2.10 ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДОВ
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И АДРЕСНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Дульзон С.В., к.э.н., доц., ведущий науч. сотр., Эрюкова И.Д., к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийский НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве
Основным направлением государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является повышение экономической доступности пищевых продуктов. При этом в настоящее время она приобретает особую значимость в обеспечении поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы (далее - социальное питание).
С 1 сентября 2013 г. Министерство сельского хозяйства РФ реализует ряд пилотных проектов по социальному питанию и внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО. Причем внутренняя продовольственная помощь, как мера государственной поддержки, предусмотрена Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [2].
Всего на запрос Минсельхоза РФ о представлении предложений по реализации пилотных проектов по социальному питанию ответили 29 регионов. Участниками же «пилотов» в настоящее время являются Республики Бурятия и Мордовия, Омская, Саратовская и Ульяновская области [6].
Все меры данных проектов сводятся к: оказанию адресной помощи (то есть целевое использование денежных средств, выделяемых социально незащищенным слоям населения); поддержке региональных производителей за счет бюджетных средств, выделяемых получателям через покупку ими товаров местного производства по социальным продовольственным картам; а в некоторых регионах страны и развитию малого бизнеса благодаря выходу на более высокий уровень обслуживания населения через установку терминалов и нового программного обеспечения [5].
В табл. 1 представлены лишь некоторые результаты, которые имеются на сегодняшний день, в ходе реализации данных проектов на уровне пяти регионов.
Регион Перечень основных направлений
Омская область 1. Прорабатывается возможность оказания адресной продовольственной поддержки в виде установления денежных выплат для малоимущих граждан в размере 350 рублей в месяц для приобретения пищевой продукции установленного ассортимента в розничных торговых сетях с помощью универсальной электронной карты. 2. Достигнута предварительная договоренность об эмиссии омских социальных карт. Ведутся переговоры с торговыми сетями по участию в данных проекте. 3. На первом этапе в пилотном режиме питание на основе полуфабрикатов высокой степени готовности будет организовано для 3-х объектов социальной сферы: «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»; «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов»; клинический противотуберкулезный диспансер № 4.
Республика Бурятия 1. Прорабатывается возможность оказания адресной продовольственной поддержки в виде установления денежных выплат для 4700 детей из многодетных семей республики в размере 150 руб. в месяц для приобретения пищевой продукции установленного ассортимента в розничных торговых сетях с помощью универсальной электронной карты. 2. В 2013 г. Минсельхозпродом Республики проведена научно-исследовательская работа, на основе результатов которой в настоящее время корректируется Республиканская целевая программа «Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения в Республике Бурятия на 20132017 годы», в том числе уточняются механизмы адресной продовольственной поддержки нуждающихся граждан.
Республика 1. Прорабатывается возможность оказания адресной продовольственной поддержки в виде уста-
Таблица 1 - Отдельные направления реализации проектов по социальному питанию
пилотных регионов
Регион Перечень основных направлений
Мордовия новления денежных выплат для 2400 детей-инвалидов в размере 350 руб. в месяц для приобретения пищевой продукции установленного ассортимента в розничных торговых сетях с помощью универсальной электронной карты. 2. В настоящее время обеспечение питанием общеобразовательных и дошкольных учреждений г. Саранска организовано через двух крупных операторов социального питания, которые закупают пищевую продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Республики, производят полуфабрикаты высокой степени готовности, осуществляют их хранение, транспортировку и доведение до кулинарной готовности в учреждениях.
Саратовская область Прорабатывается возможность оказания адресной продовольственной поддержки в виде установления денежных выплат для 3000 малоимущих пенсионеров в размере 835 руб. в месяц для приобретения пищевой продукции установленного ассортимента в розничных торговых сетях с помощью универсальной электронной карты.
Ульяновская область 1. Прорабатывается возможность оказания адресной продовольственной поддержки в виде установления денежных выплат для 4500 малоимущих беременных женщин и кормящих матерей в размере 850 руб. в месяц для приобретения пищевой продукции установленного ассортимента в розничных торговых сетях с помощью универсальной электронной карты. 2. Губернатором утверждена Дорожная карта создания системы социального питания.
Источник: составлено по данным Минсельхоза РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. mcx. ru/documents/document/v 7_show/28770.. htm
В число механизмов обеспечения продовольственной безопасности, как было отмечено ранее, входит формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание в целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения. А, как известно, доходы сельского населения значительно ниже доходов городского. При общем росте в расчете на одного сельского жителя доходы сельского населения по абсолютным размерам продолжают отставать от городского и, более того, этот разрыв продолжает нарастать.
