http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-218-227
УДК 616.1/.4-036.2:312.28(470.46)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ
Шеина Е.А.
ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, г. Астрахань, Российская Федерация
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в последние годы в показателях, свидетельствующих об улучшении качества здравоохранения, наблюдается замедление, а в некоторых - прекращение. Несмотря на реализацию национальных проектов, отчеты свидетельствуют о невыполнении намеченных планов, а в мировом рейтинге страна уступает ряду развивающихся стран. В статье оценивается влияние некоторых причин на здравоохранение России и прогнозируются основные тенденции развития путем изучения причин замедленного улучшения качества здравоохранения (основных направлений развития и национальных проектов в области здравоохранения, финансирования национальных проектов и других источников финансирования отрасли), а также изучением некоторых результатов этих причин (средней продолжительности жизни, заболеваемости, смертности, оптимизации лечебных учреждений, сокращений рабочих мест и снижения заработной платы медицинским работникам, качества медицинской помощи).
Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, средняя продолжительность жизни, заболеваемость, смертность, национальные проекты, высокотехнологичная помощь, профилактика, расходы на здравоохранение, качество медицинской помощи.
С 2006 года в России наблюдается повышение средней продолжительности жизни и рождаемости, снижение смертности в детском и трудоспособном возрасте, снижение числа лиц, имеющих инвалидность. Такие перемены связаны с началом проведения государственных реформ в области здравоохранения (национальных проектов) [1; 2; 3; 4].
В 2015 году Россия вошла в десятку стран, которые добились за последние годы наибольшего успеха в борьбе с болезнями системы кровообращения и смертностью от них [3; 5]. По стране с 2010 года созданы центры высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе для лечения болезней системы кровообращения, что позволило в 2016 году оказать помощь 960 тыс. человек, вместо 70 тыс. [3]. Однако, по факторам риска данной группы заболевания мы, как страна, занимаем ведущие строчки в мировом рейтинге. Так, по доли потребления алкоголя на душу населения Россия занимает четвертое место [6], а по табакокурению среди трудоспособных мужчин- восьмое [7], по ожирению - средние строчки рейтинга среди всех стран [8].
Строительство перинатальных центров по стране с 2011 года позволило снизить младенческую смертность. По сравнению с 2015 годом, уровень младенческой смертности в 2016 году снизился на 7,7% [3].
Однако, в настоящее время, в показателях улучшения здравоохранения наблюдается замедление, а в некоторых случаях - прекращение. С 2013 года число умерших на 1000 населения остановилось на средней отметке 13,1, а с 2015 года рост рождаемости - 13,3 [1]. Данное состояние совпало с переходом экономики страны к стагнации и рецессии, уменьшением доли расходов на здравоохранение. Также, как странность, можно заметить заявления фонда независимого мониторинга «Здоровье» и других о неточностях в показателях снижения смертности, представляемых Министерством здравоохранения России и отставанием от планов по ее снижению (12,9 случаев на тысячу населения в 2016 году, по плану - 11,9) [9], а присутствие неудовлетворенности населения здравоохранением может быть связано, в том числе, с высоким запросом на качество оказания медицинской помощи населению.
Однако, в мировом рейтинге стран, по уровню здравоохранения, Россия опережает лишь некоторые развивающиеся страны - Киргизию, Туркмению, Казахстан и другие.
Основным показателем качества жизни в странах, принимающих участие в рейтинге, является индекс социального развития (сконструирован в системе Организации Объединенных наций), в котором одним из главных показателей является продолжительность
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
жизни. Россия, в международном рейтинге, по показателю продолжительности жизни находится на 90 месте, в том числе мужчин - на 120. Данный показатель является важным и в оценке качества здравоохранения. По уровню качества здравоохранения Россия занимает ниже 100-го места [1].
Продолжительность жизни населения не равнозначна продолжительности здоровой жизни. Всемирной организацией здравоохранения в качестве цели здравоохранения установлено повышение показателя продолжительности здоровой жизни, в России данный показатель официально не принимается в расчет Рос-статом.
В России за последние десятилетия повышение продолжительности здоровой жизни произошло за счет сокращения смертности ввиду улучшения санитарных и материальных благ, социальных условий, применением антибиотиков, повышением качества медицинской помощи, пропагандой здорового образа жизни, в том числе кампаниями против алкоголя, табакокурения и других. Однако, в России все еще остается высокой смертность от предотвратимых причин в трудоспособном возрасте - от болезней системы кровообращения, слабая работа по предотвращению заболеваемости и смертности от этих причин.
Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте оказывает наиболее сильное влияние на продолжительность жизни в России. Первое место среди смертности населения занимает смертность от предотвратимых неинфекционных причин - болезней системы кровообращения, то есть в тех случаях, где существуют резервы сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни. В 2016 году показатель смертности от болезней системы кровообращения составил 614,1 на 100 000 населения (при плановом значении 677,2) [3]. Однако, она остается на уровне смертности 1970-х годов [10] и занимает 52,7% от всех смертей в 2014 году [11] (48,3% в 2015 году), а также четвертое место среди стран-членов Всемирной организации здравоохранения в 2015 году (среди трудоспособного населения 30-49 лет) [12].
В трудоспособном возрасте смертность ведет к недополучению производимого продукта труда и государство теряет 12% от Валового внутреннего продукта или 14 триллионов рублей [13, 14]. Однако, рентабельность дополнительных вложений государственных средств в здравоохранение составляет 200% [15].
Несмотря на Указы Президента РФ от 2012 года «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» по снижению смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, снижению младенческой смертности, не все регионы смогли это реализовать. Так, отмечается рост смертности от болезней
кровообращения в 13 субъектах РФ, от туберкулеза - в 8 субъектах, от ДТП - в 24 субъектах, рост младенческой смертности - в 17 регионах [16, с. 13].
С 2014 года утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения». Подпрограммы в направлении развития по всей стране дорогостоящей высокотехнологичной кардиохирургической помощи («Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи») не в полной мере способствуют снижению смертности от болезней системы кровообращения (614,1 на 100 000 населения при плановом значении 677,2 случая), так как оказывают помощь только в уже выявленных случаях заболеваний, при которых показано применение высокотехнологичной помощи. На данную подпрограмму было выделено 37,9% финансирования (142,2 млрд. рублей) [4, с. 29], но осталась невостребованной сумма в размере 1288,2 млн. рублей (8,6% от общей суммы перечисленных трансфертов) [17]. Однако, заболеваемость и смертность от этой группы причин происходит также на этапе профилактики, первичной и специализированной помощи, где в настоящее время нет эффективной профилактической подпрограммы государства. Так, действующая подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» не обеспечивает в полной мере поставленных задач (на ее реализацию выделен меньший объем средств на 11,4%, по сравнению с программой высоких технологий) [4, с. 30]. Реорганизация (оптимизация) здравоохранения привела к обратному эффекту в области профилактики, первичной и специализированной медицинской помощи, а именно: закрытию (объединению) поликлиник и больниц, сокращению рабочих мест и снижению заработных плат медицинскому персоналу. Все это не могло не сказаться на доступности и качестве медицинской помощи, а также на иных показателях здравоохранения.
По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения, в случае возникновения заболевания, люди обращаются в государственные поликлиники (60%). При этом, 65% из них, оценивают качество оказания медицинских услуг низким. Обращает на себя внимание тот факт, что в государственных медицинских учреждениях, положенная по системе ОМС помощь старалась оказаться платно (50%), система электронной очереди замедлила доступ пациентов к специалистам (32%), а сокращение и укрупнение больниц усложнило доступ получения помощи (50% к узким специалистам и 39% - получение места в стационаре). С 2007 по 2012 года, по Указу Президента РФ, оценка уровня удовлетворенности медицинской помощью населения осуществлялась путем опроса через
управление информационных систем ФСО РФ (рисунок 1), а с 2012 года оценку проводит Министерство здравоохранения РФ, ВЦИОМ и другие. По оценкам ФСО в период с 2007 по 2012 года, уровень удовлетворенности населения медицинской помощью не превышал 46% (Красноярский край и республика Татарстан в 2010 году). За последние пять лет, по данным страховых медицинских организаций, данный показатель
увеличился, к примеру, до 90,2% в Астраханской области. Однако, в структуре имеющихся жалоб территориального фонда ОМС присутствуют неудовлетворенность организацией работы медицинских учреждений (35,8%), взимание денежных средств, предусмотренных по полису ОМС (27,2), качество медицинской помощи (12,4%) [18, 19, 20, 21, 22, 23].
X
ш J
о а.
