Научная статья на тему 'Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ'

Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2984
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Media-Landscape: Main Trends in Media-Consumption

The article explores the main trends in news consumption in Russia. The assessment of the size of the audience of the main TV channels, radio stations, newspapers and source in the internet is calculated. Trust in different media sources is measured. The authors try to assess the size and main characteristics of the audience of «independent media» in Russia compared to the characteristics of the audience of the mainstream TV-channels. Special attention is payed to the trends in the newsconsumption in the internet and social network usage. The authors conducted semantic analysis of the main government Russian TV channels to single out images, attitude models rooted in public opinion. The authors disclose public attitude to censorship and interest in receiving information from different sources.

Текст научной работы на тему «Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ»

СО СТОЛА СОЦИОЛОГОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Денис ВОЛКОВ Степан ГОНЧАРОВ

Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ

Данная статья задумывалась как обзор основных тенденций пользования различными СМИ и потребления российским населением новостей из различных источников. За последние годы было накоплено много данных о том, откуда россияне получают новости, какие каналы и с какой интенсивностью используют. В статье подробно рассматриваются такие источники новостей, как телевидение, газеты, интернет и социальные сети. По многим вопросам приведены длительные динамические ряды. Все используемые данные получены в ходе общероссийских опросов общественного мнения, проведенных по стандартной репрезентативной выборке населения страны в возрасте от 18 лет и старше.

Особое внимание в статье уделено вопросам доверия и оценке работы СМИ, отношению населения к правдивости потребляемой информации. Сделана попытка оценить раз-

меры и отличительные характеристики аудитории «независимых СМИ», отношение россиян к телевидению и цензуре, влияние на россиян крупнейших информационных площадок и лидеров общественного мнения.

Основные источники новостей

Телевидение на сегодняшний день остается главным источником информации для россиян. Это подтверждается многочисленными вопросами в разных формулировках, которые регулярно задает Левада-Центр. Согласно одному из них — о том, как часто россияне получают новости по различным информационным каналам, — в декабре 2016 года 91% населения «хотя бы раз в неделю» или чаще смотрят новости по телевизору. Почти половина (46%) с такой же регулярностью читает новости в интернете. Треть слушает новости по радио (34%) или читает газеты (36%) (рис. 1). Если приво-

Рисунок 1

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАНАЛОВ ИНФОРМАЦИИ (Россия, март 2016)

Смотрите новости по телевидению

Читаете новости в интернете

Слушаете новости по радио

Читаете новости в газетах

31 37 23

17 54

14 66

65

Ежедневно, по нескольку раз в день Хотя бы раз в неделю

Г Практически каждый день I Реже/практически никогда

дить данные только о «ежедневном» получении новостей, соответствующие цифры составят 31, 9, 7 и 3%.

Если сузить задачу и спрашивать не о новостях, а целенаправленном интересе к материалам и передачам на общественно-политические темы, доминирование телевидения оказывается даже более выраженным: различные передачи и ток-шоу на политические темы «хотя бы раз в неделю» смотрят до 65% населения. Соответствующие показатели для подобных передач на радио и материалов в интернете составляют лишь 20%, для журналов еще меньше — не более 10% (рис. 2). Поэтому большая часть тех, кто следит за общественно-политическими событиями, получает лишь самое общее и неглубокое представление о произошедшем, сформированное преимущественно телевизионным контентом. Более подробные данные, представленные в статье, лишь подтверждают тезис о том, что зависимость от телевидения (и наиболее простых и вульгарных интерпретаций происходящего) продолжает доминировать, несмотря на происходящие в последнее время изменения (рост значимости интернета и интернет-изданий).

о происходящем уже на протяжении четырех лет регулярных замеров является телевидение (так отвечают 86% респондентов.) Узнают новости от друзей и знакомых около трети всех россиян и около четверти — по интернету. Радио и газеты используют реже — в 16—17% случаев. Телевидение продолжает оставаться главным источником информации во всех возрастных группах, ситуация меняется мало. Однако согласно вопросу в другой формулировке (рис. 4 и 5) в конце 2015 года в самой молодой возрастной группе интернет обогнал телевидение как источник информации. Сказывается формулировка вопроса, согласно которой он зачитывается два раза. Телевидение чаще фигурирует как первый выбор респондента, а интернет — как второй. Сегодня узнают о происходящем из телевизора 60% молодых, из интернета — чуть больше 70% (в старшей возрастной группе соответствующие цифры составляют 90% и 10%). Можно предположить, что среди россиян моложе 18 лет разрыв между телевизором и интернетом еще больше. Наиболее зависимыми от телевидения остаются люди старших поколений.

Различия в способе получения информации между пожилыми и молодыми россия-

Рисунок 2

ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ (Россия, март 2016)

Передачи и ток-шоу по ТВ 9 16 40

Передачи по радио 1 5 13 80

Чтение журналов 1 2 7 90

Чтение аналитики в интернете > 4 14 81

Ежедневно

Хотя бы раз в неделю

Г Практически каждый день I Реже/практически никогда

С 2015 года объединены варианты ответа «Несколько раз в

Вопрос о том, откуда россияне «чаще всего узнают о новостях в стране и мире», дает похожие результаты1 (рис. 3). Главным источником

1 Вопрос: «ОТКУДА ВЫ В ОСНОВНОМ УЗНАЕТЕ НОВОСТИ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ СТРАНЕ?» Варианты ответов: 1) основные российские государственные телеканалы (Первый канал, «Россия», «Звезда»); 2) российские частные телеканалы («5-й канал», «Дождь», РБК, другие негосударственные/коммерческие каналы);

3) региональные/местные телеканалы; 4) интернет-сайты; 5) иностранные источники новостей (иностранные телеканалы, радио, газеты и журналы); 6) государственные газеты («Российская газета», газеты

день » и «Примерно 1 раз в день».

нами усугубляются. Согласно нашим наблюдениям, людям старших поколений трудно осваивать интернет как регулярно используемый источник информации. Рост показателей использования интернета как поставщика новостей происходит за счет вхождения во взрослую жизнь новых поколений, которые имеют иные привычки потребления инфор-

региональных/местных органов власти); 7) негосударственные/частные газеты; 8) радио; 9) семья, друзья, соседи; 10) другое.

мации. В долгосрочной перспективе повыше- основного поставщика новостей о политике ние роли интернета (и социальных сетей) как продолжится.

Рисунок 3

ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (Россия)

Телевидение

Друзья, родные, соседи

Интернет-издания

Соц. сети

Радио

Газеты

Журналы I

86

90 89

март 14

Г нояб. 15

март 16

дек. 16

Рисунок 4

ОТКУДА ВЫ В ОСНОВНОМ УЗНАЕТЕ НОВОСТИ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ СТРАНЕ: ИНТЕРНЕТ (%, Россия)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2011 2012 »»»»» 18-24 года

2013 25-39 лет

2014 2015 2016

» 40-54 года ее» 55 лет и старше

Рисунок 5

ОТКУДА ВЫ В ОСНОВНОМ УЗНАЕТЕ НОВОСТИ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ СТРАНЕ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ (%, Россия)

100 95 90 85 80 75 70 65 60 55 50

2011

2012

' 18-24 года

2013 25-39 лет

2014

40-54 года

2015

2016 55 лет и старше

Телевидение

Рейтинги телеканалов. Стабильным остается лидерство четырех федеральных телеканалов в формировании информационной картины россиян. По стране в целом телепередачи Первого канала, «России-1», НТВ и «России-24» остаются основными источниками новостей о происходящем в Москве и за рубежом. В Москве и крупных городах телесмотрение новостных программ гораздо более разнообразно, и нет столь сильного влияния федеральной «четверки» каналов. Например, в Москве аудитории Первого канала и «России-24» существенно меньше, чем по стране в целом. Аудитории «РЕН-ТВ», ТВЦ, РБК ТВ и Euronews здесь существенно шире. Жители крупных городов, прежде всего столицы, получают более полное представление о происходящем, лучше знакомы с различными точками зрения по сравнению с жителями средних и малых городов (рис. 6).

