Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Вронская М.В., Исаев М.А — Российский рынок электронной коммерции в период COVID-19: правовое регулирование и тенденции // Право и политика. - 2022. - № 10. - С. 1 - 14. DOI: 10.7256/24540706.2022.10.39022 EDN: EPRXAL URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=39022
Российский рынок электронной коммерции в период COVID-19: правовое регулирование и тенденции
Вронская Мария Владимировна
кандидат юридических наук доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 690014, Россия, г. Владивосток, Приморский Край, уп. Бапяева, 42, кв. 119
Исаев Максим Андреевич
юрист, ООО "Юридическая клиника" 690014, Россия, Приморский область, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
ЕЗ [email protected] Статья из рубрики 'Трансформация правовых и политических систем"
DOI:
10.7256/2454-0706.2022.10.39022
EDN:
EPRXAL
Дата направления статьи в редакцию:
08-10-2022
Дата публикации:
15-10-2022
Аннотация: Предметом исследования в данной работе являются особенности правового регулирования и развития рынка электронной коммерции в период коронавирусной инфекции СОУШ-19. Автор подробно рассматривает понятие и содержание «электронной коммерции», под которой понимается экономическая сфера, объединяющая в себе торговые и финансовые операции, которые осуществляются посредством бесконтактного взаимодействия сторон. В статье также анализируется система правового регулирования рынка электронной коммерции, определяются тенденции дальнейшего совершенствования. Особое внимание уделяется влиянию пандемии на гражданско-
правовой оборот, в результате которого рынок электронной коммерции стал доминирующим способом товарообмена в Российской Федерации. В исследовании приводится статистика товарообмена на онлайн-площадках за 2021-2022 год, которая значительно выросла в сравнении с предыдущими годами. Основными выводами авторов являются то, что пандемия ускорила процессы цифровизации всех
сфер общественной жизни, в результате чего торговые и финансовые операции в большинстве своем стали осуществляться посредством сети «Интернет», заложила фундамент цифровой экономики; на сегодняшний день электронный торговый оборот стал преобладающим, однако не лишен недостатков правовой регламентации; тенденции укрепления цифровой трансформации направленны на разграничении правового положения и ответственности участников торгового оборота ("маркетплейс", "интернет-магазин" и проч.), расширении перечня видов цифровых активов и определении их правового режима (аккаунт, учетная запись и проч.).
Ключевые слова:
гражданско-правовой оборот, COVID-19 ,электронная коммерция, цифровая
трансформация, гражданские правоотношения, цифровые права, владелец агрегатора, маркетплейс, цифровая экономика, цифровые активы
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на все сферы общественной жизни в Российской Федерации, в частности, дала пуск на ускорение цифровизации гражданско-правового оборота, введение режима самоизоляции способствовало тому, что практически все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, перешли на удаленной формат работы, а потребительский спрос не упал, а перешел в электронный цифровой формат потребления посредством различных платформ в сети «Интернет».
Между тем, само по себе, внедрение цифрового механизма в гражданско-правовой оборот началось еще до пандемии коронавируса: 7 мая 2018 г. вступил в силу Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно этому Указу Правительство РФ в сотрудничестве с органами государственной власти субъектов РФ должны были сформировать гибкую и структурированную систему правового регулирования для воздействия на цифровую экономику и осуществить задачу по трансформации
гражданско-правового оборота, основанного на цифровых технологиях В связи с этим, уже в следующем году были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» была измена формулировка в ст. 128 ГК РФ, путем обогащения системы объектов гражданских прав цифровыми. Учитывая это, законодатель дополнил ГК РФ, а именно главу 6 ст. 141.1, согласно которой «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей
установленным законом признакам» Далее, продолжением цифровизации
имущественного оборота можно усмотреть в изменении п. 2 ст. 434 ГК РФ определяющем
правила заключения договора в электронной форме Подписание указанного договора осуществляется при помощи биометрической или электронной подписи. Таким образом, указанный Федеральный закон породивший существенные изменения в гражданского законодательства РФ, заложил основы цифровой трансформации
гражданско-правового (имущественного) оборота.
