Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ'

РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПАРЛАМЕНТ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ФОРМА ГОСУДАРСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зубарев А. С.

В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию российского парламентаризма. Автором проанализированы родовые и видовые признаки, исследованы различные варианты доктринального толкования парламентаризма. Выделено два основных подхода, раскрывающих понятие «парламентаризм». Во-первых, подход, рассматривающий парламентаризм в рамках категории «форма государства» и ее структурных элементов. Во-вторых, институциональный подход к пониманию парламентаризма как сложного общественного явления, функционирующего в рамках конституционно-правового регулирования. В российской конституционно-правовой науке институциональный подход при определении понятия парламентаризма, как правило, применяется «усечено», ограничиваясь только рассмотрением отдельных элементов (общественных отношений или правового регулирования). В статье показано, что институциональный подход позволяет представить парламентаризм как социально-правовой институт, включающий в себя следующие обязательные элементы: ценности (цели), нормативное регулирование, институциональный субъектный состав и соответствующие общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PARLIAMENTARISM AS A SOCIAL AND LEGAL PHENOMENON

The paper discusses theoretical approaches to understanding Russian parliamentarism. The author analyzes generic and specific features, examines variants of the doctrinal interpretation of parliamentarism. There are two main approaches that reveal the concept of «parliamentarism». First, there is an approach that considers parliamentarism within the framework of the category «a form of the State» and its structural elements. The second approach understands parliamentarism as a complex social phenomenon functioning within the framework of constitutional laws. In the Russian constitutional law doctrine, the institutional approach to defining the concept of parliamentarism is usually «incomplete», limited only to the consideration of individual elements (public relations or legal regulation). The article proves that the institutional approach makes it possible to present parliamentarism as a socio-legal institution that includes the following mandatory elements: values (goals), statutory regulation, institutional subject composition and relevant social relations.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.011-022

А. С. Зубарев*

Российский парламентаризм как социально-правовое явление

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию российского парламентаризма. Автором проанализированы родовые и видовые признаки, исследованы различные варианты доктриналь-ного толкования парламентаризма. Выделено два основных подхода, раскрывающих понятие «парламентаризм». Во-первых, подход, рассматривающий парламентаризм в рамках категории «форма государства» и ее структурных элементов. Во-вторых, институциональный подход к пониманию парламентаризма как сложного общественного явления, функционирующего в рамках конституционно-правового регулирования. В российской конституционно-правовой науке институциональный подход при определении понятия парламентаризма, как правило, применяют «усеченно», ограничиваясь только рассмотрением отдельных элементов (общественных отношений или правового регулирования). В статье показано, что институциональный подход позволяет представить парламентаризм как социально-правовой институт, включающий в себя следующие обязательные элементы: ценности (цели), нормативное регулирование, институциональный субъектный состав и соответствующие общественные отношения.

Ключевые слова: парламентаризм; парламент; представительный орган; форма государства; форма правления; политический режим; государственный режим; организация государственной власти; правовой институт; социально-правовой институт.

Для цитирования: Зубарев А. С. Российский парламентаризм как социально-правовое явление // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 11. — С. 11-22. — DOI: 10.17803/19941471.2022.144.11.011-022.

Russian Parliamentarism as a Social and Legal Phenomenon

Andrey S. Zubarev, Cand. Sci. (Law), Lecturer, Department of Constitutional and Municipal Law,

Faculty of Law, Voronezh State University

pl. Universitetskaya, d. 1, Voronezh, Russia, 394018

1985zubarev@mail.ru

Abstract. The paper discusses theoretical approaches to understanding Russian parliamentarism. The author analyzes generic and specific features, examines variants of the doctrinal interpretation of parliamentarism. There

© Зубарев А. С., 2022

* Зубарев Андрей Сергеевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Воронежского государственного университета Университетская пл., д. 1, г. Воронеж, Россия, 394018 1985zubarev@mail.ru

are two main approaches that reveal the concept of «parliamentarism». First, there is an approach that considers parliamentarism within the framework of the category «a form of the State» and its structural elements. The second approach understands parliamentarism as a complex social phenomenon functioning within the framework of constitutional laws. In the Russian constitutional law doctrine, the institutional approach to defining the concept of parliamentarism is usually «incomplete», limited only to the consideration of individual elements (public relations or legal regulation). The article proves that the institutional approach makes it possible to present parliamentarism as a socio-legal institution that includes the following mandatory elements: values (goals), statutory regulation, institutional subject composition and relevant social relations.

