7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 21, 2021 No. 1587 «On Approval of Criteria for Sustainable (including Green) Development Projects in the Russian Federation and Requirements for the Verification System for Sustainable (including Green) Development Projects in the Russian Federation».
8. Sustainable development and infrastructure. Overview of trends in Russia and the world. - M.: VEB. RF, National Center for Public-Private Partnership. 2021. - 53 p.
9. Sustainable development and infrastructure. Overview of trends in Russia and the world.
10. Principles for Responsible Investment (PRI): [website]. What are the Principles for Responsible Investment? URL: https://www.unpri.org/about-us/what-are-the-principles-for-responsible-investment (accessed 04.03. 2023).
11. Principles for Responsible Investment (PRI): [website]. PRI growth 2006-2021. URL.: https://www.unpri.org/about-us/about-the-pri (accessed 04.03. 2023).
12. Climate Bonds Initiative: [website]. Harrison C., MacGeoch M., Michetti C., Sustainable Debt Global State of the Market 2021, Climate Bonds Initiative 2022. URL.: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_global_sotm_2021_02h_0.pdf (accessed 04.03. 2023).
13. Moscow Exchange: [website]. List of securities included in the Sustainable Development Sector. URL.: https://www.moex.com/s3019 (accessed 04.03.2023).
14. Infrastructure investment projects: financing and management mechanisms / T. Yurieva, L. Voropaeva, M. Beliakova, N. Adamchuk // Journal of Modelling in Management. - 2021. - DOI 10.1108/JM2-12-2020-0323. - EDN LFDVGO.
15. S&P Dow Jones Indices: [website]. ESG. URL: https://www.spglobal.com/spdji/en/index-family/esg/ (accessed 04.03. 2023).
16. Moscow Exchange: [website]. Moscow Exchange Indices. URL: https://www.moex.com/en/indices (accessed 04.03. 2023).
17. Ancizu Beramendi, M. M. (2021). Creating, fostering and communicating sustainability: the virtuous relationship between your projects' benefits and the Sustainable Development Goals, PM World Journal, Vol. X, Issue XII, December. 7 p. (accessed 04.03. 2023).
18. Bank of Russia: [website]. Glossary of terms in the field of sustainable development. URL: https://cbr.ru/develop/ur/faq (accessed 04.03.2023).
19. ESG: three letters that change the world: report. to the XXIII Yasinsk (April) int. scientific conf. on problems of economic and social development. M.: 2022 / under scientific. ed. K. I. Golovshinsky; National research University "Higher School of Economics". - M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2022. - 138 p.
EDN: TRfflDQ
Д.О. Гусев - аспирант, Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Россия, [email protected],
D.O. Gusev - graduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia;
А.В. Батищев - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных, Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Россия,
A.V. Batishchev - candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of Artificial Intelligence and Data Analysis, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В 2022 г. IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF INTERNET TRADE IN RUSSIA IN 2022
Аннотация. В 2022 г. продолжилась устойчивая тенденция роста российской интернет-торговли по всем основным показателям: обороту, прибыли, вовлеченности клиентов, совершенствованию сервисов, логистики. Официальная отмена ковидных ограничений не сказалась на динамике развития отрасли, которая прогнозируется высокой и на 2023 г.
В то же время, точная оценка влияния пандемии в 2022 г. затруднена вследствие её официального окончания летом 2022 г. и эскалации санкций после 24.02.22. Эффект воздействия этих факторов представляет трудность для дифференциации.
Пандемия придала мощный импульс электронной коммерции, были оптимизированы технологии, сервисы и приложения, сформировались новые потребительские привычки, в том числе у ранее пассивных на этом рынке категорий покупателей (клиентов).
Развитие электронной торговли в России в 2022 г. в целом соответствовало мировым тенденциям и трендам, с формальным отставанием в агрегированных показателях включенности, но также и с опережением по качественным и сервисно-технологическим параметрам. В 2022 г., как и ранее в период пандемии максимальный рост в интернет-торговле демонстрировал продуктовый и массовый потребительский сегменты.
