Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ МЕДИА-ЛАНДШАФТ 2019: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРЕССА, ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ'

РОССИЙСКИЙ МЕДИА-ЛАНДШАФТ 2019: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРЕССА, ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков Денис Александрович, Гончаров Степан Владимирович

This study based on Levada-center’s regular surveys contains an overview of data regarding Russians’ preferences in media content consumption. The results of the survey allow for conclusions regarding the frequency of use of various information sources; trust in various information sources; intensity of various Internet-sources’ use;the most popular journalists and TV hosts. The study also focuses on examining the use of social networks, messengers and internet-services. The survey data allows for approximate evaluations of the overall audience size of ‘independent media” in Russia. Important conclusions regarding the dwindling of Russian television audience accompanied by growing importance of Internet-publications and social networks as news sources have been made in the course of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MEDIA LANDSCAPE 2019: TELEVISION, PRESS, INTERNET AND SOCIAL NETWORKS

This study based on Levada-center’s regular surveys contains an overview of data regarding Russians’ preferences in media content consumption. The results of the survey allow for conclusions regarding the frequency of use of various information sources; trust in various information sources; intensity of various Internet-sources’ use;the most popular journalists and TV hosts. The study also focuses on examining the use of social networks, messengers and internet-services. The survey data allows for approximate evaluations of the overall audience size of ‘independent media” in Russia. Important conclusions regarding the dwindling of Russian television audience accompanied by growing importance of Internet-publications and social networks as news sources have been made in the course of the study.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ МЕДИА-ЛАНДШАФТ 2019: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРЕССА, ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Денис ВОЛКОВ Степан ГОНЧАРОВ

Российский медиаландшафт-2019: телевидение, пресса, Интернет и социальные сети1

Основные источники информации

Телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян, но его аудитория постепенно снижается. Если 10 лет назад информацию по телевидению получали 94% россиян, то сегод-

Рисунок1

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ня таких 72%. Реже всего получают новости по телевидению самые молодые: 42% (среди россиян до 25 лет) против 93% (65 лет и старше). У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети.

34

32

18

Телевидение Социальные сети Интернет-издания Друзья, родные, соседи Радио Газеты Журналы ■ 2 Те1едгат-каналы | 1

Вопрос: «Откуда вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире?», март 2019 г.

72

15

12

1 Очередной — третий — отчет «Российский медиаландшафт» показывает ряд изменений, которые произошли с потреблением новостей за последние 10-20 лет: продолжающийся постепенный упадок телевидения, ускоряющийся рост значения Интернета, социальных сетей и видеоблогов. Цель работы — анализ источников, из которых формируется картина мира российских граждан. Предыдущие отчеты (2014 и 2017 гг.), посвященные этой теме, доступны на сайте «Левада-Центра» в разделе «Аналитические отчеты».

Такие традиционные каналы информации, как радио и газеты, за 10 лет сократили свои аудитории более чем в 2 раза. Часто их используют для получения новостей лишь 15 и 12% соответственно, и это прежде всего россияне старших возрастов. При этом в начале 1990-х гг. центральные газеты имели аудиторию, сопоставимую с

Рисунок 2

ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ?

100

80

60

40

20

94

72

34 32

авг. 09 июнь 13

Телевидение

март 14 нояб.15 март 16

^^^ Социальные сети

июль 16 март 18

_ Интернет-издания

авг. 18

март 19

В 2009 г. вместо варианта «социальные сети» предлагался вариант «иные источники Интернета». Рисунок 3

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

93

86

83

26

19 18 19 1919 ■

L-L

24

В целом 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 года 55-64 года 65 +

по стране

Вопрос: «Откуда вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире?», март 2019 г.

