Критика и библиография
К.А. Клюкова
РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОР: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ЦЕРЕМОНИЯ, ЦЕРЕМОНИЯ КАК ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Рецензия на книгу: Зимин И.В. Повседневная жизнь Российского императорского двора: Вторая четверть XIX - начало ХХ в.: Взрослый мир императорских резиденций. М.: Центрполиграф, 2010. 556 с.
В статье в контексте изучения отечественными и западными историками вопросов повседневной жизни российского императорского двора анализируется новая книга И.В. Зимина «Повседневная жизнь Российского императорского двора: Вторая четверть XIX - начало ХХ в.: Взрослый мир императорских резиденций» (М., 2010). Книга рассматривается с точки зрения использованных источников, структуры, состава многообразных вопросов и сюжетов, которые были проанализированы автором.
Ключевые слова: Россия, Николай I, Николай II, императорский двор, повседневность, церемония, И.В. Зимин.
Монарший двор представлял собой сложный и многосоставный феномен, а жизнь государей и придворных была насыщена уникальными событиями и явлениями. Многочисленные церковные и светские церемонии, парады, балы, приемы - все это, наряду с семейными переживаниями и личными увлечениями, являлось частью повседневной жизни правителей государства и окружавших их придворных. Историки, начиная с XIX в., стремились изучить быт российского высочайшего двора. Но эта тема весьма обширна и многоаспектна. И книги по этой теме всегда вызывают повышенный интерес как профессиональных историков, так и интересующейся отечественной историей «читающей публики».
Такой интерес, несомненно, обеспечен и новой книге известного историка И.В. Зимина «Повседневная жизнь Российского импера-
© Клюкова К.А., 2012
торского двора: Вторая четверть XIX - начало ХХ в.: Взрослый мир императорских резиденций» (М., 2010).
Прежде чем рассматривать ее содержание и судить о ее достоинствах, необходимо хотя бы вкратце сказать об основных работах предшественников И.В. Зимина.
Масштабные труды по повседневной жизни российских монархов создал в середине XIX в. И.Е. Забелин. По мнению историка, для выбора верного направления реформ важно понять сущность «народной жизни», и в дальнейшем согласовывать предстоящие изменения с ее природой. Для осознания исторической доли империи, утверждал И.Е. Забелин, историкам необходимо реконструировать «внутреннее народное развитие» (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 1895. С. XII), в том числе проследить эволюцию домашнего быта, его уставов и порядков, так как «домашний быт человека - есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий его истории, зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни общественной и политической или государственной» (с. IX). Поэтому так важно начинать изучение истории государства именно с постижения повседневной жизни и народа, и тех, кто им правил. В первых двух главах работы «Домашний быт русских царей» он описывает обстановку, в которой монархи проводили большую часть времени: повествует о конструкциях, убранстве и интерьере дворцов. Когда речь заходит непосредственно о повседневной жизни правителей российского государства, И.Е. Забелин знакомит читателя с распорядком дня монархов, куда были включены публичные акты и церемонии большего или меньшего масштаба. На них-то автор и сосредоточивает основное внимание.
В другом труде, посвященном быту русских цариц (Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1869), историк после размышлений о женской личности в России в допетровские времена переходит к повествованию о «комнатной и выходной жизни» женщин, подробно останавливается на описании их нарядов и уборов, рассказывает о забавах и увеселениях во дворцах. Для Забелина домашний быт - это совокупность обычаев, нравов и условий жизни отдельного общественного слоя. Эти стороны жизни при царском дворе обстоятельно раскрываются историком.
Иной аспект повседневной жизни двора был представлен в книге А.И. Тургенева «Российский двор в XVIII в.» (СПб., 2005). В середине XIX в. за границей появилось издание «Русский двор сто лет назад». Оно представляло собой скомпонованные собирателем памятников российской истории А.И. Тургеневым донесения английских и французских дипломатов. В книге, охватывающей
1725-1783 гг., хронологически последовательно освещались события придворной жизни. Иностранные дипломаты в своих записках увлекались описанием страстей, разыгрывающихся в непосредственной близости от правителей империи, и пытались разобраться в запутанной сети придворных интриг. Именно на этом сюжете придворного быта сосредоточивается внимание читателей.
