Научная статья на тему 'Организация системы высокотехнологичной медицинской помощи в России: история вопроса (часть i)'

Организация системы высокотехнологичной медицинской помощи в России: история вопроса (часть i) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
693
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / HEALTHCARE / HIGH-TECH MEDICAL AID / HEALTH CARE MANAGEMENT / HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов О. Э., Силаева Н. А.

Описывается история развития системы высокотехнологичной медицинской помощи в России. Рассмотрены подходы к распределению объемов и механизмы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи с позиции государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов О. Э., Силаева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A SYSTEM OF HIGH-TECH MEDICAL CARE IN RUSSIA: THE HISTORY OF THE ISSUE (PART I)

The article describes the history of the evolution of the system of high-tech medical care in Russia. Approaches to distribution of volumes of medical aid and mechanisms of financing of high-tech medical aid from a viewpoint of government regulation are considered.

Текст научной работы на тему «Организация системы высокотехнологичной медицинской помощи в России: история вопроса (часть i)»

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

Карпов О.Э., Силаева Н.А.* УДК: 616-082.008:681.3 (470)

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва DOI: 10.2588VBPNMSC.2018.35.81.025

Резюме. Описывается история развития системы высокотехнологичной медицинской помощи в России. Рассмотрены подходы к распределению объемов и механизмы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи с позиции государственного регулирования.

Ключевые слова: здравоохранение, высокотехнологичная медицинская помощь, управление здравоохранением, медицинское страхование.

ORGANIZATION OF A SYSTEM OF HIGH-TECH MEDICAL CARE IN RUSSIA: THE HISTORY OF THE ISSUE (PART I)

Karpov O.E., Silaeva N.A.*

Federal State Budgetary Institution «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov» of the Ministry of Health of the Russian Federation

Abstract. The article describes the history of the evolution of the system of high-tech medical care in Russia. Approaches to distribution of volumes of medical aid and mechanisms of financing of high-tech medical aid from a viewpoint of government regulation are considered.

Keywords: healthcare, high-tech medical aid, health care management, health insurance.

Одной из приоритетных задач в области здравоохранения и демографической политики РФ является развитие и увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи, повышение ее доступности.

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) - часть специализированной медицинской помощи, включающая в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники [1]. ВМП связана не только с понятием применения современных технологий, но и с понятием высокозатратной (дорогостоящей) медицинской помощи, что, в свою очередь, требует взвешенного планирования объемов и расчета финансирования. По мнению экспертов ВОЗ, именно основанная на применении новейших технологий высококачественная дорогостоящая медицинская помощь является наименее доступной для жителей всех стран мира [2], при этом именно этот вид медицинской помощи считается наиболее эффективным, приводящим к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья и качества жизни пациента.

Специалистам хорошо известно, что система оказания ВМП начала свое формирование в период острой нехватки финансирования в здравоохранении, практически одновременно со становлением системы обязательного медицинского страхования [3; 4]. Впервые дорогостоящая медицинская помощь упоминается в нормативно-правовых документах в 1991 году. В ст. 11 Закона РФ «О медицинском страховании граждан» от 28.06.1991 г. № 1499-1

* e-mail: nmhc@mail.ru

указано, что финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для особо дорогостоящих видов медицинской помощи [3]. При этом, ни критериев отнесения медицинской помощи к особо дорогостоящим видам, ни механизмов финансирования в указанном документе не было.

Только через год Указом Президента РФ от 26.09.1992 г. № 1137 было определено, что обновляемый список заболеваний, требующих применения дорогостоящих методов лечения, должен утверждаться ежегодно Министерством здравоохранения РФ, а их финансирование должно осуществляться из республиканского бюджета [5]. Так, в период 1992-1994 гг. Министерством здравоохранения РФ было издано несколько приказов, касающихся вопросов финансирования ВМП. Следует отметить, что на тот период времени нормативные документы не содержали порядок, регламентирующий оказание ВМП, маршрутизацию пациентов, в них не были представлены перечень медицинских учреждений, оказывающих ВМП, требования к данным учреждениям, порядок отчетности и учета оказанной ВМП.

