Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ МЕДИАЛАНДШАФТ - 2020: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕСЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ'

РОССИЙСКИЙ МЕДИАЛАНДШАФТ - 2020: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕСЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
443
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Денис, Гончаров Степан

Russian Media landscape 2020: Television, press, internet and social networks (by Denis Volkov, Stepan Goncharov). This study based on Levada-center’s regular surveys contains an overview of data regarding Russians’ preferences in media content consumption. The results of the survey show stabilization of TV usage after decrease in previous several years and constantly growing role of Internet sources and social media influence. The research shows changes in ratings of TVchannels and social media platforms. The special focus is put on the level of trust to the major news sources. Authors highlight changes in the way news are delivered: role of messengers, video platforms, local chats.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волков Денис, Гончаров Степан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MEDIA LANDSCAPE 2020: TELEVISION, SOCIAL MEDIAAND MESSENGERS

Russian Media landscape 2020: Television, press, internet and social networks (by Denis Volkov, Stepan Goncharov). This study based on Levada-center’s regular surveys contains an overview of data regarding Russians’ preferences in media content consumption. The results of the survey show stabilization of TV usage after decrease in previous several years and constantly growing role of Internet sources and social media influence. The research shows changes in ratings of TVchannels and social media platforms. The special focus is put on the level of trust to the major news sources. Authors highlight changes in the way news are delivered: role of messengers, video platforms, local chats.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ МЕДИАЛАНДШАФТ - 2020: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕСЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ»

Денис ВОЛКОВ Степан ГОНЧАРОВ

Российский медиаландшафт - 2020

Телевидение, Интернет, социальные сети и мессенджеры

Источники информации

Телевидение в списке источника новостей сохранило свои позиции по сравнению с 2019 г. и остается основным каналом потребления новостной информации (74%). Обновленные данные по медиапотреблению указывают на продолжающийся рост влияния интернет-источников и социальных сетей. Из социальных сетей новости узнают более трети опрошенных россиян (39%). Этот показатель сравнялся с использованием интернет-изданий для новостной информации (38%). Новости от знакомых получает каждый пятый опрошенный респондент (21%).

Дневниковое исследование молодежи1, которое «Левада-центр» провел совместно со студентами ВШЭ и МГУ в марте 2020 г., указывает на то, что подавляющее большинство молодых респондентов получают новости из СМИ, при-

чем доля новостей из аккаунтов СМИ в социальных сетях не уступает потреблению новостей СМИ на иных площадках. Исследование указывает на то, что доля различных источников информации может меняться в зависимости от тематики новостей. Новости о событиях в мире чаще поступают из СМИ. Новости на темы, которые значимы для респондентов, могут поступать в том числе от друзей и знакомых. Подробнее о дневниковом методе читайте в отдельном отчете.

Исследование указывает на то, что потребление контента становится более частым, а также на рост интенсивности использования и телевидения, и интернет-источников. Несмотря на то что доля россиян, использующих эти медиа, осталась на уровне прошлого года, число тех, кто пользуется СМИ ежедневно, растет.

Рисунок 1

ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ? ,

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

88

14

июнь 13

74

39

март 14

нояб. 15

март 16

июль 16

март 18

авг. 18

март 19

янв. 20

март 20

Телевидение

Интернет-издания

Социальные сети

1 Потребление новостной информации среди молодых жителей крупных городов (исследование дневников) // Левада-Центр. 2020.Май. URL: https://www.levada.ru/2020/04/15/potreblenie-novostnoj-informatsii-sredi-molodyh-zhitelej-krupnyh-gorodov-issledovanie-dnevnikov/?fbclid=IwAR1s pUySoMspbeiFimSVT25KwHK0ZvfkOePx1_-nNNJ9VvH7UUsiseJT6yQ

Рост ежедневного использования телевидения происходит за счет уменьшения группы респондентов, которые смотрят его практически каждый день. Рост интенсивности потребления

21

интернет-СМИ происходит в первую очередь за счет расширения круга пользователей. Растет и потребление новостей из видеоблогов (11%, в 2019 г. - 7%).