Телевидение

Социальные сети

Интернет-издания

Друзья, родные, соседи

Радио

Газеты

Журналы

Те1едгат-каналы

телевизионной. Наиболее популярными изданиями на протяжении последних лет являются «Аргументы и факты» (10%), «Комсомольская правда» (8%), «Российская газета» (5%), «Известия» и «Московский комсомолец» (по 4%). Деловые издания, такие как «КоммерсантЪ» и «Ведомости», имеют аудиторию примерно 1—2% россиян. При этом РБК имеет большую аудито-

рию за счет сайта (около 4%) и телеканала (также 4%), а не газеты РБК Daily (1%).

Новыми источниками информации об окружающем мире становятся видеоблоги и видео-блогеры. Около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (в том числе 7% смотрят ежедневно), а среди самых молодых россиян, до 25 лет, — две трети (в том числе 19% смотрят еже-

0

Рисунок 4

ОТКУДА ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО УЗНАЕТЕ О НОВОСТЯХ В СТРАНЕ И В МИРЕ? (Динамика в группе 18-24 года)

90 80 70 60 50 40 30 20 10

июнь 13 март 14

Телевидение

нояб.15 март 16

Интернет-издания

июль 16 март 18

т Социальные сети

авг. 18

март 19

Рисунок 5

РЕГУЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ НОВОСТЕЙ: ЕЖЕДНЕВНО СМОТРЯТ, ЧИТАЮТ, СЛУШАЮТ..

38

36

22

13

I

В целом по стране 18-24 года

62

45

3

8

25-34 года 35-44 года 45-54 года

55-64 года

65 +

Новости по телевидению

Новости по радио

Новости в Интернете

Газеты

Видеоблоги и видеоблогеры

Ответы на вопросы: «Как часто вы смотрите новости по телевидению?», «Как часто вы слушаете новости по радио?», «Как часто вы читаете новости в Интернете?», «Как часто вы читаете газеты?», «Как часто вы смотрите видеоблоги и видеоблогеров?». Приводятся только варианты ответов «Ежедневно, по нескольку раз в день», март 2019 г.

дневно). Те^гат-каналы являются регулярным источником новостей примерно для 1% россиян.

Изменения наиболее заметны среди самых молодых опрашиваемых россиян (18—24 года). В этой возрастной группе происходит явный рост интереса к интернет-источникам (2013 г.:

39%; 2019 г.: 49%) и еще более существенное укрепление социальных сетей (2013 г.: 33%; 2019 г.: 64%). Вместе с тем телевидение стремительно сдает позиции: за шесть лет число респондентов, чаще всего получающих новости из ТВ, снизилось с 77 до 42%.

0

51

Доверие источникам информации

Доверие к телевидению как источнику новостей последние несколько лет колеблется вокруг 55%. Однако 10 лет назад эта цифра была на треть выше — почти 80%. Доверие к телевидению сохраняют прежде всего люди старше 35 лет. Кроме того, в 2018 г. заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины россиян считают, что освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности».

Уровень доверия к телевидению имеет нелинейную динамику. Зачастую телевидение представляется респондентами зависимым от государства каналом информации, поэтому

Рисунок 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДОВЕРИЕ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ

уровень доверия к нему связан с одобрением деятельности руководства страны и положением дел в стране. Опросы «Левада-Центра» фиксировали снижение уровня доверия в 2018 г. (до 49%) и небольшую коррекцию до 54% по состоянию на март 2019 г.

Доверие россиян к интернет-ресурсам и социальным сетям растет. За 10 лет регулярных измерений оно выросло в 3—4 раза и сегодня колеблется вокруг 20%. Самые молодые россияне доверяют социальным сетям больше, чем телевидению, прежде всего потому, что телевидение они смотрят мало. Россияне старших возрастов совершенно не доверяют Интернету и социальным сетям, прежде всего потому, что ими не пользуются.

Телевидение Интернет-издания Соцсети

Друзья, родные, соседи Радио Газеты Журналы Никому не доверяю

54

12

22

20

13

Вопрос: «Каким источникам вы более всего доверяете в освещении событий в стране и в мире?». Рисунок 7

ДОВЕРИЕ ТРЕМ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА РЕСПОНДЕНТОВ

74

54

42

38 37

28

22 20 II

В целом по стране 18-24 года 25-34 года

И Телевидение И Интернет-издания

58

54

25

22

20

15

35-44 года 45-54 года

■ Социальные сети

65

18

I.