Приказ Минздрава от 02.10.1992 № 263 «О мерах по развитию здравоохранения в РФ», во исполнение п. 2 Указа Президента (№ 1137 от 26.09.1992) поручает заместителям министра здравоохранения РФ разработать порядок целевого финансирования и список дорогостоящих видов медицинской помощи, целевое финансирование которых предусмотрено из республиканского бюджета [6]. В результате появился новый вид медицинской помощи. В отличие от других видов медицинской помощи, дорогостоящие её виды должны финансироваться из федерального бюджета и оказываться только в федеральных специализированных медицинских учреждениях [7].

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

В середине 1993 г. вышел приказ МЗ РФ от 21.05.1993 г. № 146 «Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения РФ на 1993 год» [8]. Этот приказ утверждал Перечень видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в Базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения РФ на 1993 год, а также методические рекомендации по экономическому обоснованию указанного Перечня видов медицинской помощи и их объемов. Перечень включал в себя минимальный объем медицинских услуг по 29 медицинским специальностям, реализуемых на всей территории РФ в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Приказом было предусмотрено, что органы управления Республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно могут определять перечень и порядок финансирования дорогостоящих видов медицинской помощи, включенных в Перечень либо из муниципального бюджета здравоохранения, либо из Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) через систему медицинского страхования. Согласно данному приказу, порядок финансирования медицинской помощи, включенной в вышеуказанный Перечень, страховыми медицинскими компаниями из средств системы ОМС устанавливается территориальными фондами ОМС. Этот механизм финансирования не учитывал утвержденные отдельным Перечнем 8 видов дорогостоящих кардиохирургических операций особой сложности и 3 вида операций по пересадке органов и тканей (Приложение № 2 к Приказу). Для этих видов ВМП был предусмотрен отдельный механизм финансирования из республиканского бюджета.

В 1994 году МЗ РФ издало приказ № 73 «О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета РФ на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи, и контроля за их использованием» [9], согласно которого руководителям федеральных государственных учреждений, оказывающих дорогостоящую медицинскую помощь, рекомендовалось самостоятельно разработать «Положение об использовании средств, выделяемых на дорогостоящее лечении, согласно перечня заболеваний», но сам перечень заболеваний в этом приказе представлен не был. Финансирование проводилось по факту выполненных объемов с 25% авансовым платежом и трехкратной периодичностью (6 месяцев - 9 месяцев - 1 год).

В период 1995-1997 гг. новых документов, регламентирующих оказание дорогостоящих видов медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, издано не было.

Только в 1998 году вышел первый наиболее значимый документ, регламентирующий порядок оказания

дорогостоящей медицинской помощи, маршрутизацию пациентов, перечень видов медицинской помощи, перечень медицинских учреждений, оказывающих ВМП и порядок целевого финансирования из республиканского бюджета. Это приказ МЗ РФ от 29.01.1998 г. № 30 «О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению РФ в клиниках федеральных учреждений здравоохранения»

[10]. В нем были предусмотрены разделы: «Положение о порядке направления, отбора и вызова больных на лечение в учреждения здравоохранения федерального подчинения», «Перечень видов дорогостоящей медицинской помощи», «Перечень научно-исследовательских медицинских учреждений и центров Минздрава России и РАМН, выполняющих высокотехнологичные виды медицинской помощи, финансируемые из республиканского бюджета РФ», разрешенные виды такой помощи, временные учетные формы «Лист ожидания госпитализации» и «Отчет о дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи».

Также в 1998 году впервые дорогостоящие виды медицинской помощи вошли в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096

[11]. Важно отметить, что в последующем, нормативные акты, регулирующие вопросы оказания ВМП издавались уже ежегодно.

В целях обеспечения внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий в 1998 г. также было издано постановление Правительства РФ № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий»

[12]. Эта программа включала в себя два этапа. На первом этапе (1999-2001 годы) предусматривалось создание «Института хирургии высоких технологий» - головного учреждения по проблеме; развитие и укрепление материально-технической базы научных и практических учреждений здравоохранения, подготовка медицинского и технического персонала, научная разработка новых медицинских технологий и их стандартизация, разработка основных мероприятий по информационному обеспечению учреждений, участвующих в реализации Программы. На втором этапе (2002-2007 годы) планировалось внедрение высоких медицинских технологий, прежде всего кардио- и нейрохирургических, в лечебно-профилактические учреждения, расположенные в субъектах РФ, их дооснащение современным медицинским оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами. На реализацию программы из средств федерального бюджета предусматривается выделение более 3 млрд руб. и ожидалось, что результатом станет улучшение основных показателей здоровья населения РФ.