В отношении подавляющего большинства информационных передач указанных телеканалов действует следующее правило: в их аудиториях преобладают зрители старших возрастов, представители самой молодой возрастной группы (от 18 до 24 лет) смотрят телевизионные новости почти в два раза реже представителей самой старшей группы (55 лет и старше). Это правило не действует только в отношении тех каналов, у которых имеется большая интернет-аудитория, — там молодых заметно больше. Это связано с тем, что пожилые люди в целом пользуются интернетом реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Несмотря на указанные возрастные различия и рост значимости интернета

для молодого поколения россиян (подробности далее по тексту), новостные передачи крупнейших телевизионных каналов смотрят более половины молодых людей.

РБК-ТВ, «Дождь», Euronews, ОТР и «Культура» в большей степени свободны от государственного вмешательства и потому считаются независимыми, представляя различные точки зрения на происходящие события. Если попробовать выделить отличительные демографические характеристики аудиторий новостных выпусков на таких каналах, то данных показателей будет несколько. Эти каналы наиболее популярны в столице и крупных городах, а также среди людей с высоким достатком. Уровень образования респондентов большого значения не имеет. Но даже в этих группах «независимые телеканалы» являются лишь дополнительными источниками информации к новостным выпускам крупнейших каналов федеральных. Таким образом, эти телевизионные передачи остаются главным источником информации о происходящем в стране и мире даже для молодых. То есть именно телеканалы по-прежнему задают рамки интерпретации происходящего для населения страны в целом (рис. 7).

Анализ аудитории новостных передач на различных телеканалах на предмет их политических предпочтений (вопросы о голосовании на парламентских выборах 2016 года и о возможном голосовании на выборах президента в 2018 году) не позволяет говорить о существенных различиях зрителей «независимых телеканалов» и населения страны в целом. Выявленные различия в предпочтениях не превышают

Рисунок 6

СМОТРИТЕ ЛИ ВЫ НОВОСТНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ, И, ЕСЛИ ДА, НОВОСТИ КАКИХ КАНАЛОВ ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ? (дек. 2016)

1-й канал Россия-1 НТВ Россия-24 5-й канал РЕН-ТВ ТВЦ Звезда Культура Москва-24 Местные телеканалы Euronews ОТР РБК-ТВ LifeNews Спас Дождь Russia Today Би-би-си Current Time Не смотрю новости по телевизору

65

76

■ 47

43

28

36

24

22

15

29 28

12

14

13

37

12

20

1

I Россия О Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 7

КАКИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО? (дек. 2016)

Вести недели (Д. Киселев, Россия-1) Вечер с Владимиром Соловьевым (Россия-1) Поединок(В.Соловьев, Россия-1) Познер (В. Познер, Первый канал) Время покажет (А. Шейнин, Первый канал) Право голоса(Р.Бабаян, ТВЦ) Список Норкина(А. Норкин, НТВ) Постскриптум (А. Пушков, ТВЦ) Бесогон-ТВ (Н. Михалков, Россия-24) Слово Пастыря (патриарх Кирилл, Первый Канал) Прав?Да! (ОТР) Таманцев. Итоги (Ю. Таманцев, РБК) Тем временем (А. Архангельский, Культура) Белковский. Прямая линия (С. Белковский, Дождь) Собчак (К. Собчак, Дождь) Система ценностей (И. Прохорова, РБК) Не смотрю эти передачи

28

37

36

40

28

24

36

26

15

10

12

2

2

12

12 1

2

25

32

Россия Z Москва

51

41

8

7

6

6

4

6

3

9

3

5

2

3

2

3

6

7

13

9

3

3

5

1—2%. Различия заметны лишь по аудиториям небольших по размеру — немассовых, «нише-вых» — телеканалов (таких как «Дождь») и других СМИ (таких как специализированные деловые газеты типа «Ведомостей» или разговорные радиостанции типа «Эха Москвы»). В этих специализированных аудиториях поддержка власти в полтора-два раза ниже, чем в целом по стране. Но к большим по охвату телеканалам такое правило не применимо.

Поэтому в отношении большинства «независимых телеканалов» невозможно сказать, что их смотрят только противники российской власти, их телезрители — люди с разными политическими взглядами и предпочтениями. И даже в аудиториях небольших «независимых СМИ» поддержка власти существует, хоть и меньше, «Единая Россия» остается наиболее популярной партией (среди всех остальных), а Владимир Путин — наиболее популярным политиком.

Для оценки популярности основных общественно-политических телепередач использовался закрытый вопрос с фиксированным списком телепрограмм. Основная задача состояла не в том, чтобы получить исчерпывающий рейтинг всех существующих программ, а в том, чтобы попытаться сравнить аудитории передач крупнейших федеральных телеканалов (например, «Вести недели» Дмитрия Киселева) и передач на телеканалах, считающихся независимыми (например, «Итоги» Юрия Таманцева на РБК-ТВ или «Белковский. Прямая линия» на телеканале «Дождь»).

Наиболее очевидное отличие аудиторий передач независимых телеканалов от передач на крупнейших федеральных — их размер. Совокупное число зрителей указанных аналитических передач на телеканалах РБК, «Дождь», «Культура», ОТР составляет лишь 5—6% россиян, то есть не превышает размеров аудиторий таких передач, как «Бесогон-ТВ» Никиты Михалкова или «Постскриптум» Алексея Пушко-ва. И, конечно, это число на порядок меньше, чем число зрителей «Вестей недели» или «Воскресного вечера» Владимира Соловьева, которые «более или менее регулярно смотрят» около трети россиян. Один этот факт уже говорит о том, что независимые телеканалы не могут на сегодняшний день соревноваться с федеральными по своему влиянию на формирование картины происходящего. Даже совокупный эффект информационных и аналитических программ независимых телеканалов сегодня является маргинальным. Единственным исключением можно считать лишь передачу Вла-

димира Познера (на Первом канале), который время от времени позволяет себе критику власти в конце передачи. Однако эти редкие критические замечания вряд ли меняют дело.

Что касается социально-демографических характеристик аудиторий указанных телепрограмм, то в целом они повторяют закономерности, описанные на материале отдельных телеканалов. Различия здесь выражены даже сильнее. Молодые люди меньше заинтересованы в политике, поэтому общественно-политические передачи на телевидении они смотрят еще реже, чем новостные передачи. Разница в частоте просмотра между самой молодой и самой пожилой возрастными группами может достигать 2—2,5 раза.

Что касается политических предпочтений, то в отношении указанных программ дифференциация аудиторий складывается следующим образом. Например, по вопросу о возможном голосовании на президентских выборах 2018 года аудиторию можно разделить на три условные группы: 1) наименее лояльные нынешней власти; 2) наиболее лояльные; 3) находящиеся посередине, чьи политические предпочтения не отличаются от среднестатистических. Так, среди населения в целом на момент опроса готовность голосовать за Владимира Путина составляла около 50%. Сопоставимую степень поддержки демонстрировали зрители программ Дмитрия Киселева, Владимира Соловьева и Владимира Познера (55—59%). То есть зрители этих передач — обычные среднестатистические россияне. Наиболее лояльными власти оказались зрители программы Никиты Михалкова — здесь готовность голосовать за Путина достигала рекордных 70%. Наименее лояльными оказались зрители общественно-аналитических передач «независимых телеканалов» (РБК, «Культура», «Дождь»). В этой аудитории готовность голосовать была самой низкой — 45% (однако это заметно больше, чем можно было бы ожидать). Даже среди зрителей телепередач на независимых телеканалах Владимир Путин остается фаворитом будущих президентских выборов, оппозиционность аудиторий этих телеканалов и этих телепередач значительно преувеличена.

