Российский и зарубежный опыт развития здравоохранения в условиях глобализации: экономические аспекты
Васильцова Л.И.1, Айзикович А.А.2
В статье рассматриваются общие черты и особенности здравоохранения различных стран в условиях глобализации. В мире увеличивается дисбаланс в сфере охраны здоровья, поэтому важен поиск возможностей решения проблем, сокращающих дистанцию между доступностью медицинской помощи и ее качеством посредством новых технологий, методов и инструментов. Среди последних особую актуальность приобретают модели финансирования медицинской помощи, их адекватность экономическим возможностям стран, цифровая трансформация, активизация медицинских профессиональных сообществ. Векторы развития здравоохранения за рубежом -предпочтительная поддержка первичной медицинской помощи, контроль за рынком фармацевтической продукции, введение ограничений с целью предотвращения коррупции, усиление контроля доступа к специализированной помощи, обеспечение медицинской помощи за счет государства наиболее нуждающейся части населения, сдерживание расходов на медицинские услуги. Несмотря на признание не противостоящими друг другу понятий «экономическая эффективность» и «справедливость» в здоровье в зарубежной практике, в России главным вызовом остается сохранение доступности медицинской помощи при сокращении размеров государственного финансирования. По мнению авторов, в настоящее время в России используется ряд аналогичных подходов к организации медицинской помощи, формируется основа развития информационных технологий, которые существенно меняют медицинскую среду. При значительных первоначальных инвестициях в здравоохранение в долгосрочном периоде цифровые технологии способствуют сокращению социального неравенства в сфере здоровья.
КЛЮЧЕВЫ1Е СЛОВА
Глобализация, здоровье, доступность медицинской помощи, векторы и приоритеты развития, пациентоцентрическая модель оказания медицинской помощи, цифровая трансформация, эффективность системы здравоохранения, финансирование здравоохранения.
В последние десятилетия глобализация является одной из главных тенденций развития современного мира. Глобальные перемены обеспечиваются созданием единого экономического пространства, беспрецедентным ростом высоких технологий, сближением образа жизни людей, универсальными методами управления социальными процессами. Отметим такую характерную черту глобализации, как отсутствие управления по признанным мировым сообществом правилам, гарантирующим справедливое или сбалансированное распределение преимущества. Это имеет принципиальное значение для выбора парадигмы развития здравоохранения, особенно имея в виду реализацию важнейшей цели, которую ставит Всемирная организация здравоохранения - обеспечение большей справедливо-
сти в отношении здоровья. Экономическую выгоду от глобализации, как правило, получают те страны и группы населения, которые имеют высокий уровень благосостояния, в то же время нарастает отставание уровня жизни населения других стран, поэтому в мире увеличивается дисбаланс в сфере охраны здоровья.
В связи с этим актуализируются проблемы здоровья и благополучия человека в условиях переосмысления базовых ценностей: здоровья, образования, роли государства в современном мире. Проблемы обусловлены изменениями в социальной структуре общества, ростом числа лиц пожилого возраста, углублением социальной дифференциации населения, вследствие чего возникает неравенство в получении качественных медицинских услуг.
1Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия
2 Медицинская Организация Меухедет, Ашдод, Израиль Почта для связи с авторами: [email protected], [email protected]
public economics
1
экономика общественного сектора
К настоящему времени в международной практике управления здравоохранением накоплен большой опыт реформирования. Традиционные формы управления здравоохранением (экономические модели Бисмарка, Бевериджа, советская) все менее соответствуют вызовам времени, особенно в кризисные периоды. Развитию здравоохранения должны способствовать активизация роли государства, акцент на первичную медицинскую помощь, рост инвестиций, повышение экономической эффективности функционирования учреждений здравоохранения и формирование интеграционных структур, ориентированных на повышение качества медицинской помощи при рациональном расходовании ресурсов.
Зарубежная практика свидетельствует о том, что правительства многих стран отдают предпочтение поддержке первичной медицинской помощи, контролю за рынком фармацевтической продукции, введению ограничений с целью предотвращения коррупции, усилению контроля доступа к специализированной помощи, обеспечению медицинской помощи за счет государства наиболее нуждающейся части населения, сдерживанию расходов на медицинские услуги, поиску новых подходов к улучшению здоровья населения.