Особенно показателен вклад социальных сетей в рост потребления новостей из Интернета в средних возрастных группах. За последний год число получающих новости из социальных сетей в возрасте от 25 до 39 лет выросло на 6 п.п.; в возрасте от 50 до 54 лет — на 10 п.п.

Уровень доверия трем основным новостным источникам — телевидению, интернет-изданиям и социальным сетям — за год практически не изменился. Телевидение сохраняет лидерство источников информации с самым высоким уровнем: ему доверяет половина россиян; интернет-изданиям и социальным сетям доверяет каждый пятый (22 и 20% соответственно).

Рисунок 2

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ЧАСТО ВЫ... (%)

70% опрошенных считают, что легко воспринимают новостную информацию. Каждый четвертый россиянин (24%) признался, что тяжело усваивает новости о происходящих событиях. Чаще других об этом заявляли люди старшего возраста (55 лет и старше) — 29%, респонденты со средним образованием — 28%.

Пенсионная реформа 2018 г. вызвала резкое падение рейтингов власти и снижение доверия к медиаинструментам государства, в первую очередь к государственному телевидению. С 2019 г. исследования указывают на рост доверия в отношении отдельных новостных тем. Так, доверие к тому, как телевидение говорит на экономические темы, вернулось на «дореформенный» уровень марта 2018 г. Доверие к освещению внешнеполитических тем также повысилось.

2018 2019 2020

...СМОТРИТЕ НОВОСТИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ? Ежедневно И Практически каждый день

2018 2019 2020

...ЧИТАЕТЕ НОВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ? Хотя бы раз в неделю I Реже / никогда

Рисунок 3

ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЮТ НОВОСТИ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДИНАМИКЕ ПО ВОЗРАСТАМ

70 60 50 40 30 20 10 0

Всего

2016 В 2018

18-24 года I 2019

25-39 лет

40-54 года

.111

55 лет и старше

2020

Рисунок 4

КАКИМ ИСТОЧНИКАМ В ОСВЕЩЕНИИ НОВОСТЕЙ В СТРАНЕ И В МИРЕ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ?

70 60

50 51 40 30 20 10 0

14 11

22

июнь 13 март 14 нояб. 15 март 16 июль 16 март 18 авг. 18 март 19 янв. 20 март 20 Телевидение Интернет-издания Соц. сети

Рисунок 5

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕЖЕДНЕВНО ПОСТУПАЮЩИМ НОВОСТЯМ О ПРОИСХОДЯЩЕМ В РОССИИ И МИРЕ? (%)

Я тяжело усваиваю ежедневно поступающие новости о происходящем I Я легко усваиваю ежедневно поступающие новости о происходящем I Затрудняюсь ответить

Рисунок 6

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НАСКОЛЬКО СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ТО, КАКИМ ОБРАЗОМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИИ ОСВЕЩАЕТ.

...состояние экономики

.внешнюю политику

Соответствует

Не соответствует

Соответствует

Не соответствует

Социальные сети

Половина опрошенных россиян используют социальные сети каждый день. Ежедневное пользование социальными сетями продолжает расти во всех возрастных группах. Самый существенный прирост происходит в средней возрастной группе (40—54 года): за год число ежедневных пользователей выросло на 11 п.п.

Наиболее часто используемые социальные сети сохраняют позиции по результатам мартовского опроса. Доля «ВКонтакте» остается стабильной на протяжении двух последних лет; доля «Одноклассников» продолжает снижение с 2017 г. и сравнялась с выросшей за два года долей YouTtube; продолжается рост популярности Instagram (5 п.п. по сравнению с 2019 г.); успех YouTube и Instagram указывает на рост популярности социальных сетей, предназна-

ченных для размещения фото- и видеоконтента, в том числе для потребления новостной информации.