55-64 года

65 +

Вопрос: «Каким источникам вы более всего доверяете в освещении событий в стране и в мире?», март 2019 г.

5

2

Рисунок 8

ДОВЕРИЕ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ

100 -

авг. 09 июнь 13 март 14 нояб. 15 март 16 июль 16 март 18 авг. 18 март 19

Телевидение ^^^ Интернет-издания Социальные сети

Вопрос: «Каким источникам вы более всего доверяете в освещении событий в стране и в мире?».

Рисунок 9

НАСКОЛЬКО СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ТО, КАК ТВ В РОССИИ ОСВЕЩАЕТ...

...внешнюю политику ...состояние экономики

Соответствует Не соответствует

Телеканалы, газеты, интернет-сайты

Среди основных телеканалов, которые являются для россиян источниками новостей, сегодня по-прежнему лидируют «Россия-1» (48%) и «Первый канал» (47%). За ними с некоторым отрывом следуют НТВ (36%), «Россия-24» (31%) и Рен ТВ (17%). Небольшую аудиторию имеют телеканал «Культура» (5%) и РБК ТВ

Соответствует Не соответствует

(4%), а также телеканалы типа «Спаса» (2%), Euronews (2%) и «Дождя» (1%).

Наиболее заметные изменения произошли в уровне популярности «Первого канала»: за год число респондентов, назвавших его в перечне регулярно просматриваемых, снизилось с 72 до 47%. Снизилась популярность и других наиболее известных телеканалов: «России-1» —

с 57 до 48%, НТВ — с 44 до 36%, «России-24» — с 38 до 31%.

Опросы фиксируют рост популярности интернет-источников новостей: декларируемое использование «Яндекс.Новостей» выросло с 29% в 2018 г. до 39% в марте 2019 г. Традиционно вторую и третью позицию по популярности занимают «Новости Mail.ru» (15%) и Лента.ру (10%). Схожая динамика и в потреблении других основных источников интернет-новостей.

Среди журналистов наибольшее доверие у россиян вызывают ведущие популярных телевизионных ток-шоу и новостных передач как наиболее массовых программ: Владимир Соло-

Рисунок 10

НОВОСТИ НА КАКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ СМОТРЯТ

Россия-1 48

Первый канал 47

НТВ 36

Россия-24 31

РенТВ 17

5-й канал 13

Звезда 12

ТВЦ 9

ОТР 8

Москва-24 6

Культура 5

РБК ТВ 4

Спас 2

Еигопешэ 2

1Ле№\мз 1 Дождь 1

вьев (23%), Андрей Малахов (11%), Владимир Познер, Андрей Норкин, Ольга Скабеева (по 6%), Дмитрий Киселев (5%) — таковы ответы на открытый вопрос, в котором респонденты сами называли фамилии журналистов.

Приблизительная совокупная аудитория независимых СМИ, которые регулярно публикуют точки зрения, отличные от официальной, на сегодняшний день составляет примерно 35% россиян (при этом только 6% регулярно используют сразу несколько независимых источников). В крупнейших городах эти цифры приближаются к 50% (в том числе 16% москвичей используют несколько независимых источников). Из предыдущих исследований мы знаем,

Вопрос: «Смотрите ли вы новостные передачи следующих телевизионных каналов и, если да, новости каких каналов вы смотрите более или менее регулярно, в том числе в Интернете?», март 2019 г.