В начале ХХ в. историки продолжали интересоваться монаршим бытом, но в своих работах они рассматривали узкий круг проблем. Так, о любимых развлечениях российских правителей рассказал А.Е. Зарин (Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. М., 1913). Эта же тема раскрывалась в каталоге выставки, посвященной придворной жизни в Российской империи (Придворная жизнь, 1613-1913: коронации, фейерверки, дворцы. СПб., 1913). Если в трудах И.Е. Забелина придворные церемонии выступали в качестве одной из форм царского быта и были интегрированы в повседневную жизнь обитателей дворцов, то в работах начала ХХ в. публичные мероприятия высочайшего двора вышли на первый план, затмив собой рутинный быт дворцов.
После 1917 г. интерес к вопросам повседневности монаршего двора упал. Лишь в конце XX в. историки вновь вернулись к теме частной жизни высших слоев общества Российской империи. Своего рода образцом историко-культурного исследования быта русской аристократии стала работа Ю.М. Лотмана и Е.А. Погосян «Великосветские обеды: Панорама столичной жизни» (СПб., 1996). Авторы рассказали о наиболее выдающихся званых вечерах Санкт-Петербурга XIX в., познакомили читателей с замысловатыми блюдами, представленными в меню российской элиты, и охарактеризовали список тем, обсуждавшихся на приемах.
В жизни высочайшего двора современных исследователей привлекают официально-парадные мероприятия. Непременной составляющей придворного быта - блестящим церемониям - посвятила ряд работ О.Ю. Захарова (Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начало XX века. М., 2001; Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII - начала ХХ века: Коронации, дипломатические приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские карусели, церемониальные застолья, балы. М., 2003). Она составила классификацию церемоний императорского двора и наполнила свои труды яркими примерами участия монархов в больших выходах, конных каруселях, балах и т. д.
Н.А. Огаркова посвятила несколько работ проблеме использования музыки в церемониальной и частной жизни русского двора XVIII - начала XIX в. Историк рассказала о формах музыкального
досуга, которые прочно закрепились в повседневной жизни русской аристократии. (ОгарковаН.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII - начало XIX в. СПб., 2004). В 2008 г. в Казани вышло в свет учебное пособие Г.В. Ибнеевой «Церемониал российских императоров (XVIII-XIX вв.)» (Казань, 2008), в котором автор рассмотрела символическую репрезентацию власти в ритуалах двора, в путешествиях монарших особ, в публичных актах российских императоров.
Двухтомник американского историка Ричарда С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» (М., 2004) стал первым исследованием феномена российской монархии, в котором символико-мифологические аспекты были вынесены на первый план. Автор в хронологическом порядке анализирует публичные акты российских императоров и императриц, начиная со времени правления Петра I. Сценариями власти или правления Р. Уортман называет «комплекс индивидуальных способов, приемов, стилей, избираемых каждым монархом для репрезентации и "разыгрывания", "постановки" базового мифа». При помощи сочетания семиотических и антропологических методов Р. Уортман выявляет общий генеральный сценарий царствования каждого монарха. Историк обращает внимание на наиболее яркие церемониалы.
И.И. Несмеянова в работе «Российский императорский двор первой половины XIX века как социокультурный феномен» (Челябинск, 2007) сделала упор на репрезентативной роли двора. Исследовательница осветила ряд масштабных придворных торжеств эпохи Александра I и Николая I, рассказала о знаковом поведении монархов на мероприятиях и о распорядках (церемониалах) празднеств.
И.В. Зимин в своей работе сосредоточивает внимание на бытовой стороне жизни самодержавных монархов. Главной задачей книги является «достоверная реконструкция такого текучего и сложного понятия, как повседневная жизнь российского императорского двора» (с. 6). При этом в центре внимания историка оказываются члены высочайшей фамилии. Что автор понимает под «повседневной жизнью» можно определить, опираясь на содержание книги. Для раскрытия темы историк начинает повествование с описания внешнего облика и характера российских императоров, а далее рассказывает о взаимоотношениях в царствующей семье, знакомит читателя с развлечениями, хобби, формами отдыха, вредными привычками монархов. Кроме того, в отдельных небольших разделах сообщается о филологической подготовке будущих правителей империи, о прозвищах членов высочайшей фамилии, о духовниках монаршей семьи. Немаловажно, что в самом начале своего труда, во введении, И.В. Зимин специально отмечает неразделенность офи-
циальной и повседневной жизни членов императорской фамилии (с. 5), и эта черта существования монархов прослеживается во всех частях книги. Таким образом, монография И.В. Зимина охватывает широкий круг разнообразных проблем, связанных с жизнью членов царствующей семьи.