Abstract. In 2022, the steady growth trend of Russian Internet commerce continued in all key indicators: turnover, profit, customer engagement, improvement of services, logistics. The official abolition of covid restrictions did not affect the dynamics of the industry, which is predicted to be high in 2023 as well.
At the same time, an accurate assessment of the impact of the pandemic in 2022 is difficult due to its official end in the summer of2022 and the escalation of sanctions after 02/24/22. The effect of these factors is difficult to differentiate.
The pandemic gave a powerful impetus to e-commerce, technologies, services and applications were optimized, new consumer habits were formed, including among previously passive categories of buyers (customers) in this market.
The development of e-commerce in Russia in 2022 was generally in line with global trends and trends, with a formal lag in aggregate inclusion indicators, but also ahead in terms of quality and service and technological parameters. In 2022, as before during the pandemic, the maximum growth in online commerce was demonstrated by the grocery and mass consumer segments.
Кючевые слова: пандемия, интернет-торговля, e-commerce, онлайн-торговля, онлайн-коммерция.
Keywords: pandemic, online commerce, e-commerce, online commerce, online commerce.
В контексте настоящего исследования под интернет-торговлей понимается часть электронной коммерции (торговли, e-commerce). В соответствии с международным мягким регулированием сюда в полном объеме относится «производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств» [1]. Интернет-торговлей следует считать указанные про-
цессы без производства. Статья 497 Гражданского кодекса РФ регламентирует дистанционные способы продажи товаров.
Аналитики признавали интернет-торговля в период пандемии «единственной сферой экономики, которая развивается опережающими темпами» [2, с.60]. Более сдержанной позиции придерживаются специалисты НИУ ВШЭ, полагая, что электронная торговля, в сопоставлении с традиционными рынками, даже в условиях стагнации «развивалась относительно неплохо», лучше реагируя на многочисленные проблемы, поэтому в «новой пандемической реальности» имела мощный потенциал ускорения темпов роста [3, с.2].
На начало марта 2023 г. доступны статистические данные по развитию российской интернет-торговли по отдельным игрокам рынка за весь 2022 г., а по отрасли в целом, в основном - за первое полугодие 2022 г., когда ещё действовали ковидные ограничения. В это период онлайн продажи непродовольственных товаров выросли на 51,5 %, а продуктов - на 100 %. В дальнейшем аналитики прогнозируют сохранение высокой динамики. Если в первом полугодии 2022 г. реализация промышленных товаров онлайн достигла 2 трлн руб. На 2023 г. - прогнозируется 6,6 трлн руб., соответственно. То же и в продуктовом ритейле (сектор e-grocery). В первом полугодии 2022 г. продавцы продовольствия заработали в онлайне 301 млрд руб., что вдвое превышает уровень 2021 г. В целом на 2022 г. прогнозируется увеличение до 620 млрд руб., а в 2023 г. - до 940 млрд/ руб., соответственно. При этом эксперты однозначно связывают динамику онлайн рынка с пандемией COVID-19 [4].
Обратим внимание на то, что в российской официальной статистике не формализован подход к оценке параметров электронной торговли, как нет и единой системы измерения её сегментов. Таким образом, её динамика и агрегированные показатели основаны лишь на экспертных оценках аналитиков и исследовательских центров.
Влияние пандемии COVID-19 на развитие электронной коммерции в целом и интернет торговли в частности для России не может быть оценено фрагментарно за один год, а лишь в сопоставлении, во временных рамках с февраля 2020 г. по июль 2022 г., когда официально действовали ограничения, связанные с пандемией, которые в России были отменены 15 июля 2022 г., что официально означало констатацию окончания пандемии.
Неравномерность временных рамок обусловлена тем, что значительная часть полномочий по ограничениям была передана регионам. Так обязательное ношение масок впервые введено в Хабаровске 7 февраля 2022 г., тогда как в Москве - 12 мая 2020 г., соответственно отмена ковидных ограничений также была неравномерной.