Рисунок 11

ТОП-5 ТЕЛЕКАНАЛОВ В ДИНАМИКЕ

■ ■

Первый канал Россия-1

март 17 март 18 март 19

НТВ

Россия-24

Рен ТВ

57

48

44

40

36

Рисунок 12

КАКИЕ ГАЗЕТЫ ЧИТАЮТ

Аргументы и факты 10

Комсомольская правда 8

Российская газета 5

Известия 4

Московский комсомолец 4

Метро (Metro) 3

КоммерсантЪ 2

Спорт-Экспресс 2

Вечерняя Москва 2

РБК Daily (РБК Дейли) 1

Ведомости 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новая газета 1

Труд 1

Новые известия 1

Вопрос: «Какие из следующих газет вы читаете более или менее регулярно, в том числе в Интернете и через мобильные приложения?», март 2019 г.

Рисунок 13

ПОПУЛЯРНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ

Яндекс.Новости 39

Новости Mail.ru 15

Лента.ру 10

Sports.ru 4

РБК 4

Gazeta.ru 4

Life.ru 3

Meduza.io 2

Сайт радио«Эхо Москвы» 1 Сайт телеканала «Дождь» 1 Русская служба Би-би-си 1 Фонтанка.ру 1 Медиазона 1 Сайт«Радио Свобода» 1

Вопрос: «Посещаете ли вы более или менее регулярно следующие интернет-сайты?», март 2019 г. Рисунок 14

ПОСЕЩЕНИЕ ПОПУЛЯРНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

26

29

39

10

Яндекс.Новости | март 17 март 18

Новости Mail.ru

Лента.ру

март 19

15

Рисунок 15

ЖУРНАЛИСТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ДОВЕРИЕ

Владимир Соловьев Андрей Малахов АндрейНоркин Владимир Познер Ольга Скабеева Дмитрий Киселев Евгений Попов Александр Гордон Артем Шейнин ИрадаЗейналова

I 5

I 4

I 4

I 3

I 3

Открытый вопрос, респонденты сами называли фамилии журналистов, которые вызывают наибольшее доверие. Вопрос: «Назовите, пожалуйста, пять российских журналистов, публицистов, обозревателей, ведущих общественно-политические ток-шоу, выступающих на радио, телевидении, в прессе и Интернете, за работой и выступлениями которых вы стараетесь следить», март 2019 г.

Рисунок 16

ДОЛЯ РОССИЯН, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ НЕЗАВИСИМЫЕ СМИ

Россия в целом

65

29

6

6

6

6

Москва

42

43

16

■ Не использует Ш 1-2 источника Ш Больше 3 источников

что более критический взгляд на происходящее имеют как раз те респонденты, которые пользуются несколькими независимыми источниками информации; те, кто используют лишь один-два, по своим оценкам происходящего и политическим взглядам мало отличаются от среднестатистического российского гражданина1.

Совокупная аудитория независимых СМИ рассчитывается на основе данных следующих вопросов: «Посещаете ли вы более или менее регулярно следующие интернет-сайты?», «Какие из следующих газет вы читаете более или

1 Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ // Вестник общественного мнения. 2017. № 1-2.

менее регулярно, в том числе в Интернете и через мобильные приложения?», «Смотрите ли вы новостные передачи телевизионных каналов и, если да, новости каких каналов вы смотрите более или менее регулярно, в том числе в Интернете?». «Независимыми источниками» в данном случае считаются те ресурсы (телеканалы, газеты, интернет-сайты), на которых хотя бы время от времени звучат мнения, альтернативные официальным. Согласно такой логике к «независимым источникам» были отнесены ресурсы РБК, газеты «КоммерсантЪ» и «Ведомости», телеканалы «Дождь» и Euronews и т.д. Такая методология хоть и содержит множество допущений, тем не менее позволяет приблизи-

Рисунок 17

ДОЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

80

70

60

50

40

30

20

10

^ # # ^ # / ^ ^ ^ ^ ^ / ^ ^

Доля регулярных пользователей Интернета определяется как сумма респондентов, которые пользуются Интернетом ежедневно или несколько раз в неделю. Вопрос: «Как часто вы в среднем выходите в Интернет?», последний замер — апрель 2019 г.