Keywords: parliamentarism; parliament; representative body; form of the state; form of government; political regime; state regime; organization of state power; legal institution; socio-legal institution. Cite as: Zubarev AS. Rossiyskiy parlamentarizm kak sotsialno-pravovoe yavlenie [Russian Parliamentarism as a Social and Legal Phenomenon]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(11):11-22. DOI: 10.17803/19941471.2022.144.11.011-022. (In Russ., abstract in Eng.).

С 2013 г. на территории Российской Федерации 27 апреля отмечается День российского парламентаризма1. Памятная дата связана с 27 апреля 1906 г. — днем начала работы первой в России Государственной думы. Тем самым подчеркнута преемственность между деятельностью законотворческих органов прошлого и настоящего. Вместе с тем само понятие «парламентаризм», несмотря на частое употребление в средствах массовой

информации и научной литературе, не является однозначным.

Это, вероятно, объясняется тем, что легальная интерпретация указанного понятия отсутствует. Вместе с тем Конституционный Суд РФ, являясь единственным органом, обладающим полномочиями по толкованию Основного закона, в своих решениях неоднократно использовал сам термин и раскрывал его отдельные характеристики2. В заключении от 16.03.2020 № 1-З3

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 27.06.2012 № 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"» // СЗ РФ. 2012. № 27. Ст. 3586.

См., например: постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2012 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т. И. Романовой» // СЗ РФ. 2012. № 11. Ст. 1365 ; постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 78 ; определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2013 № 324-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1745 ; постановление Конституционного Суда РФ от 05.04.2013 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов» // СЗ РФ. 2013. № 15. Ст. 1843 ; заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 года № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21.09.1993 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6.

Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации

2

3

Конституционный Суд отметил, что предлагаемые конституционные поправки не ставят под сомнение федеративную основу двухпалатной модели российского парламентаризма (п. 4.2). Более того, «наличие развитого парламентаризма является одной из институциональных гарантий реализации конституционно-правовых характеристик государства как демократического, правового, имеющего республиканскую форму правления» (п. 6.2). Тем самым Конституционный Суд РФ не только подчеркивает факт наличия парламентаризма в Российской Федерации, но и указывает на его роль в системе гарантий российской государственности.

Современная конституционно-правовая доктрина также не содержит однозначного определения парламентаризма.

Так, В. В. Усманов приходит к выводу, что парламентаризм может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле это политический режим, характеризующийся наличием демократии, разделением властей, их балансом между собой при доминирующей роли избираемого населением одно- или двухпалатного парламента. В узком смысле парламентаризм — это порядок и результаты деятельности избираемых народом высшего и иных представительных органов публичной власти, не образующих единую соподчиненную систему органов, но входящих в единую ветвь законодательной (представительной) власти4. Одновременно В. В. Усманов отмечает, что парламен-

таризм есть «особая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка»5.

И. В. Гранкин первоначально определял парламентаризм как систему организации и функционирования органов государственной власти на основе конституционного принципа разделения властей, гарантирующего их независимость и самостоятельность6. В дальнейшем ученый пришел к выводу, что парламентаризм — это система организации и функционирования государственной власти, которая структурно и функционально основана на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента7.

Сходная позиция у Н. А. Богдановой, которая определяет парламентаризм в качестве организации и порядка осуществления государственной власти, а также как совокупность идей и опыта представительного осуществления власти народа посредством парламента8.

Комплексно подходит к определению понятия О. Н. Булаков, рассматривая парламентаризм как идейно-теоретическую концепцию, служащую научным обоснованием необходимости парламента как института и его общественных функций9; как особую систему организации государственной власти, структурно и функционально основанную на принципах

о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 20. Ст. 1855.

См.: Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 9.

Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. С. 19-20.

Гранкин И. В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

Гранкин И. В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С. 16-18.

Богданова Н. А. Парламентское право в системе конституционного права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / под ред. С. А. Авакьяна. М., 2003. С. 29-30. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент РФ. СПб., 2003. С. 9.

4

5

6

7

8

9

разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка10; как реальный политико-правовой институт, воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей11.

Таким образом, в отечественной конституционно-правовой науке нет единства в понимании сущности парламентаризма, что порождает гносеологические трудности, не позволяющие эффективно исследовать и совершенствовать правовой статус российского парламента.