Тема не менее, несмотря на законодательное закрепление цифровых прав до пандемии возможность их реализации, и исполнения обязательств в сети «Интернет» по большей своей части было лишь факультативом, обеспечивающим гибкость правоотношений, а основной гражданско-правовой оборот все еще происходил в условиях реального мира. Люди предпочитали использовать традиционный способ товарообмена, и только введение «локдауна» заставило их пересмотреть свои взгляды, в результате чего переход в цифровую среду не заставил себя долго ждать. С того момента началось стремительное увеличение гражданско-правого оборота в сети «Интернет».
На сегодняшний день самым популярным способом товарообмена является рынок электронной коммерции или по-другому e-commerce. Электронная коммерция представляет собой экономическую сферу, объединяющая в себе как торговые, так и финансовые операции, которые происходят бесконтактным путем, то есть без личного присутствия сторон. Это означает, что стороны независимо от своего местоположения могут заключить гражданско-правовой договор и также, независимо на какой дистанции они друг от друга находятся, исполнять обязательства согласно заключенному между
ними договору ———182], началась эпоха смарт-контрактов, использования систем распеределенного реестра.
Одним из видов e-commerce является электронная торговля, под которой понимается взаимодействие между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) именно посредством использования сети «Интернет» с целью произвести товарообмен. В период распространения коронавирусной инфекции электронная торговля стала доминирующим способом, посредством которого потребитель мог удовлетворить свои потребности, а предприниматель получить прибыль. Одними из популярных площадок в РФ являются «Wildberries» и «Ozon» и, если обратиться к статистике за 2021 год, то можно смело говорить о том, что товарооборот на указанных онлайн-площадок по сравнению с 2020 годом вырос практически в 2 раза.
Так, на площадке «W ildberries» за 10 месяцев 2021 года у представителей МСП на 98% увеличился объем продаж, а у самозанятых - на 1221%. МСП и самозанятые являются преобладающими продавцами на площадке «Wildberries», они составляют 90% от числа всех продавцом. На площадке «Ozon» изменения практически такие же, как и у «Wildberries», однако, стоит отметить, что процент МСП за 2021 год увеличился практически в несколько раз и теперь составляет 85% от всех продавцов на площадке «Ozon». Как верно отмечают сами представители малого и среднего предпринимательства, цифровая среда представляет намного больший интерес для товарообмена, чем в оффлайне (реальном мире). Это связано с тем, что интернет-пространство предоставляет намного больше удобства, чем личный контакт, поэтому стоит продолжать развивать рынок электронной торговли и после предотвращения
последствий от COVID-19
Стоит учесть, что речь здесь идет о маркетплейсах, которые следует отличать от традиционных интернет-магазинов. Маркетплейс - торговая площадка на просторах сети «Интернет», являющиеся агрегатором, т.е. посредником между поставщиком и покупателем. Он обеспечивает такие условия, при которых потребителю необязательно контактировать непосредственно с поставщиком во время покупки товара, а поставщику не нужно нести финансовые расходы, связанные с продвижением своего товара. Маркетплейс является аналогом обычного торгового центра, с разницей лишь в том, что он работает в онлайн режиме.
Не стоит забывать и о росте продаж в интернет-магазинах, например, «М. Видео», «Эльдорадо». Их следует отличать от маркетплейсов по следующим критериям:
- в отличие от интернет-магазинов маркетплейсы не имеют магазинов, которые представляли бы их интересы в офлайн (в реальном мире), у них могут быть только пункты выдачи заказов;
- у маркетплейсов ассортимент товаров намного больше и разнообразнее в отличие от интернет-магазинов.
Интернет-магазин можно сравнить с универмагом или же с гипермаркетом, которые
занимаются продажей товара одного типа от разных производителей [6, с- 3]. В качестве примера можно привести деятельность АО «М. Видео-Эльдорадо», у которого в качестве товара выступают только бытовая техника и электроника. ООО «W ildberries», в свою очередь, реализует продажи не только электроники и бытовой техники, но и сегмента одежды, обуви. Помимо прочего, интернет-магазины могут представлять интересы одного исполнителя (производителя), но в таком случае, производитель вынужден самостоятельно осуществлять собственную предпринимательскую деятельность в сети «Интернет», непосредственно взаимодействуя с покупателем (потребителем). Таким примером может послужить интернет-магазин «Adidas», одноименная компания которого одновременно является производителем с торговыми точками в реальном мире.