В 1999 году вышел новый приказ Министерства здравоохранения № 220 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения»

[13]. Этот приказ утверждал механизм дополнительного

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

финансирования ВМП за пролеченного больного по профилям медицинской помощи на основе единой для всех учреждений балльной шкалы доплат, а также вводил новую форму отчета о количестве пролеченных больных (отдельно для детей и взрослых) в федеральных учреждениях здравоохранении в субъектах РФ.

С 2000-х годов начался новый этап развития системы ВМП в РФ. Впервые было введено понятие «квота» - учетная единица объема оказания ВМП. Квоты распределялись с учетом профилей медицинской помощи по субъектам РФ в соответствии с приложениями № 4 и № 6 к Приказу МЗ РФ и РАМН от 10.07.2000 г. № 252/50 [14]. Также приказ содержал перечень высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи (107 наименований), перечень федеральных медицинских учреждений, оказывающих указанную помощь (46 - находящихся в ведении МЗ РФ и 21 - в ведении РАМН). Важным и социально значимым аспектом стал п.1.1. этого приказа «Не допускать необоснованного отказа (направление в другое профильное медицинское учреждение) в оказании ВМП больным субъектов РФ, закрепленных за медицинским учреждением федерального подчинения.

Совместным приказом Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 № 70/14 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» [15] были утверждены «Методически указания по совершенствованию оплаты медицинских услуг и расходованию финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения». Согласно этим методическим указаниям определено, что предметом взаимодействия МЗ и федеральной медицинской специализированной организации является формирование и выполнение заказа Минздрава РФ на оказание специализированной медицинской помощи населению субъектов РФ за счет средств федерального бюджета на основе приведения в соответствие плановых размеров бюджетных ассигнований с плановыми объемами медицинской помощи. Согласно данному приказу, плановый объем помощи в стоимостном выражении определяется каждым учреждением на основе тарифов на медицинские услуги данного учреждения, разработанных самим учреждением и утвержденных специально созданной для этих целей тарифной комиссией МЗ РФ и РАМН. Этим приказом были утверждены также методические рекомендации по расчету стоимости медицинских услуг, финансируемых за счет бюджета. Рекомендации предусматривали, что все бюджетное финансирование федеральных клиник должно быть переведено на оплату за пролеченного больного. Таким образом, основная концепция приказа МЗ РФ и РАМН от 28.02.2000 № 70/14 заключалась в том, что государство предъявляет требования к федеральным учреждениям здравоохранения в пределах объемов деятельности, обеспеченных финансовыми ресурсами государства, а главным экономическим инструментом при этом становится тариф на медицинские услуги [16].

В последующие годы ежегодно издавались совместные приказы МЗ РФ и РАМН, регламентирующие перечень видов ВМП, перечень федеральных медицинских организаций, оказывающих ВМП. Так, совместным приказом МЗ РФ и РАМН от 14.05.2001 г. № 147/43 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» утверждено: «Положение о порядке направления больных в федеральные медицинские учреждения»; «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи», включающий 111 видов ВМП; «Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений» (48 - Минздрава России и 23 - РАМН); «Примерное закрепление субъектов РФ за медицинскими учреждениями федерального подчинения по оказанию высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи» и форма учета числа пролеченных больных [17]. Последующими совместными МЗ РФ и РАМН от 20.02.2002 г. № 50/14 и от 28.02.2003 г № 69/22 установлено уже 132 вида ВМП и 80 федеральных специализированных медицинских учреждений Минздрава и РАМН (57 - МЗ РФ и 23 - РАМН) [18; 19].

Правительством РФ 6 мая 2003 года было принято постановление № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контролю за их реализацией». На основании данного постановления утверждено, что федеральным специализированным медицинским учреждениям выделение объемов высокотехнологичной медицинской помощи как в финансовых, так и в числе пролеченных должно осуществляться в виде государственного задания [20].

В октябре 2005 года было проведено заседание Президиума Государственного Совета РФ, посвященное формированию государственного задания федеральных медицинских организаций на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета. Президентом РФ было дано соответствующее поручение Правительству РФ. Во исполнение этого поручения, Минздравсоцразвития России начало проводить формирование соответствующей нормативной правовой базы, разработку и утверждение государственного задания на оказание гражданам страны ВМП за счет средств федерального бюджета, а также организацию деятельности медицинских учреждений по выполнению указанного задания [16].