Среди новых социальных сетей становится заметен ^кТок, которым пользуются 5% россиян старше 18 лет (в прошлом году 2%).

Учитывая растущую значимость видеоконтента с точки зрения формирования новостной повестки среди россиян, мы задали вопрос о темах видеороликов, которые смотрят россияне. Наиболее сильно выделяются три: «фильмы и кино» (43%), «новости в России и мире» (38%) и «юмор, развлечения» (34%).

В старшей возрастной группе респонденты несколько чаще смотрят новостные видео (27%). Среди самых молодых они менее популярны (47%), чем фильмы (61%) и юмор (55%).

Рисунок 7

ЕЖЕДНЕВНО ПОЛЬЗУЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (% от опрошенных)

60

50 40 30 20

46

42

30

32

32

34

36

37

36

27

20

10

авг. 11 окт. 12 март 14 окт. 15 март 16 окт. 16 март 17 окт. 17 дек. 17 март 18 сент. 18 март 19 март 20

Рисунок 8

КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ? (в % от всех опрошенных)

«Вконтакте» Facebook

-&

«Одноклассники»

YouTube

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мой мир» на Mail.ru

Instagram

51

12

0

Рисунок 9

НА КАКИЕ ТЕМЫ ВЫ СМОТРИТЕ ВИДЕО В ИНТЕРНЕТЕ? (март, 2020)

Фильмы, кино Новости в России и мире, политика Юмор, развлечение Здоровье Музыкальные видео Кулинарные шоу Образование Обзоры техники Красота, мода Игры

«Сделай сам», самоучители Шоу Другое

Не смотрю видео в Интернете

13 12

11 10

38

34

26

20

18

25

Рисунок 10

НА КАКИЕ ТЕМЫ ВЫ СМОТРИТЕ ВИДЕО В ИНТЕРНЕТЕ? (по возрастным группам)

43

Всего Фильмы, кино

55

57

47 48

18-24 года 25-39 лет

Новости в России и мире,политика

27

40-54 года 55 лет и старше

I Юмор, развлечение

Мессенджеры

Проведенный в марте 2020 г. опрос выявил рост числа пользователей мессенджеров — с 62 до 69%. Среди группы самых молодых респондентов эта доля достигает 95%. Наибольший рост показал мессенджер WhatsApp. За прошедший год число россиян, указавших его использование, выросло на 10 п.п. Число пользователей двух других наиболее популярных средств обмена сообщениями — ^Ьег и «ВКонтакте»-мессенджер — осталось без изменений.

Среди жильцов многоквартирных домов все большее распространение получают так называемые домовые чаты для обсуждения различных тем, чаще всего связанных с домоуправлением и общим решением коммунальных проблем. Строительство горизонтальных объединений, независимых от муниципальных и частных управляющих компаний, увеличи-

вает осведомленность жителей о финансовых и управленческих процессах. Одним из средств коммуникации, которые формируют культуру гражданского участия, постепенно становятся домовые чаты. Возникая вокруг средства коммуникации (чаще всего это мессенджеры), подобные объединения отражают потребность граждан в общении и во взаимодействии на уровне дома или района.

Так или иначе знакомы с этим явлением 33% опрошенных россиян, при этом почти 6% сами участвуют в таких беседах, 28% знают об их существовании. В крупных городах о подобных чатах знают несколько большее число опрошенных: в Москве 54%, в городах с населением от 500 тыс. жителей — 38%. В небольших городах о таких чатах знают только 25% опрошенных. Также несколько чаще о таких чатах слышали респонденты в возрасте от 25 до 39 лет (47%).

21

9

3

61

Таблица 1

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРИЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ ДЛЯ ЗВОНКОВ И ОБМЕНА СООБЩЕНИЯМИ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКИМИ?