Многие интернет-магазины также сотрудничают с маркетплейсами, предоставляя им товар, а те, в свою очередь, способствуют его продажи и получают за это бонусы. Но не стоит отменять тот факт, что интернет-магазины могут самостоятельно заниматься товарообменом. Согласно статистическим данным онлайн-продажи интернет-магазинов в период пандемии также значительно выросли. Статистические данные «М. ВидеоЭльдорадо», фиксируют за 2020 год рост продаж до 504,8 миллиардов рублей, а из них на онлайн-продажи пришлось около 300,4 миллиардов рублей с учетом налога на
добавленную стоимость, т.е. рост онлайн-продажи составил 108,6%
Если более подробно рассматривать преимущества e-commerce, то в первую очередь необходимо отметить самобытность введения бизнеса в сети «Интернет». На примере площадки «Ozon» можно рассмотреть, как непосредственно выражается указанная самобытность: абсолютно любое лицо, перейдя официальный веб-сайт «Ozon», может приобрести любой товар, который будет доступен в каталоге сайта, при этом заключение договора на онлайн-площадке обладает рядом отличительных черт. Потребителю (покупателю) всегда предлагается ознакомиться с пользовательским соглашением в электронной форме, которое выступает в качестве оферты. В свою очередь, если покупателя устраивают условия, указанные в электронном соглашении, то он дает акцепт в той же электронной форме, который происходит посредством метода «click-wrap», т.е. клиент должен нажать на соответствующую иконку в подтверждение принятия условий данного электронного соглашения. Также возможно устное заключение электронного договора с помощью различных средств голосовой или видеосвязи. Основная суть здесь заключается в том, что указанные средства должны иметь возможность в полной мере передавать все условия электронного соглашения покупателю, а тот, в свою очередь, должен иметь возможность точно таким же способом без всяких проблем принять или отклонить условия электронного договора [8, с- 1421. Примерами таких приложений могут быть «Zoom», «Skype» или «Google Meet».
Как ранее было, отмечено за последний год на онлайн-площадках выросло число
продавцом среди, которых большое количество занимают именно малые и средние предпринимательства. Это связано с тем, что онлайн-площадки имеют низкий порог вхождения, то есть при минимальных затратах электронная торговля способна принести прибыль. Кроме этого, предпринимательство посредством цифрового пространства
значительно сокращает число издержек и быстро выводит товар на рынок [9, с- 1671.
Не только маркетплейсы и интернет-магазины способны удовлетворить потребности человека. Так, во время закрытия кинотеатров большим спросом начали пользоваться так называемые онлайн-кинотеатры (видеосервисы). По результатам 2020 года онлайн-кинотеатры на российском рынке увеличили свою прибыль на 66%, что является самым высоким показателем за последние 6 лет. Общая клиентская база онлайн-кинотеатров выросла на 17%. Видеосервисы, занявшие большую долю на потребительском рынке, указаны в Таблице 1.1
Таблица 1.1
Лидирующие видеосервисы «IVI» «Okko» «Megogo» «Кинопоиск» «Amediateka»
Доля на рынке 32% 20% 9% 8% 7%
Не нужно оставлять без внимания Указ Президента РФ «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского образования» от 17.03.2020, который допускал дистанционную продажу лекарственных препаратов -Ш^. В тот период времени на них возник огромный спрос, а указанный правовой акт Президента РФ позволил фармацевтическим предприятиям увеличить свою прибыль за счет онлайн-продаж. Это привело к тому, что за первые 6 месяцев 2021 года онлайн-продажа лекарственных препаратов выросла на 24%, т.е. до 46,2 млрд рублей -t12^
Успешность реализации торговых площадок, цифровых инструментариев, обеспечивающих их реализацию в удовлетворении имущественных и иных потребностей участников гражданского оборота не привел к стагнации после выхода из режима самоизоляции, очевидным вектором цивилизационного развития государства и общества стал переход на цифровую форму жизнедеятельности, всех политико-правовых и экономических процессов, традиционная система имущественного оборота себя изжила, риски и угрозы возникновения повторной ознаменовали расширение применения цифровых механизмов в торговом и гражданском обороте страны. На государственном и региональном уровне страны были приняты меры по введению «QR-кодов» для посещения мест общественного питания, развлекательных центров, организаций для спортивных мероприятий и мест для купаний, заключения сделок, что привело большему росту онла йн прода ж.