Обратившись к опыту европейских стран, можно выделить два основных вектора развития, кото-
рые способствуют относительному снижению затрат. С точки зрения медицины необходим акцент на ранней диагностике неинфекционных заболеваний и факторах риска их развития. Параллельно должно развиваться социальное направление - формирование здорового образа жизни населения [ 1, 2, 3, 4, 5 ]. К сожалению, следует признать, что многие граждане России недооценивают важность профилактики и не замечают ухудшения состояния собственного здоровья до тех пор, пока не столкнутся с конкретным заболеванием.
Важной характеристикой развития международной практики оказания медицинской помощи населению является факт признания экономической эффективности и справедливости не противостоящими друг другу понятиями. Экономическая эффективность становится необходимым условием обеспечения справедливости в плане обеспечения здоровья. В России оптимизация затрат на здравоохранение привела не к повышению эффективности в интересах населения, а к снижению доступности медицинской помощи, особенно в муниципальных образованиях, что противоречит идее перехода к ценностно-ориентированной модели здравоохранения [ 6, 7, 8 ].
Во многих странах происходит сокращение и/ или перераспределение государственных финансовых средств, однако правительства избегают непо-
пулярных мер, связанных со снижением расходов на национальные системы здравоохранения. Такие процессы характерны и для России, они имеют общие и отличительные черты с процессами, актуальными во всем мире. Общность определяется поиском эффективных экономических моделей управления, позволяющих сохранить доступность медицинских услуг в кризисных условиях. В этом направлении Россия прошла серьезный период трансформации отрасли. В первую очередь следует отметить институциональные преобразования: формирование и модернизация системы обязательного медицинского страхования, создание сети страховых медицинских организаций. Главными результатами стали стабилизация финансовых потоков в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и в дальнейшем их передача страховым компаниям, постепенное выравнивание размеров государственного финансирования медицинской помощи гражданам в регионах. Например, если в 2010 году размеры доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя различались в 4,2 раза, то в 2014 году различие уменьшилось до 1,9 раза [9 ].
В последние годы в системе финансирования здравоохранения произошли такие преобразования, как внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистиче-ским группам; обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услугах; дополнительное медицинское страхование и др. Однако переход на страховую медицину населением и медицинским сообществом воспринимается неоднозначно, нередко ставится под сомнение [ 10 ]. Поводами являются глубокая социальная разобщенность, дифференциация по доходам населения и оплате труда, расходы на финансирование деятельности страховых медицинских организаций и др.
Следует отметить и такое важное явление последних лет, как оптимизация медицинского обслуживания населения. Главными ее целями власти называют повышение доступности медицинской помощи населению и разумное перераспределение средств в силу сложившейся экономической ситуации. Однако основные цели, на наш взгляд, так и не были достигнуты: ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло. Изменение мощности и структуры сети медицинских организаций часто проводилось без учета потребностей населения, серьезных обоснований и необходимой подготовки. Например, не учитывались средняя плотность населения (в РФ -8 чел./км, в Западной Европе - 300 чел./км), продолжительность жизни. В результате нарастает нера-
венство в части доступности медицинской помощи в небольших городах и районах. Преимущества получают более крупные города, имеющие развитую инфраструктуру и возможности для развития социальной сферы. Это вызывает справедливую критику у населения и медицинского сообщества. В целом, эти изменения соответствуют новому государственному взгляду на социальные гарантии: общество приближается к переходу от конституционных деклараций к жесткой системе минимальных социальных обязательств [ 6 ].
В современном международном сообществе широкое признание получает идея ценности отдельной человеческой личности, которая преобразуется в обязательные нормы уважения и защиты прав человека, прежде всего, в области охраны здоровья населения. Здоровье признается основой экономической производительности и благосостояния, органической частью человеческого капитала, поэтому в качестве главной цели заявляется обеспечение большей справедливости в отношении здоровья.
