. А теперь разберемся с типом и возникновением данного формата. Итак, форматы делятся по трем критериям (тип графической структуры, необходимость удаленного подключения к сети, возможность внесения изменений пользователем) на:

• графические (графические с оформлением — RTF, HTML, OPF, FlipBook, CHM, SGML, XML, FB2, FB3, TEX, PDF, LIT, PostScript и EPS, ExeBook, RBS, PRC, EPUB, BBeB, MBP, LRF, AZW) и растровые (TIFF, JPEG, DjVu);

• доступные для просмотра только с подключением к интернету (TXT, HTML) и для загрузки на устройство (RTF, DjVu, PDF и др.);

• открытые (OEB, DjVu, FB2 и EPUB, PDF) и закрытые (проприетарные — LIT, zTXT) [1]. Выяснив, что EPUB является графическим открытым файлом, предназначенным для загрузки в устройство, можно определиться с его главными форматами-соперниками на отечественном рынке. Чтобы данные о главных соперниках были непредвзятыми, мы провели исследование запросов в российском интернет-пространстве на четырех самых популярных в России поисковых системах (по данным, опубликованным на RevolWEB в 2015 г.): «Яндекс» (50,93%), Google (40,11%), «Поиск Mail.ru» (6,66%), «Рамблер» (1,73%) (рис. 5).

45000 40000

35000 30000

25000 20000

l5000 l0000

5000

Популярность запросов на книги различного формат самых распространенных поисковых система отечественного Интернет-пространства (по состоян

август 2015)

Яндекс Google | Итог

Рис. 5. Популярность запросов на книги различного формата в двух самых распространенных поисковых системах отечественного интернет-пространства (по состоянию на август 2015)

0

Итак, EPUB находится в тройке лидеров во всех четырех поисковых системах: «Яндекс», Google, «Поиск Mail.ru» и «Рамблер». За ним следует FB2, который, к сожалению, популярен только на территории СНГ и не

имеет статуса международного формата. Потом идет самый простой и распространенный формат TXT, а за ним — PDF. И с большим отрывом — dOc, JAR, MOBI.

В статистических отчетах «Яндекс» по количеству поисковых запросов в месяц лидирует формат FB2 — на его счету 21 730 запросов, второй по популярности — TXT, которому принадлежат 17 770 запросов, а на третьем месте — EPUB с результатом в 3042 запроса в месяц. За ними с приличным отрывом следуют PDF, MOBI, DOC, DjVu и др.

Статистический учет запросов Google обладает иными данными, отличными от «Яндекс»: по первым 100 результатам совпадений с запросом «электронная книга в формате» на первом месте с огромным отрывом по количеству средних за месяц запросов находится EPUB — 36 240, за ним идут FB2 — 8750, TXT — 3520 и PDF — 1580.

Причем самыми «прибыльными» были запросы «скачать книги EPUB» (в среднем с апреля 2014 по март 2015 г. это сочетание было введено пользователями 9900 раз) и «книги EPUB» (за тот же период в среднем 12 100 запросов).

Исходя из данных нашего исследования, самыми популярными форматами в России среди интернет-пользователей в 2014-2015 гг. можно назвать TXT, EPUB и FB2. Но, так как ни один издатель не продает свои книги в формате TXT, хотя он является самым распространенным среди букридеров, об особенностях редактирования этого формата говорить не имеет смысла, поэтому сосредоточимся только EPUB и FB2.

При рассмотрении проблемы создания и редактирования электронного издания в формате EPUB был обнаружен недостаток современной литературы на русском языке по запрошенной теме. Все основные предложения по написанию кода, программированию дизайна, технологии создания книг в формате EPUB взяты из зарубежных источников.

Важно понимать, что при редакторской подготовке электронных изданий на первое место выходит не мастерство и опыт редактора, а программное обеспечение и уровень владения навыками программирования. Выходит, что редактору необходим правильный редактор (первый — это работник, второй — программное обеспечение). Для редактирования EPUB существует набор бесплатных программ, которые позволяют как конвертировать другие форматы в требуемый, так и создавать файлы «с нуля» — Sigil (для платформ Windows, Linux, Mac OS X — бесплатная программа), eCub (для платформ Windows, Mac OS X, Linux), FreeBSD, Solaris — бесплатная программа, Padilicious (для платформы Mac OS X — бесплатная программа) и writer2xhtml (расширение LibreOffice — свободная программа) [2].

Мы видим, что реализация контента во всех самых популярных форматах без конвертации невозможна, но для того, чтобы издание не выходило в свет с множеством ошибок, существуют программы для проверки успешно конвертированных файлов: EPUBcheck или FlightCrew (для полного освоения последнего необходимо знать язык C++).

Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, не одобряет использование сервиса Calibre издателями, так как есть куда

более приемлемые способы создания EPUB: игнорируя возможность «утечки», предпочесть отличный онлайн-сервис ridero.ru; создать книгу с нуля в любом текстовом редакторе или в Sigil; конвертировать из Adobe InDesign (начиная с версии 4) или QuarkXPress; конвертировать из PDF при помощи Adobe Acrobat или ABBYY FineReader 11. Но для издателей самым многофункциональным и доступным выбором будет программа Adobe InDesign, так как эксперт по электронным изданиям в формате EPUB Элизабет Кастро даже новый стандарт EPUB3 рекомендует создавать посредством новой версии Adobe InDesign.