Логико-семантический анализ теоретических источников12, содержащих определение понятия «парламентаризм», позволил выделить базовые модели определения и контекстуальное использование данного понятия. Исходя из наиболее общих подходов, сформированных в конституционно-правовой науке, выделено два концептуальных подхода к парламентаризму.

Первый подход рассматривает парламентаризм как объективную реальность, т.е. реально существующее социально-правовое явление. Второй подход обращается к парламентаризму как идеалистической конструкции, являющей собой совокупность идей и представлений о

должной организации публичной власти. В статье будет уделено внимание критическому осмыслению и систематизации представлений о парламентаризме в рамках первого подхода.

Многие авторы определяют парламентаризм как способ организации (устройства) государственной власти в обществе13. Логично, что в данном случае родовым понятием для выяснения сущности парламентаризма является категория «форма государства»14, следовательно, парламентаризм как одна из форм государства должен отличаться от иных форм государства характеристикой базовых элементов, а именно: формой правления; территориальным устройством; политическим режимом. Однако парламентаризм как государственно-правовое явление напрямую не связан с какими-либо видами элементов формы государства. В частности, в науке признается наличие парламентаризма в федеративных и унитарных государствах, следовательно, территориальное устройство государства не характеризует парламентаризм. Получается, что содержание понятия «парламентаризм» не идентично содержанию понятия «форма государства». Аналогичным образом необоснованно выделять парламентаризм как самостоятельную форму правления, т.к. парламентаризм по своему смысловому

10 Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под общ. ред. О. Н. Булакова. М., 2005. С. 45.

11 Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России : курс лекций / под ред. О. Н. Булакова. М. : Юстицинформ, 2007. 295 с.

12 В ходе исследования были проанализированы понятия парламентаризма, содержащиеся в более чем 100 теоретических источниках.

13 См., например: Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2004. С. 416 ; Конституционное право : энциклопедический словарь / отв. ред. проф. С. А. Авакьян. М. : Норма, 2000. С. 417-418 ; Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под общ. ред. О. Н. Булакова. М., 2005. С. 45 ; Коновалова Л. Г. Многопартийность и обеспечение связи населения с механизмом государства как признаки парламентаризма: вопросы конституционно-правовой теории // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 28-31 ; Галицков В. А. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы теории : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 25 с.

14 См., например: Адухов А. А. Форма государства и его социальное назначение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 17 с. ; Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник. М. : Юристъ, 2000. 384 с. ; Теория государства и права / под ред. проф. В. В. Лазарева. М. : Новый юрист, 1997. С. 302 ; Лукашевич М. Б. Эволюция формы Российского государства: историко-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. 21 с.

содержанию идентичен понятию «парламентская форма правления»15, т.е. парламентская монархия или парламентская республика. Однако парламентаризм свойственен и иным видам республик и монархий. При этом в науке высказывается точка зрения, что парламентская форма правления — понятие более узкое, чем парламентаризм16.

Значительное количество ученых определяют парламентаризм через динамический элемент формы государства, используя в качестве родового понятия «государственный режим»17, «политический режим»18. Сходным по смысловому содержанию является позиционирование парламентаризма как системы государственного руководства обществом19 или государством20. При данном подходе парламентаризм можно рассматривать как один из демократических способов реализации государственной власти, однако парламентаризм

свойственен государствам с авторитарным и переходными политическими режимами21, в которых функционирует общенациональный представительный орган государственной власти. Таким образом, парламентаризм не может быть рассмотрен в качестве государственного и (или) политического режима.

Итак, можно сделать вывод, что несмотря на то, что парламентаризм имманентно связан с государством, отождествлять его напрямую со способами организации государственной власти было бы неверным.

Более перспективным представляется институциональный подход к исследованию понятия «парламентаризм», когда анализу подвергаются не только правовые категории и процессы в чистом виде, но и межотраслевые связи, а также внеправовые факторы. Ученые рассматривают парламентаризм как конституционно-право-вой22, социально-политический23 или политико-

15 Калинович А. Э. Формы правления в правовом государстве: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. 22 с. ; Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крут-ских. М., 2004. С. 416.

16 Копцева Ю. В. Двухпалатный парламент в отечественной и зарубежной практике: сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 25 с.