Рисунок 18

ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТОМ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ

Ежедневно,практически ежедневно

62

Несколько раз в неделю

Примерно 1 раз в неделю

Реже 1 раза в неделю

Никогда

10

36

Интернет

Соцсети

Вопрос: «Как часто вы в среднем выходите в Интернет?», апрель 2019 г. Вопрос: «Посещаете ли вы социальные сети в Интернете? Если да, то как часто?», март 2019 г.

0

9

тельно оценить аудиторию независимых СМИ в России и знакомство населения страны с альтернативными мнениями.

Интернет, социальные сети, мессенджеры

Увеличение влияния интернет-ресурсов происходит благодаря продолжающемуся ро-

сту российской интернет-аудитории. На сегодняшний день около 72% населения пользуются Интернетом «ежедневно, практически ежедневно» и «несколько раз в неделю»; в 2001 г. таких было всего 2—3%. При этом около 45% выходят в Интернет «несколько раз в день»; это прежде всего самые молодые россияне (моло-

Рисунок 19

ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Всего

62

10

24

18-24 года

96

3 1

25-34 года

92

5 2 2

35-44 года

77

45-54 года

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

55-64 года

39

38

65 +

17

73

Ежедневно,практически ежедневно

Несколько раз в неделю

Реже

Никогда

Вопрос: «Как часто вы в среднем выходите в Интернет?», апрель 2019 г.

же 25 лет) — 87%. По этому показателю разница между самыми молодыми и самой старшей возрастной группой (65 лет и старше) достигает 14,5 раза: 87 против 6%.

Социальными сетями сегодня регулярно («ежедневно», «практически ежедневно» и «несколько раз в неделю») пользуются примерно

56% россиян. Никогда не пользовались ими около трети населения страны. За восемь лет наблюдений число регулярных пользователей социальных сетей выросло в 2,5 раза (с 22% в 2011 г.). Наиболее активными пользователями являются самые молодые россияне — 85% посещают сети «ежедневно или практически

Рисунок 20

ДОЛЯ ТЕХ, КТО ПОСЕЩАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ЕЖЕДНЕВНО ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ЕЖЕДНЕВНО, В ДИНАМИКЕ

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

46

12

Вопрос: «Посещаете ли вы социальные сети в Интернете? Если да, то как часто?».

5

4

8

13

15

4

ежедневно». Среди старшей возрастной группы (65 лет и старше) таких только 8%.

Наиболее популярными социальными сетями в России являются «ВКонтакте» (42%), «Одноклассники» (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). При этом YouTube, Instagram и «ВКонтакте» сегодня являются наиболее быстрорастущими сетями. Аудитория Facebook в России насчитывает примерно 9% россиян, Twitter — 4%. Согласно опросам аудитория «ВКонтакте», Instagram и Twitter является более молодой, аудитория «Одноклассников» — более пожилой. YouTube тоже смотрят прежде

Рисунок 21

КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПОСЕЩАЮТ

всего молодые, но аудитория этой сети более равномерно распределена между разными возрастными группами.

Данные исследований «Левада-Центра» указывают на практически непрерывный рост числа посетителей социальных сетей на протяжении последних восьми лет. В ходе опроса в марте 2019 г. 46% респондентов отметили, что посещают социальные сети ежедневно или практически ежедневно. Вместе с тем доля тех, кто не пользуется социальными сетями, сократилась с 65% в 2011 г. до 36%. В 2017 г. доля тех, кто использовал социальные сети не-

ВК

Одноклассники YouTube Instagram Facebook Мой мир на Mail.ru

Twitter ^^^^ 4 Tik Tok 2

Живой Журнал 1

42

33

30

23

Вопрос: «Какие социальные сети вы посещаете?», март 2019 г. Рисунок 22

АУДИТОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ДИНАМИКЕ

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

авг. 11

окт. 12

июль 13

июль 14

авг. 15

авг. 16

дек.17

авг. 18

март 19

^^^ Вконтакте ^^^ Одноклассники ^^^ YouTube ^^^ Instagram ^^^ Facebook Twitter

Последний замер — март 2019 г. В вопросе данной формулировки подсказка Instagram предлагается с 2014 г., подсказка YouTube предлагается с 2018 г.