В то же время говоря о правовой регламентации механизма электронной коммерции необходимо отметить, до сих пор - это достаточно новая сфера деятельности для РФ, которая начала стремительно развиваться с наступления пандемии коронавируса. До пандемии рынок e-commerce, в частности, вся электронная торговля была лишь факультативом, который только был призван упростить процесс товарообмена. На тот период времени основным нормативно-правовым актом, который регулировал гражданские правоотношения в сети «Интернет», был ГК РФ, закрепляющий понятие «цифровые права» -Ш1. Именно с наступлением пандемии и введения ограничительных начался стремительный рост онлайн-торговли, призвал к необходимости
совершенствования российского законодательства. В частности, было принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, определяющее правила
дистанционного способа продажи товаров Базовым же законом, регулирующий
товарооборот в онлайн среде, стал Закон «О защите прав потребителей», закрепляющий нового субъектра потребительских отношений - «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» 1141. Далее, был принят и вступил в силу ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», регулирующий
правоотношения финансовых организаций с потребителями Ü51. Необходимость принятия, указанного нормативного правового акта была обусловлена тем, что в период пандемии указанные организации стали предоставлять свои услуги с помощью вебсайтов. Ранее упоминалось, что одной из разновидностей электронной коммерции являются онлайн-финансовые операции, но в тот период времени на российском рынке такая деятельность не была достаточно развита, в связи с чем, какого-либо источника права, который бы регулировал подобного рода отношения, не было. Именно по этой причине законодателем было принято решение об издании вышеупомянутого нормативно-правового акта.
Постпандемийный период подтвердил, что цифровизация является одним из приоритетных для восстановления экономики в связи, с чем можно наблюдать за популяризацией дистанционного формата обучения через такие сервисы как «Google Meet» или «Zoom». В указанный формат также входит различные онлайн-курсы и онлайн-тренинги. Рынок, занимающийся предоставлением услуг подобного рода, называется «EdTech». И если в 2020 году в результате пандемии произошел непредвиденный рост интереса к данному виду услуги среди потребителей, то в 2021 году ситуации стабилизировалась, что привело к более плавному росту в размере 80%. На сегодняшний день статистика показывает, что в 2022 году ожидается более плавный рост аудитории, но уже с более высоким процентом, т.к. предприниматели стараются сотрудничать с иностранными государствами -U6!.
Кроме этого, в РФ можно получить практически все необходимые услуги через приложение на мобильном телефоне или веб-сайте «Госулуги»: возможность записаться на прием к врачу или вызвать его к себе на дом, приобрести права на земельный
участок и т.д.
Благодаря мероприятиям, которые проводит государство в рамках «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике», цифровые элементы начали планомерно приобретать свое закономерное развитие в гражданско-правовом обороте. Началось формирование логистических механизмов, которые не будут обуславливаться сетями розничной торговли, поэтому элементы маркетинга в этом механизме будут являться существенными. С таким рабочим механизмом производители могут самостоятельно и в комфортных условиях заниматься своей деятельностью на потребительском рынке, при этом самостоятельно устанавливая ценовую политику на собственный товар с минимальным процентом отчисления для онлайн-платформы, и в
разумных пределах преобразовывать свою деятельность [18, с- 2]. Речь здесь идет о маркетплейсах, которые, как было выше сказано, стали ведущими посредниками в сети «Интернет», и предоставляя такие условия они привлекают все больше поставщиков и потребителей (покупателей), что подтверждается статистикой. Таким образом, они одновременно упрощают гражданско-правовой оборот и способствуют развитию экономики в РФ.