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Осно вной
Осно вной
Астраханская область ОсновноОсновноОсновноОсновноОсновноОсновной
Российская ФедерацияОсновноОсновноОсновноОсновноОсновноОсновной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Рис.1. Удовлетворенность населения медицинской помощью по годам (процент от числа опрошенных, %)
В предоставлении медицинской помощи важную роль играют медицинские работники. Так, среднегодовая численность врачей в 2016 году, по сравнению с 2015, сократилась на 2112 человек, среднего медицинского персонала - на 17,9 тысяч человек, а младшего -на 52,2 тысячи человек [17].
В структуре расходов ОМС на долю заработной платы (без начислений) медицинскому персоналу в 2016 году произошло уменьшение ее в 48 субъектах РФ [17, с. 60]. Реальное снижение заработной платы (в рублевом выражении) отмечено в 17 субъектах.
Соотношение средней заработной платы врачей и средней заработной платы в соответствующем регионе составил 155,3% при плановом значении - 159,6% [17]. Данный плановый показатель не исполнен в 42 субъектах РФ.
Показатель планового соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала со средней зарплатой в регионе составил 56,5%, а плановое значение - 70,5% [17]. Не выполнен запланированный показатель в 77 субъектах РФ.
Рис. 2. Объем платной для населения медицинской помощи по годам в Астраханской области (тысяч рублей)
2010,январь-декабрь
2011, январь-декабрь
2012,январь-декабрь
2013,январь-декабрь
2014,январь-декабрь
201S,январь-декабрь
2016,январь-декабрь
Рис. 3. Объем платной для населения медицинской помощи по годам в Российской Федерации (тысяч рублей)
600м
2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 4. Средства фонда ОМС (тысяч рублей)
Однако, обращает на себя внимание тот факт, что 27,7 млрд. рублей средств ОМС, выделенных в том числе на заработную плату медицинскому персоналу, остались неиспользованными. Данные средства на заработную плату были замещены 76,6 млрд. рублей из объема платных медицинских услуг, оказываемых государственными медицинскими организациями [17, 24, 25, 26]. Так, объем потраченных денег на медицинскую помощь населением растет по отдельным регионам (рисунок 2) и по стране в целом (рисунок 3). Такой рост личных затрат можно объяснить несоответствием стоимости на медицинскую помощь и объемами выделенных средств ОМС (рисунок 4), а также отсутствием увеличения финансирования доли ВВП на здравоохранение (рисунок 5).
I4'7
4.2
1996 1999 2002 2005 2008 2011 2014
Рис.5. Объем доли ВВП на здравоохранение (в процентах, %)
В связи с увеличением цен на лекарственные препараты, доля расходов на них увеличилась лишь в 41 регионе. В остальных 44 регионах не произошло увеличения расходов бюджета, соответственно, лекарственные средства приобретались за счет личных средств граждан.
В 2016 году снизился объем по всем видам медицинской помощи, оказываемой по ОМС: число посещений снизилось на 36,3 млн., в том числе диспансеризация - на 6,1 млн. посещений, количество вызовов скорой помощи - на 502,4 тыс. вызовов, число лечений в дневном стационаре - на 886,4 тыс., в круглосуточном - на 162,3 тыс. При этом, стоимость лечения, в зависимости от вида медицинской помощи, выросла от 2,3% (неотложная помощь) до 25,5% (лечение в дневном стационаре), а объем финансирования по ОМС на оплату медицинской помощи увеличился лишь на 5,6% [17, с. 59].
По оценке Председателя Правительства РФ, средняя продолжительность жизни, как наиболее значимый показатель здравоохранения, в 2016 году увеличилась на 6 лет, по сравнению с 2006 годом, когда начали реализовываться национальные программы
В России средняя продолжительность жизни в 2016 году составила 71,87 лет. Нужно понимать, что в силу усредненности значений, показатели здравоохранения страны могут отличаться от показателей в отдельно взятых регионах. К примеру, картина по средней продолжительности жизни в 2016 году в некоторых регионах выглядит следующим образом (в годах) (рисунок 6): Чукотский автономный округ - 64,42; Республика Тыва - 64,21; Еврейская автономная область - 65,88; Сахалинская область - 68,66; Камчатский край - 68,66; Кемеровская область - 68,72; Курская область - 70,94; Вологодская область - 70,24; Владимирская область -70,24; Чувашская республика - 71,52; Томская область - 71,66; Астраханская область - 72, 2; Волгоградская область - 72, 49; Белгородская область - 72, 87; Ставропольский край - 73,4; Чеченская республика - 74,2; г. Москва - 77,08 (Московская область - 72,5); Кабардино-Балкарская республика - 75,12; республика Дагестан - 77,23; республика Ингушетия - 80,82. Крайний показатель по регионам, как с самой низкой средней продолжительностью жизни, представила республика Тыва (64,21), а с самой высокой - республика Ингушетия (80,82) [1].