9

7

сколько раз в неделю, составляла 19%, а в марте 2019 г. — только 9%.

Освоение социальных сетей происходит практически во всех возрастных группах, кроме самой молодой (18—24 года), где произошло насыщение (более 80% используют соцсети ежедневно). При этом разрыв за прошедшие несколько лет увеличился с 40 до 66% (доля респондентов в возрасте 18—24 минус доля респондентов в возрасте 55+).

Среди наиболее популярных социальных сетей лидируют «ВКонтакте» (67%) и «Одноклассники» (52%). «ВКонтакте» сохраняет уровень популярности, а «Одноклассники» демонстрирует некоторое снижение по сравнению с 2017 г. Третьей по популярности социальной сетью в России оказывается YouTube, доля которого выросла на 21% по сравнению с 2018 г. (до 2018 г. замеры не проводились). Большой

рост также демонстрирует Instagram: доля его пользователей выросла на 13% по сравнению с замером в 2018 г.

Российская аудитория мессенджеров быстро растет. За три года наблюдений она увеличилась вдвое — с 31% в 2016 г. до 62% в марте 2019 г. Лидерами среди приложений являются WhatsApp (49%) и Viber (31%). Мессенджером «ВКонтакте» пользуются 17%, Skype — 14%. Аудитория Telegram, которая заметно выросла в 2018 г. на фоне блокировок, на сегодняшний день составляет около 8%. Мессенджерами пользуется преимущественно молодежь, однако WhatsApp и Viber распространены и в остальных возрастных группах.

Пользование онлайн-услугами

Среди распространенных интернет-услуг у россиян наибольшей популярностью пользу-

Таблица 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ ДЛЯ ЗВОНКОВ И ОБМЕНА СООБЩЕНИЯМИ

февр. 16 март 17 апр. 18 март 19

WhatsApp 17 24 36 49

Viber 16 20 29 31

Мессенджер «ВКонтакте» * 15 26 17

Skype 14 12 19 14

Telegram 1 3 8 8

Мессенджер Facebook 2 3 5 3

iMessage / FaceTime 2 3 1 2

Другие 2 2 3 2

Не пользуюсь приложениями для мобильных телефонов для 65 52 43 37

звонков и обмена сообщениями

Затруднились ответить 4 5 1 1

*Подсказка не предлагалась; вопрос: «Пользуетесь ли вы приложениями для мобильных телефонов для звонков и обмена сообщениями?».

Рисунок 23

УСЛУГИ ОНЛАЙН (ХОТЯ БЫ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ)

Мобильный банк Заказ такси Навигационные карты Покупки в онлайн-магазинах Заказ и доставка еды Покупка билетов Обучающие онлайн-курсы Ничего из перечисленного

46

28

25

15 15

39

Вопрос: «Используете ли вы Интернет или мобильные приложения хотя бы время от времени для следующих целей?», март 2019 г.

21

Таблица 2

ПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-УСЛУГАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Всего по 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 +

стране года года года года года лет

Мобильный банк 46 72 68 57 45 29 10

Заказ такси 2 со 56 50 3 г\э 20 14 4

Навигационные карты 25 41 44 27 25 14 2

Покупки в онлайн-магазинах 21 42 36 27 13 10 4

Заказ и доставка еды 15 42 27 17 8 5 1

Покупка билетов 15 27 2 со 18 12 8 4

Обучающие онлайн-курсы 10 21 15 13 8 3 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ничего из перечисленного 39 10 14 26 42 59 85

Рисунок 24

ОПЫТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ ПО ИНТЕРНЕТУ

Avito

Юла

24

Из рук в руки 2

Инстаграм 2

Группы Вконтакте 3

Другое 3

Не продавали

70

Вопрос: «Вы когда-нибудь продавали вещи или услуги через Интернет, если да, то какими сайтами или приложениями вы для этого пользовались?», март 2019 г.