В конце 2021 года состоялась встреча Президента РФ с членами Правительства РФ, на которой В.В. Путиным была поставлена задача по отказу от антикризисных мер, ввиду того, что экономический спад был преодолен и в настоящий момент необходим переход к
системным мерам, которые будут способствовать стимулированию экономики П^!. Но если учесть, что для постковидного периода характерна торговля в цифровом пространстве, которая является на сегодняшний день преобладающей формой получения прибыли, можно сказать, что онлайн-предпринимательство стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Онлайн-предпринимательство - совершенно новый формат предпринимательской деятельности, реализуемый посредством цифровых площадок в сети «Интернет». Указанная деятельность в настоящее время является самой перспективной для лиц, которые только начинаются заниматься предпринимательством, ввиду низкого порога вхождения и просторным выбором способов по распространению собственных товаров и услуг. Преимуществом, помимо прочего, осуществления предпринимательской деятельности в цифровой среде является универсальность: используя один веб-сайт, например, «Wildberries» заключить практически любой договор купли-продажи вне зависимости от того на какой дистанции находится покупатель от продавца. В постковидный период такой способ ведения бизнеса стал наиболее востребованным. Тем не менее, необходимо учитывать специфику его законодательного регулирования.
На сегодняшний день законодатель принял следующие нормативно-правовые акты, чтобы обеспечить предпринимательскую деятельность в сети «Интернет»: ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»; Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Интерес вызывает Постановление Правительство РФ от 31.12.2020 № 2463. Учитывая, что онлайн-предпринимательство в постковидный период стало преобладающей, принятие указанного Постановления стало важным шагом для преодоления экономического кризиса. В указанном акте был выделен раздел, посвященный дистанционному способу товарообмена. Закрепленные в нем положения способствовали правовому регулированию ведения коммерции в цифровой среде. В частности, появилась норма, которая возложила обязанность по размещению на веб-сайте оферты
продавца (производителя) для ознакомления с ней покупателем (потребителя)I^SI. Таким образом, в указанном разделе были введены положения, которые дополнили Закон «О защите прав потребителей», способствовали улучшению экономического оборота в РФ, обеспечению прав участников имущественного оборота.
Важным является деятельность финансовых платформ, регулируемые ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», принятый в период, когда рост онлайн-торговли стремительно начал расти. Согласно ст. 2 указанного ФЗ под финансовой платформой понимается «информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой
предоставляется оператором финансовой платформы» 1211 Его принятие бы обусловлено в первую очередь тем, что кредитные организации начали осуществлять свою деятельность в онлайн, а для обеспечения контроля потока финансовых активов в сети «Интернет», был принят ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте были введены такие понятия как «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта», а также внесены изменения в ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ «О рынке ценных бумаг»; ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»; ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; ФЗ «О рекламе»; ФЗ «Об исполнительном производстве»; ФЗ «О противодействии коррупции»; ФЗ «О национальной платежной системе»; ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» Таким образом,
законодатель упорядочивает правовую регламентацию не только электронного торгового оборота, но и электронных финансовых услуг.