Важным этапом в обеспечении населения ВМП явилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Одно из направлений проекта «Здоровье» - «Обеспечение населения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощью» было направлено на увеличение доступности для населения и качества данного вида медицинской помощи. В рамках реализации данного проекта планировалось значительно увеличить удовлетворенность населения дорогостоящей

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

(высокотехнологичной) медицинской помощью за счет увеличения объемов целевых средств, выделяемых из федерального бюджета, строительства новых центров высоких медицинских технологий, совершенствования порядка предоставления населению ВМП. В рамках реализации проекта в 2006 г. начато строительство центров по оказанию ВМП в 14 субъектах Российской Федерации [21]. Так же были разработаны медицинские стандарты оказания видов ВМП для работы в рамках государственного задания, на основании которых определена единая стоимость оказания медицинской услуги, всего утверждено 308 стандартов. На основе разработанных стандартов оказания ВМП Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 марта 2006 № 220 утвержден перечень видов ВМП, оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву, ФМБА и РАМН [21]. Из 272 позиций, сгруппированных по 20 основным профилям, утверждено государственное задание по оказанию ВМП гражданам РФ, процедура согласования распределения планового количества больных субъектов РФ в подведомственных федеральных специализированных медицинских учреждениях, примерная форма соглашения о выполнении государственного задания по оказанию ВМП гражданам РФ и др. На основе стандартов оказания ВМП впервые были рассчитаны и утверждены единые для всех федеральных медицинских учреждений нормативы финансовых затрат на оказание ВМП по каждому из её профилей. Основным документом, регламентирующим оказание ВМП, стало государственное задание (ГЗ), которое устанавливает: гарантированный объем ВМП, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета; перечень медицинских учреждений, участвующих в выполнения государственного задания; профили и виды ВМП, оказываемые в рамках задания; распределение плановых объемов ВМП в виде показателей по числу пролеченных больных; нормативы финансовых затрат на оказание ВМП; порядок направления граждан РФ для оказания ВМП. При формировании ГЗ учитывались следующие показатели:

- потребность населения в оказании ВМП, предоставленная органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения;

- мощность федеральных медицинских специализированных организаций, принимающих участие в реализации ГЗ;

- норматив финансовых затрат в разрезе профилей и видов медицинской помощи;

- размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование ВМП.

Указом Президента РФ от 30 июня 2006 № 658 «О Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» был создан новый федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, осу-

ществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи - Росмедтехнологии [23]. В ведение Федерального агентства по ВМП переданы основные федеральные специализированные медицинские учреждения, ведущие, в том числе, научную деятельность и последипломную подготовку медицинских работников и научных кадров высшей квалификации. Подчеркнем, что именно этим федеральным органом впервые был реализован комплекс новых организационных мероприятий в сфере высоких медицинских технологий с применением сбалансированных подходов внутреннего и внешнего регулирования. При распределении объемов государственного задания между медицинскими организациями формировался резервный фонд объемов ВМП. При выполнении федеральной медицинской организацией выделенных объемов ГЗ плановые показатели для этой медицинской организации увеличивались на очередной отчетный период в пределах плановых резервных объемов ВМП. Таким образом, медицинские организации были экономически заинтересованы выполнить выделенные объемы государственного задания на оказание ВМП в полном объеме - внутреннее регулирование. Внешнее регулирование было основано на ежеквартальном анализе показателей, а также результатах оказания ВМП и управления плановыми резервными объемами помощи. Разработанные и частично внедренные Федеральным агентством по ВМП организационные мероприятия, были направлены на реализацию главной цели - повышение доступности для граждан РФ дефицитных видов ВМП.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Росмедтехнологии, в ведении которых находились федеральные клиники с коечным фондом более 80% всех мощностей, использующиеся для оказания ВМП населению РФ [24]. Федеральные специализированные медицинские учреждения и функции по организации и контролю оказания ВМП гражданам РФ были преданы МЗ РФ. С этого момента произошли существенные изменения в механизме планирования объемов ГЗ: при распределении объемов ГЗ более не предусматривалось выделение резервного фонда объемов с резервным финансированием, а в основу распределения дополнительных объемов легли заявки от медицинских учреждений.