Принцип справедливости в деле доступа к медицинской помощи обусловливает формирование условий для более сбалансированного и здорового мира [ 1, 4, 7, 11, 12 ].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в лице Комиссии по социальным детерминантам здоровья подчеркивает существенные различия в состоянии здоровья людей, поэтому в качестве главной цели обозначено обеспечение большей справедливости в отношении здоровья. Статистические обзоры ВОЗ фиксируют разницу в 40 лет по показателю ожидаемой продолжительности жизни в самых богатых и самых бедных странах. Ежегодные расходы правительств на здравоохранение варьируются от 20 до более 6000 долл. США на человека. В странах с низким и средним уровнем дохода более половины всех расходов на здравоохранение граждане оплачивают из своих собственных средств (5,6 млрд чел.) [ 2 ]. Одним из социально-экономических последствий такой дифференциации является углубление бедности многих миллионов людей вследствие цен на медицинскую помощь, в то время как международное сообщество ориентировано на поддержание здоровья как важнейшего инструмента экономического прогресса.
Эволюционный опыт развития здравоохранения в мире свидетельствует о том, что оно реализуется в двух основных направлениях: укрепление меха-
puвlic ec0n0mics экономика общественного сектора
низмов централизации управления на всех уровнях и использование пациентоцентрической модели оказания помощи. В основе означенной модели лежит идея ориентированности на результат, который был бы ценным для пациента. На наш взгляд, в цивилизованных странах такая модель должна быть приоритетной. Это не означает безграничной доступности медицинской помощи. Консенсус лежит в плоскости осознания необходимости перемен, стремления сохранить лучшие традиции, постепенного вовлечения в систему управления всех участников. Контроль и анализ конечных результатов деятельности лечебных учреждений должны стать компонентами управления в публичном пространстве. Следует изменить взгляды на модели поведения медицинского персонала, основанные на многолетней усталости от недофинансирования сферы охраны здоровья. Многое с точки зрения мотивации персонала, особенно административных работников, изменилось, но профессионалы все же ориентируются на высокий уровень оплаты труда руководителей корпораций, организаций, производящих интеллектуальные продукты для цифровой экономики.
Известно, что руководители отрасли, эксперты и специалисты медицинских организаций главным вызовом российской системы здравоохранения в настоящее время считают сохранение доступности медицинской помощи при сокращении размеров государственного финансирования. Повышение эффек-
тивности без реального увеличения государственного финансирования здравоохранения за последние три года - вызов особенно трудный. Такие современные направления цифровой трансформации в отрасли, как создание медицинской электронной базы данных, развитие телемедицины, формирование системы искусственного интеллекта для определения диагноза, разработка интеллектуальной системы поддержки принятия решений, реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [ 5, 13 ], требуют больших затрат. Работников здравоохранения в отношении развития телемедицины беспокоят вопросы цены и качества медицинских услуг. В настоящее время нет достаточно обоснованных методик формирования цен на услуги телемедицины, отражающих региональные и муниципальные особенности организации здравоохранения. Предполагается, что данная технология будет использоваться не только государственными учреждениями, но и частными, поэтому важно обеспечить ее доступность, обоснованность цен. Отметим, что население готово к дистанционным консультациям, особенно на территориях с низкой плотностью, где после оптимизации сократилось количество медицинских учреждений, а обращение за медицинской помощью подразумевает рост затрат, например, на транспорт.
Цифровые технологии в развитых и развивающихся странах имеют отличия, обусловленные объемами финансирования. В странах США и Европы
они широко применяются для диагностики и клинического лечения. В государствах с низким доходом на душу населения они используются для сбора данных, распространения информации, связи поставщиков и потребителей медицинских услуг. В нашей стране уровень использования цифровых технологий отражает относительно низкие ИТ-расходы на сервисы, программное обеспечение и сетевое оборудование для Интернета в сфере здравоохранения.
Российское здравоохранение, как и многие мировые системы, сталкивается с новыми вызовами. Глобальный опрос врачей и пациентов, проведенный компанией «Philips» в 19 странах мира, показал, что по-настоящему современной, готовой к вызовам будущего системы здравоохранения сегодня нет ни в одной стране мира [ 14 ].