17 Конституционное (государственное) право зарубежных стран : в 2 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 6 ; Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001. С. 26, 27 ; Конституционное право : словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. М. : Юристъ, 2001. С. 325 ; Ракитская И. А. Формы парламентского контроля в скандинавских странах и Финляндии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 28 с.

18 Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук ; Погосян Н. Д. Счетная палата Российской Федерации: Конституционно-правовой статус : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. М., 1998. 394 с.

19 Парламентское право России / под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 1999. С. 5 ; Парламентское право России / отв. ред. А. Н. Кокотов. Екатеринбург, 2008. С. 47-49 ; Горобец В. Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 24 ; Алипулатова И. И. Парламентаризм в Российской Федерации как основа демократического общества : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Махачкала, 2004. С. 3-13.

20 См., например: Булаков О. Н. Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. М., 2004. 45 с. ; Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 21-22.

21 Логинова Н. А. Политическая власть: формирование и функционирование в современной России : (политико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 21 с.

22 См., например: Выстропова А. В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Саратов, 1999. 188 с.

23 Пригон М. Н. Конституционно-правовой статус Парламента России: теория, практика, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. СПб., 2004. 25 с.

правовой институт24. По нашему мнению, все-таки наиболее логичным выглядит представление парламентаризма как социально-правового института.

В социологии под институтом принято понимать социальное образование, выражающее специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей, организованно оформленных для выполнения социально значимых функций25. Социальные аспекты парламентаризма признаны конституционно-правовой наукой в части его понимания как системы общественных отношений, среди которых различные авторы выделяют властные отношения26, отношения взаимодействия парламента с другими государственными органами27, взаимоотношения между обществом в лице политических партий и высшими законодательным и исполнительным органами государственной власти28, отношения по государственному руководству обществом29. Можно констатировать, что общественные отношения в сфере парламентаризма имеют политический

характер. Однако сказанное отражает только один аспект парламентаризма как социального института.

Одним из базовых критериев определения специфики социальных институтов является функциональное предназначение социального образования30. Определяя парламентаризм как социальный институт, необходимо отталкиваться от его функциональной направленности, учитывая, что парламент как организационная составляющая парламентаризма выполняет разнообразные социальные функции, в том числе правовые, политические, экономические.

В конституционно-правовой науке под институтом традиционно подразумевается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в пределах отрасли конституционного права31. Рассматривая парламентаризм как правовой институт, невозможно отграничить его содержание от содержания понятия парламентского права как подотрасли конституционного права32. В рамках неоинституционального социологического подхода33 понимание института

24 Махачев Г. Н. Историко-правовые проблемы развития российского парламентаризма : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. Владимир, 2007. 54 с.

25 Костина Н. Б. Социальный институт как общественное явление: на материалах институтов культуры : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. Свердловск, 1982. С. 10.

26 Варлен М. В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. 2013. № 12. С. 1342-1353.

27 Керимов А. Д. Французский парламентаризм: конституционно-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. М., 1999. С. 265-270 ; Он же. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. 2002. № 7-8. С. 25.

28 Ерыгина В. И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX — начала XX в. // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 24-30.

29 БегзадянА. С. Конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: на примере Государственной Думы Ставропольского края : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 2004. 20 с.

30 Беседина В. А. Социально-правовые институты современного российского общества: особенности формирования и развития : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. СПб., 2005. 40 с.

31 Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М. : Норма : Инфра-М, 2013. С. 28.

32 Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999. С. 8 ; Парламентское право России : монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013. С. 24 ; Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2015. 163 с.

33 См., например: Гусева М. М. Политические институты в политической системе современной России: генезис, механизмы функционирования, тенденции : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. М.,

не сводится исключительно к нормативному регулированию, в структуре института выделяют три обязательных элемента: 1) ценность (норма), определяющая деятельность людей; 2) нормы, регулирующие деятельность людей (законы и иные социальные нормы); 3) организации людей (субъект институциональной деятельности) и отношения, возникающие с их участием.