В период с 2002 по 2007 гг. число пролеченных больных в федеральных медицинских учреждениях, выполняющих ВМП, увеличилось с 94,1 тыс. человек до 160,1 тыс. человек, а число федеральных медицинских учреждений, оказывающих ВМП, выросло с 73 до 93. Важно отметить, что увеличение объемов и повышение доступности ВМП национальным проектом «Здоровье» предусматривалось только за счет строительства сети новых центров высоких

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

медицинских технологий и модернизации существующих специализированных федеральных учреждений. В последующих Постановлениях Правительства РФ, в том числе в № 266 от 05.05.2007 г., предусматривалась возможность оказания ВМП на уровне субъекта федерации и в муниципальном здравоохранении за счет целевых субсидий федерального бюджета [25]. После принятия указанных документов впервые ВМП стала оказываться в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований. По некоторым данным, распределение объемов фактически оказанной дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи между федеральными и территориальными медицинскими учреждениями составляло 27% и 73%, соответственно [26].

Таким образом, в рассматриваемый период времени произошло стратегически важное выделение дорогостоящих высокотехнологичных методов лечения в отдельное направление с определением порядка планирования и финансирования. Безусловно, эти действия способствовали значительному росту объемов оказания ВМП и повышению доступности этого вида медицинской помощи для граждан РФ.

Однако, несмотря на темпы внедрения новых технологий и предпринятые меры по повышению доступности ВМП, потребность в видах ВМП среди граждан РФ неуклонно продолжает расти.

Рост объемов ВМП, в том числе в результате внедрения новых технологий и расширения перечня видов ВМП, приводит к значительному увеличению объемов финансирования. В связи с чем, на фоне дефицита финансирования отрасли в целом, особенно актуальной проблемой становится рациональное использование имеющихся ресурсов здравоохранения и поиск новых механизмов и источников оплаты ВМП.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 18.05.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»/ Статья 3 // Опубликован на официальном интернет-портале https://www.rosminzdrav.ru. [Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 18.05.2015) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazh-dan v Rossijskoj Federacii»/ Stat'ya 3 // Opublikovan na oficial'nom internet-portale https://www.rosminzdrav.ru].

2. World Health Organization. Programme Budget 2014-2015 // http://www.whogis. com/about/resources_planning/PB14-15_en.pdf (дата проверки 14.05.2018).

3. Закон РСФСР от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91/) (дата проверки 14.05.2018). [Zakon RSFSR ot 28 iyunya 1991 g. № 1499-1 «O medicinskom strahovanii grazhdan v RSFSR» // (http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_91/) (data proverki 14.05.2018)].

4. Постановление Правительства РФ от 23.01.1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" с Положениями "О страховых медицинских организациях" и "О порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием» // http://base.garant. ru/5137668/#block_2000. [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.01.1992 g. № 41 «O merah po vypolneniyu Zakona RSFSR "O medicinskom strahovanii grazhdan v RSFSR" s Polozheniyami "O strahovyh medicinskih organizaciyah" i "O poryadke vydachi licenzij na pravo zanimat'sya medicinskim strahovaniem» // http://base.garant.ru/5137668/#bl-ock_2000].

5. Указ Президента РФ от 26.09.1992 г. № 1137 "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации" // http://base.garant.ru/4176068/. [Ukaz Prezidenta RF ot 26.09.1992 g. № 1137 "O merah po razvitiyu zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii" // http://base.garant.ru/4176068/].

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.10.1992 г. № 263 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» // http://base.garant. ru/4170767/. [Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 02.10.1992 g. № 263 «O merah po razvitiyu zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii» // http://base.garant. ru/4170767/].

7. Кочетов, Д.М. Нормативно-правовое обеспечение организации оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи / Д.М. Кочетов, Ю.И. Григорьев // Медицинское право. - 2011. - № 5 (сентябрь-октябрь). [Kochetov, D.M. Normativno-pravovoe obespechenie organizacii okazaniya naseleniyu vysokotekhn-ologichnoj medicinskoj pomoshchi / D.M. Kochetov, YU.I. Grigor'ev // Medicinskoe pravo. - 2011. - № 5 (sentyabr'-oktyabr')].