На все вызовы адекватно отвечать становится с каждым днем труднее, поэтому выстраиваются приоритеты. В условиях сложной экономической ситуации привлечение частных инвестиций в инфраструктуру здравоохранения становится логичным этапом изменений не только для России, но и для
Литература
1. Всемирный доклад о старении и здоровье 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who. int/dg/speeches/2008/20081024/ru/ (дата обращения: 10.11.2017).
2. Целевые ориентиры и более широкая перспектива - новые рубежи в работе с фактическими данными: доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2015 г. / Европ. регион. бюро ВОЗ. Копенгаген, 2015. 157 с.
3. Варавикова Е.А. Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. № 3, т. 15. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/214/30/ lang,ru/ (дата обращения: 06.01.2018).
4. Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации: аналит. докл. / под ред. H.H. Калмыкова. М.: Дело, 2017. 452 с.
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/.pdf (дата обращения: 18.01.2018).
6. Васильцова Л.И., Александрова Н.А. Социальная политика в Российской Федерации: уровни формирования
и противоречия реализации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 3. С. 40-48.
7 Лядова А.В. Цифровое здравоохранение: миф или реальность // Материалы XXI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» / ред. колл.: Е.В. Грунт, А.В. Меренков, Н.Л. Антонова. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 1451-1460.
других стран. Опыт последних лет свидетельствует о развитии взаимодействия между государственной и частной медициной, реализации принципов государственно-частного партнерства. В условиях расширения рынка медицинских услуг, на наш взгляд, необходим контроль профессионального медицинского сообщества за качеством медицинских услуг и принимаемыми решениями. Слабое влияние на систему управления в здравоохранении противоречит идее поиска эффективных методов и инструментов сокращения социального неравенства в сфере здоровья.
Очевидны и другие возможности для повышения эффективности использования ресурсов, развития современных технологий. Медицинское профессиональное сообщество должно иметь больше возможностей для принятия решений при проведении изменений. Сегодня практически отсутствует диалог с учёными, с медицинским персоналом в процессе трансформации системы медицинской помощи. Это не только снижает мотивацию работников, но и создает препятствия для разработки инноваций, ориентированных на преодоление социального неравенства в сфере здоровья.
8. Шишкин C.B., Шейман И.М., Абдин A.A., Боярский С.Г., Сажи-
на С.В. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: докл. М.: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», 2016. 67 с.
9. Сибурина Т.А., Мишина О.С. Стратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 6. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/30/lang,ru/ (дата обращения: 26.12.2017).
10. Гусева Н.К., Соколов В.А. Развитие здравоохранения в условиях глобализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 19-22.
11. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://static-0. rosminzdrav.ru/syste m/attachments/attaches/000/026/627/ origina (дата обращения: 23.12. 2017).
12. Калмыков H.H., Рехтина Н.В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ranepa.ru/ images/docs/nayka/issledovanie-meditsina.pdf (дата обращения: 27.02.2018).
13. Сухова О.В. Исследование систем управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Ажур, 2015. 92 с.
14. Future Health Index (Индекс здоровья будущего), 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer. ru/68810435-Future-health-index-indeks-zdorovya-budushchego-2017-otchet-po-rossii.html (дата обращения: 26.02.2018).
Дата получения статьи: 10.02.2018 Дата принятия к публикации: .20.03.2018
Russian and foreign experience of healthcare development in the globalization conditions: economic aspects
Vasiltsova L.I.,1 Aizikovich A.A.2
The paper considers general traits and features of various countries' healthcare in the conditions of globalization. In the world the disbalance in healthcare is growing day by day, that is why a search for problems' solution is very important; it helps to reduce a gap between medical aid's availability and its quality with a help of new technologies, methods and tools. Among the latest ones the special urgency is got by the models of medical aid's financing, its adequacy to economic opportunities of countries, digital transformation, activization of professional medical societies. Development ways of healthcare abroad reflect a preferable support of initial medical aid, control over the market of pharmaceutical products, introduction of limits for corruption, enhancing control over access to special aid, providing medical aid through a state for the neediest parts of population and holding expenditures for medical service. Even though economic efficiency and justice of healthcare aren't incompatible in foreign practice, Russia's main challenge is a saving of medical aid's availability in reducing state financing. According to the authors opinion, today Russia uses a set of similar approaches to organization of medical aid and forms a basis of information technologies' development, which dramatically change the medical sphere. Using great initial investment in healthcare in long-term period the digital technologies promote a reduction of social inequality in healthcare sphere.