Ранжирование Росстатом доходов домо-хозяйств по профессиональной деятельности и социальному статусу глав домохозяйств также показывает, что наименьший доход и самый его низкий ранг у домохозяйств, главы которых являются работниками или квалифицированными рабочими сельского и лесного хозяйства. При общей низкой доходности труда сельского населения, оно характеризуется глубоким социальным расслоением.
Анализ состояния другого важного показателя доходности труда - заработной платы - показывает, что, как и по доходам, работники сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства устойчиво занимают последнее и предпоследнее место среди всех сфер деятельности в экономике страны.
Таким образом, сельское население, как объект адресной продовольственной поддержки, требует более пристального внимания.
Число потребителей социального питания в России составляет 32,5 млн чел. Адресной продовольственной поддержкой может быть
охвачено ещё 15 млн малоимущих граждан. Потенциальная емкость рынка социального питания и продовольственной помощи составляет 640 и 150 млрд руб. в год соответственно [3].
Важнейшей задачей в рамках создания системы социального питания является поддержка отечественных производителей. Это позволит применить своеобразную форму скрытого субсидирования, которая в связи с вступлением России в ВТО приобретает особое значение.
Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [4] предусмотрено развитие целевого производства пищевых продуктов для обеспечения питанием отдельных категорий населения и главным образом в бюджетных учреждениях. Кроме того, и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [1] предполагается государственная поддержка развития производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения.
Кроме того, развитие системы адресной продовольственной поддержки планируется производить на основе внедрения современного информационного и программного обеспечения. В частности, в Ульяновской области это планируется сделать за счет выпуска социальных продовольственных карт. При этом для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продуктами питания через стационарные торговые объекты (основной упор здесь делается на малый бизнес), преду-
сматривается государственная помощь в виде субсидий с целью возмещения затрат в связи с отсрочкой получения оплаты за продукцию, приобретенную по социальным продовольственным картам.
Несмотря на то, что в «пилотных» проектах достаточно подробно расписана система программных мероприятий и приведен эффект от них (бюджетная эффективность, привлечение в отрасль внебюджетных источников, создание новых рабочих мест и т.д.), но, к сожалению, до сих пор отсутствует подробное описание их организации. Поэтому уже в ближайшей перспективе необходимо детально проработать все элементы данного механизма.
В целом же, можно сделать вывод о том, что успешная реализация проекта создания системы социального питания и адресной продовольственной поддержки в регионах позволит не только оказать реальную поддержку социально незащищенным слоям населения (в том числе и сельского), но и обеспечить сельхозтоваропроизводителей стабильным рынком сбыта натуральной продукции и станет дополнительной поддержкой со стороны государства предприятий агропромышленного комплекса.
Источники
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/ document/cons doc LAW 162737/
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req= doc;base=LAW;n=96953
3. Концепция разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dairynews.ru/ imagesnew2/Concep_26.03.2013.pdf
4. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128940
5. Никитин В. Ульяновская область реализует «пилотный» проект по социальным продовольственным кадрам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media73.ru/2013/ulyano-vskaya-oblast-realizuet-pilotnyj-proekt-po-socialnym-prodovolstvennym-kartam
6. «Пилотные» проекты по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. mcx.ru/ documents/document/ show/26349.htm
2.11. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ И УГРОЗ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Ададимова Л.Ю., к.э.н., рук. сектора, Полулях Ю.Г., д.э.н., ведущий науч. сотр., Брызгалин Т.В., мл. науч. сотр., Ланденок И.В., мл. науч. сотр. Поволжского НИИ экономики и организации АПК
Происходящие изменения климата с трендом к его потеплению по разному отразятся на результатах сельскохозяйственного производства, а значит и на продовольственной безопасности. Для территорий с избыточным увлажнением и недостатком тепла оно станет безусловным благом, а в регионах с повышенным температурным режимом нанесёт очевидный ущерб. Не имея возможности прогнозировать конкретные параметры климата, исследователи могут моделировать его возможные результаты в сельском хозяйстве при наступлении определённых значений важнейших показателей - атмосферных осадков и среднесуточных температур воздуха. Наши исследова-
ния подтвердили наблюдения некоторых ученых [1, 2], утверждающих, что, например, в Саратовской области [2], находящейся в зоне рискованного земледелия, на фоне очень существенного положительного влияния на урожай сельскохозяйственных культур атмосферных осадков, среднесуточные температуры воздуха оказывают отрицательное влияние. Следовательно, потепление климата, с одной стороны, усилит негативное воздействие и без того избыточного тепла, а с другой - может привести как к сокращению положительного фактора (осадков), так и к снижению его позитивной роли в формировании урожая сельскохозяйственных культур.