8. Приказ МЗ РФ от 21.05.1993г. № 146 «Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения РФ на 1993 год» // http://base.garant.ru/41-70540/. [Prikaz MZ RF ot 21.05.1993g. № 146 «Ob utverzhdenii perechnya vidov medicinskoj pomoshchi, profilakticheskih, lechebno-diagnosticheskih meropriyatij, vhodyashchih v bazovuyu programmu obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya razl-ichnyh kontingentov naseleniya RF na 1993 god» // http://base.garant.ru/4170540/].

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.04.1994г. № 73 «О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи, и контроля за их использованием» // http://base.garant.ru/12184279/. [Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'no-go razvitiya RF ot 10.04.1994g. № 73 «O poryadke finansirovaniya i raskhodovaniya assignovanij, vydelyaemyh iz Federal'nogo byudzheta Rossijskoj Federacii na prove-denie dorogostoyashchih vidov medicinskoj pomoshchi, i kontrolya za ih ispol'zovan-iem» // http://base.garant.ru/12184279/].

10. Приказ Минздрава России от 29.01.1998г. № 30 «О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению РФ в клиниках федеральных учреждений здравоохранения» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=EXP&n=278761#044675091335413764. [Prikaz Minzdrava Rossii ot 29.01.1998g. № 30 «O merah po uporyadocheniyu organizacii medicinskoj pomoshchi naseleniyu RF v klinikah federal'nyh uchrezhdenij zdravoohraneniya» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=278761#0446-75091335413764].

11. Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 г. № 1096 (ред. от 24.07.2001) «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20295/. [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.09.1998 g. № 1096 (red. ot 24.07.2001) «Ob utverzhdenii Programmy gosudars-tvennyh garantij okazaniya grazhdanam Rossijskoj Federacii besplatnoj medicinskoj pomoshchi» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20295/].

12. Постановление Правительства РФ от 25.11.1998 г. № 1391 «О Федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий» // http://base.garant. ru/12113830/. [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.11.1998 g. № 1391 «O Fede-ral'noj celevoj programme "Medicina vysokih tekhnologij» // http://base.garant.ru /12113830/].

13. Приказ Министерства здравоохранения от 07.06.1999 г. № 220 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения» // (http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=285997&dst=100001/#0400564556129162). [Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya ot 07.06.1999 g. № 220 «Ob organizacii okazaniya vysokotekhnologichnyh (dorogostoyashchih) vidov medicinskoj pomoshchi v federal'nyh uchrezhdeniyah zdravoohraneniya» // (http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=285997&dst=100001 /#0400564556129162)].

14. Приказ МЗ РФ и РАМН от 10.07.2000г. № 252/50 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» // https://zakonbase. ru/content/base/41764. [Prikaz MZ RF i RAMN ot 10.07.2000g. № 252/50 «Ob organizacii okazaniya vysokotekhnologichnyh (dorogostoyashchih) vidov medicinskoj pomoshchi v uchrezhdeniyah zdravoohraneniya federal'nogo podchineniya» // htt-ps://zakonbase.ru/content/base/41764].

15. Приказ МЗ РФ и РАМН от 28.02.2000 № 70/14 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&-

Карпов О.Э., Силаева Н.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ЧАСТЬ I)

base=EXP&п=290507#04517270145402432. [Рп1ж МЕ RF i RAMN ot 28.02.2000 № 70/14 «О povysheпii effektivпosti ispol'zovaпiya fiпaпsovyh sredstv V ис^-hdeпiyah zdravoohraпeпiya federal'пogo podchiпeпiya» // http://www.coпsultaпt. ru/coпs/cgi/oпline.cgi?req=doc&base=EXP&n=290507#04517270145402432].

16. Перхов, В.И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью/ В.И. Перхов// Здравоохранение. - 2010.

- № 2. - С. 29-38. [Ре^, V.!. Sovremeппye aspekty obespecheniya naseleniya RF vysokotekhпologichпoj mediciпskoj pomoshch'yu/ V.!. Perhov// Zdravoohraпeпie.

- 2010. - № 2. - S. 29-38].