КЛЮЧЕВЫ1Е СЛОВА
Globalization, health, medical care's availability, ways and priorities of development, patient-centered model of medical care, digital transformation, healthcare system's efficiency, financing of healthcare.
References and Notes
1. Vsemirnyj doklad o starenii i zdorov'e 2015 g. [World report on ageing and health in 2015]. URL: http://www.who.int/dg/ speeches/2008/20081024/ru/. (In Russian).
2. Celevye orientiry i bolee shirokaya perspektiva - novye rubezhi v rabote s fakticheskimi dannymi: doklad o sostoyanii zdravoohraneniya v Evrope, 2015 g. [Targets and broader perspective - new frontiers in evidence-based work: report on health in Europe, 2015]. Evrop. region. byuro VOZ. Kopengagen, 2015. 157 s.
3. Varavikova E.A. Antikrizisnye strategii v nacional'nyh sistemah zdravoohraneniya [Anti-crisis strategies in national health systems]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2010. № 3, t. 15. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/214/30/lang,ru/. (In Russian).
4. Perspektivy social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Prospects of socio-economic development of the Russian Federation]: analit. dokl. pod red. N.N. Kalmykova. M.: Delo, 2017. 452 s. (In Russian).
5. Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [Program « Digital economy of the Russian Federation»]. URL: http://static.government.ru/media/files/pdf. (In Russian).
6. Vasil'cova L.I., Aleksandrova N.A. Social'naya politika v Rossijskoj Federacii: urovni formirovaniya i protivorechiya realizacii [Social policy in the Russian Federation: levels of formation
1 Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia
2 Meuhedet Health Services, Ashdod, Israel Corresponding authors: [email protected], [email protected]
and implementation contradictions]. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya. 2014. № 3. S. 40-48. (in Russian).
7. Lyadova A.V. Cifrovoe zdravoohranenie: mif ili real'nost' [Digital healthcare: myth or reality]. Materialy XXi Mezhdunarodnoj konferencii pamyati professora L.N. Kogana «Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt ehmpiricheskogo issledovaniya». red. koll.: E.V. Grunt, A.V. Merenkov, N.L. Antonova. Ekaterinburg: UrFU, 2018. S. 14511460. (in Russian).
8. SHishkin S.V., SHejman i.M., Abdin A.A., Boyarskij S.G., Sazhina
5.V. Rossijskoe zdravoohranenie v novyh ehkonomicheskih usloviyah: vyzovy i perspektivy [Russian health care in the new economic environment: challenges and prospects]: dokl. M.: Nac. issled. un-t «Vyssh. shk. ehkonomiki», 2016. 67 s. (in Russian).
9. Siburina T.A., Mishina O.S. Strategii razvitiya zdravoohraneniya, realizuemye v mire [Health development strategies implemented in the world]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2011. №
6. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/30/lang,ru. (in Russian).
10. Guseva N.K., Sokolov V.A. Razvitie zdravoohraneniya v usloviyah globalizacii [Health development in a globalizing world]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.i. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2009. № 3 (15). S. 19-22. (in Russian).
11. Doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya i organizacii zdravoohraneniya po itogam deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii za 2014 god [Report on the state of health of the population and health care organization on the results of the Executive authorities of the Russian Federation in 2014]. URL :https://static-0.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/026/627/origina. (in Russian).
12. Kalmykov N.N., Rekhtina N.V. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii [Problems and
prospects of health care system development in the Russian Federation]. URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/ issledovanie-meditsina.pdf. (in Russian).
13. Suhova O.V. issledovanie sistem upravleniya [The study
of control systems]: ucheb. posobie. Ekaterinburg: Azhur, 2015. 92 s. (in Russian).
14. Future Health index, 2017. URL: http://docplayer.ru/68810435-Futu re-health-index-indeks-zdorovya-budushchego-2017-otchet-po-rossii.html. (in Russian).
Received for publication: 10.02.2018 Accepted for publication: 20.03.2018