Февр. Март Апр. Март Март

2016 2017 2018 2019 2020

WhatsApp 17 24 36 49 59

Viber 16 20 29 31 31

«ВКонтакте»-мессенджер - 15 26 17 18

Telegram 1 3 8 8 12

Skype 14 12 19 14 10

Facebook-мессенджер 2 3 5 3 2

iMessage / FaceTime 2 3 1 2 2

Другие 2 2 3 2 2

Не пользуюсь 65 52 43 37 29

Затруднились ответить 4 5 1 1 2

Рисунок 11

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В МЕССЕНДЖЕРАХ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПОЛУЧАЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДОМОВЫЕ ИЛИ СОСЕДСКИЕ ЧАТЫ/БЕСЕДЫ ЖИЛЬЦОВ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ ЯВЛЕНИИ?

18-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше Москва более 500 тыс. от 100 до 500 тыс. города до 100 тыс.

I Что-то слышали В Не знают I Что-то слышали I Не знают

Рисунок 12

КАКИЕ ТЕМЫ ВЫ С СОСЕДЯМИ ОБСУЖДАЕТЕ В ЭТИХ ЧАТАХ? (в % от тех, кто знает о существовании таких чатов)

Благоустройство дома Работу управляющей компании Благоустройство придомовой территории Организацию общих собраний Взаимопомощь Парковку Досуг, развлечения Другое

Не знаю, какие темы обсуждаются в чатах

20

10

67

47

53

62

63

62

65

75

82

54

47

37

38

38

35

25

18

9

8

3

Из трети опрошенных, знающих об этом явлении, две трети не знакомы с содержанием бесед в домовых чатах (67% тех, кто что-то слышал о подобных чатах).

Чаще других тем в этих чатах обсуждают благоустройство дома (20%), работу управляющей компании (16%) и благоустройство придомовой территории (15%).

Основные результаты

• Телевидение остается наиболее используемым источником информации для россиян (74%). Тенденция на спад его использования замедлилась. Использование интернет-источников (38%) и социальных сетей (39%) выросло по сравнению с прошлым годом.

• Продолжается освоение социальных сетей людьми старших возрастов. Так, за последний год в группе 40—54 года использование социальных сетей для получения новостей выросло на 10 п.п., в возрастной группе 25—39 лет — только на 6 п.п.

• Растет частота потребления информации по всем популярным каналам (телевидение, интернет-издания, видеоблоги), т.е. растет погруженность респондентов в информационные потоки. Ежедневно 44% респондентов смотрят телевидение, 36% читают новости в Интернете.

• В Интернете россияне чаще всего смотрят видеоролики на следующие темы: фильмы и кино (43%), новости в России и мире (38%), юмор и развлечения (34%).

• 70% респондентов утверждают, что легко усваивают новости. Хуже оценивают свою способность воспринимать новостной контент респонденты старшего возраста.

• Уверенность в том, что телевидение объективно освещает экономические темы и внешнюю политику, выросла и составляет 48 и 57% соответственно (спад в оценках наблюдался в 2018 г. на фоне падения уровня жизни и новостей о пенсионной реформе). В целом доверяют телевидению около половины респондентов.

• Продолжается рост числа пользователей социальных сетей. Также растет число тех, кто пользуется социальными сетями каждый день (51%, рост на 5 п.п.). Наиболее популярными остаются «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube и Instagram (45, 31, 30, 28% соответственно). При этом число пользователей «ВКонтакте» и Instagram быстро растет, а аудитория «Одноклассников» уменьшается пятый год подряд.

• Самыми популярными мессенджерами остаются WhatsApp (им пользуются 59% россиян), Viber (31%) и «ВКонтакте» (18%). Telegram пользуются 12% опрошенных респондентов. Число россиян, которые не пользуются мес-сенджерами, сократилось по сравнению с прошлым годом на 8 п.п. (29%).

• О таком явлении, как домовые чаты, слышала треть опрошенных респондентов (28%), а еще 6% участвует в таких беседах. Чаще всего в подобных чатах обсуждают благоустройство дома и работу управляющей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.