17. Приказ МЗ РФ и РАМН от 14.05.2001 г. № 147/43 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» // http://www.consultant.ru/ coпs/cgi/oпliпe.cgi?req=doc&base=EXP&п=296999#09562998711280377. [Р^ MZ RF i RAMN ot 14.05.2001 g. № 147/43 «ОЬ orgaпizacii okazaпiya vysokotekh-пologichпyh (dorogostoyashchih) vidov mediciпskoj pomoshchi V uchrezhdeniyah zdravoohraпeпiya federal'пogo podchiпeпiya» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/ oпliпe.cgi?req=doc&base=EXP&п=296999#09562998711280377].

18. Приказ МЗ РФ и РАМН от 20.02.2002 г. № 50/14 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» // http://base.garant. ш/4178206/. [Рп1ж MZ RF i RAMN й 20.02.2002 g. № 50/14 «ОЬ orgaпizacii oka-zaпiya vysokotekhпologichпyh (dorogostoyashchih) vidov mediciпskoj pomoshchi V uchrezhdeniyah zdravoohraпeпiya federal'пogo podchiпeпiya» // http://base.garaпt. ru/4178206/].

19. Приказ МЗ РФ и РАМН от 28.02.2003 г. № 69/22 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РФ и РАМН от 20.02.2012 № 50/14» //

ш/4179015/. [Рп1ж MZ RF i RAMN ot 28.02.2003 g. № 69/22 «О vnesenii izme-nenij i dopolпeпij V prikaz MZ RF i RAMN ot 20.02.2012 № 50/14» // 1^:/^. garant.ru/4179015/].

20. Постановление Правительства РФ от 06.05.2003 № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контролю за их реализацией» // http://base.garant.ru/4179197/. [Postanovlenie РшМ^ RF ot 06.05.2003 № 255 «О razrabotke i fiпaпsirovaпii vypolпeпiya zadaпij po obespec-heпiyu gosudarstveппyh garaпtij okazaпiya grazhdaпam RF besplatпoj mediciпskoj pomoshchi i koпtrolyu za ih realizaciej» // http://base.garant.ru/4179197/].

21. Постановление правительства РФ от 20.03.2006 г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» // http://base.garant. ш/4182403/. [Postanovlenie pravitel'stva RF ot 20.03.2006 g. № 139 «О ^га^Г^ federal'пyh ceпtrov vysokih mediciпskih tekhnologij» // http://base.garant.ru/ 4182403/].

22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.03.2006 г. № 220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II-IV кварталах 2006 г. и I квартале 2007 г.» (ред. от 31.12.2006) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59805/. [Prikaz Ministerstva zdravoohran-eniya i social'nogo razvitiya Rossii ot 29.03.2006 g. № 220 «Ob okazanii vysokotek-hnologichnyh vidov medicinskoj pomoshchi za schet sredstv federal'nogo byudzheta v federal'nyh specializirovannyh medicinskih uchrezhdeniyah, podvedomstvennyh Federal'nomu agentstvu po zdravoohraneniyu i social'nomu razvitiyu, Federal'nomu mediko-biologicheskomu agentstvu i Rossijskoj akademii medicinskih nauk, vo II-IV kvartalah 2006 g. i I kvartale 2007 g.» (red. ot 31.12.2006) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_59805/].

23. Указ Президента РФ от 30.06.2006 г. № 658 «О Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» // http://www.consultant.ru/docum-ent/cons_doc_LAW_61257/. [Ukaz Prezidenta RF ot 30.06.2006 g. № 658 «0 Fede-ral'nom agentstve po vysokotekhnologichnoj medicinskoj pomoshchi» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61257/].

24. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. От 23.11.2016) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76855/ [Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2008 g. № 724 «Voprosy sistemy i struktury federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» (red. Ot 23.11.2016) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 76855/].

25. Постановление Правительства РФ от 05.05.2007г. № 266 «Об оказании ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета» // http://base.garant. ru/12153304/. [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.05.2007g. № 266 «Ob okazanii VMP grazhdanam RF za schet sredstv federal'nogo byudzheta» // http://base.garant. ru/12153304/].

26. Пивень, Д.В. О формировании регионального компонента организации оказания дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи / Д.В.Пивень, П.Е. Дудин // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 5.

- С. 29-34. [Piven', D.V. 0 formirovanii regional'nogo komponenta organizacii okazaniya dorogostoyashchej i vysokotekhnologichnoj medicinskoj pomoshchi / D.V.Piven', P.E. Dudin // Menedzher zdravoohraneniya. - 2007. - № 5. - S. 29-34].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.