Таким образом, оценить её влияние на весь год отследить сложно. В то же время, с 24.02.22, с началом специальной военной операции (СВО) стали действовать внешние военно-геополитические факторы, которые наслаивались на эффекты пандемии, что делало точную оценку её влияния, по крайней мере, для 2022 г. практически невозможной, так как нельзя однозначно определить, что и в какой степени повлияло на тот или иной показатель при совместном воздействии на него нескольких факторов. В связи с этим в настоящем исследовании для таких периодов мы будем опираться в основном на экспертные оценки, которые однозначно квалифицируют пандемию как мощный катализатор развития мирового и российского рынка интернет-торговли.
В то же время, в 2022 г. помимо общего роста по натуральным и денежным параметрам на российском рынке онлайн торговли продолжалась концентрация. Оборот Wildberries вырос на 98 % до 1,669 трлн руб., что составило треть совокупного оборота российской интернет-торговли в 2022 г., который также существенно вырос (до 4,98 трлн руб.). В 2022 г. число заказов достигло исторического максимума - 1,5 млрд (+88 % к 2021 г.) [5]. В основном эти показатели обеспечили категории: «одежда, обувь, аксессуары», а также продукты и товары первой необходимости (хозтовары (+158 %); здоровье (+124 %), продукты (+119 %).
Ozon занял до 15 % рынка интернет-продаж, далее шли «Сбер» («Сбермаркет», «Сбермега-маркет», «Самокат» и Delivery Club) и «Яндекс». Также в десятку лидеров вошли DNS, «Ситилинк», «М.Видео-Эльдорадо», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру» и российский AliExpress. В 2022 г. маркет-плейсы вытеснили прочих игроков из первой пятерки. Процентная доля онлайн продавцов из первой десятки достигла в 2022 г. 67,5 %, против 55,2 % в 2021 г. Потребители услуг онлайн торговли сконцентрированы в Москве и МО (свыше 30 %) и Санкт-Петербурге - свыше 7 %.
Общее влияние COVID-19 на электронную коммерцию оценили международные организации. UNCTAD как подразделение ООН, выделяет важнейшую проблему глобальной политики, минимизации неравенства в готовности к электронной торговле [8].
Россия в этом смысле или соответствует или выше мирового уровня в количественных и качественных показателях интернет-торговли. Тезисно систематизируем позицию ОЭСР в отчете которой указано, что ограниченному в передвижении покупателю был доступен широкий ассортимент товаров, что, в свою очередь, позволило фирмам продолжать свою деятельность в условиях ограничений.
3221 Г| I
2 032
Рисунок 1 - Динамика рынка интернет-торговли в РФ 2019-2022 годы [7]
Также ОЭСР признает динамику отрасли, расширение её сферы, в т.ч. за счет новых фирм, сегментов потребителей (прежде всего, пожилых). Общим для Европы трендом стал заметный сдвиг от предметов роскоши и услуг к повседневному спросу.
Организация прогнозирует пролонгированный эффект изменений, не только по причине возможных эпидемических вспышек, но и в силу сложившихся новых покупательских привычек, произведенных компаниями затрат на модернизацию своих дистанционных подразделений.
В то ж время, ОЭСР отмечает сохранение цифрового разрыва, т.е. институтов, не адаптированных к электронной торговле. У потребителей появились задачи подключения, доступа к финансовым услугам, совершенствования навыков, а также выработки доверия, так как интернет-торговля наиболее тесно сопрягается со сферами цифровой безопасности, конфиденциальности и охраны персональных данных.
ОЭСР призывает правительства минимизировать неопределенность регулирования, поддерживать инновационные бизнес-модели, оптимизировать стратегии офлайн- и онлайн-продаж, а также обеспечить в отрасли условия для честной конкуренции [9].