Несмотря на то, что в заглавии книги хронологические рамки ограничены второй четвертью XIX - началом ХХ в., многие разделы книги захватывают эпоху Александра I. Наиболее же подробно излагаются сюжеты, относящиеся ко времени правления Николая II.
Для решения заявленных задач автор использовал огромный массив источников. В первую очередь, он опирался на мемуарную литературу и дневники придворных и приближенных к монархам лиц, записки представителей иностранных держав. Активно использовались делопроизводственные документы: хранящиеся в российских архивах приходно-расходные книги, бухгалтерские бумаги, отчеты о проведенных при дворе мероприятиях и другие. Законодательные источники представлены в исследовании И.В. Зимина документами из «Полного собрания законов Российской империи». Автор привлек не только письменные документы, но и изобразительные материалы (картины и фотографии), а также вещественные источники - предметы быта монархов. На страницах книги читатель может увидеть портреты и фотографии членов императорской семьи, найти изображения костюмов и аксессуаров, принадлежащих членам высочайшей фамилии.
В первую очередь И.В. Зимин в своем труде останавливается на характеристике облика, личностных особенностей и предпочтений российских монархов XIX - начала ХХ в. Этот экскурс необходим автору, поскольку внешность, характер, физические особенности организма непосредственно влияют на жизнь любого человека. Автор приводит интересные сведения, касающиеся повседневных забот первых лиц государства о своей внешности. Историк приводит суммы, затраченные императорами и их супругами на пошив одежды, парикмахерские услуги и модные аксессуары, рассказывает о портных, обслуживавших высочайшую фамилию. Говоря о внешнем облике монархов, И.В. Зимин упоминает и об их умении держаться на лошади, важность чего более чем очевидна. Читатель узнает, чего каждому монарху стоило (в буквальном и переносном смысле этого слова) создание и поддержание на высоте собственного идеального образа у подданных.
В разделе, посвященном Николаю I, И.В. Зимин, как и многие современные исследователи, указывает на такие личностные особенности монарха, как порядочность, сила духа, любовь к жене и детям, высокое чувство ответственности за страну (с. 24-25). Такое подчеркнутое акцентирование внимания читателей на положитель-
ных чертах характера Николая I вызвано желанием автора книги развеять сложившийся «стараниями либерально-советской историографии» миф, который представляет российского императора второй четверти XIX в. «в образе грубого солдафона с оловянными глазами» (с. 25).
Рассказывая про облик и манеры поведения монархов, И.В. Зимин уделяет внимание не только мужчинам, занимающим трон, но также рассказывает об их «спутницах жизни»: о волевом характере и несчастной судьбе императрицы Марии Александровны и о модных предпочтениях супруги Николая II. Кстати, «мода», которой следовали представительницы высочайшей фамилии, освещается историком и в следующем разделе книги. Кроме того, И.В. Зимин рассказывает о традиции ношения мундирных платьев женщинами правящей семьи. Историк подчеркивает очень важное, но, в общем-то, общеизвестное: таким образом императорская фамилия демонстрировала свою связь с русской армией, а мундирные платья были зримым символом этой связи (с. 97).
В разделах «Взаимоотношения в семье» и «Взаимоотношения с родственниками» И.В. Зимин повествует о пребывании российских монархов в кругу самых близких людей. При этом особое внимание автор сосредоточивает на отношениях между царствующими императорами и их женами. В данном разделе перед читателем открываются такие факты из жизни монархов, которые никогда не могли быть перенесены в официально-церемониальную сферу, но являлись предметом пересудов современников. На парадных церемониях монаршие особы являли идеалы любви и верности, но у их семейной жизни была и другая, бытовая, сторона. Здесь И.В. Зимин рассказывает о процессе выбора невест для детей царствующего монарха, о любовных интригах императоров и о повседневных семейных проблемах, омрачавших жизнь правителей государства. В отношениях с ближайшими родственниками у российских императоров не всегда все было гладко. Историк приводит случаи, свидетельствующие о взаимной неприязни между отдельными членами первой семьи государства. В данных разделах максимально отчетливо проявляется контраст между публичной и приватной сферами жизни монархов.