Рейтинг популярности журналистов во многом повторяет список популярных телепрограмм (рис. 8). Согласно ответам на открытый вопрос (люди называли фамилии без подсказок) в тройку журналистов, чьи «мнения являются авторитетными» для респондентов, попали Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев

и Владимир Познер. Именно их передачи имеют наибольшую аудиторию.

Оценки передач Первого канала и «Рос-сии-1». Респонденты чаще характеризуют подобные программы позитивно, называя их «аналитическими и серьезными», «представляющими различные точки зрения». Такого мнения в совокупности придерживаются около 40% россиян. Негативные установки разделяет четверть опрошенных — столько людей считают эти передачи «постановочными», «балаганны-

ми» и «предвзятыми». Эмоциональную сторону политических шоу отражают следующие характеристики: «захватывающие», «непредсказуемые», «пугающие» или «успокаивающие». В сумме эмоциональные свойства выбирают 21% опрошенных.

Политические передачи выполняют для россиян одновременно функции информирования и развлечения. Так, респонденты, выбирающие в отношении политических шоу характеристику «аналитические», значительно чаще

Рисунок 8

ЖУРНАЛИСТЫ, ЧЬЕ МНЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРИТЕТНЫМ ДЛЯ РОССИЯН (открытый вопрос, дек. 2016)

Соловьев Познер Д. Киселев Бабаян Норкин Малахов Шейнин Пушков Михалков Гордон Скабеева Толстой Зейналова Собчак

38

50

22

31

21 21

10

10

22

Россия г Москва

Рисунок 9

КАК БЫ ВЫ МОГЛИ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ТАКИЕ ПРОГРАММЫ, КАК «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЕВЫМ» ИЛИ «ВЕСТИ НЕДЕЛИ» С ДМИТРИЕМ КИСЕЛЕВЫМ (Россия, март 2017)

Аналитические, серьезные Представ. разные точки зрения Постановочные Захватывающие Балаганные, шутовские Непредсказуемые Однобокие,предвзятые Пугающие Пресные, неинтересные Успокаивающие Другое

Затрудняюсь ответить

П0

5

5

3

5

3

3

21

9

7

7

6

5

3

выделяют свойства «представляющие разные точки зрения» (станд. остаток: 3Д)1 и «захватывающие» (станд. остаток: 2,7).

Основные качества российского телевидения (семантический анализ). Отношение к различным средствам массовой информации может быть не только рациональным, основанным на сознательном поиске и анализе получаемой оттуда информации, но и эмоциональным, выраженным в виде коннотативных ассоциаций. Данные всероссийского опроса общественного мнения, проведенного в марте 2017 года, позволяют построить семантическое пространство мнений россиян об основных российских телеканалах (Первый канал, «Россия-1»). Респондентам было предложено выбрать значение на 7-балльной шкале, где крайние позиции заняла пара антонимичных прилагательных (табл. 1).

Методом к-средних все пары суждений были сгруппированы в три кластера:

• «Критики ТВ»: 18% выборки

• «Лояльные ТВ»: 31% выборки

• «Нейтральные»: 51% выборки

Три кластера различаются между собой не только по установкам на потребление информации, но и по социально-политическим Таблица 1

ПАРЫ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЛЕКАНАЛОВ

-3 информируют развлекают 3

-3 искажают информацию дают правдивую информацию 3

-3 поверхностное изложение дают глубокий анализ 3

-3 нагнетают страсти успокаивают 3

-3 оглупляют развивают 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-3 агрессивные миролюбивые 3

-3 беспринципные принципиальные 3

-3 зависимые свободные 3

-3 ненужные полезные 3

-3 скучные интересные 3

-3 продажные неподкупные 3

-3 отталкивающие привлекательные 3

-3 скандальные, бульварные серьезные, солидные 3

-3 предвзятые, односторонние представляют разные точки зрения 3

-3 не вызывают доверия вызывают доверие 3

-3 защищают национальные ценности защищают общечеловеческие ценности 3

вопросам. Отличий по демографическим вопросам практически нет, за исключением распределения по полу: в кластере «критиков ТВ» мужчин на 9 п.п. больше — сказывается несколько большая общая политизированность мужской части населения.

Использованные пары суждений выявили достаточно четкое разделение в отношении к телевидению: положительное, нейтральное и негативное. Однако внутри этих макрогрупп респонденты редко дифференцируют те или иные качества основных российских телеканалов. Если респондент относится к основным ТВ-каналам хорошо, это распространяется на все качества, которыми наделяют эти телеканалы: они воспринимаются как полезные, развивающие, заслуживающие доверия и т.д. Соответственно, негативное отношение также заметно практически на всех парах суждений.

Есть характеристики, которые сближают мнения пользователей из трех основных групп. Речь идет о следующих антиномиях: «информирование — развлечение» и «глубокий анализ — поверхностное изложение». Пара суждений «защищают национальные ценности» — «защищают общечеловеческие ценности» также скорее относится ко второ-

1 Статистический критерий. Означает разницу между наблюдаемыми (замеренными в ходе исследования) и ожидаемыми частотами (ожидаемые частоты показывают, какой должна была бы быть частота в данной ячейке, если бы строка и столбец были бы независимыми), деленную на собственное стандартное отклонение.

му фактору, однако степень ее выраженности значительно меньше, чем у двух других пар, поэтому в последующей кластеризации она не участвует.

На графике ниже (рис. 10) мы видим, что линии, соединяющие «средние» трех кластеров по каждой паре суждений, сходятся в парах суждений Л. Информируют или развлекают и С. Дают глубокий анализ или поверхностное изложение. Содержательно это указывает на то, что оценка информативности и глубины информации почти не отличается во всех трех группах и равномерно распределена вокруг средних показателей для каждого кластера. Два показателя, которые сильнее всего поляризуют общество (наибольшая разница между средними для каждого кластера) в отношении государственных телеканалов: Н. Зависимые или свободные и О. Не вызывают доверия или вызывают доверие.

Значительными представляются различия трех кластеров в отношении общественно-политических вопросов. «Критики ТВ» меньше довольны существующим положением дел в

стране и руководством государства, меньше озабочены геополитическим величием страны, но чаще поддерживают демократические и либеральные ценности. «Лояльные ТВ» чаще придерживаются патерналистских установок на отношения государства и граждан и больше удовлетворены существующим положением дел.

Отношение к основным телеканалам в значительной мере определяется идейными установками (табл. 2, рис. 11). Телевидение воспринимается россиянами не как нейтральная площадка, но как аффилированный с государством канал, дающий ангажированную интерпретацию фактов.

Несмотря на большую критичность по отношению к руководству страны, кластер «критиков ТВ» неоднороден по своим политическим взглядам и мировоззренческим убеждениям. Единственное, что объединяет граждан, попавших в этот кластер, — негатив-

Рисунок 10

ПОЖАЛУЙСТА, ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ (ТАКИЕ КАК ПЕРВЫЙ КАНАЛ, «РОССИЯ-1») ПРИ ПОМОЩИ СЛЕДУЮЩИХ ПАР СУЖДЕНИЙ

Таблица 2

НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РЕСПОНДЕНТОВ

ТАК СЧИТАЮТ: «Критики ТВ» «Лояльные ТВ»

1 «Лояльные ТВ» чаще говорят, что дела идут в правильном направлении 43% 65%

«Критики ТВ» чаще говорят, что страна движется по неверному пути 41% 21%

ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

«Лояльные ТВ»: власть должна заботиться о людях 70% 80%

2 «Критики ТВ»: люди должны иметь возможность добиваться от власти того, что им нужно 28% 19%

ВНЕШНЕЕ ВЕЛИЧИЕ ИЛИ ВНУТРЕННЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ?