На национальном уровне принято оперировать количественными данными по влиянию пандемии на интернет-торговлю. Выделяя Россию, как «одного из мировых лидеров по динамике развития электронной коммерции», И.В. Гончарук, объясняет это «жесткими государственными [ограничительными антиковидными] мерами [10]. В то же время, прямой корреляции между жесткостью мер (оценочное понятие) и уровнем развития интернет торговли в сопоставимых данных нет. В рамках этого подхода максимальной должна была бы быть доля КНР, где ограничения были наиболее жесткими, однако, доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в 2021 г. КНР составила 24,5 %, тогда как в Великобритании - 29,5 %, а в России - 9,5 %.
Отсчёт ранее приведенной динамики показателей 2022 г. следует вести с «высокого старта», так как рынок электронной коммерции динамично развивался и до 2020 г. Так, по оценке Data Insight в 2020 г. совокупный объем российского рынка интернет-торговли достиг 2,7 трлн руб., показав динамику 57 % к 2019 г. В данном случае росли все сегменты виртуального рынка. С опережением шёл рынок продовольствия (+ 172 %), что было обусловлено карантинными мероприятиями. В то же время столь положительная динамика, помимо продуктов, была характерна в большей степени для товаров первой необходимости и повседневного спроса, тогда как онлайн покупки одежды, особенно брендовой, а также бытовой техники отставали.
Российские компании, работающие в сфере интернет-торговли, фиксировали рост всех значимых для бизнеса показателей: роста общей выручки, частоты покупок и объемов уникальных покупателей. В 2020 г. онлайн-покупателей стало больше на 10 млн. человек.
Российские компании фиксировали динамику числа уникальных возрастных покупателей, которые ранее в этом сегменте составляли относительно незначительную роль. Таким образом, аудитория онлайн-продаж стала шире.
На конец 2022 г., по оценке аналитиков Сбера, число предпринимателей, развивающих свои интернет-магазины в России увеличилось примерно на 40 % до 300 тыс., до 500 тыс. выросло число предпринимателей, использующих возможности электронной коммерции [14].
Рост всех ключевых показателей стимулировал принятие новых технических, программно-аппаратных, логистических и финансовых решений в отрасли, а также коррекцию бизнес-моделей.
В период пандемии и под её влиянием ритейлеры ощутили и стимулировали приход новых поставщиков, для которых создавались благоприятные условия, проводились выставки, семинары, конференции с демонстрацией динамики функционирования и оборотов площадки, её перспектив, условий работы с поставщиками.
Так, Wildberries проводит для своих контрагентов в регионах специальные мастер-классы, демонстрируя перспективы и выгоды работы на рынке. Ту же политику ведёт Ozon, проводя вебинары, где экспертами становятся продавцы. Аналогичные усилия предпринимает «AliExpress Россия», который пригласил своих поставщиков на «школу продаж», а также специальные курсы.
Площадки привлекают продавцов схемами работы с логистикой. Руководитель отдела развития продаж маркетплейса «Яндекс.Маркета» Иван Миронов указывает, что подключение партнеров упрощают схемы сотрудничества, когда магазину не нужно привозить товар на склад маркетплейса. Ozon предлагает работу как с собственного склада, так и со склада компании, и каждый десятый поставщик выбирает оба варианта сразу, говорит Анна Калеева. Wildberries также предлагает доставлять товары сразу от поставщиков в пункты выдачи [6].
Так развивается конкуренция продавцов, которые нередко работают с несколькими крупными маркетплейсами. Оптимизацию такой одновременной работы обеспечивают агрегаторы, давая возможность поставщикам через «единое окно» выходить на несколько площадок. В основном сектор агрегаторов в России представляет средний бизнес: Adapter, B2Basket, Seller24 и др., с которым сотрудничает, например, Ozon.
В то же время, маркетплейс в своей идеальной модели это свободный рынок, где продавец честно конкурирует за покупателя, оптимизируя свои цены, качество продукции, сервис, ассортимент и т.п. В этом смысле сложно уловить интерес площадки в реализации одного товара несколькими продавцами, что наблюдается на рынке, например, электроники.
Новые формы приобрела ориентация на клиента. Онлайн продавцы стремятся не просто удовлетворить спрос рационального клиента, доставить товар в срок и надлежащего качества, но также эмоционально привлечь удаленного покупателя.