Наиболее обширная часть книги И.В. Зимина посвящена отдыху и развлечениям императорской фамилии. Полностью разделить эти понятия сложно, но историк поясняет, что под отдыхом он понимает «формы досуга, связанные с пребыванием семьи вне Петербурга» (с. 151), т. е. выезды на природу, охоту, рыбалку, путешествия. Понятно, что для путешествия коронованных особ требуются особые средства передвижения. И.В. Зимин прослеживает
эволюцию средств передвижения, в которых монархи проводили значительную часть времени, путешествуя по России и выезжая за границу. Отдых членов императорской фамилии, как его понимает И.В. Зимин, относится к приватной сфере жизни.
Развлечения историк характеризует как «форму проведения времени, в рамках которого собственно развлечения сопрягались с решением множества утилитарных задач: от конфиденциальных бесед на сугубо деловые темы в неформальной обстановке придворного праздника до обычной ярмарки тщеславия, позволявшей блистать немыслимой роскошью, и решения матримониальных задач, связанных с планами на удачное замужество» (с. 217). Светские развлечения выводили монархов в публичную сферу. Этот раздел включает в себя различные царские забавы, от катаний с деревянных горок до балов в императорских дворцах и посещений театра.
Тема придворных балов по разным причинам всегда вызывала большой интерес, и историки обращались к ней неоднократно (Захарова О.Ю. История русских балов. М., 1999; Захарова О.Ю. Русские балы и конные карусели. М., 2000; Захарова О.Ю. Русский бал, XVIII - начала XX века: танцы, костюмы, символика. М., 2010; Колесникова А.В. Бал в России XVIII - начала ХХ века. СПб., 2005). И.В. Зимин дополнил уже известные сведения об участии монархов в балах и распорядке танцевальных вечеров обстоятельным исследованием организации торжеств такого рода. Особо отметим: этот раздел книги иллюстрирован ярко и богато.
Помимо раскрытия сюжетов, перечисленных выше, в книге содержится множество мельчайших интересных подробностей повседневной жизни императорской семьи. Например, освещается процесс создания коронационной одежды, описываются парфюмерные предпочтения великих княжон и т. д. В отдельном разделе книги автор выделяет такую важную для правителей государства наследственную черту семьи Романовых, как отличная память на имена и лица.
Иногда сюжеты в книге быстро сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Например, разделам «Императоры верхом», «Анекдоты» «Граффити на стекле» И.В. Зимин посвящает по две-три страницы книги. Но так по крупицам складывается панорама повседневной жизни российского императорского двора XIX - начала ХХ вв. В середине XIX в. И.Е. Забелин писал: «... В мелочах яснее и понятнее раскрываются свойства каждого предмета» (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1895. С. XIX). Все детали, упомянутые И.В. Зиминым в работе, складываются в колоритную, образную историческую картину.
Впрочем, несмотря на очень широкий охват материала, книга И.В. Зимина «Повседневная жизнь Российского императорского двора. Вторая четверть XIX - начало ХХ в. Взрослый мир императорских резиденций», как нам представляется, все же не исчерпывает всего многообразия проявлений повседневной придворной жизни.
И.В. Зимин проделал огромную исследовательскую работу. Его труд, опирающийся на масштабную источниковую базу и охватывающий широкий круг аспектов придворной жизни, обобщает материалы по истории быта монаршей семьи Российской империи XIX - начала XX в. И все же остаются неясными критерии отбора сюжетов для освещения повседневной жизни императорского двора. Например, непонятно, почему автор не рассказал о таком естественном процессе, как прием пищи правителями государства. Возникают вопросы и по структуре книги.
И.Е. Забелин отмечал, что в исследовании жизни и быта «предмет до чрезвычайности обширен, разнообразен, мелочен и дробен. Требуется особое внимание и страшно кропотливая работа только для того, чтобы собрать в одно место необходимый материал...» (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1895. С. XII). Именно с этой задачей И.В. Зимин успешно справился. Он стремился, по его собственным словам, развеять «ложное представление о том, что бесконечная череда праздников - это и есть подлинно "царская жизнь"» (с. 2). В увлекательной форме рассказав о простых человеческих увлечениях, проблемах, интересах членов императорской семьи, он действительно развеял это представление.