Учеными-конституционалистами выделено значительное количество видовых отличий понятия парламентаризма, которые не свойственны парламентаризму как совокупности правовых норм, но которые можно отнести к характеристикам парламентаризма как социально-правового института. В первую группу можно выделить видовые отличия, которые характеризуют парламент как один из высших органов государственной власти. К указанным признакам парламентаризма относятся: наличие парламента как органа публичной власти; наличие у парламента необходимых функций (представительной, законодательной и контрольной)и полномочий (контрольных, по формированию или участию в формировании других государственных органов); представление и реальное отражение парламентом интересов различных социальных и политических сил общества; независимость парламента34. Наличие парламента в качестве необходимого организационного признака парламентаризма как социально-правового института не вызывает сомнений. Однако вышеперечисленные признаки характеризуют скорее особенности правового статуса парламента, но при этом не являются обязательными признаками парламентаризма, т.к. содержание понятия парламентаризма как института шире, чем содержание понятия парламента как органа публичной власти. Тем не менее первым видовым отличием парламентаризма как социально-правового института является наличие

парламента — общенационального представительного органа.

Во вторую группу можно отнести признаки, характеризующие отношения между парламентом и иными органами публичной власти: основное (ведущее) место парламента в системе государственной власти; ведущая (привилегированная) роль парламента; парламент является действительным противовесом власти исполнительной; функции парламента и правительства четко разграничены; признание ответственности правительства перед парламентом; связь с институтами демократии, включающая в себя взаимодействие парламента, государства и общества, взаимоотношения парламента с другими органами, входящими в систему органов государственной власти. Основная особенность указанных признаков заключается в том, что они скорее характеризуют особенности функционирования и положения парламента в обществе. По существу, вышеуказанные видовые отличия характеризуют парламентскую форму правления, отграничивая ее от президентской и смешанной. Вышеперечисленные признаки парламента указывают на реальное положение парламента в системе государственной власти и являются не отличительными признаками парламентаризма, а его отдельными свойствами, проявляющимися в урегулированных нормами конституционного права политических отношениях. Следовательно, вторым видовым отличием парламентаризма как социально-правового института является его правление посредством политических отношений, наиболее значимая часть которых урегулирована нормами конституционного права.

К третьей группе видовых отличий парламентаризма можно отнести базовые принципы его организации: принципы разделения властей; верховенства закона; политического плюрализма; соблюдения прав и свобод человека и

2007. 34 с. ; Сергеева Е. В. Формирование методологии анализа политических институтов : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 Саратов, 2006. 18 с.

34 См., например: Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 9-17 ; Горобец В. Д. Указ. соч.

гражданина; народного суверенитета и представительной демократии. В конституционно-правовой доктрине35 и практике36 подчеркивается, что конституционные принципы одновременно выполняют аксиологическую и телеологическую функцию в обществе. Следовательно, функционирование парламента происходит в рамках конституционной системы координат, направлено на реализацию конституционных принципов и достижение конституционных целей. Получается, что высказываемая в правовой литературе точка зрения, что парламентаризм имеет своей целью лишь утверждение и развитие отношений социальной справедливости

и правопорядка37, обладает слишком узким конституционно-правовым содержанием и не отражает всех целей парламентаризма как социально-правового института.

Таким образом, парламентаризм — это социально-правовой институт, обусловленный учреждением и функционированием общенационального представительного органа (парламента) в целях достижения конституционных целей и реализации конституционных принципов, выраженный в политических отношениях, наиболее социально значимая часть которых урегулирована нормами конституционного права.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. — М., 1999. — 432 с.

2. Адухов А. А. Форма государства и его социальное назначение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — 17 с.

3. Алипулатова И. И. Парламентаризм в Российской Федерации как основа демократического общества : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. — Махачкала, 2004. — 152 с.

4. Бегзадян А. С. Конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: на примере Государственной Думы Ставропольского края : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. — М., 2004. — 20 с.

5. Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России : учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юстицинформ, 2015. — 163 с.

6. Беседина В. А. Социально-правовые институты современного российского общества: особенности формирования и развития : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. — СПб., 2005. — 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Богданова Н. А. Парламентское право в системе конституционного права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / под ред. С. А. Авакьяна. — М., 2003. — С. 29-33.

8. Большой юридический словарь / В. А. Белов [и др.] ; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2003. — 703 с.

9. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации = Bicameral parliament of the Russian federation. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003. — 751 с.

35 См., например: КруссВ. И. Конституционное правопонимание vs «юридической эпистемологии»: Бьярн Мелкевик и «другие» // Журнал российского права. 2021. № 11. С. 19-35 ; Пермиловский М. С. Основы конституционной аксиологии: диалектика ценности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 8-12.

36 См., например: постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П // Российская газета. 2012. 31 декабря.