В период пандемии маркетплейсы существенно нарастили доходы на комиссиях и новых услугах для продавцов (фулфилмент и сфера логистики). При этом объемы комиссии варьируются по товарным категориям. Так, Wildberries, наращивая за полтора года пандемии объемы, постепенно минимизировал комиссии, снизив их с 39 % до 15 %, а по ряду позиций - до 5 %, в секторах инструментов для ремонта и электроники.
Ещё более экономичным для поставщиков стала комиссия goods.ru. так, в сегменте «бытовая техника и электроника» комиссия начинается от 3,5 %, а в «Красоте и уходе» - усреднено - 11 %, также здесь с продавца взимается 1,5 % за РКЦ и логистику. Не отстает «AliExpress Россия», где комиссия колеблется в пределах 5-8 %, при этом с ста реализованных товаров комиссия не берется.
За годы пандемии существенно расширился ассортимент. Так, у крупных маркетплейсов он достигает миллионов позиций. В частности, Ozon предлагает 6 млн. товарных позиций; «AliExpress Россия» - 3,5 млн. Развитие в период пандемии дистанционной торговли включило в ёё оборот практически все товары, кроме запрещенных к дистанционной продаже, например, алкоголь, который, однако (goods.ru) выставляется, но приобретается самовывозом [13].
В период пандемии рынок электронной торговли обозначил также и проблему импортозаме-щания. Среди миллионов позиций на российских маркетплейсах импорт достигал 85 %, в основном из Китая. Отечественные товары доминировали лишь в секторах «Книги» и продуктов питания. Также примерно пятая часть отечественных товаров представлена в секторе «Красота и здоровье».
Главное тенденцией последних лет, особенно на фоне ужесточения санкций, стал рост продукции отечественного производства в сегменте одежды, производство которой в Росси быстро росло [12].
За годы пандемии изменилась структура электронной торговли в пользу национальных продавцов, при снижении доли международных сделок. Число локальных поставщиков, в том числе и не производителей, существенно выросло, что снизило объем прямых покупок на зарубежных площадках. Российский покупатель ориентируется на три базовых фактора: наличие и широта ассортимента, цену и оперативность доставки, которая обеспечивается, прежде всего, на внутреннем рынке. Кроме
того, с ужесточением санкций, локальные производители стремятся восполнить впадающий импорт. При этом скорость и стоимость доставки, как показала практика электронной торговли в период пандемии способна нивелировать, ранее доминирующий для зарубежных площадок, фактор низкой цены. Прежде всего отток покупателей в пользу отечественных площадок наблюдается с традиционных AliExpress и Joom. Этот тренд является глобальным, в целом в мире интерес к трансграничной торговле падает, не выдерживая конкуренции с локальными маркетплейсами.
Для России, в условиях сначала пандемии, а потом СВО, условия для трансграничных покупок существенно ухудшились, а по большинству направлений стали практически невозможными, что дает конкурентные преимущества российским продавцам. В то же время, за годы пандемии лидер трансграничной торговли в Росси не покинули рынок.
Спецификой времени стало развитие отрасли с учётом санитарных ограничений, прежде всего бесконтактной доставки, обеспечения участников процесса ИСЗ. Неожиданный по темпам для классического (до пандемии) рынка доставки заказов взрывной рост объемов и соответственно, нагрузки, вынудил ритейлеров наладить партнерство с уже существовавшими курьерскими службами и сервисами такси, что сгладило напряженность на складах и в кадровой сфере. Новая рыночная конъюнктура стимулировала рост спроса на аналитику больших данных, применение бизнес-интеллекта в он-лайн-ритейле, а также совершенствование мобильных приложений. Уже в 2020 г. мобильнее приложения обеспечили свыше 40 % общего прироста рынка онлайн-продаж.