Вопросы вызывают нормы, закрепленные в Законе «О защите прав потребителей». Обращая внимание на абз. 13 преамбулы, в котором дается определение «владелец агрегатора», из которого можно выделить следующие атрибуты:
- любая организация (организационно-правовая форма значения не имеет) или ИП;
- владение программой для ЭВМ и (или) веб-сайтом;
- у покупателя (потребителя) имеется возможность изучить представленное продавцом (исполнителем) предложение;
- заключение договора купли-продажи или договора безвозмездного оказания услуг онлайн с последующей оплатой товара или услуги наличным или безналичным расчетом
Проанализировав указанные признаки, можно прийти к выводу, что законодатель закрепил определение ранее упомянутого маркетплейса, признаки которого по всем пунктам пересекаются с вышеназванными. Так, предоставление возможности ознакомления с предложением о заключении договора как раз является офертой, а уже заключение договора говорит о том, что покупатель согласился с условиями путем акцепта, - все эти черты характерны для маркеплейса. В тоже время, понятию «интернет-магазин» также присуще вышеуказанные атрибуты. Но, как можно заметить, законодательно понятия «маркетплейс» и «интернет-магазин» не закреплены, они употребляются в обиходе и часто используется в научной литературе. Предпочтение законодателя понятию «владелец агрегатора» вызывает ряд вопрос, в частности, связанные с процессом деятельности данного агрегатора. При анализе ст. ст. 9 и 12 Закона «О защите прав потребителя» можно установить, что задача агрегатора состоит в информировании покупателя (потребителя) о любом товаре, который последний собирается приобрести. В том же случае, если агрегатором будут указаны неверные сведения о товаре, то именно на владельце агрегатора будет лежать гражданско-правовая ответственность, выражающаяся в виде возмещения ущерба. В связи с этим, определять владельца агрегатора только в качестве посредника, обеспечивающего взаимодействие покупателя (потребителя) и продавца (производителя) в цифровой среде, не совсем корректно, т.к. он также реализует деятельность по заключению и
исполнению договоров в сети «Интернет». Из этого вытекает, что положениям, регулирующим деятельность агрегатора не хватает конкретизации. По мнению М.В. Вронской, «определение и последующие диспозиции норм права о защите прав потребителей носят узконаправленный потребительский характер, не раскрывают юридическую сущность и статус «агрегатора», не отражают весь круг вопросов
проблемного поля...» i12———ИЗ]. Законодатель в понятии «владелец агрегатора» акцентирует внимание на информационно-посреднической функции, хотя те же интернет-магазины в отличие от маркетплейсов не во всех случаях выступают в качестве посредника, потому что производитель может без всяких проблем самостоятельно создать веб-сайт, на котором будет осуществлять продажу собственного товара.
Как можно увидеть, скачок развития рынка e-commerce начался именно в период распространения коронавирусной инфекции. Согласно прогнозам аналитиков, на 2022 год товарообмен в сети «Интернет» не только не будет уступать 2021 году, но и должен вырасти. В частности, ожидается снятие ограничений на дистанционную продажу некоторых товаров. К примеру, АО «Почта России» заявила, что с 31.03.2022 года начнет проведение эксперимента по доставке российского вина, то есть лицо, достигшее 18-летнего возраста имеет право оформить онлайн-заказ российского вина и заказать его доставку в выбранное им место. Конечно, главной проблемой электронной коммерции являются законодательные пробелы, которые обременяют правоотношения, возникающие на интернет-площадках. С учетом того, что рынок электронной коммерции с каждым днем только укрепляется в качестве основного способа товарооборота, устранение данных пробелов является одной из приоритетных для законодательного органа РФ.
При всем вышеизложенном необходимо отметить, что какими бы не были оптимистичные прогнозы аналитиков по поводу роста рынка электронной коммерции в РФ, в начале марта 2022 года многие компании начали уходить с российского рынка. Так, например, в России прекратили свою деятельность онлайн-площадка «Ebay», которая является одной из самых популярных в мире, и компания «Nike». Но самым значимым является то, что такие платежные системы как «Mastercard» и «Visa» отключаются от обслуживания в РФ
[24]. Указанные платежные системы являются одними из самых авторитетных в мире, поэтому их отключение означает, что граждане Российской Федерации больше не смогут посредством «Mastercard» и «Visa» осуществлять покупки в иностранных государствах. Такие обстоятельства приводят к тому, что многие российские предприниматели больше не смогут сотрудничать с зарубежными коллегами и производить товарообмен, а потребители, следовательно, не смогут приобретать товары зарубежного производителя напрямую. Если говорить об онлайн-площадках на примере «Wildberries» и «Ozon», то нужно понимать, что они являются отечественными, поэтому товарообмен с помощью них на территории РФ остается возможным, но как они будут сотрудничать с зарубежными производителями, вопрос остается открытым. С уверенностью можно утверждать, что российские предприниматели, которые ранее сотрудничали с иностранными онлайн-площадками по типу вышеуказанного «Ebay» или «Amazon», больше не смогут заключать с ними договоры.