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
ГОД
В Астраханская область, все население ■ Белгородская область, все население ■ Волгоградская область, все население
■ г.Москва, все население ■ Еврейская автономная область, все население ■ Республика Дагестан, все население
■ Республика Ингушетия, все население ■ Республика Тыва, все население ■ Чукотский авт.округ, все население
Рис. 6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
На примере Астраханской области, как субъекте, в котором данный показатель здравоохранения приближен к среднестатистическому, рассмотрим и другие показатели.
Коэффициент смертности всего населения Астраханской области в 2016 году составил 12,0 на 1000 населения (по сравнению с 2015 годом, данный показатель снизился на 2,4%), тогда как в России - 12,9. В абсолютных числах в 2016 году в Астраханской области произошло 12 193 смертей, а в 2015 - 12 528, что на 335 смертей меньше. Смертность от болезней системы кровообращения составила 546,9 (5 577 человек в 2016 году, 5 999 человек в 2015 году), что на 6,8% ниже, по сравнению с 2015 годом - 586,7 на 100 000 населения. От новообразований показатель составил
189.5 или разница 1,6%, по сравнению с 2015 годом -
192.6 на 100 000 населения. Смертность от туберкулеза в 2016 году снизилась, по сравнению с 2015 годом, на 34% (14, 1 случай на 100 000 населения, вместо 21,5) или, в абсолютных цифрах, - 144, вместо 220. Уровень младенческой смертности снизился на 27,5%. Суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил 1,97, а в 2016 - 1,94 [1, 18, 19, 20].
В итоге, сравнивая регион с остальными субъектами, можно сделать следующие выводы. Смертность
в Астраханской области на 11% ниже, чем в Южном федеральном округе (далее - ЮФО) и на 7% ниже, чем по России. При этом, смертность от болезней системы кровообращения ниже на 17%, чем в ЮФО и на 11%, чем по России. Смертность от новообразований ниже на 5%, чем по ЮФО и на 6%, чем по России. Смертность от туберкулеза, по-прежнему, остается высокой, по сравнению с ЮФО (на 22,2%) и по России (на 54%). По уровню младенческой смертности в Астраханской области - выше, чем по ЮФО на 3,5% и ниже, чем по России на 3,3%. По суммарному коэффициенту рождаемости регион превышает на 11,3% показатели ЮФО и на 9,3% показатели по РФ (находится на 24 месте из всех субъектов страны).
Астраханская область, входящая в состав Южного федерального округа, по средней продолжительности жизни незначительно уступает ЮФО: 72,2 лет - Астраханская область, 72,29 - ЮФО. Однако, значительно уступает Северо-Кавказскому и Центральному федеральным округам: 75,13 и 73,07 лет соответственно.
В списках с наименьшей средней продолжительностью жизни находятся такие федеральные округа, как Дальневосточный (69,22 лет) и Сибирский (69,81 лет) (таблица 1, рисунок 7).
Таблица 1
Средняя продолжительность жизни, 2016 год
Россия и регионы 2016 год, все население, оба пола
Российская Федерация 71,9
Астраханская область 72,2
Дальневосточный Федеральный округ 69,2
Приволжский Федеральный округ 71,4
Северо-Западный Федеральный округ 71,2
Северо-Кавказский Федеральный округ 75,1
Сибирский Федеральный округ 69,8
Уральский Федеральный округ 70,8
Центральный Федеральный округ 73,1
Южный Федеральный округ 72,3
2016, оба пола
0 10 20 30 40 50 60 70 80
ГОД
■ Астраханская область, все население ■ Дальневосточный Федеральный округ, все население
■ Приволжский Федеральный округ, все население I Российская Федерация, все население
■ Северо-Западный Федеральный округ, все население ■ Северо-Кавказский Федеральный округ, все население
■ Сибирский Федеральный округ, все население ■ Уральский Федеральный округ, все население
■ Центральный Федеральный округ, все население ■ Южный федеральный округ (с 29.07.2016), все население
Рис. 7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Остается сложным вопрос здравоохранения в сельской местности. Благодаря программе «Земский доктор», начавшей работать с 2012 года, в сельскую местность приехали работать 24 тыс. врачей. На 2017 год увеличена доля ее федерального финансирования на 60% [3, с. 13]. Расходы идут на единовременную компенсацию врачам в возрасте до 50 лет, приехавшим работать в сельскую местность и осуществляются по заявкам субъектов РФ. Однако, учитывая субъектовое софинансирование данной программы, в 2016 году в ней не смогли принять участие Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика и Астраханская область. В 2016 году расходы ФОМС в
рамках данной государственной поддержки отдельных категорий медицинских работников составили 3 200,00 млн. рублей. Однако, неисполненный бюджет составил 258,20 млн. рублей (8,1%) [17].