3 «Лояльные ТВ»: великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны 30% 47%

«Критики ТВ»: страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира 69% 51%

ОТНОШЕНИЕ К МИТИНГАМ

4 «Критики ТВ»: митинги - это нормальное демократическое средство выражения гражданами своей позиции 67% 52%

«Лояльные ТВ»: митинги - это инструмент дестабилизации порядка в стране, и их необходимо запрещать 25% 44%

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

5 «Критики ТВ»: люди имеют право бороться за свои права, даже если это идет вразрез с интересами государства. 59% 43%

«Лояльные ТВ»: ради интересов государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав отдельных граждан 16% 27%

ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ

6 «Критики ТВ»: государство нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны 42% 23%

«Лояльные ТВ»: государство нам дает немало, но можно требовать и большего 18% 37%

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ?

7 «Критики ТВ»: реальное разделение властей - независимый суд, парламент, СМИ 56% 33%

«Лояльные ТВ»: концентрация всей власти и полномочий в руках высшего руководства 32% 51%

СМОЖЕТ ЛИ ПУТИН СПРАВИТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ?

8 «Критики ТВ»: Путин зависит от коррумпированных чиновников ИЛИ сам заинтересован в коррупции 46% 13%

«Лояльные ТВ»: Путин сможет добиться успеха в борьбе с коррупцией ИЛИ, по крайней мере, будет пытаться 50% 84%

ное отношение к существующей власти и отсутствие доверия к социальным институтам, в том числе к основным (государственным) СМИ. Анализ потребителей «независимых СМИ» подтверждает выводы, что вокруг них образуется не гомогенная либеральная публика, а аудитория с разными политическими взглядами.

Интернет, социальные сети, блогеры

Данные исследований с 2001 года показывают стремительный рост уровня использования интернета за последние 15 лет (рис. 11а). Наиболее показателен рост использования его в молодежной среде. На данный момент использование интернета самыми молодыми респондентами (18—24) составляет 90%. В начале

Рисунок 11

КАКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОДХОДИТ РОССИИ ЛУЧШЕ ВСЕГО? (Россия, март 2017)

Советская система, которая была у нас до перестройки

Советская система с элементами демократии

Нынешняя политическая система

20

18

27

23

14

35

Демократия по образцу западных стран

Затрудняюсь ответить

20

Критики ТВ

Z

15

Лояльные ТВ

Рисунок 11а

ДИНАМИКА РЕГУЛЯРНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕСПОНДЕНТОВ (Россия)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

• ••••18-24 года • 25-39 лет 40-54 года ее« 55 лет и старше

С 2015 года объединены варианты ответов «Несколько раз в день» и «Примерно 1 раз в день».

измерения в 2001 году пользование интернета составляло 2—3% по всем возрастным группам. Сегодня в самых старших возрастных группах использование интернета наименьшее и находится на уровне около 15%.

Сайты. Среди источников новостей в интернете на первом месте с большим отрывом находятся новостные агрегаторы: Яндекс.Новости и новости Mail.ru, которые представляют пользователям набор ссылок, обрывки информации с различных сайтов. Аналитические и серьезные интернет-издания интересны лишь небольшо-

му кругу читателей. Кроме того, в последние годы в адрес российских новостных агрегаторов звучит все больше претензий, что они пытаются отсеивать и не публиковать материалы, откровенно критические по отношению к нынешней власти. Например, новости о массовых протестах 26 марта в Яндекс.Новости появлялись и быстро исчезали из топа новостных агрегато-ров1. То есть для значительного числа потреби-

1 Сюжет о задержании Навального исчез из главных новостей «Яндекса» // Ведомости. 27 марта 2017 г. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2017/03/26/682745-syuzhet-ob-areste-navalnogo.

12

телей интернет-новостей глобальная паутина совсем не обязательно представляет альтернативную картину происходящего (рис. 12).

Многие из самых популярных интернет-ресурсов в целом воспроизводят ту картину, которую производят федеральные телеканалы. У государства остается много инструментов для контроля за информационной повесткой в интернете. Характерна история с одним из самых популярных новостных интернет-сайтов Lenta. га. В марте 2014 года собственник сменил редакцию сайта, предположительно опасаясь того, что журналисты освещают события на Украине, представляя в своих материалах и репортажах позицию украинского руководства1. После этих изменений критических по отношению к российскому руководству материалов на сайте стало меньше. Прежний редактор и часть журналистов, покинувшие Lenta.ru, организовали новый сайт Meduza.io и продолжили работать, руководствуясь прежними принципами. Что же произошло с читательской аудиторией? Наши данные позволяют заключить, что смена редакции прошла практически незамеченной читателями Lenta.ru. В 2014 году ее читало 9—10% россиян, сегодня их около 7% (при погрешности измерения в 3,4% размер аудитории можно считать неизменным). При этом размер читательской аудитории Meduza.io спустя два-три года после ее

создания остается на уровне 1%. То есть пользователи интернета не заметили изменений, а если и заметили, то не придали им особого значения. Читатели не перешли, вслед за редакцией Lenta. ru, на новый ресурс, а продолжили читать привычный. Эта история показывает, насколько широкими остаются возможности государства по формированию определенной картины событий даже в интернете — достаточно контролировать наиболее популярные ресурсы. Небольшие нишевые сайты остаются свободными, поскольку не имеют возможности в значительной степени влиять на общественное мнение своими публикациями.

Социальные сети распространяют охват на все большее число россиян (рис. 13). На сегодняшний день «хотя бы раз в неделю» использует сети около 55% россиян (в том числе около трети — «ежедневно или почти ежедневно»). Никогда не пользовалось сетями около 30%. При этом за четыре года общее число пользователей социальных сетей выросло на 10 пунктов. Этот рост происходит в первую очередь за счет молодых россиян, в самой молодой возрастной группе (18—24 года) пользуются социальными сетями хотя бы «несколько раз в неделю» 93% респондентов. Можно предположить, что среди более младших эта цифра еще выше. Отметим, что данные изменения произошли в стране все-

Рисунок 12

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО? (дек. 2016)

Яндекс Новости Новости Mail.ru Lenta.ru Life.ru Sports.ru Gazeta.ru РБК

Russia Today Русская служба Би-би-Си Newsru.com Utro.ru Фонтанка.ру Медуза Tvrain.ru Сайты местных СМИ Сайты федеральных СМИ Не пользуюсь интернетом Затрудняюсь ответить

1

44

11

25

7

19

8

7

8

1

27

Россия Z Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

9

3

3

3

3

4

2

4

2

3

13

6

4

1 Дорогим читателям от дорогой редакции // Lenta.ru. 12 марта 2014 года. URL: https://lenta.ru/info/posts/statement/.

го за 10—12 лет — время, прошедшее с момента появления социальных сетей.

За эти годы происходило не только общее увеличение аудитории, но и изменение соотношения конкретных социальных сетей (рис. 14). Так, согласно нашим данным, доля регулярных пользователей «Одноклассниками» активно росла вплоть 2014 года и последние несколько лет остается практически неизменной (на се-

годняшний день чуть выше 40%). Продолжается быстрый рост популярности «ВКонтакте» (40%) и Instagram, который сравнялся по популярности с Facebook (около 11—12%). За последние три года заметно снизилась доля сети «Мой мир» (до 7%). Наши данные позволяют предположить, что рост аудитории социальных сетей идет в первую очередь за счет пользователей молодых возрастов.