37 Парламентское право России / под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 1999. С. 5 ; Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под общ. ред. О. Н. Булакова. М., 2005. С. 45 ; Антропова Е. А. Конституционно-правовой статус парламента в системе государственной власти: на примере парламента Японии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 2006. 24 с.

10. Булаков О. Н. Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. — М., 2004. — 45 с.

11. Варлен М. В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. — 2013. — № 12. — С. 1342-1353.

12. Выстропова А. В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. — Саратов, 1999. — 188 с.

13. Галицков В. А. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы теории : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2012. — 25 с.

14. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — 398 с.

15. Гранкин И. В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 4. — С. 27-30.

16. Гранкин И. В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 12. — С. 16-18.

17. Горобец В. Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2000. — 34 с.

18. Гусева М. М. Политические институты в политической системе современной России: генезис, механизмы функционирования, тенденции : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. — М., 2007. — 34 с.

19. Ерыгина В. И. Теоретические проблемы парламентаризма в истории политико-правовой мысли России конца XIX — начала XX в. // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 7. — С. 24-30.

20. Калинович А. Э. Формы правления в правовом государстве : теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2008. — 22 с.

21. Керимов А. Д. Французский парламентаризм: Конституционно-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. — М., 1999. — 295 с.

22. Керимов А. Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. — 2002. — № 7-8.

23. Коновалова Л. Г. Многопартийность и обеспечение связи населения с механизмом государства как признаки парламентаризма: вопросы конституционно-правовой теории // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 1. — С. 28-31.

24. Конституционное право : энциклопед. словарь / отв. ред. и рук. авт. кол. С. А. Авакьян. — М. : Норма : Норма — Инфра-М, 2000. — 675 с.

25. Конституционное право : словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. — М. : Юристъ, 2001. — 559 с.

26. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : в 2 т. Т. 2 / отв. ред. Б. А. Страшун. — М. : Бек, 1996. — 448 с.

27. Копцева Ю. В. Двухпалатный парламент в отечественной и зарубежной практике: сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004. — 25 с.

28. Костина Н. Б. Социальный институт как общественное явление : на материалах институтов культуры : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. — Свердловск, 1982. — 205 с.

29. КруссВ. И. Конституционное правопонимание vs «юридической эпистемологии»: Бьярн Мелкевик и «другие» // Журнал российского права. — 2021. — № 11. — С. 19-35.

30. Логинова Н. А. Политическая власть: формирование и функционирование в современной России : (политико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1992. — 21 с.

31. Лукашевич М. Б. Эволюция формы Российского государства : историко-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2007. — 21 с.

32. Махачев Г. Н. Историко-правовые проблемы развития российского парламентаризма : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. — Владимир, 2007. — 54 с.

33. Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм : Теория и практика / М. А. Могунова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Рос.-швед. центр. — М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2001. — 347 с.

34. ОвсепянЖ. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. — 2007. — № 2. — С. 9-17.

35. Парламентское право России : курс лекций / О. Н. Булаков, И. Н. Рязанцев ; под общ. ред. О. Н. Булакова. — М. : Юстицинформ, 2007. — 295 с.

36. Парламентское право России : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Урал. гос. юрид. акад. ; Т. М. Баженова [и др.] ; отв. ред. д. ю. н., проф. А. Н. Кокотов. — Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2008. — 277 с.

37. Парламентское право России : учебное пособие / А. С. Автономов, А. П. Любимов, Т. С. Румянцева, И. М. Степанов [и др.] ; под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. — М. : Юристъ, 1999. — 392 с.

38. Пермиловский М. С. Основы конституционной аксиологии: диалектика ценности // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 7. — С. 8-12.

39. Погосян Н. Д. Счетная палата Российской Федерации: конституционно-правовой статус : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. — М., 1998. — 394 с.

40. Пригон М. Н. Конституционно-правовой статус Парламента России: теория, практика, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. — СПб., 2004. — 25 с.

41. Ракитская И. А. Формы парламентского контроля в скандинавских странах и Финляндии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001. — 28 с.

42. Сергеева Е. В. Формирование методологии анализа политических институтов : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01. — Саратов, 2006. — 18 с.

43. Современный парламент : теория, мировой опыт, российская практика : учебник / под общ. ред. О. Н. Булакова. — М. : Эксмо, 2005. — 319 с.

44. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Спарк, 2004. — 527 с.

45. Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2006. — 52 с.

46. Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2007. — 391 с.

47. Чиркин В. Е. Конституционное право : курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. — М. : Норма : Инфра-М, 2013. — 688 с.

Материал поступил в редакцию 18 марта 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Avakyan S. A. Federalnoe Sobranie — parlament Rossii. — M., 1999. — 432 s.

2. Adukhov A. A. Forma gosudarstva i ego sotsialnoe naznachenie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — SPb., 2003. — 17 s.

3. Alipulatova I. I. Parlamentarizm v Rossiyskoy Federatsii kak osnova demokraticheskogo obshchestva: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. — Makhachkala, 2004. — 152 s.

4. Begzadyan A. S. Konstitutsionno-pravovoy status zakonodatelnogo (predstavitelnogo) organa gosudarstvennoy vlasti subekta Rossiyskoy Federatsii: na primere Gosudarstvennoy Dumy Stavropolskogo kraya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. — M., 2004. — 20 s.

5. Bezrukov A. V. Parlamentskoe pravo i parlamentskie protsedury v Rossii: uchebnoe posobie. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Yustitsinform, 2015. — 163 s.

6. Besedina V. A. Sotsialno-pravovye instituty sovremennogo rossiyskogo obshchestva: osobennosti formirovaniya i razvitiya: avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk: 22.00.04. — SPb., 2005. — 40 s.

7. Bogdanova N. A. Parlamentskoe pravo v sisteme konstitutsionnogo prava // Parlamentskie protsedury: problemy Rossii i zarubezhnyy opyt / pod red. S. A. Avakyana. — M., 2003. — S. 29-33.

8. Bolshoy yuridicheskiy slovar / V. A. Belov [i dr.]; pod red. A. Ya. Sukhareva, V. E. Krutskikh. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Infra-M, 2003. — 703 s.

9. Bulakov O. N. Dvukhpalatnyy parlament Rossiyskoy Federatsii = Bicameral parliament of the Russian federation. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2003. — 751 s.

10. Bulakov O. N. Sovet Federatsii v sisteme gosudarstvennoy vlasti Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. — M., 2004. — 45 s.

11. Varlen M. V. Evolyutsiya rossiyskogo parlamentarizma: konstitutsionno-pravovoy aspekt // Lex russica. — 2013. — № 12. — S. 1342-1353.

12. Vystropova A. V. Akty Federalnogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. — Saratov, 1999. — 188 s.

13. Galitskov V. A. Konstitutsionno-pravovoy status gosudarstvennoy dumy federalnogo sobraniya Rossiyskoy Federatsii: voprosy teorii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Chelyabinsk, 2012. — 25 s.

14. Gosudarstvovedenie: uchebnik / V. E. Chirkin. — M.: Yurist, 1999. — 398 s.

15. Grankin I. V. Sushchnost rossiyskogo parlamentarizma // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2005. — № 4. — S. 27-30.

16. Grankin I. V. Osobennosti stanovleniya parlamentarizma v subektakh Rossiyskoy Federatsii // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2010. — № 12. — S. 16-18.

17. Gorobets V. D. Konstitutsionno-pravovoy status parlamenta Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2000. — 34 s.

18. Guseva M. M. Politicheskie instituty v politicheskoy sisteme sovremennoy Rossii: genezis, mekhanizmy funktsionirovaniya, tendentsii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. — M., 2007. — 34 s.

19. Erygina V. I. Teoreticheskie problemy parlamentarizma v istorii politiko-pravovoy mysli Rossii kontsa XIX — nachala XX v. // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2010. — № 7. — S. 24-30.

20. Kalinovich A. E. Formy pravleniya v pravovom gosudarstve: teoretiko-pravovoy aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — SPb., 2008. — 22 s.

21. Kerimov A. D. Frantsuzskiy parlamentarizm: Konstitutsionno-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. — M., 1999. — 295 s.

22. Kerimov A. D. Ponimanie parlamentarizma i perspektivy ego razvitiya v Rossii // Grazhdanin i pravo. — 2002. — № 7-8.

23. Konovalova L. G. Mnogopartiynost i obespechenie svyazi naseleniya s mekhanizmom gosudarstva kak priznaki parlamentarizma: voprosy konstitutsionno-pravovoy teorii // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2018. — № 1. — S. 28-31.

24. Konstitutsionnoe pravo: entsikloped. slovar / otv. red. i ruk. avt. kol. S. A. Avakyan. — M.: Norma: Norma — Infra-M, 2000. — 675 s.