Усугубляет получение своевременной качественной медицинской помощи в селах состояние транспортной доступности. Так, к примеру, в Астраханской области 33% населения проживает в сельской местности в 11 сельских районах и в более 400 населенных пунктах. Некоторые местности региона, где проживают люди, расположены в труднодоступных отдаленных территориях, где транспортное сообщение особенно затруднено в некоторые погодные условия.
Таким образом, в настоящее время развитие здравоохранения в России существенно отстает от ряда развивающихся стран, а в некоторых случаях соответствует периоду 1970-х годов в стране. Существующие национальные программы в данной сфере не полностью соответствуют ожиданиям от них, а в некоторых случаях нерациональны ввиду поставленных приоритетов развития, к примеру, высокотехнологичной помощи над профилактической. Остаются неиспользованными ресурсы снижения смертности в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин за счет чего государство ежегодно недополучает порядка 14 триллионов рублей. Наблюдается общее снижение финансирования медицинской помощи, несмотря на инфляционные процессы, на снижение доходов населения (отсутствие возможности получения помощи платно) и на существующие отстающие показатели по сравнению с развитыми странами (в том числе средней продолжительности жизни, особенно мужчин). Результатом вышеперечисленного является замедление или полное прекращение улучшения показателей здравоохранения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Аганбегян А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
[2] Официальные статистические показатели. URL: https://fedstat.ru (дата обращения 10.10.2017).
[3] Отчет о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2016 год; Правительство Российской федерации от 19 апр. 2017 г. М.: Известия, 2017. 19 апр.
[4] Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год; Министерство финансов Российской Федерации от 28 авг. 2017 г. М.: Финпол, 2017. 28 авг.
[5] WHO Total NCD Mortality. Data by country Health. Geneva: World Health Organization. 2017. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.A860?lang=en (дата обращения 10.10.2017).
[6] WHO Total consumption, projected estimates for 2016 by country. Geneva: World Health Organization. 2016. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.A1041?lang=en&s howonly=GISAH (дата обращения 10.10.2017).
[7] WHO Prevalence - most recent adult survey. Data by country. Geneva: World Health Organization. 2015. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.TOB1249?lang=en (дата обращения 10.10.2017).
[8] WHO Prevalence of obesity among adults, BMI > 30, age-standardized. Estimates by country. Geneva: World Health Organization. 2017. URL: http://apps.who.int/gho/data/view.main.CTRY2450A?lang =en (дата обращения 10.10.2017).
[9] Гаврилов: Минздрав не выполняет свои же планы по снижению смертности. URL: https://va-
demec.ru/news/2017/09/05/gavrilov-minzdrav-silno-ot-staet-ot-svoikh-planov-po-snizheniyu-smertnosti/ (дата обращения 10.10.2017).
[10] Вишневский А., Андреев Е., Тимонин С. Смертность от болезней системы кровообращения и продолжительность жизни в России // Демографическое обозрение. 2016. Том 3, №1. С. 6-34.
[11] Демоскоп Weekly. 2016. №675-676. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0675/barom05.ph p (дата обращения 18.10.2017).
[12] WHO Estimates for 2000-2015. Geneva: World Health Organization. 2015. URL: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/esti-mates/en/index1.html (дата обращения 10.10.2017).
[13] Белехова Г.В. Экономические потери в трудовой сфере: основные подходы к оценке. // Белорусский экономический журнал. 2017. №1. С. 116-119.
[14] Коробицын Б.А., Никулина Н.Л., Куклин А.А., Народонаселение, № 3 - 2014// Ущерб от основных причин смертности для субъектов Российской Федерации и оценка приоритетов по увеличению продолжительности жизни.