ются мобильный банк (46% используют «время от времени»), заказ такси (28%), навигационные карты (25%) и покупки в онлайн-магазинах (21%). Еще 15% россиян заказывают еду и покупают билеты онлайн, 10% проходили обучающие онлайн-курсы. Около трети российских граждан продавали сами или покупали у других товары или услуги по Интернету. Для этого люди обычно пользуются Avito (25% имели такой опыт) или «Юлой» (11%). Как и во всем, что связано с Интернетом, наиболее активными пользователями являются молодые россияне.

Основные выводы исследования

(Все цифры приводятся в % от населения России старше 18 лет)

1. Телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян, но его аудитория постепенно снижается. Если 10 лет назад информацию по ТВ получали 94% россиян, то сегодня таких

72%. Реже всего получают новости по ТВ самые молодые: 42% (до 25 лет) против 93% (65 лет и старше). У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети.

2. Доверие к телевидению как источнику новостей в последние годы колеблется вокруг 55%. Однако 10 лет назад эта цифра была на треть выше — почти 80%. Доверие к телевидению сохраняют прежде всего люди старше 35 лет. Кроме того, в 2018 г. заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности».

3. Среди основных телеканалов, которые являются для россиян источниками новостей, сегодня по-прежнему лидируют «Россия-1» (48%) и «Первый канал» (47%). За ними с не-

которым отрывом следуют НТВ (36%), «Рос-сия-24» (31%) и Рен ТВ (17%). Небольшую аудиторию имеют телеканал «Культура» (5%) и РБК ТВ (4%). Небольшой аудиторией обладают телеканалы, такие как «Спас» (2%), Euronews (2%) и «Дождь» (1%).

4. Интернет и социальные сети как источники новостей по значимости сегодня опережают остальные источники информации, кроме телевидения. За 10 лет их аудитория выросла в 3 раза, с 9% до трети населения страны. Лишь россияне моложе 35 лет чаще узнают новости по Интернету, чем по телевизору.

5. Новым источником информации об окружающем мире становятся видеоблоги. Около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (в том числе 7% — ежедневно), а среди россиян до 25 лет — две трети (в том числе 19% — ежедневно). Те^гат-каналы являются важными источниками новостей примерно для 1% россиян. На протяжении нескольких лет замеров наиболее популярными источниками новостей в Интернете являются «Яндекс. Новости» (40%), «Mail.ru Новости» (15%) и Lenta.ru (10%).

6. Доверие россиян к интернет-ресурсам и социальным сетям растет. За 10 лет регулярных измерений оно выросло в 3—4 раза и сегодня колеблется вокруг 20% населения. Самые молодые россияне доверяют социальным сетям больше, чем телевидению, прежде всего потому, что телевидение смотрят мало. Россияне старших возрастов совершенно не доверяют Интернету и социальным сетям, прежде всего потому, что ими не пользуются.

7. Увеличение влияния интернет-ресурсов происходит благодаря продолжающемуся росту российской интернет-аудитории. На сегодняшний день около 72% населения пользуются Интернетом «ежедневно», «практически ежедневно» и «несколько раз в неделю»; в 2001 г. таких было всего 2—3%. При этом около 45% граждан выходят в Интернет «несколько раз в день»; это прежде всего россияне моложе 25 лет, среди них таких 87%. По этому показателю разница между самыми молодыми и самой старшей возрастной группой (65 лет и старше) достигает 14,5 раза: 87 против 6%.