25. Konstitutsionnoe pravo: slovar / otv. red. V. V. Maklakov. — M.: Yurist, 2001. — 559 s.

26. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran: v 2 t. T. 2 / otv. red. B. A. Strashun. — M: Bek, 1996. — 448 s.

27. Koptseva Yu. V. Dvukhpalatnyy parlament v otechestvennoy i zarubezhnoy praktike: sravnitelno-pravovoy analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2004. — 25 s.

28. Kostina N. B. Sotsialnyy institut kak obshchestvennoe yavlenie: na materialakh institutov kultury: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.01. — Sverdlovsk, 1982. — 205 s.

29. Kruss V. I. Konstitutsionnoe pravoponimanie vs «yuridicheskoy epistemologii»: Byarn Melkevik i «drugie» // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2021. — № 11. — S. 19-35.

30. Loginova N. A. Politicheskaya vlast: formirovanie i funktsionirovanie v sovremennoy Rossii: (politiko-pravovoy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1992. — 21 s.

31. Lukashevich M. B. Evolyutsiya formy Rossiyskogo gosudarstva: istoriko-pravovoy analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — SPb., 2007. — 21 s.

32. Makhachev G. N. Istoriko-pravovye problemy razvitiya rossiyskogo parlamentarizma: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. — Vladimir, 2007. — 54 s.

33. Mogunova M. A. Skandinavskiy parlamentarizm: Teoriya i praktika / M. A. Mogunova; Ros. gos. gumanitar. un-t, Ros.-shved. tsentr. — M.: Ros. gos. gumanitar. un-t, 2001. — 347 s.

34. Ovsepyan Zh. Parlament kak osnova demokraticheskogo konstitutsionnogo stroya (problemy i perspektivy razvitiya v Rossiyskoy Federatsii) // Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie. — 2007. — № 2. — S. 9-17.

35. Parlamentskoe pravo Rossii: kurs lektsiy / O. N. Bulakov, I. N. Ryazantsev; pod obshch. red. O. N. Bulakova. — M.: Yustitsinform, 2007. — 295 s.

36. Parlamentskoe pravo Rossii: uchebnoe posobie / Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Ural. gos. yurid. akad.; T. M. Bazhenova [i dr.]; otv. red. d. yu. n., prof. A. N. Kokotov. — Ekaterinburg: Uralskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, 2008. — 277 s.

37. Parlamentskoe pravo Rossii: uchebnoe posobie / A. S. Avtonomov, A. P. Lyubimov, T. S. Rumyantseva, I. M. Stepanov [i dr.]; pod red. I. M. Stepanova, T. Ya. Khabrievoy. — M.: Yurist, 1999. — 392 s.

38. Permilovskiy M. S. Osnovy konstitutsionnoy aksiologii: dialektika tsennosti // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2018. — № 7. — S. 8-12.

39. Pogosyan N. D. Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno-pravovoy status: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. — M., 1998. — 394 s.

40. Prigon M. N. Konstitutsionno-pravovoy status Parlamenta Rossii: teoriya, praktika, perspektivy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. — SPb., 2004. — 25 s.

41. Rakitskaya I. A. Formy parlamentskogo kontrolya v skandinavskikh stranakh i Finlyandii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2001. — 28 s.

42. Sergeeva E. V. Formirovanie metodologii analiza politicheskikh institutov: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.01. — Saratov, 2006. — 18 s.

43. Sovremennyy parlament: teoriya, mirovoy opyt, rossiyskaya praktika: uchebnik / pod obshch. red. O. N. Bulakova. — M.: Eksmo, 2005. — 319 s.

44. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov / V. V. Lazarev, S. V. Lipen. — Izd. 3-e, ispr. i dop. — M.: Spark, 2004. — 527 s.

45. Usanov V. E. Parlamentarizm v Rossii: konstitutsionno-pravovye osnovy stanovleniya i deyatelnosti: avtoref. dis. ... d-rayurid. nauk. — M., 2006. — 52 s.

46. Usanov V. E. Parlamentarizm v Rossii: konstitutsionno-pravovye osnovy stanovleniya i deyatelnosti: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2007. — 391 s.

47. Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo: kurs dlya prepodavateley, aspirantov i magistrantov. — M.: Norma: Infra-M, 2013. — 688 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.