[15] Улумбекова Г.Э., «Здравоохранение России. Что надо делать», М., 2016
[16] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год (основные положения); Счетная палата Российской Федерации от 2017 г. М.: Изд-во Счетной палаты Российской Федерации, 2017.
[17] Заключение на отчет Федерального фонда обязательного медицинского страхования об исполнении бюджета за 2016 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации от 30 авг. 2017 г. М.: Изд-во Счетной палаты Российской Федерации, 2017. 31 авг.
[18] Электронный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. 2015. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2015/09/01/2516-obobschennye-re-zultaty-sotsiologicheskih-issledovaniy-otnosheniya-nase-leniya-k-sisteme-zdravoohraneniya (дата обращения 10.10.2017).
[19] Электронный сайт государственной статистики ЕМИСС. 2012. URL: https://fedstat.ru/indicator/41122 (дата обращения 10.10.2017).
[20] Электронный сайт ВЦИОМ. 2015. №2919. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370 (дата обращения 10.10.2017).
[21] Об исполнении бюджета Астраханской области за
2016 год; закон Астраханской области от 21 июня
2017 г. // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2017. 29 июня.
[22] Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области за 2016 год; закон Астраханской области от 25 мая 2017 г. // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2017. 01 июня.
[23] Развитие здравоохранения Астраханской области; Постановление Правительства Астраханской области от 10 сент. 2014 г. // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/428545259 (дата обращения 10.10.2017).
[24] Электронный сайт государственной статистики ЕМИСС. 2016. URL: https://fedstat.ru/indicator/33843# (дата обращения 10.10.2017).
[25] О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год; Федеральный закон от 14 дек. 2015 г. // Российская газета. 2015. 17 дек.
[26] О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов; Федеральный закон от 19 дек. 2016 г. // Российская газета. 2016. 23 дек.
MAIN DIRECTIONS OF HEALTH CARE IN RUSSIA
Sheina E.A.
Astrakhan state medical University, Astrakhan, Russian Federation
Annotation: the relevance of the article is due to the fact that in recent years, in indicators that indicate improvement in the quality of health care, there has been a slowdown, and in some cases, a cessation. Despite the implementation of national projects, the reports indicate that the plans have not been fulfilled, and in the world rating the country is inferior to a number of developing countries. The article assesses the impact of some reasons on Russia's health care and forecasts the main development trends by studying the causes of slowed improvement in the quality of health (the main development directions and national health projects, financing of national projects and other sources of financing), and also studying some of the results of these causes (average life expectancy, morbidity, mortality, optimization of medical institutions, job cuts and reduction wage medical staff, quality of care).
Key words: health care, medical care, life expectancy, morbidity, mortality, national projects, high-tech help, prevention, health care costs, quality of medical care.
REFERENCES
[1] Aganbegjan A.G. Demografija i zdravoohranenie Rossii na rubezhe vekov. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2016.
[2] Oficial'nye statisticheskie pokazateli. URL: https://fed-stat.ru (data obrashhenija 10.10.2017).
[3] Otchet o rezul'tatah dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii za 2016 god; Pravitel'stvo Rossijskoj federacii ot 19 apr. 2017 g. M.: Izvestija, 2017. 19 apr.
[4] Ispolnenie federal'nogo bjudzheta i bjudzhetov bjudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii za 2016 god; Ministerstvo fi-nansov Rossijskoj Federacii ot 28 avg. 2017 g. M.: Finpol, 2017. 28 avg.
[5] WHO Total NCD Mortality. Data by country Health. Geneva: World Health Organization. 2017. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.A860?lang=en (data obrashhenija 10.10.2017).
[6] WHO Total consumption, projected estimates for 2016 by country. Geneva: World Health Organization. 2016. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.A1041?lang=en&s howonly=GISAH (data obrashhenija 10.10.2017).
[7] WHO Prevalence - most recent adult survey. Data by country. Geneva: World Health Organization. 2015. URL: http://apps.who.int/gho/data/node.main.TOB1249?lang=en (data obrashhenija 10.10.2017).
[8] WHO Prevalence of obesity among adults, BMI > 30, age-standardized. Estimates by country. Geneva: World Health Organization. 2017. URL: http://apps.who.int/gho/data/view.main.CTRY2450A?lang =en (data obrashhenija 10.10.2017).