Рисунок 13

ПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (март 2017)

Одноклассники

43

Вконтакте

54

Facebook

16

Instagram Google+ Мой мир на Mail.ru

22

Twitter

Live Journal

Н Население в целом

Рисунок 14

ДИНАМИКА АУДИТОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (Россия)

50

40

30

20

10

Z В возрасте 18-24 лет

авг. 11

окт. 12

июль 13

Одноклассники Мой мир на Mail.ru Twitter

март 14 июль 14

■ Вконтакте Google+ Live Journal

авг. 15 февр. 16

— Facebook Instagram

март 17

3

9

12

3

3

0

Блогеры. На фоне российского телевидения интернет-контент имеет безусловные отличия. Во-первых, он рассчитан на более молодую, а потому менее политизированную публику. Во-вторых, интернет-аудитория не концентрируется вокруг нескольких главных каналов, охватывающих разные темы, а распределяется среди огромного количества медиаканалов, нацеленных на специфическую аудиторию (рис. 15).

Некоторые интернет-каналы четко ориентированы на социально значимые темы. Например, канал «СтопХам» декларирует в качестве основной цели борьбу с хамством на дорогах, а «Лев Против» выступает за продвижение здорового образа жизни. Эти каналы могут использоваться политиками непосредственно в своих целях без дополнительных усилий, поскольку концентрируют вокруг себя специфическую аудиторию. Наиболее популярными являются развлекательные каналы, например, «+100500» (обзоры «вирусных» видео). Блогеры, ведущие их, зачастую не выражают каких-либо политических взглядов, часто и сознательно избегают обсуждения по-

что некоторые развлекательные блогеры стали включаться в обсуждение политической повестки и реагировать на проникновение политики в сферу их творчества, например Николай Соболев и Данила Поперечный1.

Однако ирония в адрес государства, высмеивание отдельных политических мер сами по себе могут приводить к снижению пафоса официальной риторики. Так, «закон Яровой» или следствие над блогером Соколовским были встречены авторами интернет-ресурсов с непониманием и возмущением2. Аудитории бло-геров, даже в молодежной среде, пока еще довольно малы, чтобы составить конкуренцию федеральным телеканалам. Скорее следует говорить, что они вносят вклад в то, что оценка, которую дают телеканалы основным событиям, постепенно будет размываться. Контролировать информационную повестку все еще можно, но это становится делать труднее.

Чтение газет и радионовости

Аудитория российских газет сокращается на протяжении последней четверти века (рис. 16).

Рисунок 15

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КАНАЛОВ ВИДЕОБЛОГЕРОВ В ИНТЕРНЕТЕ ВЫ СМОТРИТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО?

(дек. 2016)

+100500 (Максим Голополосов)

СтопХам

This 1эХорошо (Стас Давыдов) Видеоблог Алексея Навального Артподготовка(Вячеслав Мальцев) Усачев-шоу (Руслан Усачев) Kamikadzedead (Дмитрий Иванов) Лев Против (Михаил Лазутин) 33x3sketch (Андрей Бочаров и Евгений ...

RomaAcorn (Рома Желудь) СотникТВ (Саша Сотник) EeOneGuy (Иван-гай) Не смотрю каналы видеоблогеров

9 17

7

Fi3

22

21

2 6

23

12

11 1

1 11

13

71

76

Население в целом

литических вопросов. Алексей Навальный, чтобы завоевать дополнительный интерес молодой аудитории, вынужден следовать за блогерами, делать из своих выступлений шоу, снимать фильмы, развлекать. Стоит отметить,

Z

Население в возрасте 18-24 лет

1 «Спилберг в Госдуме / Навальный vs. Усманов: кто врет? / Канал Николая Соболева «SOBOLEV». URL: https://www.youtube.com/ watch?v=PobbUXJ0Vhw; ПОПЕРЕЧНЫЙ НА МИТИНГЕ. #ДимонОтветит / Канал Данилы Поперечного. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-XYRQi90cWA.

2 Например, видео на канале Руслана Усачева «Я был на суде Соко-

ловского!». URL: https://www.youtube.com/watch?v=yTLH_6Z44sE.

За последние пять лет количество тех, кто не читает газеты «никогда или практически никогда», выросло почти в два раза и составило половину населения страны. Тех, кто читает газеты «ежедневно или практически ежедневно», на сегодняшний день насчитывается не более 5%. В ноябре 1990 года таких было в 13 раз больше — 64%.

Наиболее читаемыми газетами остаются местные (районные и областные) и таблоиды типа «Аргументов и фактов» (12% по стране), «Комсомольской правды» (7% по стране) (рис. 17). Бесплатные московские газеты «Метро» и «Вечерняя Москва» (газета московского

Рисунок 16

РЕГУЛЯРНОСТЬ ЧТЕНИЯ ГАЗЕТ (Россия)

правительства) имеют в столице очень широкий охват. Их читают около 20 и 11% москвичей соответственно. Аудитории специализированных новостных и аналитических изданий, которые предлагают качественный анализ происходящего, ожидаемо малы по сравнению с массовыми газетами: количество читателей «Ведомостей», «Коммерсанта», РБК, «Независимой газеты» и «Новой газеты» не превышает 1—2% населения. В крупнейших городах доля читателей этих газет лишь немногим больше. На формирование картины мира населения в целом эти издания имеют очень малое влияние.

май 16

5 28 10 9 49

нояб. 90

авг. 11 12 45 8 8 28

авг. 10 11 49 1 9 8 23

июль 08 19 57 ■ 9 6 9

26

64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 2 5

Ежедневно/почти ежедневно Реже чем 1 раз в месяц

□ 1-3 раза в неделю Z Практически никогда/ никогда

1-3 раза в месяц

Рисунок 17

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГАЗЕТ ВЫ ЧИТАЕТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ И ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ? (дек. 2016)

Местная газета Аргументы и факты Комсомольская правда Метро (Metro) Российская газета Известия Спорт-Экспресс Московский комсомолец Ведомости Вечерняя Москва КоммерсантЪ Независимая газета РБК Daily (РБК Дейли) Новая газета Труд

" 1 2 " 1 1

12

14

22

20

Россия Z Москва

4

3

2

6

2

8

2

2

2

Таблица 4

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ТИПОВ ГАЗЕТ ВЫ ЧИТАЕТЕ, ПРОСМАТРИВАЕТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО? (дек. 2016)

Россия

Москва

Местные ежедневные или еженедельные общественно-политические газеты 42 23

Бесплатные газеты, распространяемые по месту жительства, в других местах 33 58

Общероссийские развлекательные еженедельные и ежемесячные газеты новостей, 29 29

сенсаций, скандалов

Местные газеты рекламных объявлений 24 18

Газеты кроссвордов, сканвордов, ребусов и пр. 16 25

Местные развлекательные газеты новостей, сенсаций, скандалов 12 5

Спортивные газеты 8 21

Общероссийские газеты рекламных объявлений 8 7

Другое 3 3

Затрудняюсь ответить 2 2

Рисунок 18

ГДЕ ВЫ БЕРЕТЕ ГАЗЕТЫ, КОТОРЫЕ ЧИТАЕТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО? (дек. 2016)

Покупаю

Бесплатные, которые бросают в ящик Беру бесплатно в общественных местах Выписываю Беру или читаю на работе Беру у соседей, знакомых Читаю на общественных стендах Читаю интернет-версию газет Читаю в библиотеке

53

I Россия

г

Москва

Газеты закрепились в нише источников городских, местных новостей наряду с региональными телеканалами и радиостанциями. События федерального масштаба в них не обсуждаются. Почти половина читателей газет покупает их самостоятельно. Получают издания по подписке только 17% россиян и 3% москвичей. Преобладают различные методы бесплатного распространения. Значительное число читателей предпочитает те газеты, которые бесплатно бросают в почтовый ящик (37% россиян и до 44% москвичей). Около четверти

населения России (в Москве до половины населения — крупный город и в этом случае предоставляет больший выбор) читают бесплатные газеты, которые можно взять в общественных местах (рис. 18).