8. Такие традиционные каналы информации, как радио и газеты, за 10 лет сократили свои аудитории более чем в 2 раза. Часто используют их для получения новостей лишь 15 и 12% соответственно, и это прежде всего россияне старших возрастов. При этом в начале 1990-х гг. центральные газеты имели аудито-

рию, сопоставимую с телевизионной. Наиболее популярными изданиями на протяжении последних лет являются «Аргументы и факты» (10% россиян), «Комсомольская правда» (8%), «Российская газета» (5%), «Известия» и «Московский комсомолец» (по 4%). Деловые издания, такие как «КоммерсантЪ» и «Ведомости», имеют аудиторию примерно 1—2%. При этом РБК имеет большую аудиторию за счет сайта (4%) и телеканала (также 4%), а не газеты РБК Daily (1%).

9. Среди журналистов наибольшее доверие у россиян вызывают ведущие популярных телевизионных ток-шоу и новостных передач как наиболее массовых программ: Владимир Соловьев (23%), Андрей Малахов (11%), Владимир Познер, Андрей Норкин, Ольга Скабее-ва (по 6%) и Дмитрий Киселев (5%) — таковы ответы на открытый вопрос, в котором респонденты сами называли фамилии журналистов.

10. Приблизительная совокупная аудитория «независимых СМИ», которые регулярно публикуют точки зрения, отличные от официальных, на сегодняшний день составляет около 35% россиян (при этом только 6% регулярно использует сразу несколько независимых источников). В крупнейших городах эти цифры приближаются к половине населения (в том числе 16% москвичей используют несколько независимых источников). Из предыдущих исследований известно, что более критический взгляд на происходящее и политическую ситуацию имеют респонденты, которые пользуются несколькими независимыми источниками информации. Люди, которые используют лишь один-два независимых канала, по своим оценкам происходящего и политическим взглядам мало отличаются от среднестатистического российского гражданина.

11. Социальными сетями сегодня регулярно («ежедневно», «практически ежедневно» и «несколько раз в неделю») пользуются 56% россиян. Никогда не пользовались ими около трети населения страны. За восемь лет наблюдений количество регулярных пользователей социальных сетей выросло в 2,5 раза (22% в 2011 г.). Наиболее активными пользователями являются самые молодые россияне — 85% посещают сети «ежедневно или практически ежедневно». Среди старшей возрастной группы (65 лет и старше) таких только 8%.

12. Наиболее популярными социальными сетями в России являются «ВКонтакте» (42%), «Одноклассники» (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). При этом YouTube, Instagram

и «ВКонтакте» сегодня являются наиболее быстрорастущими сетями. Аудитория Facebook в России насчитывает 9% населения, Twitter — 4%. Согласно опросам аудитория «ВКонтакте», Instagram и Twitter является более молодой, аудитория «Одноклассников» — более пожилой. YouTube тоже смотрят прежде всего молодые, но аудитория этой сети более равномерно распределена между разными возрастными группами.

13. Российская аудитория мессенджеров для обмена сообщениями и звонками быстро растет. За три года наблюдений она увеличилась вдвое — с 31% в 2016 г. до 62% в марте 2019 г. Лидерами среди приложений являются WhatsApp (49%) и Viber (31%). Мессенджером «ВКонтакте» пользуются 17%, Skype — 14%. Аудитория Telegram, которая заметно выросла в 2018 г. на фоне блокировок, на сегодняшний

день составляет примерно 8% населения. Мес-сенджерами пользуется преимущественно молодежь, однако WhatsApp и Viber распространены и в остальных возрастных группах.

14. Среди распространенных интернет-услуг у россиян наибольшей популярностью пользуются мобильный банк (46% используют «время от времени»), заказ такси (28%), навигационные карты (25%) и покупки в онлайн-магазинах (21%). Еще 15% россиян заказывают еду и покупают билеты онлайн, 10% проходили обучающие онлайн-курсы. Около трети российских граждан продавали сами или покупали у других товары или услуги по Интернету. Для этого люди обычно пользуются Avito (25%) или «Юлой» (11%). Как и во всем, что связано с Интернетом, наиболее активными пользователями интернет-услуг являются молодые россияне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.