Из всего сказанного следует вывод: редакторам электронных изданий необходимы интенсивные курсы основ программирования в XHTML, HTML, CSS, C++.

В то же время изучение возможностей и особенностей программирования дизайна для электронных изданий специализированных приложений показало, что для реализации самых впечатляющих дизайнерских идей больше подходит путь производства книг-приложений с широким спектром средств интерактивного взаимодействия с читателем, в то время как отдельные элементы формата EPUB также обладают большим потенциалом для дизайна.

Итак, при редактировании текста будущего электронного издания в формате EPUB редактору надо быть отчасти программистом. Необходимо выбирать правильное программное обеспечение в соответствии с задачей и не забывать про то, из какого исходного формата надо будет сотворить EPUB. Поскольку в России и за рубежом в последнее время стрелки весов смещаются в сторону EPUB и AZW, тенденции издательского бизнеса предопределятся тем, кто из двух гигантов выиграет войну форматов: Apple Inc. или Amazon. С сильно ограничивающей читателя в свободе действий DRM-защитой (Digital Rights Management) Amazon проигрывает битву в открытости форматов, но исход битвы еще не определен, поэтому издательствам следует расширять спектр форматов, в которых они издают произведения, включая EPUB в реестр самых популярных на данный момент. Что касается дальнейшего существования FB2, то есть люди, которые все еще с нетерпением ждут выхода версии FB3, так как особенности программирования зарубежного формата не поддаются систематическому описанию, а постигаются только на практике методом проб и ошибок. Тем не менее благоприятный для EPUB сценарий — вытеснение из ниши для чтения мелких разработчиков несколькими крупными игроками. Есть вероятность, что за несколько лет вокруг EPUB сформируется неформальный свод правил верстки, рабочих решений по оформлению EPUB апостериори.

Проанализировав состояние рынка электронных изданий в целом и сегмента изданий в формате EPUB в России и за рубежом, мы пришли к следующим выводам:

• рынок электронных изданий — конкурент, но не поглотитель традиционного книжного рынка;

• будущее за мультимедийными изданиями, совмещающими в себе множество интерактивных функций, но EPUB является одним из самых распространенных и общепринятых форматов, поэтому развитие этого сегмента обладает высокой рентабельностью для издателей;

• необходимо создание единого формата распространения и стандартизации электронных изданий;

• издания в традиционной форме следует не заменять, а объединять с электронной формой;

• для стартапа в издательской среде выбор с потенциально наименьшими затратами на производство — сегмент электронного книгоиздания;

• требуется масштабная совместная работа со специалистами по программированию над воссозданием всех накопленных за века развития книгопечатания функций и способов организации контента издания в электронном формате;

• ощущается необходимость в новой законодательной базе, которая будет пригодна для полноценной защиты правообладателя от плагиата и незаконного распространения информации;

• современный редактор должен обладать достаточными знаниями языков программирования для полноценного выполнения своих должностных обязанностей при создании электронных изданий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисевич А.М., А.В. Малибашев Технология подготовки электронных изданий в издательско-полиграфических центрах вузов [Текст] // Библиотека в интеллектуальном пространстве технического вуза: материалы научно-практической конференции, посвященной 105-летию основания Научно-технической библиотеки ЮРГТУ(НПИ). — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012 — С. 12-15.

2. Castro Elizabeth. EPUB Straight to the Point: creating ebooks for the Apple iPad and other ereaders [электронное издание]. Peachpit Press; edited by Clifford Colby. — Berkley: Peachpit Press, 2011.

3. Isaacson Walter. Steve Jobs [Текст]. — New York: SIMON & SCHUSTER, 2011. — 630 с.

4. Мурашов Н. Руководство по созданию книг ePub 2.0 [электронный ресурс]: учебно-развлекательное пособие. — СПб.: docking the mad dog, 2012-2013. — Электрон. текстовые дан. — Загл. с экрана. — Режим доступа: http://nicolas-doc.livejournal.com, свободный (дата обращения 11.03.2014).

5. Tubiana Joelle, Muniz Beatrice, Bourahla Rania. Baromètre 2014 de l'offre de livres numériques en France. Mars 2014 [Электронное издание]. — Paris: KPMG, 2014. — Электрон. текст. дан. — Загл. с экрана. — Режим доступа: http://www.kpmg.com, свободный. (дата обращения: 16.05.2014).

6. Wischenbart Rüdiger. Global eBook: a report on market trends and developments. Update spring 2014 [Электронное издание]. Munich: Ruediger Wischenbart Content and Consulting, 2014. — Электрон. текст. дан. — Загл. с экрана. — Режим доступа: www.global-ebook.com, свободный (дата обращения: 11.04.2014).

RUSSIAN EBOOK MARKET: EPUB IS IN TREND

Yulia Alecsandrovna Ershova

Moscow State University of Printing Arts 127550, Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article shows the state of today's Ebook market in Russia and worldwide, the popularity of EPUB format between users of eBooks is justified as well. The research answered to the questions of editorial and publishing preparation of eBooks.

Keywords: EPUB, FB2, iOS, eBook, reader, eBook market, digital content, multimedia edition, flipbook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.