[9] Gavrilov: Minzdrav ne vypolnjaet svoi zhe plany po snizheniju smertnosti. URL: https://va-demec.ru/news/2017/09/05/gavrilov-minzdrav-silno-ot-staet-ot-svoikh-planov-po-snizheniyu-smertnosti/ (data obrashhenija 10.10.2017).
[10] Vishnevskij A., Andreev E., Timonin S. Smertnost' ot
boleznej sistemy krovoobrashhenija i prodolzhitel'nost' zhizni v Rossii // Demograficheskoe obozrenie. 2016. Tom 3, №1. S. 6-34.
[11] Demoskop Weekly. 2016. №675-676. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0675/barom05.ph p (data obrashhenija 18.10.2017).
[12] WHO Estimates for 2000-2015. Geneva: World Health Organization. 2015. URL: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/esti-mates/en/index1.html (data obrashhenija 10.10.2017).
[13] Belehova G.V. Jekonomicheskie poteri v trudovoj sfere: os-novnye podhody k ocenke. // Belorusskij jekonomicheskij zhurnal. 2017. №1. S. 116-119.
[14] Korobicyn B.A., Nikulina N.L., Kuklin A.A., Narodo-naselenie, № 3 - 2014// Ushherb ot osnovnyh prichin smertnosti dlja sub#ektov Rossijskoj Federacii i ocenka pri-oritetov po uvelicheniju prodolzhitel'nosti zhizni.
[15] Ulumbekova G.Je., «Zdravoohranenie Rossii. Chto nado delat'», M., 2016
[16] Zakljuchenie Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii na otchet ob ispolnenii federal'nogo bjudzheta za 2016 god (osnov-nye polozhenija); Schetnaja palata Rossijskoj Federacii ot 2017 g. M.: Izd-vo Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii, 2017.
[17] Zakljuchenie na otchet Federal'nogo fonda objazatel'nogo medicinskogo strahovanija ob ispolnenii bjudzheta za 2016 god, predstavlennyj Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii Schetnoj palate Rossijskoj Federacii; Schetnaja palata Ros-sijskoj Federacii ot 30 avg. 2017 g. M.: Izd-vo Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii, 2017. 31 avg.
[18] Jelektronnyj sajt Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii. 2015. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2015/09/01/2516-obobschennye-re-zultaty-sotsiologicheskih-issledovaniy-otnosheniya-nase-leniya-k-sisteme-zdravoohraneniya (data obrashhenija 10.10.2017).
[19] Jelektronnyj sajt gosudarstvennoj statistiki EMISS. 2012.
URL: https://fedstat.ru/indicator/41122 (data obrashhenija 10.10.2017).
[20] Jelektronnyj sajt VCIOM. 2015. №2919. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370 (data obrashhenija 10.10.2017).
[21] Ob ispolnenii bjudzheta Astrahanskoj oblasti za 2016 god; zakon Astrahanskoj oblasti ot 21 ijunja 2017 g. // Sbornik zakonov i normativnyh pravovyh aktov Astrahanskoj ob-lasti. 2017. 29 ijunja.
[22] Ob ispolnenii bjudzheta territorial'nogo fonda ob-jazatel'nogo medicinskogo strahovanija Astrahanskoj ob-lasti za 2016 god; zakon Astrahanskoj oblasti ot 25 maja 2017 g. // Sbornik zakonov i normativnyh pravovyh aktov Astrahanskoj oblasti. 2017. 01 ijunja.
[23] Razvitie zdravoohranenija Astrahanskoj oblasti; Post-anovlenie Pravitel'stva Astrahanskoj oblasti ot 10 sent. 2014 g. // Jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnich-eskoj dokumentacii. URL: http://docsxntd.ru/docu-ment/428545259 (data obrashhenija 10.10.2017).
[24] Jelektronnyj sajt gosudarstvennoj statistiki EMISS. 2016. URL: https://fedstat.ru/indicator/33843# (data obrashhenija 10.10.2017).
[25] O bjudzhete Federal'nogo fonda objazatel'nogo medicinskogo strahovanija na 2016 god; Federal'nyj zakon ot 14 dek. 2015 g. // Rossijskaja gazeta. 2015. 17 dek.
[26] O bjudzhete Federal'nogo fonda objazatel'nogo medicinskogo strahovanija na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov; Federal'nyj zakon ot 19 dek. 2016 g. // Rossijskaja gazeta. 2016. 23 dek.