Таким образом, в 2022 г. сохранялась «пандемийная» высокая динамика развития российской интернет-торговли, обусловленная совокупностью факторов: оптимизацией усовершенствованных за время ограничений сервисов, включая мобильные приложения, новыми потребительскими привычками и предпочтениями и др., что в целом вписывалось в глобальные тренды. Некоторое формальное отставание России в агрегированных показателях включенности электронную коммерцию не следует рассматривать как недостаток или проблему, так как уровень сервиса в российской интернет-торговле оценивается отраслевыми экспертами как один из лучших. Несмотря на официальное окончание пандемии летом 2022 г., приданный ею импульс позволил сохранить высокие темпы развития отрасли, прогнозируемее и на 2023 г.
В период пандемии сформировалось новое качественное состояние рынков электронной коммерции: одновременно выросло число активных пользователей онлайн-магазинов по всему спектру ассортимента, преимущественно в продуктовом и массовом потребительском сегменте, а также числа покупок на одного покупателя. В то же время, показатели 2022 г. не свидетельствуют о ликвидации традиционной торговли.
В числе проблем динамичного развития отрасли: вопросы охраны персональных данных, вовлечение (курьерами, сортировщиками, диспетчерами и т.п.) большого числа занятых в основном молодого возраста в непроизводительную сферу экономики на неквалифицированный труд, отставание правового регулирования и институциональной среды от динамики электронной коммерции.
Источники:
1. Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, WT/MIN (98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/ ecom_e/wkprog_e.htm.
2. Магомедов А. М. Развитие интернет-торговли в условиях пандемии// УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2020. №3. С. 60-65. С. 60.
3. Лола И.С., Бакеев М.Б. Активность дистанционной торговли в России в условиях COVID-19: региональный ответ на вызовы пандемии и роль ИТ-сегмента1 М.: НИУ ВШЭ, 2020. 16 с.
4. Онлайн-торговля в России выросла на 52%// Forbes. 2022. 27 октября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/480330-vse-v-set-onlajn-torgovla-v-rossii-vyrosla-na-52.
5. Оборот Wildberries за 2022 год вырос на 98%// ТАСС. 2023. 15 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17051765.
6. Преимущества своей площадки - Газета Коммерсантъ N° 195 (6916) от 23.10.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4541154.
7. Сводные аналитические данные АКИТ/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akit.ru/analytics/analyt-data.
8. COVID-19 and e-commerce: a global review// UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/publication/covid-19-and-e-commerce-global-review.
9. E-commerce in the time of COVID-19// OECD. 2020. 7 October [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd.org/coronavirus/ policy-responses/e-commerce-in-the-time-of-covid-19-3a2b78e8/.
10. Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. №1 (94). С. 66-82.
11. Будущее e-commerce в России обсудили на RBC TECH 2022// РБК. 2022. 1 декабря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://presscentr.rbc.ru/tpost/21k1696dc1-buduschee-e-commerce-v-rossii-obsudili-n.
12. Анализ рынка одежды в России - 2022. Показатели и прогнозы. РБК. 2022. 25 октября. 265 с.
13. Преимущества своей площадки// Коммерсантъ. 2020. 23 октября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/amp/4541154.
14. Будущее e-commerce в России обсудили на RBC TECH 2022// РБК. 2022. 1 декабря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://presscentr.rbc.ru/tpost/2ik1696dc1-buduschee-e-commerce-v-rossii-obsudili-n.
References:
1. Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, WT/MIN (98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148). [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/ ecom_e/wkprog_e. htm.
2. Magomedov A. M. Development of Internet trade in a pandemic//UEPS: management, economics, politics, sociology. 2020. №3. S. 60-65. S. 60.
3. Lola I.S., Bakeev MB. Remote trade activity in Russia in the context of COVID-19: regional response to the challenges of the pandemic and the role of the IT segment 1 M.: HSE, 2020. 16 p.
4. Online trading in Russia grew by 52 %//Forbes. 2022. 27 октября [Electronic resource]. - Access mode: https://www.forbes.ru/biznes/480330-vse-v-set-onlajn-torgovla-v-rossii-vyrosla-na-52.