Выпуски новостей на информационных радиостанциях уступают в популярности новостям на музыкальных станциях (рис. 19). Среди наиболее популярных информационных радиоканалов: «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ» и «Эхо Москвы». Аудитория практически всех информационных радиостанций в Москве больше.

Рисунок 19

НОВОСТИ И ПЕРЕДАЧИ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ НА КАКИХ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ РАДИОСТАНЦИИ ВЫ СЛУШАЕТЕ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ РЕГУЛЯРНО, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ? (дек. 2016)

Новости музыкальных станций Радио России Новости местных станций Маяк Вести ФМ Эхо Москвы Говорит Москва Русская Служба Новостей Радио Вести Комсомольская правда Радио Свобода Би-Би-Си, Русская служба Бизнес ФМ Коммерсант-ФМ

12

24

10

9

5

Россия Z Москва

«Независимые» и «официальные» СМИ

Основываясь на приведенных выше вопросах о пользовании конкретными СМИ (телеканалы, радио, газеты, интернет-сайты), мы рассчитали приблизительную долю населения, пользующегося теми СМИ, которые принято называть «независимыми» (которые представляют различные точки зрения на происходящее, публикуют результаты журналистских и антикоррупционных расследований, сообщают о проведении протестных митингов и пр.) (рис. 20). Для этого по каждому вопросу мы экспертным образом определили СМИ, которые, с нашей точки зрения, можно считать независимыми. В их число попали телеканалы РБК-ТВ, «Дождь», Euronews, радиостанции «Эхо Москвы», «Радио Свобода», Би-би-си, газеты РБК, «Ведомости», «Новая газета» и пр., соответствующие интернет-сайты. Конечно, это данные нельзя назвать исчерпывающи-

13

ми, более того, они являются оценочными. Однако данный прием, с нашей точки зрения, позволяет хотя бы приблизительно понять размер аудитории, которая имеет доступ к информации, представляющей альтернативу официальной повестке.

Согласно проведенным расчетам суммарная аудитория независимых СМИ в России составляет порядка 28% — столько людей более или менее регулярно используют хотя бы один из перечисленных независимых источников. Из них «активными пользователями» можно назвать лишь 6% россиян. Это те, кто использует три и более независимых источников получения информации, то есть активно и заинтересованно получает информацию из различных источников (включая «официальные»). В каком-то смысле эта цифра показывает реальные, а не декларируемые интерес и компетентность в оценке происходящего.

Рисунок 20

РАЗМЕРЫ АУДИТОРИЙ «НЕЗАВИСИМЫХ» И «ОФИЦИАЛЬНЫХ» СМИ (дек. 2016)

Москва

Россия

51 32 16

72 22 6

не используют независимые СМИ больше 3 независимых СМИ

I I 1-2 независимых СМИ

8

6

2

6

4

2

3

3

2

2

7

2

Оставшиеся 22% используют только один-два независимых источника, то есть менее заинтересованы в том, чтобы разобраться в происходящем. В Москве доля людей, потребляющих информацию из независимых источников, в два раза больше, чем по стране в целом (по нашим подсчетам она достигает половины от общего количества москвичей). Но здесь «активных пользователей» только 16%, остальные 32% используют лишь один-два независимых источника. Все это при том, что потенциально доступ к данным СМИ имеет большинство населения — через интернет. Отсутствие активного интереса к общественно-политическим событиям у большинства населения приводит к тому, что предпринимать дополнительные усилия и искать информацию сверх той, что доступна в фоновом режиме через основные телеканалы, готовы немногие.

Анализ показывает, что наибольшие различия в социально-демографических характеристиках, а также во взглядах наблюдаются между «активными пользователями» независи-

мых СМИ и теми, кто не использует их вовсе (табл. 5, 6). Те респонденты, которые используют лишь одно-два независимых СМИ, занимают промежуточное положение, но по своим характеристикам ближе к «неактивным». Что касается возраста, то все три категории очень близки друг к другу. При этом «активные пользователи» оказались самыми образованными, благополучными в материальном плане. Они в несколько раз чаще владеют иностранными языками, чаще участвуют в различных благотворительных и гражданских инициативах (по этому параметру различия с другими группами заметны, но не радикальны).

Что касается политических взглядов, то группа «активных пользователей» оказывается наиболее оппозиционно настроенной среди остальных. Это касается как относительно низкой поддержки существующей власти, так и более высокой популярности оппозиционных партий и политиков. Представители этой группы заметно чаще относятся критически к принимаемым в последнее время ограничительным

Таблица 5

НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ АУДИТОРИИ «НЕЗАВИСИМЫХ» СМИ (Россия, дек. 2016)

Не используют независимые СМИ Используют 1-2 независимых СМИ Используют 3 и более независимых СМИ

Готовность проголосовать за В. Путина 51 48 36

Готовность проголосовать за «Единую Россию» 26 23 15

Готовность голосовать за «Яблоко» 0,1 1 3

Одобрение деятельности С. Лаврова 66 74 80

Одобрение деятельности С. Шойгу 76 76 78

Одобрение деятельности А. Кудрина 13 16 23

Одобрение деятельности А. Навального 4 9 19

Одобрение деятельности М. Ходорковского 3 7 15

Таблица 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АУДИТОРИИ «НЕЗАВИСИМЫХ» СМИ (Россия, дек. 2016)

Не используют независимые СМИ Используют 1-2 независимых СМИ Используют 3 и более независимых СМИ

Коммунистические 15 12 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социал-демократические 10 18 17

Анархические 1 1 1

Монархические 0,1 1 2

Национал-патриотические, националистические 2 4 5

Либеральные 4 9 16

Государственнические, центристские 8 8 12

Консервативные 3 4 9

Не имею политических взглядов/затрудняюсь 55 42 23

законам (например, к закону «Об иностранных агентах»), чаще выступают за налаживание отношений со странами Запада. Однако необходимо подчеркнуть, что указанные различия могут быть значительными, но на сегодняшний день не носят принципиальный характер. Например, готовность голосовать за Владимира Путина среди «активных пользователей» в полтора раза меньше, чем среди тех, кто не использует независимые СМИ, но и в данной группе Путин остается наиболее популярным кандидатом. Это подтверждает звучавший выше тезис о том, что аудиторию независимых СМИ нельзя автоматически записывать в сторонники оппозиции, это люди с разными политическими взглядами. Доминирующие в обществе установки (в отношении власти, некоммерческих организаций, Запада) характерны и для этой специфической аудитории, пусть и в менее выраженной форме.

Доверие к СМИ

По мнению россиян, телевидение по-прежнему остается наиболее надежным кана-

Рисунок 21

ДОВЕРИЕ К ОСНОВНЫМ ИНСТИТУТАМ (Россия, март 2016)

Президент России Армия

Органы госбезопасности Церковь, религиозные организации Пресса, радио,телевидение Правительство России Прокуратура Государственная дума Полиция Суд

Областные органы власти Городские/районные органы власти Профсоюзы Некоммерческие организации Политические партии

лом получения информации. Телевизионной информации доверяет половина россиян, социальным сетям — четверть, печатным изданиям — 35%. Тем не менее к основным телеканалам россияне также относятся со значительной долей скепсиса: только 10% опрошенных доверяют телевидению «в полной мере» (рис. 16). Доверие к СМИ оказывается больше, чем ко многим другим публичным институтам. Выше СМИ по уровню доверия лишь институты президента, армии, органов госбезопасности и Церкви (рис. 21).

Стоит отличать доверие телевидению как к институту и использование этого канала информации. Проведенные замеры в июле и декабре 2016 года указывают на то, что около четверти россиян получает новости из телевизора и при этом телевидению не доверяет. Респонденты, которые «смотрят, но не доверяют», в целом более скептично настроены по отношению к власти, но это не конвертируется в бо льшую поддержку оппозиционных политиков или систему взглядов, которая могла быть стать альтернативой идеям, продвигаемым го-

I i i i

Ш Вполне заслуживает I I Совсем не заслуживает

1Ш Не вполне заслуживает I Затрудняюсь ответить

Рисунок 22

ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ИНФОРМАЦИИ О СОБЫТИЯХ В СТРАНЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ... (Россия, март2017)

11111111111

В социальных сетях?