Подводя итог, нужно отметить, что цифровое пространство на протяжении долгого времени становилось неотъемлемой частью всех сфер общественной жизни в Российской Федерации, и пандемия COVID-19 в значительной степени ускорила данный процесс, что позволило в короткий промежуток времени рынку электронной коммерции и всей, связанной с ним, предпринимательской деятельности в сети «Интернет», стать преобладающим способом товарного оборота. В нынешней ситуации даже с
ограничениями, связанные с международным товарообменом, популярность и экономическая выгода e-commerce внутри РФ остается неизменной, хотя и требует определенных законодательных изменений, которые бы улучшили правовое регулирование непосредственно рынка электронной коммерции.
Библиография
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Российская газета. - 2018. - № 97. - С. 27.
2. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3 // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba2 29d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 29.09.2022)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу 29.12.2021) // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения : 29.09.2022)
4. Ракитский, В. В. Правовое регулирование электронной торговли в России / В. В. Ракитский // Modern Science. - 2020. - № 10-1. - С. 182-185.
5. Кто уходит из России: список компаний [Электронный ресурс] // Право^и. - Режим доступа: https://pravo.ru/news/239550/ (дата обращения: 29.09.2022).
6. Твердохлебова М.Д. Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг / М.Д. Твердохлебова, В.В. Никишкин // Практический маркетинг. - 2019. - № 6 (268). - С. 3-8.
7. Группа «М. Видео-Эльдорадо» в четвертом квартале 2020 года увеличила GMV на 19%, онлайн-продажи выросли вдвое. - Текст: электронный // М. Видео-Эльдорадо.
- 2021. - 9 февраля. - URL: https://www.mvideoeldorado.ru/ru/press-centr/press-relizy/detail/2153 (дата обращения: 29.09.2022).
8. Сизякин, В. С. Электронная торговля: общие характеристики и гражданско-правовое регулирование / В. С. Сизякин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-3(45). - С. 166-170.
9. Доходы легальных онлайн-кинотеатров рекордно выросли. - Текст: электронный // Ведомости. - 2021. - 8 марта. - URL:
https ://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/03/08/860630-dohodi-legalnih-onlain-kinoteatrov (дата обращения: 29.09.2022).
10. О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского образования: Указ Президента РФ от 17.03.2020 № 187 // СПС «Консультант Плюс».
- URL: https://base.garant.ru/73755186/ (дата обращения: 29.09.2022).
11. За год спрос россиян на лекарства в интернете вырос вдвое. - Текст: электронный // Российская газета. — 2021. - 26 декабря. - URL: https://rg.ru/2021/10/26/za-god-spros-rossiian-na-lekarstva-v-internete-vyros-vdvoe.html (дата обращения : 29.09.2022).
12. Вронская М.В. Трансформация формы сделки в условиях реализации цифровых технологий: актуальные проблемы и перспективы развития / М.В. Вронская // Территория возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - Т.13. № 4. - С. 138-147.
13- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 29.09.2022).
14. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 29.09.2022).
15. Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357765/ (дата обращения: 29.09.2022).
16. Маркетплейсы фиксируют рост числа российских продавцов из сектора МСП в 2021 году [Электронный ресурс] // ТАСС. - 2021. - 14 декабря. - Режим доступа: https://tass.ru/msp/13191459 (дата обращения: 29.09.2022).
17. Госуслуги: [сайт]. - URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 29.09.2022).
18. Чеглов В.П. COVID-19 ускорил процессы трансформации внутренней торговли / В.П. Чеглов // Современные тренды развития рынков товаров и услуг. - 2020. - № 7. -С. 1-2.
19. Путин поставил правительству задачу отходить от антикризисных мер. - Текст: электронный // РБК. - 2021. - 24 декабря. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/24/12/2021/61c5b5a09a79476451deb0f8 (дата обращения: 29.09.2022).
20. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 12.02.2022).
21. О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы: Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357765/ (дата обращения: 29.09.2022).
22. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 37.07.2020 № 259-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения:
29.09.2022).
23. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. 11.06.2021) // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения : 20.02.2022).
24. E-commerce показала колоссальный рост [Электронный ресурс] // COMNEWS. -2022. - 10 января. - Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/218162/2022-01-10/2022-w02/e-commerce-pokazala-kolossalnyy-rost (дата обращения : 29.09.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Российский рынок электронной коммерции в период COVID-19: правовое регулирование и тенденции».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена правовому регулированию и тенденциям российского рынка «...электронной коммерции в период COVID-19...». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения гражданского права, при этом автором отмечено, что «Пандемия COVID-19 . дала пуск на ускорение цифровизации гражданско-правового оборота, . потребительский спрос не упал, а перешел в электронный цифровой формат потребления посредством различных платформ в сети «Интернет»». Изучается законодательство России, имеющее отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается определенный объем научной литературы (5 работ) по заявленной проблематике, анализ и дискуссия с авторами-оппонентами присутствует. При этом автор отмечает, что «. несмотря на законодательное закрепление цифровых прав до пандемии возможность их реализации, и исполнения обязательств в сети «Интернет» по большей своей части было лишь факультативом, обеспечивающим гибкость правоотношений, а основной гражданско-правовой оборот все еще происходил в условиях реального мира».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «На сегодняшний день самым популярным способом товарообмена является рынок электронной коммерции или по-другому e-commerce. Электронная коммерция представляет собой экономическую сферу, объединяющая в себе как торговые, так и финансовые операции, которые происходят бесконтактным путем, то есть без личного присутствия сторон». Она может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. Автором используется совокупность общенаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить некоторые подходы к предложенной тематике и отчасти повлияли на выводы автора. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего российского законодательства. Делается такой вывод: «В нынешней ситуации даже с ограничениями, связанные с международным товарообменом, популярность и экономическая выгода e-commerce внутри РФ остается неизменной, хотя и требует
определенных законодательных изменений, которые бы улучшили правовое регулирование непосредственно рынка электронной коммерции» и др. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить все аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является одной из важных в мире и России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает, что «В период распространения коронавирусной инфекции электронная торговля стала доминирующим способом, посредством которого потребитель мог удовлетворить свои потребности, а предприниматель получить прибыль». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов и НПА, и он следует в основном в отношении НПА, и автор показывает умение владеть материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнения. Она выражается в конкретных научных выводах автора. Среди них, например, такой: «...если агрегатором будут указаны неверные сведения о товаре, то именно на владельце агрегатора будет лежать гражданско-правовая ответственность, выражающаяся в виде возмещения ущерба. В связи с этим, определять владельца агрегатора только в качестве посредника, обеспечивающего взаимодействие покупателя (потребителя) и продавца (производителя) в цифровой среде, не совсем корректно, т.к. он также реализует деятельность по заключению и исполнению договоров в сети «Интернет». Из этого вытекает, что положениям, регулирующим деятельность агрегатора не хватает конкретизации». Как видно, указанный и иные «теоретические» выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь интерес для научного сообщества. Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Право и политика», так как посвящена правовому регулированию и тенденциям российского рынка «.электронной коммерции в период СОУШ-19...». В статье присутствует аналитика по научным работам оппонентов, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор использует их материалы, дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты юридического исследования, научная новизна. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенные нарушения данных требований не обнаружены, кроме достаточно большого количества грамматических описок: «Необходимость принятия, указанного», «Именно с наступлением пандемии и введения ограничительных начался», и др.; и ошибок: «АО «Почта России» заявила, что с 31.03.2022 года начнет проведение эксперимента по доставке российского вина.» не соответствует действительности (т. к. с апреля 2023г.), Указ Президента РФ от 17.03.2020 № 187 имеет другое наименование и др.
Библиография. Следует высоко оценить качество представленной и использованной литературы и НПА. Присутствие современной научной литературы и НПА показывает обоснованность выводов автора. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию многих аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения оппонентов на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, опираясь на работы
оппонентов, предлагает варианты решения отдельных проблем.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам, что должно быть характерно для юридических исследований. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать», но с учетом исправления многочисленных описок и ошибок.