5. Wildberries turnover for 2022 increased by 98 %//TASS. 2023. February 15, [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/ 17051765.
6. Advantages of its site - Newspaper Kommersant No. 195 (6916) from 23.10.2020 [Electronic resource]. - Access mode: https ://www.kommersant.ru/doc/4541154.
7. AKIT/ [Electronic resource]. - Access mode: https://akit.ru/analytics/analyt-data Summary Analytical Data.
8. COVID-19 and e-commerce: a global review// UNCTAD [Electronic resource]. - Access mode: https://unctad.org/publication/ covid-19-and-e-commerce-global-review.
9. E-commerce in the time of COVID-19// OECD. 2020. 7 October [Electronic resource]. - Access mode: https://www.oecd.org/coronavirus/ pol-icy-responses/e-commerce-in-the-time-of-covid-19-3a2b78e8/.
10. Goncharuk I.V. Review of research on the impact of the COVID-19 pandemic on the development of global and Russian electronic trade//Russian customs policy in the Far East. 2021. №1 (94). S. 66-82.
11. The future of e-commerce in Russia was discussed at RBC TECH 2022//RBC. 2022. 1 декабря [Electronic resource]. - Access mode: https://presscentr.rbc.ru/tpost/2f^1696dc1-buduschee-e-commerce-v-rossii-obsudili-n.
12. Analysis of the clothing market in Russia - 2022. Indicators and forecasts. RBC. 2022. Oct. 25. 265 p.
13. Advantages of its site//Kommersant. 2020. October 23, [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kommersant.ru/ amp/4541154.
14. The future of e-commerce in Russia was discussed at RBC TECH 2022//RBC. 2022. 1 декабря [Electronic resource]. - Access mode: https://presscentr.rbc.ru/tpost/2f^1696dc1-buduschee-e-commerce-v-rossii-obsudili-n.
EDN: SATTBP
щщ
Е.А. Деревянко - старший специалист Казначейства РФ, Москва, Россия, [email protected], E.A. Derevianko - senior specialist of the Treasury of the Russian Federation, Moscow, Russia; А.Б. Тесля - к.э.н., доцент высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.B. Teslya - candidate of economics, associate professor of the Higher School of Production Management, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia;
А.И. Климин - к.э.н., доцент высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.I. Klimin - candidate of economics, associate professor of the Higher School of Production Management, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia;
З.М. Хашева - начальник научно-организационного отдела, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия, [email protected],
Z.M. Khasheva - head of the scientific and organizational department, Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar, Russia.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ SOCIAL INNOVATION MODERN INCREASING CONSUMER LOYALTY TO THE COMPANY
Аннотация. В статье рассмотрено влияние социальных инноваций на лояльность потребителей к компании, производящей демериторные товары. Под социальными инновациями понимаются новые продукты, приводящие не только к изменениям в социальном пространстве, но и генерирующие положительные эффекты (в том числе и экономические), для всех участников проекта. Сделано предположение о наличии положительной обратной связи между социальной активностью компании и готовностью потребителей рекомендовать продукцию компании другим потребителям. Разработана анкета и проведен опрос потребителей. Определены коэффициенты регрессии и связь между зависимыми и независимыми переменными. По результатам проведенного опроса доказана возможность использования социальных инноваций как инструмента повышения лояльности потребителей в современных условиях. Определены направления дальнейших исследований и сформированы рекомендации компании, производящей демериторные товары.
Abstract. The article considers the impact of social innovations on consumer loyalty to a company that produces demeri-tary goods. Social innovations are understood as new products that lead not only to changes in the social space, but also generate positive effects (including economic ones) for all project participants. An assumption is made about the presence of a positive feedback between the social activity of the company and the willingness of consumers to recommend the company's products to other consumers. A questionnaire was developed and a consumer survey was conducted. The regression coefficients and the relationship between dependent and independent variables are determined. According to the results of the survey, the possibility of using social innovations as a tool to increase consumer loyalty in modern conditions has been proved. Directions for further research were identified and recommendations were made for a company producing demeritor goods.