В газетах (печатные и интернет)?

По основным каналам телевидения?

Г

21 40 8 26

И 1

29 42 7 17

■ н

39 ■ 42 5 4

11111111111

I В полной мере П В значительной мере I Лишь отчасти

■ Совершенно не доверяю Г Затрудняюсь ответить

10

сударством. Сегодня такая позиция наиболее характерна для молодых россиян.

Доверие к новостям в значительной степени зависит от степени удовлетворенности текущей медийной повесткой: россияне часто отмечают «переизбыток» новостей о внешней политике, военной операции России в Сирии и нехватку информации о социальных проблемах и экономике. Чем ниже уровень доверия к телевидению, тем более искаженным представляется россиянам освещение отдельных тем. В октябре 2016 года 47% россиян соглашались с тем, что СМИ недоговаривают часть информации, прежде всего в том, что касается социально-экономических проблем. Больше половины россиян говорят о невнимании СМИ к вопросам роста цен, безработицы, проблемам социальной сферы. Информация о внешней политике, по мнению россиян, представляется наиболее полно — ее недостаточно только 11% опрошенных. Наименее объективно, по мнению россиян, освещаются экономика и повседневные, бытовые темы.

Сферы общественной жизни могут быть разделены на те, положение дел в которых россиянам известно исключительно из СМИ, и те, информацию о состоянии дел в которых можно получить из других источников. Информация о бытовых темах и ситуации в экономике может быть получена от ближайшего окружения в виде слухов, сплетен или воспринята из непосредственного опыта респондента. Россиянам было предложено определить степень доверия информации, транслируемой по основным российским телеканалам. Были проанализированы ответы тех, кто выбрал крайние позиции («в полной мере доверяю» и «совершенно не доверяю»). Учитывая монополию государства в российской медиаповестке, меньшая степень доверия обозначает не только отношение к самой информации, но и отношение к доминирующей государственной политической повестке и риторике.

Россияне, которые не доверяют телевидению, реже признаются в том, что не могут от-

Рисунок 23

КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ДОВЕРИЕ К НИМ (Россия, дек. 2016)

Телевидение Друзья, родные, соседи Интернет-издания Социальные сети интернета Газеты Радио Журналы

86

17

32

16

25

19

17

16

12

^ Откуда вы чаще всего узнаете о новостях в мире и в стране? Г Каким источникам вы более всего доверяете?

61

личить правду от недостоверной информации. В среднем по России так считают 15% опрошенных. Респонденты, доверяющие телевизионной информации и в наибольшей степени подверженные интенсивному воздействию эмоционально окрашенного телевизионного вещания, чаще всех признаются в неспособности критически проанализировать новостную программу. За последние несколько месяцев в мире стала актуальной тема информационных вбросов, «фейковых» новостей, заведомо ложных или недостаточно обоснованных. Насколько способность разобраться в достовер-

ности новостей важна для рядового человека в России?

Почти половина населения (46%) сомневается в своей способности распознать ложь и правду в информационных потоках. Столько же (46%) считают, что могут разобраться (полностью уверены в этом 9%). Еще 44% россиян считают, что большинству населения страны не нужна правда, если она не касается их напрямую. Те респонденты, которые признаются в неспособности отличить ложную информацию от правды, заметно чаще других говорят о том, что людям в принципе не нужна правда (табл. 7, 8).

Рисунок 24

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПО КАКИМ ТЕМАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДАЕТ...? (Россия, июль 2016)

Внешняя политика Внутренняя политика Жизнь общества, простых россиян Экономика страны Затруднились ответить

13

58

27

24 _25

25

33 33

21

30

Г наиболее объективную информацию I наименее объективную информацию

Рисунок 25

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДОСТАТОЧНО ЛИ ГЛАВНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ РОССИИ УДЕЛЯЮТ ВНИМАНИЯ ПРОБЛЕМЕ. (Россия, март 2017)

Низкого уровня жизни/ низких доходов...

Борьбы с безработицей Роста цен, инфляции Низкого уровня здравоохранения, образования. Коррупции в правительственных органах Борьбы с наркоманией Состояния демократических свобод в стране Иммиграции/ притока мигрантов в Россию Экономического кризиса Борьбы с преступностью Положения России в мире Терроризма

(Проведения) военной операции в Сирии

Ш Слишком много внимания I I Недостаточно внимания

I I Столько внимания, сколько нужно I Затрудняюсь ответить

Таблица 7

СПОСОБНОСТЬ ОТЛИЧИТЬ ПРАВДУ ОТ ЛЖИ (Россия, март 2017)

Полностью Скорее Скорее Определенно Затрудняюсь

_согласен согласен не согласен не согласен ответить

Такие люди, как я, часто не могут отличить

ложную информацию от правды в СМИ 10 36 37 9 8

Большинству россиян не так уж нужна вся

правда, если она не касается их напрямую_9_35_34_Ц_11

Таблица 8

МНЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОБСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ ОТЛИЧИТЬ ПРАВДУ ОТ

ЛЖИ (Россия, март 2017)

Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Определенно не согласен Затрудняюсь ответить

Цензура

Половина населения страны (56% в мае 2016 года) уверена, что на основных телеканалах телевидения существует государственная цензура. Противоположного мнения придерживаются 19% опрошенных (остальные затрудняются с ответом). При этом лишь небольшая часть россиян (18%) в открытом вопросе с предварительным кодированием могла назвать конкретные примеры «государственного давления на средства массовой информации». Более того, категорически против цензуры выступает лишь чуть более трети населения (37% в марте 2017 года). Значительная часть тем, которые россияне готовы цензурировать, касается безопасности страны. Среди запретных тем также оказываются личная жизнь, благосостояние госслужащих. При этом россияне, не доверяющие телевизионной информации, несколько чаще (на 11 п.п.) говорят, что цензура не нужна в принципе.

Для 48% россиян цензура в СМИ представляется необходимой, 15% затрудняются с ответом. Факторный анализ списка тем демонстрирует скрытые структуры в общественном сознании, артикулируемые через желание запрета отдельных тем. Наиболее ярко выражены три фактора, модели отношения к цензуре. Во-первых, что информация о всех ключевых сферах жизни государства — экономике, внешней и

«Такие люди, как я, часто не могут отличить ложную _информацию от правды в СМИ»_

Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Определенно не согласен Затрудняюсь ответить

41 8 4 4 2

2 СО 53 25 2 со 16

12 26 54 21 19

14 6 10 42 5

5 6 7 5 57

внутренней политике — должна быть объектом цензуры. Во-вторых, что должны быть скрыты данные, касающиеся неких стратегических богатств страны: военные расходы, запасы природных ископаемых, работа спецслужб. В-третьих, что деятельность оппозиции и личная жизнь государственных служащих не должны освещаться в СМИ: личная жизнь и благосостояние госслужащих, выступления оппозиционных политиков, критика России со стороны стран Запада и оппозиции и акции протеста (рис. 26).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распространенное мнение о необходимости цензуры относится и к интернет-источникам рис. 27). Около 60% россиян считают, что цензура в интернете необходима.

Большинство респондентов рассматривают интернет как дополнительный источник информации о происходящем в стране и мире: по их мнению, некоторые темы в интернете освещаются полнее, прежде всего то, что касается вопросов личной жизни чиновников и положения дел в экономике. Тема личного благосостояния госслужащих, по мнению каждого пятого россиянина (20%), в интернете освещается полнее и объективнее. Для части россиян эта тема оказывается одновременно и запретной, и недостаточно освещенной по телевидению. Также в интернете полнее представлена тема экономического состояния страны (13%) и деятельности оппозиции (10%) (рис. 28).

