УДК 338.5
Гладченко Кирилл Игоревич Gladchenko Kirill Igorevich
Студент Student
Астраханский государственный университет Astrakhan State University
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
RUSSIAN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF PRICE FORMATION OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY
Аннотация: В данной статье представлен российский опыт государственного регулирования ценообразования отрасли электроэнергетики. Изучены принципы и инструменты государственного регулирования отрасли электроэнергетики.
Abstract: This article present the Russian experience of state regulation of pricing in the electric power industry. The principles and instruments of state regulation of the electric power industry have been studied.
Ключевые слова: Государственное регулирование, ценообразование, инструменты, тарифы, перекрестное субсидирование.
Keywords: Government regulation, pricing, instruments, tariffs, cross-subsidization.
Впервые, принципы государственного регулирования ценообразования в отрасли электроэнергетики были закреплены в Федеральном законе от 14 апреля 1995 года № 41 - ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». При этом основным принципом государственного регулирования ценообразования в отрасли электроэнергетики стал принцип достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В настоящее время процесс ценообразование на рынке электроэнергии был определен в Постановлении Правительства РФ № 24 от 21 января 2004 года. Согласно данному Постановлению, единоличное право в сфере
государственного регулирования ценообразования принадлежит ФАС России, а также ее территориальным органам [2].
В 1998 году Постановлением Правительства РФ № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» было предусмотрено государственное регулирование цен в рамках социальной нормы потребления. В рамках постановления было принято решение о том, что для малоимущих слоев населения будут установлены тарифы, ниже минимального уровня в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления.
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614 утвердило Положение об установлении и применении социальной нормы потребления, где в пилотных районах (Красноярский край, Ростовская область, Владимирская область, Забайкальский край, Нижегородская область, Орловская область) органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования ценообразования предписывалось пересмотреть тарифы с учетом социальной нормы с 1 сентября 2013 года. В остальных регионах, которые не входят в состав пилотных районов, пересмотр тарифов должен был быть пересмотрен с 1 января 2014 года. Однако согласно принятому в 2014 году Постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2014 года № 136, было утверждено, что социальная норма потребления электроэнергии не может устанавливаться или применяться по отношению к населению или приравненных к нему категории потребителей по решению высшего должностного лица субъекта РФ.
Одним из наиболее часто применяемых инструментов государственного регулирования ценообразования является перекрестное субсидирование, которое осуществляется путем уменьшения цены на электроэнергию за счет повышению цен на электрическую энергию для других потребителей [3, с. 69]. До 2013 года в законодательстве РФ отсутствовало понятие «перекрестное субсидирование». Перекрестное субсидирование является причиной того, что
на рынке электроэнергии становится выгодно строить собственные генерирующие предприятия крупным потребителям электрической энергии. Потеря крупного потребителя ведет к перераспределению ценовой нагрузки на другие группы потребителей.
В настоящее время существуют проблемы в сфере государственного регулирования цен на электрическую энергию. Изменяются нормативно правовые акты и правила регулирования цен на электроэнергию в связи с изменением правила работы как оптового, так и розничного рынка электроэнергетики [1, с. 34]. Так, например, в 2015 году был принят Федеральный закон № 307 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей электрических ресурсов». Этот закон направлен на борьбу с неплатежами, которые возникают в отрасли электроэнергетики, включая становлением высокого размера пеней за просрочку оплаты электроэнергии. Согласно этому закону, энергосбытовым компаниям было запрещено заключать договора на продажу потерь в сетях с сетевыми организациями.
Проблема неплатежей на рынке электроэнергетики является серьезным сдерживающим фактором отрасли. Такие неплатежи чаще всего встречаются на оптовом рынке электроэнергетики, чем на розничном рынке и в общем составляют 23% от общего объема по причине того, что на оптовом рынке встречаются ряд законодательных мер, которые воздействуют на поведение неплательщика, в то время как на розничном рынке такой механизм отсутствует.
Еще одной проблемой регулирования тарифов на электроэнергию является то, что, несмотря на Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, регулирующие органы по-разному подходят к анализу документов и включению расходов в тариф. В связи с этим, у организаций появляются недополученные доходы. Также на практике встречаются случаи «урезания»
тарифов. В этом случае Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает предельные уровни роста цен, которые являются обязательными для органа регулирования тарифов, который должен не принимать во внимание какие-то расходы организации для обеспечения соблюдения предельных уровней роста цен, а также должен устанавливать более низкий тариф, чем экономически обоснованная величина. Такой подход регулирования ценообразования в электроэнергетике приводит к недовольству регулирующих органов, но отвечает интересам потребителей.
Таким образом, одной из проблем при государственном регулировании ценообразования в отрасли электроэнергетики России является рост неплатежей за электроэнергию. Также, регулирующие органы по-разному подходят к анализу документов и включению расходов в тариф, в связи с чем, у организаций появляются недополученные доходы. На практике встречаются и случаи «урезания» тарифов.
Библиографический список:
1. Изотова А. В. Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики: проблемы правоприменения и тенденции развития // Правовой энергетический форум. - 2017. - № 1. - С. 34 - 38.
2. Постановление Правительства РФ ОТ 21.01.2004 N 24 (ред. от 07.03.2020) «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». -Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Чугунов Д.Н. Рассмотрение вопроса перекрестного субсидирования в электроэнергетическом комплексе // Новые направления и концепции в современной науке. - 2019. - С. 69 - 74.
© Гладченко К.И., 2021