«Большинству россиян не так уж нужна вся правда, если она не касается их напрямую»

Рисунок 26

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОТЛИЧИТЬ ЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ПРАВДЫ? (Россия, март 2017)

Ориентируюсь на мнение известных и уважаемых

людей

Ориентируюсь на мнение близких родственников,

друзей и коллег

Опираюсь на информацию разных газет, радиостанций, телеканалов

Опираюсь на информацию только тех газет, радиостанций, телеканалов, которым доверяю

Верю только тому, что вижу "своими глазами"

Я не в состоянии отличить в СМИ ложную информацию от правды

Рисунок 27

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НЕОБХОДИМА ЛИ ЦЕНЗУРА (ЗАПРЕЩЕНИЕ ДОСТУПА К ОТДЕЛЬНЫМ САЙТАМ И МАТЕРИАЛАМ) В ИНТЕРНЕТЕ? (Россия)

окт.12 38 30 ■ 10 13 10

-

окт.16 24 36 19 6 14

] I I I I I нг нг нг нг

■ Определенно да г Скорее да Н Скорее нет Н Определенно нет г Затруднились ответить

Таблица 9

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ СЛУЧАИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ НА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ? (несколько вариантов ответа; N=800, Россия, май 2016)

Отключение телеканала «Дождь» от кабельных сетей в 2014 году 7

Смена руководства РБК в 2016 году 6

Смена руководства НТВ в 2001 году 5

Давление на руководство «Эха Москвы» в 2015 году 4

Смена руководства Ленты.ру в 2014 году 2

Другое 1

Не могу назвать ни одного такого случая 82

53

Таблица 10

ДОПУСТИМОСТЬ ЦЕНЗУРЫ В СМИ.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДОПУСТИМА ЛИ ЦЕНЗУРА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, И ЕСЛИ ДА, ПРИ ОСВЕЩЕНИИ КАКИХ ТЕМ ОНА ДОПУСТИМА? (Россия, март 2017)

Всего

Степень доверия информации по основным каналам телевидения

В полной мере доверяют

Совершенно не доверяют

Работа спецслужб по охране порядка 18 14 10

Личная жизнь, благосостояние госслужащих, депутатов,

общественных деятелей 16 17 17

Военные расходы государства 12 12 8

Участие страны в военных операциях за рубежом 10 11 11

Критика внешней политики России со стороны стран Запада и

оппозиции 8 7 10

Положение дел в экономике 7 10 7

Положение дел во внешней политике 7 7 3

Запасы природных ископаемых страны 7 9 5

Акции протеста 6 9 9

Планы правительства по проведению непопулярных реформ 5 4 7

Уровень инфляции 5 4 7

Выступления оппозиционных политиков 5 6 6

Другие темы 2 2 <1

Цензура в средствах массовой информации недопустима 37 40 48

Затрудняюсь ответить 15 17 15

Рисунок 28

ПРИ ОСВЕЩЕНИИ КАКИХ ТЕМ ИНФОРМАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ В ЦЕЛОМ ПОЛНЕЕ И ОБЪЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ? (март 2017)

Положение дел в экономике Критика внешней политики России Выступления оппозиционных политиков Положение дел во внешней политике Акции протеста Уровень инфляции Участие страны в зарубежных военных операциях Проведение непопулярных реформ правительством Работа спецслужб по охране порядка Запасы природных ископаемых страны Военные расходы государства Нет таких тем, которые в интернете освещаются.

Затрудняюсь ответить

I 7

8

5

10 10

7

10

18

7

12

26

34

Россия П Одобрение цензуры

3

3

8

7

4

4

Выводы

Телевидение остается главным источником информации для россиян. Однако параллельно происходят изменения в моделях потребления информации. Особенно это заметно в молодежной среде. С 2011 по 2016 год использование телевидения как главного источника новостей среди молодежи снизилось, а интернета выросло. Российские федеральные каналы рассчитаны на массового зрителя и не сегментируют между собой телеаудиторию по политическим предпочтениям. Исключение представляют лишь «нишевые» телеканалы, такие как «Дождь». Однако и на «независимых» информационных площадках власть пользуется поддержкой, хоть и в меньшей степени, чем по основным федеральным телеканалам. Молодые россияне смотрят информационно-аналитические передачи по телевидению в 2—2,5 раза реже, чем в старших возрастных группах.

Семантический анализ главных российских телеканалов указывает на недифференцированное отношение к ним. Респонденты, критикующие телеканалы и лояльные им, резко расходятся в оценке власти. Оценки телеканалов и действующей власти связаны между собой. Можно сказать, что политические предпочтения определяет не выбор телеканала, а сам факт смотрения или не смотрения федеральных каналов.

Среди источников новостей в интернете на первом месте с большим отрывом находятся новостные агрегаторы: Яндекс.Новости, новости Mail.ru.

За последние четыре года пользование социальными сетями в России выросло и достигло 55%. Около трети россиян пользуется социальными сетями ежедневно или практически ежедневно. В самой молодой возрастной группе пользуются социальными сетями хотя бы «несколько раз в неделю» 93% респондентов. Самые популярные социальные сети: «Одноклассники» и «ВКонтакте». Каналы видеобло-геров смотрит около четверти молодых россиян. Самыми популярными каналами являются развлекательные, однако политические темы также осваивают новые инструменты взаимодействия с молодежной аудиторией.

За четверть века социологических наблюдений число тех, кто читает газеты ежедневно или практически ежедневно, сократилось в 13 раз и на сегодняшний день составляет 5%. Наиболее читаемыми федеральными изданиями являются таблоиды, а также региональные газеты. По

России различного рода местные газеты читает каждый пятый опрошенный. Аудитория качественных аналитических изданий не превышает 1—2% населения.

В условиях широкого распространения интернета потенциальный доступ к альтернативным точкам зрения имеют как минимум две трети населения страны. Однако тех, кто регулярно использует для получения информации хотя бы одно из «независимых СМИ» (тех, что представляют точки зрения на происходящее, отличные от доминирующей официальной), гораздо меньше: около четверти по стране, в столице около половины населения. Тех, кто целенаправленно использует независимые источники для получения информации (читает, слушает или смотрит два и более «независимых СМИ»), еще меньше: 6% по стране и 16% в Москве. Эти заинтересованные в наиболее разнообразной информации люди имеют более высокий уровень образования и материального достатка, в меньшей степени поддерживают инициативы власти и более склонны поддерживать оппозицию. Но даже в этой группе сторонники власти преобладают.

Доверие к СМИ в России находится на достаточно высоком уровне по сравнению с другими публичными институтами. СМИ доверяет 41% россиян. При этом доверие к телевидению выше, чем к прессе, интернет-изданиям или социальным сетям. В значительной мере телевидению доверяет половина россиян, но в полной мере — лишь 10%. Около половины согласны, что СМИ недоговаривают часть информации — прежде всего, в том, что касается социально-экономических проблем. Почти половина сомневается в своей способности распознать ложь и правду в СМИ. Столько же считают, что могут разобраться в этом вопросе (при этом полностью уверены в этом лишь 9%).

Половина россиян полагает, что на основных телеканалах телевидения существует государственная цензура. Примерно столько же считают необходимой цензуру в СМИ, в основном ради обеспечения военной безопасности государства и охраны порядка. Интернет сам по себе заслуживает доверия меньше телевидения, но тем не менее существуют темы, которые, по мнению россиян, там освещаются объективнее: личная жизнь чиновников, реальное положение дел в экономике, критика внешней политики России со стороны стран Запада и оппозиции и выступления оппозиционных политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.